Научная статья на тему 'ПАРАТАНЦЫ И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА'

ПАРАТАНЦЫ И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arts Academy
Область наук
Ключевые слова
танцевальный спорт / спортивные бальные танцы / паратанцы / колясочники / техника / фигуры. / dance sports / sports ballroom dancing / pair dancing / wheelchairs / technique / figures.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цихлер Данил Олегович, Моисеев Евгений Сергеевич

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отсутствия описания принципов постановки корпуса и базовой техники фигур, исполняемых в международной программе спортивных бальных танцев на колясках (паратанцы) в категории «комби».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Цихлер Данил Олегович, Моисеев Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARA DANCE AND ITS THEORETICAL BASIS

The article is devoted to the current problem of the lack of description of the principles of the body and the basic techniques of the figures performed in the international wheelchair (Para Dance) ballroom dancing program in the «combi» category.

Текст научной работы на тему «ПАРАТАНЦЫ И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА»

МРНТИ 18.49.45 УДК 793.38

DOI:10.56032/2523-4684.2022.3.3.44

Цихлер Данил Олегович1 Моисеев Евгений Сергеевич2, 1 Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

ПАРАТАНЦЫ И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отсутствия описания принципов постановки корпуса и базовой техники фигур, исполняемых в международной программе спортивных бальных танцев на колясках (паратанцы) в категории «комби».

Ключевые слова: танцевальный спорт, спортивные бальные танцы, паратанцы, колясочники, техника, фигуры.

Цихлер Данил Олегович1 Мусеев Евгений Сергеевич2, 1 Казак улттык хореография академиясы (Астана, Казакстан)

ПАРАБИ ЖЭНЕ ОНЫЦ ТЕОРИЯЛЫК НЕГ1З1 Аннотация

Макала «комби» санатында арбадары (параби) спорттык бал биiнiн халыкаралык бардарламасында орындалатын фигуралардын корпусын жэне базалык техникасын кою каридаттарынын болмауы туралы проблемасына арналран.

ТYЙ¡нд¡ сездер: би спорты, спорттык бал билерi, жуп билер, арбашылар, техника, фигуралар.

Tsichler Danil Olegovich1 Moiseev Evgeny Sergeevich2,

Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan)

PARA DANCE AND ITS THEORETICAL BASIS Annotation

The article is devoted to the current problem of the lack of description of the principles of the body and the basic techniques of

the figures performed in the international wheelchair (Para Dance) ballroom dancing program in the «combi» category.

Key words: dance sports, sports ballroom dancing, pair dancing, wheelchairs, technique, figures.

Введение. Спортивные бальные танцы -являются одним из самых популярных видов хореографического искусства, сочетающих в себе изящество линий тела и стойкий характер спорта. Стремительное развитие культуры, педагогики и методологии в танцевальном спорте связано с глубоким теоретическим подходом к специфике данного жанра, к пониманию его характерных черт. Массовое распространение и динамика роста технического мастерства исполнителей спортивной бальной хореографии привело к формированию танцевальных заведений и клубов по всему миру. В Англии возникли и первые организации учителей бального танца, такие как Британская ассоциация учителей бального танца (1892 г.); Альянс Соединенного королевства (1903 г.) и Имперское общество учителей танцев (1904 г.).

С середины ХХ века сформировался современный конкурсный спортивный бальный танец. Соревнования проводятся по международно признанным программам танцев. Основными международными программами являются европейская (Standard), латиноамериканская (Latin) программы и десять танцев («десятка» или «двоеборье»). Также произошло расширение программ соревнований, которые теперь включают в себя шоу номера по латиноамериканским или европейским танцам и называются «секвей» (Show/Freestyle), также проводятся соревнования среди ансамблей - «формейшн» (Formation), а так как спортивные бальные танцы — парный вид искусства, то предоставляется возможность выступать и тем танцорам, у кого нет партнера - это соревнования по индивидуальному исполнению. Также существует новая и активно развивающаяся программа - танцы на колясках (паратанцы/Para Dance Sport).

При написании работы автор использовал методы научного познания наблюдение, сравнение и эксперимент. Основными теоретическими методами данного научного исследования являются дедукция, анализ, синтез.

