ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9 + 378 ББК Ч486 + Ю941.1
Ахметвалиева Алия Айратовна аспирант г. Челябинск Akhmetvalieva Aliya Airatovna
Post-graduate
Chelyabinsk
Модель формирования культуры информационно-психологической
безопасности будущих специалистов в процессе подготовки в вузе Model of Future Specialists’ Info-Psychological Security Culture Forming While University Training
В статье обоснована актуальность и необходимость разработки модели формирования культуры информационно-психологической безопасности будущих специалистов. Раскрыты методологические основания ее построения, цель и содержание структурных блоков. Определены педагогические условия успешной реализации модели. Обозначены этапы опытно-поисковой работы, приведены её результаты.
The article substantiates topicality and necessity of the working out the model of future specialists’ info-psychological security culture forming. Methodological bases of its construction, aim and structural elements content are revealed. Pedagogical environmental complex for successful model realization is identified. Stages of experimental research are defined and its results are given.
Ключевые слова: культура информационно-психологической безопасности, модель, будущий специалист, вуз, опытно-поисковая работа.
Key words: info-psychological security culture, model, future specialist, university, experimental research.
Социальный заказ в формировании культуры информационнопсихологической безопасности (ИПБ) будущих специалистов к теории и методике профессионального образования формулируется в законопроектах, которые условно можно разделить на две группы. С одной стороны, в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.97г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000г. № 24), отмечается, что в современных условиях всеобщей информатизации и развития информационных технологий усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 9.09.2000г. в качестве одного из приоритетных на-
правлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации выступает совершенствование подготовки кадров, развитие образования в области информационной безопасности. Поднимается вопрос не только защиты информации на различных уровнях, но и проблема защиты от информации, проблема формирования у подрастающего поколения и поддержания в обществе общественно необходимых нравственных ценностей.
С другой стороны, в законе РФ «Об образовании», законе РФ «О высшем образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» одной из приоритетных задач высшего образования выступает формирование личности, способной эффективно адаптироваться в современных условиях, предвидеть трудности, решать производственные проблемы. Анализ проектов Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования показал, что особенности информационного общества отражаются в новых требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры среди общекультурных и профессиональных компетенций. Специалисту в условиях информационного общества, развития плюрализма, когда стираются четкие границы ИПБ личности, необходимо не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности обладать культурой ИПБ.
Вышеизложенное определяет актуальность и необходимость разработки и обоснования модели формирования культуры ИПБ будущих специалистов в процессе подготовки в вузе.
Рассмотрим модель формирования данного типа культуры на примере формирования культуры ИПБ будущих специалистов по социальной работе (специальность 350500 Социальная работа, специализация «Менеджмент в социальной работе»).
При построении модели формирования культуры ИПБ будущих специалистов по социальной работе в процессе профессиональной подготовки в вузе, а также раскрытии сущности, структуры культуры ИПБ мы опирались преиму-
щественно на системный и деятельностный подходы; определении целей процесса ее формирования, механизмов оценки результатов эффективности реализации данной модели - компетентностный и психосемантический подходы.
Разработанная модель формирования культуры ИПБ отражает совокупность структурных компонентов: целевого, содержательного, технологического и оценочно-результативного; а ее реализация осуществляется на принципах контекстности обучения, проблемности, центрации образования на развитие и саморазвитие личности, обратной связи и рефлексивной активности, сочетание автономности с коллективными и групповыми формами образования (см.рис 1).
Ориентируясь на методологические принципы системного подхода, сформулированные Б.С. Гершунским, Л.Ф. Ильичевым, Т. А. Ильиной, Ю.А. Конар-жевским, Н.Д. Никандровым, В.П. Симоновой и др., мы имеем возможность комплексной, целостной организации педагогического процесса, направленного на формирование культуры ИПБ личности как структурно-уровневого, динамического и интегрального образования.
Сущность деятельностного подхода раскрывается в нашем исследовании в двух аспектах: в определении сущности, структуры культуры ИПБ личности и специфики деятельностной теории усвоения данного типа культуры. Наиболее обобщающей и глубинной характеристикой культуры, раскрывающей ее деятельностную сущность, является определение культуры как специфического способа человеческой деятельности, представленного в деятельностной концепции культуры Н.С. Злобина, М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна и др. С этой точки зрения, понятие деятельности является обобщающим как для характеристики культуры, так и для характеристики сущности человека как субъекта труда, познания и общения. Деятельностный подход (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.) предполагает развитие личности в разнообразных видах деятельности, подчеркивает активность усвоения человеком исторического опыта, направленного на формирование способностей и функций.
