В данном опыте электролитом является водный раствор поваренной соли (NaCl) в огурце. Уравнение диссоциации поваренной соли на ионы имеет вид: NaCl ^ Na+ + СГ
В растворе образуются положительные и отрицательные ионы, благодаря которым он проводит электрический ток. Для проведения эксперимента необходимы источник тока, электрические провода, солёный и свежий огурец, медная проволока, непроводящая подставка под огурец. В ходе работы два отрезка толстой медной проволоки были соединены с проводами. Свежий огурец был проколот двумя концами медной проволоки, не касаясь друг друга. То же самое проделано с соленым огурцом. При замыкании цепи наблюдается яркое свечение изнутри огурца, там, где расположены контакты. Свечение сопровождается громким шипящим звуком, выходом дыма, обладающего резким запахом. В данной работе студентам может быть предложено измерение силы тока, протекающего в «огурцах».
Другой эксперимент основан как на механических, так и магнитных явлениях. Первый шарик, имеющий начальную скорость, обладает импульсом. При приближении к магниту, изменение магнитной потенциальной энергии способствует изменению кинетической энергии стального шарика, а значит, его скорости. По закону сохранения импульса: * тг = v2* т2.
Крайнийэксперипреодолеваетримент, имеющий начальную скорость, обл рамагнитныхсперипреодолеваетримент, имеющий начальную скорость, обладает импульсом. При приближен
Этоодолеваетриментдолеваетримент, имеющий начальную томагнитныхаетриментдолеваетримент, имеющий начальную скорость, обладает импульсом. При приближении к магниту, изменени агмагнитныхаетриментдолеваетримент, имеющий начальную агнитныхаетриментдолеваетримент, имеющий начальную скорость, обладает импульсом. При приближении к магниту, изменение магнитной потенциальной энергии способствует изменению кинетической энергии стального шарика, а зн стороны от уже установленных двух. Если придать первому шарику начальную скорость, наблюдается её резкое увеличение у последующих шариков, проходящих магниты. Этот эксперимент носит демонстрационный характер, но в нем студентам можно предложить рассчитать КПД установки или кинетическую энергию шариков.
Опрос, проведённый среди студентов младших курсов, показал, что все студенты считают необходимым сопровождение лекционного материала натурными демонстрациями. Это способствует лучшему усвоению материала. Разработка работ для лекционных демонстраций по инициативе студентов является ярким примером проявления инновационного мышления.
Литература
1. Усольцев А.П. Понятие инновационного мышления /А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало// Педагогическое образование в России. -2014. - №1. - С. 94-98.
2. Пак, В. В. К реализации проблемно-ориентированной системы обучения физике в технических университетах / В. В. Пак // Высокие технологии, исследования, образование, финансы . - Санкт-Петербург : Издательство Политехнического университета, 2013 . - C. 31-33.
3. Зеличенко В. М., Ларионов В. В., Пак В. В. Совместная деятельность студентов на практических занятиях по физике: формирование физических идей на уровне проекта // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 2. С. 147-151.
4. Ларионов В.В. Организация исследовательской проектной работы студентов технических вузов и учащихся профильных школ / В.В. Ларионов, В.В. Пак // Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Томск, 28-29 Октября 2013. - Томск: ТГПУ, 2013. - C. 114-115.
Панфилова А.А
Кандидат педагогических наук, Российская международная академия туризма
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
Аннотация
В статье раскрывается значение педагогического воздействия, направленного на развитие личности человека и перевода его на позицию субъекта, для профессиональной деятельности менеджера, чья профессиональная позиция основана на ценностном отношении к субъектам и объектам окружающей действительности.
Ключевые слова: личность, субъект, ценностное отношение, педагогическое воздействие.
Panfilova A.A.
PhD in Pedagogics
PEDAGOGICAL EFFECT IN A MANAGER PROFESSIONAL ACTIVITY
Abstract
The article considers the role of the pedagogical effect, aimed to develop the personality of a human being and his subject position, for a manager professional activity, whose professional position is based on value attitude to subjects and objects of reality.
Keywords: personality, subject, value attitude, pedagogical effect.
Любая деятельность людей, объединенных профессиональными целями и задачами, направленными на достижение запланированного результата их совместной деятельности, нуждается в управлении. Управление представляет собой осознанную и целенаправленную деятельность человека по упорядочению и подчинению своим интересам таких элементов внешней среды, как общество, живая и неживая природа, техника [1, 2, 7 и др.].
Управление проявляется в виде влияния некоего субъекта на объект, в ходе которого происходит его преобразование, переход из одного состояния в другое, изменение направленности его движения или развития [1, 2, 5, 6, 7 и др.].
