Научная статья на тему 'Влияние спортивных бальных танцев на физическое и социальное формирование личности'

Влияние спортивных бальных танцев на физическое и социальное формирование личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1990
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПОДИНАМИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / САМООЦЕНКА / КОМАНДНЫЙ ДУХ / HYPODYNAMIA / PHYSICAL TRAINING / SOCIAL ADAPTATION / SPORTS BALLROOM DANCES / SELF-EXPRESSION / SELF-ASSESSMENT / COMMAND SPIRIT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидоренко Руслан Александрович, Сафронова Маргарита Викторовна

В данной статье мы постарались поднять вопрос о социальной дезадаптации современной молодежи от младшего школьного возраста до студенческого. Как одно из средств разрешения сложившейся проблемы мы предлагаем рассмотреть занятия спортивными бальными танцами. Также мы постарались раскрыть сразу несколько аспектов положительного влияния спортивных бальных танцев на гармоничное развитие организма, а именно: выяснить, какое влияние оказывают спортивные бальные танцы на формирование физических качеств, социальной адаптации и нравственных устоев у юных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сидоренко Руслан Александрович, Сафронова Маргарита Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние спортивных бальных танцев на физическое и социальное формирование личности»

ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

НА ФИЗИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ 1 2 Сидоренко Р.А. , Сафронова М.В.

Email: [email protected]

1Сидоренко Руслан Александрович - студент магистратуры, специализация: 44.04.01 «Педагогическое образование»; 2Сафронова Маргарита Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретических основ физической культуры, факультет физической культуры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск

Аннотация: в данной статье мы постарались поднять вопрос о социальной дезадаптации современной молодежи от младшего школьного возраста до студенческого. Как одно из средств разрешения сложившейся проблемы мы предлагаем рассмотреть занятия спортивными бальными танцами. Также мы постарались раскрыть сразу несколько аспектов положительного влияния спортивных бальных танцев на гармоничное развитие организма, а именно: выяснить, какое влияние оказывают спортивные бальные танцы на формирование физических качеств, социальной адаптации и нравственных устоев у юных спортсменов. Ключевые слова: гиподинамия, физическая подготовка, социальная адаптация, спортивные бальные танцы, самовыражение, самооценка, командный дух.

INFLUENCE OF SPORTS BALLROOM DANCES ON PHYSICAL AND SOCIAL FORMATION OF THE PERSONALITY Sidorenko RA.1, Safronova M.V.2

1Sidorenko Ruslan Aleksandrovich - Graduate Student, SPECIALIZATION: 44.04.01 "PEDAGOGICAL EDUCATION"; 2Safronova Margarita Viktorovna - Candidate of psychological sciences, Associate Professor, DEPARTMENT THEORETICAL FUNDAMENTALS OF PHYSICAL CULTURE, FACULTY OF PHYSICAL CULTURE, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, NOVOSIBIRSK

Abstract: in this article we tried to bring up a question of social disadaptation of modern youth from younger school age, to student's. As one of means ofpermission of the developed problem, we suggest to consider occupations sports ballroom dances. Also we tried to disclose several aspects of positive influence of sports ballroom dances on harmonious development of an organism at once, namely: to find out what impact sports ballroom dances have on formation of physical qualities, social adaptation and moral principles at young athletes.

Keywords: hypodynamia, physical training, social adaptation, sports ballroom dances, self-expression, self-assessment, command spirit.

УДК 793.38

Ни для кого не секрет, что мы живем в 21 первом веке - веке информационных технологий. За последние пару десятков лет общество кардинально изменилось, а

вместе с ним и образ жизни. Сейчас через социальные сети можно сделать все, что угодно: смотреть фильмы, слушать любимую музыку, делиться друг с другом фотографиями. Люди научились не только выражать свои эмоции с помощью «смайлов», но даже заводить отношения. При этом на практике можно встретить даже таких людей, которые вживую и не видели своих вторых «половинок». Выходя на улицу или посещая различные учреждения, можно видеть сотни людей от мала до велика, ни на минуту не отрывающихся от своих гаджетов: в школах дети на переменах играют в игры, в транспорте молодые компании вместо живого общения предпочитают включить музыку погромче и «засесть» в инстаграмм и даже в театре или на экскурсии можно увидеть как кто-то читает новости «ВКонтакте». Ну а дома тем более - грех не включить любимый плэйлист и попереписываться с друзьями.

Доступность практически любой информации - безусловно, огромный плюс в современном мире. Ведь можно читать или слушать книги, учиться чему-то новому и развивать себя. Но наряду с этим возникает колоссальная проблема: люди все меньше и меньше начинают общаться друг с другом вживую. Перестают ходить друг к другу в гости и за чашкой чая показывать фотографии с отдыха, ведь практически все то же самое можно сделать, не выходя из своей комнаты. Теряется общение и общие темы во время прогулок компаниями, а вместе с этим общение со временем иногда даже сходит на нет.

