Научная статья на тему 'Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста'

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7216
996
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ережепова И. М.

В последние годы проблема формирования основ безопасности становится всё более актуальной. Ей уделяется самое пристальное внимание в образовательных учреждений всех видов и уровней. Наиболее уязвимой категорией, подверженной различным видам опасности являются дети дошкольного возраста. В силу своих физических и интеллектуально-личностных возможностей, не способны оценить опасную ситуацию, но при этом они как никогда открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасности. В психолого-педагогической литературе описан опыт формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Так, данная проблема исследовалась в работах К.Ю. Белой, С.А. Козловой, В.Н. Зимониной и других. Проблемам формирования опыта безопасности поведения в разных областях жизнедеятельности ребенка, сопряженных с опасностью, посвящены исследования М.А. Котик, М.И. Дьяченко, И.А. Халиуллина, Т.Г. Хромцевой. В изучение данной проблемы значительный вклад внесли Р.Б. Стёркина, О.Л. Князева, И.Н. Авдеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ережепова И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Ережепова И. М.,

студентка 4-го курса педагогического факультета

филиала

Тюменского государственного университета в г. Ишиме

г. Ишим, Россия

В последние годы проблема формирования основ безопасности становится всё более актуальной. Ей уделяется самое пристальное внимание в образовательных учреждений всех видов и уровней. Наиболее уязвимой категорией, подверженной различным видам опасности являются дети дошкольного возраста. В силу своих физических и интеллектуально-личностных возможностей, не способны оценить опасную ситуацию, но при этом они как никогда открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасности.

В психолого-педагогической литературе описан опыт формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Так, данная проблема исследовалась в работах К.Ю. Белой, С.А. Козловой, В.Н. Зимониной и других. Проблемам формирования опыта безопасности поведения в разных областях жизнедеятельности ребенка, сопряженных с опасностью, посвящены исследования М.А. Котик, М.И. Дьяченко, И.А. Халиуллина, Т.Г. Хромцевой. В изучение данной проблемы значительный вклад внесли Р.Б. Стёркина, О.Л. Князева, И.Н. Авдеева.

Тем не менее, анализ психолого-педагогической литературы показал, что методического обеспечения для работы по безопасности жизнедеятельности явно недостаточно, также отсутствуют практические указания по реализации задач в дошкольной образовательной организации, которые носят общий характер, не соотнесены с конкретными периодами дошкольного детства. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста и отсутствием, либо не достаточной методической разработанностью способов и средств по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей. Из данного противоречия вытекает проблема исследования, которая заключается в выявлении способов и средств, способствующих эффективному формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Решение этой проблемы являлось предметом нашего исследования.

Научная новизна исследовании: выявлены способы («погружение» в моделируемую и виртуальную среду) и средства (художественные; дидактические игры и проблемные ситуации; мультимедийные), обеспечивающие повышение эффективности формирования безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования:

• материалы исследования могут использоваться в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в практике ДОО и в условиях семейного воспитания;

• электронный учебник для дошкольников по основам безопасности жизнедеятельности открывает возможности для формирования представлений детей об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования были представлены на международной научно-практической конференции «Студенты вузов -школе и производству» (г. Ишим, 2014, 2015); Всероссийской научно-практической

студенческой конференции «Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях-2014» в СурГПУ (г. Сургут, 2014); на конкурсе научных работ «Перспектива» (г. Ишим, 2014, диплом III степени); на Региональном конкурсе научных работ (г. Тюмень, диплом I степени). Практическое внедрение результатов осуществлялось в процессе педагогического эксперимента на базе ДОО, а также путем разработки интерактивного учебника для дошкольников по безопасности жизнедеятельности.

Для понимания особенностей формирования основ безопасности жизнедеятельности обратимся к понятию безопасности жизнедеятельности. В научной литературе существует огромное количество различных определений понятия безопасность. Хотя изначально самостоятельного понятия безопасности как такового не существовало, долгое время оно входило и было неразрывно связано общими понятиями медицины, экологии и других естественных наук. В дальнейшем с интенсивным техническим развитием встал вопрос о самостоятельности понятия безопасности и формирования его в отдельную науку. В словаре С. И. Ожегова термин «безопасность» трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [8, с.15], то есть понятие «безопасность» связывается напрямую только с потенциальными жертвами опасности.

