(щйшшйк&жф)© шшкбппшпшшш© ш (шбросшшшш®
ftysfi(58Dl ©йшшйиш
УДК 793.3
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ КАК ВИД СПОРТА
Иванов В.Д. - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта. Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-0002-2952-3222. Author ID: 229821. E-mail: [email protected]
Пирожкова Ю.Д. - студент третьего курса, математического факультета. Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-0002-3837-4820 E-mail: [email protected]
Аннотация. Авторы обосновывают спортивные танцы как вид спорта. Дано описание видов спортивных танцев, особенности подготовки спортсмена-танцора. Приведены данные о развитии спортивных танцев как вида спорта и вопросе включения их в Олимпийские игры.
Ключевые слова: спортивные танцы, спортсмены-танцоры, танцевальный спорт, парные танцы.
^ Актуальность темы
Тема физического здоровья и физической подготовки современна в разные временные рамки. Спортивный танец - один из наиболее эффективных способов развития воспитательного, эстетического и оздоровительного образования. Лицо, которое увлекается любыми танцевальными направлениями, начинает обладать растяжкой, правильной осанкой, физической подготовкой, высокой работоспособностью, ловкостью и отличной координацией. Спортивные танцы отличаются многообразием различных движений, а также сопровождаются мелодией, что способствует формированию чувства ритма и музыкального слуха. Танцевальный спорт является многогранным спортом, так как сочетает в себе такие направления, как му-
зыкальное, пластическое, координационное и спортивное.
Танцы так же, как и любой спорт требуют регулярные тренировки тела. Тем самым слова «танец» и «спорт» связаны напрямую.
С каждым годом популярность танцевального спорта увеличивается. Стоит вопрос о включении данного спорта в программу Олимпийских игр.
В данной работе пойдет речь о достоинствах и проблемах в танцевальной карьере. Чтобы выделить важные аспекты, было обработано 22 статьи, в результате чего получены важные выводы.
Цель работы: рассмотреть состояние танцевального спорта как одного из направлений физической культуры современного мира.
Задачи исследования:
- Осветить историческую составляющую спортивных танцев.
- Проанализировать системы физической подготовки разных танцевальных направлений.
- Выявить координационные особенности и особенности осанки и сводов стоп танцоров.
- Узнать психологическую составляющую данного спорта.
- Возможность включения в программу Олимпиады.
Методы, средства, материалы:
- Сбор материалов в Интернете.
- Изучение научной литературы по данной теме.
- Анализ собранных данных.
- Оформление результата в ходе сравнительного анализа.
Результаты, полученные в ходе исследования
История формирования направления -спортивный танец.
Современные бальные танцы родились около века назад. Танцы очень быстро и умело переквалифицировались из искусства в спорт. При этом переходе они нисколько не потеряли своих начальных признаков. Поэтому говорят, что бальный танец объединил в себе две противоположные сферы - это спорт и искусство [16]. Сотни лет назад люди уже увлекались танцами, их исполняли на балах. Наверное, это и нужно считать началом эпохи бальных танцев. Бальные танцы приобрели новую ветку развития примерно с окончания 19 века. Начали образовывать группы -ансамбли, где тренировали пары, а в дальнейшем отправляли их на первые соревнования. Эти танцы делятся на две группы: европейская программа, с которой все начиналось, латиноамериканская программа, которая сейчас пользуется большим спросом [1].
Существует Международный олимпийский комитет. Он в свою очередь признал, что спортивно-бальные танцы стали массовым видом спорта. Каждый год проходит масса конкурсов и чемпионатов по танцам. В России такое число составляет 400-450 соревнований. Но вернемся к ко-
лыбельной бальных танцев как спорту. Одним из основателем бального танца является Великобритания. [19]. Именно в этой стране преподаватели по танцам стали объединяться в группы и общества, чтобы перенимать друг у друга опыт и составить единую базу хореографии. Тренера придумали правильность движений в хореографии и все это задокументировали.
Первые организации, которые были созданы:
- Британская ассоциация учителей бального танца, создана в 1892 году;
- Альянс Соединенного королевства, создан в 1903 году;
- Имперское общество, создано в 1904 году. При нем в 20 веке был создан «Совет по бальным танцам».
