Научная статья на тему 'ПЕДAГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИAЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ БУ ВО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»'

ПЕДAГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИAЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ БУ ВО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная адаптация / внеучебная деятельность / педагогическое сопровождение / студенты вуза / social adaptation / extracurricular activities / pedagogical support / university students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Рыбальченко Юлия Сергеевна

В современных социальных и культурных условиях формируется общественная структура, включающая новых акторов, с новой системой взаимоотношений и связей с окружающей действительностью, поэтому процесс социальной адаптации студенческой молодежи приобретает новую активность. На сегодняшний день существует противоречие между потенциальными возможностями образовательной среды путем педагогического сопровождения для успешной социaльной адаптации студентов и отсутствием соответствующих механизмов на практике. В статье анализируются особенности педагогического сопровождения социaльной адаптации студентов средствами внеучебной деятельности. Рассматриваются эффективные способы педагогической поддержки для благополучной социальной адаптации личности. Представлены этапы, методы и средства организации внеучебной деятельности, влияющие на социальную адаптацию личности студента. В статье описывается социологический анализ на предмет воздействия педагогического сопровождения на социальную адаптацию личности студентов через внеучебную среду университета на примере конкретного учебного заведения БУ ВО «Сургутский государственный университет». В приведенном исследовании используется совокупность теоретических и эмпирических методов: обзор философских, психолого-педагогических и методических источников по задаче исследования; анализ практик педагогического сопровождения; интервью респондентов и анкетный опрос; обработка результатов статистикой; оценка опыта применения практик педагогического сопровождения социальной адаптации студентов во внеучебной среде университета. Уточнены понятия «социальная адаптация студента», «педагогическое сопровождение». Определены педагогические условия социализации студентов в вузе. Выявлены возможности внеучебной деятельности как средства педагогического сопровождения социальной адаптации студентов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Рыбальченко Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS BY MEANS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES EXEMPLIFIED BY “SURGUT STATE UNIVERSITY”

In modern social and cultural conditions, a social structure including new actors with a new system of relationships and connections with the surrounding reality is formed, so the process of social adaptation of student youth acquires a new activity. Today there is a contradiction between the potential possibilities of the educational environment realized through pedagogical support aimed at successful social adaptation of students, and the lack of appropriate mechanisms in practice. The article analyzes the peculiarities of pedagogical support of students' social adaptation realized by means of extracurricular activities. Effective ways of pedagogical support for successful social adaptation of personality are considered. The stages, methods and means of organization of extracurricular activities that influence the social adaptation of the student's personality are presented. The author carried out a sociological analysis on the impact of pedagogical support on the social adaptation of students' personality through the extracurricular environment of the university using the example of a particular educational institution. The proposed pedagogical conditions of pedagogical support of students' social adaptation by means of extracurricular activities have shown positive dynamics in practice.

Текст научной работы на тему «ПЕДAГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИAЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ БУ ВО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»»

DOI 10.24412/2541-9056-2024-332-58-67 УДК 378.1

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ БУ ВО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Э.Ф. Насырова, Ю.С. Рыбальченко Статья поступила в редакцию 12 мая 2024 г.

В современных социальных и культурных условиях формируется общественная структура, включающая новых акторов, с новой системой взаимоотношений и связей с окружающей действительностью, поэтому процесс социальной адаптации студенческой молодежи приобретает новую активность. На сегодняшний день существует противоречие между потенциальными возможностями образовательной среды путем педагогического сопровождения для успешной социальной адаптации студентов и отсутствием соответствующих механизмов на практике. В статье анализируются особенности педагогического сопровождения социальной адаптации студентов средствами внеучебной деятельности. Рассматриваются эффективные способы педагогической поддержки для благополучной социальной адаптации личности. Представлены этапы, методы и средства организации внеучебной деятельности, влияющие на социальную адаптацию личности студента. В статье описывается социологический анализ на предмет воздействия педагогического сопровождения на социальную адаптацию личности студентов через внеучебную среду университета на примере конкретного учебного заведения - БУ ВО «Сургутский государственный университет». В приведенном исследовании используется совокупность теоретических и эмпирических методов: обзор философских, психолого-педагогических и методических источников по задаче исследования; анализ практик педагогического сопровождения; интервью респондентов и анкетный опрос; обработка результатов статистикой; оценка опыта применения практик педагогического сопровождения социальной адаптации студентов во внеучебной среде университета. Уточнены понятия «социальная адаптация студента», «педагогическое сопровождение». Определены педагогические условия социализации студентов в вузе. Выявлены возможности внеучебной деятельности как средства педагогического сопровождения социальной адаптации студентов университета.

