health-saving and socially adaptive educational space. Book III. Psycho-pedagogical and medico-social support for children's development and students' self-realization]. Ed. E. M. Kazina. Kemerovo, Moscow, 2018, 571 p. (In Russian).
35. Usenko A. B., Kuzmina K. A. Osobennosti proizvol'noj samoregu-lyacii pove-deniya mladshih podrostkov s raznymi tipami veg-etativnogo [Peculiarities of voluntary self-regulation of behavior of younger adolescents with different types of vegetative responses]. Psychological Research, 2012, no. 24, vol. 5, pp. 6. (In Russian).
36. Feldshtejn D. I. Social'noe razvitie v prostranstve - vre-meni det-stva [Social development in the space - time of childhood]. Moscow, 1997, 160 p. (In Russian).
37. Chetverik O. N. Osobennosti formirovaniya psihofiziologich-eskogo adaptacionnogo potenciala podrostkov pri razlichnyh rezhimah uchebnoj deyatel'nosti [Peculiarities of formation of psychophysiological adaptive potential of adolescents under dif-
ferent modes of educational activities]. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo, 2018, 20 p. (In Russian).
38. Shinkarenko A. S. Formirovanie bezopasnogo i zdorovogo obraza zhizni shkol'nikov na sovremennom etape razvitiya obshchestva [The formation of a safe and healthy way of life of schoolchildren at the present stage of development of society]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2015, 203 p. (In Russian).
39. Shishkina V. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnostno-professional'nogo stanovleniya budushchih uchitelej izobrazitel'nogo iskusstva [Pedagogical support for personal and professional development of future teachers of fine arts]. Moscow, 2006, 386 p. (In Russian).
40. Danilin D. A. The study of the individual characteristics of the students and their social and coping. Medical-Biological Problems of Physical Education and Sport in modern conditions: Proceedings of International Scientific-practical conference. Belgorod, 2003, pp. 217-220. (In English).
УДК/UDC 378.1
DOI 10.54509/22203036_2023_1_75 EDN AYJKJG
Гаранина Резеда Мухаррамовна
кандидат педагогических наук, доцент,
Самарский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения Российской Федерации,
г. Самара
Author ID: 670845
ORCID: 0000-0002-5827-3269
/fpj
Garanina Rezeda M.
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Samara State Medical University", Samara
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
THE FIRST-YEAR STUDENT'S ADAPTATION IN THE EDUCATIONAL SPACE AS THE FACTORS OF THE SUBJECTIVE POSITION FORMATION
Введение. Актуальность и целесообразность исследования обусловлена необходимостью решений очевидных проблем адаптации студентов к особенностям новой для первокурсника образовательной среды, дальнейшего поиска путей психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения.
Цель исследования в рамках представленной статьи - обоснование и разработка конкретных предложений психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения. Данный этап исследования в соответствии с целью определил постановку следующих задач:
- выявление причин трудностей в адаптации первокурсников к образовательной среде вуза;
- обоснование и разработка психолого-педагогической программы сопровождения студентов в учебном процессе, способствующей формированию их субъектной позиции.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в разработке диагностического инструментария, позволяющего определить уровень социально-психологической адаптирован-ности студентов-первокурсников к образовательной среде; в обосновании и представлении психолого-педагогической программы сопровождения студентов в учебном процессе, способствующей формированию их субъектной позиции.
Методология. Исследование основывалось на работах отечественных ученых и публикациях зару-
бежных авторов в области философии, педагогики и психологии, в которых рассматриваются актуальные проблемы адаптации. Для выявления, изучения и оценки индивидуально-личностных свойств и возможностей первокурсников нами реализован комплекс педагогического инструментария по изучению и оценке процесса адаптации: методы наблюдения, мониторинга, опроса, диагностики и обработки данных опросов, анкетирования с использованием различных методик определения социально-психологической адаптированности студентов: тест «Социально-психологическая адаптация» по К. Роджерсу и Р. Даймонду [6], методика «Коммуникативные и организаторские склонности» по В. В. Синявскому и Б. А. Федоришину [22], методика оценки психологического климата в группе по Л. Н. Лутошкину [11].
Результаты. Автором представлены итоги по выявлению и описанию уровней социально-психологической адаптированности, организаторских и коммуникативных способностей первокурсников; программы социально-психологических мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов-первокурсников в образовательном пространстве вуза.
Заключение. В процессе исследования и оценки индивидуально-личностных свойств первокурсников нами были проанализированы основные причины трудностей адаптационного периода, детерминированы показатели социальной и учебной адаптации, обозначены основные функции адаптации первокурсника. Успешная адаптация студента к образовательной среде вуза оказывает непосредственное влияние на его академическую успеваемость, формирование субъектной позиции, личностное развитие будущего специалиста и его профессиональное становление.
В исследовании представлены обоснование и разработка психолого-педагогической программы сопровождения студентов в учебном процессе, способствующей формированию их субъектной позиции.
Introduction. The relevance and expediency of the research is due to the need to solve obvious problems of students' adaptation to the peculiarities of a new educational environment for a first-year student, further search for ways of psychological and pedagogical support of students in the learning process. The purpose of the research within the framework of the presented article is to substantiate and develop specific proposals for psychological and pedagogical support of students in the learning process. This stage of the study, in accordance with the goal, determined the formulation of the following specific tasks:
- identification of the causes of difficulties in the adaptation of first-year students in the educational environment of the university;
- substantiation and development of a psychological and pedagogical program for accompanying students in the educational process, contributing to the formation of their subjective position.
The scientific novelty and theoretical significance of the research consists in the development of diagnostic tools that allow determining the level of socio-psychological adaptation of first-year students to the educational environment; in the justification and presentation of a psychological and pedagogical program for accompanying students in the educational process, contributing to the formation of its subjective position.
Methodology. The research was based on the works of Russian scientists and publications of foreign authors in the field of philosophy, pedagogy and psychology, which address the current problems of adaptation. To identify, study and evaluate the individual-personal properties and capabilities of first-year students, we have implemented a set of pedagogical tools for studying and evaluating the adaptation process: methods of observation, monitoring, questioning, diagnostics and processing of survey data, questionnaires using various methods for determining the socio-psychological adaptability of students: the test "Socio-psychological adaptation" by K. Rogers and R. Diamond [6], the methodology of "Communicative and organizational inclinations" by V. V. Sinyavsky and B. A. Fedorishin [22] methodology for assessing the psychological climate in the group according to L. N. Lutoshkin [11].
