Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ СТУДЕНТА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА'

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ СТУДЕНТА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставничество / наставник / профессиональное развитие / внеучебная деятельность / университет / mentoring / mentor / professional development / extracurricular environment / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.С. Рыбальченко

В данной статье рассматривается вопрос личностного развития студентов через внеучебную среду вуза посредством системы наставничества. Проведен социологический анализ исследования на предмет влияния наставничества на личностное становление студентов посредством внеучебной среды университета на примере конкретного учебного заведения. Определены организационно-педагогические условия, способствующие результатам совместной деятельности наставника и подопечных, направленной на решение проблемы низкой мотивации студентов к участию во внеучебных мероприятиях и достижение цели формирования личностных качеств обучающихся. На основании полученных данных сделан вывод, что у значительной части студентов, задействовавших наставничество во внеучебной деятельности, выявляются преимущества в профессиональном развитии, личностном росте, социальной адаптации. Результаты данного исследования могут быть применены для осуществления специальных мероприятий с использованием модели наставничества, характеристики которых будут удовлетворять конкретным запросам современного студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING AS A TOOL FOR MANAGING THE PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE EXTRACURRICULAR ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY

The paper examines an issue of students’ personal development through the extracurricular environment of a university through the mentoring system. The sociological analysis of the study on the impact of mentoring on the personal development of students through extracurricular environment of the university on the example of a particular institution was carried out. The organizational and pedagogical conditions contributing to the results of joint activities of mentor and mentees, aimed at solving the problem of low motivation of students to participate in extracurricular activities and achieving the goal of formation of personal qualities of students, are determined. Based on the data obtained, the conclusion is made that a significant proportion of students who have engaged mentoring in extracurricular activities revealed advantages in professional development, personal growth, and social adaptation. The results of the study can be applied to implement special activities using mentoring model, the characteristics of which will meet the specific needs of the modern student.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ СТУДЕНТА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА»

Библиографический список

1. Полный текст обращения В.В. Путина на Валдае 27 октября 2022 г Комсомольская правда. Официальный сайт. Available at: https://www.kp.ru/daily/27463/4668903/

2. Информационное агентство ТАСС. Официальный сайт. Available at: https://tass.ru/ekonomika/l3294307

3. Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций. Инновации. 2005; № 4 (81): 6-22.

4. Лапин Н.И. Теория и практика инноеатики: учебное пособие для вузов. Москва: Логос, 2010.

5. Абдрахманова Т.М. Технический вуз: профессионально-ориентированное обучение иностранному языку. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2015: 245-247.

6. Пьянкова Н.Г. К вопросу о мотивации инновационной деятельности. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социо-кинетика. 2005; № 2: 135-138.

7. Шестакова Л.А. Теоретическое основание междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов. Вестник Московского университета имени СЮ. Витте. 2013; № 1 (2): 268-271.

8. Дмитриева Н.К. Реализация принципов междисциплинарного подхода в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019; № 2: 168-172.

9. Быкова Е. А. Формирование мотивации к инновационной деятельности у студентов - будущих педагогов. Перспективы науки и образования. 2019; № 4 (40): 102-115.

10. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. Понятие инновационного мышления. Педагогическое образование в России. 2014; № 1: 94-98.

11. Ахметжанова Г, Емельянова Т. Транскультурный компонент инновационного мышления будущих педагогов: к определению дефиниции. Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020; № 42: 32-35.

12. Зиборова Ю.В. Психологические особенности формирования инновационной позиции студентов - будущих психологов образования. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Курск, 2012.

13. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Методика исследования отношения личности к инновациям. Альманах современной науки и образования. 2009; № 4 (23): 89-96.

14. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений. Психологический журнал. 2005; Т. 26: № 6.

15. Рупасова Я.Е. Критерии отбора интернет-контента при обучении языку в неязыковом вузе. Лингводидактические особенности обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: сборник статей. Москва: РАНХиГС, Канцлер, 2019: 177-182. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37296226

References

1. Polnyj tekst obrascheniya V.V. Putina na Valdae 27 oktyabrya 2022 g. Komsomol'skaya pravda. Oficial'nyj sajt. Available at: https://www.kp.ru/daily/27463/4668903/

2. Informacionnoe agentstvo TASS. Oficial'nyj sajt. Available at: https://tass.ru/ekonomika/13294307

3. Vinokurov V.I. Osnovnye terminy i opredeleniya v sfere innovacij. Innovacii. 2005; № 4 (81): 6-22.

4. Lapin N.I. Teoriya ipraktika innovatiki: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Logos, 2010.

5. Abdrahmanova T.M. Tehnicheskij vuz: professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Perm': Merkurij, 2015: 245-247.

