ПЕДАГОГИКА
4. Gvozdev A.N. Ot pervyh slov do pervogo klassa. Dnevnik nauchnyh nabljudenij: monografija [From the first words to the first grade. Diary of Scientific Observations]. Moscow: KomKniga, 2005. 320 p.
5. Markova A.K. Osobennosti usvoenija slogovoj struktury slova u detej, stradajushhih alaliej: uchebnoe posobie [Features of mastering the syllable structure of the word in children suffering from alalia]. In R.E. Levinoj (ed.). Moscow: Shkola dlja detej s tjazhelymi narushenijami rechi, 1961. 148 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
А.А Белякова, бакалавр, 4 курс, 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: stud0000209510@study.utmn.ru, ORCID: 0000-0002-3535-7080.
А.И. Березенцева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: a.i.berezenceva@utmn.ru, ORCID: 0000-0003-3465-7396.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
A.A. Belyakova, 4th year Undergraduate Student, field of training - 44.04.03 Special (defectological) Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: stud0000218221@study.utmn.ru, ORCID: 0000-0002-3535-7080.
A.I. Berezentseva, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Developmental Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: a.i.berezenceva@utmn.ru, ORCID: 0000-00033465-7396.
УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_38
Людмила Васильевна Большанина г. Новосибирск
Педагогическое условие формирования опыта коммуникативного поведения будущих педагогов: обогащение компонентов образовательной среды
В статье рассматривается одно из педагогических условий по формированию опыта коммуникативного поведения у будущих педагогов. Представлены различные подходы к трактовке понятий «педагогические условия» и «образовательная среда». Образовательная среда представлена двумя компонентами: обогащение содержания образования и методы активного обучения (кейс-технология, метод проектов, дискуссия, «мозговая атака» или «жужжащие группы»). Разработана динамическая программа дисциплины по выбору, представленная тремя модулями (ориентирующий, обучающий, рефлексивный), которые реализуются при помощи пяти блоков (содержательный, метаинфор-мационный, демонстрационный, коммуникативный, оценочный). Данное педагогическое условие реализовано в образовательном процессе Новосибирского государственного педагогического университета Института детства.
Ключевые слова: образовательная среда, педагогические условия, коммуникация, методы активного обучения, дискурс, опыт коммуникативного поведения.
Lyudmila Vasilyevna Bolshanina
Novosibirsk
Pedagogical condition for the formation of communicative behavior experience of future teachers: enrichment of the components of the educational environment
The article considers one of the pedagogical conditions for the formation of the communicative behavior experience among future teachers. Various approaches to the interpretation of the concepts of "pedagogical conditions" and "educational environment" are presented. The educational environment is represented by two components: enrichment of the education and methods of active learning content (case technology, project method, discussion, "brain attack" or "buzzing groups"). A dynamic elective discipline program has been developed, represented by three modules (orientation, training, reflexive) which are implemented using five blocks (informative, meta-informational, demonstration, communicative, evaluative). This pedagogical condition is implemented in the educational process of the Novosibirsk State Pedagogical University, the Institute of Childhood.
Keywords: educational environment, pedagogical conditions, communication, methods of active learning, discourse, experience of communicative behavior.
В современных социокультурных условиях становится актуальной проблема повышения качества подготовки будущих педагогов в высшем учебном заведении.
К системе образования предъявляются новые требования - формирование конкурентоспособной и компетентной личности. В связи с этим, задачей педагогических вузов становится - подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности [1]. Считаем, что поиск подходов к
38
определению условий способствует раскрытию авторского видения изучаемого явления, его взаимосвязей и взаимодействий в целостном образовательном процессе.
Рассмотрим понятие «педагогические условия» в контент-анализе разных авторов, представленное в таблице 1.