Управление - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей [7, С. 19]. В.Ю. Темный определяет воздействие как «.. .влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата» [7, С. 17]. Ученый отмечает, что воздействие может быть не только принуждением, приказом, распоряжением или указанием.
Воздействие - это также и рекомендации, совет, мотивация и даже неформальное воздействие, заставляющее человека делать так, а не иначе. Существует множество видов воздействия (формальное и неформальное, прямое и опосредованное, явное и неявное, жесткое и мягкое, принуждающее и мотивирующее), от выбора которого зависит успех управления. В видах используемых воздействий в значительной мере проявляется искусство управления, искусство менеджера [3].
В исследовании, посвященном изучению педагогического воздействия, В.Ю. Питюков подробно рассматривает этимологию слова «воздействие» и делает вывод, что все глаголы с префиксом «воз-» в содержательном отношении обозначают совершенствование, переход на более высокий качественный уровень (за исключением шутливых и иронических форм). Принимая во внимание психологическую трактовку действия как акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, который всегда реализуется опосредованно, В.Ю. Питюков рассматривает воздействие в контексте деятельности субъекта, где определяет действие как произвольную преднамеренную опосредованную активность [8]. Ученый проводит различие между педагогическим воздействием и воздействием как манипуляцией, которое определяется целями, преследуемыми субъектами, организующими воздействие. Так, педагогическое воздействие совершается в целях развития личности человека, перевода его на позицию субъекта,
37
в то время как субъект, осуществляющий манипуляции над другим субъектом, рассматривает его как объект и средство достижения своей цели, что не имеет ничего общего с профессиональной позицией педагога.
Педагогическое воздействие определяется В.Ю. Питюковым как особый вид деятельности педагога, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка быть субъектом. Раскрывая содержание педагогического воздействия и его основные характеристики, В.Ю. Питюков отмечает следующее: во-первых, педагогическим воздействием может являться только то действие, которое производится субъектом, являющимся носителем сознания, воли и отношений, а, следовательно, осознающим связи своего «Я» с другими «Я», с миром в целом; во-вторых, педагогическое воздействие — это действие субъекта, направленное на установку взаимодействия, способствующего развитию личности человека; в-третьих, педагогическое воздействие - это действие, основанное на знании природы ребенка и природы воспитания, закономерностей индивидуального развития, целесообразности педагогических воздействий, предвосхищающее будущее развитие личности ребенка; в-четвертых, педагогическое воздействие — это действие, наполненное социальным смыслом, действие, когда педагог как носитель культуры транслирует мир на уровне высочайших культурных достижений человечества, способствуя прогрессу; в-пятых — это действие, в котором педагог, транслируя социально ценностное отношение детям в доступной и пленительной форме, влияя на формирование у них ценностной позиции, инициирует ответную трансляцию отношения детей в контексте сложившейся ситуации или проживаемой ими ценности; в-шестых — это действие, производимое на основе осознания объекта и отношения к нему, когда выстраивая воздействие на ребенка как на субъект, педагог должен учитывать его индивидуальные характеристики, его состояние, уровень его развития и многое другое, признавая индивидуальность и уникальность ребенка; в-седьмых, педагогическое воздействие — это не любое действие, а деятельность педагога, направленная на развитие субъектной позиции ребенка, деятельность, соответствующая и подчиненная этой цели [8].
Педагогическое воздействие является одним из видов деятельности, следовательно, оно несет все характеристики и структурные элементы деятельности. К числу этих элементов относятся: цель, выражающая идеальное представление о результате; мотив, раскрывающий социально и личностно значимые причины субъекта, приступающего к деятельности или осуществляющего деятельность; средства как необходимый и достаточный инструментарий для осуществления деятельности; непосредственные трудовые операции (действия); достигаемый результат деятельности; его оценка и соответствующая корректировка [8].
Цель как элемент деятельности в контексте воздействия имеет особое значение, поскольку заранее определяет характер этого влияния. Целью педагогического воздействия является не поведение ребенка (группы детей), а внутренний мир ребенка, его личностное развитие, ценностное отношение к субъектам и объектам окружающего мира, которое вырабатывается субъективно свободно в процессе взаимодействия с миром и педагогом как представителем этого мира. Ориентация на ценностное отношение ребенка означает для педагога необходимость поиска путей прикосновения к личности, чтобы, с одной стороны, транслировать ему социокультурную норму, а с другой — сохранять за ним право выбора. Только при условии наличия альтернатив, среди которых ребенок осознанно производит выбор, он развивается как субъект своей жизни [8].