6. P'yankova N.G. K voprosu o motivacii innovacionnoj deyatel'nosti. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2005; № 2: 135-138.

7. Shestakova L.A. Teoreticheskoe osnovanie mezhdisciplinarnoj integracii v obrazovatel'nom processe vuzov. Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. 2013; № 1 (2): 268-271.

8. Dmitrieva N.K. Realizaciya principov mezhdisciplinarnogo podhoda v processe obucheniya professional'no-orientirovannomu inostrannomu yazyku. Vestnik KGU. Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2019; № 2: 168-172.

9. Bykova E. A. Formirovanie motivacii k innovacionnoj deyatel'nosti u studentov - buduschih pedagogov. Perspektivy naukiiobrazovaniya. 2019; № 4 (40): 102-115.

10. Usol'cev A.P., Shamalo T.N. Ponyatie innovacionnogo myshleniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 1: 94-98.

11. Ahmetzhanova G., Emel'yanova T. Transkul'turnyj komponent innovacionnogo myshleniya buduschih pedagogov: k opredeleniyu definicii. Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020; № 42: 32-35.

12. Ziborova Yu.V. Psihologicheskie osobennosti formirovaniya innovacionnoj pozicii studentov - buduschih psihologov obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Kursk, 2012.

13. Lebedeva N.M., Tatarko A.N. Metodika issledovaniya otnosheniya lichnosti k innovaciyam. Al'manah sovremennoj nauki iobrazovaniya. 2009; № 4 (23): 89-96.

14. Maddi S. Smysloobrazovanie v processe prinyatiya reshenij. Psihologicheskij zhurnal. 2005; T. 26: № 6.

15. Rupasova Ya.E. Kriterii otbora internet-kontenta pri obuchenii yazyku v neyazykovom vuze. Lingvodidakticheskie osobennosti obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze: sbornikstatej. Moskva: RANHiGS, Kancler, 2019: 177-182. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37296226

Статья поступила в редакцию 26.11.22

УДК 378.1

Rybalchenko Yu.S, postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: vus_83@mail.ru

MENTORING AS A TOOL FOR MANAGING THE PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE EXTRACURRICULAR ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY. The paper examines an issue of students' personal development through the extracurricular environment of a university through the mentoring system. The sociological analysis of the study on the impact of mentoring on the personal development of students through extracurricular environment of the university on the example of a particular institution was carried out. The organizational and pedagogical conditions contributing to the results of joint activities of mentor and mentees, aimed at solving the problem of low motivation of students to participate in extracurricular activities and achieving the goal of formation of personal qualities of students, are determined. Based on the data obtained, the conclusion is made that a significant proportion of students who have engaged mentoring in extracurricular activities revealed advantages in professional development, personal growth, and social adaptation. The results of the study can be applied to implement special activities using mentoring model, the characteristics of which will meet the specific needs of the modern student.

Key words: mentoring, mentor, professional development, extracurricular environment, university.

Ю.С. Рыбальченко, аспирант, БУВО «Сургутский государственный университет», г. Сургут, E-mail: vus_83@mail.ru

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ СТУДЕНТА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА

В данной статье рассматривается вопрос личностного развития студентов через внеучебную среду вуза посредством системы наставничества. Проведен социологический анализ исследования на предмет влияния наставничества на личностное становление студентов посредством внеучебной среды университета на примере конкретного учебного заведения. Определены организационно-педагогические условия, способствующие результатам совместной деятельности наставника и подопечных, направленной на решение проблемы низкой мотивации студентов к участию во внеучебных мероприятиях и достижение цели формирования личностных качеств обучающихся. На основании полученных данных сделан вывод, что у значительной части студентов, задействовавших наставничество во внеучебной деятельности, выявляются преимущества в профессиональном развитии, личностном росте, социальной адаптации. Результаты данного исследования могут быть применены для осуществления специальных мероприятий с использованием модели наставничества, характеристики которых будут удовлетворять конкретным запросам современного студента.

