Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ШАХТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ'

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ШАХТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
58
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ЦЕННОСТИ / ШАХТЕРСКИЙ ТРУД

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорьева А.В., Черняк Е.Ф., Белов В.Ф.

В статье исследуется понятие «традиция» как социокультурный феномен. Авторы обосновали необходимость изучения культурных традиций шахтеров, связанную с тем, что в горнодобывающих регионах формировалась не только определенная материальная культура, но и нематериальное культурное наследие. Авторы подчеркивают, что на развитие социально-культурных профессиональных традиций и обычаев горного дела оказывают влияние коллективные ценности и чувства социальной ответственности, так как важной чертой шахтерской ментальности была и остается общественно одобренная трудовая деятельность. В статье рассматриваются основные аспекты культурных традиций шахтеров Кузбасса; отмечается, что формирование образа Кузбасса непосредственно связано с жизнью горняков и культурой шахтерского труда; определен статус шахтерской профессии через понятие «шахтерская династия» как «унаследованной» трудовой морали. Культурное наследие анализируется авторами с точки зрения важности сохранения и культурно-исторической памяти региона, потому как именно шахтерская профессия была и остается основой формирования региональной идентичности. Авторы приходят к выводу, что на современном этапе изменений в российском обществе возникает потребность в осмыслении путей прошлого и дальнейшего развития отрасли, социальной стабильности и оптимизации механизма преемственности, к которым относится и формирование традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL TRADITIONS AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE VALUE OF THE MINING PROFESSION

The article considers the concept of tradition as a socio-cultural phenomenon. The authors of the article justified the need to study the cultural traditions of miners, due to the fact that not only a certain material culture was formed in the mining regions but also an intangible cultural heritage. The authors emphasize that the development of socio-cultural professional traditions and customs of mining is influenced by collective values and feelings of social responsibility because an important feature of the miner’s mentality was and remains socially approved labor activity. The article discusses the main aspects of the cultural traditions of Kuzbass miners. It is noted that the formation of the image of Kuzbass is directly related to the life of miners and the culture of mining labor. The status of the mining profession is defined through the concept of mining dynasty as an inherited labor morality. The cultural heritage is considered by the authors from the point of view of the importance of preserving the cultural and historical memory of the region, because it is mining profession that has been and remains the basis for the formation of the regional identity. The authors come to the conclusion that at the present stage of changes in Russian society, there is a need to understand the ways of the past and further development of the industry, social stability and optimization of the mechanism of succession, which includes the formation of traditions.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ШАХТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ»

УДК 316.752

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-21-26

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ШАХТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ

Григорьева Анастасия Владимировна, ведущий специалист по учебно-методической работе, филиал ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» в г. Белово (г. Белово, РФ). E-mail: grigorieva_av@list.ru

Черняк Елена Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: lenablack57@mail.ru

Белов Валерий Федорович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальных дисциплин, филиал ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» в г. Белово (г. Белово, РФ). E-mail: belovvf@bk.ru

В статье исследуется понятие «традиция» как социокультурный феномен. Авторы обосновали необходимость изучения культурных традиций шахтеров, связанную с тем, что в горнодобывающих регионах формировалась не только определенная материальная культура, но и нематериальное культурное наследие. Авторы подчеркивают, что на развитие социально-культурных профессиональных традиций и обычаев горного дела оказывают влияние коллективные ценности и чувства социальной ответственности, так как важной чертой шахтерской ментальности была и остается общественно одобренная трудовая деятельность.

В статье рассматриваются основные аспекты культурных традиций шахтеров Кузбасса; отмечается, что формирование образа Кузбасса непосредственно связано с жизнью горняков и культурой шахтерского труда; определен статус шахтерской профессии через понятие «шахтерская династия» как «унаследованной» трудовой морали. Культурное наследие анализируется авторами с точки зрения важности сохранения и культурно-исторической памяти региона, потому как именно шахтерская профессия была и остается основой формирования региональной идентичности.

Авторы приходят к выводу, что на современном этапе изменений в российском обществе возникает потребность в осмыслении путей прошлого и дальнейшего развития отрасли, социальной стабильности и оптимизации механизма преемственности, к которым относится и формирование традиций.

Ключевые слова: культура, традиции, ценности, шахтерский труд.

CULTURAL TRADITIONS AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE VALUE OF THE MINING PROFESSION

Grigoryeva Anastasiya Vladimirovna, Leading Specialist in Educational and Methodological Work, Belovo Branch of T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Belovo, Russian Federation). E-mail: grigorieva_av@list.ru

Chernyak Elena Fedorovna, PhD of Pedagogy, Associate Professor of Department of Directing Theatrical Performances and Festivals, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: lenablack57@mail.ru

Belov Valeriy Fedorovich, PhD of Pedagogy, Associate Professor of Department of Special Disciplines, Belovo Branch of T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Belovo, Russian Federation). E-mail: belovvf@bk.ru

The article considers the concept of tradition as a socio-cultural phenomenon. The authors of the article justified the need to study the cultural traditions of miners, due to the fact that not only a certain material

culture was formed in the mining regions but also an intangible cultural heritage. The authors emphasize that the development of socio-cultural professional traditions and customs of mining is influenced by collective values and feelings of social responsibility because an important feature of the miner's mentality was and remains socially approved labor activity.

