Научная статья на тему 'Из опыта организации педагогического сопровождения адаптации обучающихся – будущих архитекторов средствами внеучебной деятельности колледжа'

Из опыта организации педагогического сопровождения адаптации обучающихся – будущих архитекторов средствами внеучебной деятельности колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / колледж / обучающиеся / будущие архитекторы / профессиональная подготовка / педагогическое сопровождение / внеучебная деятельность / образовательная среда / adaptation / college / students / future architects / professional training / pedagogical support / ex-tracurricular activities / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Николаевич Игошин

В статье актуализируется значимость деятельности по педагогическому сопровожде-нию адаптации обучающихся колледжа в условиях роста интереса среди молодёжи к среднему професси-ональному образованию. Обосновывается необходимость осуществления педагогического сопровождения адаптации обучающихсябудущих архитекторов к образовательной среде колледжа с учётом специфики их специальности. Предлагается использовать в качестве средства обеспечения эффективности организа-ции педагогического сопровождения адаптации будущих архитекторов возможности внеучебной деятель-ности. Осуществлён анализ современного состояния изученности проблемы в научной среде. На базе опре-делённых на основе рассмотрения психолого-педагогической литературы исследовательских позиций раз-работана и апробирована в ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства» программа пе-дагогического сопровождения адаптации обучающихся первого курса, проходящих подготовку по специаль-ности 07.02.01. Архитектура, посредством внеучебной деятельности. Охарактеризована поэтапная органи-зация и содержание деятельности по педагогическому сопровождению адаптации будущих архитекторов к образовательной среде колледжа средствами внеучебной деятельности по направлениям, соответствую-щим составляющим адаптации: учебно-профессиональному, социально-психологическому и психофизио-логическому. Представлены результаты реализации программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Николаевич Игошин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the Experience of Organizing Pedagogical Support Adaptation of Students – Future Architects through Extracurricular Activities of the College

The article updates the importance of activities for pedagogical support of adaptation of college students in the context of growing interest among young people in secondary vocational education. The necessity of providing pedagogical support for the adaptation of studentsfuture architects to the educational environment of the college, taking into account the specifics of their future specialty, is substantiated. It is proposed to use the possibility of extracurricular activities as a means of ensuring the effectiveness of organizing pedagogical support for the adaptation of future architects. An analysis of the current state of knowledge of the problem in the scientific literature was carried out. On the basis of scientific positions determined based on the analysis of psychological and pedagogical literature, a program of pedagogical support for the adaptation of first-year students of the specialty 02/07/01 was developed and tested at the State Educational Institution of Professional Education “Penza College of Architecture and Construction”. Architecture through extracurricular activities. The stage-by-stage organization and content of activities for pedagogical support of adaptation of future architects to the educational environment of the college through extracurricular activities in areas corresponding to the components of adaptation: educa-tional-professional, socio-psychological and psychophysiological are characterized. The results of the program im-plementation are presented.

Текст научной работы на тему «Из опыта организации педагогического сопровождения адаптации обучающихся – будущих архитекторов средствами внеучебной деятельности колледжа»

Научная статья УДК 377

https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.21

Из опыта организации педагогического сопровождения адаптации обучающихся -будущих архитекторов средствами внеучебной деятельности колледжа

Сергей Николаевич Игошин

Независимый исследователь, Пенза, Россия, igoshin1808@yandex.ru

Аннотация. В статье актуализируется значимость деятельности по педагогическому сопровождению адаптации обучающихся колледжа в условиях роста интереса среди молодёжи к среднему профессиональному образованию. Обосновывается необходимость осуществления педагогического сопровождения адаптации обучающихся - будущих архитекторов к образовательной среде колледжа с учётом специфики их специальности. Предлагается использовать в качестве средства обеспечения эффективности организации педагогического сопровождения адаптации будущих архитекторов возможности внеучебной деятельности. Осуществлён анализ современного состояния изученности проблемы в научной среде. На базе определённых на основе рассмотрения психолого-педагогической литературы исследовательских позиций разработана и апробирована в ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства» программа педагогического сопровождения адаптации обучающихся первого курса, проходящих подготовку по специальности 07.02.01. Архитектура, посредством внеучебной деятельности. Охарактеризована поэтапная организация и содержание деятельности по педагогическому сопровождению адаптации будущих архитекторов к образовательной среде колледжа средствами внеучебной деятельности по направлениям, соответствующим составляющим адаптации: учебно-профессиональному, социально-психологическому и психофизиологическому. Представлены результаты реализации программы.

