МРНТИ 18.49.45 УДК 793.38
001:10.56032/2523-4684.2022.4.4.40
Р.В. Карев1, Р.В. Кензикеев2 1Казахская национальной академии хореографии (Астана, Казахстан)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА
Аннотация
В статье поднимается проблема подготовки исполнителей спортивного бального танца в контексте соревнований. Посредством внедрения в тренировочный процесс аутогенной тренировки, помимо физической, определяется отдельный сегмент подготовительного процесса. Рассматриваются различные приемы, с помощью которых каждый педагог или же исполнитель (если речь идет уже о более взрослом спортсмене) спортивного бального танца будет воспитывать и понимать составляющие элементы (физические и психические), создающие наилучшее психофизическое соревновательное состояние. Навык владения психической саморегуляцией приведет к успешной реализации существующего практического опыта.
Ключевые слова: спортивно-бальный танец, спортсмен, психическое состояние, подготовительный процесс, компонент.
Р.В. Карев1, Р.В. Кензикеев2 1 Казак улттык хореография академиясы (Астана, Казакстан)
СПОРТТЫК БАЛ БИ1Н ОРЫНДАУШЫНЫЦ ПСИХОФИЗИКАЛЫК ЖАРДАЙЫНА ПЕДАГОГИКАЛЫК ТЭРБИЕ БЕРУ
Аннотация
Макалада жарыс контекстнде спорттык бал биiн орындаушыларды даярлау мэселес кетер'тед'!. Аутогендiк жаттыруларды жаттыру процеане енпзу аркылы физикалык жаттырулардан баска дайындык процесiнiн жеке сегмент аныкталады. Эр турл/ туткалар карастырылады, олардын жардайында эр мYFалiм немесе орындаушы (егер бiз ересек спортшы туралы айтатын болсак) спорттык бал биi ен жаксы психофизикалык бэсекелес^к куйд'1 тудыратын компоненттердi (физикалык жэне психикалык) Мукият туанедПсихикалык
40
e3ÎH-e3Î реттеуд менгеру даFдысы колданыстаFы практикалык тэжiрибенi csrri, женiстi жYзеге асыруFа экеледi.
ТYЙ¡нд¡ сездер: спорттык-бал биi, спортшы, психикалык жаFдайы, дайындык проце&, компонент.
R. Karev1, R. Kenzikeyev2 Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan)
PEDAGOGICAL EDUCATION OF THE PSYCHOPHYSICAL STATE OF THE PERFORMER OF SPORTS BALLROOM DANCE
Annotation
The article raises the problem of training performers of sports ballroom dance in the context of competitions. By introducing autogenic training into the training process, in addition to physical training, a separate segment of the preparatory process is determined. Various levers are considered, in which conditions, each teacher or performer (if we are talking about a more adult athlete) a sports ballroom dance will thoroughly understand the constituent elements (physical and mental) that create the best psychophysical competitive state. The skill of mastering mental self-regulation will lead to a successful, victorious implementation of existing practical experience.
Key words: sports ballroom dance, athlete, mental state, preparatory process, component.
Введение. На сегодняшний день существует проблема, в условиях которой тренера и спортсмены акцентируют свое внимание исключительно на тренировке физического тела. Однако мы считаем, что и головной мозг нуждается в определенной тренировке сложных и специфических задач, помимо координационных. Соответственно, необходимо интегрировать в тренировочный процесс аутогенную тренировку, позволяющая словесными и мыслительными методами оказать влияние на организм и его сложные функции. В этой связи, тренера и спортсмены должны подходить к этому осознанно и целенаправленно.
Наблюдали ли вы когда-нибудь за парами, танцующими целый день в турнирном режиме, пытаясь показать свою лучшую танцевальную
41
программу? Конечно, физически это очень сложно, и даже если для пары все складывается лучшим образом и удается дойти до финала с 1/64 тура, то в самый ответственный момент случается так, что физических сил уже нет, как нет и боевого запала. Огромные перерывы между танцами, когда в начальных турах по 20 заходов, выбивают из состояния оптимального тонуса. Постоянные психологические скачки, требуемые для настроя на следующий танец или тур и, наоборот, выход из состояния напряжения в целях отдыха между турами, приводят к колоссальному истощению психофизического состояния спортсмена. Необходимо исходить из того, что в Казахстане спортивный бальный танец не пользуется большим спросом, соответственно, максимальное количество туров на турнире республиканского статуса - это 4, то есть соревновательный процесс начинается с 1/4. Таким образом, когда отечественные пары принимают участие в международных турнирах, с тем количеством туров, которые мы упомянули выше, мы сталкиваемся с проблемой, указывающей на то, что пары не готовы чаще всего психологически, несмотря на то, что физическая форма находится на пике.
