Ефимова Елена Алексеевна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ .
УДК 373.12-053.4
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
© 2016
Ефимова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика начального и дошкольного воспитания» Ишимский педагогический институт им.П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета (627750, Россия, Ишим, улица Ленина, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Очевидным статистическим фактом последнего времени является постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья в российском обществе, и в этом смысле превращение данной социальной группы во все более количественно значимую в общем составе населения. Необходимость принципиально новых ориентаций и подходов в политике социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья не вызывает на сегодняшний день сомнений. Такого рода необходимость обусловлена особенностями данной социальной группы, ее количественными и качественными характеристиками, с одной стороны, отсутствием полномасштабной реализации социальной политики, соответствующей сегодняшним реалиям жизни и всего общества, и потребностям людей с ограниченными возможностями с другой. Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В современном представлении понятие качества образования не сводится к обученности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений.
Ключевые слова: сопровождение, педагогическое сопровождение, социально-педагогическое сопровождение, ограниченные возможности здоровья, социальная адаптация, адаптация, социально-реабилитационный центр, принципы сопровождения, взаимодействие, этапы педагогического сопровождения.
PSYCHO - PEDAGOGICAL SUPPORT CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE PRESCHOOL
EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2016
Efimova Elena Alekseevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of «Theory and Training Technique of Primary and Preschool Education» Teachers Training Institute named after P.P. Ershov (the branch) of Tyumen State University (627750, Russia, Ishim, Lenin Street, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. Lately there is an evident statistical fact of the constant increase of the number of children with disabilities in the Russian society, so that this social group becomes larger and more significant in the total population. The necessity of having fundamentally new orientations and approaches to the policy of social adaptation of children with disabilities is today obvious. This need is caused, on the one hand, by the peculiarities of this social group, by its qualitative and quantitative characteristics and by the lack of the realization of social policy, corresponding to realities of life and society. On the other, hand it is due to the needs of people with disabilities. The modern system of special education in Russia defines the priority objectives and tasks, the solution of which requires the construction of an adequate system of psychological-pedagogical support and training of children with disabilities. In today's presentation of the concept of the quality of education it is not limited to teaching a set of knowledge and skills to pupils of preschool educational institutions. It is associated with the concept of social well-being and security. That is to say that the support of preschool children with disabilities cannot be confined to the scope of tasks to overcome the difficulties in education and training, and includes the provision of successful socialization, maintenance of health, adjustment of disorders.
Keywords: support, educational support, social and educational support, disabilities, social adaptation, adaptation, social rehabilitation center, principles of support, interaction steps of pedagogical support.
Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан [1]. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование. В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. Около 5-7 % из них - дети с нарушениями генетического характера, результатом которых являются характерные особенности их психического и интеллектуального развития. Одной из наиболее распространенных форм подобных нарушений является синдром Дауна. Кроме того, наблюдается существенное увеличение количества дошкольников с выраженными расстройствами аутистического спектра [2].
В последнее время в рамках инклюзивного образования отмечается новая тенденция - обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в единой образовательной среде с нормативно развивающимися сверстниками. В связи с этим многие родители, не желая отдавать детей в закрытые учреждения интернатного типа, устраивают их в общеобразовательные школы и детские сады. Данное пожелание родителей за-
креплено законодательно. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации [3;4].
Совершенствование подходов к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в одной образовательной среде с нормативно развивающимися сверстниками способствует тому, что возникает необходимость выстраивать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы можно было учесть индивидуальные нужды и потенциал каждого ребенка. В связи с чем возникает необходимость в разработке и создании особых условий, в том числе и в разработке программы психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса [2].
Обратимся к понятию сопровождение.
Понятие сопровождения выросло из глубин педагогики. Под педагогическим сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [5].
Е.И. Казакова понимает под сопровождением - по-
Ефимова Елена Алексеевна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ...
мощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора [6].
Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной среде» [7].
Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:
- диагностика существа возникшей проблемы;
- информация о существе проблемы и путях ее решения;
- консультации на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
- первичная помощь на этапе реализации плана решения [6].
Психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляться единой, заинтересованной, квалифицированной командой специалистов различного профиля таких, как психологи, педагоги, социальные и медицинские работники, где чётко разграничена сфера деятельности каждого из них.
Важнейшими принципами сопровождения дошкольника в условиях жизнедеятельности Л.В. Щипицына, выделяет:
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
- непрерывность сопровождения;
- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
- стремление к автономизации [8].
