Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА-ЗАОЧНИКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА-ЗАОЧНИКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое взаимодействие / студенты-заочники / дистанционная форма обучения / принципы педагогического взаимодействия / вуз / pedagogical interaction / part-time students / distance learning / principles of pedagogical interaction / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукина Александра Николаевна

Взаимодействие преподавателей и студентов-заочников в учебном процессе уже давно вызывает интерес отечественных и зарубежных ученых. В статье рассматриваются различные подходы к пониманию сути взаимодействия. Раскрыты научные подходы к определению сущности понятия «педагогическое взаимодействие» как сложного субъектносубъектного социально-педагогического понятия. Делается вывод, что различные исследователи по-разному определяют сущность педагогического взаимодействия, но все они сходятся в том, что педагогическое взаимодействие представляет собой многостороннее проявление со сложной внутренней структурой. Интегративный полифункциональный характер учебного взаимодействия та особенность, которая влияет на укрепление общности между преподавателем и студентом. В результате проведенного анализа полученного опыта преподавания студентам заочникам в дистанционном формате удалось выявить систему принципов педагогического взаимодействия. Также отмечаются сильные и слабые стороны, проявившиеся в процессе педагогического взаимодействия в условиях дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мукина Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction of teachers and part-time students in the educational process has long been of interest to domestic and foreign scientists. The article discusses various approaches to understanding the essence of interaction. The scientific approaches to the definition of the essence of the concept of "pedagogical interaction" as a complex subject-subject socio-pedagogical concept are revealed. It is concluded that different researchers define the essence of pedagogical interaction in different ways, but they all agree that pedagogical interaction is a multifaceted manifestation with a complex internal structure. The integrative multifunctional nature of educational interaction is the feature that affects the strengthening of the community between the teacher and the student. As a result of the analysis of the experience gained in teaching part time students in a distance format, it was possible to identify a system of principles of pedagogical interaction. The strengths and weaknesses that have manifested themselves in the process of pedagogical interaction in the conditions of distance education are also noted.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА-ЗАОЧНИКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

речевой деятельности в общей системе деятельности специалиста, отметим, что он входит как равноправная составляющая в иерархию коммуникативной деятельности в трех формах: социально-ориентированная, групповая предметно ориентированная и личностно ориентированная. Речевая деятельность чтения как важная составляющая в структуре деятельности более высокого порядка опосредует любую деятельность человека, является «способом формирования и формулирования мысли посредством языка» [1]. Конечной целью обучения чтению в вузе является доведение умений в этой области до профессионально достаточного уровня, под которым понимается уровень владения умениями работы с текстом, что позволяет студенту получать информацию, связанную с его будущей профессиональной деятельностью.

Отметим, что уровень характеризуется следующими критериями: владение разнообразными видами чтения, использование чтения как реального источника информации, скорость чтения, сформированность технических навыков, обеспечивающих адекватное решение смысловых задач [3]. Особенностью чтения текстов по специальности является то, что оно, входя в динамическую иерархическую структуру деятельности студента, никогда не выступает как ведущее, а сопутствующее, что подчиняется обучению, познанию, творчеству, самообразованию [5]. Чтение научной литературы по специальности значительно повышает у студентов интерес к изучению языка, потому что оно является одной из мотивационных предпосылок процесса обучения этого предмета в вузах, оказывает опосредованное влияние на успешность обучения.

Выводы. Таким образом, источником развития речи студентов служат тексты, на основе которых выполняются разные упражнения тренировочного характера. Работа над текстами предполагает прежде всего усовершенствование навыков разных видов чтения. В зависимости от целевой установки различают просмотровое, поисковое, ознакомительное, обучающее и реферативное чтение. Зрелое умение читать предполагает овладение всеми видами чтения, легкость перехода от одного вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из определенного текста. Следовательно, репродукция и производство текста рассматривается нами в связи с выяснением его роли и функций в обучении языку по профессиональному направлению. Реализация текстоцентрического подхода позволяет объединить целевую направленность в обучении языка, связанную с развитием профессиональной речи студентов, систему действий педагога, критерии оценки результатов учебных достижений студентов. Благодаря текстоцентрическому подходу создаются благоприятные условия для развития активной личности специалиста, способной к саморазвитию и самосовершенствованию; личности профессионально ориентированной, компетентной, целенаправленной, обладающей значительным потенциалом креативности.

