Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение студентов вуза: теоретический обзор'

Педагогическое сопровождение студентов вуза: теоретический обзор Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СТУДЕНТ-ПЕРВОКУРСНИК / PEDAGOGICAL GUIDING / FIRST-YEAR-STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахмалова Ирина Жаповна, Мамедова Лариса Викторовна, Кобазова Юлия Владимировна

Рассматривается теоретический обзор проблемы педагогического сопровождения студентов. Разные авторы представляют педагогическое сопровождение студентов в вузе как явление включенного наблюдения, консультирования, непосредственного участия, сотрудничества, саморазвития, умения студента решать свои учебные проблемы, партнерского взаимодействия, формирования профессиональной компетентности у студентов. Также кратко описаны модели педагогического сопровождения студентов вуза. Педагогическое сопровождение – это необходимое условие профессионального и личностного становления студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахмалова Ирина Жаповна, Мамедова Лариса Викторовна, Кобазова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL GUIDANCE OF A UNIVERSITY STUDENT: A THEORETICAL REVIEW

The theoretical review of the problem of pedagogical guiding of University students is considered. Modern problems of training and education of students at university are much more complicated in the conditions of modernization processes in education. Today the general cultural and professional requirements for university graduates have increased significantly. In a rapidly developing world the system of higher education focuses on the formation of an independent personality. In addition, students must possess the culture of thinking, ability for generalization, analysis, perception of information. Also be ready for cooperation; be able to act in conditions of uncertainty; to conduct an independent search for solutions to professional problems; to strive for self-development, etc. Among other things, students need to develop qualities such as organization, innovation, responsibility, commitment, tolerance, social mobility, flexibility, sustainability. Thus, to possess a set of necessary competencies. Different authors present pedagogical support of students at the university as a phenomenon of included observation; counseling, direct participation; cooperation; self-development; ability of students to solve their learning problems; partnership; formation of professional competence of students. Also, the models of pedagogical support of university students are briefly described. Support of students is a certain kind of interaction that contributes to the creation of favorable conditions for their education and upbringing in the university. Pedagogical support is considered as a method that helps to create the necessary conditions where students have the opportunity to make the right decision in different situations. Pedagogical guiding is a necessary condition of professional and personal formation of modern students.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение студентов вуза: теоретический обзор»

УДК 378. 095

РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-3-238-241

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

И. Ж. Шахмалова, Л. В. Мамедова, Ю. В. Кобазова

Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», Нерюнгри

Рассматривается теоретический обзор проблемы педагогического сопровождения студентов. Разные авторы представляют педагогическое сопровождение студентов в вузе как явление включенного наблюдения, консультирования, непосредственного участия, сотрудничества, саморазвития, умения студента решать свои учебные проблемы, партнерского взаимодействия, формирования профессиональной компетентности у студентов. Также кратко описаны модели педагогического сопровождения студентов вуза. Педагогическое сопровождение - это необходимое условие профессионального и личностного становления студентов.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, адаптация, студент-первокурсник.

Современные проблемы обучения и воспитания студентов в вузе значительно осложнились в условиях модернизационных процессов в образовании, возрастания общекультурных и профессиональных требований к выпускникам вузов. В динамично меняющемся мире система высшего образования ориентирована на формирование субъектной личности. Субъектная личность должна владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, быть готовой к сотрудничеству, уметь действовать в условиях неопределенности, вести самостоятельный поиск решения профессиональных задач, стремиться к саморазвитию и т. д. Помимо прочего, субъектная личность должна стремиться к организованности, инновационности, ответственности, целеустремленности, толерантности, социальной мобильности, гибкости, устойчивости, тем самым владеть определенным набором компетенций.

Наиболее эффективным процессом помощи студентам в обучении и воспитании, на наш взгляд, является организация педагогического сопровождения.

Термин «педагогическое сопровождение» ввели в оборот сравнительно недавно. Прежде чем мы перейдем к рассмотрению понятия «педагогическое сопровождение», считаем необходимым обратиться к термину «сопровождение».