Бальные танцы стали пользоваться интересом помимо Великобритании и в других странах, таким образом танцы имели еще больше развития. В связи с этим страны решили выявить лучших танцовщиков на чемпионате. Эти соревнования проходили в Париже в 1909 году. Во Франции был знаменитый хореограф и композитор, который и был организатором соревнований, Камиль де Риналь [2].
В 1920-е годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы
- вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления - спортивный и social dance. В 1930-1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).
Сформировалось несколько программ: европейская, латиноамериканская, двоеборье (десять танцев), европейский и латиноамериканский секвей (трехминутное шоу под оригинальную музыку), европейский и латиноамериканский формейшн (соревнования ансамблей из 8-ми пар). Любительские чемпионаты мира проводятся под эгидой WDSF (ранее IDSF), а профессио-
нальные — под покровительством Всемирного танцевального совета. Ещё одним направлением конкурсного танца являются соревнования смешанных пар Профессионал-Любитель (Pro-Am) данное направление особенно развито в США и Канаде.
Европейская программа
В Европейскую программу (Modern или Standart) входят 5 танцев: квикстеп (темп -50-52 тактов в минуту), медленный вальс (темп - 28-29 тактов в минуту), танго (темп - 30-32 тактов в минуту), медленный фокстрот (темп - 27-29 тактов в минуту), и венский вальс (темп - 58-60 тактов в минуту). В эту программу должны быть одеты в соответствующие требованиям бальные платья. Кавалеры должны быть одеты во фраки черного или темно-синего цвета и носить бабочку или галстук. Вместо фрака разрешено танцевание в смокинге или в жилете. Современный танцевальный костюм отличается от повседневного в первую очередь покроем, одна из особенностей которого в том, что плечи костюма партнера должны оставаться ровными, когда руки поднимаются в стороны [18].
Латиноамериканская программа
В Латиноамериканскую программу (Latin) входят танцы: самба (темп - 50-52 тактов в минуту), ча-ча-ча (темп - 30-32 тактов в минуту), румба (темп - 21-25 тактов в минуту), пасодобль (темп - 58-62 тактов в минуту) и джайв (темп - 40-44 тактов в минуту). Из латиноамериканских танцев только самба и пасодобль танцуются с продвижением по линии танца. В остальных танцах танцоры более или менее остаются на одном месте, хотя и в этих танцах возможно перемещение танцоров по танцевальной площадке с возвратом к исходной точке или без. В настоящее время конкурсные платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие. Современный конкурсный костюм кавалеров тоже достаточно облегающий, подчеркивающий мужественные линии тела [18].
Раньше танцы считались родом искусства. Сегодня принято рассматривать соревновательные бальные танцы как «артистический вид спорта». Почему танец можно считать спортом? Потому что он
требует от танцора таких качеств, которые свойственны большинству «настоящих» видов спорта.
Физическая сила. Бальные танцы по интенсивности поддержек и сложности выполнения элементов можно сравнивать с танцами на льду (многие связки пришли в танцы на льду из обычных танцев).
Гибкость и координация. Эти качества необходимы для маневрирования на паркете и выполнения фигур и линий. Аналогичные качества свойственны таким видам спорта, как прыжки в воду, парусные гонки, серфинг, баскетбол и даже футбол, но ближе всего это к гимнастике.
Музыкальность. Все участники соревнований по спортивным танцам должны демонстрировать понимание музыки и ритма точно также, как это требуется в художественной гимнастике.
Выносливость. Соревнования по танцевальному спорту проводятся в несколько туров — от предварительных до полуфинала и финала. В каждом туре танцоры должны исполнить пять двухминутных танцев. Исследование, проведенное в 1996 году, показало, что степень напряжения мышц и частота дыхания танцоров, исполнивших один двухминутный танец, соответствовали показателям для велосипедистов, пловцов и бегунов на средние дистанции (за тот же промежуток времени). Финалист Чемпионата мира по 10 танцам выполняет за время турнира 30 танцев!
Дисциплина и командный дух. Танцевальный спорт - командный вид спорта. Командой может быть одна пара. Команда может состоять из 16 членов (8 пар) в соревнованиях «формейшн». Требования к дисциплине 16 человек, выполняющих до 13 перемен танцевального темпа, и при этом постоянно координирующих свое положение на паркете относительно других членов команды, намного выше по сравнению с другими видами спорта [18].
