Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты-первокурсники / адаптация / социальная адаптация студентов / образовательная среда / социальная среда / условия среды / системный подход / аксиологический подход / средовой подход / личностно-ориентированный подход / first-year students / adaptation / social adaptation of students / educational environment / social environment / environmental conditions / systems approach / axiological approach / environmental approach / person-oriented approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарова Светлана Максутовна

Актуальность исследования обусловлена влиянием социальной адаптации студентов-первокурсников на учебную мотивацию и развитие личностных характеристик, необходимых для будущей профессиональной деятельности. В рамках взаимодействия личности с новой средой высшего учебного заведения формируется социальный опыт, который в дальнейшем может быть задействован как механизм адаптации в новом коллективе. Цель исследования раскрыть сущность методологических подходов к адаптации студентовпервокурсников в образовательной организации высшего образования. Методы исследования. Исследование опиралось на теоретические методы: анализ, систематизация, обобщение, синтез. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём раскрыта сущность комплекса методологических подходов к адаптации студентов-первокурсников в образовательной организации высшего образования. Определены педагогические технологии и организационные формы работы, направленные на адаптацию студентов-первокурсников. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём были уточнены понятия: «адаптация», «социальная адаптация». Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей вуза в части успешной адаптации студентов-первокурсников. Результаты исследования. Охарактеризованные в настоящей статье методологические подходы позволят определить стратегию работы преподавателя вуза, направленную на адаптацию студентов-первокурсников в образовательной организации высшего образования. Выводы. По итогам теоретического исследования сделан вывод об отсутствии единственного универсального подхода к организации процесса социальной адаптации, в связи с чем при разработке модели педагогической поддержки обучающихся в условиях вуза целесообразней применять совокупность четырёх описанных в настоящей статье подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES ТО ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS IN HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS

Relevance. The study relevance is due to the influence of social adaptation of first-year students on educational motivation and development of personal characteristics necessary for future professional activity. As part of the interaction of the individual with the new environment of a higher education institution, social experience is formed, which can later be used as a mechanism of adaptation in the new team. Aim. To reveal the essence of methodological approaches to the adaptation of first-year students in a higher education organizations. Methodology. The research was based on theoretical methods: analysis, systematization, generalization, synthesis. Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance. The scientific novelty of the study lies in the fact that it reveals the essence of a complex of methodological approaches to the adaptation of first-year students in higher education organizations. Pedagogical technologies and organizational forms of work aimed at adapting first-year students have been identified. The theoretical significance of the study lies in the fact that it clarified the concepts of adaptation and social adaptation. The practical significance of the study lies in the fact that the results of the study can be used in the practical activities of university teachers in terms of the successful adaptation of first-year students. Results. The methodological approaches described in this article will allow us to determine the work strategy of a university teacher aimed at adapting first-year students to higher education organizations. Conclusions. Based on the results of the theoretical study, it was concluded that there is no single universal approach to organizing the process of social adaptation, and therefore, when developing a model of pedagogical support for students in a university setting, it is more expedient to use a combination of the four approaches described in this article.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

УДК 378.178

Б01: 10.18384/2949-4974-2023-4-43-54

методологические подходы к адаптации первокурсников в образовательной организации высшего образования

Сахарова С. М.

ФГБОУ ВО «Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)» 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 11, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена влиянием социальной адаптации студентов-первокурсников на учебную мотивацию и развитие личностных характеристик, необходимых для будущей профессиональной деятельности. В рамках взаимодействия личности с новой средой высшего учебного заведения формируется социальный опыт, который в дальнейшем может быть задействован как механизм адаптации в новом коллективе. Цель исследования - раскрыть сущность методологических подходов к адаптации студентов-первокурсников в образовательной организации высшего образования. Методы исследования. Исследование опиралось на теоретические методы: анализ, систематизация, обобщение, синтез.

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём раскрыта сущность комплекса методологических подходов к адаптации студентов-первокурсников в образовательной организации высшего образования. Определены педагогические технологии и организационные формы работы, направленные на адаптацию студентов-первокурсников. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём были уточнены понятия: «адаптация», «социальная адаптация». Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей вуза в части успешной адаптации студентов-первокурсников.

