Научная статья на тему 'Учебные экскурсии в процессе профессиональной правовой подготовки студентов'

Учебные экскурсии в процессе профессиональной правовой подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1400
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДЫ ОБ УЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ЭКСКУРСИИ / HIGH EDUCATION / PROFESSIONAL LEGISLATIVE EDUCATION / EDUCATION TECHNOLOGY / EDUCATION TOURS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Питюков В. Ю., Гусева И. В.

Раскрывается проблема организации учебных экскурсий в процессе профессиональной правовой подготовки студентов. Подробно рассмотрены вопросы планирования, подго товки, проведения и обобщения результатов экскурсии в подготовке будущих юристов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education tours in the professional legislative education

The authors explains the problematics of education tours in the professional student legislative training. Article views in detail how to plan, prepare and give such tours

Текст научной работы на тему «Учебные экскурсии в процессе профессиональной правовой подготовки студентов»

УДК 378.147

В.Ю. ПИТЮКОВ, И.В. ГУСЕВА

УЧЕБНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Раскрывается проблема организации учебных экскурсий в процессе профессиональной правовой подготовки студентов. Подробно рассмотрены вопросы планирования, подготовки, проведения и обобщения результатов экскурсии в подготовке будущих юристов.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная правовая подготовка, методы обучения, учебные экскурсии.

The authors explains the problematics of education tours in the professional student legislative training. Article views in detail how to plan, prepare and give such tours.

Key words: high education, professional legislative education, education technology, education tours.

Проблема всестороннего обучения, воспитания и формирования личности представляет интерес для ученых с давнейших времен. Философы прошлого Сократ [8], Аристотель [1], Руссо [7] и другие в своих трудах подчеркивают необходимость использования методов обучения, позволяющих максимально представить обучающимся изучаемый объект и решить одновременно возникающие разнообразные педагогические задачи.

В более поздний период эта идея была сформулирована известным педагогом К.Д. Ушинским в виде постулата «...обучение должно строиться не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком» [9]. Вероятно, именно поэтому Платон [6] и Аристотель [1] предпочитали вести продолжительные беседы со свои-

© Питюков В.Ю., Гусева И.В., 2014

ми учениками во время прогулок, обсуждая разнообразные вопросы и явления, непосредственно воспринимая их в ходе таких «интеллектуальных прогулок».

Учебная экскурсия как метод обучения была внедрена в педагогическую практику прогрессивными педагогами ХУШ-Х1Х вв., организуемая вначале преимущественно при преподавании таких учебных дисциплин, как история и естествознание, а в 1901 г. ученый Д.Н. Кайгодоров [3] включал в обязательную образовательную программу по естественным наукам уже не менее 20 экскурсий в течение учебного года.

В терминологии современной педагогики [4] подобные действия выдающихся педагогов и философов прошлого можно охарактеризовать как применение ими экскурсионного метода, представляющего собой «форму организации обучения, которая обе-

спечивает учащимся через их непосредственные наблюдения знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении» [4]; «наглядный процесс познания человеком окружающего мира» [2].

Анализ научно-методической литературы показывает, что экскурсии чаще используются в школе либо в условиях дополнительного образования, в учебных планах вуза они представлены очень скупо и адресованы, как правило, студентам, обучающимся по творческим направлениям подготовки.

В педагогике учебные экскурсии разделяют по различным признакам и основаниям. По отношению к учебным программам экскурсии делятся на программные и внепрограммные. По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные. По времени проведения относительно изучаемых на занятиях учебных тем какого-либо раздела различают вводные, сопутствующие и заключительные экскурсии.

Экскурсии позволяют знакомить обучающихся с изучаемыми предметами и явлениями, способствуют распространению научных знаний, расширению кругозора, формируют мировоззрение и т.д. При этом конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций (научной пропаганды, воспитательную, информации, организации культурного досуга, формирования интересов и т.д.).

Несмотря на то, что в организационном плане экскурсии подчиняются единым требованиям, их содержательная направленность существенно варьируется в зависимости от учебной дисциплины, в рамках которой она совершается, а также от конкретных объектов, явлений и предметов наблюдения.

Одной из разновидностей учебных экскурсий являются экскурсии, проводимые по правовым дисциплинам.

Данный вид экскурсий является обязательным для обучающихся в юридических вузах, поскольку позволяет им познакомиться с особенностями профессиональной юридической деятельности, осознать ответственность юридических решений, от которых зависят судьбы людей, их имущественные и неимущественные отношения, увидеть, как происходит решение спорных вопросов на основе применения правовых норм.

