Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ШАХТЕРОВ: ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ШАХТЕРОВ: ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое сопровождение / профессиональная культура / ценностный подход / pedagogical support / professional culture / value approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Григорьева

В настоящей статье поднимается актуальный вопрос о необходимости педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасности труда шахтеров на основе ценностного подхода. Ответственное отношение к профессиональной деятельности и строгое следование стандартам безопасности являются основополагающими элементами обеспечения безопасности шахтеров. Автор исходит из положения о том, что в настоящее время данному аспекту отводится недостаточное внимание со стороны ученых, а специальные педагогические исследования, посвященные изучению развития профессиональной культуры шахтеров, практически отсутствуют. Обнаруженные трудности позволяют авторам исследования выявить противоречие между потребностью педагогического сопровождения процесса развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров и технологической неразработанностью педагогических условий для его осуществления. Автор считает, что одним из способов научного решения проблемы педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров может стать ценностный подход, предполагающий подготовку и реализацию проектов саморазвития на основе сформированных внутренних ориентаций, предопределяющих направление саморазвития. Выводы, полученные в ходе работы, показывают необходимость разработки и использования технологической карты процесса педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров, которая представляет собой современную форму взаимодействия субъектов образования и включает пять основных направлений работы: диагностическое, организационное (проектировочное), деятельностное (реализационное), рефлексивное (аналитическое), результативное (оценочное).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF A PROFESSIONAL SAFETY CULTURE FOR MINERS: A VALUE-BASED APPROACH

The article raises an urgent issue of the need for pedagogical support for the development of a professional safety culture for miners based on a value-based approach. Responsible attitude to professional activity and strict adherence to safety standards are fundamental elements of ensuring the safety of miners. The author proceeds from the position that currently insufficient attention is paid to this aspect by scientists, and there are practically no special pedagogical studies devoted to the study of the development of professional culture of miners. The identified difficulties allow the author to identify a contradiction between the need for pedagogical support for the development of a professional culture of safe work of miners and the technological inadequacy of pedagogical conditions for its implementation. The authors believe that one of the ways to scientifically solve the problem of pedagogical support for the development of a professional culture of safe work of miners can be a value-based approach involving the preparation and implementation of self-development projects based on formed internal orientations that determine the direction of self-development. The conclusions obtained in the course of the work show the need to develop and use a technological map of the process of pedagogical support for the development of a professional culture of safe work for miners, which is a modern form of interaction between subjects of education and includes five main areas of work: diagnostic, organizational (design), activity (implementation), reflexive (analytical), effective (estimated).

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ШАХТЕРОВ: ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД»

sentences): «слова автора», «прямая речь», «главное и придаточное предложение», «союз», «союзное слово» и др.

Стоит отметить, что использование понятий грамматики родного языка при проведении практических занятий по иностранному языку имеет и воспитательную функцию. При сопоставлении явлений и фактов двух языков студенты повышают свою общелингвистическую компетентность и одновременно оценивают красоту и функциональность выразительных средств родного русского языка. Особенно ярко это проявляется при работе над переводом.

Проведённое исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в пополнении методов и средств, используемых для наиболее эффективного и быстрого обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов, повышении роли родного языка при обучении неродному языку и переводу.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на занятиях для объяснения студентам-экономистам конкретных лингвистических фактов и явлений английского языка, а также для работы по формированию у обучающихся навыков литературного перевода конкретных языковых конструкций.

По результатам работы мы пришли к следующим выводам.

1. Знание грамматических понятий родного языка является неотъемлемой частью общеязыковой культуры студента и может послужить основой для расширения компетентности владения иностранным языком.

2. Грамматические понятия русского языка, выраженные в виде терминов, имеют большой потенциал как помощники при освоении иностранного языка, позволяя студенту анализировать объект изучения, применяя научные методы сравнения, сопоставления и дедукции.