Ключевые слова: адаптация, колледж, обучающиеся, будущие архитекторы, профессиональная подготовка, педагогическое сопровождение, внеучебная деятельность, образовательная среда

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Игошин С.Н. Из опыта организации педагогического сопровождения адаптации обучающихся - будущих архитекторов средствами внеучебной деятельности колледжа // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 12. С. 152-158. https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.21.

Original article

From the Experience of Organizing Pedagogical Support Adaptation of Students -Future Architects through Extracurricular Activities of the College

Sergey N. Igoshin

Independent researcher, Penza, Russia, igoshin1808@yandex.ru

Abstract. The article updates the importance of activities for pedagogical support of adaptation of college students in the context of growing interest among young people in secondary vocational education. The necessity of providing pedagogical support for the adaptation of students - future architects to the educational environment of the college, taking into account the specifics of their future specialty, is substantiated. It is proposed to use the possibility of extracurricular activities as a means of ensuring the effectiveness of organizing pedagogical support for the adaptation of future architects. An analysis of the current state of knowledge of the problem in the scientific literature was carried out. On the basis of scientific positions determined based on the analysis of psychological and pedagogical literature, a program of pedagogical support for the adaptation of first-year students of the specialty 02/07/01 was developed and tested at the State Educational Institution of Professional Education "Penza College of Architecture and Construction". Architecture through extracurricular activities. The stage-by-stage organization and content of activities for pedagogical support of adaptation of future architects to the educational environment of the college through extracurricular activities in areas corresponding to the components of adaptation: educational-professional, socio-psychological and psychophysiological are characterized. The results of the program implementation are presented.

Keywords: adaptation, college, students, future architects, professional training, pedagogical support, extracurricular activities, educational environment

Funding: Independent work.

For citation: Igoshin, S.N. (2023) From the Experience of Organizing Pedagogical Support Adaptation of Students - Future Architects through Extracurricular Activities of the College. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 152-158. Available from: doi:10.24158/spp.2023.12.21 (In Russian).

© Игошин С.Н., 2023

Возрождение интереса к среднему профессиональному образованию (СПО), рост его престижности в глазах подрастающего поколения актуализируют задачу повышения качества подготовки обучающихся в учебных заведениях такого уровня. Одним из важнейших условий её решения выступает обеспечение успешности адаптации обучающихся первого года к образовательной среде колледжа посредством специально организованной деятельности - педагогического сопровождения (Аветисян, Петросян, 2021 а, б; Воскрекасенко, 2020).

Вчерашние школьники приходят в колледж в первую очередь за получением профессии, что позволяет им удовлетворить потребность «стать взрослым», самостоятельным и независимым. Однако процесс профессионального самоопределения у них ещё не закончен (Голубева, 2019). В этой связи особенно важно с первых дней обучения в ходе педагогического сопровождения адаптации обучающихся первого курса учитывать их будущую специальность, что усиливает их мотивацию к учебно-профессиональной деятельности.

Интенсивность строительства, осуществляемого в последние годы, делает востребованной среди молодёжи профессию архитектора, которую можно получить как в высшей школе, так и в системе среднего профессионального образования (Берсенева, 2021; Ловягина, 2019). Приходя в колледж, обучающиеся по специальности «Архитектура» испытывают все те же затруднения, что и студенты других специальностей, они также нуждаются в педагогическом сопровождении и поддержке. Однако успешность данных процессов будет во многом определяться учётом специфики будущей специальности. Так как на первом году обучения в колледже осуществляется общеобразовательная подготовка, то в педагогическом сопровождении адаптации обучающихся по специальности «Архитектура» особая роль отводится внеучебной деятельности, обладающей высоким потенциалом для стимулирования процесса профессионального самоопределения, мотивации к будущей трудовой деятельности.

В этой связи цель данной статьи - охарактеризовать организацию и содержание педагогического сопровождения адаптации обучающихся - будущих архитекторов к образовательной среде колледжа средствами внеучебной деятельности. В качестве основного метода исследования выступает анализ научной литературы и опыта практической деятельности ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства».