Паратанцы - вид спортивных танцев для спортсменов, имеющих инвалидность, при которой нижняя часть тела становится недееспособной. «Согласно Закону Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, увечьями (ранениями, травмами, контузиями), их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты» [1]. В программу паратанцев входят латиноамериканская, европейская и шоу/фристайл программы, с разделением на сольные и парные категории: дуо - оба спортсмена исполняют танцы на колясках; комби - один спортсмен дееспособный (Standing), другой - на коляске (Wheelchair).

Опираясь на существующие источники, мы определили, что танцы на колясках как один из способов реабилитации и отдыха, впервые появились в Швеции в 1968 году. Пионером в них стал шведский колясочник Элс-Бритт Ларссон. Также известно, что в конце 60-х годов в Великобритании танцы на колясках были одним из методов реабилитации пациентов с нарушением опорно-двигательного аппарата. С 1998 года этот вид спорта регулируется Международным Параолимпийским Комитетом (International Paralympic Committee) и координируется Техническим комитетом

Всемирного Паралимпийского Спорта (World Para Dance Sport Technical Committee), который включает правила Всемирной федерации танцевального спорта (World Dance Sport Federation). Популярность этого вида спорта росла, и уже в 1975 году прошел первый конкурс в Швеции с участием 30 пар [2].

В 1977 году Швеция провела первые международные соревнования. В 1984 году в Мюнхене (Германия) прошел первый чемпионат Европы по рок-н-роллу среди танцоров на колясках, а в следующем году в Нидерландах прошел первый неофициальный чемпионат Европы по латиноамериканской и европейской программам. В

1998 году - первый чемпионат мира (Япония), в том же году рассматриваемое направление перешло под управление и менеджмент Международного паралимпийского комитета. 2006 год - Чемпионат мира в Папендале (Нидерланды), официально добавилась категория «дуо». В 2014 году были представлены соло и фристайл/шоу программы. Чемпионат мира по паратанцам проводится каждые два года [3].

В конце 2016 года вид танцевального спорта на инвалидных кресло-колясках международного паралимпийского комитета был переименован во Всемирный Паратанцевальный Спорт (World Para Dance Sport). В феврале 2017 года в Лондоне приняли новые правила и положение по паратанцам, основанные на правилах Всемирной Федерации танцевального спорта (WDSF) [2].

Из республик бывшего СССР первыми затанцевали на колясках в Белоруссии в 1996 году. С

1999 года на колясках танцуют украинцы. В России танцы на колясках зародились в начале 1997 года в Санкт-Петербурге (СК «Танец на колесах»). Через год в Великом Новгороде появляется танцевальная группа, участники которой - колясочники - танцуют в парах со слабослышащими партнерами. Затем танцы на колясках пришли в Новосибирск (группа «Жар-птица»), далее в Пермь, Екатеринбург и в 2002 году в Ульяновск. Танцами на колясках занимаются также в Тюмени, Улан-Удэ и в Москве.

Инициаторами появления и развития паратанцев среди спортсменов на колясках в Казахстане стало Общественное объединение Надежда» вход руководством тренера Нужный Андрей Владиславович. В 2008 году впервые в Республике начинающие танцоры на колясках

приняли участие в Кубке Акима Костанайской области по спортивным бальным танцам, на котором ансамбль колясочников был удостоен Кубка акима.

В 2011 году в городе Костанай прошел первый Чемпионат Казахстана по паратанцам при поддержке акимата Костанайской области и партии «Нур-Отан». В 2012 году - второй Чемпионат Казахстана. В 2013 году эстафету проведения взяла на себя Астана, затем город Алматы. В настоящее время на регулярной основе проводятся Чемпионаты Республики Казахстан и Спартакиады [4].

На данный момент спортсмены Казахстана имеют такие титулы, как:

- Александр Чащин, Аруна Жаксагулова - 1 место «Duo Standard 2 class», г. Кейк (Нидерланды); 3 место «Duo Latina 2 class», г. Кейк (Нидерланды);

- Владислав Сахно, Мухтарова Малика -серебряные призеры Международных соревнований г. Кейк (Нидерланды)

- Мухтарова Малика - 2 место «Solo Woman 2 class», «Кубок Мира 2021», г. Генуя, Италия;

- Цихлер Данил, Жаксагулова Аруна - 3 место «Combi Standard 2 class», «Кубок Мира 2021», Генуя (Италия); 1 место «Combi Standard 2 class», «VI Спартакиада Республики Казахстан», г. Шымкент, 2021 г.; 3 место «Cobmi Freestyle 2 class», «VI Спартакиада Республики Казахстан», г. Шымкент, 2021 г.; 1 место «Combi Standard 2 dass», «Чемпионат Республики Казахстан», «ЕврАзия - 2019», г. Атырау (Казахстан).