Грация и стиль. Подобно танцам на льду и художественной гимнастике, в спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары.
Системы физической подготовки разных танцевальных направлений.
Танцевальные стили очень разнообразны. Каждый год появляются все новые и новые направления. Существуют такие виды, как спортивно-бальный танец, хип-хоп, модерн, классический танец, народный танец, стрит данс, контемпорари. Перечисленные стили являются маленькой частью многообразия танцевальных видов [10].
Танцевальные стили стали пользоваться популярностью, быстро развиваться. А также начала формироваться система подготовки начинающих и профессиональных танцоров. Также как и бальные танцы, другие танцевальные направления стали переходить из искусства в спорт, такие как: черлидинг, спортивно-бальные танцы [18]. Из-за того, что возрос процент спорта в танцах, они стали пользоваться отличительными признаками. К ним относили соревнования и физическую подготовку спортсменов [17]. С течением времени росла подготовка спортсменов, что в свою очередь требовало увеличения запросов к их общей физической форме [3; 10].
Черлидинг - вид спортивных танцев. У этого вида танца нет выделения стилевой принадлежности, что позволяет отнести его к общим направлениям. В черлидинге нужна хорошая координация, поэтому в данном виде танца это важная составляющая, основа танца. Включает в себя множество элементов, таких как: акробатика, спортивная и художественная гимнастика, а также спортивные танцы. Каждое направление требует большие силовые и физические вложения, от чего растет повышение нагрузок спортсмена. Приветствуются силовые способности спортсмена. Например, очень важна выносливость спортсмена [3; 6; 20].
Появился новый вид спорта - джаз. Практически сразу появилось подразделение джаза - модерн-джаз. Он отличался от просто джаза техникой: поза коллапса, «энергия» танцоров на площадке, т.е. их активное передвижение по разным прямым зала, движение разных частей тела в один момент, сложная синкопа движений, им-
провизация танцора в общем танце [4; 5]. Чтобы танцор достиг всего того, что перечислено выше, он должен обладать высочайшими физическими способностями. Подобные требования являются основой для включения в тренировки для танцоров-спортсменов таких блоков, как бег, растяжка, прыжки, отжимания, выполнение планки, и все это в высоком темпе исполнения [20].
Координационные особенности и особенности осанки и сводов стоп танцоров.
Чтобы танцору проявить свое техническое мастерство, которое он наработал во время тренировок, он должен показать статистическое равновесия, которое в свою очередь отметит тренер или судейский коллектив. На сегодняшний день есть цепочка тестов. Данные процедуры позволяют дать оценку баланса спортсменов и минимальное количество замечаний об использовании аппаратно-программных совокупностей для включения упражнений на формирование координационных возможностей спортсменов в физическом воспитании [7; 21].
Физическая подготовленность определяется показателями: ловкость, координация, равновесие, четкость, мышечная «взрывная» сила, гибкость, скорость. Эти показатели имеют непосредственное отношение к координации любого спортсмена [11]. Профессионалы из спортивной отрасли утверждают, что семь показателей больше всего указывают на координационные способности [17]. В большинстве случаев тренер подчиняется личному опыту. Потому что основные правила отработаны, а над всеми процедурами, которые говорят о координационных способностях, осуществляется тотальный контроль [15].
В успешности выступления спортсменов-танцоров имеет значение:
- общая физическая подготовка. Самые простые физические способности. Они зависят от биохимических и гистологических процессов в мышцах. Примеры: нужно иметь скоростные способности, большим спросом пользуется выносли-
вость, но и ко всему этому растяжка и гибкость всего тела.
- тренировка вестибулярного аппарата, который управляет и регулирует координацией человека [7; 8].
Длительные занятия, перетренированность и большие физические нагрузки в танцевальном спорте оказывает плохое влияние на рессорных свойствах позвоночника и стопы [20]. Во фронтальной плоскости бывают отклонения в нарушении осанки, а именно в грудном поясничном отделе. Для спортсменов свойственно значительное уплощение стопы, это больше всего выражается у молодых парней. Причина, по которой возникает нарушение осанки и сводов стоп, кроется в больших физических нагрузках. Соматотип тоже имеет влияние, если он характеризуется уровнем развития мускулатуры ниже среднего и высокой эластичностью соединительной ткани связок стопы и позвоночника [9].