Результаты исследования. Охарактеризованные в настоящей статье методологические подходы позволят определить стратегию работы преподавателя вуза, направленную на адаптацию студентов-первокурсников в образовательной организации высшего образования. Выводы. По итогам теоретического исследования сделан вывод об отсутствии единственного универсального подхода к организации процесса социальной адаптации, в связи с чем при разработке модели педагогической поддержки обучающихся в условиях вуза целесообразней применять совокупность четырёх описанных в настоящей статье подходов. Ключевые слова: студенты-первокурсники, адаптация, социальная адаптация студентов, образовательная среда, социальная среда, условия среды, системный подход, аксиологический подход, средовой подход, личностно-ориентированный подход

© CC BY Сахарова С. М . , 2023 .

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

METHODOLOGICAL APPROACHES TO ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS IN HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS

S. Sakharova

Russian Biotechnology University (ROSBIOTECH) FSBEIU VO Volokolamskoye sh., 11, Moscow, 125080, Russian Federation

Abstract

Relevance. The study relevance is due to the influence of social adaptation of first-year students on educational motivation and development of personal characteristics necessary for future professional activity.

As part of the interaction of the individual with the new environment of a higher education institution, social experience is formed, which can later be used as a mechanism of adaptation in the new team. Aim. To reveal the essence of methodological approaches to the adaptation of first-year students in a higher education organizations.

Methodology. The research was based on theoretical methods: analysis, systematization, generalization, synthesis.

Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance. The scientific novelty of the study lies in the fact that it reveals the essence of a complex of methodological approaches to the adaptation of first-year students in higher education organizations. Pedagogical technologies and organizational forms of work aimed at adapting first-year students have been identified. The theoretical significance of the study lies in the fact that it clarified the concepts of adaptation and social adaptation. The practical significance of the study lies in the fact that the results of the study can be used in the practical activities of university teachers in terms of the successful adaptation of first-year students. Results. The methodological approaches described in this article will allow us to determine the work strategy of a university teacher aimed at adapting first-year students to higher education organizations.

Conclusions. Based on the results of the theoretical study, it was concluded that there is no single universal approach to organizing the process of social adaptation, and therefore, when developing a model of pedagogical support for students in a university setting, it is more expedient to use a combination of the four approaches described in this article.

Keywords: first-year students, adaptation, social adaptation of students, educational environment, social environment, environmental conditions, systems approach, axiological approach, environmental approach, person-oriented approach

ВВЕДЕНИЕ

Студенческий возраст является завершающим (вторичным) этапом социализации, когда происходит адаптация к новой среде высшего учебного заведения . Понятие «адаптация» рассматривается как процесс целенаправленной перестройки отношения личности к новым социальным условиям. Учёные, осветившие в своих научных работах психологическую адаптацию (Л. С. Выготский, А. Н . Леонтьев и др ), рассматривают данное понятие как совокупность умений и спо-

собностей контролировать собственное поведение в новом социальном окружении [5; 10]. Подобный самоконтроль и самовоспитание осуществляется посредством преодоления личностью внутренних и внешних конфликтов, чувства тревоги и неуверенности, в результате чего активизируются защитные психические реакции на раздражители

В педагогике (А. В . Мудрик, В . А. Сла-стенин и др ) данный феномен определяется одновременно как непрерывный процесс и как результат социализации

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

человека в рамках профессионализации студентов вузов [13; 16, с . 322]. Адаптация как процесс имеет структуру с определённой последовательностью следующих сменяющихся этапов, на каждом из которых происходит перестройка личности, обеспечивающая включение студента в новые социальные отношения:

- подготовительный этап заключается в аккумулировании информации о новых условиях обучения;

- этап первоначального «вхождения» в среду учебного заведения - мобилизация внутренних ресурсов личности;

- этап накопления опыта взаимодействия с социумом, в рамках которого происходит корректировка поведения;

- этап завершения адаптации - реализация личностных потребностей в рамках новой социальной реальности

Адаптация как результат социализации студента-первокурсника представляет собой механизм интеграции в новую социальную среду, для которой характерны определённые общественные отношения и традиции . Если в психологических исследованиях данная категория рассматривается в контексте физиологических характеристик личности, то в педагогических исследованиях - в контексте социальных установок, норм и образцов поведения Данный процесс сопровождается личностным самоопределением, выражающемся в поиске ценностных установок на период обучения, выделении цели и задач своей учебной деятельности, развитии навыков самостоятельной исследовательской работы, выработке методов, помогающих преодолеть новые психофизиологические нагрузки в вузе

Необходимо отметить, что адаптация как движимая сила приспособления к новому социальному окружению и требованиям, предъявляемым профессорско-преподавательским составом вуза к результативности процесса обучения, сопровождается значительными трудностями, вызванными недостаточным социальным опытом взаимодействия со

