Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации коучинга в профессиональной подготовке студентов'

Педагогические условия реализации коучинга в профессиональной подготовке студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОУЧИНГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПАРТНЕРСТВО / СТИМУЛИРУЮЩАЯ СРЕДА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕФЛЕКСИЯ / COACHING / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PARTNERSHIP / STIMULATIVE ENVIRONMENT / EMOTIONAL COMPETENCES / REFLEXION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Питюков В. Ю., Гоголь А. П.

Статья посвящена выявлению и анализу педагогических условий реализации коучинга в профессиональной подготовке студентов. Рассматривается влияние приведенных пе дагогических условий на реализацию поставленных педагогических целей, а также раз витие и мобилизацию личностно-интеллектуальных ресурсов и внутреннего потенци ала субъектов познавательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Питюков В. Ю., Гоголь А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of implementation of coaching in the vocational training of students

The article deals with the identification and analysis of pedagogical conditions of realization of coaching in the professional training of students. The article examines the impact of the pedagogical conditions on the realization of the educational objectives, as well as for the development and mobilization of personal intellectual resources and inner potential of the subjects of cognitive activity

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации коучинга в профессиональной подготовке студентов»

УДК 378.1

В.Ю. ПИТЮКОВ, А.П. ГОГОЛЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОУЧИНГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена выявлению и анализу педагогических условий реализации коучинга в профессиональной подготовке студентов. Рассматривается влияние приведенных педагогических условий на реализацию поставленных педагогических целей, а также развитие и мобилизацию личностно-интеллектуальныхресурсов и внутреннего потенциала субъектов познавательной деятельности.

Ключевые слова: коучинг, педагогические условия, партнерство, стимулирующая среда, эмоциональные компетенции, рефлексия.

The article deals with the identification and analysis of pedagogical conditions of realization of coaching in the professional training of students. The article examines the impact of the pedagogical conditions on the realization of the educational objectives, as well as for the development and mobilization of personal intellectual resources and inner potential of the subjects of cognitive activity.

Keywords: coaching, pedagogical conditions, partnership, stimulative environment, emotional competences, reflexion.

Одной из ключевых задач, стоящих перед преподавателем высшей школы, является разработка и реализация стратегии процесса обучения, ориентируясь на личность студента, помогающую раскрытию его внутреннего потенциала с целью овладения не только необходимыми профессиональными умениями и навыками, но и формирования необходимых качеств, способствующих его профессиональному и личностному развитию.

В качестве инновационной педагогической технологии в обучении, отвечающей требованиям в реализации обозначенных выше задач, выступает коучинг, представляющий собой, по мнению Джона Уитмора, Тимоти Гол-ви и Майлза Дауни, процесс повышения эффективности личности за счет развития ее внутреннего потенциала.

© Питюков В.Ю., Гоголь А.П., 2016

В процессе обучения целью коучинга, по мнению Н.М. Зыряновой, является помощь учащимся активно и сознательно учиться, поддерживая их стремление к самостоятельному приобретению необходимых знаний, развитие внутреннего потенциала и его использование на практике, а также поддержка у студентов уверенности в себе и своих силах, формирование адекватной самооценки [4].

Педагогическими условиями осуществления коучинга выступают профессионально-личностная рефлексия преподавателя, развитие и организация рефлексии студентов, создание стимулирующей среды, направленной на развитие творческой активности студентов, выстраивание партнерских отношений между преподавателем и студентом и владение преподавателем эмоциональными компетенциями.

86 ВЕСТНИК РМАТ № 3 • 2016

Одним из выделенных педагогических условий реализации коучинга является профессионально-личностная рефлексия преподавателя, помогающая осмыслить происходящее, оценить и выстроить алгоритм своих действий в соответствии с педагогической ситуацией. Она позволяет, учитывая собственные цели своей профессиональной деятельности, а также цели других участников педагогического процесса, выстроить оптимальную стратегию реализации обучения [1].

Профессиональная педагогическая деятельность, имеющая в основе рефлексивные действия со стороны преподавателя, также способствует осуществлению второго педагогического условия реализации коучинга - развитие и организация рефлексии студентов. Оно служит осуществлению главной цели коучинга в обучении, а именно: организации учебного процесса, направленного на развитие у студентов умения активно и сознательно учиться, самостоятельно приобретать знания, использовать свой внутренний потенциал, достигать желаемых результатов [4], а следовательно, поддержанию и росту мотивации к обучению.

В основе организации рефлексивной деятельности лежит восприятие преподавателем студентов как субъектов педагогического процесса, что побуждает их к собственным рассуждениям и поискам и способствует их активному участию в реализации всех элементов деятельности: в постановке целей и задач и определении средств по их осуществлению, выявлении мотива деятельности, а также как субъектов, несущих ответственность за полученный результат и умеющих осуществлять оценку своей деятельности, что повы-

шает активность как отдельного студента, так и группы в целом [8, с. 105].

Следующим педагогическим условием является выстраивание партнерских отношений между преподавателем и студентом. Реализация данного вида взаимоотношений между преподавателем и студентом основана на субъект-субъектном взаимодействии, что, по мнению В.Ю. Питюкова, является «особыми взаимоотношениями между людьми, когда осуществляется взаимное влияние друг на друга равноправными субъектами». Влияние в процессе данного вида взаимодействия сочетает в себе физическое влияние, духовное и отношенческое [8, с. 25].

