^^ШПЛППП -ф- п жшгс
Педагогика и психология профессионального образования
ных достижений студентов зависит от их удовлетворенности учебой, от их отношения к ней. Чем выше удовлетворенность, тем прочнее знания, тем дольше они живут, тем лучше относится студент к преподавателю, к определенным видам деятельности и в конечном итоге - к своей будущей профессии.
Литература:
1. Андреев В. II. Эвристика для творческого саморазвития/ В. И. Андреев.-Казань, 1994,
2. Ахияров К.Ш., Правдин Ю.П. и др. Формирование познавательной актив-
ности студентов в процессе обучения. -Уфа, 1988.
3. Баранов С.П. Педагогика / С.П.Баранов [и др.]. - М., 1981,- С. 87-97.
4. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / / Психологический журнал. 1995 - Т. 16,- №5.- С. 49-58.
5. Пономарев Я.А. Психология творчества; перспектива развития / / Психологический журнал.- 1994,- Т.15.-№6,- С. 38-50.
6. Рахманин B.C. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы / В.С.Рахманин [и др.]. -Воронеж, 1991.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
М.Р. Мирогикина, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лаборатории социализации молодежи НИИ СО (Московский городской педагогический университет)
Являясь одним из общих принципов развития материи, индивидуализация в неорганическом, животном и человеческом мире проявляется по-разному. Поэтому и исследования индивидуализации являются предметом различных областей знания от естественно-научных до социальных, от точных до философских.
Представляя собой единство всеобщего (природного), особенного (социального) и единичного (индивидуального), человек является объектом исследования разных дисциплин.
Биология рассматривает индивидуальность как характерные черты определенной особи, определенного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретенных признаков.
В философском знании доминирующее положение занимает понимание индивидуальности как особенности, неповторимости, уникальности человека. Индивидуальность рассматривается учеными в качестве «личностно-образующего признака», «существенной черты личности». Отмечается слияние понятий «личность» и «индивидуальность».
Психологи разводят понятия «индивидуальность» и «личность», «индивидуальные» и «личностные» качества; выделяют структуру индивидуальности, ее подсистемы. При этом ученые не сводят индивидуальность только к индивидной (биологической) или личностной (социальной) неповторимости человека, а предлагают более широкое понимание индивидуаль-
29
^^^тлшл 4- п жшгс
Казанский педагогический журнал
ности как психического мира каждого человека. В качестве признаков человеческой индивидуальности психологи выделяют целостность, автономность от внешнего мира, относительную закрытость, саморегулируемость, наличие внутреннего «я», самостоятельность, активный характер деятельности. Индивидуальность относится не к личности, а к человеку и понимается как его психический мир.
В начале нового века в психологии появились две значимые теории -экзистенциальная психология В.Н. Дружинина и теория барьеров Р.Х. Шакурова. Барьер — это психологический феномен (представленный в форме ощущений, переживаний, образов, понятий и др.), в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей. С понятием «барьер» связан феномен воли, а воля -характеристика индивидуальности. Проблема воли возникает тогда, когда устремление субъекта наталкивается на конкурирующее побуждение, примерно равное первому по силе, которое представлено в сознании в переживаемой форме.
В контексте теории барьеров проблема индивидуализации рассматривается Р.Х. Шакуровым через категории деятельности, социализации и развития. Социализация человека есть условие получения им доступа к социальным ценностям, удовлетворяющим его потребности. Развитие позволяет личности самореализоваться, раскрывая ее природный потенциал, различные дарования. Барьеры игра-
ЗО
З'ЮОб
ют решающую роль в конструировании и динамизации деятельности. Деятельность не только развивает, но и сама развивается. Этот процесс происходит, в частности, в ходе преодоления различных барьеров, последовательно сменяющих друг друга и отличающихся своим содержанием.
Объектом экзистенциальной психологии В.Н. Дружинина является уникальный человек как типичный представитель всего человечества. В уникальной судьбе индивида психолог пытается разглядеть общие психологические закономерности человеческой жизни.
Важнейшим вопросом экзистенциальной психологии является вопрос зависимости человеческой судьбы от отношения человека к жизни и смерти. Экзистенциальная психология -наука о разнообразии и типологии человеческих жизней, ибо как все люди уникальны, так уникальны их жизненные пути. В.Н. Дружинин вводит свою типологию жизни -«жизнь как предисловие», «жизнь как творчество», «жизнь как сон», «Жизнь как достижение», «жизнь по правилам», «жизнь - трата времени». При этом В.Н. Дружинин соглашается с тем, что реальная жизнь человека -есть многообразие «чистых» типов. Экзистенциальная психология - наука о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути. Индивидуализация, по мнению Дружинина, -экзистенциальный выбор, дающий возможность человеку соотнести себя с собственной жизнью, поставить и попытаться решить проблемы
■ ......