Правительство Республики Казахстан активно поддерживает деятельность колясочников и паратанцы, в частности. Проводятся культурно-массовые мероприятия, турниры, организуются сборы для повышения уровня мастерства танцоров, создаются программы поддержки и развития паратанцев, а также спонсорская помощь спортсменам. В своем отчете за 2020 - 1-ый квартал 2021 года Министр культуры и спорта обозначила «Важное значение имеет поддержка людей с особыми потребностями. Совместно с местными исполнительными органами во всех спортивных комплексах создаются условия для занятия спортом

для взрослых и детей с особыми потребностями. Для лиц с ограниченными возможностями в стране функционируют 15 спортивных клубов, в столице функционирует Параолимпийский тренировочный центр» [5].

На основании изложенного, мы можем сделать вывод, что на данный момент паратанцы все больше набирают популярность в мире, в связи с этим возникает потребность в обобщении теоретической основы методики изучения фигур, которые танцоры могут использовать для построения хореографии.

Специалисты из Российской Федерации предприняли попытку описания базовых принципов и фигур танцев для сольных исполнителей, выпустив учебно-методическое пособие за авторством Елены Лозко, Константина Васильева, Ирины Волковой, Нины Андреевны, Натальи Крель. Так как сфера исследований на заданную тему весьма разнообразна, мы предприняли попытку описания фигур в табличном варианте для комби-исполнителей, основываясь на материале ранее существующих фундаментальных трудов по спортивным бальным танцам, описанных в учебниках Гай Ховард (Guy Howard) «Техника исполнения европейских танцев», Уолтер Лэрд (Walter Laird) «Техника исполнения Латиноамериканских танцев», учебники «WDSF».

Так как мы считаем, что паратанцы являются одним из направлений танцевального спорта, следовательно, мы имеем право брать в качестве теоретического материала фундаментальные труды вышеуказанных авторов.

Докажем, что паратанцы являются одним из направлений спортивных бальных танцев или могут применять принципы танцевального спорта. Для начала определим характерные черты спортивных бальных танцев: стандартизированная программа танцев; соответственное к ним музыкальное сопровождение; парность; требования к костюмам; система оценивания (например, скейтинг (Skating) система) высококвалифицированная судейская коллегия; организация проведения турниров;

разделение спортсменов на категории по возрасту, классу танцевания; определенный вид танцевальной площадки паркетное покрытие.

Рассмотрим характерные признаки паратанцев. Во-первых, имеется стандартизированная программа танцев:

- европейская, в которую входят медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квик степ;

- латиноамериканская: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв;

- фристайл/шоу - постановка танца на свободную тему и хореографию длительностью до трех минут. К каждой программе необходимо соответствующее музыкальное сопровождение.

Во-вторых, для каждой программы требуется создание определенного художественного образа через костюм, макияж и прическу.

В-третьих, по паратанцам проводятся турниры областного, республиканского, международного статуса, где участники проходят классификацию на степень дееспособности.

В-четвертых, в программе турниров исполнители соревнуются по категориям: соло, дуо, комби.

В-пятых, судейская оценка осуществляется по международной системе скейтинг.

В-шестых, проведение турниров проходит по правилам международной организации WDSF.

Приведенные факты указывают на верность нашего утверждения, что паратанцы являются одним из направлений развития танцевального спорта. Ввиду этого вся терминология, в особенности названия фигур, должна иметь английское название, по исторически сложившимся канонам первых в мире международно признанных английских специалистов по спортивным бальным танцам.

Мы предлагаем, перенять табличный метод описания фигур, а также терминологию с адаптацией к специфике паратанцев.

Методы исследования. При написании работы автором были использованы методы научного

познания, такие как наблюдение, сравнение, эксперимент. Основными теоретическими методами данного научного исследования являются дедукция, анализ, синтез. Методология исследования основывается на сопоставительном анализе, практическом опыте и методе табличного описания.