и С
О Кг1 Л
е?1 Ні
8 *
їв 13 " Ё
і й § §
^ Л Н о
^ Я Ё 8
Социальный заказ: потребность общества в специалистах, обладающих высоким уровнем культуры ИПБ
Методологическая основа:
- системный подход,
- деятельностный подход,
- компетентностный подход,
- психосемантический подход
Принципы: контекстность обучения, проблем-
ность, центрация образования на развитие и саморазвитие личности, принцип обратной связи и рефлексивной активности, сочетание автономности с коллективными и групповыми формами образования
Блок целеиолагания >
Цель: • и< жыг I ге-ние' уровня культуры • ИПБ' • будущих • специалистов •
содержательный: блок ■
Учебный ; модуль ;
Педагогика
Психология
управления
Конфликтология в социальной работе
Содержание и методика психосоц.раб.
Тренинг «Культура ИПБ персонала»
. 'Тех'нологичесКй'й: блок ■ • .
Формы: традиционная лекция, проблемная лекция, лекция-дискуссия, бинарная лекция, практические занятия, тренинг, самостоятельная работа, зачет, экзамен, научноисследовательская работа студентов Методы: теоретико-информационные методы, поисково-творческие методы, методы самостоятельной работы студентов, контрольно-оценочные методы.
Омепочно-резульїаіиі'впьій: блок
Критерии
Показатели
компоненты культуры ИПБ
Уровни
Компетентность в сфере преобразования информационной среды
Компетентность в сфере обеспечения ИПБ
Компетентность в сфере защиты от НИПВ
г
а
и
2 к
и
Творческий
(высокий)
Конструктивный
(средний)
Ьанжыи
пііпкиіі)
; РеЗулЬтат:' переход 'на • более ' качественный уровень' • ^льтуры! •ИПБ •; X; X; X; X; X; X; X
Рис. 1. Модель формирования культуры информационно-психологической безопасности (ИПБ) будущих специалистов по социальной работе в процессе профессиональной подготовки в вузе
Данные положения характеризуют культуру ИПБ личности как такой способ организации и развития жизнедеятельности, при котором субъект инфор-
мационного взаимодействия осознает себя субъектом ИПБ, способен выявить угрозы ИПБ, владеет технологиями защиты от них, способен безопасно преобразовывать информационную среду. Системный и деятельностный подходы позволяют определить культуру ИПБ как компонент содержания образования, включающий систему мотивов обеспечения безопасности, знаний, умений, способов деятельности, ценностей, норм и правил, основная функция которых выражается в формировании и развитии у будущих специалистов готовности к выявлению и минимизации НИПВ, способности к обеспечению ИПБ личности и общества, а также безопасному преобразованию информационной среды.
Такое понимание сущности данного феномена определяет и обосновывает компетентностный подход (В.И. Байденко, А.С. Белкин, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зе-ер, М.Н. Скаткин, А.В. Хуторской и др.) к формированию культуры ИПБ будущего специалиста по социальной работе. Е.Ю. Никитина подчеркивает, что «компетентностный подход представляется нам важным и перспективным, так как признает значимыми результаты образования за пределами самой системы образования» [2, С.80]. Иными словами, результаты образования (компетенции) выступают показателями его качества. Вслед за И. А. Зимней, А. В. Хуторским, под компетенциями мы понимаем «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются (проявляются) в компетентностях человека» [1, С. 4], под компетентностью «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [4, С. 36].
Ставя перед собой цель (блок целеполагания) повышения уровня культуры ИПБ будущих специалистов на основе компетентностного подхода, мы выявили учебный модуль (содержательной части учебного процесса), в который включены учебные дисциплины: ОПД.Ф. «Педагогика», ДС. «Психология управления», ОПД.Ф. «Конфликтология в социальной работе», СД.Ф. «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы», а также тренинг «Культура ИПБ персонала».
Итак, показателями сформированности культуры ИПБ (критериальнооценочный блок), на основании которых мы можем делать вывод о качественном уровне сформированности данного типа культуры и эффективности реализации комплекса педагогических условий выступает система компетенций, определенное сочетание которых отражается в критериях - компонентах культуры информационно-психологической безопасности. В качестве критериев уровня сформированности культуры ИПБ будущих специалистов выступают качества личности (рефлексивность, сензитивность, критичность, креативность, адекватная самооценка), компетентность в сфере защиты от негативных информационно-психологических воздействий, компетентность в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности, компетентность в сфере преобразования информационной среды. Определение общих компетенций в качестве показателей сформированности культуры ИПБ предполагает выявление не только системы знаний, умений, способностей, но и диагностику мотивационной, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой сфер личности специалиста. Данная задача может быть решена комплексом диагностических методов, среди которых методы психосемантической диагностики (Дж. Келли, Ч. Осгуд, В.И. Похилько, И.Л. Соломин, А.Г. Шмелев и др.) в нашем исследовании имеют методологическое значение.