Библиографический список

3. Для экономии учебного времени и наиболее точного объяснения тех или иных грамматических фактов и явлений, а также способов наиболее точного перевода лексических и синтаксических единиц преподавателю целесообразно прибегать к терминам русской морфологии и синтаксиса, известным студентам со средней школы. Особенно актуальными оказываются понятия о частях речи, их грамматических категориях и функциях слов в качестве членов предложения.

4. Термины русской грамматики существенно помогают при формировании навыков литературного перевода, что представляется не менее важной задачей при обучении студентов иностранному языку. Наиболее востребованными в этом процессе оказались знания о грамматических категориях частей речи русского языка, способах осложнения предложений, типах предложений по структуре и способах выражения грамматических отношений между частями сложного предложения.

Таким образом, оперирование студентами понятийным аппаратом и терминологией грамматики родного языка как элементом владения им значительно помогает формировать иноязычную компетентность, экономить учебное время, объяснять факты изучаемого языка и улучшать навыки литературного перевода. Задачи исследования выполнены, цель работы по выявлению механизма воздействия компетентного владения родным языком на становление иноязычной компетентности достигнута.

Проведённое исследование открывает дальнейшие перспективы изучения методов использования лингвистической терминологии родного языка при обучении неродному. Перспективным представляется, по нашему мнению, изучение того, как знания терминов из таких разделов лингвистики, как лексикология, словообразование и фонетика, могут применяться для обучения иностранному языку в вузе в рамках компетентностного подхода.

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. Москва, Учпедгиз, 1956.

2. Виноградов В.А. Лингвистические аспекты обучения языку. Москва: МГУ 1972.

3. Chomsky N. Aspects of the theory of syntax. Cambridge Massachusetts, 1965.

4. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. Москва: АЙРИС-пресс, 2017.

5. Дубинина Г. А. Английский язык: экономика и финансы. Введение в специальность (Threshold): учебник. Москва: КНОРУС, 2022; Ч. 1.

6. Дубинина Г.А. Английский язык: экономика и финансы. Общее представление (Overview): учебник. Москва: КНОРУС, 2023; Ч. 2.

7. Дубинина Г.А. Английский язык: экономика и финансы. Финансово-экономическая среда (Environment): учебник. Москва: КНОРУС, 2021; Ч. 3.

References

1. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech'. Izbrannyepsihologicheskie issledovaniya. Moskva, Uchpedgiz, 1956.

2. Vinogradov V.A. Lingvisticheskie aspekty obucheniya yazyku. Moskva: MGU, 1972.

3. Chomsky N. Aspects of the theory of syntax. Cambridge Massachusetts, 1965.

4. Rozental' D.'E. Sovremennyjrusskijyazyk. Moskva: AJRIS-press, 2017.

5. Dubinina G.A. Anglijskij yazyk: 'ekonomika i finansy. Vvedenie v special'nost' (Threshold): uchebnik. Moskva: KNORUS, 2022; Ch. 1.

6. Dubinina G.A. Anglijskij yazyk: 'ekonomika i finansy. Obschee predstavlenie (Overview): uchebnik. Moskva: KNORUS, 2023; Ch. 2.

7. Dubinina G.A. Anglijskij yazyk: 'ekonomika i finansy. Finansovo-'ekonomicheskaya sreda (Environment): uchebnik. Moskva: KNORUS, 2021; Ch. 3.

Статья поступила в редакцию 18.01.24

УДК 379.8

Grigorieva A.V., postgraduate, Moscow State Institute of Culture, Head of Educational and Methodological Department, Belovo Branch of KuzGTU (Belovo, Russia),

