современные тенденции развития
профессионального образования
contemporary tendencies in professional education development
удк/udc 378
Л. В. Большанина, Е. С. Мичурина
L. Bolshanina, E. Michurina
педагогическая модель развития коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза
the pedagogical model of communicative competence development of future teachers in the educational system of the university
Введение. Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза в системе компетентностного подхода. Цель — разработка педагогической модели развития коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза.
Методология. Решение исследовательских задач было достигнуто путем анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы, наблюдения за педагогическим процессом в вузе (проведение лекций, практических и лабораторных занятий).
Результаты. Авторами систематизирована и описана педагогическая модель развития коммуникативной компетенции будущих педагогов, включающая цель, педагогические условия, компоненты, индикаторы, методы и формы обучения, диагностический инструментарий.
Заключение. Сделаны выводы, что нет единой трактовки понятия «коммуникативная компетенция», что может стать основой для дальнейшей работы по уточнению и совершенствованию методологии исследования по развитию коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза.
Introduction. The article is devoted to the problem of development of communicative competence of students of pedagogical university in the system of competence approach. The aim is to develop a pedagogical model for the development of communicative competence of future teachers in the educational system of the university.
Methodology. The solution of research agenda was achieved by analyzing the psychological and pedagogical, methodical and educational literature, observing the pedagogical process in the university (lectures, practical and laboratory classes).
Results. The authors systematize and describe the pedagogical model of development of communicative competence of future teachers, including the goal, pedagogical conditions, components, indicators, methods and forms of teaching, diagnostic tools.
Conclusion. Conclusions are made that there is no common interpretation of the concept of "communicative competence", which can become the basis for further work on the clarification and improvement of research methodology on the development of communicative competence of future teachers in the educational system of the university.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентностный подход, педагогическая модель, педагогические условия, будущие педагоги, высшее образование.
Keywords: communicative competence, competence approach, pedagogical model, pedagogical conditions, future teachers, higher education.
Введение
В современной педагогической практике очевидна проблема соотношения понятий «компетенция» и «компетентность», в том числе и «коммуникативная компетентность», которая обусловлена тенденцией их полного или синонимического замещения, требующая уточнения и разрешения. На современном этапе компетентностный подход в педагогическом образовании можно охарактеризовать как концептуальную основу, на чем основывается качество образования, содержание и цели высшего образования [2].
Анализ литературных источников по исследуемой проблеме показал, что «компетентность» и «компетенция» — это сложные междисциплинарные и многокомпонентные понятия, характеризующиеся различными определениями, интерпретациями. Содержание этих понятий отличается логической структурой, семантикой и объемом. Многие ученые характеризуют компетентность как личностное свойство субъекта педагогической деятельности, где центральное место отводится систематизации знаний, способов, умений, качествам личности для решения полифункциональных задач.
Дифференцируя понятия «компетенция» и «компетентность», А. В. Хуторской наполняет характеристику следующими понятиями: «Компетенция — это взаимосвязанные качества личности (способы действия, знания, умения, навыки), относящиеся к определенному кругу процессов и предметов и необходимые для качественной продуктивной деятельности»; «компетентность — обладание, владение специалистом соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [9].
В своем исследовании мы разделяем точку зрения И. А. Зимней [5], указывающей на то, что компетентность — это всегда актуальное проявление компетенции, интегративное свойство человека, проявляющееся на практике и демонстрирующее его способность и готовность использовать навыки, знания, личностные качества и модели поведения для продуктивной деятельности. В итоге рассмотрения данного вопроса мы пришли к выводу, что «компетентность» и «компетенция» — это взаимоподчиненные компоненты личностных характеристик человека. Компетенция — это совокупность заданных характеристик компетентности, которые необходимо освоить, чтобы быть компетентным. Компетентность — владение определенной суммой знаний, профессионализм.
Анализ научных исследований показывает, что одной из базовых, ключевой компетенцией, которой должен обладать индивидуум любой образовательной организации, является коммуникативная компетенция, относящаяся к личностным характеристикам индивида и проявляющаяся в умении управлять и понимать ситуацию общения, развитом внимании к другому партнеру по коммуникации.
По мнению В. И. Тесленко, который выделяет коммуникативную компетенцию в разряд ключевых, этому предшествует ряд причин.