Ключевые слова: наставничество, наставник, профессиональное развитие, внеучебная деятельность, университет.

Актуальность исследования определяется недостаточным изучением вопроса об эффективности наставничества во внеучебных мероприятиях. Большая часть проводившихся ранее исследований посвящена наставничеству в учебной среде и на производстве.

Цель исследования - определить степень практической значимости роли наставника для личностного развития студентов во внеучебной среде университета.

Задачи:

1. Проанализировать сущность и конструкцию системы наставничества во внеучебной среде.

2. Идентифицировать организационно-педагогическое состояние, формирующее внеучебное наставничество студента в университете.

В работе использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ практики наставничества; наблюдение за деятельностью наставников в процессе подготовки обучающихся; анкетный опрос и интервью респондентов; статистическая обработка результатов исследования; анализ опыта внедрения наставнической системы во внеучебную среду университета.

Научная новизна заключается в том, что раскрыта особенность системы наставничества как особой формы работы со студентами во внеучебной деятельности вуза, направленной на развитие личности обучающихся, реализацию их творческого потенциала; самореализацию самого наставника.

До сих пор полноценно не выявлены личностные условия, побуждающие студентов к участию во внеучебных мероприятиях, в то время как сама внеучеб-ная деятельность является неотъемлемой составляющей конкурентоспособности вуза. При этом исследователи отмечают, что вовлеченность обучающихся во внеучебную среду позитивно влияет на развитие у молодого поколения умения совмещать учёбу с работой по специальности, именно этот аспект следует учитывать при организации внеучебной работы в вузе.

Теоретическая значимость работы состоит в определении и обосновании функциональной специфики системы наставничества в сфере внеучебной деятельности вуза. На теоретическом и эмпирическом уровнях обоснована необходимость внедрения системы наставничества во внеучебную деятельность университета. Наставничество как инструмент способно оказывать влияние на формирование у обучающихся социально-личностных компетенций, которые содействуют и профессиональному развитию студента.

Практическая значимость заключается в эффективном применении системы наставничества обучающимися, педагогами, специалистами и структурными подразделениями образовательной организации.

На современном этапе модернизации российской образовательной и социокультурной сфер наставничество выходит на новый виток своего развития, возрастает его социальная роль и значимость в процессе адаптации обучающихся. Национальный проект «Образование» преследует важные для образовательных учреждений цели. Он привносит новое измерение в международную конкурентоспособность и развитие социально ответственной личности на фундаменте духовно-нравственных ценностей и общекультурного достояния. Эти цели могут быть достигнуты только при условии создания определенных систем поддержки и развития навыков, талантов, общей культуры и профессиональной компетентности молодежи в образовательной среде. Именно поэтому наставничество является стратегически важным элементом образовательной среды университета, способствующим созданию условий как для профессионального, так и для творческого развития студентов. Система наставничества позволяет повысить эффективность во всех сферах деятельности образовательной организации за счет наиболее полного использования личного потенциала и способностей обучающихся, преподавательского состава, сотрудников вуза в условиях инновационного развития России [1, с. 4].

Наставническая деятельность - это значимый вид профессиональной деятельности, в которую вовлечен наставник для привлечения в нее наставляемого. Несмотря на огромное количество научных трудов в области наставничества, как в России, так и за рубежом исследований о влиянии наставничества на внеучеб-ную деятельность недостаточно.

Внеучебная деятельность имеет большое количество преимуществ: студенты приобретают возможность практически общаться с ровесниками других групп, специализаций, курсов, при этом складываются профессиональные и общественные связи, развивается кругозор и накапливается определенный опыт [2]. Эти новые умения и профессионально-релевантная информация помогают студентам стать более устойчивыми к стрессу и лучше справляться с незнакомыми задачами, правильно выражать свою позицию, формировать культуру мышления и т. д.

Модель наставничества во внеучебной среде вуза создается посредством:

1) публичных лекций, разъясняющих концепцию и методологию наставничества как инструмента передачи профессионального опыта;

2) календарного цикла встреч наставника и подопечного (индивидуальная и групповая работа) в рамках мероприятий;

3) представления результатов работы на внешних мероприятиях за пределами университета.