Обзор литературы по теме. В статье использовалась информация из Интернет-ресурсов: правительственный сайт egov.kz «Статья об установлении инвалидности» [1], статья Гриченко С.В. «Паратанцы - спорт, который меняет жизнь» [2], сайт международного параолимпийского комитета статья «History of Para Dance Sport» [3]. Также был использован методический сборник Смирнова Т.В. «Танцуйте с нами» [4]. Интернет-источники: правительственный сайт gov.kz «Отчет министра культуры и спорта перед населением» [5], интернет-энциклопедия (статья «Спортивный бальный танец» [6]). Также использованы учебник Ховард Г. «Техника исполнения европейских танцев. Медленный Вальс и основные принципы» [7], учебник Bussoletti L., Vulic T. WDSF «Viennese Waltz» [8], Михайлова-Смольнякова Е. С. «Старинные бальные танцы. Эпохи Возрождения» [9].

Результаты исследования. Отличительной особенностью паратанцев является то, что танцор исполняет движения на коляске. Это значит, что специфика исполнения будет таковой, что необходимо учитывать вес, маневренность, вид коляски, а также степень травмы исполнителя. Дальнейшее рассмотрение общих характеристик будет относительно дееспособного исполнителя -мужчины (колясочник - дама). Важным для исследования является условие, что исполнитель на коляске не имеет травм позвоночника, а лицом с ограниченными возможностями стал по причине: недееспособности нижних конечностей,

заболеваний или других причин. Мы придаем данному замечанию особое значение, для возможности выстраивания танцевальной позиции, описания основных принципов в образцовом виде. Рассмотрим общие характеристики через танец

«Медленный вальс». В данном случае описание для положения корпуса дееспособного исполнителя будет аналогичным, как в учебнике Гай Ховарда. Что касается партнера колясочника, то позвоночник должен быть вертикальным и стремиться от копчика и до последнего позвонка вытянуться вверх. Корпус должен быть на вертикальной линии центра коляске. Должна чувствоваться мышечная поддержка на уровне талии, лопатки стремятся опуститься вниз и в сторону друг от друга, плечи расслаблены на нормальном уровне, без напряжения в груди, шея вытянута, положение головы слегка влево. Коляска должна быть отрегулирована таким образом, чтобы она могла стоять на месте без перекоса.

Постановка позиции рук в паре также будет учитывать особенности специфики паратанцев. Контакт в левой руке - «замок» - сохраняется, контакт в правой руке - на предплечье у обоих партнеров.

Определив основные принципы постановки корпуса и позиции в паре, мы можем перейти к рассмотрению базовой фигуры: «Закрытая перемена с левой ноги» («Left Foot Closed Change») с адаптацией для пар комби в Таблице №1.

Мужчина I S landing)

Шаг |'В р К CJ п II i i1 1 ^ В1 V 1 £ i л й □ и 1 h I I II § j н № 5

1 ЛН на^ад нк Спиной дс К правой стороне Бп Начинайте подъем б конце 1. БПС ¡и»™ 1 Бн 1

2 ПН е сторону и немного назад н СНИПОЙ дс К правой стороне Продолжай те подьеы на 2 ВП 2

3 ЛН приставляется к ПН нк Спнной дс К правой стороне Продолжай те подьея на j. Снижение е гонце 3 ВП 3

Дама (TYlieekhair)

1 11 Г? R Й s Й CJ о £ а лИ S рц 11 U и о а) С Построен« е к партнеру | ъ 2 Я й в ; v е 3. 1 н и 11 о р н а г в IS ° н С U Й в и Й р и

1 Лицом Лицом ДС К правой стороне Прямая лилия Бп кп Неослып ое на 1 Бн 1

2 Лицом Лицом ДС К правой стороне Прямая линия ВЛ 2

3 Лицом Лицом ДС К Прагой стороне Прямая лилия вл 3

Предшествующие фигуры «Закрытая перемена с правей ногн» назад Последующие фигуры «Заьрытая перемена с правей ногн» назад Замечания Данную фигуру так же можно исполнять е направлении по «Линнн танца;> «Построение к партнер!"» - на шаге 2-3 межет быть '(к левой стороне»

Таблица 1. «Закрытая перемена с ЛН» назад («LF Closed Change» backward)

При табличном описании техники исполнения фигуры использовались следующие сокращения, которые были предложены автором для в паре комби:

Д - дама / два - в описании работы колес;

Пк - правое колесо;

Лк - левое колесо;

ДВп - два вперед (при описании работы колес);

ДНз - два назад (при описании работы колес);

ПкВп - правое колесо вперед (при описании работы колес);

ЛкВп - левое колесо вперед (при описании работы колес);

ПкНз - правое колесо назад (при описании работы колес);

ЛкНз - левое колесо назад (при описании работы колес);

НМ - на месте (при описании работы колес);

Б/п - без поворота (при описании степени поворота).

