Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ'

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
676
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛАЛИЯ / МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ / СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА / СЛОГ / НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Валиуллина Нурзиля Равилевна, Бабикова Анна Валерьевна

Одним из частых нарушения у детей дошкольного возраста являются нарушения речи. Одной из самых тяжелых исследователями считается алалия, для которой характерны нарушения слоговой структуры слова. В статье рассматриваются понятия: «алалия», «моторная алалия», «слоговая структура». Исследования таких авторов, как А.Н. Гвоздев, Г.В. Бабина, А.К. Маркова, дают понять, как сильно влияет на речь детей искажения структуры слогов и какие последствия могут вытекать из этого. Также в статье описаны онтогенез развития слоговой структуры у детей в норме, классификацию слоговых структур, рассмотрены особенности слоговой структуры слов у детей с моторной алалией, а также типа нарушений. В статье изложение теоретического материала через изучение психолого-педагогической литературы на заявленную тему. Проблемой изучения будет являться уровень несформированности слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией. Цель исследования - изучение особенностей развития слоговой структуры у дошкольников с моторной алалией, путем анализа психолого-педагогической литературы на данную тему. Практическая значимость: теоретическая систематизированная информация, которая может быть применена на научно-практических семинарах в высших учебных заведениях, при написании курсовых работ по проектно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Валиуллина Нурзиля Равилевна, Бабикова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE PECULIARITIES OF THE WORDS SYLLABLE STRUCTURE OF CHILDREN WITH MOTOR ALALIA

One of the most common disorders in preschool children is speech disorders. Alalia is recognized as one of the most difficult researchers which is characterized by violations in the word syllable structure. The article discusses the concepts: “alalia”, “motor alalia”, “syllabic structure”. Research by such authors as A.N. Gvozdev, G.V. Babina, A.K. Markova make it clear how strongly distortions of the syllable structure affect the speech of children and what consequences may follow from this. The article also describes the ontogeny of the syllabic structure development in children in normal conditions, the classification of syllable structures, the features of the word syllable structure in children with motor alalia as well as the type of disorders are considered. The author presents theoretical material through the study of psychological and pedagogical literature on the stated theme. The problem of the study will be the level of unformed word syllabic structure in preschoolers with motor alalia. The purpose of the research is to study the peculiarities of the syllabic structure development in preschoolers with motor alalia by analyzing the psychological and pedagogical literature on this theme. Practical significance: theoretical systematized information that can be applied at scientific and practical seminars in higher educational institutions when writing term papers on design and research activities.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»

6. Травова, М.К. О содержании профессиональных компетенций менеджера / М.К. Травова. - Текст : непосредственный // Преподаватель XXI век. - 2008. - № 1. - С. 50-53.

7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской. - Текст : непосредственный // Ученик в обновляющейся школе : сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - Москва : ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.

8. Шубкина, О.Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технических направлений подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / О.Ю. Шубкина. - Красноярск, 2016. - 24 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Bol'shanina L.V., Michurina E.S. Pedagogicheskaja model' razvitija kommunikativnoj kompetencii budushhih peda-gogov v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo vuza [A pedagogical model of the development of the communicative competence of future teachers in the educational space of a pedagogical university]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2019, no. 3 (35), pp. 7-14.

2. Koshevaja O.G. Razvitie social'nyh kompetencij kadetov v obrazovatel'nom processe. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Development of social competencies of cadets in the educational process. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Kemerovo, 2020. 24 p.

3. Najn A.Ja. O metodologicheskom apparate dissertacionnyh issledovanij [On the methodological apparatus of dissertation research]. Pedagogika [Pedagogy], 1995, no. 5, pp. 44-49.

4. Preobrazhenskaja I.V. Pedagogicheskie uslovija ocenki sformirovannosti kompetencij [Pedagogical conditions for assessing the formation of competencies]. Obrazovanie i obrazovannyj chelovek v XXI v. [Education and educated person in the 21st century], 2013, no. 4, pp. 15-19.

5. Slobodchikov V.I., Gromyko Ju.V. Rossijskoe obrazovanie: perspektivy razvitija [Russian education: development prospects]. Direktor shkoly [Schooldirector], 2000, no. 2, pp. 4-7.

6. Travova M.K. O soderzhanii professional'nyh kompetencij menedzhera [About the content of professional competencies of a manager]. Prepodavatel'XXIvek [Teacher 21st century], 2008, no. 1, pp. 50-53.

7. Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovanija [Key competencies as a component of the personality-oriented paradigm of education]. In Dika Ju.I. (eds.) Uchenik v obnovljajushhejsja shkole: sb. nauch. tr. [A student in a renovating school]. Moscow: IOSO RAO, 2002, pp. 135-157.

8. Shubkina O.Ju. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti studentov tehnicheskih napravlenij podgotovki. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of communicative competence of students in technical areas of training. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Krasnojarsk, 2016. 24 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Л.В. Большанина, ст. преподаватель кафедры логопедии и детской речи Института детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8527-0664. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

L.V. Bolshanina, Senior Lecturer, Department of Speech Therapy and Children's Speech of the Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8527-0664.

УДК 376.37 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_41

Нурзиля Равилевна Валиуллина, Анна Валерьевна Бабикова

г. Тюмень

Изучение особенностей слоговой структуры слов детей с моторной алалией

Одним из частых нарушения у детей дошкольного возраста являются нарушения речи. Одной из самых тяжелых исследователями считается алалия, для которой характерны нарушения слоговой структуры слова.

В статье рассматриваются понятия: «алалия», «моторная алалия», «слоговая структура». Исследования таких авторов, как А.Н. Гвоздев, Г.В. Бабина, А.К. Маркова, дают понять, как сильно влияет на речь детей искажения структуры слогов и какие последствия могут вытекать из этого.

Также в статье описаны онтогенез развития слоговой структуры у детей в норме, классификацию слоговых структур, рассмотрены особенности слоговой структуры слов у детей с моторной алалией, а также типа нарушений. В статье изложение теоретического материала через изучение психолого-педагогической литературы на заявленную тему.

Проблемой изучения будет являться уровень несформированности слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией.

Цель исследования — изучение особенностей развития слоговой структуры у дошкольников с моторной алалией, путем анализа психолого-педагогической литературы на данную тему. Практическая значимость: теоретическая систематизированная информация, которая может быть применена на научно-практических семинарах в высших учебных заведениях, при написании курсовых работ по проектно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: алалия, моторная алалия, слоговая структура слова, слог, нарушения слоговой структуры слова.

ПЕДАГОГИКА

Nurzilya Ravilevna Valiullina, Anna Valerievna Babikova

Tyumen

The study of the peculiarities of the words syllable structure of children

with motor alalia

One of the most common disorders in preschool children is speech disorders. Alalia is recognized as one of the most difficult researchers which is characterized by violations in the word syllable structure. The article discusses the concepts: "alalia", "motor alalia", "syllabic structure". Research by such authors as A.N. Gvozdev, G.V. Babina, A.K. Markova make it clear how strongly distortions of the syllable structure affect the speech of children and what consequences may follow from this. The article also describes the ontogeny of the syllabic structure development in children in normal conditions, the classification of syllable structures, the features of the word syllable structure in children with motor alalia as well as the type of disorders are considered. The author presents theoretical material through the study of psychological and pedagogical literature on the stated theme. The problem of the study will be the level of unformed word syllabic structure in preschoolers with motor alalia. The purpose of the research is to study the peculiarities of the syllabic structure development in preschoolers with motor alalia by analyzing the psychological and pedagogical literature on this theme. Practical significance: theoretical systematized information that can be applied at scientific and practical seminars in higher educational institutions when writing term papers on design and research activities.

Keywords: alalia, motor alalia, syllable structure, syllable, violations of the word syllable structure.

Введение. Все чаще в логопедической практике встречаются дети с самыми разнообразными речевыми нарушениями. Среди них и наблюдается рост алалии. «Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка» [2, С. 327]. К сожалению, по сегодня нет точной статистики по распространённости данного речевого дефекта. Однако известно, что ее масштаб среди дошкольников составляет 1% от общего числа речевых нарушений, а среди школьников 0,2-0,6%. В среднем, можно сказать, что алалия встречается у 0,1% детей, при этом у мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек [2, С. 327]. Но очевидно, что данный речевой дефект увеличивается.

В ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 19 декабря 2014 г.), приведены требования в структуре АООП НОО для обучающихся с ТНР. Дети с ТНР (в том числе алалия) характеризуются отсутствием общеупотребительной речи, выраженным дефицитом сенсорного, языкового развития, ярко выраженными коммуникативными барьерами. При алалии страдают все стороны речи, идет нарушение экспрессивной и импрессивной речи ребенка. Наиболее распространенной формой данного речевого нарушения является моторная алалия. У такого ребенка не сформированы умения высказываться, нарушение артикуляторной программы, уровень внутренней речи так же нарушен. «Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций» [2, С. 336].