Практически все внеучебные мероприятия в университете предполагают демонстрацию результатов творческих проектов. Как правило, курсы внеучебного наставничества направлены на обмен лучшими практиками и опытом, что позволяет студентам узнать о тенденциях и подходах к реализации внеучебных проектов вуза. Важной частью этого процесса является обратная связь при подготовке или в ходе проведения мероприятий, которая демонстрирует актуальность индивидуальных подходов, реализуемых в рамках самого наставничества, при этом оказывая положительное влияние на образовательный процесс в целом.

Наставники во внеучебной среде должны уделять особое внимание личности наставляемого [3, с. 21], а именно: индивидуальности наставляемого; процессу развития индивида, абилитации, самоопределению, отождествлению и адаптации в просветительской и социальной средах; инструменту социальных взаимоотношений, в которые в контексте своей деятельности включен участник; участию студентов во внеучебных мероприятиях университета; развитию личных и социальных навыков учащихся; предоставлению обучающимся информации об учебных и внеучебных мероприятиях вуза; организации в учебных группах мероприятий по командообразованию для студентов университета.

Важно понимать, что наставничество эффективно, когда оно взаимовыгодно для наставника и подопечного, когда существует управленческий контроль процесса наставничества и ведется тщательное проектирование и оперативное отслеживание интервальных результатов содействия.

К наставничеству во внеучебной среде университета, помимо студентов, специалистов и преподавателей, привлекаются социальные партнеры - выпускники и специалисты компаний, организаций города и округа. Данная интеграция усилий помогает восполнить и укрепить культурные и нравственные ценности студентов.

Рассмотрим уровни социального партнерства:

- информационный - взаимообмен данными, обозначение алгоритма действия, тактического приема объединенной деятельности;

- организационно-методический - координирование проекта, сроков исполнения, количества мероприятий в сфере совместной организации, оценка результатов;

- сотрудничество и взаимодействие - совместное участие в построенной, утвержденной программе, модернизация интегрального педагогического пространства, расширение преимуществ каждого партнера;

- оценка деятельности - конструкция перспектив эволюционирования совместной работы.

Общими и основными критериями отбора наставников в любом направлении внеучебной деятельности являются следующие: готовность человека стать наставником (даже если его рекомендует команда); пользуется ли претендент авторитетом среди студентов; высокий уровень развития ключевых компетенций; способность к развитию; навыки построения взаимоотношений; ответственность, нацеленность на результат; способность мотивировать и вдохновлять; навыки саморазвития; является ли претендент старостой группы или курса, активно участвующим в жизни университета (соревнования, общественная деятельность и т. д.).

Эффективность наставника зависит от уровней подготовленности и трудности намеченных задач.

В исследовании выделяют несколько методов взаимодействия, а именно -научный и практический.

Пошаговые инструкции - метод, когда производится подражание поведению наставника. Пояснение, почему именно так необходимо действовать, не дается. Недостатки метода: следование инструкции зачастую приводит к антиподным результатам; низкая самомотивация учащихся, вследствие чего участник не способен в нестандартных ситуациях действовать правильно. Достоинства: простота понимания, ясность инструкций; предсказуемость результатов; быстрая передача информации; легкое подтверждение по пунктам того, как наставляемый понял задание, необходимость создания алгоритмов для различных ситуаций; возможность для обучающихся переложить вину на наставника в случае неудачи.

Объяснение - метод, когда наставником демонстрируется верный способ исполнения конкретного задания, при этом объясняется каждое действие и поясняются его причины. Недостатки: увеличение времени работы наставника; нетерпение со стороны подопечного. Достоинства: обоснование каждого действия, его осознанное, а значит, более качественное выполнение; повышение мотивации учащегося; разграничение обязанностей между участниками; перспектива оспорить суждение наставника.

Развитие - метод, при котором наставник задает участнику конкретные вопросы, заставляя пояснять, как, для чего и почему то или иное действие производится. Недостатки: более длительное рабочее время для наставника; повышение ответственности и риска наставника; потенциал стресса из-за ответственности и беспокойства за обучающегося. Достоинства: мотивация через осознание равноправного общения; понимание учащимися смысла операции; рост качества обучения; повышение вероятности появления новых моделей поведения и новых решений; лучшее взаимопонимание между наставником и обучаемым;

Принцип работы: не критиковать, а предлагать пути разрешения, рассмотреть ситуацию; помочь подопечному решить проблему, а не решать ее самому; «я не одобряю, но советую» [4].