Психологическая подготовка спортсменов-танцоров
В психологическом смысле спортивные танцы характеризуются как координационный спорт, отличающийся большими мышечными, двигательными нагрузками и необходимостью специальной тренировки вестибулярного аппарата для успешной пространственной координации. Все, чему учит тренер, очень важно для исполнения любого танца, к этому относится и психомоторика, которая имеет огромный смысл в этом спорте. Потому что во время чемпионата или конкурса судейская бригада обращает большое внимание на координацию танцора. Психологические особенности любого спортсмена сказываются на качестве танца, перед тренировкой или выступлением нужно ограждать себя от разочарований, потрясений и плохого настроения. Иначе в самый ответственный момент все это повлияет на выполнение элементов спортивного танца и приведет к снижению баллов за выступление. Танцоры-спортсмены должны обладать от рождения или приобретать в коллективе новые качества: мышечная память, быстрое и внимательное мышление, моментальная реакция,
переключение внимания и т.д. Для тренировки спортсменов используют самое различное оборудование. Они развивают мышечную чувствительность, внимание и растяжку танцора [19].
У бальных танцев есть большое отличие. Здесь танцуют парами. Пара - партнер и партнерша, полные противоположности друг другу. Это единственное танцевальное направление, где важно чувствовать и понимать партнера, а не танцевать в одиночку. Поэтому тут очень необходим контакт и согласование между танцорами.
Существует понятие, говорящее о паре танцоров. Диада - отношения между двумя людьми, между партнером и партнершей. Это понятие имеет очень тонкую особенность. Человек чаще всего доверяет только себе. А в бальных танцах придется довериться второму участнику пары. Порой это самый сложный процесс, нежели обыкновенная тренировка. Но в совокупности налаженный контакт и доверие в паре очень сильно влияют на результат выступления на соревновании. На отличный результат выхода на паркет влияет то, насколько партнер доверится вам, то, как вы быстро друг друга понимаете и быстро решаете возникающие ситуации.
Любого танцора или спортсмена ждут высокие эмоциональные и физические нагрузки. Чтобы избежать плохих результатов, нужно повышать уровень контроля эмоций и четкое восприятие движения каждой пары в коллективе при невероятно быстром темпе. Существует масса методик и упражнений, способствующих развитию психических процессов танцора. Такие процессы подавляются, потому что человек имеет свойство утомляться, эмоционально возбуждаться, перестать контролировать время и пространство, выполнять изнуряющие физические нагрузки [12; 13].
Программа Олимпиады. Шансы включения танцев как вида спорта
Спортивные танцы стремительно развиваются, в связи с этим и развиваются запросы тренерского штаба, коллектива и даже пары. Во главе системы танцев стоит «Всемирная организация танцевального спорта», по-другому «WDSF». Организа-
ция была основана в 2011 году. Она выдвинула вопрос о включении спортивных танцев в программу Олимпийских игр. До сих пор это очень актуальный вопрос. Международный олимпийский комитет признали танцевальный спорт как спорт. Даже дали место на конвенции «Спорт-Аккорд», которая в свою очередь объединяет более ста организаций. После этого проблема стала еще острее. Если бы было все просто, то после признания танцевального спорта, его бы сразу же включили в программу Олимпиады [18; 22]. Но есть проблема, которая мешает быстрому решению.
Судейство на чемпионатах в бальных танцах абсолютно несовершенно. Нет конкретных разработанных систем для оценивания. Нет объективного судейства. Нет правильного комментирования выступления танцоров. В связи с этим непонятно, как тогда должен реагировать зритель на выступление танцоров.
Дабы исправить ситуацию хотят начать с системы оценивания. Разрабатывают «абсолютную систему оценок». Возникают трудности, так как танцы непосредственно с художественной и хореографической составляющей. Если отказываться от этого, то всю свою особенность танцевальный спорт просто потеряет. При включении в Олимпиаду, как и любой другой вид спорта, будет иметь речевой терминологиче-
ч Л-Г
и х© у^ ский успех. Отсюда возникают новые проблемы, изучение языка, начиная от судей и заканчивая болельщиком.