Изучение психолого-педагогической литературы по теме показало, что проблема адаптации обучающихся к образовательной среде колледжа безотносительно будущей специальности нашла достаточно широкое отражение в публикациях исследователей. Так, в работе О.А. Воскрекасенко и Н.А. Остапенко раскрывается сущность, особенности, основные проблемы и направления педагогического обеспечения адаптации обучающихся колледжа, связанные с её составляющими (учебно-профессиональной, социально-психологической и психофизиологической) (Воскрекасенко, Остапенко, 2021). Отдельные аспекты целостного процесса адаптации обучающихся колледжа нашли своё отражение в исследованиях А.В. Дерюгиной, М.А. Заздравной, З.А. Толканюк и др. (Заздравная, Дерюгина, 2017; Толканюк, 2019).

В работах Т.С. Аветисян и А.Р. Петросян представлена развёрнутая характеристика педагогических условий, реализация которых оптимизирует процесс адаптации обучающихся к образовательной среде колледжа, а также конкретизирует ее критерии (Аветисян, Петросян, 2021 а, б). Особенности адаптации студентов нового набора к образовательной среде профессиональной образовательной организации представлены в исследовании Ю.Б. Бурова (Буров, 2021). В работе Ю.М. Ивановой и Н.В. Ипполитовой осуществлён анализ и обобщение опыта обеспечения успешной социально-профессиональной адаптации студентов в организации СПО (Иванова, Ипполи-това, 2018). Во всех упомянутых публикациях адаптация обучающегося не сводится к простому приспособлению, но рассматривается в контексте развития его личности, самореализации в новой социальной среде образовательной организации профессионального образования посредством построения с ней продуктивного взаимодействия, акцентируется внимание на активности обучающегося в ходе освоения учебно-профессиональной деятельности и интериоризации социально-профессиональных ценностей. Данное взаимодействие носит организованный характер посредством специального вида деятельности - педагогического сопровождения (Воскрекасенко, 2022).

В исследованиях Т.С. Аветисян, А.К. Манабаевой, Ю.И. Поповой, С.Т. Сенкубаева и К.В. Шкуропия доказывается необходимость педагогического (психолого-педагогического) сопровождения адаптации обучающихся колледжа, а также представлена характеристика содержания и направлений деятельности педагогов по его реализации (Попова и др., 2020; Сенкубаев, Ма-набаева, 2020).

Сущность самого понятия «педагогическое сопровождение», подходы к его определению в современной педагогической науке, в том числе применительно к процессу адаптации обучающихся, раскрываются в работах О.А. Воскрекасенко (Воскрекасенко, 2020; 2022). В них показано, что педагогическое сопровождение рассматривается современными учёными как вид (форма)

педагогической деятельности, как взаимодействие, как интегративная технология, как механизм и др. Мы постулируем целесообразность рассмотрения педагогического сопровождения обучающихся в системе профессионального образования как вида педагогической деятельности, направленного на стимулирование субъектной позиции обучающегося в процессе адаптации посредством специально организованного взаимодействия.

В целом ряде исследований нашли своё отражение особенности профессиональной подготовки будущих архитекторов в образовательных организациях высшего (Берсенева, 2021) и среднего профессионального образования (Ловягина, 2019), проблема воспитания их личностных качеств (Снатович, 2020), а также роли внеаудиторной деятельности в формировании профессионализма будущих инженеров-архитекторов (Черныш и др., 2011). В свою очередь сущность внеучебной деятельности, специфика и формы её организации в образовательной организации среднего профессионального образования представлены в исследованиях А.З. Османо-вой, Е.М. Самохваловой и др. (Османова, 2020; Самохвалова, 2016).

На основе проведённого анализа научной литературы можно заключить, что под адаптацией обучающихся - будущих архитекторов следует понимать педагогически организованное взаимодействие образовательной среды колледжа и обучающихся по специальности «Архитектура», направленное на достижение баланса между ними, способствующего успешному освоению учебно-профессиональной деятельности, вхождению в студенческий коллектив, интериоризации ценностей и корпоративной культуры будущей трудовой деятельности, а также профессиональному самоопределению и самореализации. Педагогическое сопровождение, понимаемое как разновидность педагогической деятельности, направлено на достижение обучающимися уровня адаптированности, достаточного для успешной профессиональной подготовки будущих архитекторов в образовательном процессе колледжа. Направления педагогического сопровождения соответствуют основным составляющим адаптации обучающихся, выделенным на основе анализа научной литературы - учебно-профессиональной, социально-психологической и психофизиологической.