В словаре В. И. Даля «сопровождение» определяется как действие по глаголу «сопровождать» - «провожать, идти вместе с кем-либо» [1]. В словаре русского языка С. И. Ожегова сопровождение обозначается как следование с кем-нибудь, находясь рядом, вести куда-нибудь или идти за кем-нибудь [2, с. 666].

«Сопровождение - система профессиональной деятельности педагога-психолога, которая нацелена на создание условий для благоприятного развития отношений детей и взрослых образовательной среде», - говорит Е. А. Козырева [3].

О. Е. Кучерова понимает под педагогическим сопровождением «сотрудничество между субъектами, которое способствует успешному взаимодействию» [4]. Кроме того, она делает акцент на то, что термин представляет собой зависимость педагога от ученика, которая

сводится к тому, что ученик затрудняется решить задачу самостоятельно и ему необходима помощь, а педагог не может решить задачу за ученика, так как лишит его самостоятельности.

Большинство определений педагогического сопровождения в своей основе содержат действия педагога по отношению к воспитанникам. Так, Н. Б. Крылова и Е. А. Александрова под «педагогическим сопровождением понимают способность педагога быть рядом с обучающимся или идти за ним» [5]. По мнению В. А. Айрапетова, «педагогическое сопровождение - это некое взаимодействие, которое согласуется с деятельностью, где создаются условия для принятия решений». В определении педагогического сопровождения И. А. Колесниковой и В. А. Сластенина, наоборот, представлены методы педагогической деятельности педагога по отношению к учащемуся. Педагогическое сопровождение, по их определению, это процесс включенного наблюдения, консультирования, личностного участия [6].

Е. А. Гингель под «педагогическим сопровождением рассматривает взаимодействие субъектов сопровождения, которое направлено на адаптацию студентов к культурно-образовательной среде вуза» [7]. Её разработан комплекс педагогического сопровождения, который состоит из взаимосвязанных структурных компонентов, которые необходимы для создания эффективного взаимодействия: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.

Г. В. Васильева изучала педагогическое сопровождение «как процесс формирования профессиональной компетентности у студентов медицинского училища» [8]. На основе специфики образовательного учреждения она представила функционально-структурную модель формирования профессиональной компетентности у студентов медицинского училища. Модель включает в себя такие компоненты, как организационно-процессуальный, содержательный и результативно-диагностический.

Реализацию педагогического сопровождения с целью саморазвития личности студента в условиях вуза рассматривала А. В. Остапенко [9]. Она сформулировала и обосновала сущность педагогического сопровождения саморазвития личности студента вуза. А. В. Остапенко считает, что «процесс сопровождения студентов - это совокупность педагогических методов и приемов». Исследователь сформулировала компоненты саморазвития личности. Также автор утверждает о необходимости педагогического сопровождения адаптации студентов к учебному процессу, который обусловлен низким уровнем сформированно-сти у первокурсников общеучебных умений и навыков, а также способности к рефлексии.

По мнению С. Г. Рудковой, для успешной адаптации студентов младших курсов необходимо создавать условия психолого-педагогического сопровождения [10].

Таким образом, проведенный теоретический анализ работ позволил сформулировать следующие выводы. Под педагогическим сопровождением понимается непрерывная, целенаправленная деятельность педагогов, которая основана на взаимодействии с обучающимися с учетом их индивидуальных особенностей и ориентированная на развитие личности.

Таким образом, изучив работы разных исследователей, можно сделать следующие выводы:

1. Сопровождением студентов - это определенный вид взаимодействия, который способствует созданию благоприятных условий для их обучения и воспитания в вузе.

2. Педагогическое сопровождение может рассматриваться как метод, который способствует созданию необходимых условий, где у студентов появляется возможность принять нужное решение в различных ситуациях.

3. Целью педагогического сопровождения является формирование навыка самостоятельного поиска наиболее благоприятных решений, опираясь на уже имеющийся опыт.