стороны обучающихся, несоответствием их личностных потребностей и условий той новой среды, в которой им необходимо их реализовать

Мотивация в учебной деятельности, в рамках которой обучающиеся осваивают будущую профессию, зависит, в том числе, от успешности адаптации. Следовательно, методологические подходы, которыми руководствуются кураторы и преподаватели при моделировании педагогических условий, направленных на эффективную социальную адаптацию студентов-первокурсников к новым условиям обучения в вузе, влияют не только на формирование личностной самореализации девушек и юношей, но и на профессиональную компетентность выпускников образовательной организации, специалистов того или иного профиля

В педагогических научных трудах недостаточно освещён вопрос сущности методологических подходов к процессу адаптации, связанному с зачислением молодых людей и девушек на первый курс вуза, что определяет актуальность настоящего исследования

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Цель и задачи исследования

Цель исследования - раскрыть сущность методологических подходов к адаптации студентов-первокурсников в образовательной организации высшего образования

В соответствии с данной целью были определены задачи исследования:

- провести анализ научной, научно-педагогической литературы по теме исследования;

- уточнить понятия: «адаптация», «социальная адаптация»;

- охарактеризовать методологические подходы, направленные на адаптацию студентов-первокурсников;

- определить педагогические технологии и организационные формы работы, направленные на адаптацию студентов-первокурсников

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

Методология и методы исследования

Исследование опиралось на методологию аксиологического, системного, средового, адаптивного и личностно-ориентированного подходов. Основным методом исследования является теоретический анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы, посвящённой характеристике адаптационного процесса студентов вуза и психолого-педагогическим условиям, направленным на его эффективную организацию. Процесс адаптации юношей и девушек в начале вузовского обучения -важнейшая составляющая системы воспитания, которая влияет на формирование профессионального определения личности и на развитие её социальной активности в студенческой среде

Организация исследования и ход работы

В ходе исследования был проведён анализ научной, научно-педагогической литературы по теме исследования, рассмотрены и уточнены понятия «адаптация» и «социальная адаптация» в педагогических и психолого-педагогических концепциях с позиции методологии аксиологического, системного, средового и личностно-ориентированного подходов

Аксиологический подход к организации процесса адаптации студентов-первокурсников в вузе заключается в формировании мировоззренческого восприятия социокультурных особенностей среды высшего учебного заведения, в котором учатся и работают представители различных национальностей, в связи с чем необходимо в воспитательной работе со студенческой молодёжью делать педагогический акцент на принятии культурных ценностей окружающих и осознании ответственности за собственное поведение в социуме

С точки зрения М. Г. Магомедовой, «социальная» и «социокультурная адаптация» - понятия синонимичные ис-

следователь отмечает, что разработка в соответствии с принципами системного и аксиологического подходов адаптационных педагогических ресурсов создаст условия для формирования мотиваци-онно-ценностного отношения студентов к своей будущей профессиональной деятельности [11]. Автор делает вывод, что развитие культуры студентов является важным адаптационным фактором личности студента к учебному процессу.

Подобной позиции придерживается Е. В . Домаренко, которая в своей монографии описывает адаптационные ресурсы разнонаправленных социокультурных практик, апробированных в ходе воспитательной работы со студентами-первокурсниками [7].

Адаптация посредством культурной ассимиляции описана в научных трудах, посвящённых особенностям организации воспитательной работы с иностранными студентами. С . Ван [3] и Ц. Чжан [20] описывают копинг-стратегии (технологии поведения в стрессовой ситуации), позволяющие китайским студентам приобщиться к русской культуре

Реализация аксиологического подхода при моделировании процесса адаптации студентов к новым условиям обучения в вузе может осуществляться в рамках дистанционного режима при взаимодействии обучающихся с электронной информационно-образовательной средой, социокультурным компонентом которой являются разнообразные информационные платформы, обеспечивающие социальное партнёрство с культурно-досу-говыми организациями (виртуальными музеями и электронными библиотеками), что способствует социальной и профессиональной зрелости студентов [1, с . 463]. Способность воспринимать ценность чужой культуры и норм поведения, принятых в определённом сообществе, является важным условием адаптации личности к новому социальному окружению Данная концепция также позволяет, помимо аксиологического, задействовать

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

2023 / № 4

и средовый методологический подход к разработке организационных условий адаптации студентов-первокурсников

