УДК 371 ББК 74.9
Пелихова Анна Валерьевна
аспирант
кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет
г.Челябинск Pelikhova Anna Valerievna Post-gratuate Chair of Pedagogy and Childhood Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Педагогическое сопровождение семьи как фактор обеспечения социальной безопасности ребёнка*
Family Pedagogical Support as a Condition of a Child’s Social Security
В статье раскрывается проблема обеспечения социальной безопасности ребёнка дошкольного возраста. Рассмотрены понятие, виды и компоненты метода педагогического сопровождения, особенности его применения с целью обеспечения социальной безопасности детей.
The article reveals the problem of a preschooler’s social safety ensuring. The concept, the kinds and the components of pedagogical support methods, peculiarities of its application for the purpose of children’s social security are considered in this article as well.
Ключевые слова: социальная безопасность, педагогическое сопровождение, системное сопровождение, индивидуальное сопровождение.
Key words: social security, pedagogical support, system support, individual support, self-preservation behaviour.
Исторический путь, пройденный человечеством, свидетельствует о том,
что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и общества. Стремление к безопасности во многом обусловило объединение людей в группы и сообщества, формирование армий и различных служб охраны порядка. Проблема устойчивого развития общества и его безопасности волновала человечество всегда. По мере развития общества это проблема становилась всё острее. В ХХ веке бурное развитие науки и техники привело к радикальным переменам в производстве, быстрому перемещению финансовых средств и технических идей, что породило множество социальных проблем глобального масштаба.
* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ГОУ ВПО «ЧГПУ» 2010 г., проект № УГ-27/09/А
Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на дошкольниках. Ребёнок дошкольного возраста отличается внутренней непосредственностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, доверчивостью. Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама жизнь его зависит от забот и помощи воспитывающих его взрослых людей. Недостаток социального опыта приводит к тому, что любая ситуация, не являющаяся для взрослого опасной, для ребёнка может стать таковой. Без близкого взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У дошкольников часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. [6]
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что данная проблема исследовалась в работах Т. Г. Хромцевой, О. Г. Жуковой, Н. Т. Мельниковой, Л. А. Захаровой и других. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли И. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Однако в педагогической науке недостаточно изучены содержание и формы работы с семьей в процессе обеспечения социальной безопасности ребёнка. В современном мире социальная защита детства рассматривается в ряду важнейших факторов экономического и культурного развития общества. Право ребенка на социальную защиту стало одним из социально-экономических прав и свобод личности и зафиксировано в конституциях большинства цивилизованных стран [2]. Актуальность проблемы исследования определяется заказом общества. Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка чётко обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровня - в Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ, законе «Об образовании», Семейном кодексе. Гарантируются все личные права ребёнка: защита от посягательств, от вмешательства в его личную
жизнь, уважение его достоинства. Меры защиты в случае необходимости включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребёнку и лицам, которые о нём заботятся. В связи с этим необходим поиск новых педагогических средств обеспечения социальной безопасности ребёнка. Социальная безопасность ребёнка дошкольного возраста, возможно, будет обеспечена при условии применения метода педагогического сопровождения семьи.
В настоящее время в научной литературе разработана концепция психоло-го-педагогического, медико-социального сопровождения ребёнка в образовательном процессе, определен комплексный метод сопровождения, предусматривающий единство диагностики, информационного поиска, планирования, консультирования и помощи в реализации определённой программы, разработаны направления и функции деятельности службы сопровождения. Обращение к проблеме педагогического сопровождения осуществлялось многими учеными (Е. А. Александрова, Л. В. Байбородова, И. А. Липский, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин и др.).