Методы исследования. В качестве метода использован эмпирический подход. Абсолютно все, написанное в статье, экспериментальным путем проверялось группой взрослых спортсменов бального танца и тренером, работавщим напрямую с А.В. Алексеевым во времена своей спортивной карьеры. Главная задача, исследования - найти решение психологических проблем перед турнирами, отражающиеся на качестве танца.
Обзор литературы по теме. В данной статье мы опираемся на труд А.В. Алексеева «Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте!» (2006). В данной работе автор назвал психически уравновешенное состояние спортсмена «оптимально боевым состоянием», при котором атлет способен продемонстрировать свой «продукт» в лучшем виде, достигая наивысшего результата. В данном труде приводится огромное количество настоящих
примеров по вхождению в оптимальное боевое состояние различных мировых легенд, добившихся выдающихся результатов в спорте. Проведено немало примеров различных популярных видов спорта с учетом их специфики, однако ориентирование на спортивный бальный танец отсутствует. Данный факт послужил мотивацией перенести изложенную информацию труд А.В. Алексеева на теоретический и практический форматы спортивного бального танца.
Также использовался труд о спортивно-бальном танце казахстанского автора Исалиева А. «Теория и методика преподавания европейских танцев». По психологии взято учебное пособие Зайфферт Д. «Педагогика и психология танца. Заметки хореографа»; по педагогике - работа Захарова Р. «Сочинение танца. Страницы педагогического опыта».
Основная часть. Возможно ли кратким набором односоставных ключевых предложений и силой мысли вводить спортсмена в максимально рабочее психофизическое состояние? Без сомнений - да. Как говорил Владимир Владимирович Маяковский: «Слово - полководец человеческой силы» [1, с.247].
Спортивно-бальный танец является парным видом спорта, где изо дня в день, во время тренировочного процесса осуществляется постоянное взаимодействие с противоположным полом, что априори нелегко. Психофизическое состояние абсолютно отражается на качестве взаимоотношений в паре, являющихся главным ключом к продуктивному тренировочному процессу и успешности выступления на соревнованиях. В условиях, когда спортсмен приходит на тренировку без настроя, с «внешними» проблемами, работа будет напрасна, как и наоборот, в состоянии радости, когда приходит вдохновение, тренировочный процесс ощущается иначе, намного качественнее на фоне позитивного настроя. При отсутствии оптимального психофизического состояния начинать
тренировочный процесс будет ошибкой, так как это может повлиять на взаимоотношения в паре, что
является одним из важнейших аспектов достижения высоких результатов в данном виде спорта. Грамотный тренер обязательно должен проговаривать данные нюансы со взрослыми парами, а если речь идет о юных падаванах, то должен очень тонко понимать настроение учеников, дабы предотвратить конфликт или перегорание. Как утверждал Д.Зайфферт: «Мы прикрываемся методами обучения танцевальной технике (техника классического танца, техника Грэхэм, техника Пилатэс, техника Фельденкрейз, и многие другие). При желании можно все эти методы - поскольку они основаны на принципе развития от простого к сложному - считать педагогическими подходами. Но психические и физические проблемы, реально существующие во время учебы и в течении трудовой деятельности педагогов-репетиторов,
балетмейстеров и танцовщиков, по-научному не освещаются» [2, с.6].
