Научная статья на тему 'Особенности иппотерапии при моторной алалии'

Особенности иппотерапии при моторной алалии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1406
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ / ALALIA MOTORIA / ИППОТЕРАПИЯ / HIPPOTHERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукина Марина Валентиновна, Жулина Елена Викторовна

В статье занятия иппотерапией предлагаются как дополнительная форма решения речевых проблем, вызванных речедвигательными нарушениями при моторной алалии. Предложена методика логопедической работы формирования импрессивной речи в контексте взаимодействия «лошадь ребенок инструктор». Моторная алалия представляет особую трудность в коррекционной работе, требует длительной и комплексной работы, поэтому иппотерапевтические занятия с безречевым ребенком выступают как катализатор эффективности. Представлена методика проведения занятий, которая будет полезна инструкторам по иппотерапии, работающим с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). В условиях отсутствия методических разработок по речедвигательной активизации моторных алаликов данное исследование может представлять интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лукина Марина Валентиновна, Жулина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности иппотерапии при моторной алалии»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

The features of hippotherapy in alalia motoria Lukina M.1, Zhulina E.2 Особенности иппотерапии при моторной алалии Лукина М. В.1, Жулина Е. В.2

'Лукина Марина Валентиновна / Lukina Marina — специалист по иппотерапии, конный клуб «Три Грации. Арабские лошади», Дальнеконстантиновский район Нижегородской области, студент;

2Жулина Елена Викторовна / Zhulina Elena — кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и психологии, факультет психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье занятия иппотерапией предлагаются как дополнительная форма решения речевых проблем, вызванных речедвигательными нарушениями при моторной алалии. Предложена методика логопедической работы формирования импрессивной речи в контексте взаимодействия «лошадь - ребенок - инструктор». Моторная алалия представляет особую трудность в коррекционной работе, требует длительной и комплексной работы, поэтому иппотерапевтические занятия с безречевым ребенком выступают как катализатор эффективности. Представлена методика проведения занятий, которая будет полезна инструкторам по иппотерапии, работающим с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). В условиях отсутствия методических разработок по речедвигательной активизации моторных алаликов данное исследование может представлять интерес.

Abstract: in the article hippotherapy sessions are offered as an additional form of solutions of voice problems caused by speech-motor disorders in alalia motoria. The technique of logopedic work forming an impressive speech in the context of the interaction "horse - a child - an instructor" is presented there. Alalia motoria represents a particular challenge in remedial work; it requires a long and complex operation, so hippotherapy sessions to the speechless child act as a catalyst for efficiency. The technique of carrying out of employment will be useful for hippotherapy instructors working with children with HIA (disabilities). In the absence of methodological approaches to speech-motor activating of speechless children this study may be interesting.

Ключевые слова: моторная алалия, иппотерапия. Keywords: alalia motoria, hippotherapy.

Статистика свидетельствует о росте речевых нарушений у детей, в настоящее время по степени распространенности эта патология занимает третье место (около 20% от всех категорий отклонений, по данным Росстата за 2015 год). Как правило, нарушение речи сопутствует основному диагнозу - ДЦП, аутизму и пр. Опыт проведения иппотерапевтических занятий с такими детьми демонстрирует, что более половины из них имеют выраженные расстройства речи различной этиологии. В первую очередь, это дизартрия (как правило, сопровождает ДЦП), гораздо реже встречается заикание, мутизм, дислексия и алалия [5, с. 7].

Моторная алалия, как состояние, обусловленное очаговым недоразвитием и ранним поражением (в доречевом периоде) моторной речевой зоны больших полушарий головного мозга, представляет наибольшую трудность для коррекции с помощью иппотерапии, поскольку требует особого подхода и тщательной проработки методик воздействия. Н. Трауготт [7, т. 2, с. 57] выделяет три уровня развития речи у детей с моторной алалией:

• Ребенок владеет немногими словами, часть которых имеет характер детского лепета, часто прибегает к мимике и жестам.

