Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-06/ Дата публикации: 1.01.2016
ÄT 44-48. Э. в. Шарапова
Инновационные методы развития слоговой структуры слова у детей в дошкольном образовательном учреждении
В данной работе представлены результаты многолетнего педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста по формированию и развитию слоговой структуры слова. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии. Представлены общие и специфические причины речевых нарушений и факторы позднего формирования слоговой структуры слова у детей. Приведена комплексная психолого-педагогическая характеристика детей с расстройством слоговой структуры слова. Сделан критический анализ обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в типовой структуре. Обосновано использование инновационных методов и форм работы с детьми детского сада, прежде всего, связанное с наличием обширной материально-технической базы. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию слоговой структуры слова у детей логопедических групп. Сделан вывод о преимуществе использования инновационных методов и приемов в работе дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: дети, дошкольное образовательное учреждение, развитие слоговой структуры слова, инновационные методы
Perspectives of Science & Education. 2015. 6 (18)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-06/ Accepted: 8 November 2015 Published: 1 January 2016 No. 6 (18). pp. 44-48.
E. V. Sharapova
Innovative methods of the syllabic word structure development of the children in a pre-school education institution
In this paper the results of great pedagogical experience in the work with pre-school children at the syllabic word structure formation and development is presented. The thematic justification of the work in this problematic field is based on the fact that the insufficient correction degree of the phonological pathology during the pre-school age can later lead to schoolchildren having dysgraphia due to the disturbance in the linguistic analysis and synthesis of words and phonemic dyslexia. General and specific reasons for the speech disorders as well as the factors responsible for the children's late syllabic word structure formation are thoroughly studied in this text. The article also encompasses a complex psychological and pedagogical characterization of children having syllabic word structure disorders. The work presents a critical analysis of the process of education of pre-school children having general speech underdevelopment in the typical structure. The usage of innovative methods and forms of work with pre-school children especially connected with the presence of vast material and technical resources is being validated. The results of the experimental work aimed at the syllabic word structure formation of the children belonging to the logopedic groups are also presented in the article. The conclusion about the advantage of using innovative methods and techniques in the work of a pre-school education institution is made.
Keywords: preschool children, pre-school education institution, syllabic word structure development, innovative methods
Актуальность исследования
В настоящее время ученые, педагоги свидетельствуют о том, что численность детей с речевыми нарушениями увеличивается с каждым годом. Данные статистических исследований подтверждают данный факт. Актуальность представленного исследования обусловлена формирующимися в настоящее время во многих странах инновационными подходами и направлениями для оптимизации образовательного процесса, создания новых, эффективных технологий для развития возможностей детей с различными патологиями.
Дошкольные учреждения в системе образовательных учреждений Российской Федерации несут в себе функцию обучения, воспитания и развития детей от полутора до семи лет. Наряду с детьми с нормальным развитием, в дошкольных учреждениях получают образование дети с различными нарушениями речи. Одним из таких нарушений является общее недоразвитие речи, которое зачастую сопровождается нарушением слоговой структуры слова.
Целью настоящей работы является оптимизация дошкольного образования посредством включения инновационных методов в традиционную систему развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Анализ источников
Анализ источников показал, что проблеме формирования и развития слоговой структуры слова в дошкольном возрасте посвятили свои работы ряд ученых и педагогов-практиков: З.Е. Агранович, Н.Г. Алтухова, С.Е. Большакова, Н.Г. Борисенко, Л.С. Ванюкова, Э.И. Вологдин, Т.И. Гризик, Н.В. Курдвановская, Н.А. Лукина, А.К. Маркова и многие другие.
В словаре лингвистических терминов структура слова рассматривается в совокупности основных свойств: свободного употребления морфемной членимости (основы и аффиксов) и морфемной членимостью (включением слова категорию, парадигму, в словообразовательный ряд) [6, с. 56].
Для анализа слоговой структуры Л.Л. Касаткин рекомендует проводить ряд сложных лингвистических манипуляций: привести фонетическую транскрипцию слова, обозначив слоговые согласные и неслоговые гласные; построить волну сонорности слова; под буквами транскрипции цифрами обозначить степень сонорности звука; на транскрипции вертикальными линиями обозначить слогоразделы; пронумеровать слоги и дать их характеристику по первому и последнему слоговому или неслоговому звуку [6, с. 57]. Сложность анализа слоговой структуры слова указывает на сложность его усвоения, особенно в детском возрасте.