Первая причина — это социальный запрос общества. Профессиональный деловой мир остро ощущает отсутствие практических коммуникативных умений индивида. Прежде всего это умение продуктивно работать в команде для достижения общего результата, умение сделать свое высказывание понятным для восприятия другого, участвовать в решении проблемы и принимать точку зрения своих партнеров. Кроме того, необходимо уметь работать с информацией, использовать разнообразные информационные технологии, уметь публично представлять результаты своей деятельности, эффективно разрешать конфликты [8].
Вторую причину можно сформулировать из потребности самой сферы образования, непосредственно связанной с коммуникацией:
• в соответствии с коммуникативной задачей, ситуацией подбирать и использовать необходимые средства языка;
• воспринимать адекватно устную речь и передавать содержание прослушанного текста в развернутом или сжатом виде;
• владеть монологической и диалогической речью, соблюдая при этом этические нормы общения;
• владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их смысловой анализ;
• умение составлять конспекты, тезисы, планы.
Кроме вышеперечисленного, в перечне «личностных характеристик педагога» образовательной организации, предлагаемом профессиональным стандартом педагога [7], выделяют следующие характеристики, связанные с коммуникацией:
• владение языковыми средствами, умение логично, точно и ясно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
• способность свободно общаться на разные темы и в различных формах;
• свободное использование словарного запаса;
Третья причина, по мнению В. И. Тесленко, заключается в том, что коммуникация характеризуется как обмен информацией между индивидами с использованием общей системы знаков (символов) и не сводится только к вербальной коммуникации, а является условием и способом существования любого макро- и микрочеловеческого информационного общества [8].
Анализ широкого круга научной литературы позволяет нам сделать вывод о том, что нет однозначной (единой) трактовки понятия «коммуникативная компетенция», как и нет однозначной модели, что и определило выбор темы нашего исследования — «Педагогическая модель развития коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза».
Методология
Сегодня проблема коммуникативной компетенции остается одной из актуальных, что подтверждает проведенный анализ ключевых компетенций. Проблеме изучения коммуникативной компетенции посвящены научно-исследовательские работы в области общей и социальной психологии.
В развитие теории коммуникативной компетенции значительный вклад внесли отечественные и зарубежные ученые: Г М. Андреева, М. М. Бахтин, Э. Берн, А. А. Бодалев, В. В. Девятко, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, И. А. Зимняя [5], А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Я. Морено, Дж. Равен и др.
Также различные подходы к исследованию коммуникативной компетенции в области специальной педагогики нашли отражение в работах Л. В. Большаниной [1; 3], О. Г Грибуковой [11], Е. М. Кузьминой, А. Ю. Чистобаевой [10], Е. В. Шевченко и др.
В рамках нашего исследования мы будем взаимодействовать со студентами (будущими педагогами), которые в процессе профессионального обучения должны овладеть профессиональным коммуникативным поведением. В связи с этим актуализируется проблема развития коммуникативной компетенции в сфере профессионального общения будущих педагогов, где рассматриваются значимые вопросы коммуникации, диалогического взаимодействия, взаимопонимания, педагогического дискурса, педагогической поддержки и сотрудничества.
Предмет нашего исследования — педагогические условия реализации модели по развитию коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1) изучить научно-теоретические аспекты коммуникативной компетенции в современной научно-методической литературе;
2) подобрать диагностический инструментарий для определения уровня развития коммуникативной компетенции у будущих педагогов;
3) разработать модель развития коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза.
Для решения поставленных задач использовали теоретические и эмпирические методы исследования. В качестве теоретических методов выступили анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы; изучение педагогического опыта по проблеме исследования. В качестве эмпирического метода исследования выбран метод наблюдения за организацией педагогического процесса в вузе.
Результаты исследования
Исходя из итогов проведенного теоретического анализа, мы сделали вывод, что в современной парадигме образования для повышения целей, качества и результатов работы необходимо уделить внимание уровню развития компетенций будущих педагогов в образовательном пространстве вуза. Поэтому на одно из ведущих мест в образовательном процессе выходит коммуникативная компетенция, позволяющая осуществлять коммуникацию в различных условиях и разнообразных видах деятельности.
Проведенный анализ определений понятия «коммуникативная компетенция» позволяет сделать вывод, что овладение коммуникативной компетенцией зависит:
1) от уровня развития, воспитанности, взаимодействия с другими участниками образовательного процесса с учетом их личностно-коммуникативных качеств;
2) коммуникативных операций, позволяющих свободно ориентироваться в когнитивном пространстве и способствующих успешному протеканию процесса общения;
3) межличностного общения, где базой формирования служат процессы индивидуализации и социализации;
4) способности вступать в социальные контакты, улаживать (регулировать) ситуации взаимодействия, достигать коммуникативных целей в межличностных отношениях.