Results. The author presents the results of identifying and describing the levels of socio-psychological adaptability, organizational and communicative abilities of first-year students; programs of socio-psychological measures that contribute to the successful adaptation of first-year students in the educational space of the university.
Conclusion. In the process of research and evaluation of individual and personal properties of first-year students, we analyzed the main causes of difficulties of the adaptation period, determined indicators of social and educational adaptation and identified the main functions of adaptation of a first-year student. The success of the student's adaptation process to the educational environment of the university has a direct impact on student's academic performance, the formation of a subjective position, the personal development of the future specialist and one's professional formation. The study presents the rationale and development of a psychological and pedagogical program for accompanying students in the educational process, contributing to the formation of their subjective position.
Ключевые слова: адаптация, факторы и функции адаптации, индивидуально-личностные свойства и возможности первокурсников, субъектная позиция, психолого-педагогическое сопровождение.
Keywords: adaptation, factors and functions of adaptation, individual and personal properties and capabilities of first-year students, subjective position, psychological and pedagogical support.
Введение
Одной из актуальных проблем высшего образования является адаптация студента к образовательному пространству и социокультурной среде университета. От успешности процесса адаптации в новых условиях зависят и адекватное существование субъекта в изменяющихся условиях, и оптимальное освоение специфики новых условий обучения, и способность субъекта не только приспосабливаться к изменившимся условиям, но и самому активно воздействовать на окружающую среду (например, посредством самореализации в определенном виде деятельности).
«Современные реалии предъявляют значительные требования к адаптационным способностям человека, поскольку от степени адаптированности зависит успешность деятельности» [7, с. 347].
Оптимальность процесса адаптации студента во всех сферах его жизнедеятельности является значимым показателем результативности его учебно-профессиональной и учебно-исследовательской деятельности и качества получаемого образования, а «обучающийся является не только субъектом процесса адаптации, но и частью самой среды» [2].
Своевременная и гармоничная адаптация студенческой молодежи является важнейшей предпосылкой и необходимым условием успешной учебной и затем профессиональной деятельности. При погружении в социальную и образовательную среду, способствующую активному вовлечению и скорейшему погружению в учебный процесс, происходит восприятие и осознание ближайших и конечных целей обучения, выстраивание системы общественных взаимоотношений, усвоение норм социально-профессионального поведения, освоение новых субъектных ролей, формирование практических умений во время учебно-производственной практики; происходит мотивация и активизация познавательной деятельности.
Актуальность проблемы адаптации первокурсника обусловлена сложностью и многогранностью процесса его протекания, необходимостью стимулирования и активизации социального и когнитивного потенциала, приращение которого детермини-
рует оптимальное личностное развитие будущего специалиста в условиях информационно-цифрового пространства, формирует готовность субъекта к выстраиванию профессиональной карьеры.
От успешности процесса адаптации во многом зависят интеллектуальное развитие студента, его способность к самомотивации, самообучению и саморазвитию, системность и фундаментальность полученных знаний.
Начало обучения в высшем учебном заведении, освоение новых социальных и субъектных ролей представляют собой для студента наиболее значимый период адаптации, направленный на нивелирование стрессового аспекта и предоставление возможности личностной самореализации и профессионального самоопределения. Именно в этот период происходит первое знакомство студента с образовательной средой вуза, с которой ему предстоит взаимодействовать все годы обучения, и именно от успешности адаптационного периода во многом зависят результативность социального и профессионального становления субъектной позиции будущего специалиста, обретение им социального и профессионального статуса в обществе.
Своевременная и оптимальная адаптация студентов-первокурсников является одной из важных педагогических проблем современного университета, решение которой должно быть продуктивным и направленным на реализацию программ по психологическому сопровождению первокурсников в адаптационном периоде.
Адаптация представляет собой длительный процесс, продолжается в течение всего обучения, и студенту необходимо время для того, чтобы не только привыкнуть к новой обстановке, условиям обучения, своей новой социальной роли, но и получить возможность для восстановления адаптационно-компенсаторной системы.
Своевременная адаптация является залогом успешного обучения, социализации и становления студента как в личностном плане, так и в профессиональном, формирования его субъектной позиции; а от качества подготовки молодого специалиста будет зависеть успешность его профессиональной деятельности, а следовательно и качество выполняемой им работы, уровень профессионального мастерства и профессиональная востребованность.
Теоретико-методологической базой исследования стали работы отечественных ученых и публикации зарубежных авторов, в которых рассматриваются актуальные проблемы адаптации: требования, предъявляемые студенту вуза; влияние различ-
ных факторов на адаптацию студентов, приступивших к обучению в университете; пути решения проблем, возникающих в связи со сменой социальной среды и эмоциональными переживаниями (Г. Айзенк, Д. Даймонд, Х. Хартманн, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Г. Селье, Э. Тоффлер, З. Фрейд и др.).
Много работ посвящено обсуждению проблем снижения работоспособности, нарушений адаптационно-компенсаторных механизмов и связанных с ними негативных явлений: снижение успеваемости, ухудшение состояния здоровья, уменьшение познавательной активности (А. А. Доржеева, А. Г. Маклаков, Г. П. Максимова, А. А. Реан, С. Д. Резник и др.).
На существование обозначенных проблем указывают в своей работе авторы Г. А. Кручинина и Н. Н. Дарьенкова, которые уверены в том, что формирование позитивного отношения студента к учебе происходит именно на начальном этапе обучения в вузе. Авторы полагают, что неудачи могут привести к разочарованию, пассивности и далее к состоянию отчуждения. Авторы подчеркивают, что «адаптация студентов первого курса к образовательному процессу - одна из главных проблем воспитательной работы вуза» [9, с. 12].
К. Роджерс и Р. Даймонд проводили диагностику социально-психологической адаптации, З. Фрейд развивал психоаналитическое понимание адаптации, концепцию которой разработал немецкий психоаналитик Х. Хартманн. З. Фрейд придерживался позиции, согласно которой в конфликтной ситуации возможен только определенный компромисс между его различными компонентами; он полагал, что человек, совершенствуя механизмы самопознания, познает реальность, что позволяет ему адаптироваться к социуму [25, с. 281].
Придавая особое значение данной концепции, Х. Хартманн и другие сторонники психоаналитического направления настаивали на необходимости дифференциации процесса адаптации и его результата - адаптированности студента к динамичным условиям образовательного пространства, основным критерием которого являются глубина и степень интеграции личности и среды [26, с. 91].
Необихевиористское определение адаптации использовал в своих работах немецко-британский ученый-психолог Г. Айзенк [1, с. 126]. Описал два основных механизма адаптации (ассимиляцию и аккомодацию) в контексте теории когнитивного развития швейцарский психолог и философ Ж. Пиаже [17, с. 211].
