УДК 373.1.006.27 ББК Ч426
Запускалова Наталья Степановна
соискатель кафедра информационной безопасности Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Zapuskalova Natalia Stepanovna Applicant for a Degree Chair of Information Security The South Ural State University Chelyabinsk
Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в виртуальной образовательной среде гимназии Teenagers’ Self-Development Pedagogical Support in the Virtual Environment at a Grammar School
В данной статье представлена модель педагогического сопровождения саморазвития подростков в виртуальной образовательной среде гимназии, педагогические условия успешной реализации данной модели, а также результаты апробации предлагаемой модели в образовательном процессе гимназии.
This article is devoted to the model of the teenager’s self-development pedagogical support in the virtual educational environment, as well as the pedagogical environmental complex of its effective realization and the results of its approbation within the educational process of a grammar school.
Ключевые слова: саморазвитие, подросток, виртуальная
образовательная среда, педагогическое сопровождение, гимназия.
Key words: self-development, teenager, virtual educational environment, pedagogical support, grammar school.
В условиях социально-экономических преобразований в нашей стране, направленных на демократизацию общественных отношений и вхождение в мировое сообщество, возрастают требования к интеллектуальному и нравственному потенциалу человека, к его общей культуре. Общество нуждается в людях, способных жить свободно, творчески, продуктивно, управлять собой и непрерывно саморазвиваться сообразно жизненным целям. Поэтому приоритетной задачей российского образования является создание максимально благоприятных условий, способствующих активному саморазвитию подрастающего поколения.
Образование на современном этапе его развития характеризуется технологичностью, открытостью и информативностью. В связи с этим закономерна необходимость исследования условий саморазвития подростка в условиях виртуальной образовательной среды, которая становится значимым социокультурным феноменом реальной действительности и, хотя её ресурсы активно используются в практике многих образовательных учреждений, её дидактический потенциал остается недостаточно раскрытым. Между тем, создание и грамотное использование виртуальной образовательной среды открывает колоссальные возможности для педагогического сопровождения саморазвития учащихся. Возникают объективно существующие противоречия: социально-педагогического уровня - между социальным заказом общества и государства на подготовку самостоятельной, саморазвивающейся личности и недостаточным использованием возможностей виртуальной среды для саморазвития учащихся в образовательном процессе; научно-теоретического уровня - между целесообразностью научного обоснования содержательных и организационно-педагогических средств педагогического сопровождения саморазвития подростков в виртуальной образовательной среде гимназии и недостаточностью соответствующих теоретических разработок; научнометодического уровня - между необходимостью организации педагогического сопровождения саморазвития подростков в виртуальной образовательной среде гимназии и недостаточностью научно-методических разработок. Стремление разрешить выявленные противоречия обусловили проблему исследования: как организовать педагогическое сопровождение саморазвития подростков в виртуальной образовательной среде гимназии?
В данном исследовании мы опирались на идеи саморазвития личности Л.Н. Куликовой. Процесс саморазвития подростков как целостности представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, в состоянии которых личность непрерывно пребывает, и которые, по существу, представляют разные грани её самоотношения, в том числе: самопознание; волевая саморегуляция; самовоспитание; повышение собственной продуктивности; духовно-нравственное самоукрепление; самоопределение;
самореализация как практическое проявление в деятельности и поведении своих возможностей с целью решения практических задач и одновременно развития своих потенциалов [3].
Рассмотрев подходы учёных к пониманию виртуальной образовательной среды, мы остановились на следующем определении: виртуальная
образовательная среда (ВОС) - произвольно конструируемая гиперреальность, не соответствующая актуальной реальности, интегрирующаяся совокупностью участников образовательного процесса, связи которых носят нелинейный, вероятностный характер, и реализующая их жизненные стратегии и ценностные ориентации в интерактивном социальном взаимодействии в условиях институционализации информационных рисков [2].
При этом мы, вслед за Л.В.Астаховой, акцентируем внимание на амбивалентности и противоречивости ВОС, которая, с одной стороны, способствует расширению доступа субъектов к информационным ресурсам локальных, корпоративных и глобальных сетей, а значит - их развитию, с другой стороны, - снижению уровня информационной безопасности этих субъектов [2].
Процессы самопознания и саморазвития протекают более эффективно и в социально-приемлемых нормах, если личности (на различных этапах ее становления) оказывается психолого-педагогическая поддержка, осуществляемая в рамках позитивного сопровождения [4, С.95].
Саморазвитие как общественно-культурная, духовная ценность определяет ту программу действия взрослого, с которой он и входит в событийную общность, в детский коллектив. Взрослый входит в со-бытие (совместное с ребенком бытие) как живой носитель существующей возрастной стратификации, символизации мира и его духовных смыслов, которые оказываются для него особой матрицей тех действий, с помощью которых он и самоопределяется в со-бытии [5, С.15].