На базе рассмотренных исследовательских позиций была разработана и реализована на базе ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства» программа педагогического сопровождения адаптации обучающихся первого курса по специальности 07.02.01. Архитектура посредством внеучебной деятельности, обусловившая организационные основы и содержание педагогического сопровождения. В опытно-экспериментальной работе по реализации обозначенной программы приняли участие 103 обучающихся колледжа (ЭГ - 53 человека, КГ - 50 человек).

Цель программы - обеспечение успешной адаптации молодых людей - будущих архитекторов к образовательной среде колледжа посредством их включения во внеучебную деятельность.

Задачи программы:

1. Диагностика уровня адаптированности обучающихся.

2. Мотивация будущих архитекторов к активному участию во внеучебной деятельности.

3. Проведение комплекса мероприятий по сопровождению адаптации обучающихся в соответствии с составляющими адаптации. В основу построения программы положены принципы: профессионально-ориентированного характера внеучебной деятельности, персонификации педагогического взаимодействия, стимулирования субъектной позиции обучающихся в процессе адаптации.

В соответствии с программой педагогическое сопровождение адаптации обучающихся -будущих архитекторов включало последовательное прохождение следующих этапов: предварительного (создание организационно-методических и психолого-педагогических условий для обеспечения успешности последующей деятельности по педагогическому сопровождению обучающихся по специальности «Архитектура»); основного (реализация комплекса формирующих мероприятий по сопровождению адаптации обучающихся - будущих архитекторов); заключительного (рефлексия эффективности деятельности, коррекция программы).

Деятельность по педагогическому сопровождению адаптации будущих архитекторов на предварительном этапе осуществлялась с целью первичного введения обучающихся в образовательную среду колледжа, повышения их мотивации к активному участию во внеучебной деятельности, а также определения исходного уровня адаптированности молодых людей. Для достижения поставленной цели в колледже проводились вводные адаптационные дни, показавшие себя как эффективная форма первичного погружения обучающихся в образовательную среду учебного заведения. В ходе их организации реализовывался комплекс следующих мероприятий:

- прочтение курса преподавателями колледжа научно-популярных лекций, направленных на первичное знакомство с особенностями выбранной обучающимися специальности 07.02.01 Архитектура, что способствовало профессиональному самоопределению поступивших в колледж молодых людей, пониманию ими перспектив построения карьеры в сфере архитектуры и

строительства, а также стимулировало мотивацию к учебно-профессиональной деятельности посредством использования методических приёмов (создание ситуации занимательности, постановка проблемных вопросов, внесение элемента дискуссии, визуализация и др.);

- организация встречи с известными в регионе архитекторами, а также выпускниками колледжа, раскрывающими секреты профессионального мастерства и построения карьеры в избранной специальности;

- проведение классных часов для ознакомления обучающихся с «Уставом колледжа», принятыми нормами и сложившимися в образовательной организации традициями, правами и обязанностями студентов, ценностями и культурой, отличиями организации образовательного процесса в учреждениях общего и профессионального образования;

- проведение педагогами дополнительного образования мастер-классов, направленных на получение обучающимися первичного представления об организации внеучебной деятельности в колледже, существующих кружках художественного цикла, спортивных секциях, профессионально-ориентированных клубах, на стажировочных площадках и др., а также повышение мотивации к активному включению во внеучебную деятельность колледжа;

- организация и проведение силами старшекурсников тренингов на знакомство с группой, сплочение студенческого коллектива, формирование благоприятного психологического микроклимата;

- осуществление практическим психологом первичной психодиагностики, направленной на выявление уровня адаптированности и предпочитаемых обучающимися - будущими архитекторами стратегий адаптации к образовательной среде колледжа;

- проведение администрацией колледжа организационного родительского собрания, направленного на знакомство представителей обучающихся с особенностями ведения образовательного процесса в учреждении СПО, а также на установление продуктивного взаимодействия колледжа с семьями несовершеннолетних студентов-первокурсников.

Особое место в педагогическом сопровождении адаптации будущих архитекторов заняло осуществление практическим психологом первичной психодиагностики, направленной на выявление уровня адаптированности молодых людей к образовательной среде колледжа, позволяющей реа-лизовывать адресную помощь и поддержку обучающимся. С этой целью использовались для определения составляющих адаптации: психофизиологической - авторская анкета; социально-психологической - «Шкала СПА» К. Роджерса и Р. Даймонда; учебно-профессиональной - методика «Адап-тированность студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой. Полученные данные будут представлены ниже в ходе сравнительного анализа результатов первичного и итогового срезов.