Представители гуманистической психологии -А. Маслоу, один из основателей гуманистического
направления в психологии, и Г. Оллпорт, автор теории черт личности - рассматривают адаптацию как «эффективное, оптимальное воздействие личности и среды» [13, с. 145]. Ученые полагают, что динамическим процессом взаимодействия личности и среды, и важным критерием успешности адаптации выступает «степень интегрированности личности со средой» [13, с. 145].
Феномен адаптации впервые был описан немецким физиологом Г. Аубертом как изменение чувствительности кожных анализаторов в ответ на действие внешних раздражителей. Понятие «адаптация», введенное в научную лексику Г. Аубертом, широко применяется для обозначения способностей приспособительного характера как в естественных, технических, так и социально-гуманитарных науках[16, с. 24].
Термин «адаптация» в переводе с позднелатин-ского "adaptatю" означает «приспосабливание, прилаживание» [14, с. 26]. Применительно к нашему исследованию адаптацию можно интерпретировать как приспособление (приноравливание) субъекта к окружающей социальной и образовательной среде, к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности и образовательного пространства.
В работах Э. Тоффлера понятие «адаптация» интерпретируется как важнейший биологический механизм, от которого зависят все последующие процессы: «каким бы ни было изменение, в игру вступает громадный суммарный механизм физического воздействия», «изменение - это спусковой механизм возбуждения, ориентированная реакция» [23, с. 242].
Представители научных направлений в философии, педагогике, психологии исследовали и продолжают исследовать и обсуждать проблему адаптации и по-разному интерпретируют понятие «адаптация», а в современной науке данный термин продолжает оставаться дискуссионным.
В работах Л. Л. Редько, Ю. А. Лобейко адаптация рассматривается как «процесс приспособления функций живых организмов и их органов к условиям среды». С. И. Ожегов обозначает адаптацию как приспособление организма к внешним, постоянно изменяющимся, условиям [15].
В Философском словаре под редакцией И. Т. Фролова адаптация описывается как реактивное поведение, напрямую связанное с приспособлением к окружающей среде [24, с. 8]. С. М. Вишнякова под адаптацией человека подразумевает его способность приспосабливаться к условиям и нормам трудовой деятельности. Автор считает, что адаптация детерминируется параметрами социокультурной среды; представляет собой приспособление субъекта к изменяющимся
условиям внешней среды, результативность которого зависит от уровня его развития и умения адекватно действовать в конкретной ситуации [3, с. 93].
В Педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова адаптация описывается как «активное приспособление человека к изменяющейся среде», «оптимизация взаимоотношений личности и коллектива», «процесс и результат освоения и усвоения новых социальных ролей» [8, с. 36].
Г. П. Максимова считает, что от умения разрешать проблемные ситуации и от способности адаптироваться к ним зависит эмоциональный настрой личности, поэтому истолковывает адаптацию как предпосылку активной деятельности студентов [12, с. 14].
П. А. Просецкий характеризует адаптацию как активное творческое приспособление студентов к условиям высшей школы. Автор считает, что в процессе адаптации происходит развитие навыков и умений организации умственной деятельности обучающихся; вырабатывается рациональный и сбалансированный режим труда и отдыха, система работы по самообучению, самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [18, с. 125].
А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов рассматривают адаптацию как «процесс и результат внутренних самоизменений, активного приспособления к новым внешним условиям существования» [19, с. 17]. С. Д. Резник, М. В. Черниковская, Е. В. Носова полагают, что наиболее полная реализация личностного потенциала происходит в процессе «соответствующей организации учебно-познавательной деятельности студента» [20, с. 39].
С понятием «адаптация» органично связано понятие «адаптационный потенциал», введенное канадским врачом Г. Селье, а затем уточненное и усовершенствованное исследователем-психологом А. Г. Макла-ковым, который применил его для характеристики адаптационных способностей человека и назвал личностным адаптационным потенциалом.
Г. Селье не раскрыл природу адаптационного потенциала, но заметил, что в процессе адаптации необратимо расходуется адаптационная энергия (гипотеза общего адаптационного синдрома) [21, с. 73].
В процессе нашего исследования мы пришли к выводу о том, что: 1) проблема адаптации существует, что является абсолютной истиной; 2) причины затруднений процесса адаптации многочисленны, разнообразны, имеют разную социальную, физиологическую, когнитивную, коммуникативную природу, что является относительной истиной; 3) движение от менее полной истины к более полной и объ-
ективной в вопросах содействия процессу адаптации также отличается вариабельностью, спецификой моментов устойчивости (способность предотвращать или минимизировать адаптационные риски) и моментов изменчивости (способность субъекта в короткие сроки приспособиться, закрепиться и приобрести новые навыки).
Практическая значимость нашего исследования заключается в выявлении, изучении и оценке индивидуально-личностных свойств и возможностей первокурсников; в комплексном использовании многомерных диагностических методик в качестве ориентировочной основы деятельности преподавателя, позволяющих детерминировать уровни адаптации студентов-первокурсников; в разработке конкретных мероприятий по регулированию процесса адаптации и определению результативности реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Целью нашего психолого-педагогического исследования мы обозначили изучение и диагностику индивидуально-личностных свойств и возможностей первокурсников, мониторинг и оценку функций и процесса их адаптации.
Мы полагаем, что адаптация не может быть сведена к приспособлению к новой образовательной и социокультурной среде, к новым условиям обучения в вузе. Она, прежде всего, предполагает наличие познавательной активности и познавательной деятельности, содействие органичному погружению в учебно-профессиональную среду, способствующей освоению и развитию новых компетенций, развитию личности студента, актуализации самостоятельной познавательной деятельности, представляющей собой «частное проявление самостоятельности человека в целом, устойчивое и не зависимое от сферы образовательной или профессиональной деятельности свойство» [5, с. 34], формированию его субъектной позиции.
В соответствии с целью нашего исследования нами были поставлены следующие задачи:
- изучить, проанализировать и уточнить понятие адаптации;
- выявить факторы, сущность, функции, особенности и уровни адаптации студентов-первокурсников;
- разработать ожидаемые показатели и конкретные меры по регулированию процесса адаптации.
Полагаем, что создание условий для самоэффективности в учебной и учебно-исследовательской деятельности актуализирует процесс оптимальной адаптации первокурсника, которая не всегда и не у каждого студента протекает гладко, без затруднений. Подтверждение своим мыслям находим у исследова-
теля И. В. Кулагиной, которая утверждает, что «не все люди могут одинаково быстро ориентироваться в меняющейся обстановке и модифицировать свое поведение в соответствии с изменившимися требованиями и критериями эффективности» [10].