E-mail: grigorieva_av@list.ru

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF A PROFESSIONAL SAFETY CULTURE FOR MINERS: A VALUE-BASED APPROACH. The

article raises an urgent issue of the need for pedagogical support for the development of a professional safety culture for miners based on a value-based approach. Responsible attitude to professional activity and strict adherence to safety standards are fundamental elements of ensuring the safety of miners. The author proceeds from the position that currently insufficient attention is paid to this aspect by scientists, and there are practically no special pedagogical studies devoted to the study of the development of professional culture of miners. The identified difficulties allow the author to identify a contradiction between the need for pedagogical support for the development of a professional culture of safe work of miners and the technological inadequacy of pedagogical conditions for its implementation. The authors believe that one of the ways to scientifically solve the problem of pedagogical support for the development of a professional culture of safe work of miners can be a value-based approach involving the preparation and implementation of self-development projects based on formed internal orientations that determine the direction of self-development. The conclusions obtained in the course of the work show the need to develop and use a technological map of the process of pedagogical support for the development of a professional culture of safe work for miners, which is a modern form of interaction between subjects of education and includes five main areas of work: diagnostic, organizational (design), activity (implementation), reflexive (analytical), effective (estimated).

Key words: pedagogical support, professional culture, value approach

А.В. Григорьева, аспирант, Московский государственный институт культуры, нач. учебно-методического отдела, филиал КузГТУ в г. Белово,

г. Белово, Е-mail: grigorieva_av@list.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ШАХТЕРОВ: ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД

В настоящей статье поднимается актуальный вопрос о необходимости педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасности труда шахтеров на основе ценностного подхода. Ответственное отношение к профессиональной деятельности и строгое следование стандартам безопасности являются основополагающими элементами обеспечения безопасности шахтеров. Автор исходит из положения о том, что в настоящее время данному аспекту отводится недостаточное внимание со стороны ученых, а специальные педагогические исследования, посвященные изучению развития профессиональной культуры шахтеров, практически отсутствуют. Обнаруженные трудности позволяют авторам исследования выявить противоречие между

потребностью педагогического сопровождения процесса развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров и технологической неразработанностью педагогических условий для его осуществления. Автор считает, что одним из способов научного решения проблемы педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров может стать ценностный подход, предполагающий подготовку и реализацию проектов саморазвития на основе сформированных внутренних ориентаций, предопределяющих направление саморазвития. Выводы, полученные в ходе работы, показывают необходимость разработки и использования технологической карты процесса педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров, которая представляет собой современную форму взаимодействия субъектов образования и включает пять основных направлений работы: диагностическое, организационное (проектировочное), деятельностное (реализационное), рефлексивное (аналитическое), результативное (оценочное).

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, профессиональная культура, ценностный подход

Самым крупным в России месторождением является Кузнецкий угольный бассейн. Весомая доля добычи угля делает его одним из значимых в экономическом плане регионом РФ. Позицию лидера угольной отрасли следует рассматривать в контексте состояния безопасности труда шахтеров.

На шахтах Кузбасса существенно обновлена нормативно-правовая база по охране труда и промышленной безопасности, внедряется новейшая техника и технологии, соответствующие современным требованиям безопасности, но проводимые мероприятия не обеспечивают достаточный уровень безопасного труда шахтеров. Анализ данных показывает, что главной системной причиной травматизма на шахтах Кузбасса является умышленное игнорирование требований безопасности, несоблюдение производственной и технологической дисциплины. Такое отношение шахтеров к труду показывает их низкий уровень ценностного отношения к профессиональной культуре безопасного труда.

Актуальной на данный момент остается проблема педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасности труда шахтеров на основе ценностного подхода. Ведь развитие надлежащих навыков, знаний и соблюдение безопасных практик на шахте напрямую влияют на уменьшение рисков производственных несчастных случаев и создают безопасное рабочее окружение для всех работников. Ответственное отношение к профессиональной деятельности и строгое следование стандартам безопасности являются основополагающими элементами обеспечения безопасности шахтеров.

Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике показал, что вопросы не могут быть решены традиционными педагогическими методами.

Цель нашей статьи - на примере технологической карты педагогического сопровождения рассмотреть особенности и основные формы профессиональной культуры безопасности труда шахтеров.

Нами были сформулированы следующие задачи исследования: изучить теоретические аспекты и концептуальные основы профессиональной культуры шахтеров; экспериментальным путем доказать возможность применения и реализации технологической карты педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров.