Организация и содержание деятельности по педагогическому сопровождению адаптации обучающихся - будущих архитекторов средствами внеучебной деятельности в колледже на основном этапе реализации программы осуществлялись по направлениям, соответствующим составляющим целостного адаптационного процесса: учебно-профессиональной, социально-психологической и психофизиологической.

С целью обеспечения успешной учебно-профессиональной адаптации будущих архитекторов к образовательной среде колледжа реализовывался комплекс следующих мероприятий, направленных на стимулирование позиции субъекта учебно-профессиональной деятельности, его профессионального самоопределения и повышение мотивации к освоению специальности архитектора:

- функционирование профессионально-ориентированного клуба «Я - будущий архитектор»;

- проведение месячника «Учись учиться», способствующего формированию у обучающихся колледжа навыков учебно-профессиональной деятельности, а также тайм-менеджмента как условия её успешности;

- экскурсии на предприятия города, осуществляющие архитектурное проектирование;

- проведение конкурса плакатов «Моя будущая профессия», раскрывающих специфику специальности архитектора, требования к его личностно-профессиональным качествам;

- встречи с успешными выпускниками колледжа и известными архитекторами города и области с целью раскрытия для обучающихся секретов профессионального мастерства и построения карьеры;

- проведение круглых столов, дебатов, деловых игр по актуальным проблемам градостроительства и современных архитектурных решений, мастер-классов по архитектурному проектированию и др.;

- привлечение обучающихся - будущих архитекторов к участию в профессиональных конкурсах, проектах, олимпиадах (например, проект «PROдвижeниe58») и др.

В рамках педагогического сопровождения социально-психологической адаптации будущих архитекторов к образовательной среде колледжа средствами внеучебной деятельности прово-

дились мероприятия, направленные на освоение роли обучающегося учреждения СПО, установление отношений с субъектами образовательного процесса и включение в студенческий коллектив. Среди них:

- проведение практическим психологом тренинговых занятий, направленных на сплочение коллектива, развитие необходимых для выстраивания эффективной коммуникации в учебной и в будущей профессиональной деятельности умений и навыков, а также проведение индивидуальных психологических консультаций;

- включение студентов в проводимые в колледже разнонаправленные внеучебные мероприятия (общеинтеллектуальные, профессионально-ориентированные, общекультурные, духовно-нравственные, патриотические, спортивные и др.), способствующие расширению дружеских связей, развитию коммуникативных способностей, позитивной самореализации и самоутверждению обучающихся;

- привлечение первокурсников к использованию возможностей системы дополнительного образования, представленной многочисленными кружками, секциями, клубами, объединениями (включая, например, проектную мастерскую «Дизайн в архитектурной среде»), позволяющими прожить ситуации успеха, позитивно самореализоваться, повысить свой статус в группе сверстников и др.

Кроме того, педагогическое сопровождение психофизиологической адаптации обучающихся - будущих архитекторов было направлено на формирование у обучающихся навыков саморегуляции эмоциональной сферы, снятия тревожности, оптимизации функционального состояния организма, повышения работоспособности как условия успешной учебно-профессиональной деятельности. С этой целью осуществлялись индивидуальные психологические консультации, проводилось обучение техникам аутотренинга и медитационным упражнениям, привлечение к участию в физкультурно-оздоровительных внеучебных мероприятиях и занятиях в спортивных секциях и др.

На заключительном этапе реализации программы педагогического сопровождения адаптации будущих архитекторов средствами внеучебной деятельности осуществлялась повторная диагностика, анализ полученных результатов, коррекция программы с учётом полученных результатов и акцентом на помощь и поддержку обучающихся с устойчивыми признаками дезадаптации.

Проведение в начале учебного года первичной и в конце - итоговой диагностики уровня адаптированности позволили определить путём сравнения результатов в контрольной и экспериментальной группе студентов эффективность деятельности по педагогическому сопровождению адаптации будущих архитекторов в соответствие с реализованной в образовательной среде колледжа программой. Результаты представлены на рис. 1.