Мы полагаем, что адаптация - это одновременно процесс (приспособление, погружение) и результат (приспособленность, адаптированность), это единство противоречий между созиданием и разрушением (своего рода анаболизм и катаболизм), это приспособление и постоянный процесс интеграции субъекта в образовательное (а затем в профессиональное) пространство и воспитание высокомотивированных в своей готовности к учению студентов.
Вместе с тем адаптацию первокурсника можно рассматривать как самосохранение и самоизменение, самоформирование и самосозидание, как процесс постепенного погружения в новую социокультурную и образовательную среду, освоения субъектных ролей, усвоения норм и правил социальных и межличностных отношений. Наконец, это движение от пассивного приспособления субъекта к условиям образовательной среды, к построению системы продуктивного взаимодействия с ней и к самореализации личности в реальной социальной, учебной и профессиональной среде.
Во многих случаях при нарушении процесса адаптации и утрате стабильности наступает диссонанс во взаимодействии субъекта и объекта в системе, что приводит к нарушению баланса в системе и потере ее целостности, к появлению новых проблем, решение которых требует своевременного адекватного педагогического воздействия и коррекции. Такая ситуация примечательна для всех видов адаптации человека, которую следуют рассматривать как целенаправленный, управляемый, действенный процесс разрешения возможных противоречий, возникающих при освоении новой социальной роли, взаимодействии субъекта с новой социальной средой.
Таким образом, данное исследование нам представляется актуальным как в плане проведения теоретической дискуссии, так и в плане разработки применимых на практике практических критериев, показателей, диагностического инструментария, программ и т.д.
Многолетние наблюдения показали, что на процесс адаптации в большей степени оказывают влияние следующие факторы: организационные, ценно-стно-мотивационные и социально-психологические. Ощутимую роль играют также способность к самообучению, самообразованию и самоорганизации. К сожа-
лению, в процессе наблюдения за учебной работой (учение, решение тестов, выполнение контрольных работ т.д.) и учебно-исследовательской деятельностью 168 студентов (выполнение реферативных работ, участие в проектной деятельности и т.д.) были выявлены определенные проблемы, способные стать серьезным препятствием для самостоятельного выполнения подобных заданий. Перечислим некоторые из обнаружившихся проблем: при выполнении творческих и учебно-исследовательских работ студенты нуждаются во внешнем руководстве (112 человек, или 66,7%); имеют слабые навыки владения программой Microsoft Word (52 человека, или 31 %); затрудняются при формулировании выводов, составлении отчетов (89 человек, или 53 %).
Определенные затруднения (социокультурные, межкультурные, коммуникативные, психологические, культурно-речевые) в процессе адаптации испытывают студенты из стран ближнего зарубежья. Большинство из них (90,6%) имеют низкий уровень подготовки по дисциплине «Химия», слабые знания русского языка (62,5%) нередко обнаруживаются студенты, практически не владеющие русским языком (6,25%). Недостаточный уровень знаний по химии (не знают основные понятия и законы химии, не умеют писать формулы веществ, уравнения химических реакций) не позволяет таким студентам на должном уровне воспринимать и усваивать информацию о физико-химических процессах, происходящих в живом организме.
Студенты из ближнего зарубежья плохо знают или не знают грамматические правила русского языка, они испытывают лексические, фонетические затруднения, поэтому с первых дней обучения возникает проблема культурно-речевой адаптации.
Очевидно, что для преодоления описанных проблем «важное значение имеет выстраивание тактики содействия обучающемуся, социального партнерства, ситуации вариативности действий, успеха, одобрения, проектирования позитивного начала в деятельности, воспитания веры в себя, умения отстаивать собственное мнение, т.е. применение всего комплекса мер (методы, технологии, средства), способствующих повышению образовательного и воспитательного потенциала субъектов образовательного процесса» [4, с. 49].
В педагогической практике важную роль играют функции адаптации и особенности адаптационного периода, оптимальный учет и использование которых позволяют находить и внедрять в работу со студентами формы продуктивного приспособления (адаптации) обучающегося к условиям образовательной среды.
с
Интегративно-смысловая
Мобилизационная
Функции адаптации
Познавательная
Психорегулятивная
Социокультурная
J
Рис. 1. Векторные составляющие функции адаптации первокурсника
Основные функции адаптации первокурсника (рис. 1), по нашему мнению, носят информационно-организационный характер и включают в себя следующие составляющие: мобилизационную (повышение уровня учебно-профессиональной и социальной активности личности), социокультурную (включение субъекта в социокультурную, общественную деятельность), познавательную (развитие творческих возможностей, способностей и познавательной активности личности), психорегулятивную (формирование состояния психологической безопасности и комфорта), интегративно-смысловую (создание предпосылок эффективности будущей профессиональной деятельности).
Важной функцией адаптации первокурсника является оптимизация психорегулятивных возможностей и повышение уровня социокультурной и познавательной активности личности студента в сохранении стабильно позитивных показателей в учебе и органичное «погружение» и включение субъекта в социокультурную и профессиональную деятельность.
Адаптивность, как определенное состояние личности, выражается в согласовании всех функциональных составляющих, раскрытии личностного адаптивного потенциала и способствует облегчению вхождения первокурсника в образовательное пространство вуза. При этом адаптация представляет собой не только процесс приспособления к новым условиям постоянно изменяющейся среды вуза, но и предполагает развитие личности студента, повышение его субъ-ектности, активизацию его субъектной позиции.
Рассмотрим показатели социальной адаптации как наиболее важного способа взаимодействия личности и социальной и образовательной среды, актуализирующего приспособление первокурсника к существующим условиям, его умения и опыт по анализу затруднений, его способность к самоанализу и самооценке возможностей и целевых перспектив.
На уровне группы значимыми показателями социальной адаптации являются: органичное вхождение в группу, усвоение правил и норм корпоративной культуры (в группе, в институте, университете); приобре-
тение определенного социального статуса. На уровне института и университета важную роль играют такие показатели социальной адаптации, как знание инфраструктуры (учебные корпусы, общежития, библиотека, технопарк, центры спорта, культуры, музеи и др.), знание руководства и научных и общественных объединений университета, институтов, кафедр (совет молодых ученых, СНО, профком, НОЦы, научно-исследовательские лаборатории, клиники).