Экскурсии по правовым дисциплинам могут организовываться также в непрофильных вузах. Они направлены на развитие правовой культуры обучающихся, формирование у них правомерного поведения, уважения к закону, устойчивой позиции решать возникающие юридические вопросы в рамках действующего законодательства.

Наиболее часто в качестве места проведения такой экскурсии преподаватель выбирает районный суд. Здесь обучающиеся имеют возможность познакомиться с работой судебного аппарата, увидеть процесс судебного разбирательства, а также особенности профессиональной деятельности адвокатов и прокуроров.

Несмотря на содержательную специфику учебных экскурсий по правовым дисциплинам, они, безусловно, подчиняются общим методическим особенностям, среди которых П.И. Пидкаси-стый выделяет три блока:

• подготовку экскурсии;

• выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия;

• обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов [4].

При организации учебных экскурсий большое значение имеют организаторские способности преподавателя, владение им педагогической технологией. При организации групповой деятельности [5] педагог должен реализовать три функции: обеспечить достижение предметного и отношен-ческого результатов, а также способствовать развитию самосознания обучающихся. Каждая из этих функций реализуется посредством соответствующей совокупности операций. Так, для достижения предметного результата рекомендуется использовать два инструментария: организационный и стимулирующий. Организационный инструментарий способствует более четкому распределению времени, объема и содержания действий, роли каждого из участников. Стимулирующий инструментарий нацеливает педагога на событийный характер деятельности, способствует развитию положительных эмоций у обучающихся. Повышению отношенческого результата групповой деятельности способствуют такие операции, как установление личностного контакта, снятие психологического напряжения у обучающихся, создание возможностей для их индивидуального проявления. Развитие самосознания студентов достигается в процессе осмысления ими дела как события их жизни, их участия в нем - как совершения поступка. Преподаватель должен способствовать осознанию каждым обучающимся роли другого человека в момент их совместной деятельности, умению самостоятельно оценивать свои духовные приобретения и т.д.

Планированию учебной экскурсии предшествует четкое определение ее целей, в качестве которых для препо-

давателя правовых дисциплин могут выступать: ознакомление обучающихся с системой судопроизводства, особенностями профессиональной деятельности судей, адвокатов, прокуроров, формирование правомерного поведения и т.д.

Кроме того, необходимо определить время проведения экскурсии, ее место в структуре учебного процесса, учесть имеющийся у обучающихся уровень знаний, разработать и предложить им систему заданий (например, план наблюдения) на экскурсию, форму отчета и т.п.

Особо следует отметить необходимость изучения обучающимися правового положения посещаемого ими объекта, а также специфических правил поведения. Так, в зале судебного заседания запрещается использовать мобильные средства связи, громко разговаривать, вмешиваться в работу судей, прокуроров и адвокатов, задавать вопросы без разрешения судьи.

Подготовка к экскурсии должна быть проведена тщательно, с обязательным обсуждением со студентами тех событий, которые им предстоит увидеть. Экскурсии по правовым дисциплинам в суд рекомендуется проводить после тщательного изучения таких тем, как «Судоустройство в Российской Федерации», «Процесс судопроизводства и его стадии», «Правовое положение адвоката и прокурора в суде». Изучение данных тем позволяет обучающимся быть теоретически подготовленными к посещению судебного заседания, осознавать юридические действия участников процесса, а также закрепить имеющиеся правовые знания на практике.

Желательно, чтобы обучающиеся имели возможность во время учебной

экскурсии, например, присутствуя на судебном процессе, обратиться к кодифицированному законодательству, регулирующему ход судебного разбирательства, поведение участников процесса, их правовое положение. Это помогает обучающимся самостоятельно находить ответы (со ссылками на действующее законодательство) на вопросы, связанные с ходом процесса.

Во время перерыва судебного заседания преподаватель может обсудить с обучающимися те правовые ситуации, свидетелями которых они стали, а также ответить на возникшие у них вопросы. Наиболее часто во время присутствия на судебном разбирательстве обучающихся волнует вопрос: каким будет решение судьи по данному спору? В связи с этим интересным для студентов будет правовое задание, итогом выполнения которого является вынесение ими собственного суждения по рассматриваемому делу с обязательным мотивированным заключением. В дальнейшем, во время семинарских занятий, можно еще раз вернуться к обсуждению увиденного в ходе экскурсии, сравнить мнения и вердикты студентов по конкретному делу с решением судьи по данному спору.