Ряд ученых: А. Н. Гвоздев, Б. Киттерман, И. А. Сикорский, Н. Н. Швачкин, в своих работах указывают на необходимость, наряду с усвоением отдельных звуков слова, выделять в речи процесс усвоения слоговой структуры слова.
Знаменитый российский лингвист и исследователь детской речи А. Н. Гвоздев отмечал, что при овладении слоговой структурой слова ребенок научается воспроизводить сложные слоги, слова в порядке их сравнительной силы. Выделив последовательность овладения слоговой структурой слова в детском возрасте, автор писал: «...сначала из всего слова передаётся ударный слог, затем, первый предударный, далее, слабые предударные слоги» [4, с. 102].
Однако, многогранные исследования формирования и развития слоговой структуры слова в дошкольном возрасте, недостаточно освещают использование инновационных методов в дошкольных образовательных учреждениях.
Причины несформированности слоговой
структуры слова
С причинами несформированности, или позднего формирования слоговой структуры слова у детей, связаны различные факторы. Среди них выделяются как общие причины речевых нарушений, так и специфические. Среди общих причин можно выделить:
• внутриутробную патологию (тяжелый токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору);
• патологию, возникшую во время родов (родовая травма, асфиксия);
• различные вирусные, инфекционные, соматические заболевания, связанные с первыми месяцами и годами жизни ребенка;
• неблагоприятные влияния окружающей среды;
• генетические факторы.
Специфическими причинами нарушения слоговой структуры слова у детей являются:
• заболевания ребенка, связанные с нарушением слуха;
• недоразвитие фонематического слуха;
• недостаточность речевого окружения, когда близкие ребенку люди не следят за своей речью, «проглатывают» звуки и слоги, говорят патологически быстро или медленно;
• дефективность речевого окружения, когда члены ближайшего ребенку микросоциума имеют сходные дефекты речи.
Общая характеристика детей с расстройством слоговой структуры слова
Дети с расстройством слоговой структуры слова характеризуются раздражительностью,
повышенной возбудимостью, двигательной рас-торможенностью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения. Они быстро устают; плохо переносят перепады погодных условий, холод, жару, духоту; сложно реагируют на смену обстановки, езду в транспорте, долгое качание на качелях и пр. Сопутствующими факторами являются несформированность общей и меткой моторики, недостаточное развитие двигательных качеств, неустойчивость внимания, снижение работоспособности, познавательной и речевой активности. У детей с нарушением слоговой структуры слова оказываются несфор-мированными коммуникативная, когнитивная, регулирующая функции речи; затруднен процесс овладения различными компонентами языковой системы. Зачастую психологи наблюдают замедление формирования произвольной регуляции поведения и деятельности.
Данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.
Коррекция слоговой структуры слова в дошкольном возрасте
Данные научных исследований и собственный многолетний опыт указывают на то, что в группе детей с нарушением слоговой структуры слова возможно добиться достаточно высоких результатов при своевременно начатой коррек-ционной логопедической работе, комплексном воздействии специалистов дошкольного учреждения, включении в образовательный процесс новых перспективных методов и приемов.
Коррекция слоговой структуры слова является одной из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.
Исследования А.К.Марковой об особенностях усвоения слоговой структуры слова детьми, страдающими алалией показывают, что речь детей изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова, которые сохраняются даже в отраженной речи. Эти отклонения носят характер той или иной деформации правильного звучания слова, отражающей трудности воспроизведения слоговой структуры. Из этого следует, что в случаях речевой патологии возрастные нарушения к трём годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Ребёнок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношение отдельных звуков. Поэтому необходимо долгий процесс стихийного формирования слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению [8].
_Описание эксперимента
Экспериментальное исследование проходило в НДОУ детский сад № 75 РЖД г. Орла. Длительный педагогический опыт работы позволил сформировать в данном учреждении обширную материальную базу по формированию слоговой структуры, в которую вошли инновационные методы и формы работы с детьми по данному направлению.
Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в типовой структуре делится на 3 периода. Работа по формированию слоговой структуры слова на всех трех этапах проводится фронтально, как часть общего занятия, индивидуально, как часть занятия по звукопроизношению. Большое внимание уделяется структурированию речевого материала с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Так, например, если в произношении отсутствует какой-либо звук, все слова с данным звуком опускаются. Особенностью работы по формированию слоговой структуры слова у детей в дошкольном возрасте является многократное повторение речевого материала.
Целью исследования послужили разработка и экспериментальная проверка программы развития слоговой структуры слова у детей в дошкольном образовательном учреждении с использованием инновационных методов.
Руководство дошкольного учреждения приветствует использование инновационных форм в педагогической деятельности. Одной из инноваций стало инклюзивное обучение детей с легкими формами физических и соматических нарушений совместно с детьми, имеющими нормальное развитие [5, 10].
Использование инновационных методов и форм работы с детьми детского сада, прежде
всего, связано с наличием обширной материально-технической базы в данном образовательном учреждении. Это компьютерное оснащение, использование интерактивных методов и форм в индивидуальной работе, специальная программа, адаптированная к обучению детей с нарушением слоговой структуры слова, учебно-методические пособия, индивидуальные тетради и карточки для детей.
Использование интерактивного взаимодействия способствует поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, содействует более эффективному усвоению знаний всеми детьми, позволяет преподнести учебный материал игровой, интересной для всех членов группы форме.
К интерактивным методам, используемым в дошкольном возрасте и способствующим качественному усвоению материала по формированию слоговой структуры слова можно отнести:
• творческие индивидуальные и групповые упражнения для детей;
• занятия с выполнением различных заданий;
• занятия-путешествия с использованием обучающих моментов;
• интерактивные экскурсии, связанные с определенными темами;
• занятия-спектакли;
• использование на занятии интернета, видеоматериалов, наглядности.
Использование компьютера в индивидуальной работе способствует эффективному формированию слоговой структуры слова с использованием игр, игровых заданий. Интерес ребенка значительно повышается, когда ему предлагается сказать слово правильно в микрофон, и главный герой на экране хвалит его.
Индивидуальные тетради, приобретаемые детским садом для каждого ребенка с несфор-мированностью слоговой структуры слова, способствуют повышению интереса, развитию
Рис. 1. Динамика формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
внимательности и наблюдательности, более качественному выполнению заданий. Ребенок старается выполнить и произнести лучше, чем товарищ: наблюдается соревновательный момент.
Для успешной работы детей, в группах и в и других помещениях дошкольного учреждения была создана комфортная обстановка: удобная и соответствующая возрасту мебель, игровые и наглядные пособия.
На занятиях по формированию слоговой структуры слова часто используются карточки для самостоятельной индивидуальной работы. Набор карточек по разнообразным темам присутствует в индивидуальной папке каждого ребенка. Они удобны и малы по размеру. Задания, выполняемые с данными карточками, разнообразны: «Разложи по домикам» (выделение односложных, двусложных и трехсложных форм), «Произнеси правильно», «Исправь ошибку», «Что перепутал Незнайка?» (выделение слова иной слоговой структуры), «Что сначала, что потом?» (работа над словообразованием) и пр.
По формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада в 2011 - 2015 годах была проведена экспериментальная работа. Экспериментальной стала группа детей, обучающихся по программе с элементами инновационных методов и форм, посещающих старшую и подготовительную группы в 2013 - 2015 годах. Контрольной считалась группа детей, посещающих дошкольное учреждение в 2011 - 2013 годах.
Для оценки результатов формирования слоговой структуры слова были определены уровни: высокий, средний, низкий. Оценка уровней осуществлялась по результатам выполнения заданий:
Повторение многосложных слов в усложняющейся последовательности: сок, Маша, простыня, сковорода и пр.
Повторение словосочетаний с многосложными словами: «Кружевной воротничок», «Милиционер остановил велосипедиста» и пр.
Воспроизведение ряда слогов в квазисловах: «Ка-ламуся», «Мукоташина» и ДР-
На констатирующем этапе эксперимента обе группы детей показали приблизительно одинаковые результаты. На контрольном этапе эксперимента дети экспериментальной группы показали более высокие результаты. Данные констатирующего и контрольного этапов представлены на рисунке 1.