Ключевые слова: социальная адаптация, внеучебная деятельность, педагогическое сопровождение, студенты вуза.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS BY MEANS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES EXEMPLFIED BY " SURGUT STATE UNIVERSITY"

E.F. Nasyrova, Yu.S. Rybalchenko

In modern social and cultural conditions, a social structure including new actors with a new system of relationships and connections with the surrounding reality is formed, so the process of social adaptation of student youth acquires a new activity. Today there is a contradiction between the potential possibilities of the educational environment realized through pedagogical support aimed at successful social adaptation of students, and the lack of appropriate mechanisms in practice. The article analyzes the peculiarities of pedagogical support of students' social adaptation realized by means of extracurricular activities. Effective ways of pedagogical support for successful social adaptation of personality are considered. The stages, methods and means of organization of extracurricular activities that influence the social adaptation of the student's personality are presented. The author carried out a sociological analysis on the impact of pedagogical support on the social adaptation of students' personality through the extracurricular environment of the university using the example of a particular educational institution. The proposed pedagogical conditions of pedagogical support of students' social adaptation by means of extracurricular activities have shown positive dynamics in practice.

Key words: social adaptation, extracurricular activities, pedagogical support, university students.

Современное общество находится на стадии масштабных преобразований, неразрывно связанных с перестройкой социально-экономических и политических сфер жизни человека. В результате этих перемен меняется и система российского образования, призванного отразить новые взгляды на процессы социального и интеллектуального развития личности [5, с. 42-47; 19, с. 407-412; 24, с. 176-178]. Требования, предъявляемые к современному студенту, становятся все более многообразными в связи с усложнением общественных задач. Главная задача российского образования - воспитание инициативной, самостоятельной личности, обладающей большим социальным опытом, нравственной зрелостью и способностью к самостоятельной реализации собственных творческих возможностей [11, с. 29]. Следовательно, важно, чтобы молодой человек умел адаптироваться к изменяющейся реальности, эффективно взаимодействуя с обществом. В таких условиях особенно остро на первый план выходит сложность социальной адаптации студенческой молодежи в образовательных учреждениях [23, с. 17-67].

Образовательная организация предполагает совместное обучение совершенно разных категорий студенческой молодежи: студенты с ограниченными возможностями здоровья, мигранты, представители малочисленных народов, иные категории студентов, которые не могут адаптироваться к образовательной среде одинаково со всеми обучающимися. К примеру, для студентов с ограниченными возможностями здоровья важно обеспечить доступность образовательного процесса. Эта задача может включать в себя адаптацию учебных материалов, использование специального оборудования или

программного обеспечения, а также организацию особых условий для сдачи экзаменов или выполнения практических заданий. Для адаптации студентов, принадлежащих к малочисленным народам, таким как ханты, важно учитывать культурные особенности и потребности, включающие возможности изучения и сохранения своего родного языка, культуры и традиций. Именно поэтому социальная адаптация для всех категорий обучающихся будет успешна только при грамотном сопровождении студентов педагогами и специалистами вуза. На сегодняшний день не существует единого комплексного подхода в разрешении данного вопроса. Фактически социальная адаптация проявляется и в качестве условий различных адаптационных процессов, и в виде конечного результата приспособления к ним [26, с. 39-54].

Анализ современных научных источников показывает, что, несмотря на проведенные исследования проблем социальной адаптации и значение внеучебной деятельности в становлении профессиональной подготовки студентов, вопросы педагогического сопровождения социальной адаптации молодого поколения при помощи внеучебной деятельности недостаточно исследованы [21, с. 487-488].

Современные педагогические исследования представляют всевозможные аспекты социальной аккомодации студентов, в том числе условия, специфичность, сущность и структуру данного процесса [20, с. 42-45; 27, с. 20-50; 6, с. 486-488].

Анализ данных работ приводит к выводу, что термин «социальная адаптация студентов» связан с субъективизмом студента относительно будущей профессии, освоением ключевых навыков самостоятельной работы, адаптацией к новому об-

разовательному коллективу, уважением традиций и обычаев университета, включая непривычные формы научной работы. Ю.В. Стафеева раскрывает процесс адаптации студентов как неотделимое условие их профессионального и личностного развития [27, с. 20-100], отчерчивая важность целенаправленной педагогической поддержки». В.Б. Успенский и А.П. Чернав-ская воспринимают социальную адаптацию как течение и следствие динамичного приспособления человека к обстановке и требованиям социальной среды [31, с. 138-149]. Таким образом, можно прийти к заключению, что социальная адаптация - это непрерывный и комплексный процесс взаимодействия индивида и его социального окружения, направленный на взаимоприспособление и гармоничное сосуществование. Он включает в себя изменения в поведении, убеждениях, ценностях и ролях личности для соответствия требованиям и ожиданиям общества.