Из представленного анализа, мы видим, что авторы берут за основу различные признаки. Так, например, внешние объекты образовательной
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021
PEDAGOGY
среды, содействующие реализации процессуаль- образовательного процесса, их комплекс и ного аспекта и внутренние, направленные на обес- взаимосвязь. печение развития личностного аспекта субъекта
Таблица 1
Трактовка понятия «педагогические условия»
Автор Характеристика понятия
А. Я. Найн [3] «..комплекс объективных возможностей, сочетающий формы, методы, содержание средства, материально-пространственную среду, и направленный на достижение результата»
И. В. Преображенская [4] «..соответствующие меры воздействия, обеспечивающие целенаправленное, планируемое управление развитием педагогического процесса в единстве»
М. К. Травовова [6] совокупность объективных возможностей воспитания и обучения, материальные возможности и организационные формы, взаимодействие субъектов педагогического процесса
В своем исследовании мы выделили педагогические условия, которые окажут положительное влияние на формирования опыта коммуникативного поведения будущих педагогов в образовательном процессе:
- обогащение компонентов образовательной среды за счет вариативности их наполнения;
- реализация практико -ориентированного подхода в условиях педагогических практик при формировании опыта коммуникативного поведения будущих педагогов.
Далее рассмотрим и охарактеризуем педагогическое условие формирования опыта коммуникативного поведения будущих педагогов: обогащение компонентов образовательной среды за счет вариативности их наполнения.
В рамках нашего исследования понятие «образовательная среда» рассматриваем как единицу образовательного процесса. Охарактеризуем различными дефенициями, так например, В.И. Сло-бодчиков, на наш взгляд, дает оригинальную трактовку образовательной среде «.. .образование - это естественное и, может быть, наиболее оптимальное место встречи личности и общества, место продуктивного и взаиморазвивающего разрешение бытийных противоречий между ними» [5].
В своем исследовании мы разделяем взгляды А.В. Хуторского [7] на понимание образовательной среды, как части образовательного процесса. Образовательная среда - это социокультурное окружение, включающее содержание и различные виды средств образования, что оказывает влияние на продуктивную деятельность обучаемого и создает для данной деятельности благоприятные условия [2].
Несмотря на разные взгляды ученых в понимании и трактовке понятия «образовательная среда», все сходятся во мнении о том, что в зависимости от условий образовательной среды, от ее особенностей, происходит становление личности. Эти особенности могут способствовать разностороннему развитию личности, которое предусматривает и развитие коммуникативных умений и
навыков для успешного профессионального общения, или наоборот, подавлять потенциал и возможности личности в ее развитии.
В образовательной среде мы выделили два компонента: обогащение содержания образования и методы активного обучения. Для реализации представленных компонентов образовательной среды мы разработали и реализовали динамическую образовательную программу «Педагогический дискурс сурдопедагога».
Динамическая программа - это мультимедийный гипертекст, позволяющий делать ссылки на большое количество необходимой информации, в которую может быть включен звук, изображение, видеоклипы, графика [8]. То есть студенты получают не только текстовую, но и визуальную информацию, которая способствует наилучшим образом приобретению знаний, что напрямую воздействует на развитие компетенций, отраженных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования.
Динамическая программа реализует две основополагающие функции: коммуникативную и познавательную, которые находятся в динамическом равновесии. Представим фрагмент рабочий программы по дисциплине «Педагогический дискурс сурдопедагога». Данная программа разработана и реализуется по учебному плану направления 44.03.03 «Специальное дефектологическое образование» в Институте детства ФГБОУ ВО «НГПУ».
Содержание дисциплины «Педагогический дискурс сурдопедагога» мы структурировали в три взаимосвязанных модуля и условно их обозначили как ориентирующий, обучающий, рефлексивный. Каждый модуль программы реализуется через следующие блоки:
- содержательный (вопросы, задания, материалы для изучения, тесты),
- метаинформационный (гиперссылки на глобальные и локальные ресурсы),
- демонстрационный (групповые проекты будущих педагогов, личные электронные образовательные страницы студентов),
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021
ПЕДАГОГИКА
- коммуникативный (обратная связь - форум, чат, электронная почта, платформа Microsoft Teams и BigBlueButton),
- оценочный.
Первый модуль программы - ориентирующий, направлен на приобретение, обогащение знаний и актуализацию мотивационного отношения к межличностному коммуникативному поведению (мотивационный критерий) [8].