Выше мы упомянули про вдохновение. Разберем значение данного слова в психофизическом состоянии спортсмена. Существует огромное количество различной информации о том, что такое вдохновение, однако по большей части все очень абстрактно, и определенная конкретика отсутствует. Соответственно, спортсменам очень тяжело найти точку опоры, чтобы ориентироваться в этом понятии и уметь самостоятельно в нужный момент вызывать данное состояние. Однако, каждый атлет хоть раз проживал моменты, когда все складывается самым удачным образом, абсолютно каждое движение получается с лёгкостью и без особых усилий, тело становится послушным и абсолютно
контролируемым вплоть до каждой связки и сухожилия. В этот момент приходит огромная уверенность в себе, радость. Р.Захаров это описывал таким образом: «Это были А.М. Монахов. Л.С. Леонтьев. В.И. Пономарев. И.Ф. Кшесинский, А.В. Ширяев - превосходные репетиторы, мастера классического и характерного танца. С какой огромной увлеченностью, настоящей творческой радостью работали мы с ними, забывая об усталости».
[3, с.27]. Но к сожалению, мы определили, что данное состояние абстрактное и очень субъективное настолько, что донести это до учеников крайне тяжело. В этой связи А.В. Алексеев в своем труде сформулировал данное понятие кратко и точно спортсмены способны разобраться в этом состоянии самостоятельно с полным пониманием сути. Таким образом, мы считаем, что необходимо изучить понятие вдохновения, описанное А.В. Алексеевым, и перенести теоретическую информацию на практическую подготовку исполнителя спортивного бального танца.
Как мы упомянули раннее, автор назвал данное состояние вдохновения «оптимально боевым состоянием». Далее разберем каждое слово, которыми охарактеризовано было решено назвать данный процесс психофизических комплексов.
Слово «оптимально» несет под собой значение улучшения конкретных качеств, гарантирующее максимально выигрышное решение поставленных целей и задач. Само по себе прилагательное «оптимальный» - сравнительное и подразумевает под собой наилучшее, относительно достигнутого в прошлом. Соответственно, в данном контексте, мы имеем виду то самое наилучшее психофизическое состояние, которое обеспечит наивысший результат.
С научной точки зрения, слово «боевое» может вызвать огромное количество вопросов, однако в данном случае, лексикология подразумевает лишь борьбу на соревнованиях за победу.
Также мы бы хотели внести конкретику различий между оптимальным боевым состоянием и самочувствием. Как утверждал А.В. Алексеев: «Понятие «самочувствие» близко к понятию «общее здоровье». Самочувствие далеко не всегда отражает степень легкости вхождения в ОБС» [4, с.7]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что самочувствие подразумевает под собой набор ощущений, информирующих человека о работе его внутренних органов и организма в целом. Существуют реальные примеры, в условиях которых спортсмен, находясь в отличном физическом самочувствии, не достигал
наилучших результатов. Для достижения наивысшего результата, нам нужно научить спортсмена входить в оптимально боевое состояние и удерживать его до конца соревнований.
Лучший способ вхождения в данное состояние -это моделирование, создание посредством мыслительной работы наилучшей модели себя, начиная от внешнего вида и заканчивая оптимальным психофизическим состоянием. На простом примере из обычной жизни: человек, собирающийся на мероприятие готовится осознанно к нему, планируя полностью свой внешний вид. Все из-за нашего желания быть лучшей версией себя, которая находится в нашем сознании. По такому же принципу и спортсмен должен готовиться к любым соревнованиям.
Обсуждаемое нами оптимальное
психофизическое состояние абсолютно
индивидуальное, и в ходе эксперимента мы выяснили, что ключевые элементы пары А, обеспечивающие вхождение в оптимально боевое состояние будут неэффективными для пары Б, и, даже наоборот способны сыграть регрессивную роль.
Однако несмотря на субъективные аспекты данного состояния, А.В. Алексеев все же выявил основные общие компоненты оптимального боевого состояния. А вот уже сами элементы в данных компонентах каждым спортсменом, парой и тренером будут определяться индивидуально.
В состав оптимально боевого состояния входит три основных звена: физической, эмоциональное и мыслительное. Каждый из данных компонентов отражает конкретные аспекты, которыми должен владеть спортсмен бального танца. Данный каркас, состоящий из трех звеньев, не будет считаться эффективным в случае отсутствия или слабой развитости одного из них.