-ф- П П1Ш
Педагогика и психология профессионального образования
своего индивидуального существования.
В педагогической науке и практике индивидуализация рассматривалась под разными углами зрения, главным образом с позиций процесса обучения, содержания образования и построения школьной системы. Фундаментальные труды в этой области принадлежат педагогам и психологам М.А. Данилову, Б.П. Есипову, М.И. Махмутову, И.Т. Огородникову, М.Н. Скаткину (концепция активизации учебного процесса); Ю.К. Ба-банскому (оптимизация процесса обучения); В.В. Давыдову, Д.В. Элько-нину (развитие теоретического мышления); П.Я. Гальперину, Н.Ф. Талызиной (поэтапное формирование умственных действий), A.M. Матюш-кину, Т.В. Кудрявцеву, И.Я. Лернеру (проблемное обучение), .1.11. Бо-жович, Г.И. Щукина (формирование познавательного интереса. С позиций динамики развития ученика индивидуализация в педагогическом смысле (по определению A.A. Кирсанова) - это обособление (выделение) ученика в учебной деятельности с учетом его индивидуальности.
Однако к исследованию индивидуальности не только как дидактической, но и как общепедагогической категории ученые подошли лишь в 90-х годах прошлого века. Это стало следствием изменившейся социально-экономической обстановки в стране, что дало возможность исследователям обратиться к глобальным противоречиям между человеком и системой, между свободой и предписанием, к философским течениям, ставящим во главу угла изучение человека.
Философскую платформу для теории индивидуализации воспитания задают, с нашей точки зрения, взгляды Э. Фромма, диалектически связывающего стремление взрослеющего ребенка к свободе и независимости, с одной стороны, и желание побороть чувство одиночества и беспомощности, а для этого - слиться с окружающим миром, раствориться в нем, отказаться от своей индивидуальности с другой. Процесс индивидуализации (по Фромму) - Это процесс усиления и развития его собственного «я», в ходе которого утрачивается идентичность с остальными людьми, ребенок отделяется от них. Эти два стремления -быть собой и быть как все - есть единство противоположностей, определяющие процесс взросления. Они определяют два выбора - подчинение или спонтанные связи с людьми, которые соединяют человека с миром, развивая его.
Какой путь изберет для себя ребенок: подчинение или творческое развитие - во многом следствие педагогического выбора педагога. Выбор этот непрост в силу специфической позиции педагога.
С одной стороны, взрослый способствует становлению человека и призван стимулировать развитие его индивидуальности, а следовательно, преодолевать ограничения, налагаемые социальными институтами.
С другой - он проводник интересов государства, на службе у которого находится. Именно развитие в последнее десятилетие прошлого века общественных (негосударственных) форм воспитания способствовало появлению в педагогике категории
■■■■zäun
4- п пжш
Казанский педагогический журнал
«свободоспособности», педагогики свободы (О.С. Газмаи), теории педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, H.H. Михайлова, С.М. Юсфин), концепции педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк; Т.Б. Гребенюк), теоретических основ экзистенциальной педагогики и психологии (В.Н. Дружинин, И.Приго-жин, М.И. Рожков; Р.Х. Шакуров).
Вопрос о взаимозависимости и взаимовлиянии процессов социализации и индивидуализации, воспитания и образования есть принципиальный вопрос разных концепций.
Понимание социализации как процесса формирования индивидуальности в соответствии с запросами общества присуще О.С. и Т.Б. Гребе-нюкам. Авторы исходят из понимания сущности индивидуальности как человеческого в человеке, как сущностных сил человека, как его внутреннего психического мира, как совокупности семи сфер - интеллектуальной, моти-вационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции.
Развитие и воспитание, по мнению авторов, воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью - полной реализации его в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание - к тому, чего у него нет, но что дано в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей.
Воспитание, по Гребенюкам, есть управление развитием индивидуальности, управление развитием всех ее основных сфер на основе интеграции индивидуального и социального.
32
З'ЮОб
Специфика подхода О.С. Газмана заключается в разных точках зрения на процессы социализации и индивидуализации. Под социализацией понимается цель образования - введение ребенка в мир взрослых, научение его жить «как ВСЕ люди живут», по общим законам. Социализация предполагает выработку и обретение способности к «адаптивной активности». Процесс, в котором первично общество (оно - цель), вторичен человек (он -средство для общества).
Индивидуализация - это деятельность учителя и учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в нем от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. Индивидуализация предполагает;
1) индивидуально ориентированную помощь ученикам в реализации первичных базовых потребностей -без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;
2) создание условий для максимально свободной реализации заданных природой способностей и возможностей, характерных именно для этого индивида;
3) стержневая черта индивидуализации ~ поддержка человека в автономном духовном строительстве, в творческом самовоплощении («неадаптивная активность»), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциальному выбору).