Таким образом, текстоцентрический подход обеспечивает такую организацию процесса обучения, при котором разнообразный текстовый учебный материал становится предметом активных умственных и практических действий, формируя основы творческой личности, непрерывного формирования и развития профессионального творческого мышления и развития профессиональной речи у обучающихся.

Отметим, поскольку основной формой развития профессиональной речи есть учебный текст, то упорядочение типологии учебных текстов с целью обучения профессиональной речи студентов позволяет систематизировать методику работы над формированием умений студентов создавать, трансформировать, обрабатывать различные виды учебных текстов во время обучения языку в высшей школе, что позволит сформировать профессионально совершенную речь по специальности.

Литература:

1. Андриянова, В.И. Речь и эмоции как средства самовыражения и самореализации личности / В.И. Андриянова // «Преподавание языков и литературы». - Ташкент, 2013. -№3.

2. Болотнова, Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: Методическое пособие / Н.С. Болотнова. - Томск, 2002.

3. Быстрова, Е.А. Подходы и принципы обучения русскому языку / Е.А. Быстрова // Обучение русскому языку в школе. - М., 2004.

4. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / В.П. Григорьева, И.А. Зимняя, В.А. Мерзлякова [и др.]. -М.: Русский язык, 1985. - 116 с.

5. Зарубина, Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты / Н.Д. Зарубина. - М.: Рус. яз., 1981. - 112 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат психологических наук Мукина Александра Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет народного хозяйства имени В.И. Вернадского» (г. Балашиха)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА-ЗАОЧНИКА В УСЛОВИЯХ

ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Взаимодействие преподавателей и студентов-заочников в учебном процессе уже давно вызывает интерес отечественных и зарубежных ученых. В статье рассматриваются различные подходы к пониманию сути взаимодействия. Раскрыты научные подходы к определению сущности понятия «педагогическое взаимодействие» как сложного субъектно-субъектного социально-педагогического понятия. Делается вывод, что различные исследователи по-разному определяют сущность педагогического взаимодействия, но все они сходятся в том, что педагогическое взаимодействие представляет собой многостороннее проявление со сложной внутренней структурой. Интегративный полифункциональный характер учебного взаимодействия - та особенность, которая влияет на укрепление общности между преподавателем и студентом. В результате проведенного анализа полученного опыта преподавания студентам - заочникам в дистанционном формате удалось выявить систему принципов педагогического взаимодействия. Также отмечаются сильные и слабые стороны, проявившиеся в процессе педагогического взаимодействия в условиях дистанционного образования.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, студенты-заочники; дистанционная форма обучения; принципы педагогического взаимодействия, вуз.

Annotation. The interaction of teachers and part-time students in the educational process has long been of interest to domestic and foreign scientists. The article discusses various approaches to understanding the essence of interaction. The scientific approaches to the definition of the essence of the concept of "pedagogical interaction" as a complex subject-subject socio-pedagogical concept are revealed. It is concluded that different researchers define the essence of pedagogical interaction in different ways, but they all agree that pedagogical interaction is a multifaceted manifestation with a complex internal structure. The integrative multifunctional nature of educational interaction is the feature that affects the strengthening of the community between the teacher and the student.

As a result of the analysis of the experience gained in teaching part - time students in a distance format, it was possible to identify a system of principles of pedagogical interaction. The strengths and weaknesses that have manifested themselves in the process of pedagogical interaction in the conditions of distance education are also noted.

Key words: pedagogical interaction, part-time students; distance learning; principles of pedagogical interaction, university.

Введение. В настоящее время в системе высшего образования дистанционная форма обучения приобретает все большее распространение, что объясняется ее конкурентоспособностью и легкодоступностью для широких слоев населения. Дистанционное обучение, особенно на заочных отделениях в вузах, является специально специально-организованным процессом учебно-познавательной деятельности студентов, не изолированным от контактов с преподавателями и другими обучающимися. Поэтому вопрос изучения педагогического взаимодействия в дистанционном формате представляется актуальным до сих пор.

