PEDAGOGY
Д.А. Слинкин, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры программирования и автоматизации бизнес-процессов, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-4012-7087.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
D.M. Belkov, Specialist of Academic Computing Center, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3145-3339.
M.V. Edrenkina, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Vocational and Technological Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-00018258-8212.
D.A. Slinkin, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Programming and Automation of Business Processes, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID 0000-0002-4012-7087.
УДК 376 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_35
Анна Андреевна Белякова, Анна Ивановна Березенцева
г. Тюмень
Исследование слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией
Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.
Моторная алалия является одной из самых серьезных речевых патологий, при которой происходит нарушение лексических, грамматических, фонетических норм родного языка, речь может полностью отсутствовать.
Вследствие нарушения речедвигательного ритма у детей с моторной алалией слоговая структура слова нарушена, недостаточно сформирована, либо не сформирована, отмечены трудности при произведении слова в полном слоговом составе. Дети допускают такие специфические ошибки, такие как: опускания слогов, добавления, перестановки, уподобления и смешения.
В статье предпринята попытка изучения слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией с помощью методики А.К.Марковой. Сформулированные выводы могут быть полезны дефектологам, логопедам, работающим с детьми, имеющими диагноз «моторная алалия».
Ключевые слова: алалия, моторная алалия, слоговая структура слова, онтогенез, фонематическое восприятие слуха.
Anna Andreevna Belyakova, Anna Ivanovna Berezentseva
Tyumen
The study of the word syllable structure in preschoolers with motor alalia
Motor alalia is an expressive underdevelopment of the central speech of an organic nature due to the lack of formation of the linguistic processes of the speech utterances generation with the relative safety of semantic and sensorimotor operations.
Motor alalia is one of the most serious speech pathologies where the lexical, grammatical, phonetic norms of the of the native language is violated or even the whole speech absence.
Due to the violation of the motor speech rhythm in children with motor alalia, the syllable structure is disturbed, insufficiently formed or not formed, difficulties in the production of a word in full syllable composition are satisfied. Children make specific mistakes such as dropping syllables, adding, rearranging, assimilating and mixing.
The article attempts to study the syllable structure of the word in preschoolers with motor alalia using the methodology of A.K. Markova. The formulated conclusions can be useful for defectologists, speech therapists who work with children diagnosed with motor alalia.
Keywords: alalia, motor alalia, syllable structure of the word, ontogenesis, phonemic perception of hearing.
Моторная алалия относится к ряду расстройств экспрессивной речи, которые вызваны дисфункцией мозговых структур в период, когда формирование речевой системы не завершено. Эта форма расстройства речи рассматривается как расстройство языка, характеризующееся постоянным нарушением ассимиляции системы лингвистических единиц [5].
При моторной алалии ребенок не может справиться с речью, а именно со звуками, буквами и грамматикой. Новые слова в речи этих детей появляются медленно, а те, которые они используют, напрямую
связаны с образом жизни, то есть с бытовым контекстом. Эти дети не используют предлоги, частицы, прилагательные. Использование всех грамматических форм для детей с алалией затруднено [2].
Также следует отметить, что у детей данной категории преобладает расстройство экспрессивной речи, что отражается в затруднении формирования таких компонентов речи, как словарного запаса, слоговой структуры слова, звукопроизноше-ния и грамматики [1].
Исследования И.А. Сикорского показывают, что самостоятельный процесс усвоения слоговой
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021
ПЕДАГОГИКА
структуры слова связан с усвоением отдельного слова. По его мнению, слоговая структура слова начинается с вычисления просодической структуры слова, т. е. ребенок создает «скелет» слова, отталкиваясь от слогового состава, учитывая ударение и интонацию.
А.Н. Гвоздев рассматривает усвоение слоговой структуры слова безотносительно к звуковому составу. По мнению автора, это означает, что слоговая структура слова является одним из важнейших аспектов звучания речи [4].
Важно знать механизм и последовательные этапы развития слоговой структуры речи у детей в онтогенезе, так как это служит основанием для диагностики и коррекции речевых расстройств.
У детей до трех лет могут проявляться такие особенности в слоговой структуре, как перестановки, пропуски и добавления слогов, но в данный возрастной период, это явление физиологически обусловлено и нормально. Однако, если такие ошибки прослеживаются в возрасте четырех-пяти лет, то это является сигналом о наличии стойкого нарушения слоговой структуры слова.