Анализируя данные подходы, делаем вывод, что социальную адаптацию можно разделить на несколько этапов. Первый этап - это осознание и понимание социокультурных норм и ценностей, которые приняты в данной культурной среде. На этом этапе человек узнает о правилах поведения, общепринятых манерах общения, подходе к работе и т.д. Он также начинает осознавать свои собственные предпочтения и убеждения и сравнивать их с теми, которые приняты в новой среде. Второй этап - это приспособление своего поведения и образа жизни к требованиям новой среды. Человек начинает активно применять новые знания и умения, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих. Он может изменять свой стиль общения, привычки, чтобы лучше вписаться в изменившуюся обстановку.

Третий этап - это интеграция в новую среду. На этом этапе личность уже полностью усваивает социальные нормы и ценности и становится полноценным членом общества, активно участвует в социальной жизни, общается с окружающими, выстраивает эффективные отношения и достигает своих целей.

Учитывая инновационные потребности современной системы образования, следует отметить, что именно внеучебная деятельность является фактором, влияющим на социальную адаптацию личности в образовательной среде [4, с. 314-316].

Большое число современных исследователей, в числе которых В.М. Долгова и В.В. Дягилева, трактуют внеучебную деятельность как органичную часть образовательного процесса в высшей школе, которая создает различные социокультурные среды для развития личности, способствует получению ею социального опыта, поддержки в обретении идентичности и проявлении студентом своих способностей [8, с. 130-132; 9, с. 182].

Термины "внеучебная воспитательная работа", "внеучебная работа" и "внеучеб-ная деятельность" не имеют общепринятых определений в педагогической литературе. Л.В. Алиев и И.В. Руденко воспринимают активность студентов вуза во внеучебное время как часть их основной образовательной и социально - значимой работы, которая осуществляется по принципам добровольности и личного интереса, независимо от основного учебного процесса и учебных программ [1, с. 10-30]. Эти мероприятия ориентированы на практическое применение знаний и способствуют созданию благоприятной обстановки для профессионального роста [28, с. 128-130; 32, с. 5-9]. Однако все эти термины связаны со временем, которое студенты используют для накопления духов-

ной энергии, физических сил, знаний и умений, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Доказано, что потенциал внеучебной деятельности оказывает положительное влияние на различные аспекты развития студентов: творчество [10]; воспитание [12]; социальную эстетику [18]; познание [13]; духовность и нравственность [2]; формирование профессиональной компетентности [7]; инновации [22]; поведение [3].

Внеучебная работа может быть связана с учебными дисциплинами, но чаще всего представляет собой разновидность общественных работ или персональной инициативы преподавателей, поскольку полноценно раскрыть потенциал внеучебной деятельности вуза можно лишь благодаря грамотному педагогическому сопровождению [14, с. 154-156].

Педагогическое сопровождение представляет собой активную работу педагога, которая осуществляется через несколько взаимосвязанных процессов: формирование личности и стимулирование этого процесса у студентов [33, с. 28-31]; долгосрочная педагогическая поддержка [25]; взаимодействие педагогов с группой обучающихся для помощи в реализации их потенциала [30, с. 44-49]; комплекс методов педагогической работы [15, с. 22-24; 17, с. 42-48].

Первооснова педагогического сопровождения как формы педагогической деятельности рассмотрена многими авторами [18, с. 362-364]. Основываясь на их труды заключаем, что педагогическое сопровождение - это динамичный процесс, направленный на создание благоприятных условий для обучения и личностного роста студентов. Оно включает в себя комплексные меры, нацеленные на поддержку обучающихся в проблемных ситуациях и раскрытие их потенциала.

Подобное сопровождение может содержать консультации и помощь в выборе дисциплин, организацию дополнительных занятий и тренингов, а также поддержку в развитии профессиональных навыков и карьерных перспектив. При этом сами педагоги и специалисты должны быть готовы адаптироваться к индивидуальным потребностям студентов и предоставлять им необходимую поддержку и помощь в достижении образовательных целей.

Цель исследования - определить эффективность педагогического сопровождения студентов вуза во внеучебной деятельности при социальной адаптации.

Методологической основой исследования послужили психолого-педагогические, социально-педагогические и педагогические работы, которые раскрывают сущность социальной адаптации студентов [16, с. 25-100].

Для целедостижения были выбраны нижеуказанные теоретические методы: изучение отечественной и зарубежной литературы по вопросам социальной адаптации студентов через внеучебную деятельность вуза, анализ различных трактовок ключевых понятий, толкование терминов "социальная адаптация", "внеучебная деятельность", "педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов" и их этапов.

Внеучебная деятельность оснащает процесс личностно ориентированных методов в образовательном пространстве и позволяет использовать разнообразные формы работы, опирающиеся на специфику будущей профессии обучающихся, побуждает студентов к активной самостоятельной деятельности, моделирует и разрешает проблемные ситуации, а также совершенствует личностные качества и профессиональные умения студентов.

