Научная статья на тему 'Роль дополнительных услуг в оказании психолого-педагогической помощи по формированию коммуникативных умений у дошкольников с нарушением интеллекта'

Роль дополнительных услуг в оказании психолого-педагогической помощи по формированию коммуникативных умений у дошкольников с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
нарушение интеллекта / педагогическое сопровождение / коммуникативные умения / развитие / адаптация / intellectual disabilities / educational support / communication skills / development / adaptation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донская Наталья Ивановна

Приводится вариант оказания психолого-педагогической помощи в развитии коммуникативных умений детям с ограниченными возможностями здоровья посредством организации дополнительной образовательной услуги в дошкольном учреждении. Предлагается система работы по данному направлению. Формулируются цели и задачи психолого-педагогических занятий с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донская Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of additional services in providing psycho-pedagogical assistance in the formation of communicative skills in preschool children with intellectual disabilities

Shows a variant of the provision of psychological and pedagogical assistance in the development of communicative skills of children with disabilities through the organization of additional education services in preschool. Proposed work in this area. Goals and objectives are formulated psychological-pedagogical work with children.

Текст научной работы на тему «Роль дополнительных услуг в оказании психолого-педагогической помощи по формированию коммуникативных умений у дошкольников с нарушением интеллекта»

The role of additional services in providing psycho-pedagogical assistance in the formation of communicative skills in preschool children with intellectual disabilities Donskaya N. (Russian Federation)

Роль дополнительных услуг в оказании психолого-педагогической помощи по формированию коммуникативных умений у дошкольников с нарушением

интеллекта

Донская Н. И. (Российская Федерация)

Донская Наталья Ивановна /Donskaya Natalia - учитель-дефектолог,

МДОУ детский сад комбинированного вида № 134, г. Комсомольск-на-Амуре

Аннотация: приводится вариант оказания психолого -педагогической помощи в развитии

коммуникативных умений детям с ограниченными возможностями здоровья посредством организации дополнительной образовательной услуги в дошкольном учреждении. Предлагается система работы по данному направлению. Формулируются цели и задачи психолого -педагогических занятий с детьми. Abstract: shows a variant of the provision of psychological and pedagogical assistance in the development of communicative skills of children with disabilities through the organization of additional education services in preschool. Proposed work in this area. Goals and objectives are formulated psychological -pedagogical work with children.

Ключевые слова: нарушение интеллекта, педагогическое сопровождение, коммуникативные умения, развитие, адаптация.

Keywords: intellectual disabilities, educational support, communication skills, development, adaptation.

В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи детям с ОВЗ. Своевременное оказание необходимой психолого-педагогической помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков в развитии ребенка, облегчить его социальную адаптацию. Психолого-педагогическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации.

В нашем детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью. Дети поступают в группы по решению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Комсомольска-на-Амуре. На сегодняшний день группы посещают 25 детей, 16 из которых имеют статус инвалида. Это дети, имеющие сложные нарушения в развитии: ранний детский аутизм, синдром Дауна, олигофрения различной степени тяжести. Занятия в группах проводятся дефектологом, музыкальным руководителем, воспитателем, инструктором по физкультуре. Все специалисты работают в тесном взаимодействии друг с другом. Работая по своей рабочей программе, все педагоги составляют единый тематический план, ориентируясь на темы познавательной области учителя-дефектолога. Это позволяет добиться оптимальной эффективности в коррекционно-развивающей помощи детям. Основой нашей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является педагогическое сопровождение развития личности каждого ребенка. Однако в нашем дошкольном учреждении нет ставки педагога-психолога. А помощь этого специалиста особенно необходима детям с нарушением интеллекта, так как в силу дефекта все наши воспитанники имеют грубое нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Это значительно затрудняет их адаптацию в детском саду и в школе. Понимают это и родители. Они выражают обеспокоенность неумением детей общаться со сверстниками, нарушением поведения и эмоциональных проявлений у детей в быту и в общественных местах.

По просьбе родителей в детском саду была организована дополнительная образовательная услуга по социально-личностному направлению: кружок «Солнышко». Целью данной образовательной услуги является развитие социально-коммуникативной и эмоционально-волевой сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Занятия в кружке планировались и проводились учителем-дефектологом по адаптированной программе интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик», включающей в себя систему психолого-педагогических занятий для дошкольников, под редакцией Н. Ю. Куражевой.

За основу была взята программа для детей 4-5 лет, так как психическое и умственное развитие детей с нарушением интеллекта идет с отставанием от нормы на 3 -4 года, то есть эта программа соответствует возрасту 7-8-летних дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Кружок посещали дети старшего дошкольного возраста по 6 человек в подгруппе, как рекомендовано программой.

В течение года решались следующие задачи:

1. Научить детей разнообразным способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе игровой деятельности.

2. Развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание,

воображение.

3. Воспитывать адекватную эмоциональную восприимчивость, отзывчивость.

Решение этих задач особенно актуально для детей с нарушением интеллекта, так как у них значительно затруднено формирование коммуникативных умений и навыков даже при специальном обучении на занятиях. По причине первичного дефекта: органических и функциональных нарушений структур головного мозга и центральной нервной системы познавательный интерес и психические процессы развиваются аномально, неравномерно, с большим опозданием.