Выявление и осознание ведущего мотива в момент воздействия также имеет большое значение с точки зрения взаимодействия педагога с детьми. Мотивом педагогического воздействия выступает ориентация на благо для другого человека, в частности для ребенка. Таким благом является личностное развитие ребенка, его становление как субъекта собственной жизни. Ведущим мотивом педагогического воздействия выступает перевод ребенка на позицию субъекта, чему и способствует педагог [8].
Средствами воздействия могут выступать разнообразные предметы окружающей действительности, аудио- и видеоматериалы, нормы и правила, произведения искусства, персоналии и многое другое. Единственное, что нельзя использовать в качестве средства — это человек. Одни и те же средства могут способствовать развитию человека и стать орудием манипуляции над личностью. Это будет зависеть от того, кто и в каких целях использует их. В общении с детьми педагогическое воздействие возникает, когда педагог, используя разнообразные средства, создает условия для развития личности, а не манипулирует средствами, чтобы добиться сиюминутного результата, не проявляя при этом интереса к тому, что происходит с личностью [8].
В операционном наборе педагогического и непедагогического воздействия также существует разница, которая является следствием различных целей и мотивов. Непедагогическое воздействие осуществляется преимущественно путем подавления личности и угнетения воли ребенка. В случае педагогического воздействия педагог предпринимает усилия для инициирования личностных проявлений ребенка, чтобы он открыто выражал свою волю и все активнее реализовывал себя во взаимодействии с другими людьми [8].
Итогом педагогического воздействия как своеобразного вида деятельности субъекта становятся два результата: предметный и отношенческий. Предметный результат достигается в процессе операционных действий и отражает какие-либо изменения в самом объекте, на который было направлено воздействие. Отношенческий результат есть результат воспитательный, а следовательно, он характеризует те духовные ценностные изменения, которые произошли с ребенком. При этом важную роль играет отношенческий результат, а предметный возникает как следствие отношенческого. Цель педагога, ориентированная на отношение ребенка, гарантирует достижение отношенческого результата, а, следовательно, и развитие личности, и получение предметного результата [8].
Завершается деятельность оценкой, отражающей насколько идеальное представление о результате соответствует реальному итогу деятельности. Если целью было получение определенного поведения, и оно как предметный результат достигнуто, то педагог сам производит оценку полученного результата и предпринимает соответствующие меры коррекции или закрепления достигнутого. При этом дети выступают в роли объектов, а педагог теряет свой профессиональный уровень. Отношенческий результат диагностировать сложно, степень ценностного восприятия окружающего мира может повышаться на протяжении всей жизни человека, поэтому педагогу необходимо искать новые пути влияния на детей, и самому совершенствоваться в профессиональном плане. Деятельностный аспект рассмотрения педагогического воздействия способствует раскрытию его цели и природы, а, следовательно, позволяет выявить основания воздействия, одним из которых является предоставление ребенку свободы выбора. Задача педагога — представить перед ребенком мир во всем разнообразии его культурных проявлений, организовать взаимодействие с культурой, чтобы ребенок, воссоздавая и проживая ее как составную часть своей жизни, осознанно избирал то, что значимо для него и что будет способствовать развитию его субъектности. Еще одним основанием педагогического воздействия, также вытекающим из его природы и природы воспитания в целом, является ориентация педагога на отношение воспитанника. Выход на отношение ребенка требует определенного уровня профессионального мастерства и умения тонко прикасаться к личности, проявляющегося в субъективно свободном характере формирования отношения, во внешней привлекательности воздействий преподавателя и в умении учесть особенности восприятия у детей, их доминирующий канал восприятия (аудиальный, визуальный или кинестетический). Исходя из этого, еще одним основанием педагогического воздействия является его трехканальность [8].
Назначение педагогического воздействия состоит не в манипулировании ребенком, не в коррекции его действий, а в предоставлении ему возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. Для этого педагог должен инициировать активность ребенка, поскольку только через активное взаимодействие с миром совершается развитие личности, оснастить ребенка культурными способами практического осуществления деятельности. От того, насколько педагогу удастся активизировать ребенка и оснастить его способами совершения деятельности, будет зависеть осуществление
38
личностью индивидуального выбора и принятия ответственности за него. Таким образом, основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ученика на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни [8].
При профессиональном подходе менеджер всегда проявляет интерес и уважение к субъекту взаимодействия, будь то подчиненный, партнер или клиент, учитывает его индивидуальные качества и характеристики, принимает во внимание его состояние, оставляет за ним право «свободного выбора». Профессиональное взаимодействие менеджера основано на ценностном отношении к субъектам и объектам окружающей действительности, на уважении к другому человеку и признании его как наивысшей ценности. Управленческое воздействие, так же как и педагогическое, осуществляется в целях развития личности человека, перевода его на позицию субъекта, способного осуществлять выбор и нести за него ответственность, позицию, которая проявляется в инициативности, самостоятельности, возможности творить, созидать на благо окружающих и для удовлетворения личных потребностей.