Научная новизна исследования заключается в обосновании результативности педагогического сопровождения процесса развития профессиональной культуры безопасности труда шахтеров на основе ценностного подхода.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной технологической карты педагогического сопровождения в учебном процессе учреждений профессионального образования.

Проведенный теоретический и историко-научный анализ проблемы развития профессиональной культуры показал, что в рамках социологических, психологических, культурологических и педагогических научных исследований накоплен определенный опыт, который полезен для исследования процесса педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров на основе ценностного подхода.

Различные аспекты ценностного отношения к профессиональной деятельности нашли отражение в научных работах В.Г. Алексеевой, В.Ф. Анурина, В.Ф. Белова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.С. Розова, В.П. Тугаринова и др. Для нашего исследования представляют интерес работы ученым, которые анализировали профессиональную культуру в качестве индикатора уровня профессионализма (Л.П. Буева, Э.Ф. Зеер, И.Ф. Исаев, Л.Н. Коган, А.Н. Лымарь, В.А. Сласте-нин, Ф. Тейлор, Ф. Фойл, О.В. Ханова и др.). Различные аспекты педагогического сопровождения анализируются в исследованиях таких ученых, как О.С. Газман, М.И. Губанова, И.Д. Демакова, И.А. Зимняя, Н.Б. Лаврентьева, А.В. Мудрик, А.В. Хуторская, Л.М. Щипицина, А.И. Юдина и др. Однако ни в одной из работ, попавших в поле нашего зрения, не рассматривалось содержание понятия «профессиональная культура безопасного труда шахтеров», не ставился вопрос исследования процесса педагогического сопровождения развития профессиональной культуры в учебном заведении на основе ценностного подхода.

Таким образом, анализ исследований по проблеме развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров позволяет нам выявить противоречие между потребностью в педагогическом сопровождении развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров на основе ценностного подхода и сложности его реализации при отсутствии разработок педагогических условий. Для учреждений профессионального образования разрешение данного противоречия является особенно актуальным.

Овчарова А.П. отмечает, что «в научной литературе термин «сопровождение» понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на опре-

деленном этапе развития возникают какие-либо трудности», а «поддержка» - это «сохранение личностного потенциала и содействие его становлению. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме» [1, с. 71].

Педагогическое сопровождение можно рассматривать в таких аспектах, как процесс, который представлен комплексом целенаправленных последовательных педагогических воздействий на личность; как систему взаимосвязи целевого, содержательного, результативного и процессуального элементов на основе ценностного подхода.

В своем диссертационном исследовании Самарский А.Н. отмечал, что выбранный нами ценностный подход как «совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности в рамках гуманистической парадигмы образования» ставить «в центр внимания человека как высшую ценность. Он позволяет решать приоритетную задачу гуманистической педагогики - отношение к человеку как субъекту познания, общения и творчества» [2, с. 10].

В данном случае нас интересует профессиональная культура безопасного труда:

- как порядок государственных законов и норм трудовой деятельности, традиций и обычаев;

- как анализ и оценка интересов всех заинтересованных сторон производственного процесса, особенностей интеракции сотрудников, стиля управления, соответствия условий труда требованиям безопасности;

- как сотрудничество руководства предприятия и работников.

Можно предположить, что одним из наиболее эффективных способов решения проблемы педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров может стать ценностный подход, предполагающий их подготовку к разработке и реализации проектов саморазвития на основе сформированных внутренних ориентаций, предопределяющих направление саморазвития.

Ряд учёных изучали понятия «ценность» (А.Г Здравомыслов, М. Рокич др.), «педагогические ценности» (Е.В. Бондаревская, ГИ. Чижакова и др.), «ценностные отношения» (С.Ф. Анисимов, М.С. Каган и др.). Л.М. Архангельским, ГЛ. Смирновым, А.Ф. Шишкиным и другими учеными рассматривались вопросы систематизации ценностей. Проведя анализ публикаций, можно сделать вывод о том, что именно ценность задает траекторию ориентирования на созидание или деструкцию, а также на значимость их достижения.