Показателями учебной адаптации являются умение первокурсника ориентироваться в электронной информационно-образовательной и цифровой среде вуза; умение пользоваться электронным каталогом, депозитариями, архивами, информационными образовательными ресурсами в условиях информатизации и компьютеризации, увеличения роли высоких технологий в социальной, образовательной и профессиональной сфере. Эффективное управление процессом адаптации немыслимо без учета таких показателей, как наличие навыков самостоятельной работы, самостоятельного поиска, конструктивного использования компьютера, оптимальной самоорганизации, готовности к самореализации, способствующих (в совокупности) формированию нового отношения к профессии.
Для выявления факторов, влияющих на успешность адаптации первокурсников и формирование их субъектной позиции, мы провели изучение, мониторинг и оценку их индивидуально-личностных свойств и возможностей, выявили уровни адаптации. В исследовании приняли участие 168 студентов 1-го курса институтов клинической медицины, педиатрии, стоматологии, профилактической медицины (55 юношей и 113 девушек) Самарского государственного медицинского университета. В качестве основных требований к статистической выборке учитывались репрезентативность, случайность, статистическая достаточность и объективность.
Результаты исследования показали, что самыми сложными в процессе адаптации для студентов являются проблемы, связанные с учебой (61 человек, или 36,3% опрошенных), проблемы самоорганизации
(41 человек, или 24,4%), бытовые проблемы (27 человек, или 16,1 %), проблемы социализации (22 человека, или 13,1 %), финансовые проблемы (19 человек, или 11,3 %) и проблемы, связанные с состоянием здоровья (10 человек, или 6% респондентов). Все эти факторы взаимозависимы, взаимообусловлены и представляют собой психологический барьер, преодоление которого сопряжено с психоэмоциональными, когнитивно-личностными, интеллектуальными и физическими перегрузками.
С целью получения ответа на вопрос «Кто или что помогло вам быстрее адаптироваться?» было проведено анкетирование студентов-первокурсников. На вопрос о том, «Кто оказал вам наибольшую помощь в адаптации в новом коллективе?», были получены следующие результаты: «студенты-одногруппники» (об этом заявили 23,8% опрошенных), «никто, я справился сам» (49,4% респондентов), «родители» (12,5 %), «преподаватели» (10,7%), «затрудняюсь ответить» (3,6%).
Следующий вопрос, который был задан респондентам, подразумевал пояснение причин (факторов), которые способствовали адаптации студента в образовательном пространстве вуза. Ответы на этот вопрос (допускалось несколько вариантов ответа) распределились следующим образом: хорошие базовые знания, полученные в школе - 48,2% %, уровень владения компьютером, умение ориентироваться в информационных потоках, использовать интернет-ресурсы - 57,1 %, комфортная психологическая атмосфера в группе - 72,6 %, консультативная помощь и поддержка преподавателя - 26,2 %.
На подготовительном этапе исследования мы использовали психодиагностический комплекс изучения адаптации студентов: тест «Социально-психологическая адаптация» по К. Роджерсу и Р. Дай-монду [6], методика «Коммуникативные и организа-
торские склонности» по В. В. Синявскому и Б. А. Федо-ришину [22], методика оценки психологического климата в группе по Л. Н. Лутошкину [11].
Для исследования и оценки индивидуально-личностных свойств первокурсников мы применяли термины: интернальность, локус контроля, ответственность. Рассмотрим их подробнее. Интернальность -это личностное свойство, присущее людям, которые умеют принимать на себя ответственность за свои поступки, механизм социального самоконтроля, предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля.
Локус контроля (от лат. locus - место и controle -проверка) - теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера («локализация контроля волевого усилия»), характеризующей ресурсы когнитивной сферы субъекта и способности личности к определению и самоконтролю границ своих возможностей и действий. Вместе с тем локус контроля можно интерпретировать как уверенность в себе и в своей способности самодетерминировать свое поведение (интерналь-ный локус контроля) или самопонимание своего поведения, преимущественно детерминируемого внешним окружением (экстернальный локус контроля).
«Ответственность - это самоконтроль с позиций принятых в определенной культуре норм и правил; чувство долга; самоконтроль субъекта за исполнением своих обязанностей или обязанностей, возложенных на него окружающими; специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации» [27, с. 1269].
Расчет коэффициента адаптивности по методике К. Роджерса и Р. Даймонда по определению социально-психологической адаптированности и уровня самоактуализации показал следующие результаты диагностики (рис. 2).
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
61,58% 72%
43%
19,64% 18,78%
ш
■ Высокий уровень □ Средний уровень И Низкий уровень
Адаптация Эмоциональный Интернальность Стремление
комфорт к доминированию
Рис. 2. Результаты диагностики СПА по К. Роджерсу и Р. Даймонду
На рисунке видно, что у 19,64% студентов-первокурсников СамГМУ выявлен высокий уровень адаптации, у 61,58 % - средний, у 18,78 % - низкий. Значение эмоционального комфорта составило 73,34 %, интернальность - 72 %, стремление к доминированию - 43 % респондентов.
Респонденты с высоким уровнем адаптации характеризуются высокой мотивацией к учебе, нацелены на самостоятельный поиск знаний, самообразование. Их отличает любознательность, ответственность, творческий подход к решению учебно-профессиональных и учебно-исследовательских задач. Они инициативны, активны, стрессоустойчивы, быстро ориентируются в сложных ситуациях, быстро осваиваются в новом коллективе, коммуникабельны, самостоятельны и настойчивы в деятельности, в которой они задействованы.
Испытуемые со средним уровнем адаптации позитивно относятся к обучению в университете, понимают учебный материал, преподносимый преподавателем в формате традиционной системы обучения, могут вполне сосредоточенно и внимательно выполнять порученные задания, но при условии наличия внешнего контроля (например, контроля со стороны куратора, преподавателя, представителя профильного института); предпочитают менее эффективные стратегии для преодоления трудностей; они исполнительны, поручения выполняют добросовестно, контактны и дружелюбны по отношению к одногруппникам.
Респонденты с низким уровнем адаптации характеризуются нарушениями дисциплины (пропуски занятий, конфликты с преподавателем, сверстниками), отсутствием должного интереса и прилежания к учебе. Такие студенты лишь фрагментарно усваивают учебный материал, объясняемый преподавателем, затрудняются работать самостоятельно (непони-
мание, низкий уровень ответственности, лень), демонстрируют низкую готовность к преодолению препятствий, проявляют низкий уровень жизненной активности.
Таким образом, адаптивность студента характеризуется гармоничным погружением в образовательное пространство вуза, высокой мотивированностью, направленной на достижение личностных и учебно-профессиональных успехов, в то время как дезадаптация проявляется в низкой успеваемости, отсутствии интереса к учебе, недостаточной самодисциплине и кризисном развитии межличностных взаимодействий.