Установление равных психологических позиций в процессе общения между преподавателем и студентами основывается на эмпатийном взаимодействии, т.е. уважении и принятии партнера, его мотивов, потребностей, желаний, суждений, чувств и способов деятельности, где имеет значение деятельность и ее результат [2]. Организация такого вида общения влияет на отношение и интерес студента к познавательной деятельности, а также на осознание значимости собственной деятельности для личностного роста и успешности своей профессиональной деятельности, что ведет к готовности брать на себя ответственность за результаты [4].

Следующим рассматриваемым педагогическим условием реализации коу-чинга является создание стимулирующей среды, направленной на развитие творческой активности студентов.

Творческая активность в образовательном процессе находится в тесной взаимосвязи с познавательной активностью, определяющей способность обучающегося к организации собствен-

ной деятельности, заключающейся в самостоятельном планировании, организации и контроле процесса обучения, применяя нестандартные, новые пути решения поставленных задач.

Реализация развития творческой активности в процессе обучения невозможна без создания стимулирующей среды, направленной на активизацию мыслительной деятельности студентов.

Стимулирующая среда представляет собой комплекс методов, средств и способов совместной деятельности всех участников процесса обучения, направленный на выявление и создание условий, способствующих активизации и проявлению стремления к развитию своих профессионально-личностных качеств [5].

Еще одним рассматриваемым педагогическим условием является владение преподавателем эмоциональными компетенциями. Профессор Гордон Х. Бауэр считает, что эмоции значительно влияют на некоторые когнитивные процессы, такие как создание ассоциаций, фантазий, социальное восприятие и суждения о других людях. Эмоции служат своего рода единицей памяти, вступающей во взаимодействие с ассоциациями, связанными с тем или иным событием. Положительные эмоции быстрее вызывают в памяти хорошие воспоминания, отрицательные эмоции способствуют припоминанию негативного опыта [10].

Умение регулировать собственные эмоции и эмоции других, а также воспринимать и выражать эмоции, использовать их для создания благоприятных условий для мыслительной деятельности, понимать и делать выводы, учитывая собственные эмоции и эмоции других, по мнению Джона Мейера и Питера Сэловейя, определяет понятие эмоционального интеллекта [14],

в основе которого лежат четыре основные эмоциональные компетенции [13]: первая компетенция - самосознание, выражающееся через способность понимать свои эмоции, признавать их влияние и использовать их для управления нашими решениями; вторая компетенция - самоуправление, проявляющееся в способности держать под контролем свои эмоции и импульсы и адаптироваться к развивающейся ситуации; третья компетенция - социальная сознательность, заключающаяся в видении и понимании эмоций другого человека и в умении на них реагировать; и, наконец, четвертая компетенция - управление отношениями, основывается на способности вдохновлять и влиять на других людей, способствуя их развитию, и управление конфликтами [11].

По мнению профессора Бенедикт Жендрон, образ преподавателя-лидера с развитыми эмоциональными компетенциями, составляющими неотъемлемую часть профессиональных компетенций, становится все более и более необходимым для ответа на новые ожидания общества [11, 12]. Эмоциональные компетенции позволяют преподавателю эффективно реализовываться и действовать в различных ситуациях и сферах деятельности, способствуют лучшему установлению межличностных отношений, поддержанию благоприятной рабочей обстановки и усиливают сплоченность людей, что влияет на общую эффективность и результативность выполняемой коллективной деятельности, а также на развитие эмоциональных компетенций у студентов.

Таким образом, рассматриваемые в данной статье педагогические условия способствуют развитию и мобилизации личностно-интеллектуальных ре-

SS ВЕСТНИК РМАТ № 3 • 2016

сурсов и внутреннего потенциала субъектов познавательной деятельности, выработке и становлению ответственного и осознанного отношения к процессу обучения со стороны студентов,

установлению благоприятного психологического климата в процессе взаимодействия между преподавателем и студентами.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Белкина В.Н., Ревякина И.И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 3. С. 203-206.

2. Ворожцова И.Б. Партнерские отношения преподавателя и студента в обучении: за и против // Вестник Удмуртского университета. 2006. № 9. С. 33-44.

3. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: Магистр, 1995. 111 с.

4. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. 2004. № 1. С. 46-49.

5. Новиков В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. № 1. URL: http://www.psyedu.ru

6. Новоженина Е.В. Ценностные ориентиры партнерства «преподаватель-студент» // Известия ВолгГТУ. 2004. № 7. С. 91-93.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Оникс, 2010. 736 с.

8. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Гном и Д, 2001. 192 с.

9. Степанов С.Ю., Семёнов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31-40.

10. Bower G.H. Mood and Memory // American Psychologist. 1981. Vol. 36, № 2. P. 129148.

11. Gendron B. Les compétences émotionnelles comme compétences professionnelles de l'enseignant. La figure de lidership en pédagogie. 5ième Colloque Questions de pédagogie dans l'enseignement supérieur, Juin, Brest, France, 2008.

12. Gendron B. Quelles compétences émotionnelles du leadership éthique, de l'enseignant au manager, pour une dynamique de réussite et de socialisation professionnelle?// Cahiers du Cer-fee. 2008. № 24. P. 141-155.

13. Gendron B. Santé et capital émotionnel du personnel enseignant. Ouvrage collectif sous la directon de P. A. Doulin, D. Curchod-Ruedi, L. Lafortune et N. Lafranchise, in La santé des enseignants et des enseignantes. (Québec: Presses Universitaires du (Québec, 2011. P. 157-176.

14. Mayer J.-D., Salovey P. Emotional intelligence. Baywood Publishing Co., Inc, 1990. P. 185-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.