Если проблема стандартизации танцев как спорта и судейства не решится, то и понимание спортивных танцев не будет достигнуто [14].
Выводы
Занятие спортивными танцами развивает много важных и полезных качеств у танцора, среди которых гибкость, пластичность, укрепление мышц, улучшение координации.
Спортивные танцы с течением времени превратились в соревновательный вид спорта. Но для попадания в программу Олимпиады нужно поменять оценки судейства и комментирование выступления любой танцевальной пары.
Танцевальный спорт имеет эстетический компонент, а как вид спорта отличается своеобразием и непосредственностью.
У спортивных танцев есть хорошее и твердое будущие, так как они отличаются зрелищностью, имеют эстетическую составляющую, интересны для зрителей.
Перспективы исследования
Аспекты здоровья человека в танцевальном спорте. Популяризация и привлечение людей к такому спорту. Проблемы судейства. Проблема включения в Олимпийские игры.
Литература
1. Золотов М.И. Развитие танцевального спорта в России / М.И. Золотов, Д.В. Захарова / Современный футбол: тенденции развития, методики спортивных тренировок, менеджмент и маркетинг : материалы совместной конференции кафедры «Менеджмента и экономики спорта им. В.В. Кузина» и кафедры «Теории и методики футбола». Москва, 2016. С. 68-76.
2. Волхонская Г.П. Танцевальный спорт России: История становления и развития / Г.П. Волхонская, А.Г. Окунева / Омский научный вестник. 2015. № 1(135). С. 25-28.
3. Серикова Ю.Н. Анализ системы физической подготовки танцоров разных танцевальных направлений / Ю.Н. Серикова, В.А. Александрова / Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 1. С. 196-200.
4. Монахова Е.Г. Особенности физической подготовки спортсменов-танцоров / Е.Г. Монахова / Преподаватель XXI век. 2017. № 2-1. С. 213-219.
5. Зуб О.В. Особенности хореографической подготовки в спортивных танцах / О.В. Зуб / Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма. Материалы V Международной студенческой интернет-конференции. Орел, 2017. С. 318-319.
6. Остапец Д.И. Танцевальный спорт в рамках дисциплины (модуля) физическая культура и спорт / Д.И. Остапец, Е.А. Ерёмина / Тезисы докладов ХЦУ научной конференции сту-
дентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. Материалы конференции. Краснодар, 2018. С. 269-270.
7. Александрова В.А. Некоторые виды координационных способностей спортсменов-танцоров / В.А. Александрова, В.В. Шиян / Вестник спортивной науки. 2015. № 1. С. 3-6.
8. Галеев А.Р. Развитие двигательных координаций в танцевальном спорте / А.Р. Галеев. Нижневартовск, 2016. 108 с.
9. Панасюк Т.В. Особенности осанки и сводов стоп у студентов специализации «танцевальный спорт» / Т.В. Панасюк, К.А. Белова / Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте : материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2016. С. 47-51.
10. Воронин Р.Е. Философия танца как методологическая база теории и методики спортивного танца (технико-эстетические виды спорта) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Р.Е. Воронин. Санкт-Петербург, 2007. 25 с.
11. Олейник Е.А. Особенности телосложения спортсменок, занимающихся спортивными танцами / Е.А. Олейник / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 5(99). С. 104-107.
12. Серова Л.К. Психологическая характеристика танцевального спорта / Л.К. Серова, Л.Г. Чернышева, Е.Н. Сидоров / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1(167). С. 393-397.
13. Рыгина А.Н. Оценка влияния некоторых психологических характеристик в танцевальном спорте / А.Н. Рыгина, Н.Ф. Сингина / Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте : материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2013. С. 90-92.
14. Крухмалева К. Современное состояние вида спорта «спортивные танцы»: перспективы включения в программу игр Олимпиады / К. Крухмалева /
Теория и практика физической культуры. 2015. № 12. С. 77-80.
15. Зуб О.В. Особенности хореографической подготовки в спортивных танцах / О.В. Зуб / Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма : Материалы V Международной студенческой Интернет-конференции. Орёл, 2017. С. 318-319.