Физический компонент - это набор исключительно физических качеств, таких как сила мышц, гибкость, мобильность, расширенный объем легких, обеспечивающий глубокое дыхание, развитая кардио-выносливость за счет правильной работы
сердечной мышцы и т.д. Все это определяет уровень технической подготовки спортсмена. Важность данного компонента заключается в том, что какую бы установку мы ни закладывали в сознание спортсмена, система не сработает в отсутствии должной физической подготовки спортсмена. Мы попробовали «заложить» программу в сознание пары станцевать вариацию танца самбы
латиноамериканской программы в рамках временного регламента чемпионата Европы «В1аскроо1», которая составляет 2 минуты 15 секунд, что на 45 секунд больше привычного времени танца на местных площадках Казахстана. Данный танец является одним из самых быстрых танцев повышает ритм сердечных сокращений до 50-52 ударов в минуту, при этом механика движений очень сложная по амплитуде и скорости выполнения вкупе. Морально спортсмены были настроены максимально позитивно, однако ровно после полутораминутного танцевания спортсмены почувствовали тяжесть в ногах и зажим в грудном отделе от нехватки воздуха. Этот эксперимент доказал, что в отсутствии оптимального физического компонента,
психофизическая установка не работает.
Правильный настрой физического компонента заключается в субъективных ощущениях тела и организма, которые спортсмен может описать словами, сразу же после исполнения танца на тренировке. Ключевыми словами могут быть следующие: «ноги легкие, стопы плотные. Вес легкий по переносу, однако в ногах максимально заполненное ощущение. Бедра расслабленные и амплитудные. Тело мягкое, стороны разжаты. Руки натянуты в максимальный тонус. Спина разогрета как пластилин». Полученные ощущения обязательно нужно фиксировать письменным образом, так как головной мозг не всегда способен удержать полученные ощущения. Прежде всего это послужит для последующей визуализации и умения сознательно вызывать данные ощущения в нужный момент. Теперь вопрос состоит в том, как это сделать. После того, как спортсмены определят для себя
данные ключевые элементы в физическом компоненте, нужно сфокусировать все свое внимание на целенаправленной разминке. Спортсмену нужно не просто разогреть тело, как во время общей разминки, а достичь всех своих субъективных ощущений тела. Лишь после этого он будет готов психически, так как достижение психофизического тонуса лежит через достижение физических элементов.
Следующий компонент, по А.В. Алексееву, который мы хотели бы рассмотреть в хронологической последовательности -
эмоциональный. Наше эмоциональное состояние подразделяется на два типа: положительное и отрицательное, в момент переживания которых мы можем испытывать радость и страх соответственно. Также данные состояния эмоционального возбуждения могут быть разных уровней: высокого, среднего, низкого. Наша задача - понять, какой из вышеперечисленных уровней будет выполнять наиболее результативную функцию для оптимального эмоционального состояния спортсмена. Чаще всего во время тренировочного процесса или турниров, спортсмены испытывают сильное волнение, что говорит о высоком эмоциональном возбуждении. Волнение может быть настолько сильным, что способно негативно повлиять на качество танца, так как начинают происходить психосоматические процессы. Тело начинает зажиматься, дыхание затрудняется, руки и ноги тяжелые и непослушные. Тело становится настолько неконтролируемым, что не успевает выполнять отработанные элементы под музыку. Волнение - это абсолютно нормальное явление живого человека, который обязан выходить на паркет и показывать то, на что он способен. Однако волнение может быть также двух типов: лихорадочное и апатичное. Оба этих состояний - крайности, которые могут сыграть злую шутку. Соответственно, исходя из этого, мы должны найти оптимальное состояние волнения, гарантирующее спортсменам возможность продемонстрировать лучший результат.
