ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПАР
© Ронь И.Н.*
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Проблема повышения результативности и надежности соревновательной деятельности привлекает все большее внимание специалистов в области танцевального спорта. Особенность достижения результата в спортивных бальных танцах заключается в том, что техника исполнения находится в большой зависимости от психического состояния тан -цевальной пары. Эмоции и состояния неразрывно связаны в танцевальном спорте. Специфика спортивных бальных танцев и особенности соревновательной деятельности танцевальных пар, дают нам возможность говорить о ситуационной эмоциональной устойчивости как о факторе, обеспечивающем надежность и эффективность действий танцора. Для успешного конкурсного выступления необходимо всестороннее обеспечение подготовки, спортсмена, в том числе и психологическое.
Современный спортивный танец - понятие, связанное с широким спектром дисциплин, касающихся спорта, искусства и целого ряда таких наук, как педагогика, психология, этика, эстетика, социология, философия, режиссура.
Проблема повышения результативности и надежности соревновательной деятельности привлекает все большее внимание специалистов в области танцевального спорта.
Освоение спортивных танцев, как и любого другого вида спорта, связано с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, которые дают значительную спортивно-физическую нагрузку. Не случайно еще в Древней Греции отмечались большие возможности танца в физическом развитии. Особенностью танца является гармоническое развитие тела, без гипертрофии тех или иных мышц. Систематические занятия танцем соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению [3].
Специфика танцевального спорта, требующего значительной динамической работы, состоит в том, что основная соревновательная и тренировочная нагрузка ложится как на физические возможности, так и на психику спортсмена. Деятельность конкурсных танцевальных пар требует высо-
* Старший преподаватель кафедры Спортивной режиссуры, кандидат педагогических наук.
кого уровня развития внимания, памяти, эмоциональной устойчивости как одних из факторов соревновательной надежности исполнения танцев обязательной конкурсной программы.
Особенность достижения результата в спортивных бальных танцах заключается в том, что техника исполнения находится в большой зависимости от психического состояния танцевальной пары. Даже у очень опытных танцоров результат конкурсных выступлений подвержен влиянию эмоционального состояния. Танцоры высокого класса отрабатывают технику танца в различных условиях на тренировке, доводя до автоматизма. Вместе с тем известно, что совершенно спокойное состояние не способствует достижению высоких результатов при исполнении конкурсной программы. Необходимо, чтобы психическое состояние танцора перед выходом на паркет и во время соревнований имело оптимальный уровень возбуждения. Именно в этом состоянии у танцора в наибольшей степени проявляются и обостряются все ощущения, координация, технические навыки.
Важнейшим вопросом психологического обеспечения конкурсной танцевальной пары в тренировочный период является формирование психического состояния. Достаточно часто в качестве самостоятельного класса психических состояний выделяют эмоциональные состояния.
Дезорганизующее влияние эмоций проявляется в острой форме в виде растерянности, аффекта неадекватности, скованности, нарушения координации движений, замедления протекания психических процессов, несдержанности в общении, агрессивности и многое другое. Эти факторы обусловили возникновение проблемы формирования эмоциональной устойчивости, особенно в танцевальном спорте. Если физиологические механизмы эмоций исследованы достаточно подробно, то психолого-педагогические аспекты требуют дальнейшего детального изучения.
Эмоции и состояния неразрывно связаны в танцевальном спорте.
Эмоциональные состояния - это класс состояний, в которых эмоциональные характеристики выходят на передний план, отнесение к этому классу предполагает, что индивид, находясь в одном из эмоциональных состояний, переживает интенсивные эмоции.
Иногда во временной характеристике эмоций подчеркивается та или иная ее качественная особенность. В результате возникают понятия «состояние напряженности», «состояние тревоги», «состояние боевой готовности», «состояние апатии» и т.п.
В зарубежной литературе широко обсуждается так называемое состояние «беспокойства и тревоги».
К состоянию «тревоги» близко стоит «психическая напряженность».
Напряженность проявляется крайне разнообразно: увеличивается частота сердечных сокращений и вариативность сердечного ритма, возрастает частота дыхательных движений, уменьшается их глубина, появляются
задержки дыхания, повышается основной обмен. В мышечно-двигательном аппарате также наблюдаются изменения: увеличивается электрическая активность мышц, возникает общая мышечная скованность, нарушается дозировка усилий, координация движений, что является особенно актуальным для танцевального спорта.
Спортивные танцы оказывают большое влияние на формирование внутренней культуры человека. Занятия бальным танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения ме^ду людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость - вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека [9].
Специфика спортивных бальных танцев и особенности соревновательной деятельности танцевальных пар, дают нам возможность говорить о ситуационной эмоциональной устойчивости как о факторе, обеспечивающем надежность и эффективность действий танцора.