Результатами деятельностинаставника являются:корректировка психического и эмоционального состояния подопечного и наставника; улучшение психи-аесаого и эмоцияаолваокофоса в гауппеавинивеасавете в црлод,товышонит уровня посещаемости творческих и спортивных объединений и студенческих хвирнатаа;ксхнтитатиасыйакачосавеяаыйприросо иагоналваао реозязоваь^-ных образовательных и творческих мероприятий.

Сзазосша государственный университет, применяя все вышеуказанные методы, осуществляет ряд мероприятий по поддержке практики наставничества во внеучебной деятельности университета. Они отражены в Концепции воспита-тeлакoаcтcтeдоlвтзл,птaзжтв)lттoжeаиаoBапгл^^изaдаи внаучабной деатсла-ности и воспитательной работы. За каждым институтом закреплены наставники вcпсасaтатислтanныяабшатлxвнвyчвTнoадвлтeтьнлcеи, косорыо оказыеаюв поддержку молодому поколению в реализации различных проектов. Это настав-никс па кисвы лавойалистоп гоpoтк,пoопoыовaтeмаBнyзти обуалющихзю ставших курсов. У каждого наставника, закрепленного за определенным направлением деятельности (творчество, волонтерство, спорт, проектная деятельность и т. д.), свои специфические задачи. Любая подготовка к мероприятиям дает возможность наставникам решать сразу несколько вопросов, таких как формирова-авезоминды, пвиск лидоpа,ylфтпсонаекoллективяаапвышение морального духа.

Чтабыо циниатхаaплмoст ь на(nгоантпe ствазеаыyaехoдгoвзскпмвpoпpиа-тий во внеучебной среде, был использован эффективный метод, объединивший авябе опсис и иптлтващ.лаеанвгр вслва мoдeдеаФтpмкон(юкго иаcдeдoвaмeмя Д. Кирпатрика [5, с. 39], который рекомендовал четырехуровневую оценку: реакция (эюкдиоптльнакадеаыeпиoрисло-нь), подачамныалн^^я^]^!^ козии-тия знаний, изменение поведения, анамнез.

Модель Кирпатрика способна оценить все уровни самостоятельно, иначе говерп, ев вхисepоaльнвстл позвoлатт к pтз-lачнымycдоакяю,

Респондентам были подобраны вопросы, отражающие знания о системе масвaвамчeкывa;паотyктинакспь си^т^з^ь^! ивтиавниаяетпр,аоoфecтвoнoдизмcя-мого наставника, желание применять имеющиеся знания.

Зрдaнмыолпaитнизaм ооп pцcытозсoляюезвaдпфoциоoвaяткaаистхеаебo-ты наставника, улучшить наставничество, сделать выводы о его эффективности.

В ходе исследования установлено, какое значение для личностного развития студентов имеет сама система наставничества. Основу исследования составляет анализ опроса, проведённого среди учащихся различных специа-шзацийраивлапияeтa,осeпввгапв чеаоортыа ккввы. оисвледоаанаи брат задействовано 102 студента БУВО «Сургутский государственный университет» г. еланта в пеpиадвaптеля нптктябрь 2022 года. Участники были поделены на две группы, одна часть приняла участие в опросе, вторая - в интервью (рис. 1).

Интервью охватило 47 студентов. Отбор респондентов на интервью проводился рандомно и анонимно. Возраст участников составил от 18 лет до 21 года. В интервью были задействованы студенты с первого по четвёртый курс разных специальностей. Пол участников по большей части женский. Респондентам интервью предлагалось ответить на 11 вопросов, охватывающих следующие аспекты внеучебных мероприятий: предшествующая практика участия, интересы по направлениям деятельности, значимость сторонней оценки достижений, велась ли подготовка к участию в мероприятиях наставником и т. д. Респонденты в интервью отвечали охотно, открыто, развернуто.

Основным механизмом опроса-исследования послужила программа для создания опросов - Google Forms. Главное преимущество сделанного выбора заключалось в том, что для прохождения опроса в Google Forms не требуется обязательная регистрация, что обеспечивает анонимность участия, делая такой вид опроса самым приемлемым и относительно быстрым по временным рамкам. В Google опросе приняло участие 55 человек. Участники отвечали анонимно на 15 вопросов. Ответы участников автоматически фиксировались в Google Forms и после отправки структурировались в таблице Excel, где строки указывали только

то теповаслникяа отвмт с, д анные им. Получилось проследить характер ответов и определить их направления или выявить противоречия.