Цель данной статьи: конкретизировав понятие «педагогическое взаимодействие», обобщить принципы его организации в дистанционной форме на заочных отделениях вуза (из опыта работы), что поспособствует реализации более эффективного и результативного педагогического процесса в электронно-образовательной среде высшего учебного заведения.

Изложение основного материала статьи. Для того чтобы осуществить анализ принципов педагогического взаимодействия в формате дистанционного обучения студентов-заочников, необходимо обратиться к содержанию самого понятия.

Педагогическое взаимодействие, являясь вопросом практики и теории педагогики, издавна привлекало внимание ученых, которые посвятили его изучению немало трудов. В философском, педагогическом, психологическом, социологическом смыслах дефиниция «взаимодействие» обозначает взаимосвязи, изменения, развитие объектов в результате их взаимного воздействия друг на друга. Поскольку в мире все взаимосвязано, то любое состояние может быть понятно только через его связи в той же системе. Это позволяет говорить о том, что взаимодействие - фундамент любой системы, в том числе и образовательной.

В отечественной и зарубежной педагогической науке тезис взаимодействия прошел длинный путь развития. Соответственно, в различные исторические периоды фигурировали разнообразные подходы к данному явлению в обучении и воспитании. A.B. Минина полагает, что возникновение термина «взаимодействие» непосредственно относится к естественной передаче воспитательного опыта из поколения к поколению при помощи проповедования [5]. В X-XIX века на основе многовекового житейского опыта с опорой на народный фольклор и религию начала существовать народная педагогика, которая готовила человека к духовному самосовершенствованию и взаимодействию. На рубеже XIX-XX веков начали функционировать общественные образовательные учреждения, выполняющие просветительскую и взаимодействующую функции в обществе. В XX веке, благодаря взглядам Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, объектом воздействия со стороны общественных институтов и средств массовой информации стала семья. Современный период развития образовательной системы характеризуется наличием интегрированного взаимодействия с дополнением интерактивных и дистанционных методов, что стимулирует процессы самообразования, общения и рефлексии. Таким образом, можно сказать, что взаимодействие - сложное субъектно-субъектное социально-педагогическое понятие.

Теперь рассмотрим термин «педагогическое взаимодействие». В Российской педагогической энциклопедии можно встретить такое определение: «педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка» [8, С. 128].

Ю.К. Бабанский, М.И. Станкин, Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич основными характеристиками педагогического взаимодействия считают сотворчество, гуманные межличностные отношения, эффективное общение (взаимодействие), двустороннее сотрудничество, продуктивные субъект-субъектные отношения, вероятность разумного разрешения конфликтов.

В.Я. Ляудис полагает, что «педагогическое взаимодействие может рассматриваться как совместная деятельность обучающего и обучаемых, в ходе которой реализуются сотрудничество и диалог, что необходимо как для становления личности студента, так и для развития преподавателя» [4, С. 37]. В то же время без соразвития преподаватель не в состоянии реализоваться как профессионал личность.

В работах Э.Х. Джанибековой делается акцент на вопросе саморазвития субъектов педагогического взаимодействия, который является «вариантом гуманистически ориентированной взаимосвязи» [1, С. 129]. В данном определении отражается не только коммуникативная природа педагогического взаимодействия, которая не является определяющей основой, но и доказательства его гуманистического характера как основного принципа организации.

И.А. Зимняя обращает внимание на то, что «педагогическое взаимодействие, являясь многоаспектным специально организованным процессом, направленным на решение поставленных образовательных задач, способствует активности, осознанности, целенаправленности взаимных действий обеих сторон учебного процесса. Эти стороны выступают в позиции его субъектов, и их согласованные действия результируются и предпосылаются психическим состоянием контакта» [2, С. 82]. Также процесс педагогического взаимодействия содержит в себе воспитательный, дидактический и социально-педагогический компоненты.

В.Б. Чимбирь анализирует «педагогическое общение как субъект-субъектное взаимодействие, организованное для реализации познавательной, образовательной либо трудовой деятельности» [9, С. 5].