Многочисленные исследования процесса социальной адаптации студентов при помощи внеучебной деятельности помогли выявить важные аспекты внеучебной работы и ее перспективы. По мнению Т.А. Турбиной, внеучебная деятельность помогает развивать различные стороны личности, включая физические, интеллектуальные, духовно-нравственные и социальные [29, с. 78-79].

Одним из педагогических условий эффективной социализации студентов в вузе будет являться этапность их педагогического сопровождения.

На первом этапе, подготовительном, разрабатываются адаптационные

мероприятия, проводится согласование действий всех подразделений вуза, моделируется взаимодействие структур вуза и разрабатывается общий план мероприятий по социальной адаптации студентов.

Второй этап - диагностический -направлен на выявление индивидуальных и типологических особенностей студентов (проявление образовательных, спортивных, досуговых запросов и потребностей, а также обнаружение возможных проблематичных зон).

Третий этап - вводный - включает несколько подэтапов: осуществление неформальной взаимосвязи со студентами, введение студентов в нормы и правила жизни учебного заведения, стимулирование активной учебной жизни студентов (организация мероприятий типа «Дебют первокурсника», «Посвящение в студенты», «Турслет» и других). На данном этапе важно осуществлять мониторинг для выявления эмоционального самочувствия студентов, степень тревожности и прочих аспектов.

Четвертый этап является основным, включает в себя оказание психолого-педагогической поддержки для решения

возникающих у обучающегося трудностей путем организации "телефона доверия" и проведения разнообразных семинаров и консультаций как для кураторов, так и для преподавателей, а также индивидуальных и групповых занятий. При проведении психолого-педагогической диагностики можно использовать следующие методики: Опросник К. Роджерса и Р. Даймонда «Диагностика социально-психологической адаптации»; исследование в сочетании с психологической атмосферой группы А.Ф. Фидлера; социометрический тест; методику диагностики уровней «Шкала тревожности» А.М. Прихожан.

Пятый этап - итоговый - предполагает проведение анкетирования обучающихся; внесение коррективов в педагогическое сопровождение социальной адаптации и т.д.

Комплексное обеспечение, такое как педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов вуза дает возможность определить психолого-педагогический спектр особенностей, интересов и запросов студентов; обеспечить индивидуальную и групповую поддержку в студенческом коллективе; создать атмосферу психологического комфорта для студентов, что развивает способность к рефлексии и саморегуляции.

Представляем результаты анкетирования, проведенного на четвертом и пятом этапах педагогического сопровождения социальной адаптации обучающихся БУ ВО «Сургутский государственный университет» средствами внеучебной деятельности.

В анкетировании приняли участие 68 студентов второго года обучения института гуманитарного образования и спорта. Временной период анкетирования - третий семестр (сентябрь-декабрь 2023 года).

При входном анкетировании респондентов (сентябрь 2023 г.) у них были выявлены трудности по следующим крите-

риям: социальный статус (14% обучающихся указывают на систематический пропуск занятий, 7% - на неудовлетворенность получаемой специальностью); особенность общения (5% отмечают конфликт с педагогами / одногруппниками); состояние здоровья (10% свидетельствуют о частых соматических заболеваниях); наличие вредных привычек (32% - курение); наличие планов на будущее (34% респондентов имеют ситуативные планы (жениться, заработать денег), 12% - нереальные (стать начальником), 8% отмечают отсутствие планов); волевой контроль (15% поддаются плохому влиянию); эмоциональное состояние (38% часто меняющееся / пониженное настроение).

На выходе (декабрь 2023 г.) показатели по заявленным критериям значительно улучшились: социальный статус (пропуск занятий иногда - 8%, неудовлетворенность получаемой специальностью - 5%); особенность общения (конфликт с педагогами / одногруппниками - 3%); состояние здоровья (частые соматические заболевания - 9%); наличие вредных привычек (курение - 28%); наличие планов на будущее (ситуативные - 25% (жениться, заработать денег), нереальные - 7% (стать начальником), отсутствие планов - 3%); волевой контроль (поддаются плохому влиянию - 11%); эмоциональное состояние (часто меняющееся / пониженное настроение - 24%).

Анализ сводных данных показал, что в социальной адаптации обучающихся происходят позитивные изменения, что подтверждает удовлетворительные результаты выполненной работы за анализируемый период. Таким образом, систематическое организационно-педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов посредством внеучебной деятельности способствует обеспечению ка-

чества образования и развитию личности студентов. Данные выводы согласуются с ранее проведенными научными наблюдениями [1, с. 10-50; 4, с. 315-316; 23, с. 7-18]. При изучении литературы в области психологии и педагогики были диагностированы проблемы и факторы, которые мешают успешной адаптации студентов в вузе и усвоению ими социально значимых норм и правил.