4. Педагогическое сопровождение - это необходимое условие профессионального и личностного становления студентов вуза.

Список литературы

1. Даль В . И . Толовый словарь живого великорусского языка . М . , 1991. Т . 4 . С . 272 .

2 . Ожегов С . И . Словарь русского языка: ок. 53000 слов / под общ . ред . проф . Л . И . Скворцова . 24-е изд . , испр . М . : Оникс:

Мир и образование, 2007 . 640 с .

3 . Козырева Е . А. Теоретико-технологические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей, их учителей и

родителей // Школьный психолог . 2001. № 33 .

4 . Кучерова О . Е . Проблема духовно-нравственного здоровья в современном воспитании // СПО . Народное образование .

Педагогика . 2006 . № 10 .С .18

5 . Александрова Е . А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования . URL: http://

isiksp . ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001. html (дата обращения: 04.05. 2018) .

6 . Сластенин В . А. , Пустовойтов В . В . Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания

непрерывного педагогического образования: метод . пособие . М . : Изд-во Московского пед. ун-та, 2002 . 62 с .

7 . Гингель Е . А. К вопросу о необходимости педагогического сопровождения студентов-первокурсников вуза в период

адаптации // Альманах современной науки и образования (Педагогика, психология, социология и методика их преподавания) . Тамбов: Грамота, 2007 . № 5 (5) . С . 55-57.

8 . Васильева Г . В . Педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности у студентов меди-

цинских училищ: дис .... канд . психол . наук. Йошкар-Ола, 2011.185 с .

9 . Остапенко А . В . Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза: дис . ... канд . пед .

наук . Нижний Новгород, 2008. 193 с .

10 . Рудкова С . Г . Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов в вузе: дис . ... канд . пед . наук . Комсо-

мольск-на-Амуре, 2005. 195 с .

Шахмалова Ирина Жаповна, старший преподаватель, Технический институт (филиал)

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»

(ул. Кравченко, 16, Нерюнгри, Россия, 678960). E-mail: irinashachmaiova@mail.ru

Мамедова Лариса Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Технический

институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им.

М. К. Аммосова» (ул. Кравченко, 16, Нерюнгри, Россия, 678960). E-mail: Larisamamedova@

yandex.ru

Кобазова Юлия Владимировна, кандидат психологических наук, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» (ул. Кравченко, 16, Нерюнгри, Россия, 678960). E-mail: kobazov@mail.ru

Материал поступил в редакцию 17.05.2018

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-238-241

PEDAGOGICAL GUIDANCE OF A UNIVERSITY STUDENT: A THEORETICAL REVIEW

I. Zh. Shakhmalova, L. V. Mamedova, Y. V. Kobazova

Technical Institute (branch office) of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Nerungri, Russian Federation

The theoretical review of the problem of pedagogical guiding of University students is considered. Modern problems of training and education of students at university are much more complicated in the conditions of modernization processes in education. Today the general cultural and professional requirements for university graduates have increased significantly. In a rapidly developing world the system of higher education focuses on the formation of an independent personality. In addition, students must possess the culture of thinking, ability for generalization, analysis, perception of information. Also be ready for cooperation; be able to act in conditions of uncertainty; to conduct an independent search for solutions to professional problems; to strive for self-development, etc. Among other things, students need

to develop qualities such as organization, innovation, responsibility, commitment, tolerance, social mobility, flexibility, sustainability. Thus, to possess a set of necessary competencies. Different authors present pedagogical support of students at the university as a phenomenon of included observation; counseling, direct participation; cooperation; self-development; ability of students to solve their learning problems; partnership; formation of professional competence of students. Also, the models of pedagogical support of university students are briefly described. Support of students is a certain kind of interaction that contributes to the creation of favorable conditions for their education and upbringing in the university. Pedagogical support is considered as a method that helps to create the necessary conditions where students have the opportunity to make the right decision in different situations. Pedagogical guiding is a necessary condition of professional and personal formation of modern students.