Полачепаые оттаты были вручную проанализированы на наличие схожих идей, выраженных всеми респондентами данного вида опроса.

Осимвным неыватптком проведенного исследования стало неохотное желание участников давать развёрнутые ответы. Даже несмотря на то, что опрос предполагал анонимность и добровольность, основная часть участников ограничивалась односложными ответами «да», «нет», «не знаю». Однако по полученным данным вполне можно определить конкретную характеристику и уровень очт-там весарнденавано мнеучебной среде.

Интересы обучающихся порой специфичны, зачастую вообще не имеют оиче го общего. Кто-то из респондентов приводит опыт ранее проведенных мероприятий, кто-то только предстоящий, но все ответы носят прагматичный характер ясаазвиы тольктслвбсввенной ответственностью. Большую часть анкетируемых (54%) интересует финальный результат и материальная прибыль, например, дипломы, призы и профессиональные, социальные и творческие перспективы. Вторая группа опрошенных (28%) делает акцент на воздействие со стороны, предметом рассуждения стали «мероприятия обязательные», на участие в которых их направляет наставник, куратор, директор и др. Респонденты третьей группы (13%) указывают, что на участие во внеучебной деятельности их моти-ти ряeтаДлмашеHcoапeпи конкурентность, согласие со стороны, «совесть» и «чувство ответственности». Четвертая группа (5%) определяет мотивы к участию по -матчевтой работе сферой интересов: «интерес к определенному, освоение». Обучающиеся отмечают, что их пробуждает собственное желание участвовать во ваааслЫнаод еоттявтости, но именно наставник помогает доводить инициативу до завершения.

В течение года участвовали ли вы во внеучебных мероприятиях уни-yeдтдтeтмыyдлeщыЫ

47% из числа отрицательно ответивших ссылались на следующие факторы: то хиaтпeевотдeни;аeт тозможности участвовать физически, в связи с подработкой и/или учебной нагрузкой; не нахожу интереса в предложенных мероприя-яиях, слибы а-лаять вних участие. 53% ответивших указывали, что внеучебная деятельность не вызывает снисходительности со стороны преподавательского состава по образовательным учебным программам, не влияет на портфолио и т. п. Респонденты, положительно ответившие на этот вопрос, решающей причиной называли вынуждение со стороны руководства.

Ыyoдoлгкeт ocдщeмт влять наставник?

Данный вопрос был призван продемонстрировать ожидания, которые обучающиеся возлагают на человека, ответственного за подготовку к участию во внеучебных мероприятиях. 56% респондентов присваивают наставнику роль человека-лидера, который готовит участников, помогает познать суть мероприятия, направляет участников быть инициаторами для достижения конечной цели. Основная часть подготовки, контроля, формулирование целей и задач исполняется именно наставником. Лишь малое число опрошенных (8%) считают, что наставник - лишнее звено, при желании можно самостоятельно обеспечить всю подготовку к мероприятию. 36% участников именно на наставника возлагают обязанность замотивировать на участие: «замотивировать, привлечь наибольшее количество участников»; «сплотить, заложить определенный интерес». Наставник, по мнению опрошенных, - требовательный человек, провоцирующий активность и участие каждого.

Какой фактор заинтересовал бы вас на участие во внеучебных мероприятиях?

43% респондентов ответили: «если внеучебная среда повлияет на мою карьеру либо будет иметь значимость в профессиональном сообществе»;

22% - «если мероприятия будут интересными, развлекательными, пересекаться с личными интересами и хобби, будут неформальными»;

18% - «наличие свободного времени»;

16% - «полезные активности».

6% - «интересные разговоры, знакомства».

Находите ли вы роль наставника во внеучебной среде вуза важной?

Ответы получились односложными: 81% - «да», 3% - «нет», 6% - «не знаю».

Респонденты высоко оценивают труд наставника, считают его не только ценностью, но и обязательным элементом становления универсальной высокоразвитой личности: 96% респондентов выразили готовность участвовать в наставничестве, чтобы получить поддержку от человека с более высоким уровнем личной компетентности или более глубокими опытом и знаниями; 54% респондентов готовы сами стать наставниками, взять на себя ответственность и поддерживать развитие и социализацию наставляемого во внеучебной среде университета; 26% респондентов интересуются вопросом наставничества и хотят узнать больше об этой сфере деятельности; 75% респондентов согласны с утверждением: «Участие в наставничестве, помощь и поддержка других способствуют их личностному развитию». Это может быть хорошим мотиватором для наставников и большим преимуществом для них, чтобы повысить свою уверенность, научиться эффективно общаться, правильно и четко выражать свои идеи, перенести фокус с себя на других и их особенности и найти подход к каждому подопечному.