Авторами исследования уточнены понятия «социальная адаптация студента», «педагогическое сопровождение». Определены педагогические условия социализации студентов в вузе. Выявлены возможности внеучебной деятельности как средства педагогического сопровождения социальной адаптации студентов университета.

Определение авторами педагогического условия направлено на решение проблемы социализации личности. С помощью полученных экспериментальных данных сделано заключение, что у значительной части студентов при педагогическом сопровождении через внеучебную деятельность определяется превосходство в профессиональном развитии, личностном росте и социальной адаптации.

Данное исследование вносит определённый вклад в теорию и методику профессионального образования в аспекте расширения теоретических знаний педагогическом сопровождении студентов вуза во внеучебной деятельности при социальной адаптации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного эксперимента могут быть использованы при создании обобщающих научных трудов, методических разработок, практических мероприятий по социальной адаптации студентов университета. Разработанный инструментарий мо-

жет быть использован при проведении эмпирических и прикладных педагогических исследований. Отраженные данные исследования также могут послужить основой при проведении особых мероприятий с разработкой модели педагогического сопровождения, характер которых будет удовлетворять конкретные запросы современного студента.

Итак, изучение возможностей педагогического сопровождения социальной адаптации через использование внеучеб-ной деятельности на практике позволило лучше понять основные социальные, психологические и педагогические особенности студенческой молодежи, осознанно и обоснованно подойти к организации адаптационных мероприятий при помощи формирования и реализации педагогических условий, способствующих социальной адаптации студентов.

Педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов посредством внеучебной деятельности способствует формированию у них мотивации в обучении, практического опыта и готовности к решению различных социальных задач. Целенаправленная работа в этом направлении позволяет повысить качество высшего образования и подготовить студентов к успешной деятельности в современном обществе.

Многообразие проблем общепедагогического сопровождения социальной адаптации студенческой молодежи в высших учебных заведениях оставляет широкий простор для дальнейших исследований, направленных на поиск эффективных средств и технологий решения социально-педагогических задач.

Список литературы

1. Алиева Л.В., Афанасьева Е.Г., Бейлина Н.С., Лившиц Ю.А., Кустов Ю.А., Нефедова Н.А., Писаренко Д.А., Руденко И.В. Современный воспитательный процесс в образовательных организациях: В 2 частях: научный доклад. - Тольятти: Кассандра, 2015. - Часть 1. - 74 с.

2. Апанасюк Л.А. Сущность и специфика формирования навыков межкультурного взаимодействия в рамках досуга студенческой молодежи // Толерантность: социально-гуманитарные аспекты: Монография; Под редакцией Т.Н. Андреюшкиной. - Тольятти, 2013. - С. 171-176.

3. Бабанова О.И. Алгоритм процесса развития организационно-управленческих способностей будущих этнокультурологов во внеаудиторной работе вузов культуры // Социально-культурный потенциал региона: уникальность, приоритеты, инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Орел: Орловский государственный институт культуры, 2018. - С. 175-181.

4. Бура Л.В. Кураторство и тьюторство как способ сопровождения адаптации студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-1. - С. 314-317.

5. Волков Ю.Г. Солидарная активность в российском обществе: креативные практики // Социологические исследования. - 2017. - № 2. - С. 41-48.

6. Воскрекасенко О.А. Социальная адаптация обучающихся в высшей школе в контексте проблемы социализации личности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9. - Часть 3. - С. 485-489.

7. Децюк Т.Н., Хижняк Ю.Н., Боровик А.В. Формирование профессиональных этических принципов и ценностей будущих социальных работников во внеаудиторной работе // Проблеми сощальноТ роботи: фто^я, психолопя, соцюлопя. - 2017. - № 2 (10). - С. 22-28. DOI:10.25140/2412-1185-2017-2(10)-22-28.

8. Долгова В.М. Педагогическая профилактика проблемных ситуаций социальной адаптации учащегося // Европейский журнал социальных наук. - 2012. - № 11-1 (27). - С. 129-133.

9. Дягилева В.В. Диверсификация образовательных услуг как фактор формирования индивидуальных образовательных потребностей студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5 (30). - С. 181-182.

10. Жуковская Т.В., Щербакова А.В., Молоканова Е.А. Самостоятельная работа студентов как основополагающее условие формирования общекультурных компетенций бакалавров инженерных направлений // Научный альманах. - 2015. - № 4 (6). - С. 122-126. DOI: 10.17117/na.2015.04.122.

11. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 25-28.