Так как алалия носит характер системного недоразвития речи и нарушенными являются все компоненты речи, то данная проблема является

объектом исследований многих ученых. Р. Шуль-тесс в 1830 г. первым выделил алалию как речевое нарушение, противопоставляя ее дислалии, как полная невозможность артикулирования (немота). М.Е. Хватцев, Н.Н. Трауготт, В.К. Орфинская, Р.Е. Левина, Л.В. Мелехова, С.Н. Шаховская в своих работах обозначили особенности развития речи и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев. При моторной алалии позднее развитие экспрессивной речи исследовали Г.В. Гуровец, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович [2, С. 328-329].

По исследованиям А.К. Марковой [6, С. 6], искажение при воспроизведении слоговой структуры слова оказывается очень распространенным явлением среди детей, страдающих алалией. «Слоговая структура слова — это характеристика слова (высказывания) с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов» [7, С. 323].

В логопедической работе большое значение уделяется звуковой, фонетической стороне речи. Однако нельзя не упомянуть о том, что формирование и развитие слоговой структуры слова так же важно в становлении речи детей, конечно же, после постановки звуков. При работе над звуковой стороной речи различают несколько этапов работы: постановка звука изолированно и автоматизация звука в речи. То есть, на втором этапе ребенок сталкивается с тем, что звук будет встречаться в различных слогах, словах, принимая различное положение, и он в любом случае будет произносить разнообразные слоговые структуры. У моторных ала-ликов нет тех речевых возможностей, что есть у нормотипичных детей, поэтому необходимо у них формировать правильное произношение слоговой структуры слова, вследствие чего, данная тема является актуальной.

Проблемой изучения будет являться определение уровня несформированности слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021

Цель исследования - изучение особенностей развития слоговой структуры у дошкольников с моторной алалией, путем анализа психолого-педагогической литературы на данную тему.

Исследовательская часть. Усвоение слоговой структуры является условием, как к грамотной речи, так и к дальнейшему обучению ребенка. Поэтому, стоит обратить внимание на этот феномен.

Классификация слоговой стр

А.К. Маркова [6, С. 10] различает слова по их слоговым структурам и расположила их по степени усложнения в слоговом составе, которые представлены в таблице 1. Автор считает, что именно в такой последовательности усваиваются слова с различными слоговыми структурами и работу по их формированию, в случае нарушения, нужно строить в данной последовательности.

Таблица 1

гуры слова по А.К. Марковой

№ класса Наименование класса Примеры

1 класс Двухсложные слова из двух открытых слогов: Мама, папа, баба, Тата, муха, вата, кофе, хата, ноты, тина, ива, кино, кони, мука, коты, Фома, Ната, Нина, Тома.

2 класс Трехсложные слова из открытых слогов: Панама, канава, минута, копыто, полено, монета, малина, лимоны, колено, пионы, калина, тополи.

3 класс Односложные слова: Мак, пух, кот, мох, ком, лев, Ким.

4 класс Двухсложные слова с одним закрытым слогом Каток, ее ник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик.

5 класс Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова Тыква, кофта, кепка, танки, папка, муфта, утка, лента, ветка, туфли, окно, тапки, камни, нитка, вафли, копна.

6 класс Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных Компот, Павлик.

7 класс Трехсложные слова с закрытым слогом Котенок, пуле мет, теленок, патефон.

8 класс Трехсложные слова со стечением согласных Конфеты, котлеты, комната, калитка.

9 класс Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом Памятник.

10 класс Трехсложные слова с двумя стечениями согласных Винтовка.

11 класс Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова Кнут, танк, клей, хлеб.

12 класс Двухсложные слова с двумя стечениями согласных Кнопка, клетка.

13 класс Четырехсложные слова из открытых слогов Паутина.

14 класс Многосложные слова из открытых слогов Гимнастка, строительство.

Для того, чтобы речь развивалась грамотно, ребенок проходит несколько этапов ее усвоения. Одним из первых этапов считается доречевой период, куда относится крик. Данный период является некой подготовкой ребенка к голосовым речевым актам. А к концу периода младенческих криков, как отмечали Н.И. Жинкин [4, С. 5], ребенок начинает подражать интонационно-мелодическим структурам, что является предпосылкой к способности воспринимать и воспроизводить слоговую структуру слова.

