Научная статья на тему 'Памяти профессора Олега Семеновича Гребенюка (1937-2003)'

Памяти профессора Олега Семеновича Гребенюка (1937-2003) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Предлагается краткое описание научной и педагогической деятельности профессора О.С. Гребенюка в связи с юбилейной датой 70-летием со дня его рождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A review of professor O.S. Grebenyuk's scientific and pedagogical works to mark the 70th anniversary of his birth.

Текст научной работы на тему «Памяти профессора Олега Семеновича Гребенюка (1937-2003)»

ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА ОЛЕГА СЕМЕНОВИЧА ГРЕБЕНЮКА

(1937-2003)

8

Предлагается краткое описание научной и педагогической деятельности профессора О.С. Гребенюка в связи с юбилейной датой - 70-летием со дня его рождения.

A review of professor O.S. Grebenyuk's scientific and pedagogical works to mark the 70th anniversary of his birth.

Тридцатого января 2007 г. доктору педагогических наук, профессору Олегу Семеновичу Гребенюку исполнилось бы 70 лет. Это был талантливый ученый, с именем которого связано становление педагогики индивидуальности, внесшей вклад в теорию и практику гуманистического образования.

Научно-педагогическая деятельность Олега Семеновича началась в 1972 г. с должности младшего научного сотрудника НИИ общей педагогики АПН СССР, а с 1978 г. продолжилась в НИИ профессиональнотехнической педагогики АПН СССР (этому предшествовали двенадцать лет работы учителем физики и математики в общеобразовательной школе). С 1988 г. он возглавил кафедру педагогики и психологии Калининградского государственного университета (ныне РГУ им. И. Канта).

С 1972 г. О.С. Гребенюк исследует проблемы мотивации учения, им выполнена и защищена кандидатская диссертация на тему «Процесс воспитания мотивации изучения предметов естественно-математического цикла у учащихся старших классов» (М., 1975). После защиты диссертации он уже самостоятельно продолжал исследования мотивационной сферы человека, выбрав в качестве предмета исследования мотивацию учения и труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы. Данный этап исследования пришелся на деятельность в качестве заведующего лабораторией НИИ профессионально-технической педагогики Академии педагогических наук СССР (г. Казань).

Развитие исследовательской позиции О.С. Гребенюка, его научная закалка продолжались в той атмосфере, которая складывалась с первых дней существования молодого института, возглавляемого академиком М.И. Махмутовым. Это было время становления новой научной отрасли педагогики — «Профессионально-техническая педагогика», формирования академического института, призванного развивать эту отрасль, создания нового исследовательского коллектива как представителя новой педагогики. Самым, пожалуй, примечательным в этом процессе было то, что с первых же дней в молодом институте (благодаря демократическому стилю руководства М.И. Махмутова) складывалась творческая,

поисковая атмосфера: сообща формулировали научные проблемы, определяли темы и исполнителей, в соответствии с этим образовывались лаборатории как структурные подразделения, приглашались ученые других институтов для консультаций и выступлений перед сотрудниками и т. д. Все — от директора до рядового сотрудника — действовали как единая семья. Заседания, совещания, научно-практические конференции в Москве, Ростове-на-Дону, Кишиневе, Омске и многих других городах страны, встречи с ведущими учеными, диссертационный совет, руководство аспирантскими исследованиями, подготовка к публикации научных трудов, вечера отдыха, субботники и многое другое не могли не объединить, не способствовать научному росту каждого, в том числе и Олега Семеновича Гребенюка. Деятельность в НИИ ПТП АПН СССР позволила ему увидеть собственные возможности в научной сфере и определить собственное исследовательское кредо. В результате была разработана концепция формирования мотивации учения и труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы.