The article discusses the main aspects of the cultural traditions of Kuzbass miners. It is noted that the formation of the image of Kuzbass is directly related to the life of miners and the culture of mining labor. The status of the mining profession is defined through the concept of mining dynasty as an inherited labor morality. The cultural heritage is considered by the authors from the point of view of the importance of preserving the cultural and historical memory of the region, because it is mining profession that has been and remains the basis for the formation of the regional identity.

The authors come to the conclusion that at the present stage of changes in Russian society, there is a need to understand the ways of the past and further development of the industry, social stability and optimization of the mechanism of succession, which includes the formation of traditions.

Keywords: culture, traditions, values, mining work.

Огромную роль в индустриальном развитии общества и мировой экономики сыграли горная промышленность и горное дело. В различные исторические эпохи формировалось своеобразное культурное пространство горной промышленности, в котором соединялись социальные, материальные и духовные факторы.

В горнодобывающих регионах формировалась определенная материальная культура (горные технологии, наука и техника для освоения подземного пространства), создавалась особая, уникальная в своём роде нематериальная культура (легенды, верования, традиции, обычаи, произведения искусства, литературы и т. д.). К сожалению, в отличие от публикаций о научных и технических аспектах развития отрасли, мало известно об особенностях ее духовной культуры.

На современном этапе изменений в российском обществе возникает потребность в осмыслении путей прошлого и дальнейшего развития отрасли, социальной стабильности и оптимизации механизма преемственности, к которым относится и формирование традиций.

В Кратком словаре по эстетике понятие «традиция» характеризуется как «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д.» [3, с. 177]. Традиции сохраняют историю жизни горняков в историко-культурной динамике. Шахтеры являются производителями

материальных благ и носителями особой духовной культуры не только шахтерской общности, но и жителей региона.

Достаточное число гуманитарных наук изучает понятие «традиция», но в каждой дисциплине сущность традиции определяется по-своему. Природу социокультурного наследования традиции изучали М. Вебер, А. Л. Кребер, Ю. А. Левада, Э. С. Маркарян, В. Д. Плахов, М. К. Петров, И. В. Суханов, Н. С. Трубецкой, Е. Шацкий и др.

Общекультурологический характер проблемы рассматривали С. С. Аверинцев, В. Е. Давидович, Н. С. Злобин, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, Д. С. Лихачев, Ю. С. Степанова, М. Б. Туровский и др. Исследованию феномена традиции как социокультурной системы посвящены работы В. В. Аверьянова, С. Н. Артановского, М. М. Бахтина, П. С. Гуревича, А. И. Кравченко и др.

Для нашего исследования представляет интерес позиция культуролога и философа М. И. Най-дорфа, отождествляющего традицию с технологией передачи человеческого опыта и навыков из поколения в поколение через их непосредственное заимствование [7].

М. А. Розов в своих работах рассматривал традиции как особый механизм социальной памяти, представляющий собой цепочку последовательно воспроизводимых образцов поведения или деятельности. Согласимся с этим высказыванием, так как в конечном итоге вся культура существует и переходит от поколения к поколению [9].

К. В. Чистов в своих работах постарался разъединить понятия «культура» как сам феномен и «традиции» как механизм ее функционирования [12].

С точки зрения культурологического подхода можно говорить о том, что культурная традиция определяет связь между различными этапами развития общества. Следует подчеркнуть, что устойчивость традиций как элемента культуры обусловлена не только временными границами, но также их ценностным потенциалом.

В своей монографии А. А. Мурзин описывает особенности духовной культуры горняков различных регионов Европы и России. Автор провел сравнительный анализ духовной культуры горняков через сопоставление преданий, мифов, обрядовых практик и традиций праздников [6]. Несомненно, что на развитие социально-культурных профессиональных традиций и обычаев горного дела оказывали влияние характер и специфика горняцкого труда.

Изучая традиции как сложное культурологическое явление, Ж. В. Четвертакова выделила следующие подходы к методологии изучения сущности традиций:

1. Структурный (традиция понимается как коллективный опыт или его отдельный элемент).

2. Функциональный (традиции как механизм репродуцирования жизни сообщества).

3. Номологический (традиция как общесоциологические правила и законы).

4. Нормативный (традиция как принципы и разновидности социальной регуляции).

5. Коммуникативный (традиция как форма диалогичной структуры общества).

6. Информационный (традиция как способ аккумулирования, трансформации и транслирования информации) [11, с. 64].