Концепция сопровождения как новая образовательная технология подробно разрабатывалась Е. И. Казаковой [3],которой предложено следующее определение. Сопровождение - метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора -множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. Таким образом, имеется в виду не любая форма помощи, а поддержка, в основании которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения проблемы. Субъектом или носителем проблемы развития может выступать сам ребёнок, его родители, педагоги, ближайшее окружение. Нами выдвинуто предположение том, что социальная безопасность де-
тей дошкольного возраста, возможна будет обеспечена при следующих педагогических условиях:
1. Психолого-педагогические мероприятия по поддержанию гарантированных условий жизни, гармоничного развития ребёнка, патронаж семьи.
2. Решение детьми проблемных задач и ситуаций, требующих знаний безопасного поведения в обществе.
3. Развитие у детей социально-психологических качеств, способствующих самосохранительному поведению в ситуации криминогенного риска:
- адекватной оценки самого себя, своих возможностей и способностей;
- способности к анализу обстановки, прогнозированию последствий своих действий;
- самостоятельности, ответственности за своё поведение;
- наблюдательности, осторожности;
Сопровождение семей и детей группы риска, особо подверженных социальным опасностям может быть индивидуальным и системным, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребёнка, а для системы в целом. Индивидуальное сопровождение детей в образовательных учреждениях предполагает создание условий для выявления потенциальной группы риска и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются [3]. В ДОУ в процессе индивидуального психолого-педагогического сопровождения можно предложить определенные формы работы с семьёй.
Разработана структурно-содержательная модель, иллюстрирующая возможности педагогического сопровождения семьи и включает следующие компоненты: заказ общества, цель, типичные социальные опасности и их аспекты характерные для детей дошкольного возраста, учтены гендерные особенности (Рис. 1).
Заказ общества: безопасность ребёнка
Психологический аспект
Психологическое насилие (ребёнок как жертва психологических воздействий, вербальной )
і
Девочки: психологическое воздействие, влияние посторонних (обман, уговоры), эмоци-нальное отверже-
Мальчики: вербальная агрессия, психологическое насилие, конфликты со сверстниками
Социально-психологический
аспект
Опасные контакты детей с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, дома
Дев очки: Мальчики
контакты с чаще стра-
незнако- дают от
мыми агрессив-
людьми, ного пове-
не с облю- дения
дение сверстни-
правил ков, более
телефон- старших
ной безопасности детей
Социальный аспект
Безнадзорность, пренебрежение потребностями ребёнка в защите, нахождение без присмотра, потеря ребёнка
Девочки:
потеря,
оставление
без при-
смотра
(чаще по
вине ок-
ружающих
взрослых)
XI
Мальчики чаще уходят далеко от дома, остаются без при-смот-ра, теряются.
Правовой аспект
Преступления в отношении детей: насилие, похищение; нарушение прав ребёнка
Педагогические меры (правовые, социальные, психо лого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, гармоничного развития ребёнка, патронаж семьи)
Девочки: Мальчики:
чаще ста- похище-
новятся ния, наси-
жертвами лие, жес-
сексуаль- токое
ного наси- обраще-
лия ние, травмы
Формы работы: циклы лекций, посвященных вопросам безопасности, занятия в педагогических кружках и клубах, консультации специалистов, дискуссии, конференции, мастер- классы, деловые игры.
1 Г
Безопасное существование ребёнка в обществе
Рис.1 Структурно-содержательная модель педагогического сопровождения семьи
Нами выделены формы, направленные на повышение психологопедагогической компетентности родителей, расширение их знаний по вопросам социальной безопасности детей, возможным мерам предупреждения опасностей:
- циклы лекций, посвященных вопросам детской безопасности, с привлечением специалистов в различных областях знаний (медицинских работников, спасателей и др.);
- занятия в педагогических кружках, в процессе которых выступления специалистов иллюстрируются практическим показом методов и приёмов работы по обучению детей определенным навыкам личной безопасности;
- индивидуальные консультации специалистов;
- распространение памяток по безопасности детей в чрезвычайных ситуациях;
- выставки дидактических пособий, методической литературы.
- круглый стол - самая известная форма дискуссии. Участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого.
- дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего участники каждой команды задают вопросы и комментируют выступления друг друга.