Посредством измерения частоты сердечного пульса, мы можем определить уровень эмоционального возбуждения. Для определения частоты, нам достаточно приложить три пальца к основным точкам артерий. Основная из них: лучевая артерия, находящаяся у запястья. Важно понимать, что частота биения сердца может увеличиваться или уменьшаться в течении 5-10 минут. Например, если спортсмен привык показывать свой лучший танец при пульсе 120 ударов в минуту, в момент перед выходом на паркет его пульс может увеличиться до 140 ударов в минуту, к чему он может быть не готов. В этой связи мы советуем измерять частоту сердечного пульса за 2-3 минуты до начала первого танца, чтобы определить готовность эмоционального состояния спортсмена. Но теперь стоит вопрос, каким образом мы можем достичь поставленной цели, в столь короткий отрезок времени. Для этого педагогу или спортсмену необходимо всего 10 секунд. Прикладывая три пальца к лучевой артерии, мы засекаем 10 секунд и отсчитываем удары сердечного пульса, затем умножаем на 6, так как измерять частоту сердечного пульса принято в минутах. К примеру, если за 10 секунд было выявлено 20 ударов, соответственно при умножении на 6 это будет равняться 120 ударам в минуту.
Во время тренировочного процесса мы провели экспериментальное исследование на примере взрослой пары. Исполняя все 5 танцев подряд в турнирном формате, спортсмены замеряли частоту сердечного пульса перед началом прогона, после каждого танца и в конце, через 10 минут после завершения заключительного пятого танца танцевальной сессии. Результаты были следующими:
Частота Частота Частота Частота
сердечн сердечн сердечн сердечн
ого ого ого ого
пульса пульса пульса пульса
партнер партнер партнер партнер
а в ши в а в ши в
отрезке отрезке отрезке отрезке
10 10 10 10
секунд секунд секунд секунд
умножен умножен
ное на 6 ное на 6
Перед 20 16 120 96
прогон
ом
После 30 20 180 120
Ча-Ча-
Ча
После 30 25 180 150
Самбы
После 30 26 180 156
Румбы
После 31 30 186 180
Пасодо
бля
После 32 30 192 180
Джайва
10 20 19 120 114
минут
после
прогон
а
Общее самочувствие по 5 бальной шкале: партнер 5/5, партнерша 3/5.
Анализируя данную таблицу, мы можем сделать вывод, что в эмоциональном состоянии партнер был подготовлен больше, чем партнёрша, так как общее состояние партнерша оценила как
«удовлетворительно», находилась в легком апатичном волнении. Мы понимаем, что если бы ее
оценка своего самочувствия была наивысшей, значит данное эмоциональное состояние будет для нее оптимальным.
Опираясь на объективные результаты пульсометрии, спортсмен и тренер способны определить уровень волнения, что поспособствует правильному настрою на соревновательный процесс посредством вхождения в оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Не стоит пренебрегать данным методом и опираться на субъективные ощущения, ведь иногда нам кажется, что мы спокойны, когда сидим на стуле, но наш пульс может достигать 120 ударов в минуту, и наоборот.
При достижении оптимального уровня эмоционального состояния, многие процессы автоматизируются и не нуждаются в особенном контроле.
Следующий и последний компонент, который мы рассмотрим - мыслительный. Встречаются случаи, когда спортсмен отлично подготовлен физически, все мышцы разогреты, дыхание глубокое и ровное; эмоциональное состояние находится в оптимизации, и, казалось бы, все сделано для того, чтобы показать лучший танец и одержать победу, однако победы нет. Проблема в том, что не существует программной установки. А.В. Алексеев называет это состояние «стартовой несобранностью». Когда спортсмен не фокусируется и не осмысляивает конкретные решения поставленной задачи.
В этой связи для достижения оптимального мыслительного компонента, в первую очередь мы должны посодействовать танцорам с определением задачи, то есть заложить программу, а затем обучить их полностью фокусировать свое внимание на ней. Ведь даже если цели поставлены, а задачи определены, мысли спортсмена могут быть «разбросаны». Фокус внимания максимально абстрагирует от внешней среды, от того, что происходит вокруг.
Беседуя со взрослыми парами, мы выяснили, что существует проблема во время турниров и тренировочных процессов, когда другие пары
(соперники) начинают танцевать или отрабатывать свои элементы, наши подопечные начинают «уходить в себя». Им кажется, что пары намного сильнее, и это отражается на их самооценке, приводящей к негативной психосоматической реакции.
Соответственно, мы можем сделать вывод, что пара абсолютно не сконцентрирована на себе, а разбрасывает свое внимание на соперников. Решением этой проблемы станет фокус на себе, на партнёрше, на поставленной цели, задаче и ее решении.