Е.В. Коротаева исследует педагогическое взаимодействие как особенную связь субъектов и объектов всего образовательного процесса, который детерминирован образовательной ситуацией. Данная взаимосвязь основана на «организационно-деятельностном, событийно-информативном и эмоционально-эмпатийном единстве», что приводит к количественным и качественным изменениям организации педагогического процесса [3].

По мнению В.А. Сластенина «педагогическое взаимодействие является длительным или временным преднамеренным контактом обучающего и обучаемых, который ведет к взаимным изменениям как в поведении, так и во взаимоотношениях и деятельности» [6]. Данная трактовка отражает именно преобразования в личностных характеристиках человека как субъекта образовательного процесса в зависимости от условий, происходящих во взаимодействии участников педагогического процесса.

Таким образом, изучение имеющихся в педагогической литературе трактовок термина «педагогическое взаимодействие» позволяет сделать вывод о том, что несмотря на различные определения, исследуемое нами явление представляет собой многостороннее проявление со сложной внутренней структурой. Интегративный полифункциональный характер учебного взаимодействия - та особенность, которая влияет на укрепление общности между преподавателем и студентом. Более того, правильно построенное педагогическое взаимодействие выполняет важную развивающую функцию в эмоциональном, умственном, эмоционально-волевом, спонтанном, психическом аспектах. Само моделирование педагогического взаимодействия требует от преподавателя не только высокой профессиональной квалификации, но и определённого образовательного и социального статуса.

Вопрос связи педагогического взаимодействия и дистанционного обучения также анализируется учёными. Так, например, В. Турмонд, К. Вамбах, Г.Р. Коннорс, Б.Б. Фрей в условиях дистанционного формата рассматривают четыре типа педагогического взаимодействия:

- обучающийся - содержание учебного курса - взаимодействие студентов с контентом, который представлен в онлайн-курсах. Продуктивность данного сочетания зависит от нескольких составляющих - ясности содержания, времени и среды;

- студент - студент, воздействие, которое следует использовать в условиях дистанционного обучения: участие; обеспечение эффективной обратной связи; ответ; адресный обмен сообщениями;

- студент - преподаватель, планирование обратной связь при помощи различных электронных средств (чат, сообщения по мейлу);

- учащийся - интерфейс - связь с компьютерными технологиями, в которые входят: опыт работы с компьютером; представления студентов о технологиях; доступ к образовательным технологиям [10].

В ФГБОУ ВО «Российский государственный университет народного хозяйства им. В.И. Вернадского» (бывший «Российской государственный аграрный заочный университет») осуществляет обучение студентов разнообразных специальностей, например кинология, бухгалтерский учет, охотоведение, электрификация и автоматизация сельского хозяйства, механизация сельского хозяйства, агрономия, садоводство, менеджмент и другие в основном в заочном формате. Как известно, заочное обучение - форма организации учебного процесса и открытая система профессионального образования так как основана на организационно-технологической сущности, помогающая обеспечить получение знаний в дистанционном формате. Тем не менее дефицит педагогического руководства и взаимодействия в межсессионный период, отсутствие ежедневной оперативной обратной связи между всеми участниками учебного процесса, большой объем самостоятельной работы студентов - те специфические проблемы, присущие заочному обучению.

С 2009 года в Университете Вернадского начала активно и успешно развиваться система дистанционной формы обучения по всем имеющимся специальностям. Преподаватели разных дисциплин стали делать первые шаги в использовании интерактивных методов обучения, направленных на активизацию взаимодействия всех участников образовательного процесса: мозговой штурм, методы презентаций, кейсов, модерации, тестовых ситуаций, акции, мастер-классы, тематические и индивидуальные консультации онлайн [7]. Среди многообразия интерактивных форм обучения можно отметить лекции, практикумы, защита проектов и дипломов (в период пандемии) просмотры видеороликов и их дальнейшее обсуждение, коллоквиумами, разнообразные виды взаимообучения и взаимоконтроля; проблемно-поисковое обучение; работа в парах и малых группах сменного (динамического) и постоянного (замкнутого) состава и другие.