Key words: pedagogical guiding, pedagogical support, adaptation, first-year-student.

References

1. Dal' V. I. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka [Explanatory dictionary of the living great Russian language] . Moscow, 1991. 272 p . (in Russian) .

2 . Ozhegov S . I. Slovar'russkogo yazyka: ok 53000 slov. Pod obshch . red . prof L . I. Skvortsova . 24-e izd . , ispr. [Dictionary of

the Russian language: approx 53000 words . Ed . by prof. L . I. Skvortsov. 24th edition, corrected] . Moscow, Oniks, Mir i ob-razovaniye Publ . , 2007 . 640 p . (in Russian) .

3 . Kozyreva E . A. Teoretiko-tekhnologicheskiy aspekty psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detey, ikh uchiteley i

rodiley [Theoretical and technological aspects of psychological and pedagogical support of children, their teachers and parents] . Shkol'nyy psikholog, 2001, no . 33 . (in Russian) .

4 . Kucherova O . E . Problema dukhovno-nravstvennogo zdorov'ya v sovremennom vospitanii [The problem of spiritual and

moral health in modern education] . SPO. Narodnoye obrazovaniye. Pedagogika, 2006, no . 5 . 18 p . (in Russian) .

5 . Aleksandrova E . A. Vidy pedagogicheskoy podderzhky i soprovozhdeniya individual'nogo obrazovaniya [Types of peda-

gogical support and maintenance of individual education] (in Russian) . URL: http://isiksp. ru/library/aleksandrova_ea/ aleks-000001. html (accessed 04 May 2018) .

6 . Slastenin V. A . Kontseptual'nye osnovy realizatsii vospitatel'nogo potentsiala soderzhaniya nepreryvnogo pedagogichesk-

ogo obrazovaniya [Conceptual basis of realization of educational potential of the content of continuous pedagogical education] Moscow, 2002 62 p (in Russian)

7 . Gingel' E . A. K voprosu o neobkhodimosty pedagogicheskogo soprovozhdeniya studentov-pervokursnikov vuza v period

adaptatsii [On the need for pedagogical support of first-year students of the university during the period of adaptation] . Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya (Pedagogika, psikhologiya, sotsiologiya i metodika ikh prepodavaniya), 2007, no 5, pp 55-57 (in Russian)

8 . Vasil'eva G . V. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye formirovaniya professional'noy kompetentnosti u studentov meditsin-

skikh uchilishch. Dis. cand. ped. nauk [Pedagogical support of formation of professional competence of medical school students . Diss . of cand . of ped . sci . ] . Yoshkar Ola, 2011, 185 p . (in Russian) .

9 . Ostapenko A . V. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye samorazvitiya lichnosti studenta v usloviyakh vuza. Dis. kand. ped.

nauk [Pedagogical support of self-development of a student at a university. Diss . of cand . of ped . sci . ] . Nizhniy Novgorod, 2005 . 193 p . (in Russian) .

10 . Rudkova S . G . Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye adaptatsii studentov v vuz. Dis. kand. ped. nauk [Psycho-

logical and pedagogical support of adaptation of students at higher school Diss of cand of ped sci ] Komsomil'sk-na-Amure, 2005 . 195 p . (in Russian) .

Shakhmalova I. Zh., Technical Institute (branch office) of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University (pr. Kravchenko, 16, Nerungri, Russian Federation, 678960). E-mail: irinashachmaiova@mail.ru

Mamedova L. V., Technical Institute (branch office) of M.K.Ammosov North-Eastern Federal University (pr. Kravchenko, 16, Nerungri, Russian Federation, 678960). E-mail: Larisamamedova@yandex.ru

Kobazova Y. V., Technical Institute (branch office) of M.K.Ammosov North-Eastern Federal University (pr. Kravchenko, 16, Nerungri, Russian Federation, 678960). E-mail: kobazov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.