Теоретическое исследование показало, что содержание данного понятия характеризуется через его структуру. Поэтому целью нашего исследования является разработка педагогической модели развития коммуникативной компетенции у будущих педагогов в образовательном пространстве вуза. Представляем разработанную и структурно систематизированную педагогическую модель развития коммуникативной компетенции будущих педагогов, основная задача которой заключается в том, чтобы упрощенно (схематически) показать взаимосвязанные блоки и их структурные компоненты, необходимые для реализации педагогических условий (рис. 1) [1].
Данная модель развития коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза представляет целостный процесс, где можно выделить:
1) цель — развитие коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза в процессе их профессиональной подготовки;
2) содержание — компоненты коммуникативной компетенции содержательно-технологического блока, где охарактеризованы индикаторы и рассматриваются:
• мотивация к развитию коммуникативной компетенции, коммуникабельность, толерантность — мотивационно-ценностный компонент;
• развитие высших психических процессов: мышление, память, воображение, внимание — когнитивный компонент;
• применение коммуникации в различных ситуациях, инициативность, добросовестность — операционно-деятельностный компонент;
3) организация педагогического процесса. Предложены формы, методы, средства обучения. Охарактеризованы педагогические условия, где непосредственно осуществляется коммуникация участников образовательного процесса в вузе в ходе традиционной образовательной деятельности (лекции, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа и др.) и научной деятельности студентов (научные публикации, конференции, олимпиады и др.) с использованием методов активного обучения и других форм деятельности, таких как моделирование педагогических ситуаций, тренинг по развитию педагогического общения, в рамках педагогических (производственных) практик организована школа юного исследования, разработаны спецкурсы (например, «Педагогический дискурс педагога») по развитию у студентов культуры общения с использованием вебинаров, дискуссий для освоения модели профессионального коммуникативного поведения. Поэтому под педагогическими условиями развития коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза в контексте нашего исследования мы будем рассматривать совокупность значимых внешних обстоятельств, которые преднамеренно создаются в профессиональном образовательном пространстве, и реализация которых дает возможность обеспечить полноту и целостность образовательного процесса, а также результативность профессионального коммуникативного поведения;
4) критерии и уровни развития коммуникативной компетенции, диагностический инструментарий. На основе теоретического анализа научной литературы и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) мы обозначили критерии и показа-
Рис. 1. Педагогическая модель развития коммуникативной компетенции будущих педагогов
в образовательном пространстве вуза
тели; выделили и описали три уровня развития коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза:
• пороговый (низкий) уровень: излишняя самоуверенность, слабое проявление инициативы; коммуникативные знания несистемные и отрывочные; коммуникативные умения (не умеет заинтересовать слушателя и поддерживать речевой контакт);
• стандартный (средний) уровень: нет четко выраженной коммуникативной направленности; коммуникативные знания находятся на достаточно высоком уровне (анализирует и проявляет коммуникацию в различных видах деятельности); коммуникативные умения (не умеет слушать собеседника, недостаточно хорошо владеет устной речью, способен самостоятельно вести деловую переписку, неплохо интерпретирует мимику и жесты, но в реальной жизни неэффективно использует эту информацию);
• проектный (высокий) уровень: положительная коммуникативная направленность, высокая инициативность и познавательная активность; высокий уровень знаний (ориентируется в методах эффективной коммуникативной деятельности); коммуникативные умения (владеет формами устной речи, умеет слушать, планировать коммуникацию, корректно отстаивает свою точку зрения, обладает способностью понимать других людей, наблюдателен); присуща творческая самостоятельность и активность [6].
Таким образом, содержательное наполнение компонентов модели развития коммуникативной компетенции характеризует способность и готовность к продуктивному общению будущих педагогов в образовательном пространстве. Поэтому эффективность процесса общения напрямую зависит от коммуникативной компетенции индивида, что характеризует его личностные качества.
Также считаем, что коммуникативная компетенция будущих педагогов может быть реализована через различные виды деятельности, что схематично представлено на рисунке 2.