Из практического опыта автора, в таблицу также внесена следующая терминология: Лицом; Спиной; Правым боком; Левым боком - при описании позиции коляски. Описывается какой стороной двигается коляска: лицом - передней стороной коляски, спиной - задней стороной коляски и так далее. В колонке «Построение к партнеру» описывается построение мужчины относительно партнерши, например, «к правой стороне» - партнер с правой стороны партнерши.

Заключение. В данной работе, мы осветили проблему необходимости описания теоретического материала для исполнителей паратанцев. Предложили свое видение разрешения данной проблемы с приложением табличного описания. Проверили на практике описанные нами принципы и убедились в их эффективности. С результатом можно ознакомиться, перейдя на Рис. 1.

Работа в данном направлении нам интересна и будет продвигаться вперед в дальнейших научных трудах.

Рис. 1. «Закрытая перемена с ЛН» назад. («LF Closed Change» backward)

Список использованных источников:

1. Правительственный сайт. // Интернет ресурс: https://egov.kz. (Дата обращения 25.02.22 время 20:08).

2. Белорусский сайт по танцам на колясках. // Интернет ресурс: https://dancingwheels.by. (Дата обращения 23.03.22 время 14:00).

3. Сайт международного параолимпийского комитета. // Интернет ресурс: https://www.paralympic.org. (Дата обращения 20.03.22 время 17:00).

4. Смирнова Т.В. Танцуйте с нами // Методический сборник. - Костанай, 2009. - 78 с.

5. Правительственный сайт. // Интернет ресурс: https://www.gov.kz. (Дата обращения 20.03.22 время 19:00).

6. Интернет - энциклопедия. // Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org. (Дата обращения 20.03.22 время 20:00).

7. Ховард Г. Техника исполнения европейских танцев. Медленный Вальс и основные принципы. Издание 6-е. - Лондон, 2011. - 80 с.

8. Bussoletti L., Vulic T. Учебник WDSF Viennese Waltz. 2011. - 45 с.

9. Михайлова-Смольнякова Е.С. Старинные бальные танцы эпохи Возрождения. - СПб.: Планета Музыки; Лань, 2010. -176 с.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Pravitel'stvennyj sajt. // Internet resurs: https://egov.kz. (Data obrashhenija 25.02.2022 vremja 20:08). (In Russ.).

2. Belorusskij sajt po tancam na kojaskah. // Internet resurs: https://dancingwheels.by. (Data obrashhenija 23.03.2022 vremja 14:00). (In Russ.).

3. Sajt mezhdunarodnogo paraolimpijskogo komiteta. // Internet resurs: https://www.paralympic.org. (Data obrashhenija 20.03.2022 vremja 17:00). (In Russ.).

4. Smirnova T.V. Tancujte s nami // Metodicheskij sbornik. -Kostanaj, 2009. - 78 s. (In Russ.).

5. Pravitel'stvennyj sajt. // Internet resurs: https://www.gov.kz. (Data obrashhenija 20.03.2022 vremja 19:00). (In Russ.).

6. Internet - jenciklopedija. // Internet resurs: https://ru.wikipedia.org. (Data obrashhenija 20.03.2022 vremja 20:00). (In Russ.).

7. Hovard G. Tehnika ispolnenija evropejskih tancev. Medlennyj Val's i osnovnye principy. Izdanie 6-e. - London, 2011. - 80 s. (In Russ.).

8. Bussoletti L., Vulic T., uchebnik WDSF Viennese Waltz. -2011. - 45 s. (In Russ.).

9. Mihajlova-Smol'njakova E.S. Starinnye bal'nye tancyjepohi Vozrozhdenija. - SPb.: Planeta Muzyki; Lan', 2010. - 176 s. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.