16. Гавдис М.С. Спортивные танцы как основа формирования здорового образа жизни подрастающего поколения / М.С. Гавдис / Культура, наука и искусство - современные векторы развития вуза культуры : Материалы международной научно-практической конференции. Орел. 2018. С. 212-216.
17. Капилевич Л.В. Координация парных двигательных действий у спортсменов (на примере спортивных бальных танцев) / Л.В. Капилевич, Ю.П. Бредихина / Бюллетень сибирской медицины. 2013. Том: 12, № 2. С. 204-210.
18. Танцевальный спорт / WDSF. Федерация танцевального спорта Калининградской области. - URL: https://dance39.ru/articles/tantsevalnyj-sport/
19. Кузьменко М.В. Методика хореографической подготовки гимнасток с использованием средств современных танцев / М.В. Кузьменко, И.А. Фахриева, В.Б. Болдырева / Вестник Тамбовского университета. серия: гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Том: 22, № 2(166). С. 48-54.
20. Зайцева Л.О. Хореография в спорте. Вопросы и ответы / Л.О. Зайцева, И.А. Перепелкин / Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области : Материалы VI Международной научно-практической конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ «Столетие гуманитарного образования в Саратовском государственном университете: диалог времен - прошедшего, настоящего и будущего». Саратов, 2017. С. 129-135.
21. Ботяев В.Л. Сопряженный метод как направление совершенствования координационных способностей у девушек-студенток / В.Л. Ботяев, М.С. Поздышева, А.А. Черникова / Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5, № 4. С. 72-77.
22. Иванов В.Д. Олимпийские игры: исторический экскурс / В.Д. Иванов / Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4, № 3. С. 39-45.
Для цитирования: Иванов В.Д. Танцевальный спорт как вид спорта / В.Д. Иванов, Ю.Д. Пирожкова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2, № 4. С. 2736.
Сведения об авторах
Иванов Валентин Дмитриевич - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта. Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-0002-2952-3222. Author ID: 229821. E-mail: [email protected] Пирожкова Юлия Дмитриевна, МП-301
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-0002-38374820 E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 4, pp. 27-36.
DANCE SPORTS AS A SPORT
Ivanov V.D. - Ph.D. Pedagogy Sciences, associate Professor. Associate Professor of the Department of physical education and sports. Chelyabinsk state University. Chelyabinsk, Russia. ORCID ID: 0000-0002-2952-3222. Author ID: 229821. E-mail: [email protected]
Pirozhkova Yu.D. - third-year student, Faculty of Mathematics. Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. ORCID ID: 0000-0002-3837-4820 E-mail: [email protected]
Abstract. The authors justify sports dancing as a sport. The description of types of sports dances, features of training of the athlete-dancer is given. Data on the development of sports dancing as a sport and the issue of their inclusion in the Olympic Games
are presented.
Keywords: sports dancing, athletes-dancers, dance sports, pair dancing.
References
1. Zolotov M.I., Zaharova D.V. Razvitie tantsevalnogo sporta v Rossii [Development of dance sports in Russia]. Sovremennyiy futbol: tendentsii razvitiya, metodiki sportivnyih trenirovok, menedzhment i marketing : materialyi sovmestnoy konferentsii kafedryi «Menedzhmenta i ekonomiki sporta im. V.V. Kuzina» i kafedryi «Teorii i metodikifutbola» [Modern football: development trends, methods of sports training, management and marketing: materials of the joint conference of the Department of "Management and Economics of Sports named after V. V. Kuzin" and the Department of "Theory and Methods of Football"]. Moscow, 2016. Pp. 68-76. (In Russ.).
2. Volhonskaya G.P., Okuneva A.G. Tantsevalnyiy sport Rossii: Istoriya stanovleniya i razvitiya [Dance sport of Russia: The history of formation and development]. Omskiy nauchnyiy vestnik [Omsk Scientific Bulletin], 2015, no. 1(135), pp. 25-28. (In Russ.).
3. Serikova Yu.N., Aleksandrova V.A. Analiz sistemyi fizicheskoy podgotovki tantsorov raznyih tantsevalnyih napravleniy [Analysis of the system of physical training of dancers of different dance
directions]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sports.], 2017, no. 1, pp. 196-200. (In Russ.).