Системный подход к определению сущности социальной адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе заключается в характеристике взаимосвязи между учебной мотивацией, социальным опытом взаимодействия и коммуникативной компетентностью личности Адаптация как педагогический процесс представляет собой систему организации учебной и досуговой деятельности обучающихся. Исследователи, придерживающиеся системного подхода к описанию этапов успешной социальной адаптации студентов, делают педагогический акцент на методах, организационных формах и дидактических средствах

В ходе анализа мы пришли к выводу, что в научной литературе отсутствует однозначная трактовка междисциплинарной категории «адаптация» в контексте приспособления студенческой молодёжи к новым социальным условиям обучения в высшем учебном заведении; можно выделить системный, аксиологический, средовой и личностно-ориен-тированный подходы исследователей к характеристике рассматриваемого феномена В педагогике методологический подход определяется как совокупность идей и принципов, влияющих на общую концепцию и стратегию соответствующей деятельности

В диссертационном исследовании Г. Н . Нежельской процесс социальной адаптации студентов рассмотрен в качестве целостной учебно-воспитательной системы, состоящей из относительно самостоятельных, но в то же время взаимосвязанных и непрерывно развивающихся компонентов (гносеологического, ценностно-мотивационного и социально-коммуникативного) [14]. Модель педагогической поддержки социальной адаптации разработана автором в соответствии с принципами: формирования мотивации; создания специальных

адаптивных ситуаций, направленных на удовлетворение адаптивной потребности студентов; коммуникативной направленности и межкультурной коммуникации В исследовании сделан вывод о взаимовлиянии учебно-познавательной деятельности, системы общения с ровесниками и преподавателями и уровня развития самосознания студента на степень его социальной адаптации

Данная концепция нашла отражение в научных статьях А. В. Красновой, Р. А. Ва-леевой [8], М. К. Кулинич, К. И. Халфи-ной, О . А. Петрусевой, В. В . Ковалева [9], С . И . Филиппченковой и В . Ф . Мартюшо-ва [17]. Авторы отмечают, что педагогически грамотно организованный процесс приспособления студентов к условиям получения высшего образования позволяет усвоить профессиональные знания на качественном уровне, развить такие положительные личностные характеристики, как самоорганизация и дисциплинированность, что позволяет избежать трудностей в освоении будущей специальности Исследователями перечислены факторы, учёт которых при разработке педагогической модели социальной адаптации в соответствии с принципами системного методологического подхода позволяет сформировать у обучающихся студенческого возраста способность самостоятельно усваивать полученный социальный опыт, что проявляется в регулировании ими своей деятельности

Таким образом, отечественные исследователи, придерживающиеся системного методологического подхода к определению сущностных характеристик и структуры социальной адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе, делают акцент на выделении многоуровневых связей и отношений в рамках целостной воспитательной системы

Средовой подход в образовании основан на задействовании педагогом воспитательного и развивающего потенциала психолого-педагогического и материального пространства учебного заведения

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

В . А. Ясвин определяет образовательную среду как событийно ограниченную совокупность возможностей для развития личности [22] посредством проектирования организационного, предметно-пространственного, социального, психодидактического компонентов Важность педагогизации среды учебного заведения отмечена в трудах Л . В . Мардахаева [12] и С . Т. Шацкого [21].

Н . В. Хлебникова, описывая в своей кандидатской диссертации педагогическую модель практико-ориентированной адаптации студентов в системе «вуз - работодатель», отмечает, что опора на сре-довый подход позволит сформировать у обучающегося качества, необходимые в дальнейшем при прохождении собеседования после окончания учебного заведения [17]. Способность адаптироваться в новую социальную среду является одним из значимых «гибких навыков» (soft skills), которые высоко ценятся работодателями

И. А. Васельцова, А. Н . Игошкин, Ю . Ю . Бережник считают, что результатом адаптации к образовательной среде вуза является сформированный социальный опыт интеграции со средой [4, с . 60], который позволит студенту в дальнейшем воспринимать и соблюдать нормы и правила любого сообщества. Соблюдение внутреннего распорядка учебного заведения, осуществление учебной деятельности в соответствии со структурой различных организационных форм занятий (исследовательские проекты, лабораторные практикумы, круглые столы и т. д. ), а также приспособление к стилю педагогического общения профессорско-преподавательского состава - всё это является обязательными составляющими адаптации студента к среде вуза Необходимо отметить, что обучающиеся воспринимают компоненты среды учебного заведения как единое целое: и материальное пространство (оформление и оснащение аудиторий, научной библиотеки и т. д. ), и социально-коммуникативное