Для нас представляет интерес диссертационное исследование Белова В.Ф., в которой он отмечает, что «педагогика делает акцент на целях, содержании, методике и технологических и методических аспектах педагогической деятельности, направленных на разные категории лиц при формировании у них ценностных ориентаций» [3, с. 21]. Он также считает, что «именно ценностные ориентации в процессе социализации и воспитания - это результат усвоения ценностей и смыслов социума как определенных социально-психологических образований. В них формируются смысловые компоненты мировоззрения личности, его мотивы деятельности, нравственные убеждения и установки, определенные идеалы, принципы деятельности, нормы и правила поведения» [3, с. 23].

По мнению Тесленко А.Н., механизм реализации ценностного подхода направлен на то, чтобы применять разнообразные формы занятий, развивать у обучающихся самостоятельность принятия решений в сфере безопасного труда, умение правильно вести себя в стрессовой ситуации, разрешать возникающие конфликтные ситуации [3].

Важным, на наш взгляд, остается вопрос создания и развития системы ценностей личности как в процессе профессионального обучения, так и в ходе производственной деятельности с обязательным учетом условий социокультурного и территориального окружения, а именно - шахтерского города или поселка. Несомненно, что наибольший эффект для присвоения ценностей может сформировать педагогическое сопровождение развития профессиональной культуры безопасности труда шахтеров.

Следует подчеркнуть, что технология педагогического сопровождения представляет собой определенную систему действий. При её проектировании может разрабатываться технологическая карта процесса педагогического сопровождения, которая представляет собой современную форму взаимодействия субъектов образования. Технологическая карта педагогического сопровождения - это вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное взаимодействие педагога с обучаемым (группой обучаемых) для реализации конкретных образовательных целей, программ и целевой аудитории.

По мнению Гладкой Е.С., «отличительными особенностями технологической карты являются алгоритмичность, технологичность и интерактивность. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выполняется в нескольких формах:

- индивидуальной (между педагогом и обучаемым);

- социально-психологической (взаимодействие в коллективе);

- интегральной (объединяет различные воспитательные воздействия в конкретном обществе)» [4, с. 16-17].

Разработка технологической карты педагогического сопровождения может включать следующие шаги:

1. Постановка целей - определение конкретных задач и целей, направленных на их решение.

2. Разработка плана и программы педагогического сопровождения:

- определение этапов, средств, форм и условий педагогического сопровождения;

- проектирование мероприятий, методик и ресурсов.

3. Осуществление плана и программы педагогического сопровождения:

- использование методик саморазвития обучаемого, педагогического сопровождения в ситуации преодоления трудностей,

- создание событийной образовательной среды,

- рефлексия позитивного опыта и затруднений и т. п.

4. Оценка результатов - оценка эффективности педагогического сопровождения с целью определения степени достижения целей и выявления областей для улучшения.

5. Коррекция - внесение корректив в план и программы педагогического сопровождения на основе результатов оценки для улучшения педагогического сопровождения.

Нами разработана технологическая карта педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров, которая включает в себя пять основных направлений работы: диагностическое, организационное (проектировочное), деятельностное (реализационное), рефлексивное (аналитическое), результативное (оценочное).

В рамках реализации технологической карты педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров нами в 2022-2023 годах на базе филиала «Кузбасского государственного технического университета» в г. Белово был проведен эксперимент.

В ходе эксперимента главное внимание было направлено на реализацию педагогического сопровождения для целенаправленного развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров.

Цель экспериментальной работы: апробация направлений педагогического сопровождения, способствующих развитию профессиональной культуры безопасного труда шахтеров.

Экспериментальная работа осуществлялась в условиях максимального вовлечения будущих шахтеров в процесс реализации технологической карты педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопас-

Библиографический список

ного труда на всех его этапах. Участниками эксперимента стали обучающиеся по специальности «Горное дело» направления подготовки «Техносферная безопасность» филиала КузГТУ в г. Белово. Всего экспериментом было охвачено 86 студентов.