Точность педагогического взаимодействия и осуществление некоторых принципов при его создании является главным условием результативности педагогического процесса на любом уровне образования. Поэтому для построения эффективной технологии педагогического взаимодействия в формате дистанционной формы обучения студентов-заочников, мы опирались на ряд принципов:

1. Принцип интерактивности и стимулирования самостоятельного мышления и деятельности студентов - необходимо учитывать контакты студентов с преподавателями, студентов между собой, а также обширные взаимосвязи в профессиональном сообществе и в образовательной среде вуза.

2. Принцип идентификации - потребность в формировании условий для организации процесса самообразования студентов при помощи интерактивных технологий, методов проблемного обучения, организации практико-ориентированного образовательного сотрудничества. Эта работа также выполняется в процессе педагогического взаимодействия.

3. Принцип сочетания алгоритмизации и вариативности образовательного процесса - используемые информационные технологии должны быть естественным образом интегрированы в образовательный процесс в соответствии с потребностями студента-заочника и с возможностями образовательных ресурсных центров преподавателей и

4. Принцип учета начальных знаний - для эффективной дистанционной формы обучения в целях формирования педагогического взаимодействия, студентам-заочникам необходимо не только иметь компьютер с выходом в сеть Интернет, но и обладать навыками работы в сети. Как показала многолетняя практика «возрастные» студенты-заочники не всегда владеют данными умениями на должном уровне, в результате чего в процессе педагогического взаимодействия возникают трудности.

5. Принцип обеспечения открытой образовательной среды и гибкости обучения - учет возрастных, индивидуальных, психологических особенностей всех участников педагогического взаимодействия в дистанционном формате.

6. Принцип активности и самостоятельности - постепенное нарастание субъектной роли студента-заочника в процессе педагогического общения, что обеспечивается при помощи всесторонней поддержки преподавателем инициативности, творчества, заинтересованности и активности обучающихся. Для реализации данного принципа ключевую роль играют выбор методов, форм и средств обучения, а также педагогический стиль и психологическая атмосфера в процессе коммуникации.

7. Принцип индивидуализации и дифференциации педагогического сопровождения образовательного процесса -необходимо проведение входного и текущего контроля имеющихся знаний, умений, учебных мотивов и профессионально значимых качеств личности студента-заочника. Учет данного принципа позволяет проектировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся.

8. Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий -востребованность в педагогической оценке всех ступеней организации дистанционного обучения, проектирования, создания и организации учебно-методического комплекса поддержки дистанционной формы обучения студентов-заочников.

9. Принцип приоритета гуманистического подхода при проектировании дистанционного образования студентов-заочников - создание учебно-методического комплекса должно начинаться с выработки основ совместной деятельности преподавателя и студента, в ходе которой и происходит сотрудничество и диалог.

Кроме того, хотелось бы отметить сильные и слабые стороны, проявившиеся в процессе педагогического взаимодействия в условиях дистанционного образования. Из достоинств и студентами, и преподавателями были названы отсутствие необходимости тратить время и средства на проезд и проживание в общежитии, упрощение коммуникации, поддержание постоянной обратной связи между всеми участниками коммуникации, что позволяет проводить углубленную коммуникативную социализацию. Тем не менее дистанционный формат вызывает и негативные отзывы из-за недостатков технической части образовательных платформ: проблемы с доступом, «зависание» сети, трудности освоением платформ по причине слабых навыков работы с компьютером, сложности с визуализацией информации с обеих сторон педагогического взаимодействия, отсутствие необходимой аппаратуры для связи, вследствие чего возникали ситуации отсутствия «живого общения».

Выводы. В настоящее время дистанционное обучение - неотъемлемая часть развития интеллектуального и профессионального современного общества и системы образования. Для достижения эффективности обучения студентов-заочников в условиях дистанционного формата необходимо организовать образовательное пространство, в котором будет осуществляться педагогическое взаимодействие, осуществляемое при помощи педагогического общения, совместной деятельности и взаимного воздействия.