12. Зникина Л.С., Боровцов В.А., Седых Д.В. Педагогические составляющие развития воспитательного потенциала вуза // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2022. - № 1 (57). - С. 16-21.

13. Иванов С.В., Котельницкая Л.И., Руденко Н.В., Пляскин К.В., Сидоров В.О. Опыт применения инфоком-муникационных технологий в научно-исследовательской работе студентов // Труды Северо-Кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики. - 2015. - № 2. - С. 189-191.

14. Игошин С.Н. Из опыта организации педагогического сопровождения адаптации обучающихся -будущих архитекторов средствами внеучебной деятельности колледжа // Общество: социология, психология, педагогика. - 2023. - № 12 (116). - С. 152-158.

15. Казин Э.М., Абаскалова Н.П., Касаткина Н.Э., Красношлыкова О.Г., Арлашева Л.В. Проблема социально-психологической адаптации обучающихся в современном образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. - 2020. - № 1. - С. 19-28. DOI: 10.15293/1813-4718.2001.02.

16. Килина И.А., Васина Е.В., Осипова Н.В., Понамарева Е.В., Рылова Н.Т., Траут Д.В. Сопровождение социально-профессиональной адаптации обучающихся: Монография. - Кемерово: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 2019. - 208 с.

17. Куликовская И.Э. Феномен социокультурной успешности личности // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 3. - С. 41-49.

18. Лоренц В.В. Педагогическое сопровождение социальной адаптации обучающихся // Евразийское научное объединение. - 2020. - № 1-5 (59). - С. 362-365.

19. Лубков А.В., Трубина Л.А. Ценностный вектор современного педагогического образования // Ценностные основы развития российского образования: теория и практика: Монография; Российская академия образова ния. - Москва: ООО «МАКС Пресс», 2023. - С. 405-415.

20. Мычко Е.И., Зёлко А.С. Роль педагогической поддержки в развитии личности студентов высшего учебного заведения // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2011. - № 4. - С. 41-46.

21. Никитина Ю.Н., Касьянова Е.С., Файзуллина Н.Р. Понятие социальной адаптации студентов в профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2015. - T. 30. -С. 486-490.

22. Осипов П.Н., Дулалаева Л.П. Развитие soft skills студентов технического вуза во внеаудиторной деятельности // Управление устойчивым развитием. - 2020. - № 6 (31). - С. 95-102.

23. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся в образовательных организациях различного вида: современные подходы и пути решения: Монография. - Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018. - 168 с.

24. Райхерт Т.Н., Устинова С.А., Ушакова М.А. Оценка эффективности моделей организации профильных классов психолого-педагогической направленности // Педагогическое образование в России. - 2024. -№1. - С. 174-185

25. Раскалинос В.Н., Колосова Н.Н., Хитрова А.В., Бондарь О.Ю., Безносюк Е.В., Фадеева М.В., Красникова Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях трансформации современного образования: Монография. - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал»». - 2021. - 200 с.

26. Руденко И.В., Алиева Л.В., Кустов Ю.А., Лившиц Ю.А., Бейлина Н.С., Нефёдова Н.А., Афанасьева Е.Г., Писаренко Д.А. Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе образовательных организаций: Монография. - М.: Издательский дом Академии естествознания, 2017. - 172 с.

27. Стафеева Ю.В. Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: Монография. - Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, 2008. - 244 с.

28. Стерхова Н.С., Демчук А.Ю. Досуговая деятельность как форма реализации эстетического воспитания студентов педвуза // Научное обозрение. - 2010. - № 4. - С. 127-131.

29. Турбина Т.А. Развитие социальной активности подростков в сфере свободного времени // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 1. - С. 78-80.

30. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение процесса развития лидерского потенциала подростка // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2004. - Т. 9. - № 2. - С. 44-50.

31. Чернявская А.П. Становление профессиональной позиции студентов педагогических вузов // Право и образование. - 2006. - № 1. - С. 137-150.

32. Чиж А.Н., Малькова М.А. Социально-педагогическая подготовка будущих специалистов в университете // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 3. - С. 4-9.

33. Шишкина В.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Специальное воспитание как продукт современной культуры и образования // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 12 (51). - С. 27-33.

References

1. Alieva L.V., Afanas'eva E.G., Bejlina N.S., Livshicz Yu.A., Kustov Yu.A., Nefedova N.A., Pisarenko D.A., Rudenko I.V. Sovremenny'j vospitatel'ny'j process v obrazovatel'ny'x organizaciyax: V 2 chastyax: nauchny'j doklad. - ТоГуаШ: Kassandra, 2015. - Chast' 1. - 74 s.