• Ребенок владеет некоторым количеством слов, но слова искажены, слоги могут быть переставлены, могут отсутствовать. Появляются фразы из 2-3 слов, но часть слов заменяется мимикой, имеет место полный аграмматизм (все существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме, предлоги и союзы отсутствуют).

• Ребенок правильно формулирует короткие фразы бытового значения, но полного овладения речью еще нет, ребенок не в состоянии самостоятельно формулировать мысли в связной форме.

Чем позже начинает говорить ребенок, тем больше степень тяжести алалии [7, т. 2, с. 51]. В практике имеется опыт занятий иппотерапией с 11-летней девочкой с аутизмом, которая использовала только отдельные звуки (в основном, гласные) и жесты для построения процесса коммуникации. Развитие речи в таком позднем возрасте идет особым путем. Наиболее перспективным представляется работа с моторной алалией на первом ее этапе. Как правило, в медицинских картах и в заключениях от невролога не встретить диагноза «моторная алалия» у детей дошкольного возраста, однако показанием для включения логопедических методик в занятия иппотерапией будет диагноз «задержка речевого развития/ЗРР». Это говорит о диагностированном почти полном отсутствии речи при сохранном слухе и интеллекте.

Поскольку этот диагноз, как правило, мало знаком иппотерапевтам и они не имеют достаточной теоретической и практической базы знаний для работы с ним в силу несформированности в Российской Федерации образовательного курса, важно обратиться к научной литературе и опыту работы российских и зарубежных коллег в этой среде.

Для успешного моделирования курса занятий по иппотерапии с включением логопедических методик с ребенком, имеющим в анамнезе моторную алалию, крайне важно опросить родителей на предмет выяснения личностных особенностей будущего пациента [4]. Нередки случаи, когда ребенок, имея сохранный интеллект, замыкается в себе, демонстрирует негативизм к любым речевым заданиям и упражнениям. В таком случае лучшим решением будет избегать вначале на занятиях формулировок, начинающихся с глаголов «назови», «скажи», «повтори», чтобы не усугубить негативное отношение ребенка к любым занятиям [7, т. 2, с. 58]. Комплекс по отсутствию речи, как правило, не сформирован у детей, имеющих нарушение интеллекта.

В работе с детьми с моторной алалией важно использовать «упрощенные» имена - лучше всего, сокращенные до двух слогов, с ударением на первый. Например, представляясь, назвать не свое имя-отчество, а только краткое имя (не «Марина Валентиновна», а «Мара»), несколько раз четко повторить. Знакомя с лошадью - аналогично назвать не полную кличку, а сокращенную (не «Маэстро», а «Мася»).

В логопедической работе по развитию речи детей с моторной алалией существует раздел «Развитие понимания речи» - именно с этого рекомендуется начинать и иппотерапевту. Чтобы выяснить, насколько ребенок понимает и воспринимает речь, задаются простые вопросы, требующие устного ответа «да» или «нет» (либо жестикулирования). Задания даются следующего плана: «Где у лошадки уши?», «Покажи, где грива», «Подними руки вверх». Из ответов можно сложить впечатление об уровне развития пассивного словарного запаса (известны ли обозначения предметов (существительные), названия действий (глаголы), понимает ли значение предлогов и союзов). Это важно еще и с точки зрения работы с общей моторикой ребенка, ведь если понимание речи затруднено, необходимо сопровождать все команды предварительной демонстрацией действия, а в некоторых случаях - и совершать совместные действия, когда инструктор своими руками направляет ребенка. Отметим, что причиной возникновения сложностей с выполнением физических действий может быть не только непонимание или недопонимание речи (то есть, устных заданий), но и часто встречающееся нарушение моторного праксиса в целом (у таких детей недостаточная координация движений, несовершенство ручной моторики, неточность движений, сильно нарушена мелкая моторика) [2, с. 162].

После выяснения уровня понимания речи необходимо приступать к работе над развитием пассивного словаря и понимания речи. Лучше всего здесь подходят игры с разными предметами: «Брось желтый мяч в красное ведерко», «Надень оранжевое кольцо на левую руку».