Теоретический анализ проблемы помог уточнить понятие
педагогического сопровождения саморазвития подростка в ВОС как
методически обеспеченный процесс взаимодействия субъектов образования,
73
направленный на непрерывную реализацию жизненных стратегий и ценностных ориентаций учащегося в интерактивном социальном взаимодействии, сопровождающемся изменением его статусов и ролей, а также требующем управления информационными рисками.
Методологической основой, позволяющей организовать педагогическое сопровождение саморазвития подростков в ВОС, являются системный, синергетический, культурологический подходы, а также методология гуманистической педагогики, включающая единство личностного, деятельностного и диалогического подходов.
Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в ВОС гимназии осуществляется согласно модели (рис.1), успешная реализация которой определяется блоком педагогических условий: 1) усиление мотивации саморазвития подростков через актуализацию потребности в безопасности («безопасность через саморазвитие»); 2) вовлечение подростков в организацию динамичной развивающей виртуальной среды, изоморфной их индивидуальным потребностям; 3) развитие в гимназии системы полиязыкового и информационно-технологического образования как инструментальных средств саморазвития подростков в условиях глобализации.
и
л
8
л
«
сЗ
8 Н о о в _
о К о *
в 3
2 *
8 Й
В »
сЗ Ц н а И о
СЗ £
о
эт £2
<и 8
а о
и
§ §3 «а
ъй Л ^ , а Ю
8 « °
£ * 8
ч 2 о
Й К
03 о
в У оэ Е
со сЗ
К
X
сЗ
03
о
о
к
22 Ж 5 о &| х
О Й
1? о
л 2 о X
X <э н
к
к
£
и
8
н
о
8
8 (н
8
8
и
8
ш п я
*у
и 3 _ о £2
О и 3
^ н 8
5 ч .. о о
О? & И
5
СО
О
Ч
и
о
8
и 8 8
ш &
<о
г 1 4
И и
а о
и "
и ^
&
Н
О
К
о
&
І5
8
И
т
и
О
и
£
о
о
8
О
8
8
О
8
8
сЗ
£
&
О
сЗ 8 8
Ч
2 8
» л сЗ •&
эт м
га *
8 н о о 8
■> с^ Ю & 8 <и
" О ^
Щ со Н
И <1> °
С Ю 8
Государственный и социальный заказ на подготовку всесторонне образованной, самостоятельной, саморазвивающейся личности
Методологическая основа: системный, синергетический, культурологический подходы, методология гуманистической педагогики: личностный, деятельностный и диалогический подходы
Принципы: системности; оптимальности, развития, управления, индивидуализации; перехода педагогического управления в самоуправление, оптимизма и веры в силы и способности ученика, уважения к личности ученика.__________________________________________________
БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Цель: педагогическое сопровождение саморазвития подростков в ВОС гимназии
Э
Т
А
П
Ы
ориентировочный (2 года)
№
а
я
О
ч
в
я
а
с
я
м
и
о
«
и
СР
о
и
2 =3
а « и
3 к о 2 н И а о и
& ^ 2 о ■ к
-Є 2 а и *
«
выявление мотивации саморазвития учащихся, изучение технологий использования возможностей ВОС для их саморазвития и моделирование этой среды
Деятельностный (2 года)
способствовать приобретению знаний и освоению технологий саморазвития учащихся как пользователей ВОС
Стабилизационный
(1год)
закрепление полученных знаний и технологий саморазвития учащихся как активных субъектов создания собственной ВОС
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ блок
Классная работа
Информационный компонент: изучение концептуальных документов по национальной и информационной безопасности и возможностей ВОС в рамках отдельных учебных предметов.
Технологический компонент: освоение ин. языков и инф.технологий функционирования в ВОС
Внеклассная работа
Научно-творческая работа:
Информационный компонент: факультатив «Знания - лучшее средство защиты»; спецкурсы по английскому, французскому языкам; участие в программе «Одарённые дети».
Технологический компонент: работа в №1Школе, участие в научноисследовательской работе, Интернет-олимпиадах, сетевых международных проектах, обучение в ЦДО «Эйдос», портфолио достижений, создание сайтов и форумов гимназии и классов и др.
Художественнотворческая работа:
• театр зарубежной песни;
• школа творчества;
• школа риторики;
• изостудия;
• человек и окружающий мир;
• школа общения;
• история России в произведениях живописи;
• литературная гостиная;
• юный эколог и др.