Недостаточное развитие фонематического восприятия, недостаточность артикуляционных возможностей, сниженный уровень развития оптико-пространственной организации, несформиро-ванность ритмической и динамической организации движений, неспособность к серийно-последовательной обработке информации: все это ведет к нарушению слоговой структуры слова [1].
Учитывая, что своевременное формирование и пополнение словарного запаса является предпосылкой для овладения грамотностью и успешного обучения в школе, необходимо осуществлять адекватную логопедическую помощь детям с данным типом нарушения. В противном случае начинает страдать вся речевая система и процесс общения в целом [3]. Благодаря большому количеству исследований можно увидеть, что нарушение слоговой структуры слова проявляется в той или иной степени, а характер слоговой структуры слова тесно связан со статусом фонемы или выразительной способности ребенка.
На основании вышеизложенного, определена цель исследования: изучение особенностей формирования слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией.
Исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР ДС № 125 г. Тюмени. Для исследования было включено 4 детей в возрасте 5 лет с логопедическим заключением «общее недоразвитее речи II уровня с моторной алалией»
Для изучения слоговой структуры слова была взята методика А.К. Марковой. Данная методика позволяет в короткие сроки получить исчерпывающие сведения о степени сформированности слоговой структуры дошкольников, соответствует требованиям валидности, надежности, достоверности, учитывает возрастные особенности детей.
Предварительный этап исследования связан с выяснением понимания детьми значения стимуль-ных слов. При необходимости, значения слов уточняются. В работе были использованы словесные методы (выполнение задания по инструкции), и наглядные (ответ на вопрос с опорой на картинки). В том случае, когда ребёнок не справлялся с заданием, допускал ошибки, данные фиксировались в бланке ответа, исправления не допускались. При отказе от выполнения задания, экспериментатор переходил к следующему заданию. Отмечалось так же психологическое состояние ребенка, реакция на выполнение задания, эмоциональный настрой, проявление интереса к заданию, внимательность, настроение ребенка и моторная сфера.
По итогам проведения констатирующего эксперимента осуществлялся качественный и количественный анализ полученных данных. В процессе обследования детей дошкольного возраста с моторной алалией были получены следующие результаты.
Высокий уровень (3 балла) был отмечен у испытуемого №1. Трудности возникли у него при воспроизведении слов сложной слоговой структуры. Искажение большинства слов было по типу элизий, например, ребенок вместо слова «пуговица», произносил «пувица», «кукуруза - кууза», так же по типу персевераций, например, «паутина - пуутина». В словах сложной слоговой структуры со стечением согласных отмечались элизии, например, «земля-ника-земика», «аквариум - аквариит». При инструкции: «повтори за мной» ребенок с заданием не справлялся, так как был зажат и в основном молчал. Отмечались перестановки слогов «самокат - сака-мат». Ошибки слоговой структуры слова отмечались во всех предложенных словах, как в начале слова, так в середине и в конце. Ошибки по типу ан-тиципаций, контаминаций и уподобления слогов отмечены не были. Следует отметить поведение ребенка, он был усидчив, достаточно сосредоточен, но отвечал тихо и неуверенно. Ребенок проявлял интерес к заданиям и шел на контакт, однако был стеснительным и застенчивым.
Средний уровень (2 балла) был отмечен у 3 детей. Дети искажали слова, начиная с 5 класса слоговой структуры, когда добавились слова со стечениями согласных. Слова искажали эпизодически, то есть из шести слов 6 класса, искажали лишь некоторые из них, другие произносились правильно, либо с незначительными искажениями. Дети хорошо справлялись со следующими словами слоговой структуры: односложными словами (кот, дом, нож, мяч и т. д.); двухсложными словами, состоящих из открытых слогов и с закрытым слогом (ноты, муха, вата, весы, пила, петух, веник, банан и т. д.); трехсложными словами из открытых слогов (машина, корова, малина, лимоны и т. д.).
С первым заданием дети справились, отмечалось по 1 -2 ошибки из цепочки слов, которые заключались у всех испытуемых преимущественно в искажении звуков (например, «шар» «фар», «нож»
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2М2-029!