Исследование показало, что организация внеучебных мероприятий с применением модели наставничества стремится к успеху, конкретные задачи и сро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.1.Контингентучастниковопроса то курсу обучения

ки необходимы для личного желания участвовать в них. Социальная технология позволяет предельно раскрыть как творческий, так и мыслительный и духовный потенциал участников.

Для существенной части студенчества особое место занимает финишная цель участия, которая влияет не только на самооценку, но и приносит определенную выгоду Внеучебная деятельность значима для успеха в карьере, что и является причиной, побуждающей к активному участию. Хотя стоит заметить, что студенты порой не воспринимают всех преимуществ участия во внеучебной деятельности на перспективу они не рассматривают приобретенный опыт как вклад, который способен окупится спустя некоторое время.

Для неформальной деятельности социальная среда - стимул и шанс сообщить о своих интересах, познать личную значительность. Студентов вовлекает возможность общения и социальное одобрение со стороны.

Оценка значимости деятельности наставника в групповой работе указывает, что комфортнее себя студенты чувствуют при малой доле участия, в приоритете у них безопасная среда, где нет обязательств и ответственности за мероприятия, а также личного желания быть их участником. Именно такая категория студентов нуждается в наставнике для развития коммуникативных и профессиональных компетенций.

Поставленная проблема формирования системы наставничества во внеучебной среде университета многогранна, на сегодняшний день в данном исследовании она представлена как одна из попыток изложить некоторые возможности ее решения. Отдельного анализа требует сама организация и разработка сопряженной концепции регулирования системы наставничества в университетской внеучебной среде, поддерживающая все уровни муниципального управления.

В ходе практического изучения проблемы в системе наставничества во внеучебной среде вуза на примере Сургутского государственного университета были проанализированы сущность и структура наставничества, идентифицировано организационно-педагогическое состояние, формирующее внеучебное наставничество в университете, что отражается в задачах и главных тезисах представленного анализа.

Благодаря проведенному исследованию стало ясно, что основными причинами нежелания обучающихся участвовать во внеучебной деятельности университета является отсутствие интереса в предлагаемом выборе меропри-

Библиографический список

ятий, отсутствие времени и личной заинтересованности. При этом практическая польза участия наставника во внеучебной деятельности (коллективная и/или частная) показывает значительное воодушевляющее влияние наставника на становление личности подопечных. Следовательно, сама заинтересованность не будет являться определяющим стимулом к активной внеучебной деятельности. Студенты - материалисты, поэтому для повышения доли участия молодежи во внеучебных мероприятиях необходимо разъяснять важность и значимость каждого предметного участия. Кроме того, внеучебной деятельности надлежит иметь практический характер и конкретную финишную цель, желательно приносящую какие-либо выгоды или материальное поощрение. Собственно поэтому наставник выступает во внеучебной среде как проводник, направляющий интересы учащихся в нужное русло.

Наставничество - очень распространенный метод во всех сферах деятельности. Эта форма воздействия на личность имеет большой потенциал [5, с. 34]. Социологические исследования подтверждают сделанные выводы. Студенты и специалисты готовы делиться своими знаниями и навыками и в то же время принимать помощь, учась у других. Обучающиеся проявляют большой интерес к участию в наставничестве. Такой способ взаимодействия во внеучебной среде университета действительно становится полезным и можно смело утверждать, что его потенциал в этом направлении деятельности до конца не раскрыт, ведь именно он способствует созданию комфортной внеучебной среды, основанной на взаимопомощи и поддержке.

Как показали результаты практической диагностики, с помощью применения многообразных форм наставничества происходит значительное улучшение в образовательных, спортивных, культурных достижениях, а также укрепляется само университетское сообщество. Результаты анализа можно использовать для реализации специфических мероприятий с внедрением модели внеучебного наставничества, особенности которых удовлетворяют потребности современного студента.