Содержание модуля 1 представлено разнообразными темами, в процессе которых будущие педагоги знакомятся с сущностью процесса профессионального общения - введение в профессиональную этику сурдопедагога, многообразием средств и способов различной коммуникации, как вербальной, так и невербальной (жест, дактилема, письменная речь в табличках). Уточняют и расширяют представления об основных понятия курса: «общение», «коммуникация», «профессиональное общение», «дискурс», «профессиональный дискурс сурдопедагога», «диалог», «диалоговое взаимодействие». Рассматривают структуру (перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны) и основные функции профессионального общения (контактная, информационная, побудительная, эмотивная и другие).
Таким образом, будущие педагоги осваивают лексику модуля дисциплины и самостоятельно (на выбор) разрабатывают форму представления отчетности практических занятий в виде диалогов, эссе, устных презентаций, мини-докладов, ролевых игр-драматизаций, решение педагогических задач, что оказывает влияние на обогащение и формирование коммуникативных умений в учебной деятельности. Все это является содержательный компонентом образовательной среды для формирования опыта коммуникативного поведения будущих педагогов.
Функциональное пространство коммуникативной образовательной среды мы соотносим с методологией образовательного процесса с применение методов активного обучения (второй компонент образовательной среды).
Второй модуль программы «Педагогический дискурс сурдопедагога» - обучающий, основан на включении будущих педагогов в коммуникативно-образовательную среду с использованием методов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
активного обучения, которые позволят им проявить творческий, поисковый характер в решении коммуникативных задач.
Отмечаем, что в педагогике очень большое разнообразие методов активного обучения и поэтому возникает проблема выбора этих методов для формирования продуктивного опыта коммуникативного поведения. Поэтому, для реализации второго компонента - выбор методов активного обучения - образовательной среды, нами, прежде всего в рамках модуля 2 (обучающий) динамической образовательной программы дисциплины «Педагогический дискурс сурдопедагога» была организована самостоятельная работа будущих педагогов.
Самостоятельная работа по данному модулю предполагала либо подготовку и защиту проекта, либо разработку и защиту профессиональных кейсов, по предложенным выше направлениям. Защиту проекта можно было представить либо в качестве дидактической игры, либо разработать мультимедийную презентацию. Большинство будущих педагогов предпочли дидактическую игру, где приняли определенные роли, для реализации различных стилей педагогического общения. Данная работа осуществлялась следующим образом:
1. Распределяли роли, составляли диалоги с использованием различных стилей педагогического общения с учетом места проведения, привносились собственные идеи;
2. Происходила непосредственно драматизация выбранного стиля общения и поведения. Постепенный переход к рефлексивному этапу -оценка качества выполнения.
Данные этапы формирования опыта коммуникативного поведения могут быть расширены в зависимости от решения дидактической задачи. Мы считаем, что выше перечисленные ключевые компоненты динамической рабочей программы поспособствовали эффективному процессу получения информации будущими педагогами в образовательном процессе. Оказали влияние на развитие мотивационного, когнитивного, деятельностного компонентов формирования опыта коммуникативного поведения будущих педагогов [1]. При этом данные динамической программы можно варьировать, обогащать и расширять содержание их наполнения в связи с изменениями запросов общества.
1. Большанина, Л.В. Педагогическая модель развития коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза / Л.В. Большанина, Е.С. Мичурина. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 3 (35). - С. 7-14.
2. Кошевая, О.Г. Развитие социальных компетенций кадетов в образовательном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О.Г. Кошевая. - Кемерово, 2020. - 24 с. - Текст : непосредственный.
3. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А.Я. Найн. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49.
4. Преображенская, И.В. Педагогические условия оценки сформированности компетенций / И.В. Преображенская. - Текст : непосредственный // Образование и образованный человек в XXI в. - 2013. - № 4. - С. 15-19.
5. Слободчиков, В.И. Российское образование: перспективы развития / В.И. Слободчиков, Ю.В.Громыко. - Текст : непосредственный // Директор школы. - 2000. - № 2. - С. 4-7.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2542-0291
PEDAGOGY
6. Травова, М.К. О содержании профессиональных компетенций менеджера / М.К. Травова. - Текст : непосредственный // Преподаватель XXI век. - 2008. - № 1. - С. 50-53.