2. Apanasyuk L.A. Sushhnost' i specifika formirovaniya navy'kov mezhkuГturnogo vzaimodejstviya v гатках dosuga studencheskoj molodezhi // Tolerantnost': social'no-gumanitarny'e aspekty': Monografiya; Pod redakciej T.N. Andreyushkinoj. - Tolyatti, 2013. - S. 171-176.

3. Babanova O.I. Algoritm processa razvitiya organizacionno-upravlencheskix sposobnostej budushhix e'tnokul'turologov vo vneauditornoj rabote vuzov kul'tury' // Social'no-kul'turny'j potencial regiona: unikal'nost', prioritety', innovacii: Materialy' Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Orel: Orlovskij gosudarstvenny'j institut kul'tury', 2018. - S. 175-181.

4. Bura L.V. Kuratorstvo i t'yutorstvo kak sposob soprovozhdeniya adaptacii studentov v vuze // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2021. - № 70-1. - S. 314-317.

5. Volkov Yu.G. Solidarnaya aktivnost' v rossijskom obshhestve: kreativny'e praktiki // Sociologicheskie issledo-vaniya. - 2017. - № 2. - S. 41-48.

6. Voskrekasenko O.A. Social'naya adaptaciya obuchayushhixsya v vy'sshej shkole v kontekste problemy' so-cializacii lichnosti // Sovremenny'e naukoemkie texnologii. - 2016. - № 9. - Chast' 3. - S. 485-489.

7. Deczyuk T.N., Xizhnyak Yu.N., Borovik A.V. Formirovanie professional'ny'x e'ticheskix principov i cennostej budushhix social'ny'x rabotnikov vo vneauditornoj rabote // Problemi soczial'noï roboti: filosofiya, psixologiya, socziologiya. - 2017. - № 2 (10). - S. 22-28. D0I:10.25140/2412-1185-2017-2(10)-22-28.

8. Dolgova V.M. Pedagogicheskaya profilaktika problemny'x situacij social'noj adaptacii uchashhegosya // Evropejskij zhurnal social'ny'x nauk. - 2012. - № 11-1 (27). - S. 129-133.

9. Dyagileva V.V. Diversifikaciya obrazovatel'ny'x uslug kak faktor formirovaniya individual'ny'x obrazovatel'ny'x potrebnostej studentov vuza // Mir nauki, kul'tury', obrazovaniya. - 2011. - № 5 (30). - S. 181-182.

10. Zhukovskaya T.V., Shherbakova A.V., Molokanova E.A. Samostoyatel'naya rabota studentov kak osnovo-polagayushhee uslovie formirovaniya obshhekul'turny'x kompetencij bakalavrov inzhenerny'x napravlenij // Nauchny'j al'manax. - 2015. - № 4 (6). - S. 122-126. DOI: 10.17117/na.2015.04.122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Zeer E\F., Sy'manyuk E\ Kompetentnostny'j podxod k modernizacii professional'nogo obrazovaniya // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. - 2005. - № 4. - S. 25-28.

12. Znikina L.S., Borovczov V.A., Sedy'x D.V. Pedagogicheskie sostavlyayushhie razvitiya vospitatel'nogo potenciala vuza // Gumanitarny'e nauki (g. Yalta). - 2022. - № 1 (57). - S. 16-21.

13. Ivanov S.V., KotePniczkaya L.I., Rudenko N.V., Plyaskin K.V., Sidorov V.O. Opy't primeneniya infokommu-nikacionny'x texnologij v nauchno-issledovatel'skoj rabote studentov // Trudy' Severo-Kavkazskogo filiala Mos-kovskogo texnicheskogo universiteta svyazi i informatiki. - 2015. - № 2. - S. 189-191.

14. Igoshin S.N. Iz opy'ta organizacii pedagogicheskogo soprovozhdeniya adaptacii obuchayushhixsya - budushhix arxitektorov sredstvami vneuchebnoj deyatel'nosti kolledzha // Obshhestvo: sociologiya, psixologiya, pedagogika. - 2023. - № 12 (116). - S. 152-158.

15. Kazin E\M., Abaskalova N.P., Kasatkina N.E\, Krasnoshly kova O.G., Arlasheva L.V. Problema social'no-psixologicheskoj adaptacii obuchayushhixsya v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve // Sibirskij peda-gogicheskij zhurnal. - 2020. - № 1. - S. 19-28. DOI: 10.15293/1813-4718.2001.02.

16. Kilina I.A., Vasina E.V., Osipova N.V., Ponamareva E.V., Ry'lova N.T., Traut D.V. Soprovozhdenie social'no-professional'noj adaptacii obuchayushhixsya: Monografiya. - Kemerovo: Kuzbasskij regional'ny'j institut razvitiya professional'nogo obrazovaniya, 2019. - 208 s.