4. Monahova E.G. Osobennosti fizicheskoy podgotovki sportsmenov-tantsorov [Features of physical training of sportsmen-dancers]. PrepodavatelXXI vek [Teacher XXI century], 2017, no. 2-1, pp. 213-219. (In Russ.).
5. Zub O.V. Osobennosti horeograficheskoy podgotovki v sportivnyih tantsah [Features of choreographic training in sports dances]. Strategiya razvitiya industrii gostepriimstva i turizma. Materialyi V Mezhdunarodnoy studencheskoy internet-konferentsii [Development strategy for the hospitality and tourism industry. Materials of the V International Student Internet Conference.]. Orel, 2017. Pp. 318-319. (In Russ.).
6. Ostapets D.I., Eryomina E.A. Tantsevalnyiy sport v ramkah distsiplinyi (modulya) fizicheskaya kultura i sport [Dance sport within the discipline (module) physical culture and sport]. Tezisyi dokladov XLV nauchnoy konferentsii studentov i molodyih uchenyih vuzov Yuzhnogo federalnogo okruga. Materialyi konferentsii [Abstracts of the XLV scientific conference of students and young scientists of universities of the Southern Federal District. Conference materials]. Krasnodar, 2018. S. 269-270. (In Russ.).
7. Aleksandrova V.A., Shiyan V.V. Nekotoryie vidyi koordinatsionnyih sposobnostey sportsmenov-tantsorov [Some types of coordination abilities of athletes-dancers]. Vestnik sportivnoy nauki [Bulletin of Sports Science], 2015, no. 1, pp. 3-6. (In Russ.).
8. Galeev A.R. Razvitie dvigatelnyih koordinatsiy v tantsevalnom sporte [Development of motor coordination in dance sports]. Nizhnevartovsk, 2016. 108 s. (In Russ.).
9. Panasyuk T.V., Belova K.A. Osobennosti osanki i svodov stop u studentov spetsializatsii "tantsevalnyiy sport" [Features of the posture and arches of the feet of students specializing in "dance sport"]. Sovershenstvovanie sistemyipodgotovki v tantsevalnom sporte : materialyi XVI Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [mproving the training system in dance sports: materials of the XVI All-Russian Scientific and Practical Conference]. Moscow, 2016. S. 47-51. (In Russ.).
10. Voronin R.E. Filosofiya tantsa kak metodologicheskaya baza teorii i metodiki sportivnogo tantsa (tehniko-esteticheskie vidyi sporta) : avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Philosophy of dance as a methodological basis of the theory and methodology of sports dance (technical and aesthetic sports). Abstract of thesis]. Sankt-Peterburg, 2007. 25 s. (In Russ.).
11. Oleynik E.A. Osobennosti teloslozheniya sportsmenok, zanimayuschihsya sportivnyimi tantsami [Features of the physique of female athletes engaged in sports dancing]. Uchenyie zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft], 2013, no. 5(99), pp. 104-107. (In Russ.).
12. Serova L.K., Chernyisheva L.G., Sidorov E.I. Psihologicheskaya harakteristika tantsevalnogo sporta [Psychological characteristics of dance sports]. Uchenyie zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft], 2019, no. 1(167), pp. 393397. (In Russ.).
13. Ryigina A.N., Singina N.F. Otsenka vliyaniya nekotoryih psihologicheskih harakteristik v tantsevalnom sporte [Evaluation of the influence of some psychological characteristics in dance sports]. Sovershenstvovanie sistemyi podgotovki v tantsevalnom sporte : materialyi XIII Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Improving the training system in dance sports: materials of the XIII All-Russian Scientific and Practical Conference]. Moscow, 2013. S. 90-92. (In Russ.).
14. Kruhmaleva K. Sovremennoe sostoyanie vida sporta «sportivnyie tantsyi»: perspektivyi vklyucheniya v programmu igr Olimpiadyi [The current state of the sport "sports dancing": prospects for inclusion in the program of the Olympic Games]. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi [Theory and practice of physical culture], 2015, no. 12, pp. 77-80. (In Russ.).