В контексте содержания представленного кластера реализации коммуникативной компетенции в различных видах деятельности будущих педагогов очевидна значимость индивида вступать в речевую коммуникацию, взаимодействовать с участниками образовательного процесса, исполь-
О ^ _о
ш ^ 2 О
£ <3
тс та ш со
о ¥ и
-о *
со та о <о
ОРоо
Реализация коммуникативной компетенции в различных видах деятельности
О
Педагогическая деятельность
а
о
а. % \а и ое
дй ао
та ¡^ Э
ро
оз
-& £
сдн оее прем
О о ^
др
ой
i §
ье
о д
Будущие педагоги (студенты)
Проектная деятельность
х
ы
н
у ь
м лв
о ао
к ^ 1-
с дут
е ир
ч со 3
и г о ир да
г нм
а и
д е 2 5
п ин
нь
к ал
ь ве
т от
с ра
о ив
н то
в кз
о еа
т ор
о а. \о
|_ по
^р
2 « -е- ^ и ани ыв
5 I
^ ТО
мо ь о
р
е м з
з о
н ь л
о р
а с пе ь ч
в
оя
еоц
с;
оч ри тл
о г о
ихс чее чтч
о г
цо
сз
а
Культурно-просветительская деятельность
дн ен ре
й- ° 5 = -е- X
ло др
ор со
ре
^ а
иткв
Рис. 2. Реализация коммуникативной компетенции в различных видах деятельности будущих педагогов в образовательном процессе педагогического вуза
зовать различные современные информационно-коммуникационные технологии, средства массовой информации для повышения профессионального коммуникативного поведения. Все это отражается на готовности личности к жизнедеятельности в условиях социального взаимодействия.
Отсюда можно сделать вывод, что на развитие коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательной среде вуза оказывают влияние многие факторы, прежде всего педагогические условия, в которых она может развиваться и быть реализована.
Заключение
В ходе исследования мы пришли к выводу, что коммуникативная компетенция оказывает влияние на общую социальную компетентность будущего педагога, его осознанную направленность на позицию партнера по образовательному процессу. И здесь мы согласимся с В. И. Тесленко [8] в том, что именно коммуникативная компетенция обеспечивает будущему педагогу умение вступать в диалог и слышать оппонента, принимать участие в коллективном обсуждении проблемы, социализироваться в сообществе профессионалов, строить продуктивное сотрудничество и взаимодействие с родителями и коллегами [4].
Коммуникативную компетенцию можно рассматривать не только как обмен учебной информацией, но и трактовать ее как процесс социального взаимодействия и общения, от установления доброжелательных контактов до сложных видов совместной продуктивной деятельности посредством межличностных отношений в образовательном пространстве.
В заключение следует подчеркнуть, что овладение коммуникативной компетенцией дает будущему педагогу возможность успешной социокультурной и профессионально-личностной адаптации, совершенствования и развития.
Организуя работу по развитию коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном процессе педагогического вуза, мы выделяем ряд инвариативных коммуникативных действий, что определяется нами как успешность профессиональной деятельности:
1) цель и условия совместной деятельности, распределение действий между участниками взаимодействия;
2) сотрудничество на основе прогнозирования результатов совместно организованной деятельности;
3) использование коммуникации на основе распределения собственных действий и действий партнера;
4) рефлексия, самоконтроль со стороны участников по сотрудничеству и взаимодействию для выявления коммуникативных ограничений.
При организации работы с будущими педагогами необходимо знать, что определяющее значение в развитии коммуникативной компетенции отводится созданию условий, предоставляющих им возможность работать в группе, паре; выполнять в сотрудничестве задания, предполагающие решения с использованием частично-поискового метода и направленные на общий творческий результат.
Все вышеизложенное позволяет констатировать актуальность изучаемой проблемы и предположить, что целенаправленное развитие коммуникативной компетенции будущих педагогов можно осуществлять в сфере профессионального общения в соответствии с разработанной педагогической моделью, которая обеспечит концептуальную основу процесса совершенствования их компетенций.
Литература
1. Большанина Л. В. Педагогическая модель коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы в условиях реализации компетентностного подхода [Электронный ресурс] // Концепт. 2017. № S 18. С. 7-13. URL: http://e-koncept.ru/2017/470203.htm (дата обращения: 12.05.2019).
2. Большанина Л. В. Профессиональная компетентность педагога высшей школы в условиях модернизации российского образования [Электронный ресурс] // Концепт. 2018. № V 3. С. 24-30. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186023. htm (дата обращения: 12.05.2019).
3. Большанина Л. В. Теоретические подходы к определению понятия и структуры коммуникативной компетентности педагога высшей школы // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 79-85.