Средства: компьютеры с выходом в ЛВС гимназии и Интернет, электронные образовательные комплексы, системы №1Школа и 1С, Ресурсный Центр полиязычного образования и др. портфолио достижений_______________________________________________________________________
е т
8
р
Кр
8
л
е
т
Я
М
а
к
о
оП
КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
Осознанность саморазвития
• осознанность потребности
в саморазвитии;
• самооценка возможностей;
• поиск путей удовлетворения потребностей через ИКТ
Уровни
Самоопределение
Операциональный
• владение технологиями саморазвития и самозащиты;
• ИТкомпетентность;
• Полиязыковая подготовка
низкий
Рефлексивный
• выбор путей и способов саморазвития в ВОС с учетом собственных потребностей и возможностей
средний
Самореализация в ВОС
Позиционирование в ВОС в рамках:
• классной работы;
• научно-творческой работы;
• художественнотворческой работы
высокии
Результат: повышение уровня саморазвития подростка
Рис.1. Модель педагогического сопровождения саморазвития подростков в виртуальной образовательной среде гимназии
Методика последовательной реализации комплекса педагогических условий сопровождения саморазвития учащихся гимназии была интегрирована в образовательный процесс экспериментальных групп и представлена тремя этапами: ориентировочный, деятельностный и стабилизационный.
На первом ориентировочном этапе реализации методики, продолжавшемся два года, основной целью являлось выявление уровня мотивации саморазвития учащихся гимназии, изучение технологий использования возможностей виртуальной образовательной среды для их саморазвития и моделирование этой среды. Нами были определены основные направления ориентировочного этапа: диагностическое, организационное и информационно-мотивационное. Эти направления работы были тесно связаны, взаимообусловлены и осуществлялись параллельно.
На диагностическом направлении психологической службой гимназии совместно с классными руководителями и родителями выявлялся уровень саморазвития учащихся согласно обозначенным в модели критериям и показателям. Содержанием организационного направления был процесс моделирования виртуальной образовательной среды за счет расширения традиционной, классической образовательной среды гимназии (создание №1Школы, участие в предметных интернет-олимпиадах и др.). Осуществление информационно-мотивационного направления было связано с позиционированием концепта «безопасность через саморазвитие», с освоением учащимися актуальной информации о роли саморазвития в постиндустриальном обществе, а также о возможностях виртуальной образовательной среды для саморазвития.
Для реализации первого педагогического условия на этом этапе была разработана система диагностики уровня и мотивации саморазвития учащихся. Для реализации второго педагогического условия был начат эксперимент по внедрению ЫеНПколы: началась работа рабочей группы по освоению системы №1Школа в тестовом режиме и далее организован доступ к ресурсам №1Школы пользователям ЛВС гимназии (ученики и учителя), созданы основные БД (ученики, родите ли, учителя), введены их персональные данные.
76
Для реализации третьего педагогического условия были модернизированы лингвистические и компьютерные классы гимназии.
На деятельностном этапе (продолжительностью в два года) целью стало: способствовать приобретению знаний и освоению технологий
саморазвития учащихся как пользователей виртуальной образовательной среды.
Для реализации первого педагогического условия в программу обществознания было введено изучение «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», в основе которых лежит концепция безопасности через развитие; в гимназии был создан факультатив «Знания - лучшее средство защиты» (для освоения методологии и технологии саморазвития в виртуальной образовательной среде), а также организовывались встречи с успешными выпускниками гимназии.
Для реализации второго педагогического условия был продолжен эксперимент по внедрению №1Школы (освоен обмен данными между системами ЫеНПкола. и 1С: хронограф с целью автоматизации составления расписания, открыт электронный журнал и электронные дневники, началось освоение системы родителями и учащимися, выборочное выставление оценок, формирование отчётов, позволяющих оценивать динамику саморазвития учащихся, предоставление доступа родителям, оснащение всех учебных кабинетов компьютерами с выходом в ЛВС гимназии и Интернет); гимназия стала экспериментальной площадкой по подпрограмме «Одаренные дети», нацеленной на внедрение технологий создания индивидуальных образовательных траекторий учащихся; шел непрерывный процесс расширения виртуальной образовательной среды за счет создания блогов учителей, использования электронных образовательных комплексов, увеличения числа участников предметных интернет-олимпиад, участников дистанционного образования ЦДО «Эйдос».
Для реализации третьего педагогического условия в гимназии усиливается языковая подготовка, в том числе в рамках реализации
профильного обучения, верифицируется состав изучаемых иностранных языков; обновляется парк прикладных программ в компьютерных классах и организуется их изучение учащимися.
На стабилизационном этапе реализации методики комплекса педагогических условий, продолжавшемся один год, основной целью являлось закрепление полученных знаний и технологий саморазвития учащихся как активных субъектов создания собственной виртуальной образовательной среды.