Профессиональная позиция менеджера исключает возможность манипуляции над другим субъектом и использовании его как средства достижения цели. Такой подход требует от менеджера поиска путей «тонкого прикосновения к личности», обеспечивающего сохранение субъектной позиции человека (подчиненного, коллеги, партнера по бизнесу, клиента). В связи с этим педагогическое воздействие имеет особое значение для профессиональной деятельности менеджера. А поскольку управление, так же как и педагогическое воздействие, является деятельностью, то ему присущи те же характеристики, что и педагогическому воздействию.
Социальное управление - это процесс воздействия субъекта управления на объект управления по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. Ключ успеха кроется в людях, поэтому суть управления заключается в умении руководителя ладить с людьми, общаться с ними, строить отношения, его назначение - побуждать людей к деятельности. Управление, по словам Ли Якокки, представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд [4].
Литература
1. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. 3-е изд. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. 512 с.
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие. 6-е изд. Минск: Новое знание, 2003. 336 с.
3. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента: учеб. пособие. М.: ИКК «Дека», 2004. 896 с.
4. Ли Якокка. Карьера менеджера. Москва: Прогресс, 1991. 416с.
5. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие / П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. 5е изд. М.: Омега-Л, 2012. 407 с.
6. Менеджмент: учебник. 2-е изд. / под общ. ред. М.П. Переверзева. М.: Инфра-М, 2008. 330 с.
7. Основы менеджмента: учебник / под общ. ред. Ю.В. Темного. М.: Academia, 2012. 530 с.
8. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учеб.-практич. пособие. 3-е изд. М.: Гном и Д., 2001. 192 с.
Петрунина С.В. \ Хабарова С.М. 2, Пашин А.А., Рогов А.А.
1 2,3 4 Кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет, Россия
АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ИНВАЛИДОВ и ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ
Аннотация
В статье сделан анализ физической активности инвалидов и здоровых людей по ряду показателей тестов с целью коррекции двигательных действий, улучшения координации движений.
Ключевые слова: церебральный паралич, двигательная реабилитация, двигательная активность, люди с ограниченными возможностями, различные патологии.
‘Petrunina S.V., 2Khabarova S.M , 3Pashin A. A., 4Rogov A.A.
',2,3,4 PhD assistant professor Penza State University, Russia
ANALYSIS OF PHYSICAL ACTIVITY AND HEALTHY DISABLED PEOPLE
Abstract
The article provides an analysis of physical activity and healthy disabled people for a number of indicators of tests in order to correct motor actions, improve coordination.
Keywords: cerebral palsy, motor rehabilitation, physical activity, people with disabilities, infringement of functions, various pathologies
Для определения физического развития, функциональных и биомеханических показателей инвалидов и здоровых людей было проведено тестирование по ряду параметров двигательной активности, которые представлены в таблицах 1, 2.
В данном исследовании принимала участие группа инвалидов в количестве 12 человек, сформированная по заболеваниям опорно-двигательного аппарата, и группа здоровых людей из числа студентов, отнесенных по состоянию здоровья к основной группе, тоже в количестве 12 человек. По возрасту и антропометрическим показателям данные группы (табл. 1) достоверно не отличались друг от друга (z >1,7). Однако, уровень физического развития инвалидов и здоровых людей значительно различался (табл.2).
Так, в тесте по оценке подвижности в тазобедренных суставах отклонение от нормы здорового человека у инвалидов составило 84,6%, в плечевых суставах - 15,9%. В тестах на определение суммированного показателя уровня развития силовых показателей мышц плечевого пояса, туловища, ног инвалиды в среднем отставали от нормы здорового человека на 56,42%.
Таблица 1. Средние антропометрические показатели инвалидов и студентов
Показатели Инвалиды (n=12) Студенты (n=12) Разница
Возраст, лет 19,2 ± 2,1 18,0 ± 1,8 1,2
Длина тела, см. 170 ± 12,1 175 ± 11,8 5,0
Масса тела, кг. 50,8 ± 5,2 62,3 ± 3,1 11,5
Достоверность различий по критерию Вилкоксона z > 1,7
Таблица 2. Средние показатели уровня физического развития инвалидов и студентов
Испытуемые Показатели Инвалиды (n = 12) Студенты (n = 12) Разница, абс. Отклонения в% от нормы
Подтягивание на низкой перекладине, кол-во 22 ± 3,0 65 ± 5,4 43 66,2
Метание набивного мяча сидя, из-за головы, м 2,44 ± 3,6 4,60 ± 4,9 2,16 46,9
39