(студенческие клубы, факультативы) В связи с чем связующим адаптационным элементом являются методический и психодидактический компоненты, содержание которых включает педагогические технологии и средства обучения, направленные, в том числе, на развитие индивидуальных качеств личности студента, что обеспечивает переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного вузовского образования к личност-но-ориентированной

С позиции В . Е. Цибульниковой, методология адаптивного подхода направлена: на построение системы адаптивности; на сопровождение адаптации и социализации (поскольку успешная адаптация и социализация могут быть в том случае, если эти процессы управляемы); на создание оптимальных условий для обучающихся и благоприятного социально-психологического климата, здоровьеформирующей и здоровьесбе-регающей среды, способствующей активной деятельности [18]. Отмечается, что обучающийся в учебной деятельности «подвергается воздействию стрессоров, в борьбе с которыми его организм использует свои адаптационные возможности, стараясь защититься, тем самым входя в состояние стресса как реакции организма на неблагоприятные условия внешней среды» [19].

В основе личностно-ориентирован-ного подхода в образовании - учёт индивидуальных особенностей обучающегося посредством использования технологии сотрудничества, что повышает учебную мотивацию Данный концепт нашёл отражение и в личностно-ориентирован-ном подходе к определению содержания процесса социальной адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в высшем учебном заведении

О . В . Буховцева в своей монографии отмечает, что практика использования данного подхода кураторами вузов при работе со студентами-первокурсниками сводится к решению фрагментарных

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

2023 / № 4

уже возникших проблем, что не позволяет в полной мере реализовать стратегию воспитательной работы по адаптации обучающихся [2, с. 17]. Исследователь предлагает использовать проектную технологию, в соответствии с которой обучающиеся в группах готовят индивидуальные исследовательские или коллективные творческие проекты

В рамках психолого-педагогического исследования Н . М. Голубевой были проанализированы факторы, влияющие на адаптационную гибкость и мобильность студентов, в результате исследователем с опорой на личностно-ориентированный подход были обоснованы адаптационные функции рефлексии как деятельности, необходимой для комфортного психологического «вхождения» в образовательную среду вуза [6] Продуцирование положительных рефлексивных образов является эффективным педагогическим средством для формирования социальной мотивации и мотивации к обучению С позиции личностно-ориентирован-ного методологического подхода адаптация - процесс двусторонний: с одной стороны, студент, приспосабливаясь к внешним новым условиям, принимает устоявшиеся в определённой микросреде способы деятельности (нормы общения и поведения); с другой стороны, уже будучи включённым в данную общность, при взаимодействии с окружающими сам влияет на неё, вызывая изменения

Таким образом, исследователи, руководствующиеся принципами личностно-ориентированного подхода, отмечают, что учёт индивидуальных особенностей при разработке педагогических средств, направленных на социальную адаптацию студентов-первокурсников, позволяет снизить внутренние противоречия между привычными для обучающего способами взаимодействия с социумом и новыми требованиями преподавателей и администрации вуза к формам и способам осуществления учебного сотрудничества В

результате у студента формируется добровольное стремление соответствовать новому социальному статусу, что также положительно сказывается на мотивации к получению образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Освоение абитуриентом новой социальной роли студента-первокурсника сопровождается психологическими трудностями, облегчить которые возможно, грамотно и методологически верно организовав воспитательную работу, создающую педагогические условия для его успешной адаптации В результате анализа научных исследований, опубликованных за последние пять лет, были сформулированы методические концепции адаптации студентов в соответствии с системным, аксиологическим, средовым и личностно-ориентированным подходами, что отражено в таблице 1

Проектирование модели педагогической поддержки социальной адаптации студентов в условиях высшего учебного заведения предполагает выделение процессуального и технологического компонентов организационно-деятельност-ного блока Педагогические технологии и организационные формы работы с обучающимися в соответствии с каждым из охарактеризованных в настоящем исследовании методологических подходов представлены в таблице 2

Методические концепции, реализованные с помощью комплекса соответствующих педагогических технологий и организационных форм, определяют стратегию воспитательной работы, позволяющей студентам-первокурсникам успешно адаптироваться в условиях высшего учебного заведения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый из охарактеризованных в настоящей статье методологических подходов к проектированию процесса социаль-

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

Ç 2023 / № 4

Таблица 1 / Table 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методические концепции адаптации студентов-первокурсников высшего учебного заведения / Methodological concepts for adaptation of first-year students of a higher education institution

Методологический подход Концепция

Системный подход Создание педагогических условий для усиления взаимосвязи между учебной мотивацией, социальным опытом взаимодействия и коммуникативной компетентностью личности