Тем самым люди медленно, но верно становятся асоциальными, ведь «львиную» долю времени они проводят дома за компьютерами [1]. Наряду с этим понижается и их физическая активность. Но если бы только в этом заключалась вся беда... нет, давайте посмотрим немного глубже. Каждый человек в любом возрасте имеет острую необходимость в физической нагрузке и активности (у каждого она своя, в силу возраста и характера человека) для поддержания и укрепления своего здоровья. Но, как мы говорили ранее, многие привыкли проводить свой досуг дома. Отсюда возникает следующая проблема - гиподинамия организма. Вследствие этого могут нарушаться опорно-двигательная система организма, сердечно-сосудистая и пищеварительная. Без работы мышцы слабеют и постепенно атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, нарушаются нервно-рефлекторные связи, приводя к расстройству деятельности нервной системы (развиваются вегетососудистая дистония, депрессия, миофасциальные синдромы).

Насколько мы видим - «домашний» образ жизни негативно влияет не только на двигательную активность и физическое здоровье человека, но также на психоэмоциональное и социальное состояние человека.

Так как же предупредить все эти заболевания? На самом деле ответ очень прост: вести активный образ жизни, заниматься спортом и как можно больше времени проводить в общении с людьми [2]. А самое главное, что это нужно делать постепенно и с самого детства, ведь именно в юном возрасте закладывается «фундамент» здоровья человека.

Но в какой же вид спорта лучше отдать своего ребенка, чтобы шло полностью гармоничное развитие и в физиологическом плане и в социальном и нравственном? В настоящее время огромную популярность начали приобретать спортивные бальные танцы. Но давайте попробуем разобраться, почему они начали становиться столь популярными в наше время и действительно ли они развивают физическое состояние ребенка и адаптируют в социальном плане.

Следует начать с того что испокон веков люди стремились к чему-то прекрасному, к искусству. Именно так они могли самовыражаться и расслабляться. В далекие времена люди проводили различные танцевальные обряды под музыку (после удачной охоты они благодарили Богов) или же торжества (свадьбы или рождение ребенка) и проч. Таким образом они выражали радость и благодарность. Далее, спустя многие века, когда люди были уже грамотны и цивилизованны, они устраивали многочисленные балы, где собирались самые образованные богатые и влиятельные

господа того времени. Пышные балы были неотъемлемой частью их жизни, поскольку там они заводили не только новые знакомства, но и набирались новых манер. Учились быть не только галантными и обходительными с дамами, но и не раз доказывали свою честь с господами. Так уже в то время закладывались высоконравственные аспекты формирования личности. В наши дни нет такого количества баллов да и не так они пышны и посещать их может любой желающий, тем не менее по сей день люди испытывают острую необходимость в хорошем настроении и приятном обществе. К тому же танцы это не так легко как кажется на первый взгляд, поэтому чтобы быть на должном уровне, нужно обязательно тренироваться и держать свое тело в хорошей физической форме.

Здесь мы можем перейти к вопросу, насколько спортивные бальные танцы влияют на физическую подготовку. Чуть выше мы говорили о балах, а такие мероприятия посещают как правило уже взрослые состоявшиеся люди. Их интерес в этом обусловлен зачастую в потребности нравственного развития, реализацией самовыражения, поддержкой физического состояния здоровья и просто приятным общением в социуме. Но если мы будем говорить про детей, то тут будет действовать уже совсем другой подход.

8 сентября 1997 года спортивные бальные танцы были признаны Международным Олимпийским Комитетом. С тех пор они стали «кандидатом» на включение в программу Олимпийских Игр. А это в свою очередь означает, что требования к физической подготовке танцора такие же строгие, как и к любому другому спортсмену.

Профессиональные танцоры должны обладать не только отменной физической подготовкой, но и координацией. Для этого юным танцорам приходится много и упорно тренироваться. В неделю в среднем график танцора составляет 8 - 12 часов тренировочного процесса, за исключением самостоятельных тренировок и соревновательной части (как правило соревнования проводятся раз в две недели). Когда же юные спортсмены усиленно готовятся к важным рейтинговым соревнованиям, тренировки как правило учащаются и могут достигать 20 часов в неделю. Тренировочный процесс может выстраиваться не только в «бальном» направлении, а также включать в себя тренировки по другим направлениям: уроки хореографии или балета, обязательная растяжка и ОФП (общая физическая подготовка), различные современные танцевальные направления, такие как Zumba, Salsa, Хастл и другие. Все это направлено на расширение танцевальных и координационных способностей танцоров: на изучение новых движений, связок и техник танца. Также нередко практикуются уроки по актерскому мастерству, потому как профессиональный танцор должен показывать не только высокий уровень техники танца, а также отображать эмоции и устанавливать контакт в паре и со зрителем. Что же касается соревновательной части, хотелось бы отметить, что каждый танцор выступает неоднократно. На крупных международных соревнованиях, таких как «Russian Open», например, может собираться до полутора тысяч участников, и соревнования длятся несколько дней поэтапно. Поэтому чтобы выдержать такое соревнование и войти в 12 сильнейших пар, танцорам необходимы безупречная физическая подготовка и устойчивое психическое состояние.

Итак, из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что физическая подготовка у профессиональных танцоров не терпит никаких поблажек и может даже посоперничать с другими, схожими по характеру видами спорта.

