PEDAGOGICAL SCIENCES
5. Koncepcija razvitija matematicheskogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii: utv. rasporjazheniem Pravitel'stva Ros. Federacii ot 24 dekabrja 2013 g. N 2506-r [Elektronnyi resurs] [The concept of development of mathematical education in the Russian Federation]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/ (Accessed 12.05.2020).
6. Malyshev B.V., Voroncov A.A. Rabochaja tetrad' kak didakticheskoe sredstvo obuchenija [Elektronnyi resurs] [Workbook as a didactic teaching tool]. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik [European Student Scientific Journal], 2016, no. 3-1. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14731 (Accessed 12.05.2020).
7. Strategija razvitija otrasli informacionnyh tehnologij v Rossijskoj Federacii na 2014-2020 gody i na perspektivu do 2025 goda: utv. rasporjazheniem Pravitel'stva Ros. Federacii ot 1 nojabrja 2013 g. N 2036-r [Elektronnyi resurs] [The development strategy of the information technology industry in the Russian Federation for 2014-2020 and for the future until 2025]. URL: https://base.garant.ru/70498122/ (Accessed 12.05.2020).
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija: utv. prikazom Min-va obrazovanija i nauki Ros. Federacii ot 17 dekabrja 2010 g. N 1897 [Elektronnyi resurs] [Learning Standard of secondaryEduca-tion]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (Accessed 12.05.2020).
9. Hudzhina M.V. Jelementy teorii mul'tiplikativnogo integrala v kurse matematiki pedvuza. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Elements of the theory of multiplicative integral in the course of mathematics of a pedagogical university. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 2003. 22 p.
10. Hudzhina M.V., Muradova S.R. Matematicheskij kruzhok kak sredstvo povyshenija urovnja matematicheskoj podgo-tovki i razvitija intellektual'nyh kachestv lichnosti shkol'nika [Mathematical club as a means of increasing the level of mathematical preparation and the development of intellectual qualities of a student's personality]. Nikiforova A.A. (ed.) Tradicii i innovacii v obrazovatel'nom prostranstve Rossii: materialy VII Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Nizhnevartovsk, 21 apr. 2018 g.) [Traditions and innovations in Education of Russia]. Nizhnevartovsk: izd-vo Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo uni-versiteta, 2018, pp. 40-43.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Э.С. Мустафаева, магистрант 1 курса направления Педагогическое образование (Математика в профильном образовании), ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8142-5366.
П.В. Жигалова, студент 3 курса направления Педагогическое образование (Математика), ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск, Россия, e-mail: [email protected].
С.А. Клендершикова, студент 3 курса направления Педагогическое образование (Математика), ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск, Россия, e-mail: [email protected].
М.В. Худжина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математического образования, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2314-4408.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
E.S. Mustafaeva, 1st-year Undergraduate in Pedagogical Education (Mathematics in Specialized Education), Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8142-5366.
P.V. Zhigalova, 3rd-year Student of the direction in Pedagogical Education (Mathematics), Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia, e-mail: [email protected].
S.A. Klendershikova, 3-year student of the direction Pedagogical education (Mathematics), Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia, e-mail: [email protected].
M.V. Khudzhina, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical and Mathematical Education, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2314-4408.
УДК 376
Екатерина Александровна Незговорова
г. Тюмень Татьяна Винальевна Сазанова
г. Тюмень
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией
Искажение слоговой структуры слова у детей с моторной алалией встречается очень часто и требует специальной коррекционной работы. В статье рассматриваются теоретические аспекты коррекции моторной алалии и направления коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова при данном нарушении.
Исследования таких авторов, как З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.В. Серебрякова, Т.А. Титова, показывают, что искажение слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи - это очень сложное расстройство. Данное нарушение проявляется следующим образом: фонематические нарушения, замены, пропуски, перестановки, повторения звуков и слогов, упрощения групп согласных. Все это говорит о том, что для преодоления нарушения слоговой структуры слова необходима целенаправленная и индивидуальная коррекционная работа.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020
149
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель исследования - диагностировать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Научная новизна: коррекционная работа, построенная на основе учета особенностей процесса усвоения материала, у детей дошкольного возраста с моторной алалией, показала свою эффективность.
Практическая значимость: для детей с моторной алалией адаптирована авторская методика З.Е. Агранович по коррекции слоговой структуры слова, применение которой показало положительные результаты. Разработаны методические рекомендации, использование которых в логопедическом процессе будет способствовать более успешной коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей.
Ключевые слова: моторная алалия, слоговая структура слова, общее недоразвитие речи (ОНР).
Ekaterina Aleksandrovna Nezgovorova Tyumen Tatiana Vinalievna Sazanova
Tyumen
The formation of the syllable structure of the preschool children with alalia motoria
Children who suffer from alalia motoria often have the distortion of the syllable structure, which requires special correction work. The article considers theoretic aspects of alalia motoria correction and ways of the correction work on formation of the syllable structure during this disease.