Аксиологический подход Ориентация на формирование толерантного отношения к поликультурной среде учебного заведения

Средовый подход Интеграция личности в среду вуза с целью формирования способности приспосабливаться к новым условиям обучения и профессионального развития

Личностно-ориентированный подход Формирование способности интегрироваться с социальной средой без потери собственной идентичности

Таблица 2 / Table 2

Педагогические технологии и организационные формы работы, направленные на адаптацию студентов-первокурсников высшего учебного заведения / Pedagogical technologies and organizational forms of work aimed at adaptation of first-year students of a higher education institution

Методологический подход Педагогические технологии Организационные формы

Системный подход Технология коммуникативного обучения Ролевые, дидактические игры

Технология развития критического мышления Групповые творческие задания

Аксиологический подход Средовой подход Социокультурная технология Круглые столы, дискуссии, мини-лектории

Технология копинг-поведения Тренинг, позиционный семинар

Информационные технологии Виртуальные музейные туры, библиотечные занятия

Технология сотрудничества Исследовательские проекты, лабораторные практикумы, круглые столы

Личностно- ориентированный подход Проектная технология Индивидуальные исследовательские проекты, коллективные творческие проекты

Технология индивидуализации обучения Тренинг, коучинг-сессия

vsoy

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

ной адаптации студентов, поступивших на первый курс программы бакалавриата, имеет свои преимущества

Системный подход позволяет учесть многоуровневые связи в рамках целостной воспитательной системы, которые должны быть учтены при составлении плана внеучебных мероприятий с вновь поступившими студентами на текущий период (семестр, учебный год)

В поликультурной среде высшего учебного заведения особенно важна опора на аксиологический подход к разработке адаптационной модели для студентов-первокурсников, поскольку в контексте будущей профессиональной деятельности в условиях многонациональной россии необходимо сформировать у обучающихся толерантное отношение к разнообразным социокультурным сообществам

Средовый методологический подход к организации процесса адаптации студентов вуза формирует тесную связь между

обучающимся и учебным заведением, когда каждый компонент данного образовательного психолого-педагогического пространства является важным условием профессионального развития будущего специалиста

результатом использования личност-но-ориентированного подхода в качестве концептуальной основы для проектирования процесса социальной адаптации обучающихся является реализация каждым студентом своих способностей и удовлетворение познавательных потребностей, что положительным образом влияет на мотивацию в освоении профессии Подводя итоги, необходимо отметить отсутствие единственного универсального методологического подхода к организации процесса социальной адаптации, в связи с чем целесообразней использовать их в совокупности, что повысит его эффективность

Дата поступления в редакцию 22.09.2023

литература

1. Алферьева-Термсикос В. Б . Структура электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Педагогический журнал. 2022. Т. 12 . № 6-1. С. 458-466.

2 . Буховцева О . В. Адаптация студентов к условиям вуза: монография . Биробиджан: Приамур-

ский государственный университет им . Шолом-Алейхема, 2020. 103 с .

3 . Ван С. Личностный адаптационный ресурс китайских студентов-первокурсников: моногра-

фия . Москва: Триумф, 2019. 262 с. 4. Васельцова И . А . , Игошкин А . Н . , Бережник Ю . Ю . Социально-педагогическая адаптация студентов первых курсов к образовательной среде вуза // Учёные записки университета им. П . Ф . Лесгафта. 2023. № 2 (216). С 59-62.

5 . Выготский Л . С. Психология развития: избранные работы . Москва: Юрайт, 2019. 281 с .

6 . Голубева Н . М. Особенности рефлексии в психологической адаптации студентов к образователь-

ной среде организации высшего образования: дис . ... канд. психол . наук. Саратов, 2018. 205 с .

7 . Домаренко Е. В . Профессиональная адаптация студентов в социокультурной среде вуза куль-

туры: монография . Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2021. 135 с.

8 . Краснова А . В . , Валеева Р. А . Успешная социальная адаптация в вузе как фактор формирова-

ния социальной ответственности студентов // Известия Российской академии образования . 2023 № 1 (61) С 197-207

9 . Кулинич М. К. , Халфина К. И . , Петрусева О . А. Взаимосвязь социальной адаптации и профес-

сионального самоопределения студентов // Психология развития и образования (российский журнал прикладных исследований) 2023 № 1 С 27-29

10 . Леонтьев А . Н . Деятельность, сознание, личность [Электронный ресурс]. URL: http://www. psy.

msu. ru/people/leontiev/dsl/index.html (дата обращения: 06.10.2023).