Знание факторов, функций и закономерностей процесса адаптации первокурсников, регулярное отслеживание промежуточных результатов обучения и своевременная адекватная оценка показателей данного процесса позволяют разработать конкретные рекомендации по его мониторингу, регулированию и коррекции.
Результаты диагностики студентов 1-го курса по методике Л. Н. Лутошкина «Психологический климат в группе» показал средний балл на уровне 80,6, что означает наличие позитивного, благоприятного климата в коллективе.
Результаты диагностики коммуникативных и организаторских способностей по В. В. Синявскому и Б. А. Федоришину (рис. 3) показали, что у 12% студентов-первокурсников выявлен низкий уровень коммуникативных способностей.
Такие студенты, как правило, малообщительны, иногда замкнуты, не стремятся к общению, в новом коллективе чувствуют себя скованно и неловко. Они испытывают повышенную тревожность, трудности в общении и установлении межличностных контактов. Не стремятся отстаивать свое мнение, мни-
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Уровень
организаторских способностей
Высокий
Средний
Низкий
Рис. 3. Результаты диагностики коммуникативных способностей по В. В. Синявскому и Б. А. Федоришину
тельны, не уверены в себе, тяжело переживают обиды. Следует также отметить, что они часто избегают принятия самостоятельных решений и очень редко проявляют инициативу.
У 58% студентов выявлен средний уровень коммуникативных способностей. Они стремятся к контактам с людьми, но проявляют достаточно низкую активность, отстаивают свое мнение, однако их коммуникационный потенциал имеет разные уровни устойчивости, им сложно планировать свои действия, поэтому необходима воспитательная работа, направленная на его приращение и развитие.
У 30 % студентов выявлен высокий уровень коммуникативных способностей. Они проявляют хорошие организаторские способности, испытывают потребность в организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в сложных ситуациях, общительны, быстро устанавливают межличностные контакты, уверены в себе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, активно и убедительно отстаивают свое мнение. Они открыты и контактны, готовы к поиску интересных дел, в которых можно проявить себя, свои коммуникативные и организаторские способности.
Что касается организаторских способностей, то у 11 % опрошенных они находятся на низком уровне (рис. 4).
У таких студентов отсутствует стремление к общению, они скованы в новой обстановке, испытывают трудности при установлении контактов с людьми, крайне редко проявляют инициативу.
У 51 % студентов выявлен средний уровень, у 38 % - высокий уровень организаторских способностей. Они быстро ориентируются в новой обстановке, активны, любознательны, находят друзей, задейство-
ваны в общественных организациях, участвуют в проектной деятельности и т.д.
В процессе опроса респондентов были выявлены причины трудностей адаптационного периода. Исследования показывают, что причинами слабой успеваемости первокурсников, как правило, оказываются сложности личностного (слабая мотивация, недостаточный уровень базовых школьных знаний, неумение работать самостоятельно); психологического (неуверенность в себе, трудности в межличностном взаимодействии, низкая самооценка); когнитивного (быстрая утомляемость, проблемы с концентрацией внимания, слабо актуализированные аналитические способности) или социально-бытового (неустроенный быт, необходимость зарабатывать во внеу-чебное время, состояние здоровья) характера.
Многолетние наблюдения свидетельствуют о наличии препятствий организационного характера: низкий уровень самоорганизации, самоконтроля, неумение расставлять приоритеты, отсутствие навыков тайм-менеджмента.
Многие первокурсники в первые месяцы обучения испытывают большие трудности в самоорганизации учебной деятельности, не знают основ научной организации труда, имеют слабую мотивацию, не могут работать автономно, наблюдается низкий уровень качества самостоятельной учебной работы.
В числе основных причин фигурируют: неумение правильно конспектировать лекции, работать с учебниками, находить, добывать дополнительные знания из первоисточников, ориентироваться в электронной информационно-образовательной среде, анализировать информацию большого объема, четко, ясно и конкретно излагать свои мысли. Некоторые студенты имеют рассеянное внимание, затруднения когнитивного характера, проблемы со здоровьем. Отмечалось
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Уровень
организаторских способностей
Высокий
Средний
Низкий
Рис. 4. Результаты диагностики организаторских способностей по В. В. Синявскому и Б. А. Федоришину
v_
Неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней
Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях
Отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой
Неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения, деятельности
С
Отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива
J
Рис. 5. Причины трудностей адаптационного периода
единичное мнение о неправильности выбора будущей профессии.
В процессе наблюдения, в результате опроса и обработки анкетных данных были выявлены основные причины трудностей адаптационного периода (рис. 5).
Знание факторов, функций и закономерностей процесса адаптации первокурсников и своевременное отслеживание и оценка показателей данного процесса позволили нам разработать конкретные мероприятия по его регулированию:
1)составление и применение на практике программы для первокурсников, направленной на создание условий для успешной адаптации студентов и на сохранение и укрепление психологического здоровья (игры, психогимнастика, аутогенная тренировка; приемы релаксации);
2) особое внимание следует уделить первичной психодиагностике, предполагающей оценку соматического и психологического статуса первокурсников (опросы, наблюдения, тестирование);
3)проведение социально-психологических мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов-первокурсников (игры, аутогенная трени-
ровка и психологические упражнения), помощь куратора, преподавателей, консультативная помощь психолога, беседы о научной организации труда студентов (структура обучения в вузе, знание своих прав и обязанностей);
4) важным этапом является оценка эффективности проведения социально-психологической работы (наблюдения, психодиагностическое тестирование, индивидуальные беседы, контроль успеваемости), оказывающей непосредственное воздействие на успешность процесса адаптации обучающегося.
Предполагаемая и ожидаемая результативность реализации психолого-педагогической программы адаптации представлена на рисунке 6.
Ожидаемые показатели результативности реализации психолого-педагогического сопровождения студентов на уровне группы и на уровне отдельного студента вытекают из цели исследования и носят прогностический характер (рис. 7).
Эти мероприятия касаются самых различных аспектов жизни студента и формирующегося коллектива: адаптация в образовательном пространстве учебного заведения, работа преподавателя
Рис. 6. Ожидаемые результаты реализации психолого-педагогической программы адаптации первокурсника
Рис. 7. Показатели результативности реализации психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников
по сплочению студентов в группе в процессе совместной деятельности, создание атмосферы социально-психологического комфорта, организация оптимальных условий для учебной деятельности.
