Научная статья на тему 'Индивидуализация как предмет научных исследований'

Индивидуализация как предмет научных исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
922
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошкина М. Р.

Report is devoted to the analysis of results of the philosophical, sociological, psychological and pedagogical researches of an individualization. The individualization is the process of formation essence. The responsibility before itself and environmental is a basic characteristic of the individual essence in conditions of a constant moral, social and economic choice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация как предмет научных исследований»

^^ШПЛППП -ф- п жшгс

Педагогика и психология профессионального образования

ных достижений студентов зависит от их удовлетворенности учебой, от их отношения к ней. Чем выше удовлетворенность, тем прочнее знания, тем дольше они живут, тем лучше относится студент к преподавателю, к определенным видам деятельности и в конечном итоге - к своей будущей профессии.

Литература:

1. Андреев В. II. Эвристика для творческого саморазвития/ В. И. Андреев.-Казань, 1994,

2. Ахияров К.Ш., Правдин Ю.П. и др. Формирование познавательной актив-

ности студентов в процессе обучения. -Уфа, 1988.

3. Баранов С.П. Педагогика / С.П.Баранов [и др.]. - М., 1981,- С. 87-97.

4. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / / Психологический журнал. 1995 - Т. 16,- №5.- С. 49-58.

5. Пономарев Я.А. Психология творчества; перспектива развития / / Психологический журнал.- 1994,- Т.15.-№6,- С. 38-50.

6. Рахманин B.C. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы / В.С.Рахманин [и др.]. -Воронеж, 1991.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

М.Р. Мирогикина, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лаборатории социализации молодежи НИИ СО (Московский городской педагогический университет)

Являясь одним из общих принципов развития материи, индивидуализация в неорганическом, животном и человеческом мире проявляется по-разному. Поэтому и исследования индивидуализации являются предметом различных областей знания от естественно-научных до социальных, от точных до философских.

Представляя собой единство всеобщего (природного), особенного (социального) и единичного (индивидуального), человек является объектом исследования разных дисциплин.

Биология рассматривает индивидуальность как характерные черты определенной особи, определенного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретенных признаков.

В философском знании доминирующее положение занимает понимание индивидуальности как особенности, неповторимости, уникальности человека. Индивидуальность рассматривается учеными в качестве «личностно-образующего признака», «существенной черты личности». Отмечается слияние понятий «личность» и «индивидуальность».

Психологи разводят понятия «индивидуальность» и «личность», «индивидуальные» и «личностные» качества; выделяют структуру индивидуальности, ее подсистемы. При этом ученые не сводят индивидуальность только к индивидной (биологической) или личностной (социальной) неповторимости человека, а предлагают более широкое понимание индивидуаль-

29

^^^тлшл 4- п жшгс

Казанский педагогический журнал

ности как психического мира каждого человека. В качестве признаков человеческой индивидуальности психологи выделяют целостность, автономность от внешнего мира, относительную закрытость, саморегулируемость, наличие внутреннего «я», самостоятельность, активный характер деятельности. Индивидуальность относится не к личности, а к человеку и понимается как его психический мир.

В начале нового века в психологии появились две значимые теории -экзистенциальная психология В.Н. Дружинина и теория барьеров Р.Х. Шакурова. Барьер — это психологический феномен (представленный в форме ощущений, переживаний, образов, понятий и др.), в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей. С понятием «барьер» связан феномен воли, а воля -характеристика индивидуальности. Проблема воли возникает тогда, когда устремление субъекта наталкивается на конкурирующее побуждение, примерно равное первому по силе, которое представлено в сознании в переживаемой форме.

В контексте теории барьеров проблема индивидуализации рассматривается Р.Х. Шакуровым через категории деятельности, социализации и развития. Социализация человека есть условие получения им доступа к социальным ценностям, удовлетворяющим его потребности. Развитие позволяет личности самореализоваться, раскрывая ее природный потенциал, различные дарования. Барьеры игра-

ЗО

З'ЮОб

ют решающую роль в конструировании и динамизации деятельности. Деятельность не только развивает, но и сама развивается. Этот процесс происходит, в частности, в ходе преодоления различных барьеров, последовательно сменяющих друг друга и отличающихся своим содержанием.

Объектом экзистенциальной психологии В.Н. Дружинина является уникальный человек как типичный представитель всего человечества. В уникальной судьбе индивида психолог пытается разглядеть общие психологические закономерности человеческой жизни.

Важнейшим вопросом экзистенциальной психологии является вопрос зависимости человеческой судьбы от отношения человека к жизни и смерти. Экзистенциальная психология -наука о разнообразии и типологии человеческих жизней, ибо как все люди уникальны, так уникальны их жизненные пути. В.Н. Дружинин вводит свою типологию жизни -«жизнь как предисловие», «жизнь как творчество», «жизнь как сон», «Жизнь как достижение», «жизнь по правилам», «жизнь - трата времени». При этом В.Н. Дружинин соглашается с тем, что реальная жизнь человека -есть многообразие «чистых» типов. Экзистенциальная психология - наука о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути. Индивидуализация, по мнению Дружинина, -экзистенциальный выбор, дающий возможность человеку соотнести себя с собственной жизнью, поставить и попытаться решить проблемы

■ ......