11 Магомедова М Г Социокультурные и дидактические ресурсы адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях национального региона: дис. ... д-ра пед . наук Грозный, 2018 283 с

ISSN 2949-4990

0

Московский педагогический журнал

Г

2023 / № 4

12 . Мардахаев Л . В . Социальная педагогика: педагогика среды . Москва: Директ-Медиа, 2019. 299 с .

13 . Мудрик А . В . Социальная педагогика [Электронный ресурс]. URL: https://smolsoc. ru/index, php/

home/. . . /835-2011-01-11-14-22-55 (дата обращения: 06.10.2023). 14. Нежельская Г. Н . Педагогическая поддержка социальной адаптации студентов средствами

иностранного языка: дис . ... канд. пед. наук. Грозный, 2022. 224 с . 15 . Сластенин В . А . Психология и педагогика: в 2 ч . Ч . 2 . Педагогика. Москва: Юрайт, 2020. 374 с . 16. Филиппченкова С. И . , Мартюшов В. Ф . Социально-психологические факторы адаптации студентов // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2023. № 2 (33). С. 63-66.

17 . Хлебникова Н . В . Практико-ориентированная адаптация студентов в системе «вуз - работода-

тель»: дис ... канд . пед. наук. Киров, 2021. 196 с .

18 . Цибульникова В . Е. Конвергенция, интеграция и синергизм как методологическая триада цен-

ностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом // Преподаватель XXI век. 2018 . № 2-1. С. 168-189.

19 . Цибульникова В . Е. , Богатикова А . Н . Саногенное мышление педагога как механизм регуляции

эмоционального здоровья // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: материалы V международной научно-практической конференции. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017 . С. 74-80.

20 . Чжан Ц . Проблемы адаптации китайской молодёжи к повседневным социокультурным пра-

ктикам в России // Наука, образование и культура. 2020. № 7 (51). С. 63-65. 21. Шацкий С. Т. Педагогика: избранные сочинения: в 2 т. Т. 1. Москва: Юрайт, 2023. 269 с. 22 . Ясвин В . А . Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования 2020 № 1 (6) С 74-93

1. Alfer'eva-Termsikos V. B. [Structure of the electronic information and educational environment of the pedagogical university]. In: Pedagogicheskij zhurnal [Pedagogical Journal], 2022, vol. 12, no. 6-1, pp.458-466.

2 . Buhovtseva O. V. Adaptaciya studentov k usloviyam vuza: monografiya [Adaptation of students

to university conditions: monograph]. Birobidzhan, Amur State University named after Sholom Aleichem Publ. , 2020. 103 p .

3 . Van S . Lichnostnyj adaptacionnyj resurs kitajskih studentov-pervokursnikov: monografiya [Personal ad-

aptation resource of Chinese first-year students: monograph]. Moscow, Triumf Publ. , 2019. 262 p. 4. Vaseltsova I . A . , Igoshkin A . N . , Berezhnik Yu. Yu. [Social and pedagogical adaptation of first-year students to the educational environment of the university]. In: Uchyonye zapiski universiteta im. P. F. Les-gafta [Scientific notes of the University named after P F. Lesgaft], 2023, no . 2 (216), pp . 59-62. 5 . Vygotsky L. S . Psihologiya razvitiya: izbrannye raboty [Developmental psychology: Selected works]. Moscow, Yurajt Publ. , 2019. 281 p.

6. Golubeva N. M. Osobennosti refleksii v psihologicheskoj adaptacii studentov k obrazovatelnoj srede or-ganizacii vysshego obrazovaniya: dis. ... kand. psihol. nauk [Features of reflection in the psychological adaptation of students to the educational environment of higher education organizations: Cand. Sci. thesis in Psychology] Saratov, 2018 205 p

7. Domarenko E. V. Professionalnaya adaptaciya studentov v sociokul'turnoj srede vuza kul'tury: monografiya [Professional adaptation of students in the sociocultural environment of a university of culture: monograph]. Oryol, Oryol State Institute of Culture Publ. , 2021. 135 p.

8 . Krasnova A . V. , Valeeva R . A . [Successful social adaptation in higher education institution as a fac-

tor in the formation of students' social responsibility]. In: Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya [News of the Russian Academy of Education], 2023, no. 1 (61), pp. 197-207.