Важной частью любой экскурсии по правовым дисциплинам является осмысление приобретенной информации. Так, если студенты стали свидетелями судебного разбирательства по уголовному делу, ознакомились с деталями совершенного преступления и результатами расследования полиции, услышали позицию прокурора по данному вопросу, увидели сам процесс, то все это в совокупности выступает одним из факторов, формирующих правомерное поведение обучающихся, способствуя осознанию ими собственных жизненных ценностей и нравственных приоритетов.

Проблемы нравственно-правового воспитания обучающихся, формирования и развития правовой культуры, столь актуальные в настоящее время, несомненно, требуют включения правовых дисциплин в учебные планы подготовки специалистов самых разнообразных сфер деятельности и увеличения практической составляющей этих дисциплин, чему, безусловно, способствует реализация учебных экскурсий, повышающих не только интерес студентов к различным отраслям права, но правовую культуру, правосознание, правомерное поведение.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Аристотель. Соч. В 4 т. ЩУи. М.:Мысль, 1976-1983. (Философское наследие.)

2. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИКЦ «МарТ», 2006.304 с.

3. Кайгородов Д.Н. Родная природа (очерки натуралиста) / предисл. Вл. Залетаева. М.: Лесная промышленность, 1967.212 с.

4. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. 640 с.

5. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учеб.-практич. пособие. 2-е изд.,

испр. и доп. М.: Гном-Пресс, Московское городское педагогическое общество, 2001. 192 с.

6. Платон [Электронный ресурс] URL: http://www.newacropol.ru/Alexandria/ philosophy/Philosofs/Plato/Dialogos/

7. Лотман Ю.М. Руссо и русская литература XVIII в. // Эпоха Просвещения. Л., 1967.

8. Сократ. Ксенофонт Афинский. Сократические соч. М.; Л., 1935.

9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии и избр. пед. соч. В 2 т. М.: Педагогика, 1974. Т. 1. С. 288-556.

УДК 378.14.015.62

Е.В. МОШНЯГА

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Рассматривается содержание межкультурной компетенции и ее компоненты. Раскрыты конструкты межкультурной компетенции: знания - мотивации - умения. Толерантность показана как наиболее сложно формируемый конструкт. Дана характеристика мультикультурной образовательной среды как контекста международной магистерской подготовки. Представлена совместная международная магистерская программа РМАТ - ЮНИМИБ, на примере реализации которой показано развитие межкультурной компетенции студентов. Анализируются требования к преподавателям, работающим в мультикультурных группах.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, языковая компетенция, коммуникативная компетенция, культурная компетенция, толерантность, доступность, эмпатия, мультикультурная образовательная среда, мультикультурная система образования, международная магистерская подготовка.

The article considers the contents of intercultural competence and its components. Constituent parts of intercultural competence are exposed: knowledge - motivations - skills. Tolerance is shown as the most difficult constituent part to beformed. Multicultural educational environment is characterized as the context of international Master's degree training. Joint international Master's degree program RIAT-UNIMIB is presented on the model of which development of intercultural competence of students is displayed. Requirements for teachers working in multicultural groups are analyzed.

Key words: intercultural communication, intercultural competence, language competence, communicative competence, cultural competence, tolerance, immediacy, empathy, multicultural educational environment, multicultural system of education, international Master's degree training.

В современном мультикультурном мире межкультурная коммуникация в условиях глобализации стала повседневной реальностью и приметой нашего времени. Мультикультурная среда обитания современного человека, с одной стороны, бросает вызов гражданам и сообществам, мотивируя их к созданию условий для выживания, сосуществования и взаимодействия носителей разных культур в едином пространстве, а с другой - создает предпосылки для формирования мультикультурной

© Мошняга Е.В., 2014

личности, а значит, и для мультикуль-турного образования и воспитания [3, с. 148]. «Граждане XXI в. должны научиться видеть через глаза, сердца и умы людей из культур, отличных от своей собственной» [4, с. 215].

Во всех сферах межкультурных контактов от их участников требуется не только понимание сущности и особенностей процессов коммуникации культур, но и ожидается способность и готовность к адекватной и эффективной межкультурной коммуникации, т.е. сформированная межкультурная компетенция для достижения целей меж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.