15. Zub O.V. Osobennosti horeograficheskoy podgotovki v sportivnyih tantsah [Features of choreographic training in sports dances]. Strategiya razvitiya industrii gostepriimstva i turizma : Materi-
alyi V Mezhdunarodnoy studencheskoy Internet-konferentsii [Strategy for the development of the hospitality and tourism industry: Materials of the V International Student Internet Conference]. Oryol, 2017. S. 318-319. (In Russ.).
16. Gavdis M.S. Sportivnyie tantsyi kak osnova formirovaniya zdorovogo obraza zhizni podrastay-uschego pokoleniya [Sports dances as the basis for the formation of a healthy lifestyle of the younger generation]. Kultura, nauka i iskusstvo - sovremennyie vektoryi razvitiya vuza kulturyi: Materi-alyi mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Culture, science and art - modern vectors of the development of the University of culture: Materials of the international scientific and practical conference]. Orel. 2018. Pp. 212-216. (In Russ.).
17. Kapilevich L.V., Bredihina Yu.P. Koordinatsiya parnyih dvigatelnyih deystviy u sportsmenov (na primere sportivnyih balnyih tantsev) [Coordination of paired motor actions in athletes (on the example of sports ballroom dancing)]. Byulleten sibirskoy meditsinyi [Bulletin of Siberian medicine], 2013. Vol. 12, no. 2, pp. 204-210. (In Russ.).
18. Tantsevalnyiy sport [Dancesport]. WDSF. Federatsiya tantsevalnogo sporta Kaliningradskoy oblasti [WDSF. Federation of Dance Sports of the Kaliningrad region]. Available at: https://dance39.ru/articles/tantsevalnyj-sport/ (In Russ.).
19. Kuzmenko M.V., Fahrieva I.A., Boldyireva V.B. Metodika horeograficheskoy podgotovki gimnastok s ispolzovaniem sredstv sovremennyih tantsev [Metodika choreograficheskoy podgotovki gymnastok s ispolzovanii sredstvov sovremennykh dancev]. Vestnik Tambovskogo universiteta. seriya: gumanitarnyie nauki [Bulletin of the Tambov University. series: humanities], 2017. Vol. 22, no. 2(166), pp. 48-54. (In Russ.).
20. Zaytseva L.O., Perepelkin I.A. Horeografiya v sporte. Voprosyi i otvetyi [Choreography in sports. Questions and answers]. Kulturnoe nasledie g. Saratova i Saratovskoy oblasti : Materialyi VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii v ramkah Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma, posvyaschennogo 100-letiyu gumanitarnogo obrazovaniya v SGU «Stoletie gumani-tarnogo obrazovaniya v Saratovskom gosudarstvennom universitete: dialog vremen -proshedshego, nastoyaschego i buduschego» [Cultural heritage of the city of Saratov and the Saratov region: Materials of the VI International Scientific and Practical Conference within the framework of the International Scientific Symposium dedicated to the 100th anniversary of Humanitarian Education at the SSU "The century of humanitarian education at the Saratov State University: a dialogue of times-past, present and future"]. Saratov, 2017. Pp. 129-135. (In Russ.).
21. Botyaev V.L., Pozdyisheva M.S., Chernikova A.A. Sopryazhennyiy metod kak napravlenie sovershenstvovaniya koordinatsionnyih sposobnostey u devushek-studentok [Conjugate method as a direction for improving coordination abilities in female students]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2020, Vol. 5, no. 4, pp. 72-77. (In Russ.).
22. Ivanov V.D. Olimpiyskie igryi: istoricheskiy ekskurs [Olympic Games: historical excursion]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2019, Vol.. 4, no. 3, pp. 39-45. (In Russ.).
Information about the authors
Ivanov Valentin Dmitrievich - Ph.D. Pedagogy Sciences, associate Professor. Associate Professor of the Department of physical education and sports. Chelyabinsk state University. Chelyabinsk, Russia. ORCID ID: 0000-0002-2952-3222. Author ID: 229821. E-mail: [email protected]
Pirozhkova Yulia Dmitrievna - third-year student, Faculty of Mathematics. Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. ORCID ID: 0000-0002-3837-4820 E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 28.12.2020. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 10.04.2021.