высоким среднии

|низким

66,1

47,2

КГ, в % ЭГ, в %

Констатирующим этап

КГ, в % ЭГ, в %

Контрольным этап

Рисунок 1 - Результаты диагностики уровня адаптированности обучающихся специальности «Архитектура» в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах на первичном и заключительном этапах исследования

Figure 1 - Results of Diagnostics of the Level of Adaptability of Students of the Specialty "Architecture" in the Control (CG) and Experimental (EG) Groups at the Primary and Final Stages of the Study

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной программы педагогического сопровождения адаптации обучающихся - будущих архитекторов средствами внеучебной деятельности. Так, в ЭГ в результате ее применения отмечено уменьшение числа обучающихся с низким уровнем адаптированности с 37,3 до 3,9 % (в КГ - с 38,6 до 19,1 %) и увеличение численности обучающихся - будущих архитекторов с высоким уровнем адаптированности с 19 до 66,1 % (в КГ - с 18,1 до 33,7 %).

Таким образом, применение разработанной нами программы, определяющей содержание деятельности по педагогическому сопровождению адаптации будущих архитекторов средствами внеучебной деятельности с учётом получаемой ими в колледже специальности, способствует достижению обучающимися состояния адаптированности как условия качественной профессиональной подготовки в образовательной организации СПО.

Список источников:

Аветисян Т.С., Петросян А.Р. Критерии адаптированности обучающихся к образовательной среде колледжа // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2021 а. № 2 (15). С. 78-81.

Аветисян Т.С., Петросян А.Р. Педагогические условия успешной адаптации обучающихся в образовательной среде колледжа // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2021 б. № 1 (14). С. 61-64.

Берсенева М.А. Особенности подготовки будущего архитектора в условиях высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. С. 41-44.

Буров Ю.Б. Адаптация студентов нового набора к обучению в профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 2. С. 119-124.

Воскрекасенко О.А. Педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников в системе профессиональной подготовки в высшей школе. Пенза, 2022. 176 с.

Воскрекасенко О.А. Педагогическое сопровождение в категориальном аппарате науки // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность. Пенза, 2020. С. 63-66.

Воскрекасенко О.А., Остапенко Н.А. Педагогическое обеспечение в системе деятельности по адаптации обучающихся колледжа // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 2. С. 129-133. https://doi.org/10.17513/snt.38506.

Голубева Е.А. Профессиональное самоопределение студентов колледжа // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2019. № 1 (88). С. 28-30.

Заздравная М.А., Дерюгина А.В. Психолого-физиологические аспекты адаптации студентов колледжа в период первого года учебной деятельности // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы. Вологда, 2017. С. 8-9.

Иванова Ю.М., Ипполитова Н.В. Опыт социально-профессиональной адаптации студентов организации среднего профессионального образования // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (37). С. 36-42.

Ловягина Т.В. Особенности подготовки будущих архитекторов в колледже // Педагогическая наука и практика. 2019. № 3 (25). С. 40-44.

Османова А.З. Формы организации внеучебной деятельности студентов колледжа и их обеспечение // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-4. С. 201-205.

Попова Ю.И., Шкуропий К.В., Аветисян Т.С. Психолого-педагогическое сопровождение учебной адаптации обучающихся колледжа // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 8 (76). С. 61-66. https://doi.org/10.24158/spp.2020.8.10.

Самохвалова Е.М. Внеучебная деятельность студента колледжа: понятийно-терминологический аспект // Среднее профессиональное образование. 2016. № 3. С. 48-51.

Сенкубаев С.Т., Манабаева А.К. Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в образовательном пространстве колледжа // Наука и реальность. 2020. № 2. С. 39-42.

Снатович А.Б. Воспитание личностных качеств будущего архитектора // Педагогическая наука и педагогическая практика. СПб., 2020. С. 92-95.

Толканюк З.А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в колледже // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3, № 2 (4). С. 79-81.

Черныш Н.Д., Коренькова Г.В., Митякина Н.А. Внеаудиторная работа студента - залог профессионализма будущего инженера-архитектора // Образование, наука, производство и управление. 2011. Т. 3. С. 250-253.

References:

Avetisyan, T. S. & Petrosyan, A. R. (2021) Kriterii adaptirovannosti obuchayushchikhsya k obrazovatel'noi srede kolledzha [Criteria for adaptability of students to the college educational environment]. Obrazovanie v Rossii: istoriya, opyt, problemy, per-spektivy. (2 (15)), 78-81. (In Russian).