В педагогике под безопасностью принято понимать «состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз» [10, с.19].

В психологии под безопасностью понимается «состояние человека или характеристика соответствующей обстановки, в которой человек чувствует себя достаточно комфортно, не боится говорить, то, что думает, и делать то, что ему хочется делать в данный момент времени» [9, с.56].

Жизнедеятельность свойственна любому живому организму, но применительно к теории безопасности целесообразно иметь в виду жизнедеятельность только человека. Д.Н. Ушаков под жизнедеятельностью понимает «совокупность жизненных отправлений, составляющих деятельность организма» [11, с.56].

В конфликтологии под жизнедеятельностью принято понимать «внутреннюю и внешнюю активность человека или социальной группы в конкретных социально-психологических, социальных, экономических и других условиях » [3, с.35]. Несмотря на разнообразие подходов к понятию жизнедеятельности, В.А. Алексеенко обобщил и сформулировал общее понятие, которое выглядит так: «жизнедеятельность - это процесс преобразования человеком вещества, энергии и информации в себе и в окружающей среде» [1, с.41].

Новая эпоха охарактеризовалась появлением особых, глобальных опасностей жизнедеятельности человека. Это вызвало разработку новой учебной дисциплины -безопасность жизнедеятельности, которая представляет собой «область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них» [2, с.12].

В отечественной дошкольной педагогике проблема безопасности жизнедеятельности детей разрабатывается с конца 1980-х годов (С.А. Козлова, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина и др.). В современных условиях её актуальность значительно возросла. В ДОО реализуются различные комплексные и парциальные программы образования детей.

Таким образом, анализ научной литературы позволил уточнить понятие безопасность жизнедеятельности, под которым мы, вслед за В.А. Алексеенко, будем понимать такое качество жизнедеятельности, при котором она не создает опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред или ущерб жизненно важным интересам человека.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что дети зачастую не обладают физическими и интеллектуально-личностными возможностями, позволяющими оценить опасную ситуацию, избежать или преодолеть последствия попадания в критические ситуации, но как никогда восприимчивы к новому опыту, к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасности. По мнению В.Н. Мошкина, процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста предполагает реализацию следующего механизма, который включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческо-деятельностный компонент. [7, с. 34].

На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выделены особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников, которые предполагают реализацию механизма, включающего:

1) формирование знаний о безопасности жизнедеятельности;

2) формирование эмоций, чувств, отношений, и на их основе суждений о правилах безопасности жизнедеятельности;

3) формирование действий и поступков в определенных ситуациях.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, а так же практики ДОО, мы пришли к выводу, что наиболее эффективно данный процесс будет осуществляться при использовании специальных способов и средств. Мы выделили два способа формирования основ безопасности жизнедеятельности - это «погружение» в моделируемую среду в виртуальную среду.

«Погружение» в моделируемую среду - это «такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая в процессе познания, анализа замещает реальный объект (систему), сохраняя наиболее важные для исследования черты, причем ее изучение дает новую информацию об объекте»[6, с 48].

Реализация этого способа возможна с помощью художественных средств, дидактических игр и проблемных ситуаций.

Вторым способом формирования основ безопасности жизнедеятельности является «погружение» в виртуальную среду. Виртуальная среда - это «технология бесконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиа-операционных сред [4, с 96].

Средствами, с помощью которых может реализовываться способ погружения в виртуальную среду, являются большинство мультимедийных средств, таких, как графика, текст, видео, фотография, движущиеся образы (анимация), звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение».

Это обстоятельство поставило нас перед необходимостью создания электронного учебника, который можно было бы использовать как средство передачи детям дошкольного возраста знаний о правилах безопасности, закрепления и коррекции имеющихся представлений. Так же нами был подобран и составлен цикл мультфильмов, в которых показаны примеры встречающихся опасностей по каждому из разделов.

Таким образом, анализ литературы позволил выделить следующие способы, которые можно использовать при формировании основ безопасности жизнедеятельности: «погружение» в виртуальную среду, «погружение» в моделируемую среду, и средства -художественные и мультимедийные средства, дидактические игры и проблемные ситуации.