Психолого-педагогические исследования спортивной и соревновательной деятельности подтверждают решающую роль приобретенных свойств личности, что позволяет говорить о необходимости применения психолого-педагогических воздействий для формирования эмоциональной устойчивости спортсменов, танцоров в частности [10].
Неадекватная самооценка (высокая или низкая в одинаковой мере) способствует возникновению чрезмерного возбуждения. Наличие высокого уровня притязаний при слабой подготовленности или низкой самооценке ведет к неуверенности в себе. Повышенное самолюбие обуславливает чувствительность к неуспеху. Неадекватная самооценка и связанные с ней мнительность, навязчивая неуверенность, смущение перед зрителями также провоцируют чрезмерную напряженность и возбуждение. В этом же направлении оказывают отрицательное действие и недостатки волевых качеств личности танцора: слабость воли, нерешительность, безынициативность.
Среди условий неблагоприятных эмоций особое место занимают внешние воздействия, чрезмерно стимулирующие степень значимости предстоящего конкурса, турнира и ответственность за результаты выступления.
Также, важно отметить неблагоприятное воздействие тренеров-педагогов и других членов танцевального коллектива, влияние соперников, зрителей и т.д. К ним относятся: требования абсолютной победы, установка на недопустимость поражения, чрезмерное подчеркивание сильных сторон противника, навязчивое внушение значимости состязания, преднамеренные воздействия противника (демонстрация в период разминки перед соревнованием сильных сторон своей техники, физической подготовленности и т.п.), предвзятое отношение зрителей.
Для конкурсной танцевальной пары психическое состояние, переживаемое до начала соревнования, выражается и в отношении к предстоящему выступлению, и в оценке своих возможностей, и в усилении процессов возбуждения, и в изменении психических процессов, связанных с приемом и переработкой информации. Однако, все вышеуказанные факторы составляют единое неразделимое предстартовое состояние.
Во время конкурсных выступлений танцоры большую часть своих нервных сил затрачивают на преодоление соревновательного волнения; поэтому, показывая высокий уровень исполнительского мастерства на тренировках, в условиях соревнований нередко выступают ниже своих возможностей.
Соревновательная деятельность танцевальных пар сопровождается целым рядом условных раздражителей (присутствие судей и зрителей, лимит времени), вызывающих изменения в психическом состоянии танцора, которые в условиях обычной тренировки отмечаются крайне редко, что может существенно отразиться на динамике развития ситуационной эмоциональной устойчивости.
В современной психолого-педагогической науке все чаще говорят об эмоциональной устойчивости как свойстве личности, которое обеспечивает высокоэффективную деятельность и целенаправленное поведение человека в условиях стресса. Существует целый ряд определений эмоциональной устойчивости: свойство, качество или способность, характеризующая темперамент; свойство личности, способствующее успешному осуществлению деятельности и характеризующееся не уменьшением, а увеличением работоспособности в напряженной обстановке; невосприимчивость нервной системы к неприятным впечатлениям; степень волевого владения личности своими эмоциями, способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения; надежное выполнение сложной задачи; оптимальное сочетание эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных, нравственных, психофизиологических и других способностей.
Большинство исследователей под эмоциональной устойчивостью понимают свойство или качество личности способствующее высокой продуктивной напряженной деятельности, отмечается также, сосуществование в определении эмоциональной устойчивости различных взглядов или формулировок.
Эмоциональная устойчивость - это системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся в напряженной деятельности, эмоциональные механизмы которой получают свою определенность в структуре системы саморегуляции. Поскольку эти механизмы содержат приспособительный эффект, выступая в динамическом единстве по отношению к успеху достижения принятой цели, то эмоциональная устойчивость может быть представлена как целостный процесс эмоциональной саморегуляции напряженной деятельности.
Таким образом, следует предположить, что исследование по формированию соревновательной эмоциональной устойчивости в зависимости от личностно-типологических особенностей позволит определить методику психологической подготовки танцоров разного уровня исполнительского мастерства, что в целом положительно скажется на эффективности соревновательной деятельности.
Спортивные бальные танцы, как в организационном плане, так и по сложности подготовки конкурсных танцевальных пар, безусловно, является высокопрофессиональной деятельностью и со стороны педагогического состава, и со стороны самих танцоров. Для успешного конкурсного выступления необходимо всестороннее обеспечение подготовки, спортсмена, в том числе и психологическое.
Список литературы:
1. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. -Новосибирск: НГУ, 2001.
2. Галин А.Л. Соединение психологических противоположностей в творческом поведении. - Новосибирск: НГУ, 2003.
3. Гью Ховард Вопросы и ответы по технике исполнения стандартных танцев. - М., 2000.
4. Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. -М., 1983.
5. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1968.
6. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Академия развития, 2000.
7. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн., кн. 2. - М., 1994.
8. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 1989.
9. Пин Ю.С. Методическая литература для педагогов и танцоров по бальной хореографии. - 2000.