Следующий этап речевого развития ребенка — гуление и лепет. В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова считают это некой репетицией перед выстраиванием линейной структуры звуковых комплексов, что тоже, несомненно, влияет на усвоение слоговой структуры, ведь именно в этом периоде данный поток речи уже можно распознавать как слоговые цепочки.

После бессознательного управления ребенком этими отрезками речи, далее идет уже этап созна-

тельного оперирования сегментами слов, начинается это примерно с полугодовалого возраста. Ребенок пробует воспроизводить слоговые цепочки по типу согласный-гласный (СГ) звуки. А Л. А. Чи-стович определяла, что в первый год жизни ребенка единственный речеобразующий механизм заключается только в последовательности слогов типа СГ-СГ-СГ.

А.А. Леонтьев [5, С. 37] характеризует речь ребенка словесной с того момента, когда ребенок переходит на новый этап коммуникативно-познавательной деятельности, где у него уже появляются лепет-ные псевдослова, приблизительно в 9-10 месяцев.

А.Н. Гвоздев [4, С. 15-17] отмечал, что дети не имеют возможности сразу овладеть всеми слогами в слове, у них возникает слоговая элизия, они воспроизводят более «сильный» слог (ударный), пропуская при этом остальные. Он описал, как именно детская речь искажает слова в их слоговой последовательности:

ПЕДАГОГИКА

1) Из двухсложных слов дети часто оставляют лишь один ударный слог, например: ударение на последнем слоге — «д'и» (иди), ударение на первом слоге — «бу» (булка), «пла» (плачет).

2) В трехсложных словах они оставляют ударный слог при любом месте ударного слога (в начале, середине и конце): «ко» (молоко), «п'е» (копейка), «ма» (маленький).

3) Также при сокращение трехсложных слов до двухсложных: ударение на последнем слоге — «мак"и» (башмаки), ударение на переднем слоге — «пупка» (пуговка), ударение на среднем слоге — «бака» - собака.

Онтогенез усвоения слоговой структуры также был описан и А.Н. Гвоздевым, где он отмечал, что в самом раннем речевом возрасте у детей, на этапе освоения первых слов, в первую очередь возникают односложные слова («н'а — на, д'ай — дай, т'ам — там») и двусложные, которые являются повторением одних и тех же слогов «ам-ам, баба»), в них одинаково сильно ударение. Далее возникают двухсложные слова («мама, баба, л'ал'а (ляля)»), где дети уже выделяют одно сильное ударение. Автор также брал во внимание то, что очень рано усваивается умение ставить ударения.

Типы нарушений слоговой ст|

Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова [1, С. 66-71] в своем исследовании определили, что дошкольники с алалией не воспринимают длину слова: они не могут определить слоговую структуру, называют длинные слова короткими и наоборот. При определении количества слогов они так же допускают ошибки: предъявляют неверное количество символов для обозначения слогов или просто выкладывают все из них. Многие дети, страдающие алалией, не могут справиться с определением акцентов в слогах: хаотично предъявляют символы ударения. На предложение закончить слово, подобрав соответствующий слог, они называют неправильные слоги, не связанные со словом. Для таких детей также недоступны операции преобразования квази-слова. Трудно дается функция разграничения слов, где есть какой-либо общий структурный компонент, дети часто отказываются от выполнения подобных заданий. Для них также характерно невозможность определения, есть ли ритмическое или структурное искажения в словах.

У детей с моторной алалией по-разному нарушаются слоговые структуры, что зависит от различных факторов. В таблице 2 указаны типы нарушений слоговой структуры слов, которые определила А.К. Маркова.

Таблица 2

туры слова по А.К. Марковой

Тип Определение Пример

1. Элизия Усечение слогового контура слова за счёт усечения целого слога или нескольких слогов. Велосипед - «сипед». Поросёнок - «прасоник».

2. Персеверация Инертное застревание на одном и том же слоге, путем повторения этих слогов. Воробей - «ва-вабей». Барабан - «ба-ра-ра-ра-бан».

3. Антиципация Уподобление одного слога другому. Капитан - «пипитан». Петух - «тутух».

4. Добавление лишнего слога Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счёт чего увеличивается количество слогов. Трактор - «тарактор». Клубника - «Кулубника».

5. Инверсия Перестановка слогов. Молоток - «маталок». Рябина - «бярина».

6. Контаминация Объединение слогов из двух слов в одно слово. Трактор пашет - «трашет». Ловит рыбу - «лобу».