Цели могут быть разнообразны, например: взаимодействовать больше с партнершей, показать большую амплитуду, выполнять движения слитно или, наоборот, более акцентированно. Для достижения этих целей спортсмен должен определить основные пути и сконцентрировать свое внимание на них. Также мы должны понимать, что фокусировка на таких абстрактных задачах, как «победить любой ценой», может сыграть абсолютно негативную роль. Фокус должен быть исключительно на конкретных, узких задачах.
Результаты исследования. Таким образом, рассмотрев все три основных компонента оптимального психофизического состояния, мы предоставим реальные примеры записей, созданные в процессе исследования и работы со взрослыми парами.
Пример 1 2 3 4
«Тело
горячее.
«Ноги «В теле Стопы
Физическ ий компонен т. «Тело мягкое, вес легкий». сильные, стопы «липкие» , бедра подвижн легкий холодок, тело разжато, мышцы легко тянутся. Легкий центр, создающ
ые». упругие». ий скорость в ногах».
Эмоциона льный компонен т. «Настро ение хорошее . Я веселый «Настрое ние слегка приподн ятое». «Я слегка взволнов ана. В предвкуш ении соревнов аний». «Я абсолют но спокойн а, самочувс твие хорошее ».
Мыслител ьный компонен т. «Полнос тью сосредо точен на тонусе центра». «Все внимани е к моим стопам» «Полност ью сосредот очена на слитности действий и свободно м дыхании» «Уверена в своих силах. Четко визуализ ирую свой лучший танец и точно понимаю методы его достиже ния».
Анализируя записи, мы можем наблюдать, насколько индивидуальны ощущения спортсменов касательно психофизического настроя.
Выводы. Таким образом, мы пришли к выводу, что каждый спортсмен в целях достижения наилучшего результата обязан обладать навыками самостоятельно входить в оптимальное психофизическое состояние, как и каждый квалифицированный педагог должен уметь работать правильно со своими подопечными в этом направлении и прививать им понимание всей важности этого сегмента подготовительного процесса. Как утверждал А.В. Алексеев, необходимо: «научиться целенаправленно использовать именно человеческие (педагогические и медицинские) методы коррекции, оптимизации и мобилизации психофизических сил организма» [4, с.110]. Как показывает практика, поиски элементов, составляющие вышеперечисленные компоненты -
53
сложная задача и абсолютно индивидуальна. Однако, как только спортсмены и педагоги научатся работать в этом направлении, подготовительный процесс будет протекать в более легкой форме. Так же, как и в физическом аспекте, который подразумевает под собой абсолютную точность, необходимо определить конкретику в психологическом, так как ее отсутствие в этом вопросе не приведет к поставленной цели.
Список использованных источников:
1. Маяковский В. Стихотворение «Сергею Есенину». -Российская академия наук и издательство «Наука», Полное (академическое) собрание произведений В.В. Маяковского в 20 томах. - Москва, 2014.
2. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа. - учебное пособие / Пер. с нем. В. Штакенберга. - 3-е изд., стер. - СПб.: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2016. - 128 с. ил.
3. Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. - М.: Искусство, 1983. - 224 с.
4. Алексеев А. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2006. // Интернет ресурс: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=182550 / (Дата обращения 08.10.2022)
References:
1. Majakovskij V. Stihotvorenije «Sergeju Eseninu». -Rossijskaja akademija nauk i izdatel'stvo «Nauka», Polnoe (akademicheskoje) sobraniye proizvedenij V.V. Majakovskogo v 20 tomah. - Moskva, 2014. (In Russ).
2. Zajffert D. Pedagogica i psihologija tanca. Zametko horeografa. - uchebnoe posobije / Per. s nem. V. Shtakenberga. - 3-е izd., ster. - SPb.: Lan'; PLANETA MUZYKI, 2016. - 128 s. il. (In Russ).
3. Zaharov R. Sochinenije tanca. Stranicypedagogicheskogo opyta. - М.: Iskusstvo, 1983. - 224 s. (In Russ).
4. Alekseev A. Preodolej sebja! Psihicheskaja podgotovka v sporte. - Rostov-na-Donu: Feniks. - 2006. // Internet resurs: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=182550 / (Data obrashenija 08.10.2022) (In Russ).