Для выявления уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности мы использовали следующие критерии, выделенные Т.И Бабаевой А.Г. Гогоберидзе, Н.В. Крулехт:

— знания правил безопасности жизнедеятельности (знания об источниках опасности, о мерах предосторожности, о действиях в опасных ситуациях, их объем, полнота);

— суждения о правилах безопасности жизнедеятельности (точность и аргументированность, суждений о способах безопасного поведения).

— поведение в сложных ситуациях (нахождение правильного выхода из сложившейся ситуации) [5, с.198].

На основе данных критериев нами были выделены уровни усвоения детьми правил безопасного поведения.

Низкий уровень: знаний имеют дети, которые не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, знания об источниках опасности, о мерах предосторожности и о действиях в опасных ситуациях неполные суждения о правилах безопасности и о способах безопасного поведения не точные и не аргументированные.

Средний уровень: имеют дети, которые могут найти правильный выход из сложившейся ситуации, но не уверены в нем, называют половину объектов опасности и объясняют необходимость соблюдения отдельных мер предосторожности (в основном свое поведение дети соотносят с

соблюдением запретов).

Высокий уровень: и обосновать его, легко отвечают на вопросы, имеют полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения (ответы детей правильные имеют дети, который могут найти правильный выход из сложившейся ситуации и полные).

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста проводилась на базе МА ДОУ ЦРР детский сад № 8 города Ишима. Нами были отобраны дети старшей группы в количестве 40 человек.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что 23% детей имеют высокий уровень, а именно могут найти правильный выход из сложившейся ситуации и обосновать его, легко отвечают на вопросы, имеют полные, точные представления об источниках опасности, 48% имеют средний уровень знаний, могут найти правильный выход из сложившейся ситуации, но не уверены в нем, называют половину объектов опасности и объясняют необходимость соблюдения отдельных мер предосторожности и 25% имеют низкий уровень знаний, дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, знания об источниках опасности, о мерах предосторожности и о действиях в опасных ситуациях неполные суждения о правилах безопасности и о способах безопасного поведения не точные и не аргументированные.

Таким образом, подтверждена необходимость целенаправленной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Для корректности организации формирующего эксперимента мы разделили исследуемую выборку на экспериментальную и контрольную группы. В формирующий этап эксперимента были включены только дети экспериментальной группы.

Формирование безопасности жизнедеятельности у дошкольников предполагало реализацию содержания ОБЖ, состоящего из семи разделов: «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок и природа», «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Ребёнок на улицах города», «Ребёнок дома», «Здоровье ребёнка», «Пожарная безопасность».

Каждый раздел реализовывался и включал в себя определенные способы и средства. Работа по каждому из разделов начиналась с первого, мотивационного этапа. Его цель: мотивирование на предстоявшую деятельность. Содержание этого этапа предполагает введение ребёнка в проблему опасности, используя пример героя художественного произведения.

Мы посчитали целесообразным выйти на решение задач этого этапа через «погружение ребёнка в моделируемую среду», используя при этом следующее средство - художественная литература с последующей беседой. При этом подбор литературы осуществляется в соответствии с темой раздела. На этом этапе дети овладели знаниями и

представлениями о существующих опасных ситуациях, а так же о способах выхода из таковых.

Цель второго этапа - это формирование действий и поступков детей в различных опасных ситуациях. На этом этапе мы реализовывали такие средства, как проблемные ситуации и дидактические игры.

Разрешение проблемной ситуации предполагало преодоление возникаемой перед ребенком проблемы. Данная работа позволяла проиграть сюжет в «безопасном» варианте, найти оптимальный способ выхода из неё. Целью дидактических игр было научить детей быстро и правильно принимать решения в различных ситуациях, на формирование более точного понимания таких случаев и действий в них.

На третьем этапе «погружались» в виртуальную среду. Здесь мы подобрали цикл мультфильмов, в которых показаны примеры встречающихся опасностей. После просмотра мультфильма проводилась беседа с детьми.