7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской. - Текст : непосредственный // Ученик в обновляющейся школе : сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - Москва : ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.
8. Шубкина, О.Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технических направлений подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / О.Ю. Шубкина. - Красноярск, 2016. - 24 с. - Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Bol'shanina L.V., Michurina E.S. Pedagogicheskaja model' razvitija kommunikativnoj kompetencii budushhih peda-gogov v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo vuza [A pedagogical model of the development of the communicative competence of future teachers in the educational space of a pedagogical university]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2019, no. 3 (35), pp. 7-14.
2. Koshevaja O.G. Razvitie social'nyh kompetencij kadetov v obrazovatel'nom processe. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Development of social competencies of cadets in the educational process. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Kemerovo, 2020. 24 p.
3. Najn A.Ja. O metodologicheskom apparate dissertacionnyh issledovanij [On the methodological apparatus of dissertation research]. Pedagogika [Pedagogy], 1995, no. 5, pp. 44-49.
4. Preobrazhenskaja I.V. Pedagogicheskie uslovija ocenki sformirovannosti kompetencij [Pedagogical conditions for assessing the formation of competencies]. Obrazovanie i obrazovannyj chelovek v XXI v. [Education and educated person in the 21st century], 2013, no. 4, pp. 15-19.
5. Slobodchikov V.I., Gromyko Ju.V. Rossijskoe obrazovanie: perspektivy razvitija [Russian education: development prospects]. Direktor shkoly [Schooldirector], 2000, no. 2, pp. 4-7.
6. Travova M.K. O soderzhanii professional'nyh kompetencij menedzhera [About the content of professional competencies of a manager]. Prepodavatel'XXIvek [Teacher 21st century], 2008, no. 1, pp. 50-53.
7. Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovanija [Key competencies as a component of the personality-oriented paradigm of education]. In Dika Ju.I. (eds.) Uchenik v obnovljajushhejsja shkole: sb. nauch. tr. [A student in a renovating school]. Moscow: IOSO RAO, 2002, pp. 135-157.
8. Shubkina O.Ju. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti studentov tehnicheskih napravlenij podgotovki. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of communicative competence of students in technical areas of training. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Krasnojarsk, 2016. 24 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Л.В. Большанина, ст. преподаватель кафедры логопедии и детской речи Института детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Россия, e-mail: Ljutik84@ngs.ru, ORCID: 0000-0001-8527-0664. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
L.V. Bolshanina, Senior Lecturer, Department of Speech Therapy and Children's Speech of the Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, e-mail: Ljutik84@ngs.ru, ORCID: 0000-0001-8527-0664.
УДК 376.37 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_41
Нурзиля Равилевна Валиуллина, Анна Валерьевна Бабикова
г. Тюмень
Изучение особенностей слоговой структуры слов детей с моторной алалией
Одним из частых нарушения у детей дошкольного возраста являются нарушения речи. Одной из самых тяжелых исследователями считается алалия, для которой характерны нарушения слоговой структуры слова.
В статье рассматриваются понятия: «алалия», «моторная алалия», «слоговая структура». Исследования таких авторов, как А.Н. Гвоздев, Г.В. Бабина, А.К. Маркова, дают понять, как сильно влияет на речь детей искажения структуры слогов и какие последствия могут вытекать из этого.
Также в статье описаны онтогенез развития слоговой структуры у детей в норме, классификацию слоговых структур, рассмотрены особенности слоговой структуры слов у детей с моторной алалией, а также типа нарушений. В статье изложение теоретического материала через изучение психолого-педагогической литературы на заявленную тему.
Проблемой изучения будет являться уровень несформированности слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией.
Цель исследования — изучение особенностей развития слоговой структуры у дошкольников с моторной алалией, путем анализа психолого-педагогической литературы на данную тему. Практическая значимость: теоретическая систематизированная информация, которая может быть применена на научно-практических семинарах в высших учебных заведениях, при написании курсовых работ по проектно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: алалия, моторная алалия, слоговая структура слова, слог, нарушения слоговой структуры слова.
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021