Далее имеет смысл переходить к развитию самостоятельной речи ребенка. Цель этого блока - стимулировать ребенка говорить. Иппотерапия, как правило, сама по себе способствует повышению речевой активности, задача иппотерапевта - направить эту энергию в нужное русло [5, с. 27]. Переход от жестов и звуков к словам всегда довольно долгий и сложный, логично разделить его на несколько этапов.

1. Звукоподражание. Инструктор обращает внимание на звуки, которые издает лошадь -постоянный партнер на занятиях, которого ребенок уже достаточно хорошо изучил. «Как цокает копытами?», «Как ржет?», «Кто громче фыркает: ты или лошадь?». Далее имеет смысл отработать звукоподражание другим животным («ко-ко-ко», «га-га-га», «му-му-му»). Лучшим помощником в этом деле будут стишки из логопедических сборников и игровая форма подачи.

2. Первые слова. Во время занятий необходимо стимулировать ребенка произносить простые слова: «Дай», «На», «Лови», «Мне». Это можно делать в играх с мячом, а можно давать команды лошади, которые ребенок обязательно захочет повторить («Но!», «Стой», «Шаг»).

Отдельно нужно сказать о речи инструктора, который будет вести занятия с детьми с моторной алалией. Она должна быть правильной, громкой, очень четкой, эмоциональной и слегка замедленной. Ребенка можно и нужно постоянно просить, чтобы он смотрел на губы и следил за артикуляцией инструктора. Даже если ребенок уже самостоятельно формулирует короткие фразы, необходимо следить за правильностью его речи и постоянно расширять словарный запас - делать все это стоит в мягкой форме, используя игры и задания [4].

Хотя статистических данных в настоящий момент не собрано, из практики можно смело говорить о том, что эффект от занятий иппотерапией с детьми с моторной алалией всегда заметный и положительный. Родители отмечают, что ребенок нигде столько не говорит, сколько сидя верхом. Все это свидетельствует о том, что иппотерапия при правильной организации занятий позволяет добиваться ощутимых результатов по выходу из моторной алалии.

Литература

1. Голубева Л. П. Развитие речи неговорящих детей / Из опыта работы с неговорящими детьми. М., 1951.

2. Гришпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликах. М., 1975.

3. Гурвич П. Т. Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии // Неврология и психиатрия. № 8, 1997.

4. Куприян В. Рекомендации по проведению занятий вспомогательно-педагогической верховой езды (иппотерапии) / Пер. с нем. (ксерокопия).

5. Опыт работы детского реабилитационного центра «Солнечный мир». Пособие по организации реабилитационных центров с опорой на иппотерапию. М., 2002.

6. Роберт Н. С. Иппотерапия / Энциклопедия традиционной медицины. Направления. Методики. Практики.// Сост. И. М. Минеев М., 2002.

7. Трауготт Н. Н. Хрестоматия по логопедии. / Извлечения из текстов: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт.Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.

Modern innovative technologies of the correction optical dysgraphia

younger students Borisova Yu.1, Zhulina E.2 Современные инновационные технологии коррекции оптической дисграфии младших школьников Борисова Ю. В.1, Жулина Е. Н.2

'Борисова Юлия Викторовна / Borisova Yulya — студент магистратуры; 2Жулина Елена Викторовна / Zhulina Elena - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и психологии, факультет психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье анализируется система помощи детям младшего школьного возраста с недостатками развития письменной речи в форме оптической дисграфии, а также раскрываются возможности применения инновационных технологий коррекции оптической дисграфии младших школьников. Целью данной статьи является освещение конкретного примера применения инновационной технологии, способствующей коррекции нарушения речи в виде оптической дисграфии. Автором представлены преимущества и развивающий потенциал использования такой инновационной технологии, как интерактивная доска. Abstract: the article analyzes the system of care for children of primary school age with disabilities written speech in the form of optical dysgraphia, as well as describes the possibility of application of innovative technologies correction of optical dysgraphia younger students. The purpose of this article is to highlight a specific example of the application of innovative technologies that contribute to the correction of speech disorders in the form of optical dysgraphia. The author presents the advantages and developmental potential use of such innovative technologies as the interactive whiteboard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.