В технологическом блоке модели обозначены формы и методы организации учебного процесса, направленного на формирование культуры ИПБ будущих специалистов. Основанием выделения данных форм и методов послужила авторская система классификации методов обучения и форм организации процесса обучения в вузе, предложенная Р.С. Пионовой [3, С.146].
Эффективность реализации модели формирования культуры ИПБ студентов обеспечивает комплекс педагогических условий: соответствие структуры учебного модуля структурным компонентам культуры ИПБ, содержанием которых выступает комплекс ключевых компетенций будущего специалиста; сочетание профессионально-практической и научно-исследовательской деятельности в обучении студентов; включение студентов в диагностику собственного
качественного уровня сформированности культуры ИПБ, основанной на принципах психосемантического подхода.
Экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, способствующих формированию культуры ИПБ студентов на основе разработанной нами модели, проводилась на кафедре «Информационная безопасность» факультета Экономики и предпринимательства Южно-Уральского государственного университета. По логической структуре доказательства гипотезы использовались линейный и параллельный эксперименты. Всего в эксперименте участвовало 517 студентов.
В линейном эксперименте анализу подвергались одни и те же группы ЭГ1 (25 человек), ЭГ2 (25 человек), в которых был внедрен комплекс педагогических условий. В данном эксперименте выводы основываются на анализе ее первоначального состояния и состояния после формирующего эксперимента. В параллельном эксперименте участвовали экспериментальные группы (ЭГ1, ЭГ2) и контрольные группы (КГ1 (23 человека), КГ2 (25 человек), где обучение студентов специальным образом не было ориентировано ни на один из разработанных комплексов педагогических условий.
Обобщая полученные в ходе линейного эксперимента данные (см.табл.1), можно сделать вывод о том, что разница показателей ЭГ1, ЭГ2 до и после формирующего эксперимента свидетельствует о повышении уровня культуры ИПБ при реализации комплекса педагогических условий. Таким образом, мы можем утверждать, что полученные изменения в экспериментальных группах являются следствием реализации модели формирования культуры ИПБ в процессе подготовки в вузе.
Таблица 1
Результаты успешной реализации комплекса педагогических условий
в экспериментальных группах
уровни
этапы низкий (%) средний (%) высокий (%)
ЭГ1 ЭГ2 ЭГ1 ЭГ2 ЭГ1 ЭГ2
до 8 12 0 0 0 0
после 12 12 72 36 16 24
Итак, с помощью моделирования мы отразили целостность и системность процесса формирования культуры ИПБ, так как, во-первых, все блоки модели взаимосвязаны, во-вторых, каждый блок модели ориентирован на решение определенной задачи и приводит к конечному результату - переход на более качественный уровень культуры ИПБ студентов как будущих специалистов.
Библиографический список
1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс]: // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. htpp://www.eidos.ru / journal / 2006/0505.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.
2. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст]: монография / Е.Ю.Никитина,
О.Ю. Афанасьева. - Москва: МАНПО, 2006. - 154 с.
3. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: учеб. пособие [Текст] / Р.С. Пионова. -Мн.: Высш. шк., 2005. - 303 с.
4. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.В.Хуторской. - М.: Академия, 2008. - 252 с.
Bibliography
1. Khutorskoy, A.V. Pedagogical Innovations: Study Guide for Higher Pedagogical School Students [Text] / A. V. Khutorskoy. - M.: Academia, 2008. -252 p.
2. Nikitina, E.Yu. University Students’ Communicative Education Management: Perspective Approaches: Monograph [Text] / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasyeva. - M.: MANPO, 2006. - 154 p.
3. Pionova, R. S. Higher School Pedagogy: Study Guide [Text] / R. S. Pionova. - Mn.: Vissh.Shk, 2005. - 303 p.
4. Zimnyaya, I. A. Key Competences - A New Paradigm of Modern Education Result [Electronic Resource] // Internet Magazine “Eidos”. - 2006. - the 5th of May. - Access Mode: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm/. - V Nadzag: “Eidos” Center of Distance Learning, Email: list@eidos.ru.