Researches by authors such as Z.E. Agranovich, G.V. Babina, R.E. Levina, A.K. Markova, E.M. Mastyukova, N.S. Zhukova, G.V. Chirkina, T.B. Filicheva, N.V. Serebryakova, T.A. Titova, show that the distortion of the syllabic structure of the word in children with a delayed speech development is a very complex disorder. This speech disorder manifests itself as follows: phonemic impairments, replacements, passes, permutations, repetition of the syllables and sounds, simplification of the consonant groups. All this suggests that in order to overcome the violation of the syllabic structure of the word, purposeful and individual corrective work is necessary.
The purpose of the research is to diagnose, to prove in theory and to verify the effectiveness of the correction work on the formation of the syllable structure of the word in preschool children, who suffer from the alalia motoria, experimentally.
Scientific novelty is a correctional work, built on the basis of accounting specificities of cognitive capabilities in preschool children with motor alalia, has shown its effectiveness.
Practical significance: Z.E.Agranovich authorial methodology for correction of the word syllable structure was adapted for children with alalia motoria and has shown its success. Methodological recommendations using which in speech therapy process contributes to improve the disease correction of the word syllable structure.
Keywords: alalia motoria; word syllable structure; speech underdevelopment.
Нарушения в развитии речи являются самыми распространенными среди нарушений у детей дошкольного возраста. Одним из клинических диагнозов при ОНР является алалия, которая характеризуется «отсутствием или недоразвитием речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка» [ 3, С 327]. Характерные признаки алалии: недоразвитие фонематической, морфологической и синтаксической сторон речевой системы. Аграмматизмы, сложности в отборе фонем, нарушения слоговой структуры, трудности в установлении порядка слов в предложении [2]. Дети с моторной алалии характеризуются не активны в речи. Мимика и
Сбор анамнеза детей, входящих
жесты для ребенка выступают в качестве компенсаторной формы в процессе коммуникации детей с окружающими. Маркова А.К. указывала, что «в структуре нарушения алалии тесно будут переплетаться нарушения звукослоговой структуры слова. Целесообразно работать параллельно, как над звуковой структурой слова, так и над слоговой структурой слова» [5, С 169].
В эксперименте приняли участие 5 детей в возрасте 5-5,5 лет с заключением - «Моторная алалия, общее недоразвитие речи II уровня» с нормальным слухом и сохранным интеллектом. При изучении анамнеза исследуемых детей были обнаружены вредные факторы перинатального периода (см. Табл. 1).
Таблица 1.
в экспериментальную группу
Ребенок Анамнез
1 Последствия ППЦНС - асфиксия (на основании выписки невролога).
2 Последствия ППЦНС (на основании выписки невролога). Был сильный токсикоз в 1 половине беременности (со слов матери).
3 Последствия ППЦНС (на основании выписки невролога). Во время беременности мать принимала антибиотики (со слов матери).
4 Последствия ППЦНС (из выписки невролога). В 6 месяцев переболел бронхитом, затем часто и долго начал болеть простудными заболеваниями (со слов матери).
5 Последствия ППЦНС - асфиксия (на основании выписки невролога).
150
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020
ISSN 2542-0291
PEDAGOGICAL SCIENCES
В основу обследования слоговой структуры слов положена методика А.К. Марковой, которая предлагает: «изучать у детей произношение слов с различной слоговой в зависимости от их возрастающей сложности» [4, С. 16]. Оценка выполнения была
Сводная таблица резу
в баллах: 3 балла - правильное выполнение задания, без ошибок (высокий уровень); 2 балла - ребенок допустил 1 ошибку (средний уровень); 0-1 балл - 2 и более ошибок (низкий уровень). Сводная таблица результатов исследования представлена в таблице 2.
Таблица 2.
[ьтатов исследования
Класс/ Баллы
ребенок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Средний показатель
1 3 2 3 2 2 1 1 1 1 0 2 1 1 0 1,4
2 2 2 1 1 1 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0,6
3 2 1 3 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0,6
4 2 2 3 2 1 1 1 0 1 0 1 1 0 0 1
5 2 1 3 1 1 1 1 0 0 0 1 1 0 0 0,8
Исследование показало, что у 100% детей экспериментальной группы оказался низкий уровень сформированности слоговой структуры речи. Легче всего для произношения оказались односложные и двусложные слова. Произношение слов более сложной слоговой конструкции вызвали значительные трудности.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, было предложено содержание коррек-ционно-развивающей работы. Занятия с детьми экспериментальной группы проводились в течение восьми месяцев (сентябрь 2019 - апрель 2020 г.) два раза в неделю. Ведущими методами работы были: наглядные (демонстрация), словесные (беседа), практические (упражнения в игровых формах). Цель формирующего эксперимента - формирование слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией. На основании методики З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению наруше-
Таблица результ
ний слоговой структуры слов у детей» [1] был предложен вариант коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией при ОНР II уровня.