Основной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья является развитие личности ребёнка в процессе социальной адаптации ее к условиям окружающей среды.
В рамках данного исследования мы разработали и реализовали программу психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Дети с ограниченными возможностями здоровья были включены в группу нормативно развивающихся сверстников. Психолого-педагогическое сопровождение осуществлялось со всеми детьми группы.
В программе выделяются центральные этапы процесса сопровождения: диагностический этап, поисковый этап, консультативно-проективный этап, деятельност-ный этап, рефлексивный этап [9].
Первым этапом программы психолого-педагогического сопровождения является психолого-педагогическое диагностирование, которое включает в себя анализ сведений о каждом ребенке в группе. На основе изученных данных подбираются диагностические методики на выявление особенностей развития ребенка: его умственных способностей, речи, познавательной активности, навыков самообслуживания. С целью дальнейшей организации педагогической работы выясняются условия быта ребенка в семье. С этой целью проводится беседа с родителями ребенка. Из этих бесед выявляются особенности жизни ребенка в семье, его привычки, характер, жилищные условия, характер взаимоотношений в семье [10]. Дальнейшая работа планируется с учетом полученных сведений. На данном этапе проводится психолого-педагогическое обследование (обследование восприятия, интеллектуального и эмоционального развития); выявляется стиль общения с ребенком, что позволяет выявить уровень интеллектуального и эмоционального развития каждого ребёнка.
Вторым этапом программы психолого - педагогического сопровождения является поиск методов работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья, куда входит: _
1. Создание условий для общения детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками, создание предметно-развивающей среды, включающей игры - упражнения, игры-занятия, игры-инсценировки, игры ребенка рядом со сверстниками, приучение к объединению в игре с другими детьми, ситуации общения, элементы театрализованной деятельности;
2. Определение круга специалистов, осуществляющих сопровождение: педагог-психолог, социальный педагог, логопед, воспитатели, медицинский работник и др.
На третьем этапе создаются условия, приводящие к повышению эффективности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот этап включает:
- учет домашних привычек и индивидуальных особенностей ребёнка. Домашние привычки и особенности поведения ребенка выясняются из бесед с родителями, где также отмечаются привычки ребёнка в повседневном общении с ним - пользования туалетом, как называют ребенка дома (ласковое имя, на которое ребенок охотнее всего откликается), чем больше любит заниматься ребенок (его любимые игрушки и виды деятельности).
- создание предметно - развивающей среды. Предметно - развивающая среда, созданная в группе и дошкольном образовательном учреждении, отвечает требованиям ФГОС ДО [11; 12]. Среда включает в себя:
1. Зал двигательной активности. Где дети могут попрыгать на батуте, и проползти в модульном лабиринте, и «поплавать» в сухом бассейне. Здесь же проходят занятия, направленные на формирование ролевых действий, стимуляцию сюжетно - ролевой игры: обогащение диапазона ролей, принимаемых ребёнком на себя, и объединение их в цепь последовательно - взаимосвязанных действий, формирование и развитие умений договариваться между собой (общение с партнером по игре).
2. Кабинет трудотерапии. Здесь проводятся занятия, направленные на развитие элементарных навыков и умений: освоение операций выкладывания, наложения, объединение частичных фрагментов в целое, воспроизведение образца по предложенному изображению; развитие исследовательских действий, наблюдения, мелкой моторики и развитие способности распознавать цвета и формы, чувство психологического комфорта, ощущение собственной значимости, способности создавать собственный «продукт».
3. Релаксационная комната. После напряженных занятий или при необходимости дети посещают сенсорную комнату, где с ними проводит занятия педагог-психолог. Занятия в сенсорной комнате для детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются широким спектром ощущений, а также возможностью выбора способа воздействия - расслабляющего или активизирующего характера. Упражнения, включаемые в каждое занятие, позволяют улучшить психомоторное и эмоциональное состояние ребёнка и тем самым создать основу для усвоения больших объёмов информации. В процессе этих занятий снимается усталость, раздражительность, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие. При необходимости включается музыка, заранее подобранная (шум моря, водопада, пение птиц, классическая музыка) [13].
Четвертым этапом программы психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья выделяется педагогический блок: педагогическая работа включает в себя все направления педагогической деятельности: трудовую, игровую, познавательную. Для достижения оптимальных результатов групповые коррекционные занятия строились с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Каждое занятие включало в себя:
1. Приветствие._
Ефимова Елена Алексеевна педагогические
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ... науки
Обязательный ритуал каждого занятия. Ритуал приветствия способствует созданию положительного эмоционального настроя, акцентирует внимание дошкольников, развивает речевую активность, вырабатывает готовность к процессу общения, даёт этикетные модели невербального поведения.