Заключение
В процессе исследования и оценки индивидуально-личностных свойств первокурсников нами были проанализированы основные причины трудностей адаптационного периода, детерминированы показатели социальной и учебной адаптации, обозначены основные функции адаптации первокурсника. Успешность процесса адаптации студента к образовательной среде вуза оказывает непосредственное влияние на его академическую успеваемость, формирование субъектной позиции, личностное развитие будущего специалиста и его профессиональное становление.
Для выявления факторов, влияющих на успешность адаптации первокурсников и формирование их субъектной позиции, был разработан диагностирующий инструментарий, позволяющий определить уровень социально-психологической адаптирован-ности студентов-первокурсников к образовательной среде. Знание факторов, функций и закономерностей процесса адаптации первокурсников, регулярное отслеживание промежуточных результатов обучения и своевременная адекватная оценка показателей данного процесса позволили разработать конкретные рекомендации по его мониторингу, регулированию и коррекции.
Подтверждено, что для эффективного решения проблем, связанных с адаптацией первокурсника, необходимо проведение психолого-педагогического
сопровождения студентов не только на уровне группы, но и на уровне отдельного студента внутри академической группы. Именно такой подход способствует успешному протеканию процесса адаптации обучающегося на разных уровнях - образовательном, эмоционально-психологическом, межличностном. Совокупность предложенных мероприятий по мониторингу процесса адаптации, помощь и содействие в освоении содержания образования и психологической регуляции деятельности обучающихся представлена в исследовании как психолого-педагогическая программа сопровождения студентов в учебном процессе, способствующая формированию его субъектной позиции.
Литература
1. Айзенк Г, Айзенк М. Исследования человеческой психики. М., 2001. 480 с.
2. Бирюкова М. В. Современные подходы к пониманию социально-педагогической адаптации как психолого-педагогического явления // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Красноярск, 2014. С. 21-23.
3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. Москва, 1999. 538 с.
4. Гаранина Р. М. Комплексная реализация педагогических условий формирования субъектной позиции студента в пространстве самостоятельной работы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020, Т. 9. № 2(31). С. 45-51. DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0009.
5. Голубчикова М. Г., Федотова Е. Л., Харченко С. А. [и др]. Учебно-профессиональная самостоятельность и умение учиться // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 32-40.
6. Роджерс К., Даймонд Р. Диагностика социально-психологической адаптации. URL: https://psychojournal.ru/tests_
online/528-diagnostika-socialno-psihologicheskoy-adaptacii-krodzhers-rdaymond.html/^aTa обращения: 06.12.2021)
7. Доржеева А. А. Контент-анализ феномена адаптации // Педагогический имидж. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 346-356. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-346-356.
8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. Москва, 2005. 174 с.
9. Кручинина Г. А., Дарьенкова Н. Н. Адаптация студентов первого курса к обучению в техническом вузе в условиях информатизации образования. Монография. Н. Новгород, 2016. 187 с.
10. Кулагина И. В. Исследование особенностей адаптации лиц с девиантными формами поведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. URL: http://e-koncept. ш/2020/202046.^т./(дата обращения: 06.12.2021).
11. Лутошкин А. Н. Карта-схема для определения психологического климата группы. URL: https://mydocx.ru/12-69727.html/ (дата обращения: 26.08.2022).
12. Максимова Г П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Максимова Галина Петровна. Ростов-на-Дону, 2007. 49 с.
13. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. 478 с.
14. Новейший философский словарь / [гл. науч. ред. и сост. Гри-цанов А. А.]. Минск, 1999. 877 с.
15. Ожегов С. И. Толковый словарь Ожегова. URL: https:// slovarozhegova.ru/word.php?wordid=190/(дата обращения: 06.12.2021).
16. Педагогический словарь. В 2-х т., т. 1. М., 1960. 774 с.
17. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссия / Ж. Пиаже; Под ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. М., 2001. 622 с.
18. Просецкий П. А. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к условиям обучения в вузе / П. А. Просецкий // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров. Минск, 2009. С. 124-128.
19. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2008. 479 с.
20. Резник С. Д., Черниковская М. В., Носова Е. В. Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в университете: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С 36-41. DOI: 10.21603/2542-1840-2017-2-36-41.
21. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960. 253 с.
22. Синявский В. В., Федоришин Б. А. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)». URL: https:// psytests.org/profession/kos1.html/ (дата обращения: 26.08.2022).
23. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. М., 2002. 557 с.
24. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова; [науч. редакторы-сост.: П. П. Апрышко, А. П. Поляков, Ю. Н. Соло-духин]. Изд. 8-е, дораб. и доп. Москва, 2009. 845 с.
25. Фрейд, 3. Психология бессознательного. 2-е изд. СПб., 2010. 400 с.
26. Хартманн Х. Эгопсихология и проблема адаптации личности / Хайнц Хартманн. М., 2002. 143с.
27. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике: URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/1286/ (дата обращения: 26.08.2022).
References
1. Ajzenk G. &Ajzenk M. (2001). Issledovaniya chelovecheskoj psihiki [Studies of the human psyche]. Moscow, 480 p. (in Russian).
2. Biryukova M. V. Sovremennye podkhody k ponimaniyu sotsial'no-pedagogicheskoi adaptatsii kakpsikhologo-pedagogicheskogo
yavleniya [Modern approaches to understanding socio-pedagogical adaptation as a psychological and pedagogical phenomenon]. On some issues and problems of psychology and pedagogy: collection of scientific papers based on the results of the international scientific-practical conference. Krasnoyarsk, 2014, pp. 21-23. (In Russian).
3. Vishnyakova S. M. Professional'noe obrazovanie: slovar'. Kly-uchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika [Professional education: dictionary. Key concepts, terms, actual vocabulary] / S. M. Vishnyakova. Moscow, 1999, 538 p. (In Russian).
4. Garanina R. M. Kompleksnaya realizaciya pedagogicheskih uslovij formirovaniya sub"ektnoj pozicii studenta v prostranstve samostoyatel'nojraboty. Azimut nauchnyh issledovanij: peda-gogika i psihologiya. [Comprehensive implementation of pedagogical conditions for the formation of a student's subjective position in the space of independent work. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya]. Research azimuth: pedagogy and psychology, 2020, Vol. 9, no. 2(31)., pp. 45-51. DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0009. (In Russian).
5. Golubchikova M. G., Fedotova E. L., Kharchenko S. A., Golub-chikov G. M., Arsentieva M. R. Uchebno-professional'naya samostoyatel'nost' i umenie uchit'sya [Educational and professional independence and the ability to learn]. Professional education in Russia and abroad, 2021, no. 2 (42)., pp. 32-40. (In Russian).