Эмоционально-волевая сфера также грубо нарушена. Это ведет к нарушению эмоциональной восприимчивости, отзывчивости. Часто эмоции таких детей не адекватны.

Для решения поставленных задач был составлен перспективный план.

Дата Тема психолого-педагогических игр-занятий (по неделям)

сентябрь 3. Знакомство. 4. Давайте дружить.

октябрь 1. Волшебные слова. 2. Правила поведения на занятии. 3. Радость. Грусть. 4. Гнев.

ноябрь 1. Удивление. 2. Испуг. 3. Спокойствие. Восприятие сенсорных эталонов предметов (цвет, форма, величина). 4. Словарик эмоций.

декабрь 1. Восприятие сенсорных эталонов, предметов (цвет, форма, величина). 2. Восприятие свойств предметов: сухой - мокрый. 3. Восприятие свойств предметов: горячий - холодный. 4. Восприятие свойств предметов: тяжелый - легкий.

январь 2. Мои помощники глазки. 3. Мой помощник носик. 4. Мой помощник ротик.

февраль 1 Мои помощники ушки. 2 Мои помощники ручки. 3. Мои помощники ножки. 4. Из чего же сделаны наши мальчишки.

март 1. Из чего же сделаны наши девчонки? 2. Прогулка по городу - 1 занятие. 3. Прогулка по городу - 2 занятие. 4. Весна - 1 занятие.

апрель 1. День смеха. 2. Весна - 2 занятие 3. В гостях у сказки - 1 занятие 4. В гостях у сказки - 2 занятие

май 1. Встреча с Мишуткой - 1 занятие (диагностика в игровой форме психических процессов). 2. Встреча с Мишуткой - 2 занятие (диагностика в игровой форме мышления, коммуникативных навыков). 3. Мои эмоции - 1 занятие (диагностика в игровой форме умения детей выражать свои эмоции). 4. Мои эмоции - 2 занятие (диагностика в игровой форме умения оценивать эмоции других детей).

Занятия проводились по плану: один раз в неделю, по средам во вторую половину дня. Дети с большим желанием посещали эти занятия, потому что все они проводились в интересной игровой форме. Занятия

включали в себя театрализованную деятельность, графические задания, игровые упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, интересные динамические паузы. На каждом занятии обыгрывались ситуации общения с друзьями, поведения в общественных местах: в группе, в кинотеатре и т. п. Помогали решать эти ситуации знакомые и любимые детьми сказочные герои: Зайка, Белочка, Петрушка. Они допускали ошибки и просили помощи у детей. И дети с радостью им помогали, предлагая свои варианты поведения. Потом мы все вместе решали, как же лучше всего поступить Зайке или Петрушке. И сами дети старались поступать так же.

К концу года все дети научились приветствовать друг друга различными речевыми и неречевыми способами: улыбкой, кивком головы, рукопожатием или взмахом руки. Дети усвоили правила поведения в кино, в театре, в школе. Благодаря активному включению в занятия театрализованной деятельности, наши воспитанники научились выбирать себе роль и играть ее до конца сказки, используя театральных кукол или маски (сказки «Репка», «Теремок» и другие).

В результате проведенной работы всем детям стали доступными элементы самооценки, что очень сложно для детей данной категории. Эти умения формировали с опорой на стенд «Выбери сердечко». После каждого занятия дети выбирали сердечко, соответствующее своему настроению: красное сердечко - настроение хорошее, синее - серьезное, фиолетовое - плохое.

В процессе работы кружка воспитатели и родители наших воспитанников отмечали, что занятия создают детям хорошее настроение, вызывают интерес к совместной деятельности, желание участвовать в играх и инсценировках, поступать в жизни так же, как учат их сказочные герои-друзья, улучшают в целом состояние эмоционально-волевой сферы, позволяют чувствовать себя уверенней и комфортней в различных жизненных ситуациях.

Результаты проведенной работы показали положительную динамику в развитии зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, воображения, мыслительных операций у всех детей, посещавших кружок.

Достигнутые результаты убеждают нас и родителей наших воспитанников в необходимости продолжать начатую работу по данному направлению.

Литература

1. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. -М., 2007.

2. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1989.

3. Дошкольное образование аномальных детей / под ред. Л. П. Носковой. - М., 1993.

4. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М., 1999.

5. Забрамная С. Д. Изучаем обучая. - М., 2002.

6. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. - М., 2002.

7. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик-семицветик»: программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. - СПб.: «Речь»; М.: Сфера, 2012. -144 с.

8. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М.: 2002.

9. МамайчукИ. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: 2003.

10. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: «Речь», 2008. - 286 с.

11. Нестерова Г. Ф., Безух С. М., Волкова А. Н. Психолого-социальная работа с инвалидами: реабилитация при синдроме Дауна. - СПб.: «Речь», 2007, - 123 с.

12. Особый ребенок: проблемы и решения / под ред. Лильина Е. Т. - М., 2002.

13. Пазухина И. А. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: пособие-конспект для практических работников ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 96 с.

14. Пазухина И. А. «Давайте познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов. - СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2008. - 272 с.: илл.

15. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов / под ред. Г. Ф Безух. СПб.: «Речь», 2007.

16. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / под ред. Беличевой С. А. - М., 1998.

17. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Стребелевой. - М., 2001.

18. Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии. - М.: «Книголюб», 2007. - 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.