17. Kulikovskaya I.E\ Fenomen sociokul'turnoj uspeshnosti lichnosti // Izvestiya Yuzhnogo federal nogo uni-versiteta. Pedagogicheskie nauki. - 2012. - № 3. - S. 41-49.

18. Lorencz V.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie social'noj adaptacii obuchayushhixsya // Evrazijskoe nauch-noe ob'edinenie. - 2020. - № 1-5 (59). - S. 362-365.

19. Lubkov A.V., Trubina L.A. Cennostny'j vektor sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Cen-nostny'e osnovy' razvitiya rossijskogo obrazovaniya: teoriya i praktika: Monografiya; Rossijskaya akademiya obrazovaniya. - Moskva: OOO «MAKS Press», 2023. - S. 405-415.

20. My'chko E.I., Zyolko A.S. Rol' pedagogicheskoj podderzhki v razvitii lichnosti studentov vy'sshego uchebnogo zavedeniya // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. - 2011. - № 4. - S. 41-46.

21. Nikitina Yu.N., Kas'yanova E.S., Fajzullina N.R. Ponyatie social'noj adaptacii studentov v professional'noj deyatel'nosti // Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal "Koncept". - 2015. - T. 30. - S. 486-490.

22. Osipov P.N., Dulalaeva L.P. Razvitie soft skills studentov texnicheskogo vuza vo vneauditornoj deyatel'nosti // Upravlenie ustojchivy'm razvitiem. - 2020. - № 6 (31). - S. 95-102.

23. Psixologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie i social'naya adaptaciya obuchayushhixsya v obrazovatel'ny'x organizaciyax razlichnogo vida: sovremenny'e podxody' i puti resheniya: Monografiya. - Sankt-Peterburg: Len-ingradskij gosudarstvenny'j universitet im. A.S. Pushkina, 2018. - 168 s.

24. Rajxert T.N., Ustinova S.A., Ushakova M.A. Ocenka e'ffektivnosti modelej organizacii profil'ny'x klassov psix-ologo-pedagogicheskoj napravlennosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2024. - №1. - S. 174-185

25. Raskalinos V.N., Kolosova N.N., Xitrova A.V., Bondar' O.Yu., Beznosyuk E.V., Fadeeva M.V., Krasnikova T.V. Psixologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa v usloviyax transformacii sovremennogo obrazovaniya: Monografiya. - Simferopol: OOO «Izdatelstvo Tipografiya «Arial»». - 2021. - 200 s.

26. Rudenko I.V., Alieva L.V., Kustov Yu.A., Livshicz Yu.A., Bejlina N.S., Nefyodova N.A., Afanas'eva E.G., Pisarenko D.A. Teoreticheskie osnovy' formirovaniya obshheprofessional'ny'x kompetencij studentov v vospi-tatel'nom processe obrazovatel'ny'x organizacij: Monografiya. - M.: Izdatel skij dom Akademii estestvoznaniya, 2017. - 172 s.

27. Stafeeva Yu.V. Pedagogicheskaya podderzhka adaptacii studentov mladshix kursov k usloviyam obucheniya v vuze: Monografiya. - Petropavlovsk-Kamchatskij: Kamchatskij gosudarstvenny'j universitet im. Vitusa Beringa, 2008. - 244 s.

28. Sterxova N.S., Demchuk A.Yu. Dosugovaya deyatel'nost' kak forma realizacii e'steticheskogo vospitaniya studentov pedvuza // Nauchnoe obozrenie. - 2010. - № 4. - S. 127-131.

29. Turbina T.A. Razvitie social'noj aktivnosti podrostkov v sfere svobodnogo vremeni // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury' i iskusstv. - 2007. - № 1. - S. 78-80.

30. Umanskij A.L. Pedagogicheskoe soprovozhdenie processa razvitiya liderskogo potenciala podrostka // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2004. - T. 9. - № 2. - S. 44-50.

31. Chernyavskaya A.P. Ctanovlenie professional'noj pozicii studentov pedagogicheskix vuzov // Pravo i obrazovanie. - 2006. - № 1. - S. 137-150.

32. Chizh A.N., Mal'kova M.A. Socialno-pedagogicheskaya podgotovka budushhix specialistov v universitete // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2010. - № 3. - S. 4-9.

33. Shishkina V.A., Zubanov V.P., Svinarenko V.G. Specialnoe vospitanie kak produkt sovremennoj kuTtury' i obrazovaniya // Psixologiya, sociologiya i pedagogika. - 2015. - № 12 (51). - S. 27-33.

Для ссылки: Насырова Э.Ф., Рыбальченко Ю.С. Педагогическое сопровождение социaльной адаптации студентов средствами внеучебной деятельности на примере БУ ВО «Сургутский государственный университет» // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2024. - №3 (32). -С. 58-67.

DOI 10.24412/2541-9056-2024-332-58-67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.