Инструментом индивидуализации выступает педагогическая поддержка (В.П. Бедерханова. О.С. Газмаи. И.Б. Крылова, H.H. Михайлова, С.М. Юсфин), суть которой состоит
^^^тлшл п жшгс
Педагогика и психология профессионального образования
в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Ключевым понятием в этом подходе выступает «преодоление» препятствий. Педагогика свободы понимает ученика не как индивидуальную возможность, а как индивидуальную действительность. Гуманистическое рассмотрение человека и как существа биологического (природного), и как социального (культурного), и как экзистенциального (независимого, свободного) позволяет определить свободоспособность теристику нового измерения личности, Свободоспособность - способность к автономному, нонконформистскому существованию; способность независимо (учитывая, но и преодолевая биолого-социальную задан-ность) реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор.
В конце XX - начале XXI в. актуальной стала концепция экзистенциальной педагогики М.И. Рожкова. В основу концепции положены идеи философии экзистенциализма: понимание сущности, которая начинает возникать после начала существования (Ж.П. Сартр), выборе как основе сущности человека (А.Камю); свободы
КЭ.К свободы воли, свободы взять на себя ответственность за свою судьбу, свободы прислушиваться к своей совести и принимать решения о своей судьбе (В.Франкл); идеи экзистенци-
альной психологии В.Я. Дружинина, психологическая теория преодоления Р.Х. Шакурова.
Основная идея экзистенциальной педагогики - формирование человека, умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в со циально значимой деятельности. Реализация этой цели возможна только Через педагогическое влияние на жизнь ребенка, которая состоит из определенных значимых для него событий. Объектом экзистенциальной педагогики является субъективное отношение ребенка к событию в его жизни. Предметом экзистенциальной педагогики является педагогическое сопровождение этого события, которое предполагает помощь ребенку в развитии его личности и индивидуальности. Основой такого сопровождения является синергетичеекий подход, предполагающий в качестве основной Задачи организации педагогической деятельности стимулирование саморазвития ребенка на основе его рефлексивной оценки происходящих событий, в том числе и ситуаций, специально создаваемых педагогами. Воспитание и обучение, рассматриваемое в рамках парадигмы экзистенциальной педагогики, является персонифицированным по своей сути. При этом арсенал педагогических средств максимально вариативен, что обеспечивает возможность сделать каждому человеку свой выбор способов получения образования и самовоспитания.
С нашей точки зрения, и индивидуализация, и социализация - социальные процессы, определяющие
53
^^■zmjzn 4- п шгшшггг
Казанский педагогический журнал
процесс социального становления человека и имеющие свою управляемую составляющую - воспитание.
Мы считаем, что в условиях глобального общества индивидуализация - суть процесс становления сущности индивида, основной характеристикой которой является ответственность перед самим собой и окружающими, сформированная в условиях постоянного нравственного, социального, экономического выбора.
Индивидуализация в педагогике -это система воспитательной деятельности, помогающей (через создание педагогических условий) растущему человеку осознать свое отличие от других; самостоятельно выбрать собственный смысл жизни, построить собственный жизненный проект, преодолеть барьеры, возникающие на пути к его реализации.
В образовании механизмами индивидуализации являются индивидуальный подход, индивидуальные образовательные траектории, педагогическая поддержка.
В воспитании - построение педагогом системы прав, выбора и ответственности, прохождение социальных проб, преодоление барьеров.
Важнейшим субъектом общественного развития становится социально активная и успешная индивидуальность, становление которой возможно
З'ЮОб
только в результате включения в систему общественных отношений, т.е. в процессе социализации.
Литература:
1. Газман О.С. Педагогическая поддержка Детей в образований как инновационная проблема / О.С. Газман // Новые ценности образования; Десять концепции: и эссе,- М.: Инноватор, 1995,- 58 с.
2. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие О.С. Гребенюк, Т.Б.Гребенюк.- Калининград: Изд-во КГУ, 2000.- 572 с.
3. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии /
B.Н. Дружинин - М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000,- 135 с.
4. Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / A.A. Кирсанов,- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982,- 224 с.
5. Михайлова H.H., Юс.фин С.М. Педагогика поддержки / H.H. Михайлова,
C.М. Юсфин : Учебно-методическое пособие- М.: МИРОС, 2001.-208 с.
6. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник.-2002,- №4,- С. 1-15.
7. Фромм Э, Человек для себя / Эрик Фромм; Пер. с англ. Л,А. Чернышевой, -Мн., 1992,- 253 с,
8. Шакуров Р.Х. Барьер как категория п его роль в деятельности / Р.Х. Шакуров / / Вопросы психологии,- 2001.-№1,- С.13-16.