Для более эффективного формирования основ безопасности жизнедеятельности на данном этапе, нами был разработан электронный учебник. Данный учебник состоит из семи разделов («Ребенок и огонь», «Ребенок на улицах города», «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок и природа», «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Ребёнок дома» и «Здоровье ребёнка»). Каждый раздел состоит из игровых заданий. Данные компьютерные задания наиболее эффективны на этапе закрепления, уточнения и обобщения знаний. Именно они помогают детям обобщить знания о правилах безопасного поведения, осознать необходимость их выполнения и содействуют формированию убеждений. Учебник обладает свойством самоконтроля, то есть даёт возможность исправить ошибку самостоятельно, найти правильный вариант решения, не прибегая к помощи взрослого.

Четвёртый, заключительный этап, включал в себя работу по содержанию стендов, альбомов и т.п. по изучаемой проблеме (опасности). Здесь мы использовали способ «погружения» в моделируемую среду. Уместным в данном случае мы посчитали использование возможностей изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка).

Таким образом, работа по каждому из разделов включала в себя чтение художественной литературы соответствующей изучаемой теме, дидактическую игру или проигрывание ситуации, просмотр и беседу по сюжету мультфильма, выполнение компьютерных игровых заданий, творческое задание, с помощью которых дети закрепляли полученные знания по разделам.

После проведения работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей, были повторно проведены диагностики с экспериментальной и контрольной группой для сравнения результатов.

Мы пришли к выводу, что после проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе уровни сформированности знаний по основам безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста значительно повысились: на высоком уровне 8 детей (40%) на среднем уровне 9 детей (45%), на низком уровне 3 ребёнка (15%).

Притом, что три ребенка со среднего уровня поднялись на высокий, два ребенка с низкого уровня поднялись на средний. Динамика сформированности знаний по основам безопасности жизнедеятельности у детей контрольной группы практически отсутствует.

Анализ полученных результатов свидетельствует об эффективности реализованных способов и средств формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

В заключении исследования подведены общие итоги и сформулированы основные выводы исследования.

Благодаря проведенной работе у детей сформировались знания по основам безопасности:

— дети научились различать теоретически опасные ситуации и правильно вести себя в этой или иной ситуации;

— научились осторожно пользоваться доступными потенциально

опасными предметами домашнего обихода;

— научились обращаться за помощью в случае необходимости к взрослым или по телефонам: 01,02,03;

— научились различать и называть дорожные знаки, для пешеходов, правильно пользоваться ими;

— освоили правила бережного отношения к живой природе (беречь растения, не сорить на улице, не обижать животных) и др.

Таким образом, на основе проведённой опытно - экспериментальной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что выявленные нами и реализованные способы и средства формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста являются эффективными.

Общие итоги исследования позволили сделать вывод, что положение гипотезы нашли свое подтверждение, цель исследования достигнута, задачи решены.

В то же время проведенное исследование не исчерпывает всей глубины изучаемой проблемы. Перспективами дальнейшего изучения могут являться:

— разработка программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников;

— выявление иных резервов образовательной среды ДОО по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Литература

1. Алексеенко, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / В.А. Алексеенко, И.Ю. Матасова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.— 320 с.

2. Анастасова, Л.П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности [Текст] /

Л. П. Анастасова и др. — М.: ЭКСМО, 2006. — 105 с

3. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога. [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов.

— М.: Инфра-М, 2010. - 320 с.4. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. — М.: АСТ, 2007. — 132 с.

4. Воронов, А.И Философский анализ понятия виртуальная реальность [Текст] / А.И Воронов — СПБ.: 2004. - 56 с.

5. Гогоберидзе А, Мониторинг в детском саду / А. Гогоберидзе, Т. Бабаева [Текст].

— М.: Детство-Пресс, 2011. — 592 с.

6. Мамаева, З.М. Введение в моделирование [Текст] / З.М. Мамаева. — Н. Новгород: ННГУ, 2005 - 145 с.

7. Мошкин, В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации [Текст] / В. Н. Мошкин. — Барнаул: АГИК, 2007. — 128 с.

8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов.— М.: Просвещение, 2009. — 582 с.

9. Современный словарь по психологии [Текст] / Сост. Н. И. Болотников. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 670 с.

10. Статмэн, П. Безопасность вашего ребенка [Текст] / П. Статмэн.— СПб.: Респекс, 2009. — 384 с.

11. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д. Н. Ушаков. - М.: Астрель - 2000. - 501 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.