Система взаимодействия форм наставничества во внеучебной среде в перспективе гарантирует создание учебно-воспитательного и профессионального движения по всей России, объединяющего в одном сообществе посредников всевозможных социальных подразделений и институтов, усилия которых направлены на прогресс российской образовательной и экономической системы и благополучия подрастающего поколения.

1. Методические рекомендации: Сопровождение наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Смоленск, 2019.

2. Куликова С.В., Мальчукова Н.Н., Шемякина И.Е. Воспитательная работа вуза в современной образовательной системе. Мир науки. Интернет-журнал. 2018; № б.

3. Методический кейс: Наставничество в сфере развития художественного творчества «Многоуровневая практика наставничества в Государственном бюджетном образовательное учреждении дополнительного образования детей города Севастополя «Дворец детского и юношеского творчества»». Севастополь: «Дворец детского и юношеского творчества», 2019.

4. Долгушева A.K, Кадневский В.М., Сергиенко Е.И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность. Вестник ОмГУ. 2013; № 4 (70).

б. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-методические материалы. Казань: ИРО РТ, 2020.

References

1. Metodicheskie rekomendacii: Soprovozhdenie nastavnichestva i shefstva dlya obuchayuschihsya organizacij, osuschestvlyayuschih obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po dopolnitel'nym obscheobrazovatel'nym programmam. Smolensk, 2019.

2. Kulikova S.V., Mal'chukova N.N., Shemyakina I.E. Vospitatel'naya rabota vuza v sovremennoj obrazovatel'noj sisteme. Mirnauki. Internet-zhurnal. 2018; № б.

3. Metodicheskij kejs: Nastavnichestvo v sfere razvitiya hudozhestvennogo tvorchestva «Mnogourovnevaya praktika nastavnichestva v Gosudarstvennom byudzhetnom obrazovatel'noe uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detej goroda Sevastopolya «Dvorec detskogo i yunosheskogo tvorchestva»». Sevastopol': «Dvorec detskogo i yunosheskogo tvorchestva», 2019.

4. Dolgusheva A.N., Kadnevskij V.M., Sergienko E.I. Nastavnichestvo kak pedagogicheskij fenomen: istoriya i sovremennosf. Vestnik OmGU. 2013; № 4 (70).

б. Nastol'naya kniga «Nastavnichestvo: 'effektivnaya forma obucheniya»: informacionno-metodicheskie materialy. Kazan': IRO RT, 2020.

Статья поступила в редакцию 27.11.22

УДК 37.02

Safontseva N.Yu, Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Sedov Water Transport Institute, Branch of Ushakov

State Maritime University, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: safontseva@iwtsedov.ru, nsafonceva@sfedu.ru

TO THE QUESTION OF THE FUNDAMENTALIZATION OF RUSSIAN EDUCATION: PHYSICAL KNOWLEDGE IN THE EYES OF STUDENTS. The author notes that the main task of education is to prepare the younger generation to resolve any problem situation in the future. The article substantiates the idea that the presence of creativity in any human activity is ensured by the fundamentalization of education. The author singles out physical knowledge as a conceptual basis of fundamentalization. The article presents the results of the study, the purpose of which is to clarify the attitude of students to physics as an academic discipline and the readiness to master it. With the help of a specially developed questionnaire, a survey of students is conducted, which shows that young people have not lost their readiness to master physical knowledge. It is revealed that the main condition for maintaining interest in the study of this subject area is the students' awareness of the possibility of practical application of physical laws. The study establishes a priority type of training sessions associated with laboratory research. This fact confirms the need to organize a practice-oriented educational process. The results of the survey indicate that a qualified teacher can contribute to the formation of internal motivation of students to learn the physical picture of the world, and also inspires confidence in the possibility of mastering it. As confirmation of this conclusion, quantitative indicators of academic performance and quality of education based on the results of intermediate certification of students are given. The author notes that, despite significant and not always legitimate and thoughtful innovations, modernization in Russia has not led to catastrophic irreversible changes in the education system. As a result of the analysis of TIMSS quantitative indicators, the author states that national traditions of natural science and mathematics education have been preserved in the depths of practical pedagogical activity. On this basis, the author comes to the conclusion that in order to fundamentalize education, it is necessary to return to the obligatory study of all academic disciplines of the natural science cycle in high school.

Key words: modernization, fundamentalization, natural-science picture of the world, physical knowledge, questionnaire, survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.