-ф- П П1Ш

Педагогика и психология профессионального образования

своего индивидуального существования.

В педагогической науке и практике индивидуализация рассматривалась под разными углами зрения, главным образом с позиций процесса обучения, содержания образования и построения школьной системы. Фундаментальные труды в этой области принадлежат педагогам и психологам М.А. Данилову, Б.П. Есипову, М.И. Махмутову, И.Т. Огородникову, М.Н. Скаткину (концепция активизации учебного процесса); Ю.К. Ба-банскому (оптимизация процесса обучения); В.В. Давыдову, Д.В. Элько-нину (развитие теоретического мышления); П.Я. Гальперину, Н.Ф. Талызиной (поэтапное формирование умственных действий), A.M. Матюш-кину, Т.В. Кудрявцеву, И.Я. Лернеру (проблемное обучение), .1.11. Бо-жович, Г.И. Щукина (формирование познавательного интереса. С позиций динамики развития ученика индивидуализация в педагогическом смысле (по определению A.A. Кирсанова) - это обособление (выделение) ученика в учебной деятельности с учетом его индивидуальности.

Однако к исследованию индивидуальности не только как дидактической, но и как общепедагогической категории ученые подошли лишь в 90-х годах прошлого века. Это стало следствием изменившейся социально-экономической обстановки в стране, что дало возможность исследователям обратиться к глобальным противоречиям между человеком и системой, между свободой и предписанием, к философским течениям, ставящим во главу угла изучение человека.

Философскую платформу для теории индивидуализации воспитания задают, с нашей точки зрения, взгляды Э. Фромма, диалектически связывающего стремление взрослеющего ребенка к свободе и независимости, с одной стороны, и желание побороть чувство одиночества и беспомощности, а для этого - слиться с окружающим миром, раствориться в нем, отказаться от своей индивидуальности с другой. Процесс индивидуализации (по Фромму) - Это процесс усиления и развития его собственного «я», в ходе которого утрачивается идентичность с остальными людьми, ребенок отделяется от них. Эти два стремления -быть собой и быть как все - есть единство противоположностей, определяющие процесс взросления. Они определяют два выбора - подчинение или спонтанные связи с людьми, которые соединяют человека с миром, развивая его.

Какой путь изберет для себя ребенок: подчинение или творческое развитие - во многом следствие педагогического выбора педагога. Выбор этот непрост в силу специфической позиции педагога.

С одной стороны, взрослый способствует становлению человека и призван стимулировать развитие его индивидуальности, а следовательно, преодолевать ограничения, налагаемые социальными институтами.

С другой - он проводник интересов государства, на службе у которого находится. Именно развитие в последнее десятилетие прошлого века общественных (негосударственных) форм воспитания способствовало появлению в педагогике категории

■■■■zäun

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

«свободоспособности», педагогики свободы (О.С. Газмаи), теории педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, H.H. Михайлова, С.М. Юсфин), концепции педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк; Т.Б. Гребенюк), теоретических основ экзистенциальной педагогики и психологии (В.Н. Дружинин, И.Приго-жин, М.И. Рожков; Р.Х. Шакуров).

Вопрос о взаимозависимости и взаимовлиянии процессов социализации и индивидуализации, воспитания и образования есть принципиальный вопрос разных концепций.

Понимание социализации как процесса формирования индивидуальности в соответствии с запросами общества присуще О.С. и Т.Б. Гребе-нюкам. Авторы исходят из понимания сущности индивидуальности как человеческого в человеке, как сущностных сил человека, как его внутреннего психического мира, как совокупности семи сфер - интеллектуальной, моти-вационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции.

Развитие и воспитание, по мнению авторов, воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью - полной реализации его в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание - к тому, чего у него нет, но что дано в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей.

Воспитание, по Гребенюкам, есть управление развитием индивидуальности, управление развитием всех ее основных сфер на основе интеграции индивидуального и социального.

32

З'ЮОб

Специфика подхода О.С. Газмана заключается в разных точках зрения на процессы социализации и индивидуализации. Под социализацией понимается цель образования - введение ребенка в мир взрослых, научение его жить «как ВСЕ люди живут», по общим законам. Социализация предполагает выработку и обретение способности к «адаптивной активности». Процесс, в котором первично общество (оно - цель), вторичен человек (он -средство для общества).

Индивидуализация - это деятельность учителя и учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в нем от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. Индивидуализация предполагает;

1) индивидуально ориентированную помощь ученикам в реализации первичных базовых потребностей -без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;

2) создание условий для максимально свободной реализации заданных природой способностей и возможностей, характерных именно для этого индивида;

3) стержневая черта индивидуализации ~ поддержка человека в автономном духовном строительстве, в творческом самовоплощении («неадаптивная активность»), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциальному выбору).