4. Захарченко Н. В. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза // Мир науки. 2017. Т. 5, № 5. С. 12.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
6. Лукьянова Н. А. Реализация структурно-функциональной модели в процессе формирования коммуникативных компетенций у студентов туристских специальностей // Омский научный вестник. 2011. № 4. С. 168-172.
7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» : приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н.
8. Тесленко В. И., Латынцев С. В. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание. Красноярск, 2007. 255 с.
9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
10. Чистобаева А. Ю. Формирование компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов на основе инте-гративно-целостного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2017. 24 с.
11. Шкатова Е. А., Грибукова О. Г. Теоретико-практические аспекты формирования профессиональной компетентности у студентов в процессе самостоятельной работы [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. № S 8. С. 84-88. URL: http:// e-koncept.ru/2016/76108.htm.
References
1. Bolshanina L. V. Pedagogicheskaya model' kommunikativnoj kompetentnosti prepodavatelya vysshej shkoly v usloviyah realizacii kompetentnostnogo podhoda [Pedagogical model of communicative competence of the teacher of higher school in the conditions of realization of competence approach]. Concept, 2017, no. S 18, pp. 7-13. Available at: http://e-koncept.ru/ 2017/470203.htm ( accessed 12.05.2019]. (In Russian].
2. Bolshanina L. V. Professional'naya kompetentnost' pedagoga vysshej shkoly v usloviyah modernizacii rossijskogo obrazovaniya [Professional competence of the teacher of the higher school in the conditions of modernization of the Russian education]. Concept, 2018, № V 3, pp. 24-30. Available at: http://e-koncept.ru/2018/186023.htm (accessed 12.05.2019]. (In Russian].
3. Bolshanina L. V. Teoreticheskie podhody k opredeleniyu ponyatiya i struktury kommunikativnoj kompetentnosti pedagoga vysshej shkoly [Theoretical approaches to the definition of the concept and structure of communicative competence of the teacher of higher school]. Siberian Pedagogical Journal, 2018, no. 2, pp. 79-85. (In Russian].
4. Zakharchenko N. B. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii studentov pedagogicheskogo vuza [Formation of communicative competence of students of pedagogical high school]. World of Science, 2017, vol. 5, no. 5, pp. 12. (In Russian].
5. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetencii novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competences — new paradigm of education result]. Higher Education Today, 2003, no. 5, pp. 34-42. (In Russian].
6. Lukyanova N. A. Realizaciya strukturno-funkcional'noj modeli v processe formirovaniya kommunikativnyh kompetencij u studentov turistskih special'nostej [Implementation of structural and functional model in the process of formation of communicative competences of students of tourist specialties]. The Journal Omsk Scientific Bulletin, 2011, no. 4, рр. 168-172. (In Russian].
7. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» : prikaz Mintruda Rossii ot 08.09.2015 № 608n. [The order of Ministry of labor of Russia of 08.09.2015 No. 608n "About the approval of the professional standard "the Teacher of professional training, professional education and additional professional education"]. (In Russian].
8. Teslenko V. I., Latyntsev S. V. Kommunikativnaya kompetentnost': formirovanie, razvitie, ocenivanie [Communicative competence: formation, development, evaluation]. Krasnoyarsk, 2007, 255 p. (In Russian].
9. Khutorskoy A. V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Key competences as a component of personality-oriented education]. Public Education, 2003, no. 2, pp. 58-64. (In Russian].
10. Chistobaev A. Y. Formirovanie kompetencij v sfere professional'nogo obshcheniya budushchih pedagogov na osnove integrativno-celostnogo podhoda [Formation of competences in the sphere of professional communication of future teachers on the basis of an integrative-holistic approach]. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo, 2017, 24 p. (In Russian].
11. Shkatova E. A., Gribkova O. G. Teoretiko-prakticheskie aspekty formirovaniya professional'noj kompetentnosti u studentov v processe samostoyatel'noj raboty [Theoretical and practical aspects of formation of professional competence of students during independent work]. Concept, 2016, no. S 8, pp. 84-88. Available at: http://e-koncept.ru/2016/76108.htm (In Russian].
удк/udc 371.1.07 А. А. Давыденко
A. Davydenko
активизация сетевого профессионального взаимодействия
педагогических коллективов
activation of professional interactions of teaching staff
Введение. В статье показана практика взаимодействия между педагогическими коллективами школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с педагогическими коллективами школ, которые демонстрируют высокие образовательные результаты, профессиональными методическими объединениями и ассоциациями на региональном и муниципальном уров-