2. Сенсорные, ритмические игры и игры по правилам.
Используются в структуре занятий вариативно, в случае необходимости регуляции у дошкольников процессов возбуждения и торможения, для создания дополнительной мотивации, состояния эмоционального подъёма и могут использоваться в качестве непринужденного продолжения одного из этапов занятия.
3. Основная часть.
В этой части занятия решаются образовательно-воспитательные задачи.
4. Прощание.
Также является обязательным ритуалом. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей с позиции педагогического оптимизма, обязательно используется похвала детей.
В группе проводится по 3 занятия один раз в неделю, длительностью до 30 минут каждое. В перерывах между основными занятиями проводятся подвижные и свободные самостоятельные игры детей. Для отдыха детям отводится перерыв 15-20 минут.
Дети с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно разные: одни дети избалованные, капризные, находятся под влиянием гиперопеки родителей, другие - застенчивые дети, с комплексом неполноценности, неуверенные в себе, лишённые достаточного внимания со стороны родителей. Таким дошкольникам, для благополучной социальной адаптации в наибольшей степени, чем их сверстникам, необходимы положительные эмоции. Поэтому организация различной деятельности является стимулом для смены впечатлений и получения новых эмоций. Кроме того, это помогает ребенку уйти от своих проблем, являющихся следствием его особенностей здоровья. В различных видах деятельности происходит знакомство дошкольников с новым коллективом сверстников и взрослых, посредством игровой деятельности ребёнок знакомится со сказочными и вымышленными героями. Это помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья ощутить себя увереннее, освободиться от комплекса неполноценности, просто испытать радостные чувства от возможности общения.
Для преодоления «социальной робости» (ощущения изоляции, отверженности) наиболее действенной формой выступает игровая деятельность. Важнейшая задача игровой деятельности - организация новой безопасной среды коллективного взаимодействия, учитывая интересы каждого ребенка. Собственно поэтому первой коллективной игрой, которую мы предлагаем детям, является игра «Разрешите, с вами, познакомиться», в которой участвуют все дети, при этом они играют роль и участника и зрителя. При этом исчезает напряжение, каждый ребенок ощущает себя необходимым в коллективе. На наш взгляд, в игровых и познавательных занятиях, ролевых играх, предлагая ребенку новую роль, не характерную ему в жизни, корректируется самооценка воспитанника, даётся возможность раскрыть ему свой творческий потенциал.
Также используются игры на развитие эмоциональной отзывчивости. Мы знакомили дошкольников с разнообразными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т.п.), анализировали средства выражения эмоций, которые позволяют собеседнику верно понять их, далее предлагали разные ситуации, к которым нужно было найти наиболее подходящее настроение, состояние, чувство.
Немаловажным этапом в процессе формирования коммуникативных навыков общения является пере-132
ход от пассивного участия к активной деятельности. Дошкольник, став осознавать себя личностью, вливается в творческий процесс, принимает участие в познавательных играх и коррекционно - развивающих занятиях.
Побуждение ребенка к общению со сверстниками мы также реализовали с помощью коррекционных занятий, направленных на приобщение детей к культурному и принятому в обществе образу жизни; на формирование социально-бытовых навыков; на приобщение детей к здоровому образу жизни; на формирование навыков и умений, направленных на развитие самообслуживания; на воспитание у детей добрых чувств, внимания и заботливого отношения к другим; на формирование у детей, адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками и др.
С целью приучения к объединению в игре с другим ребенком нами были использованы сюжетно-ролевые игры (игра в театр), что предоставило возможность объединения дошкольников совместной идеей, переживаниями, сплотить на основе увлекательной деятельности, помогающей каждому ребенку показать свою активность, творчество, индивидуальность.
Данные игры развивали у детей нравственные качества, морально - волевые качества, учили детей откликаться на просьбу другого человека, включаться в общение в речи и игровых действиях, формировали доверие и привязанность к воспитателю и сверстникам.