9 . Kulinich M. K. , Halfina K. I. , Petruseva O. A. [The relationship between social adaptation and pro-

fessional self-determination of students]. In: Psihologiya razvitiya i obrazovaniya (rossijskij zhurnal prikladnyh issledovanij) [Psychology of development and education (Russian journal of applied research)], 2023, no . 1, pp . 27-29.

references

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

10 . Leontev A . N . Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality]. Available at:

http://www. psy msu. ru/people/leontiev/dsl/index.html (accessed: 06.10.2023). 11. Magomedova M. G . Sociokul'turnye i didakticheskie resursy adaptacii studentov k professionalno-ped-agogicheskoj deyatelnosti v usloviyah nacionalnogo regiona: dis. ... d-ra ped. nauk [Sociocultural and didactic resources for students' adaptation to professional teaching activities in the conditions of a national region: Dr. Sci. thesis in Pedagogy]. Groznyj, 2018. 283 p.

12 . Mardahaev L. V. Social'naya pedagogika: pedagogika sredy [Social pedagogy: pedagogy of the environ-

ment]. Moscow, Direkt-Media Publ. , 2019. 299 p.

13 . Mudrik A. V. Social'naya pedagogika [Social pedagogy]. Available at: https://smolsoc.ru/index.php/

home/ . . ./835-2011-01-11-14-22-55 (accessed: 06.10.2023). 14. Nezhel'skaya G . N . Pedagogicheskaya podderzhka social'noj adaptacii studentov sredstvami inostranno-goyazyka: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical support for social adaptation of students using foreign language means: Cand. Sci. thesis in Pedagogy]. Groznyj, 2022. 224 p .

15 . Slastenin V. A . Psihologiya i pedagogika v 2 ch. Pedagogika [Psychology and pedagogy Pt. 2 . Pedago-

gy]. Moscow, Yurajt Publ. , 2020. 374 p .

16 . Filippchenkova S . I . , Martyushov V. F. [Socio-psychological factors of student adaptation]. In: Vestnik

Tverskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Nauki ob obshchestve i gumanitarnye nauki [Bulletin of Tver State Technical University Series: Social Sciences and Humanities], 2023, no . 2 (33), pp. 63-66.

17 . Khlebnikova N . V. Praktiko-orientirovannaya adaptaciya studentov v sisteme «vuz - rabotodatel'»:

dis ... kand. ped. nauk [Practice-oriented adaptation of students in the "university - employer" system: Cand. Sci. thesis in Pedagogy]. Kirov, 2021. 196 p.

18 . Tsibulnikova V. E. [Convergence, integration and synergy as a methodological triad of value-oriented

health-creating management of teaching staff]. In: Prepodavatel'XXI vek [Teacher XXI century], 2018, no 2-1, pp 168-189

19 . Tsibulnikova V. E. , Bogatikova A . N . [Sanogenic thinking of the teacher as a regulatory mechanism of

emotional health]. In: Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnosti v obrazovanii: soyuz nauki i praktiki: materialy V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Psychological and pedagogical support of the individual in education: a union of science and practice: materials of the V international scientific and practical conference]. Moscow, Moscow Pedagogical State University Publ. , 2017, pp 74-80

20 . Zhan Ts . [Problems of adaptation of Chinese youth to everyday sociocultural practices in Russia]. In:

Nauka, obrazovanie i kul'tura [Science, education and culture], 2020, no. 7 (51), pp. 63-65. 21. Shackij S. T. Pedagogika: izbrannyesochineniya. T. 1 [Pedagogy: Selected works. Vol. 1]. Moscow, Yurajt Publ. , 2023. 269 p.

22 . Yasvin W. A . [Technology of environmental design in education]. In: Socialno-politicheskie issle-dovaniya [Socio-political studies], 2020, no . 1 (6), pp . 74-93.

информация об авторе

Сахарова Светлана Максутовна - ассистент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» института международного образования ФГБОУ ВО «Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)»; e-mail: saharovasm@mgupp. ru

information about the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Svetlana M. Sakharova - Assistant of the Department of "Social and Humanitarian Disciplines" of the Institute of International Education, FSBEI VO "Russian Biotechnology University (ROSBIOTECH)"; e-mail: saharovasm@mgupp. ru

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

правильная ссылка на статью

Сахарова С. М. Методологические подходы к адаптации первокурсников в образовательной организации высшего образования // Московский педагогический журнал . 2023. № 4. С. 43-54. БОТ: 10.18384/2949-4974-2023-4-43-54

for citation

Sakharova S . M . Methodological approaches to adaptation of first-year students in higher education organizations . In: Moscow Pedagogical Journal, 2023, no . 4, pp . 43-54. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-4-43-54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.