После проведения формирующего эксперимента мы повторно обследовали всех дошкольников, участвовавших в констатирующем эксперименте. Исследование проводилось с использованием той же методики, которая использовалась на этапе констатирующего эксперимента. Оценка выполнения была в баллах: 3 балла - правильное выполнение задания, без ошибок (высокий уровень); 2 балла - ребенок допустил 1 ошибку (средний уровень); 0-1 балл - 2 и более ошибок (низкий уровень). Результата исследования представлены в таблице 3.
В таблице 4 представлены сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Таблица 3.
ов исследования
Класс/ ребенок Баллы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Средний показатель
1 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 1 2,7
2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 2 2,8
3 3 3 3 3 3 2 3 3 2 3 2 3 3 1 2,6
4 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 1 3 2 2,7
5 3 3 3 3 3 3 2 3 3 2 3 3 1 2 2,6
Таблица 4.
Сравнительная таблица результатов констатирующего и контрольного экспериментов
Общий балл Общий балл Общий уровень Общий уровень
Дети (констатирующий (контрольный (констатирующий (контрольный
этап) этап) этап) этап)
1 1,4 2,7 Низкий Средний
2 0,6 2,8 Низкий Средний
3 0,6 2,6 Низкий Средний
4 1 2,7 Низкий Средний
5 0,8 2,6 Низкий Средний
Сред. показ. 0,8 2,6 Низкий Средний
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020
151
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
На основании этих показателей можем отметить, что существует позитивная динамика формирования слоговой структуры слова после проведения формирующего эксперимента. При сравнении результатов констатирующего и контрольного экспериментов, подтверждается гипотеза экспериментального исследования: коррекция нарушения слоговой структуры слова будет эффективной, если
логопедическую работу строить с учетом особенности процесса усвоения материала у детей дошкольного возраста с моторной алалией. Можно сделать вывод, что представленную коррекцион-ную программу можно признать эффективной, но для достижения лучшего результата работа по этой программе должна продолжаться далее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] / З.Е. Агранович. - СПб. : Детство-Пресс, 2004. - 48 с.
2. Гутник, Е.П. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией [Электронный ресурс] / Е.П. Гутник // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). - Самара : АСГАРД, 2017. - С. 113-118. - Режим доступа: https://moluch.ru/contfped/archive/212/n944/. - 15.06.2020.
3. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 680 с.
4. Маркова, А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией [Текст] / А.К. Маркова // Специальная школа. - 1961. - № 3. - С. 12-26.
5. Матвиенко, Е.Н. Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией [Текст] / Е.Н. Матвиенко, О.Д. Минаева // Молодой ученый. - 2017. - № 26 (160). - С. 169-170. -Режим доступа: https://moluch.ru/archive/160/44987/. - 15.06.2020.
REFERENCES
1. Agranovich, Z.E. Logopedicheskaja rabota po preodoleniju narushenij slogovoj struktury slov u detej [Speech therapy work to overcome disorders of the wordsyllabic structure in children]. St. Petersburg: Detstvo-Press, 2004. 48 p.
2. Gutnik E.P. Kliniko-psihologo-pedagogicheskaja harakteristika detej s alaliej [Elektronnyi resurs] [Clinical, psychological and pedagogical characteristics of children with alalia]. Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy X Mezhdunar. nauch. konf. (g. Samara, mart 2017 g.). [Urgent issues of modern pedagogy]. Samara: ASGARD, 2017, pp. 113118. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11944/ (Accessed 15.06.2020).
3. In Volkovoj L.S. (eds.) Logopedija: uchebnik dlja studentov defektol. fak. ped. vuzov [SpeechTherapy]. Moscow: VLADOS, 2008. 680 p.
4. Markova A.K. Nedostatki proiznoshenija slogovoj struktury slova u detej, stradajushhih alaliej [Disadvantages of pronunciation of the syllabic structure of the word in children suffering from alalia]. Special'naja shkola [SpecialSchool], 1961, no. 3, pp. 12-26.
5. Matvienko E.N., Minaeva O.D. Osnovnye napravlenija korrekcionno-pedagogicheskoj raboty so starshimi doshkol'ni-kami s motornoj alaliej [The main directions of correctional and pedagogical work with senior preschoolers with motor alalia]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2017, no. 26 (160), pp. 169-170. URL: https://moluch.ru/archive/160/44987/ (Accessed 15.06.2020).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Е.А. Незговорова, студент, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4245-4601.
Т.В. Сазанова, кандидат биологических наук, доцент, кафедра возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2825-9749.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
E.A. Nezgovorova, Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 00000003-4245-4601.
T.V. Sazanova, Ph. D. in Biology, Associated Professor of the Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2825-9749.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 152_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-U291