Avetisyan, T. S. & Petrosyan, A. R. (2021) Pedagogicheskie usloviya uspeshnoi adaptatsii obuchayushchikhsya v obrazovatel'noi srede kolledzha [Pedagogical conditions for successful adaptation of students in the educational environment of college]. Obrazovanie v Rossii: istoriya, opyt, problemy, perspektivy. (1 (14)), 61-64. (In Russian).

Berseneva, M. A. (2021) Features of Future Architect Training in Higher Education. Problemy sovremennogo pedagog-icheskogo obrazovaniya. (71-1), 41-44. (In Russian).

Burov, Yu. B. (2021) Adaptation of Students of the New Recruitment to Training in a Professional Educational Organization. Innovative Development of Vocational Education. (2), 119-124. (In Russian).

Chernysh, N. D., Korenkova, G. V. & Mityakina, N. A. (2011) Vneauditornaya rabota studenta - zalog professionalizma budushchego inzhenera-arkhitektora [Student's extracurricular work is the key to the professionalism of the future engineer-architect]. Obrazovanie, nauka, proizvodstvo i upravlenie. 3, 250-253. (In Russian).

Golubeva, E. A. (2019) Professional Self-Determination of Students. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teoriiiprak-tiki. Seriya: Poznanie. (1 (88)), 28-30. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ivanova, Yu. M. & Ippolitova, N. V. (2018) Practice of Social-Professional Adaptation of the College Students. Vestnik Sha-drinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. (1 (37)), 36-42. (In Russian).

Lovyagina, T. V. (2019) Features of Future Architects Training in College. Pedagogicheskaya nauka i praktika. (3 (25)), 40-44. (In Russian).

Osmanova, A. Z. (2020) Forms of Organization and Provision of Extracurricular Activities of College Students. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (69-4), 201-205. (In Russian).

Popova, Yu. I., Shkuropiy, K. V. & Avetisian, T. S. (2020) Psychological And Pedagogical Support of Educational Adaptation of College Students. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. (8 (76)), 61-66. Available from: doi:10.24158/spp.2020.8.10. (In Russian).

Samokhvalova, E. M. (2016) College Students' Extracurricular Activities: Conceptual and Terminological Aspect. Srednee professional'noe obrazovanie. (3), 48-51. (In Russian).

Senkubaev, S. T. & Manabaeva, A. K. (2020) Organizatsiya psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya adaptatsii stu-dentov-pervokursnikov v obrazovatel'nom prostranstve kolledzha [Organization of psychological and pedagogical support for adaptation of first-year students in the educational space of college]. Nauka i real'nost'. (2), 39-42. (In Russian).

Snatovich, A. B. (2020) Vospitanie lichnostnykh kachestv budushchego arkhitektora [Nurturing the personal qualities of a future architect]. In: Pedagogicheskaya nauka i pedagogicheskaya praktika. St. Petersburg, рр. 92-95. (In Russian).

Tolkanuk, Z. A. (2019) Socio-Psychological Adaptation of Students-Freshmen in College. Humanitarian Balkan Research. 3 (2 (4)), 79-81. (In Russian).

Voskrekasenko, O. A. & Ostapenko, N. A. (2021) Pedagogical Support in the System of Activities on Adaptation of Students of the College. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. (2), 129-133. Available from: doi:10.17513/snt.38506. (In Russian).

Voskrekasenko, O. A. (2020) Pedagogical Support in the Categorial Apparatus of Science. In: Filosofiya obrazovaniya v otechestvennoi kul'turno-istoricheskoi traditsii: istoriya i sovremennost'. Penza, pp. 63-66. (In Russian).

Voskrekasenko, O. A. (2022) Pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptatsii studentov-pervokursnikov v sisteme profession-al'noi podgotovki v vysshei shkole [Pedagogical support for the adaptation of first-year students in the system of professional training in higher education]. Penza. 176 p. (In Russian).

Zazdravnaya, M. A. & Deryugina, A. V. (2017) Psikhologo-fiziologicheskie aspekty adaptatsii studentov kolledzha v period pervogo goda uchebnoi deyatel'nosti [Psychological and physiological aspects of adaptation of college students during the first year of educational activity]. In: Nauka segodnya: fakty, tendentsii, prognozy. Vologda, рр. 8-9. (In Russian).

Информация об авторе С.Н. Игошин - независимый исследователь, педагог дополнительного образования Пензенского колледжа архитектуры и строительства, Пенза, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1149801

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author S.N. Igoshin - Independent Researcher, Teacher of Additional Education, Penza College of Architecture and Construction, Penza, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1149801

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.