Инструментом индивидуализации выступает педагогическая поддержка (В.П. Бедерханова. О.С. Газмаи. И.Б. Крылова, H.H. Михайлова, С.М. Юсфин), суть которой состоит

^^^тлшл п жшгс

Педагогика и психология профессионального образования

в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Ключевым понятием в этом подходе выступает «преодоление» препятствий. Педагогика свободы понимает ученика не как индивидуальную возможность, а как индивидуальную действительность. Гуманистическое рассмотрение человека и как существа биологического (природного), и как социального (культурного), и как экзистенциального (независимого, свободного) позволяет определить свободоспособность теристику нового измерения личности, Свободоспособность - способность к автономному, нонконформистскому существованию; способность независимо (учитывая, но и преодолевая биолого-социальную задан-ность) реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор.

В конце XX - начале XXI в. актуальной стала концепция экзистенциальной педагогики М.И. Рожкова. В основу концепции положены идеи философии экзистенциализма: понимание сущности, которая начинает возникать после начала существования (Ж.П. Сартр), выборе как основе сущности человека (А.Камю); свободы

КЭ.К свободы воли, свободы взять на себя ответственность за свою судьбу, свободы прислушиваться к своей совести и принимать решения о своей судьбе (В.Франкл); идеи экзистенци-

альной психологии В.Я. Дружинина, психологическая теория преодоления Р.Х. Шакурова.

Основная идея экзистенциальной педагогики - формирование человека, умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в со циально значимой деятельности. Реализация этой цели возможна только Через педагогическое влияние на жизнь ребенка, которая состоит из определенных значимых для него событий. Объектом экзистенциальной педагогики является субъективное отношение ребенка к событию в его жизни. Предметом экзистенциальной педагогики является педагогическое сопровождение этого события, которое предполагает помощь ребенку в развитии его личности и индивидуальности. Основой такого сопровождения является синергетичеекий подход, предполагающий в качестве основной Задачи организации педагогической деятельности стимулирование саморазвития ребенка на основе его рефлексивной оценки происходящих событий, в том числе и ситуаций, специально создаваемых педагогами. Воспитание и обучение, рассматриваемое в рамках парадигмы экзистенциальной педагогики, является персонифицированным по своей сути. При этом арсенал педагогических средств максимально вариативен, что обеспечивает возможность сделать каждому человеку свой выбор способов получения образования и самовоспитания.

С нашей точки зрения, и индивидуализация, и социализация - социальные процессы, определяющие

53

^^■zmjzn 4- п шгшшггг

Казанский педагогический журнал

процесс социального становления человека и имеющие свою управляемую составляющую - воспитание.

Мы считаем, что в условиях глобального общества индивидуализация - суть процесс становления сущности индивида, основной характеристикой которой является ответственность перед самим собой и окружающими, сформированная в условиях постоянного нравственного, социального, экономического выбора.

Индивидуализация в педагогике -это система воспитательной деятельности, помогающей (через создание педагогических условий) растущему человеку осознать свое отличие от других; самостоятельно выбрать собственный смысл жизни, построить собственный жизненный проект, преодолеть барьеры, возникающие на пути к его реализации.

В образовании механизмами индивидуализации являются индивидуальный подход, индивидуальные образовательные траектории, педагогическая поддержка.

В воспитании - построение педагогом системы прав, выбора и ответственности, прохождение социальных проб, преодоление барьеров.

Важнейшим субъектом общественного развития становится социально активная и успешная индивидуальность, становление которой возможно

З'ЮОб

только в результате включения в систему общественных отношений, т.е. в процессе социализации.

Литература:

1. Газман О.С. Педагогическая поддержка Детей в образований как инновационная проблема / О.С. Газман // Новые ценности образования; Десять концепции: и эссе,- М.: Инноватор, 1995,- 58 с.

2. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие О.С. Гребенюк, Т.Б.Гребенюк.- Калининград: Изд-во КГУ, 2000.- 572 с.

3. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии /

B.Н. Дружинин - М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000,- 135 с.

4. Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / A.A. Кирсанов,- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982,- 224 с.

5. Михайлова H.H., Юс.фин С.М. Педагогика поддержки / H.H. Михайлова,

C.М. Юсфин : Учебно-методическое пособие- М.: МИРОС, 2001.-208 с.

6. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник.-2002,- №4,- С. 1-15.

7. Фромм Э, Человек для себя / Эрик Фромм; Пер. с англ. Л,А. Чернышевой, -Мн., 1992,- 253 с,

8. Шакуров Р.Х. Барьер как категория п его роль в деятельности / Р.Х. Шакуров / / Вопросы психологии,- 2001.-№1,- С.13-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.