Также преподавателю необходимо помнить о принципах взаимодействия, специальных формах и приемах, которые являются важным условием для проектирования образовательной дистанционной среды, так как понимание сильных и слабых сторон данного процесса позволит увеличить качество и эффективность образовательного процесса. Литература:

1. Джанибекова, Э.Х. О педагогическом взаимодействии субъектов образовательного процесса в условиях личностно ориентированного образования / Э.Х. Джанибекова // Мир науки, культуры, образо вания. - 2015,- № 2 (51). - С. 128-130

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. -М., 2000.

3. Коротаева, Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии / Е.В. Коротаева. - М., 2007. - 254 с.

4. Ляудис, В.Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / В.Я. Ляудис // под ред. А.А. Бодалева. - М., 1980.

5. Минина, А.В. Из истории взаимодействия семейного и общественного воспитания / А.В. Минина // Управление дошкольным образовательным учреждением. -М.: Издательство «Творческий Центр Сфера». -2013. -№6.

6. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,

A.И. Мищенко [и др.]. -М., 1998.

7. Пивкина, Н.Н. К вопросу о применении современных образовательных технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе (на примере ФГБОУ ВО "Российский государственный аграрный заочный университет") / Н.Н. Пивкина, А.Н. Мукина // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе, 2018. -№ 7,- С. 44-52

8. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.Г. Панов. - Москва: Большая Рос. энцикл., 1993-1999. -27 см. Т. 1: А-М. Т. 1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. - 1993.-607 е.: ил.

9. Чимбирь, В.Б. Педагогическое взаимодействие в управлении персоналом организации: дис. ... канд. пед. наук /

B.Б. Чимбирь. - Пятигорск, 2005. - 195 с.

10. Thurmond, V.A. Evaluation of student satisfaction: Determining the impact of a Web-based environment by controlling for student characteristics / V.A. Thurmond, K. Wambach, H.R. Connors // The American Journal of Distance Education. - 2002, № 16. -P. 169-189

Педагогика

УДК 372.881.161.1

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Мусаева Лиана Селимсолдовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Барахоева Жанна Мустафаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); старший преподаватель кафедры русского языка Арсакаева Хапта Салтмуратовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье раскрывается сущность коммуникативной компетенции как ресурса освоения русского языка. Определяется специфика языкового функционирования учащихся-билингвов в образовательном процессе и повседневной жизни. Разъясняются предпосылки появления проблем при изучении ими русского языка и отдельно раскрываются сущность затруднений корректного применения ими глагольной лексики. Приводятся аспекты, указывающие на взаимосвязь коммуникативных компетенций, результативное функционирование в социуме и способности передачи сообщения между участниками коммуникаций. На примере глагольной лексики обозначаются различия выражения мысли посредством устной и письменной речи учащимися-билингвами. Акцентируется внимание на необходимости учета данных различий в педагогической деятельности.

Ключевые слова: русский язык, учащиеся-билингвы, глагольная лексика, коммуникативная компетенция, синтаксическая конструкция.

Annotation. The article reveals the essence of communicative competence as a resource for mastering the Russian language. The specifics of the language functioning of bilingual students in the educational process and everyday life are determined. The prerequisites for the appearance of problems when they study the Russian language are explained and the essence of the difficulties of their correct use of verbal vocabulary is separately revealed. The aspects indicating the interrelation of communicative competencies, effective functioning in society and the ability to transmit messages between communication participants are given. Using the example of verbal vocabulary, the differences between the expression of thought through oral and written speech by bilingual students are indicated. Attention is focused on the need to take into account these differences in pedagogical activity.

Key words: Russian language, bilingual students, verbal vocabulary, communicative competence, syntactic construction.

Введение. Изучение русского языка учащимися-билингвами уникально двойственным подходом. С одной стороны, такие учащиеся являются носителями русского языка по причине пребывания или проживания в языковой среде. С другой стороны, такие учащиеся преимущественно не являются этническими носителями русского языка. Такая ситуация порождает как новые возможности для освоения русского языка, так и различные сложности для его восприятия как неотъемлемой части повседневной жизни.

В Федеральном законе «Об образовании» [9] и Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) [10]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.