6. Rogers K., Diamond R. Diagnostika social'no-psihologicheskoj adaptacii. [Diagnosis of socio-psychological adaptation]. Available at: https://psychojournal.ru/tests_online/528-diagnostika-socialno-psihologiches-koy-adaptacii-krodzhers-rdaymond.html/ (accessed: 06.12.2021). (In Russian).
7. Dorzheeva A. A. Kontent-analiz fenomena adaptacii [Content analysis of the phenomenon of adaptation]. Pedagogical image, 2020, vol. 14, no. 3 (48)., pp. 346-356. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-346-356. (In Russian).
8. Kodzhaspirova G. M. Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical dictionary]. Moscow, 2005, 174 p. (In Russian).
9. Kruchinina G.A., Dar'enkova, N. N. Adaptaciya studentov pervogo kursa k obucheniyu v tekhnicheskom vuze v usloviyah informa-tizacii obrazovaniya [Adaptation of first-year students to study at a technical university in the conditions of informatization of education]. Monograph, N. Novgorod, 2016, 187 p. (In Russian).
10. Kulagina I. V. Issledovanie osobennostej adaptacii lic s devi-antnymi formami povedeniya [Study of adaptation features of persons with deviant forms of behavior]. Scientific and methodical electronic journal "Concept", 2020. Available at: http://e-koncept. ru/2020/202046.htm ./(accessed: 06.12.2021).(In Russian).
11. Lutoshkin A. N. Karta-skhema dlya opredeleniya psihologiches-kogo klimata gruppy [A schematic map for determining the psychological climate of the group]. Available at: https://mydocx. ru/12-69727.html / (accessed: 08/26/2022). (In Russian).
12. Maksimova G. P. Modernizaciya vospitaniya v vysshej shkole na osnove integracii pedagogiki i iskusstva v mediasrede: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08 [Modernization of education in higher school based on the integration of pedagogy and art in the media environment: abstract. dis. ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.08]. Rostov-on-Don, 2007, 49 p. (In Russian).
13. Maslou A. Motivatsiyailichnost' [Motivation and personality]. SPb., 1999, 478 p. (In Russian).
14. Novejshij filosofskij slovar' [The newest philosophical dictionary]. Main scientific ed. and comp. Gricanov A. A. Minsk, 1999, 877 p. (In Belarus).
15. Ozhegov S. I. Ozhegov's Explanatory dictionary. Available at: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=190/ (accessed: 06.12.2021).(In Russian).
16. Pedagogicheskij slovar'. V 2-h t., t.1 [Pedagogical dictionary. In 2 vols., vol. 1]. M., 1960, 774p. (In Russian).
17. Piazhe J. Teoriya, eksperimenty, diskussiya [Theory, experiments, discussion]. Edited by L. F. Obuhova and G. V. Burmenskaya. M., 2001, 622 p.(In Russian).
18. Proseckij P. A. Psihologicheskie osobennosti adaptacii studen-tov novogo priema k usloviyam obucheniya v vuze [Psychological features of adaptation of students of a new admission to the conditions of study at the university]. The complex problem of career guidance, adaptation and professional development of personnel, Minsk, 2009, pp. 124-128. (In Belarus.)
19. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov, A. A. Psihologiya adaptacii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika [Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice]. St. Petersburg, 2008, 479 p. (In Russian).
20. Reznik S. D., Chernikovskaia M. V., Nosova E. V. Adaptatsiia studentov-pervokursnikov k usloviiam obucheniia v univer-sitete: opyt, problemy, perspektivy [Adaptation of First-Year Students to Training Conditions at University: Experience, Problems, Prospects]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2017, no. 2, pp. 36-41. (In Russ.) DOI: 10.21603/2542-1840-2017-2-36-41. (In Russian).
21. Sel'e G. Ocherki ob adaptacionnom sindrome [Essays on the adaptation syndrome]. M., 1960, 253 p. (In Russian).
22. Sinyavskij V.V., Fedorishin B. A. Metodika «Kommunikativnye i organizatorskie sklonnosti (KOS)». [Methodology "Communicative and organizational inclinations (CBS)"]. Available at: https://psytests.org/profession/kos1.html/ (accessed: 08/26/2022).(In Russian).
23. Toffler, E. SHok budushchego: Per. s angl. [Shock of the future: Trans. from English]. M., 2002, 557 p. (In Russian).
24. Apryshko P. P., Polyakov A. P., N. Yu. Soloduhin Filosofskij slovar' [Philosophical Dictionary]. Ed. 8th, dorab. and additional. Moscow, 2009, 845p. (In Russian).
25. Frejd 3. Psihologiya bessoznatel'nogo [Psychology of the unconscious]. 2nd ed. St. Petersburg, 2010, 400 p. (In Russian).
26. Hartmann H. Egopsihologiya i problema adaptacii lichnosti [Egopsychology and the problem of personality adaptation]. M., 2002, 143p.
27. Enciklopedicheskij slovar' po psihologii i pedagogike [Encyclopedic dictionary of psychology and pedagogy]. Available at: https://psychology_pedagogy.academic.ru/1286 / (accessed: 06.12.2021). (In Russian).
УДК/UDC 378.147:355.23
DOI 10.54509/22203036_2023_1_88
EDN BALWXD
Подмаренко Андрей Александрович
доцент кафедры тактики, Новосибирское высшее командное училище, г. Новосибирск
Podmarenko Andrey A.
Associate Professor at the Tactics Department, Novosibirsk Higher Military Command School, Novosibirsk
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
POLITICAL CULTURE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THEIR PROFESSIONAL RESPONSIBILITY
Введение. В статье рассматривается концепт «процесс формирования политической культуры у курсантов военного вуза» как фактор развития их профессиональной ответственности, развития личности будущего офицера во время профессионального образования и возможности его применения в гуманитарных исследованиях с целью углубления знаний, помогающих преобразовать существующую педагогическую действительность.
Методология. Исследование проводилось на основе системного подхода, позволяющего рассмотреть место и роль политической культуры курсантов - будущих офицеров в педагогических процессах, связанных с профессиональной подготовкой специалистов.
Анализ процесса формирования политической культуры у курсантов военного вуза, связанный с воспитанием профессиональной ответственности у будущих офицеров, опирается на культурологический подход.
Результаты заключаются в экспериментальной проверке эффективности условий, созданных для формирования политической культуры курсантов.
Заключение. Авторами отмечается, что создание педагогических условиях за счет целенаправленного политического воспитания и обучения с одновременным приобщением его к политическим знаниям и опыту политического поведения в ходе изучения гуманитарных, исторических и дисциплин военно-профессионального блока, выполнения профессио-