Первое педагогической условие реализовывалось посредством активного участия гимназистов в самооценке собственного саморазвития с помощью портфолио достижений, выполняющего мотивирующую функцию, а также уровня собственной интеллектуальной безопасности. В процессе реализации второго педагогического условия учащиеся становятся активными субъектами создания виртуальной образовательной среды: участвуют в научно-
исследовательской работе, в сетевых научно-практических конференциях, предметных интернет-олимпиадах, конкурсах (FLEX и др.); в создании сайтов гимназии и классов и форумах на этих сайтах, в сетевых международных проектах (проекты «Кисть дипломатии», «Вызов 20/20»). С помощью портфолио достижений учащиеся оценивают удовлетворенность своих индивидуальных потребностей и могут корректировать их. Для реализации третьего педагогического условия в гимназии создан Ресурсный Центр полиязыкового образования, целями которого является повышение доступности иноязычного образования для учащихся образовательных учреждений Челябинской области, совершенствование программ, форм и методов языковой подготовки учащихся, а направления деятельности определяются с учетом запросов учащихся, потребностей семьи и традиций гимназии. №1Школа эксплуатируется в штатном режиме (выставление оценок; обмен сообщениями с помощью доски объявлений и внутренней электронной почты), интегрируется в городскую систему сетевой город (СГО), продолжается процесс привлечения родителей к использованию системы. В рамках №1Школы организовано дистанционное обучение, особенно в период карантина, освоена система создания учебных курсов, включающих тестирование.
78
Результаты опытно-поисковой работы доказали эффективность использования разработанной модели для педагогического сопровождения саморазвития подростков в ВОС гимназии.
Для проведения опытно-поисковой работы нами были сформированы 3 группы: 1 контрольная (КГ1) - ученики школы, в которой не создавалась ВОС и не осуществлялась реализация модели, и 2 экспериментальных: ЭГ1 -ученики с исходным низким уровнем саморазвития; ЭГ2 - ученики с исходным средним уровнем саморазвития. На рисунке 2 проиллюстрированы результаты нулевого и итогового срезов.
100% -| 80% -60% -40% -20% -0% —
□ высокий
□ средний
□ низкий
100% -| 80% -60% -40% -20% -0% --
□ высокий
□ средний
□ низкий
КГ1 ЭГ1 ЭГ2
КГ1 ЭГ1 ЭГ2
Нулевой срез
Итоговый срез
Рис. 2. Распределение подростков по уровням саморазвития
В результате внедрения модели педагогического сопровождения саморазвития подростков в ВОС гимназии в ЭГ1 появились ученики демонстрирующие средний (52,3%) и высокий (4,8%) уровень саморазвития; в ЭГ2 на высокий уровень саморазвития поднялись 34,8% учащихся; значимых изменений в КГ1 не произошло.
Полученные результаты свидетельствуют о результативности внедрения модели педагогического сопровождения саморазвития подростков, что подтвердили и методы статистической обработки данных.
Библиографический список
1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс [Текст] / В.И.Андреев. Книга 1 - Изд-во: КГУ, 2007. - 567с.
2. Астахова Л.В. Виртуализация как фактор усиления угроз информационной
безопасности [Текст] / Л.В.Астахова //Наука ЮУрГУ: материалы 62-й научной
конференции. Секции экономики, управления и права.- Челябинск, 2010.-Т.3.-С.5-10.
3. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] / Л.Н.Куликова. 2-е изд., испр. и доп. Благовещенск: БГПУ, 2001. - 342 с.
4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г.Маралов: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр«Академия», 2002. - 256 с.
5. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека [Текст] / В.И.Слободчикова // Вопросы психологии. - 1996. - №6. - С.14-22.
Bibliography
1. Andreyev, V.I. Creative Self-Development Pedagogy: Innovative Course [Text] / V.I. Andreyev // Book 1. - K.: Publishing House of KSU, 2007. - 567p.
2. Astakhova, L.V. Virtualization As a Factor of Information Security Threats Strengthening [Text] / L. V. Astahova // Science in the South Ural State University: Data of the 62nd Scientific Conference. Economics, Management and Law Sections. - Chelyabinsk, 2010. - V. 3 - P. 5-10.
3. Kulikova, L.N Personality’s Self-Development Problems[Text] / L.N. Kulikova. 2nd Edition, Rev. and Enl. - Blagoveshchensk: BSPU, 2001. - 342 p.
4. Maralov, V.G. Bases of Self-Knowledge and Self-Development [Text] / V.G. Maralov: Study Guide for Secondary Pedagogical School Students’. - M.: «Academy» Publishing Centre, 2002. - 256 p.
5. Slobodchikov, V.I. Psychological Problems of a Person’s Inner World Development [Text] / V.I. Slobodchikov // Psychological Issues. - 1996.- № 6.- P. 14-22.