В игровой деятельности ребенок с ограниченными возможностями здоровья чувствует себя членом коллектива, правильно оценивает поступки и действия своих товарищей и свои собственные. Задачей педагога является умение сконцентрировать интерес играющих на тех целях, которые вызывают единство чувств и действий, способствуют установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Это общение должно проходить в форме равного доброжелательного взаимодействия взрослого с детьми. Это сотрудничество или взаимодействие помогает направить детей на самостоятельное воссоздание знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Поощряется проявление активности, инициативы и выдумки детей. Педагог должен являться равноправным партнёром ребёнка, должен понимать настроение играющих, общаться с ними искренне, заинтересованно, не использовать шаблонные фразы и слова. Всегда занимать такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. Организуя самостоятельную деятельность детей, особое значение придаётся формированию доброжелательных отношений между ними [14].
Заключительным, пятым этапом программы психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является повторная диагностика по выявлению динамики уровня социальной адаптации детей-инвалидов дошкольного возраста.
Резюмируя результаты реализуемой программы, можно сделать следующие выводы.
1. Уровень самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, находящихся в группе, повысился. Большинство воспитанников достигли достаточного уровня социально-бытовой адаптации.
2. За время нахождения в группе у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста сформировались определенные взаимоотношения в коллективе. Они перестали быть изолированными друг от друга, осознают, что в группе у каждого из них одинаковые права и одинаковые обязанности. Вместе с тем нормативно развивающиеся дошкольники стали более толерантными не только к детям с ограниченными возможностями здоровья, но и к нормативно развивающимся сверстникам. Стали внимательно относится друг к другу, спешили оказать помощь сверстнику, реже воз-
Ефимова Елена Алексеевна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ...
никали конфликтные ситуации.
3. Как положительный результат можно отметить, что пребывание детей в группе сверстников способствует тому, что они могут участвовать во многих мероприятиях либо самостоятельно, либо при частичной помощи педагогов.
4. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья ощутили, что их жизнь с детьми стала легче, их ребёнок не является изолированным от общества сверстников.
5. Большинство детей не страшит встреча с большим количеством незнакомых людей. У них поменялось отношение к самим себе, они ощутили свою необходимость и значимость.
6. Даже после непродолжительного периода психолого-педагогического сопровождения, организованного в группе дошкольного образовательного учреждения, дети с ограниченными возможностями здоровья овладели навыками общения со сверстниками, научились инициировать и поддерживать разговор. Положительная динамика наблюдается у всех детей. Большинство из них стали проявлять инициативу в поддержании общения и игр с другими детьми, стали уверенней себя вести.
Практически у всех детей частично сформировалось адекватное реагирование в конфликтных ситуациях.
Таким образом, предложенная программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения способствовала социальной адаптации дошкольников к условиям окружающей среды.
Данное исследование не претендует на полноту охвата проблемы, многие вопросы требуют дополнительного исследования.
Среди разработанных направлений исследования, как перспективные, могут быть определены следующие направления: разработка программ индивидуального психолого - педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, альтернативных диагностических методик и пакета диагностических программ для детей с ограниченными возможностями здоровья; разработка инновационных технологий инклюзивного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012. М.: Ось 89, 2013. 207 с.
2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГПП, 2012. 92 с.
3. Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181)ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации), 1995, № 48, ст. 4563 // Российская газета. 1995. № 234.37с.
4. Раздел I Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы // Интернет - портал Правительства Российской федерации/Правительство России http://govern-ment.ru/gov/ results/14607/.
5. Зайцева Л.А., Кунцевич Т.П. Особенности образовательного процесса в центре коррекционно-развива-ющего обучения и реабилитации. Мн., 2005. 155 с.
6. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л. М. Шипициной. М.: ВЛАДОС, 2003. 528 с.
7. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. 352 с.
8. Шипицина, Л.В. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интел-
лекта 2-е изд. перераб. и дополн. СПб.: Речь, 2005. с.477.
9. Лазарева, Л.В. Из опыта работы проекта «Будем вместе» - по профилактике отказов от детей // Социальные технологии исследования. 2008. № 6. С. 8489.
10. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
11. Иванова, Е. Возможности и особенности среды дошкольных организаций в соответствии с реализацией ФГОС дошкольного образования // Детский сад от А до Я. 2014. №5. С.39-47.
12. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: проект / Н. Н. Малофеев [и др.]. М: Просвещение, 2013. 42 с.
13. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра: учебно-методическое пособие для учителей и специалистов образовательных организаций / сост. Л. М. Беткер. Ханты-Мансийск. РИО ИРО, 2013. 82 с.
14. Ефимова Е.А. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ИГПИ. Ишим: ИГПИ им. П.П. Ершова. 2013. С. 87-91.