- конференции, посвященные вопросам личной безопасности. В конференциях участвуют педагоги, профильные специалисты и родители. Данная форма организации предполагает возможность обмена опытом и теоретическими знаниями, а также приобретения практических навыков с помощью моделирования и проигрывания различных сложных жизненных ситуаций;
- мастер-классы являются новыми формами работы позволяющими передавать ценный педагогический опыт. На мастер-классе специалист (педагог, психолог, медик и т. д.) в увлекательной форме демонстрирует работу с детьми по обучению правилам безопасности, обсуждает с коллегами и родителями используемые методы и приёмы, полученные результаты.
- деловые игры. Это творческая, свободная деятельность, предполагающая проигрывание определенных задач и ситуаций, принятие роли и выбора способа взаимодействия. В процессе деловой игры могут отрабатываться технология общения с незнакомыми людьми, правила телефонной безопасности, поведение в любых опасных ситуациях [4].
Системное сопровождение семей возможно в форме создания профилак-тико-коррекционных программ, направленных на преодоление проблем социальной незащищенности детей. ДОУ могут принимать активное участие в разработке и реализации программ развития образовательных систем с учётом создания наиболее благоприятных условий для детей, в проектировании новых форм обучения и воспитания.
Таким образом, педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие педагога и семьи, включающее разнообразные формы работы Доу с родителями, позволяющее создать наиболее благоприятные условия, в которых будет обеспечены гармоничное развитие и безопасное существование ребёнка в общества.
Библиографический список
1. Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3. - С. 32 - 40.
2. Поддубная, Т. Н. Методология, теория и практика социальной защиты детей в современной России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Т. Н. Поддубная. - Ростов-н/Дону, 2007. - 56 с.
3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка [Текст] /под ред. Л. И. Шипицыной. - М.: Владос, 2003. - 528 с.
4. Трубайчук, Л. В. Дошкольное образовательное учреждение как открытая система [Текст] / Л. В. Трубайчук // Детский сад от А до Я. - 2008. - №5. - С. 6 - 12.
5. Хромцева, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту [Текст] / Т. Г. Хромцева -М.: Педагогическое общество России, 2005. - 80 с.
6. Чипеева, Н. А. Социальная безопасность и младший школьник [Текст] / Н. А. Чипеева // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2008. - № 8. - С. 29-34.
7. Шпендлер, П. Э. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / П. Э. Шпендлер,
В. М. Маслова, С. И. Подгаецкий. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 304 с.
Bibliography
1. Avdeeva, N. N. Safety Fundamentals of the Preschool Children [Text] / N.N. Avdeeva, O. L. Knyazeva, R. B. Sterkina // Preschool Education. - 1997. - № 3. - P. 32-40.
2. Chipeeva, N. A. Social Security and a Youngest Schoolboy [Text] / N. A. Chipeeva // Life Safety Fundamentals. - 2008. - № 8. - P. 29-34.
3. Khromtseva, T. G. Safe Behavior Training in a Daily Life [Text] / T. G. Khromtseva. - M.: Pedagogical Society of Russia, 2005. - 80 p.
4. Poddubnaya, T. N. Methodology, Theory and Practice of Children’s Social Protection in
Modern Russia: Synopsis of Dis. ... Doctor of Ped. [Text] /
T. N. Poddubnaya. - Rostov-on-Don, 2007. - 56 p.
5. Psychological and Pedagogic Advice and a Child Development Support [Text] / Ed. by L. I. Shipitsyna. - M.: Vlados, 2003. - 528 p.
6. Shpendler, P. E. Life Safety [Text] / P. E. Shpendler, V. M. Maslov , S. I. Podgaetsky. -M.: University Textbook, 2006. - 304 p.
7. Trubaychuk, L. V. Preschool Educational Institution as an Open System [Text] / L. V. Trubaychuk / Kindergarten from A to Z. - 2008. - № 5. - P. 6-12.