Как известно, концепции и принципы, лежащие в их основе, потому и являются исходными положениями для организации практики, что они выступают результатом развития научного знания, теории. Справедливо также утверждение, что концепции и принципы остаются верными лишь тогда, когда их проверяют, исправляют и обновляют в процессе педагогической деятельности. Такая задача, как правило, решается не одним человеком. Поэтому О.С. Гребенюком была создана научная школа, в которую входили сотрудники его лаборатории и аспиранты. Так, чтобы использовать выдвигаемый им дидактический принцип мотивации в качестве регулятивных норм практики, необходимо было создание на его основе дидактической системы развития мотивационной сферы. Эта система была разработана Олегом Семеновичем, а затем применена в практике школ, профтехучилищ и техникумов Москвы, Ашхабада, Казани, Калининграда, Кишинева, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода и других городов. Экспериментальная проверка осуществлена в массовой практике и в ряде диссертационных исследований, выполненных под научным руководством О.С. Гребенюка аспирантами Г.И. Ибрагимовым, Н.Ш. Сабировым, А.Н. Николаевым, И.В. Московской, М.А. Чоклей, О.Е. Лисейчиковым, Д.М. Ма-миевым и др. В этот период была раскрыта сущность мотивации учения и труда как педагогической категории; выдвинуто положение об объективной необходимости специальной разработки проблем мотивационного обеспечения учебной деятельности; разработаны принцип мотивации, регулирующий функционирование мотивационной стороны процесса обучения, и дидактические основы формирования мотивации учения и труда. В результате была защищена докторская диссертация на тему: «Дидактические основы формирования мотивации учения и труда учащихся профессиональной школы» (М., 1989).

Творческий опыт, приобретенный О.С. Гребенюком во время его работы в АПН СССР с такими корифеями педагогической науки, как Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, В.С. Ильин, А.К. Маркова, М.И. Махму-тов, М.Н. Скаткин и др., позволил ему продолжить исследования педа-

10

гогических проблем в 1988 г. после переезда в Калининград и поступления на работу в Калининградский государственный университет. Это было время коренных реформ — социальных, экономических, образовательных, научных и др. Общество стало освобождаться от идеологических барьеров, теория и практика образования получили возможность свободно мыслить и действовать, стали четко определяться приоритеты, ценности, парадигмы во имя человека, во имя его потребностей, интересов, способностей и склонностей.

В это время Олег Семенович вместе с Татьяной Борисовной Гребенюк и рядом их учеников и последователей начинают разрабатывать концепцию педагогики индивидуальности. Начало этому научному направлению положила мысль о том, что идеи И. Канта, К.Д. Ушинского, Н.А Бердяева и экзистенциалистов (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер) о человеке как самоценности могут быть воплощены в современных условиях, когда система образования деидеологизирована и каждый ребенок, каждый учитель может почувствовать себя субъектом педагогического процесса. Постепенно сложился подход к рассмотрению индивидуальности человека как такой психологической характеристики, которая отражает не только субъектность (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), но и психические свойства, определяющие эту субъектность.

О.С. Гребенюк предложил включить в содержание понятия «индивидуальность человека» характеристики семи психических сфер, которые позволили бы увидеть в каждом человеке проявление его природных сил. При этом впервые в состав этих сфер психики была включена эта сфера (впервые потому, что в психологии экзистенциальная сфера не рассматривается как самостоятельная характеристика психических свойств и процессов). Если для психологии данный подход и не имеет определяющего значения, то для педагогики он играет принципиальную, решающую роль. Педагогика получила новое направление развития! Введение нового для педагогической теории и практики понятия «индивидуальность», во-первых, обращает внимание на такую сторону деятельности педагогов, которая ранее не выступала главной, — на развитие психических свойств и качеств ребенка и взрослого в педагогическом процессе; во-вторых, обращает внимание на перестраивание самого педагогического процесса с тем, чтобы в нем сложились благоприятные условия для развития всех сфер психики учащегося, а именно

— на психологическую сторону педагогического процесса, которая должна специально структурироваться таким образом, чтобы способствовать максимальной активизации всех психических процессов человека.