А теперь хотелось бы поговорить о том, как спортивные бальные танцы влияют на формирование адаптационных способностей человека в социуме и влияют на поведенческие особенности [3]. Думаю, следует отметить что большинство профессиональных спортсменов начинали заниматься спортивными бальными танцами еще в детском возрасте (как правило, 6-10 лет). И именно с этого момента уже начинается формирование себя как личности и адаптация в обществе. Во-первых,

спортивные бальные танцы являются парным видом спорта, и поэтому, когда мальчик попадает в танцевальную секцию, его ставят в пару с девочкой. С этого момента и начинается первое осознанное, целенаправленное взаимодействие с противоположным полом. Дети, как правило, заводят друзей в этом возрасте именно такого же пола: мальчишки играют в преступников и в игру «казаки-разбойники», пинают дружно мяч на футбольном поле, лазают по деревьям, в то время когда девчонки играют в «дочки-матери», плетут косички или катаются на самокатах. В обычной жизни дети себе как будто ставят невидимый «барьер» в отношении противоположного пола и оказываются зачастую стеснительными и застенчивыми, если такие встречи случаются. А когда ты пришел в танцевальный зал на тренировку, и тренер ставит тебя в пару - у тебя нет другого выхода. Таким образом, ребенок начинает естественным путем изменять модель своего поведения, становится более раскованным и уверенным в себе, и уже через пару-тройку недель все его стеснения и застенчивость проходят. А это в свою очередь влияет не только на общение внутри пары, но и на взаимоотношения с другими детьми.

Далее, когда ребенок осваивает начальные азы, он выходит на небольшие соревнования. И чем выше уровень подготовки спортсмена, тем более серьезные и крупные соревнования он начинает посещать. Начинаются поездки в другие города или даже страны. Все это сопровождается расширением кругозора ребенка, познанием новых мест, обычаев, заведением новых знакомств и друзей. Все это также влияет на формирование становления себя в обществе и как личности. К тому же не стоит забывать, что соревнования всегда проходят при большом количестве людей: это и судьи, и тренера и зрители. И как мы уже говорили ранее, каждый профессиональный танцор должен уметь выражать свои эмоции и устанавливать взаимосвязь с публикой. А для того что бы это суметь осуществить нужно не бояться публики и быть открытым и раскованным по отношению к ней. Ну и конечно же быть уверенным в себе и уметь себя «преподносить». Поэтому уже к юношескому возрасту очень сложно встретить хоть одного танцора, который боялся бы сцены или любых других публичных выступлений.

Также стоит отметить, что спортивные бальные танцы очень хорошо формируют организованность спортсменов [4]. Регулярные тренировки, соревнования, поездки просто обязывают выстраивать график распорядка дня. Но здесь каждый может спросить: только ли тренировочный процесс обуславливает организованность спортсменов? Ведь это есть в любом виде спорта. И тут следует отметить еще одну особенность организации, которая присуща только командным видам спорта. Ведь в паре приходится думать не только о себе, но и о своей «половинке», так как личные ошибки отражаются на результате обоих спортсменов, ведь они - одна команда. Поэтому именно уровень ответственности за двоих всегда мотивирует к максимальному контролю и организованности своих действий. Еще есть соревнования типа «формейшн». Оно подразумевает собой единовременное синхронное исполнение танцевальных элементов аж 8 пар, параллельно координируя местонахождение каждой пары на паркете. В таком формате соревнований требования к строгой дисциплине и организации гораздо выше, чем в других видах спорта. Также нельзя забывать и про командный дух, ведь все 8 пар делают одно общее дело.

Если подводить итоги, то можно выделить следующие аспекты:

• Полностью гармоничное развитие организма в детском и юношеском возрасте или же поддержание мышц в тонусе в зрелом;

• Развитие гибкости и координационных способностей организма;

• Развитие чувства ритма, музыкальности и понимание музыки в целом;

• Повышение дисциплины, организованности и чувства ответственности;

• Повышение уверенности в себе, поднятие самооценки и раскрепощение поведения на публике.

Таким образом, мы видим, что спортивные бальные танцы положительно влияют на физическое развитие ребенка, социальную адаптацию и формирование нравственных аспектов. Что же касается взрослого человека, то танцы ему дают возможность самовыражения в обществе, мотивируют поддерживать физическое состояние организма и дарят положительные эмоции.

Список литературы /References

1. Баранов А.А., Кучма В.Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. М.: ПедиатрЪ, 2013. 192 с.

2. Ващенко Н.С. Влияние физкультурно-оздоровительной работы на развитие физических качеств и здоровье младших школьников // Таврический научный обозреватель, 2016. № 11 (16). Часть 3. С. 25-30.

3. Бочарникова Ю.Ю. Влияние спортивных бальных танцев на формирование личности детей младшего школьного возраста // Психологические и педагогические проблемы в системе непрерывного образования: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 19 декабря 2017). / В 2 ч. Ч. 1. Стерлитамак: АМИ, 2017. С. 43-47.

4. Бальные танцы и их взаимосвязь с другими видами спорта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/112/28278/ (дата обращения 05.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.