Для определения уровня развития профессиональной культуры безопасного труда участников эксперимента мы воспользовались диагностической методикой Л. Москвиной. Данная диагностика осуществлялась в два этапа: первичная диагностика в 2022 году, вторичная - в 2023 году.

По отдельным вопросам анкеты участников эксперимента мы вывели среднее значение эмпирических данных.

Шкала уровней оценки определялась исходя из набранных баллов:

0-30 - низкий уровень (неготовность к соблюдению требований охраны труда и промышленной безопасности);

31-70 - средний уровень (частичная готовность к соблюдению требований охраны труда и промышленной безопасности);

71-100 - высокий уровень (устойчивая готовность к соблюдению требований охраны труда и промышленной безопасности).

В период диагностики проводились личные наблюдения за участниками эксперимента, использовались персональные беседы с целью выявления позиции участников к соблюдению требований охраны труда и промышленной безопасности, проводилось анкетирование.

Результат динамики развития профессиональной культуры безопасного труда участников эксперимента представлен в табл. 1.

Таблица 1

Уровень На начало эксперимента На конец эксперимента

Высокий 14% 46%

Средний 49% 34%

Низкий 37% 20%

Содержание педагогического сопровождения технологической карты предусматривает формы работы педагога и обучающегося по каждому направлению (диагностическому, организационному (проектировочному), деятельнос-тному (реализационному), рефлексивному (аналитическому), результативному (оценочному)). В ходе экспериментальной работы доказано, что под действием данных форм работы мотивационная составляющая соблюдения требований охраны труда и промышленной безопасности меняется в положительную сторону.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, нами доказано, что развитие профессиональной культуры безопасного труда обучающихся зависит от их педагогического сопровождения, выбора наиболее эффективных форм работы. Подведя итоги проведенного исследования, мы доказали возможность применения и реализации технологической карты педагогического сопровождения развития профессиональной культуры безопасного труда шахтеров на основе ценностного подхода.

1. Овчарова А.П. Понятие «психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста как педагогическая категория. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2012; Т. 3, № 4: 70-77.

2. Самарский А.Н. Становление ценностного подхода в образовании России второй половины XIX- начала XXв. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2011.

3. Белов В.Ф. Развитие ценностного отношения учащейся молодежи к будущей профессии в социально-культурной среде образовательного учреждения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2021.

4. Тесленко А.Н., Рожков М.И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: учебник для вузов. Москва: Издательство «Юрайт», 2023.

5. Гладкая Е.С., Тюмасева З.И. Технологии тьторского сопровождения: учебное пособие. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017.

References

1. Ovcharova A.P. Ponyatie «psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej mladshego shkol'nogo vozrasta kak pedagogicheskaya kategoriya. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. Sankt-Peterburg, 2012; T. 3, № 4: 70-77.

2. Samarskij A.N. Stanovlenie cennostnogo podhoda v obrazovanii Rossii vtoroj poloviny XIX- nachala XX v. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2011.

3. Belov V.F. Razvitie cennostnogo otnosheniya uchaschejsya molodezhi k buduschej professii v social'no-kul'turnoj srede obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2021.

4. Teslenko A.N., Rozhkov M.I. Yunogogika. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'yu: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo «Yurajt», 2023.

5. Gladkaya E.S., Tyumaseva Z.I. Tehnologii t'torskogo soprovozhdeniya: uchebnoe posobie. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2017.

Статья поступила в редакцию 16.01.24

УДК 37.013

Zharkov A.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Professor of Department of Socio-Cultural Activities of the Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: kdd007@bk.ru

ON THE CRITERIA FOR IMPROVING THE QUALITY OF DISSERTATION RESEARCH ON PEDAGOGY DEVELOPED BY RAO. The article reveals a criteria of evidence set out in the form of methodological recommendations by scientists of the Russian Academy of Education. Criteria in scientific activity are designed to increase the responsibility of reliably reflecting the actual state of the studied subject of research according to established laws, rules, and instructions. This is a kind

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.