Известный отечественный ученый-педагог В.С. Ильин обращал внимание на важность того, какие и как формируются сферы психического мира человека, взаимодействие которых образует грани его разносторонности и индивидуальности. Человеческое в человеке далеко не исчерпывается личностными качествами. Есть еще индивидуальность и индивидуальные качества. Современными философами [1], а за ними и психологами человек понимается как социально-биологическое существо. Получается, что есть животный мир, есть социальный мир, есть даже их единство, но человека-то нет. О.С. Гребенюк предложил

выделять три грани человека, имеющее принципиальное значение для педагогической теории и практики: наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным (личность) видеть «человеческое в человеке» (индивидуальность).

В трудах многих ученых часто говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под личностью имеют в виду индивидуальность человека. Но еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что «индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность» [2, с. 253].

Индивидуальность (от лат. тйгШииш — неделимое, особь) — неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Однако сама по себе неповторимость не является сущностным свойством индивидуальности. Г. Гегель отмечал, что представление об индивидуальности как о неповторимости является формальным и оказывается за пределами науки. "Отдельные души — писал он, — отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модификаций. Но эта бесконечность представляет собой род дурной бесконечности. Своеобразию человека не следует поэтому придавать чрезмерно большого значе-ния"[3, с. 74]. Представляется, что указания на единичность и неповторимость человека выделяют внешние стороны индивидуальности. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность — это то, что отличает человека от животного и социального мира. Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний.

Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной. Принципиально важным О.С. Гребенюк считал то, что наряду с известными сферами выделено еще три: сфера саморегуляции, волевая и экзистенциальная; при этом понятия волевой сферы и сферы саморегуляции разводятся, а экзистенциальная сфера вообще рассматривается впервые.

Становление индивидуальности не может происходить вне социальных воздействий — благодаря им психика человека функционирует, и в зависимости от воздействий происходит развитие тех или иных свойств и качеств психики. С другой стороны, появление психических новообразований приобретает социальную окраску, поскольку деятельность, общение, поведение человека определяются социальными условиями жизни. Психические процессы и состояния — это не абстрактные явления, они осуществляются в социальных ситуациях, под влиянием социальных воздействий, исходящих непосредственно от окружающих или влияющих косвенно, через индивидуальное мировоззрение. Поэтому в каждой сфере индивидуальности можно видеть и собственно психическое содержание, и социальный его аспект, количественное и качественное выражение функционирования психики человека.

12

В научной среде обозначилась тенденция к пониманию индивидуальности как самостоятельного феномена, характеризующего психический мир человека, который находится в диалектическом единстве с его личностной характеристикой и развитие которого обусловлено как природными свойствами человеческого организма, так и социализацией. Индивидуальность человека как его психическая сущность (в отличие от социальной сущности) является сложной замкнутой системой, включающей качественное и количественное проявление психических свойств, процессов, состояний, взаимообусловливающих друг друга. Индивидуальность человека проявляется в его деятельности, общении, поведении. В этом ее общность. Как система индивидуальность в условиях социализации постоянно изменяется, ее динамический характер проявляется в своеобразии деятельности, общения, поведения каждого конкретного человека. В этом ее особенность.

Индивидуальность как внутренний психический мир человека получила новое осмысление с позиции значимости для развития общества и самого индивида, стала ценностью общества, его приоритетной целью. Новое понимание индивидуальности выдвигает на одно из первых мест социальную задачу формирования и развития целостной индивидуальности человека.

Рассмотрение индивидуальности человека как педагогической категории подвело О.С. Гребенюка к новому взгляду на цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания, то есть к пересмотру и обновлению этих сугубо педагогических категорий с новых позиций. Так зарождалась и складывалась концепция педагогики индивидуальности.

До начала 90-х годов ХХ столетия педагогика делала акцент на воспитании только личности, упуская самого человека, его неповторимость и уникальность. Чтобы преодолеть данный пробел в педагогике, необходимо уделить должное внимание проблемам формирования индивидуальности человека, ориентировать общество на развитие не только личностных качеств, но и индивидуальных. Принимая и развивая эти положения, в основу курса педагогики, ориентированной на каждого человека, а не только на профессионального педагога, целесообразно положить идею человековедческой направленности педагогического мышления, идею формирования человеческого в человеке, а не только и не столько личности и личностных качеств. Поэтому в педагогические цели необходимо включить наряду с воспитанием личности и развитие индивидуальности и ввести в курс педагогики материал о формировании индивидуальности человека.