I срсдмии
Обсуждение результатов
Обсуждение результатов эксперимента состоялось на педагогических советах НДОУ ДС № 75 г. Орла, заседании кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». На обсуждениях дана общая положительная оценка представленной программы, всего экспериментального исследования, в ходе которого последовательно достигнута поставленная цель, решены поставленные задачи.
Заключение
Таким образом, инновационные методы развития слоговой структуры слова у детей в дошкольном образовательном учреждении способствуют развитию познавательного интереса, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Использование инновационных методов и приемов в работе с детьми имеет несомненные преимущества, способствуя более эффективному усвоению учебного материала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб.: Детство-Пресс. 2001. 212 с.
2. Волкова Н.Н. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Студмед. 2011. № 1. URL: http://www.studmed.ru/docs/pdf (дата обращения: 10.09.2015).
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР,1961. 244 с.
4. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1981. 198 с.
5. Данкин Н. С., Шутенко А.И. Модель адаптивной образовательной среды обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2014. 6 (12). С. 27-36.
6. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Назрань: Пилигрим. 2010. 144 с.
7. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. М. :ТЦ СФЕРА, 2007. 96 с.
8. Маркова А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей страдающих алалией // Специальная школа. 1961. № 3. С. 12-26.
9. Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка. Ставрополь: СГПИ, 2010. 98 с.
10. Тимохина Т. В Инклюзивно ориентированное образование [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2014. № 5 (11). URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2014/05/pdf_140509.pdf (дата обращения: 11.09.2015).
11. Титова Т.А. К проблеме нарушения слоговой структуры слов у детей с алалией и дизартрией. Л.: Нева, 1985. 144 с.
REFERENCES
10.
11.
Agranovich Z.E. Logopedicheskaia rabota po preodoleniiu narushenii slogovoi struktury slov u detei [Speech therapy work to address violations of the syllabic structure of words in children]. Saint-Petersburg, Detstvo-Press Publ., 2001. 212 p. Volkova N.N. Forms of work on the formation of the syllabic structure of speech in children with general speech underdevelopment. Available at: http://www.studmed.ru/docs/pdf (accessed 10 September 2015).
Gvozdev A.N. Voprosy izucheniia detskoi rechi [The study of children's speech]. Moscow, APN RSFSR Publ., 1961, 244 p. Gvozdev A.N. Ot pervykh slov do pervogo klassa. Dnevnik nauchnykh nabliudenii [From the first words to the first class. The Diary of scientific observations]. Saratov, Saratov University Publ., 1981, 198 p.
Dankin N. S., Shutenko A.I. The Model adaptive educational learning environment of children with disabilities. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no 6 (12), pp. 27-36. (in Russian). Zherebilo T.V. Slovar' lingvisticheskikh terminov [Dictionary of linguistic terms]. Nazran', Piligrim Publ., 2010. 144 p. Kurdvanovskaia N.V., Vaniukova L.S. Formirovanie slogovoi struktury slova: logopedicheskie zadaniia [Formation of the syllabic structure of speech: logopedic jobs]. Moscow,TC SFERA Publ., 2007. 96 p.
Markova A.K. The Disadvantages of pronunciation syllabic structure of speech in children suffering alalia. Spetsial'naia shkola -Special school, 1961, no. 3, pp. 12-26 (in Russian).
Skripnik Ja.N., Smolenskaia T.M. Fonetika sovremennogo russkogo iazyka [The phonetics of modern Russian language]. Stavropol', SGPI Publ., 2010. 98 p.
Timohina T. V Inclusive oriented education. Available at: https://pnojournal.files.wordpress.com/2014/05/pdf_140509.pdf (accessed 11 September 2015).
Titova T.A. K probleme narusheniia slogovoi struktury slov u detei s alaliei i dizartriei [On the problem of violations of the syllabic structure of words in children with alalia and dysarthria]. Leningrad, Neva Publ., 1985. 144 p.
Информация об авторе Шарапова Эльвира Васильевна
(Россия, Орел) Учитель-логопед Детский сад № 75 ОАО «Российские железные дороги» E-mail: [email protected]
Information about the author
Sharapova Elvira Vasilievna
(Russia, Orel) Teacher-logopedist Pre-school general education institution kindergarten № 75 of Joint Stock Company "Russian Railways" E-mail: [email protected]
1
2
5
8
9