PEDAGOGY
«нос»). Во время эксперимента мы отмечали нарушение звукопроизношения, которое возможно является следствием того, что у детей с моторной ала-лией наряду с нарушением слоговой структуры слова, значительно нарушено и звукопроизношение. Количество ошибок возросло в словах, где есть стечения согласных. В шестом задании двое детей искажали лишь некоторые слова по типу антиципации: «медведь - бебедь», сокращение: «кровать - овать». В 7 и 8 задании у четырех детей наблюдались ошибки в словах, по типу персевераций, например, «самолет - сасалет», «помидор - пипидорка, поди-дор», сокращение: «помидор - миторка», перестановка слогов: «барабан - бабаран». В 9 задании один ребенок отказался называть слова. Были отмечены такие ошибки, как «вертолет - веталет, вентарет» по типу элизии и перестановки, так же отмечались ошибки по типу антиципации: «пистолет - пипипет» и по типу персеверации: «карандаш - какандаш». В 10 задании один ребенок допустил ошибку в одном слове «скакалка - скалка» по типу сокращения, остальные дети искажали все слова. В 11 и 12 заданиях дети искажали по 1 -2 слова из всех, по типу персевераций и сокращений.
Наибольшие трудности вызвали задания 13 и 14. Никто из детей не справился с заданием по 13 и 14 классам слоговой структуры. Один ребенок отказался от выполнения, а у остальных отмечались искажения всех слов сложной слоговой структуры в основном по типу сокращения: «кукуруза - ку-куза», «гусеница - гуница», «самокат - мокат». Наилучший результат дети показали во втором и четвертом заданиях. Дети проявляли интерес к занятиям, некоторые отвлекались и у них проявлялась моторная расторможенность повышенное настроение.
Экспериментальное исследование показало, что нарушения слоговой структуры слова проявляются в разной степени и имеют разный тип ошибок у детей с моторной алалией. Выявлены уровни сформирован-ности слоговой структуры: высокий уровень выявлен у одного из детей, средний - у 3 детей.
Отмечено, что у детей со средним уровнем сформированности слоговой структуры нарушения начинаются с 5 класса - двусложные слова со стечением согласных в середине слова. У всех детей отмечались нарушения 10 и 11 класса слоговой структуры - четырехсложные слова из открытых слогов и со стечением согласных. При этом, искажались не все слова, а только некоторые. Нарушения слоговой структуры могут наблюдаться и при задержке речевого развития, но при моторной ала-лии они обусловлены расстройством моторного уровня деятельности, нарушением речедвигатель-ного ритма. Со словами сложной слоговой структуры справился только один ребенок, но при повторе слов за взрослым.
В результате исследования у всех детей со средним уровнем наиболее характерными и частыми ошибками были элизии и персеверации. Дети добавляли в слова со стечением согласных слогообразующий гласный для того, чтобы упростить произношение слова. Так же отмечено, что у всех детей была нарушена не только слоговая структура слова, но и изменен звуковой их состав. Встречались замены звуков и сокращения стечения согласных. Искажение звукопроизношения не оценивалось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного констатирующего эксперимента у детей 5 лет с моторной ала-лией преобладает средний уровень сформирован-ности слоговой структуры, и ошибки начинаются уже с пятого класса слоговой структуры (По А.К. Марковой), однако, носят эпизодический характер. Анализ полученных данных состояния слоговой структуры слова у детей с моторной алалией показал, что наиболее характерными ошибками явились: сокращения слогов; уподобления слогов; добавление слогов; перестановки; сокращения стечений гласных. Наиболее частыми ошибками нарушений структуры слова для детей с моторной ала-лией - упрощения слогов, опускания слогов и звуков и уподобления слогов и звуков, так же встречались персеверации и антиципации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики / М.Ю. Бобылова, А.А. Капустина [и др.]. - Текст : непосредственный // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - Т. 4. - С. 32-42.
2. Волкова Л.С. Логопедия : учебник / Л.С. Волкова. - Москва : Владос, 2009. - 703 с. - Текст : непосредственный.
3. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И. Жинкин. - Текст : непосредственный // Советская педагогика. - 1954. - № 6. - С. 5-14.
4. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений : монография / А.Н. Гвоздев. -Москва : КомКнига, 2005. - 320 с. - Текст : непосредственный.
5. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией : учебное пособие / А.К. Маркова ; под ред. Р.Е. Левиной. - Москва : Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи, 1961. - 148 с. -Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Bobylova M.Ju., et al. Motornaja i sensornaja alalija: slozhnosti diagnostiki [Motor and sensory alalia: diagnostic difficulties]. Russkij zhurnal detskoj nevrologii [Russian journal of child neurology], 2017, vol. 4, pp. 32-42.
2. Volkova L.S. Logopedija: uchebnik [Speech therapy]. Moscow: Vlados, 2009. 703 p.
3. Zhinkin N.I. K voprosu o razvitii rechi u detej [On the development of speech in children]. Sovetskajapedagogika [Soviet pedagogy], 1954, no. 6, pp. 5-14.
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021
ПЕДАГОГИКА
4. Gvozdev A.N. Ot pervyh slov do pervogo klassa. Dnevnik nauchnyh nabljudenij: monografija [From the first words to the first grade. Diary of Scientific Observations]. Moscow: KomKniga, 2005. 320 p.
5. Markova A.K. Osobennosti usvoenija slogovoj struktury slova u detej, stradajushhih alaliej: uchebnoe posobie [Features of mastering the syllable structure of the word in children suffering from alalia]. In R.E. Levinoj (ed.). Moscow: Shkola dlja detej s tjazhelymi narushenijami rechi, 1961. 148 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
А.А Белякова, бакалавр, 4 курс, 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3535-7080.
А.И. Березенцева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3465-7396.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
A.A. Belyakova, 4th year Undergraduate Student, field of training - 44.04.03 Special (defectological) Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3535-7080.
A.I. Berezentseva, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Developmental Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-00033465-7396.
УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_38
Людмила Васильевна Большанина г. Новосибирск
Педагогическое условие формирования опыта коммуникативного поведения будущих педагогов: обогащение компонентов образовательной среды
В статье рассматривается одно из педагогических условий по формированию опыта коммуникативного поведения у будущих педагогов. Представлены различные подходы к трактовке понятий «педагогические условия» и «образовательная среда». Образовательная среда представлена двумя компонентами: обогащение содержания образования и методы активного обучения (кейс-технология, метод проектов, дискуссия, «мозговая атака» или «жужжащие группы»). Разработана динамическая программа дисциплины по выбору, представленная тремя модулями (ориентирующий, обучающий, рефлексивный), которые реализуются при помощи пяти блоков (содержательный, метаинфор-мационный, демонстрационный, коммуникативный, оценочный). Данное педагогическое условие реализовано в образовательном процессе Новосибирского государственного педагогического университета Института детства.
Ключевые слова: образовательная среда, педагогические условия, коммуникация, методы активного обучения, дискурс, опыт коммуникативного поведения.
Lyudmila Vasilyevna Bolshanina
Novosibirsk
Pedagogical condition for the formation of communicative behavior experience of future teachers: enrichment of the components of the educational environment
The article considers one of the pedagogical conditions for the formation of the communicative behavior experience among future teachers. Various approaches to the interpretation of the concepts of "pedagogical conditions" and "educational environment" are presented. The educational environment is represented by two components: enrichment of the education and methods of active learning content (case technology, project method, discussion, "brain attack" or "buzzing groups"). A dynamic elective discipline program has been developed, represented by three modules (orientation, training, reflexive) which are implemented using five blocks (informative, meta-informational, demonstration, communicative, evaluative). This pedagogical condition is implemented in the educational process of the Novosibirsk State Pedagogical University, the Institute of Childhood.
Keywords: educational environment, pedagogical conditions, communication, methods of active learning, discourse, experience of communicative behavior.
В современных социокультурных условиях становится актуальной проблема повышения качества подготовки будущих педагогов в высшем учебном заведении.
К системе образования предъявляются новые требования - формирование конкурентоспособной и компетентной личности. В связи с этим, задачей педагогических вузов становится - подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности [1]. Считаем, что поиск подходов к
38
определению условий способствует раскрытию авторского видения изучаемого явления, его взаимосвязей и взаимодействий в целостном образовательном процессе.
Рассмотрим понятие «педагогические условия» в контент-анализе разных авторов, представленное в таблице 1.
Из представленного анализа, мы видим, что авторы берут за основу различные признаки. Так, например, внешние объекты образовательной
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021