Если традиционная педагогика направлена на подготовку к жизни, передачу социального опыта и т. д., то есть направлена на познание внешнего для человека мира, то педагогика индивидуальности — на исследование самого человека, его собственного мира, на развитие его сущностных сил. Концепция педагогики индивидуальности — о развитии человеческого в человеке, его индивидуальности — имеет свои основания. Один из распространенных критериев, по которым могут различаться культуры, основан на том обстоятельстве, что система ценностей, принятая в том или ином обществе, ставит на первое место либо

индивидуальный самоконтроль и личные достижения, либо обязательства общественной солидарности. Культуре коллективизма, очевидно, больше подходит педагогика коллектива, педагогика личности, и наоборот: культуре индивидуализма в большей степени соответствует педагогика индивидуальности. Отсюда следует, что педагогика индивидуальности и традиционная педагогика должны сосуществовать, обслуживая разные цели человека и общества.

Педагогика индивидуальности есть применение теоретических принципов психологии к практике жизнедеятельности человека. Ее задача — раскрыть, каким образом достижения психологии можно применить по отношению к своему психическому здоровью и своей профессиональной деятельности. Педагогика индивидуальности представляет собой область науки, образующуюся на стыке психологии и педагогики, включающую проблемы психологии (закономерности и механизмы развития индивидуальности) и педагогики (управление развитием индивидуальности, средства и условия ее формирования).

В педагогике индивидуальности:

— человек выступает и как объект социализации, и как ее субъект;

— индивидуальность человека представляет собой высшую ценность;

— достижение целей социализации осуществляется путем развития природных задатков в различных сферах человека (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.), предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое решает задачи развития, совершенствования психических качеств, основных сфер человека — его индивидуальности, второе — воспитания личности;

— развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивид) с одной и той же целью — полной реализации его в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание — к тому, чего у него нет, но что дано в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей.

Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования личности. Поэтому воспитание можно определить как управление развитием индивидуальности, развитием всех ее основных сфер на основе интеграции индивидуального и социального. Развитая целостная индивидуальность сама обеспечивает гармонию личного и общественного, личного и индивидуального, духовного и материального. В этом случае человек действительно может реализовать себя, сам выбрать ту или иную идеологию или религию, сам осуществить свою человеческую природу.

В целом второй период научной деятельности О.С. Гребенюка оказался инновационным. Это нашло свое выражение в следующем.

1. Впервые разработана концепция индивидуальности человека. Определены признаки индивидуальности и выдвинуто фундаментальное положение: индивидуальность человека может стать целостной, если создать предпосылки для гармоничного развития семи ее сфер — интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой,

13

14

предметно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции. Категорию «индивидуальность» предложено считать педагогическим понятием.

2. Впервые разработана концепция педагогики индивидуальности, основной идеей которой стала мысль о формировании целостной индивидуальности как важной педагогической задаче. Педагогика индивидуальности включает представление о целях развития всех сфер, соответствующих принципах, системе средств и условий формирования индивидуальности.

Разработанные концепции вносят определенные изменения в педагогическую теорию: развитие индивидуальности рассматривается как необходимый компонент педагогического процесса, чего не было в отечественной педагогике.

Идеи педагогики индивидуальности развиваются в кандидатских и докторских диссертациях (которых к настоящему времени насчитывается уже около ста), они находят свое воплощение в деятельности педагогов средних и высших учебных заведений не только Калининградского региона, но и г. Санкт-Петербурга, Волгоградской, Ярославской, Костромской областей, городов Польши (Гданьск, Ольштын, Плоцк). И в этом залог того, что имя профессора О.С. Гребенюка сохранится в памяти его учеников и единомышленников как имя основателя нового направления в педагогике, вдохнувшего новую жизнь в теорию и практику образования.

Редколлегия серии

Список литературы

1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996.

2. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей педагогики. М., 1973.

3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1977. Т. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.