Заключение. Таким образом, изучив источники, можно прийти к выводу, что эта тема действительно актуальна, требует изучения. В статье представлена теоретическая часть исследования, классификации слоговых структур, онтогенезе их развития, а также особенности владения слогами у детей с моторной алалией и типы нарушений слогов. Теоретическая систематизированная информация, которая может быть применена на научно-практических семинарах в высших учебных заве-

дениях, при написании курсовых работ по про-ектно-исследовательской деятельности. Таким образом, нарушения слоговой структура слова у ала-ликов имеют длительный характер, которые могут задерживаться и после усвоения звуковой стороны речи. Важно наблюдать за речью ребенка на всех этапах ее развития, для предотвращения дальнейших усложнений, а специалистам важно проводить коррекцию, учитывая специфику дефекта при алалии.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабина, Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез : монография / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - Москва : Прометей, 2013. - 210 с. - Текст: электронный.

2. Волкова, Л.С. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. -Москва : ВЛАДОС, 1998. - 680 с. - Текст : непосредственный.

3. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка / А.Н. Гвоздев // Детская речь : хрестоматия / сост. Н.И. Лепская, С.Н. Цейтлин. - Санкт-Петербург : Акцидент, 1995. - Ч. II. - Текст : непосредственный.

4. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 369 с. - Текст : непосредственный.

5. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. - Москва : Академия, 1991. - 305 с. - Текст : непосредственный.

6. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А.К. Маркова, Р.Е. Левина. - Текст : непосредственный // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - Москва, 1961. - С. 59-70.

7. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В.И. Селиверстов. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 400 с. - URL: http://pedlib.ru/Books/3/0439/index.shtml?from_page=323 (дата обращения: 10.11.2021). - Текст : электронный.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - Москва : Просвещение, 2014. -URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения: 08.11.2021). - Текст : электронный.

REFERENCES

1. Babina G.V., Sharipova N.Ju. Strukturno-slogovaja organizacija rechi doshkol'nikov: ontogenez i dizontogenez: mono-grafija [Structural and syllabic organization of speech in preschoolers: ontogeny and dysontogenesis]. Moscow: Prometej, 2013. 210 p.

2. Volkova L.S., Shahovskaja S.N. Logopedija : uchebnik dlja studentov defektol. fak. ped. vuzov [Speech therapy]. Moscow: VLADOS, 1998. 680 p.

3. Gvozdev A.N. Usvoenie det'mi zvukovoj storony russkogo jazyka [Learning the sound side of the Russian language by children]. Lepskaja N.I. (eds.) Detskaja rech'. Ch. II: hrestomatija [Children's speech. PartII]. Sankt-Peterburg: Akcident, 1995.

4. Zhinkin N.I. Mehanizmy rechi [Speech mechanisms]. Moscow: Izd-vo APN RSFSR, 1958. 369 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Leont'ev A.A. Psiholingvisticheskie edinicy i porozhdenie rechevogo vyskazyvanija [Psycholinguistic units and the generation of speech utterance]. Moscow: Akademija, 1991. 305 p.

6. Markova A.K., Levina R.E. Osobennosti usvoenija slogovoj struktury slova u detej, stradajushhih alaliej [Features of mastering the word syllable structure in children with alalia]. Shkola dlja detej s tjazhelymi narushenijami rechi [School for children with serious speech disorders]. Moscow, 1961, pp. 59-70.

7. Seliverstov V.I. Ponjatijno-terminologicheskij slovar' logopeda [Conceptual and terminological dictionary of speech therapist]. Moscow: VLADOS, 1997. 400 p. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0439/index.shtml?from_page=323 (Accessed 10.11.2021).

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija obuchajushhihsja s ogranichen-nymi vozmozhnostjami zdorov'ja. Min-vo obrazovanija i nauki Ros. Federacii [Federal state educational standard of primary general education of students with disabilities]. Moscow: Prosveshhenie, 2014. URL: https://base.gar-ant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (Accessed 08.11.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.Р. Валиуллина, студент направления подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль: Логопедия), ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected].

А.В. Бабикова, основатель «Школы юного логопеда», ассистент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7998-6057.

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

N.R. Valiullina, Student, field of training: 44.03.03 Special (defectological) Education (profile: Speech therapy), Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected].

A.V. Babikova, Instructor, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Founder of "School of Young Speech Therapist", Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7998-6057.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.