При рассмотрении традиции как фактора формирования ценности профессии для нас представляет интерес структурный подход, выражаемый в определенных шаблонах поведения шахтеров и реализуемый в различных группах социума в регионе.

Вся наша культура живет и передается от поколения к поколению, поэтому традиции можно рассматривать как механизм социальной памяти. В связи с этим актуальна мысль о том, что традиция становится традицией, когда она воспринимается человеком не как вынужденная норма, а как действие, имеющее сакральный смысл. Поэтому важно выявить традиции в сфере горняцкого труда и определить их структуру.

Особый интерес представляют особенности жизненного уклада и культурные традиции шахтеров Кузбасса, так как в угольной промышленности работает почти 9 процентов от общей численности занятых в Кузбассе.

Следует отметить, что до сих пор существует определенная кастовость профессии горняка, которая складывалась исторически. Некую обособленность профессии рассматривали в своих работах горный инженер, доктор технических наук, профессор Н. К. Гринько, горный инженер, доктор технических наук, член Союза писателей России В. Д. Грунь и горный инженер, кандидат технических наук В. Г. Лунёв [1].

Они выделяли следующие причины такой изолированности:

1. Особые условия труда горняков в крайне сложной обстановке, которая требует мужества, способности мгновенно принимать решения при опасности, всегда быть готовыми прийти на помощь товарищу и т. д.

2. Своеобразный образ жизни шахтеров. Они мало бывают на поверхности днем, проводя весь световой день под землей, где сырость, скудное освещение и постоянная опасность (метан, пожар, обвал породы). Шахтерские матери и жены находятся в беспрестанном ожидании их возвращения из забоя.

3. Постоянное желание горняков повысить уровень и качество жизни. К сожалению, горнодобывающий сектор зависит от спроса на уголь. Поэтому они вынуждены спускаться в шахту, даже если знают о превышении допустимой концентрации метана в забое, чтобы не остаться без заработной платы [2].

Так, 25 ноября 2021 года на шахте «Лист-вяжная» в результате аварии погиб 51 человек, перед случившимся горняки фиксировали превышение уровня метана, но вынуждены были выйти на работу.

В советский период шахтерский труд был элитным, поскольку профессия отражала его регионообразующий характер. Образ шахтера героизировался и репрезентировался в известных советских фильмах: «Большая жизнь», «Шахтеры», «Донецкие шахтеры».

Престиж и почет горняцкой профессии был идеологически поддержан такими категориями,

как «шахтерский подвиг», «шахтерская слава», «трудовая доблесть горняков» и т. д. Важными особенностями, по мнению И. П. Рещиковой, становились «высокая зарплата, льготы, товарные талоны и специальные распределители промышленных товаров, почетные звания, награды (в том числе ордена "Шахтерская слава", что сближало труд в забое с воинским подвигом), наконец, высокие пенсии. О финансовых возможностях шахтеров эпохи расцвета профессии (1960-1980) ходили легенды среди нешахтерского населения кузбасских городов» [10, с. 122].

Она также отмечает, что в системе ценностей профессии шахтера регионального масштаба важное место занял факт открытия в Новокузнецке прижизненного памятника Герою Социалистического Труда Е. И. Дроздецкому, и «среди представителей прочих советских профессий только шахтеры, пожалуй, обладали групповой идентичностью, степень сформированности которой приближала ее к классовому сознанию» [10, с. 122].

Элитарность шахтерского труда подчеркивалась наследственным качеством, которым стало понятие «шахтерская династия». На сайте СУЭК 27 августа 2020 года был опубликован пресс-релиз о чествовании шахтерской династии Фаляховых в рамках празднования Дня шахтера.

Такие качества, как мастерство, высокий профессионализм, ответственность и надежность, уже более 70 лет передаются из поколения в поколение в этой семье. Династия Фаляховых - это более 15 родственников, объединенных шахтерским трудом. Многие из них награждены орденами, медалями, почетными знаками: «Шахтерская слава», орден Почета, «За трудовую доблесть», «Трудовая слава». После церемонии чествования была заложена аллея шахтерских династий рядом с часовней святой Варвары, покровительницы шахтёров. Следует отметить, что почитание в Кузбассе святой Варвары - это одна из значимых региональных традиций.

Важное, на наш взгляд, интервью «Шахтерская династия. По зову крови» с Денисом За-икиным, машинистом горных выемочных машин очистного участка № 1 шахты им. 7 Ноября ОАО «СУЭК-Кузбасс» было опубликовано в «Городской газете» в марте 2015 года. Денис представляет младшее поколение знаменитой шахтерской династии Заикиных, общий трудовой стаж кото-

рой составляет более трехсот лет. За свой труд Денис Заикин награжден нагрудными знаками «Шахтерская доблесть» и «Шахтерская слава» III степени. В свое время его отцу также был вручен знак «Шахтерская слава».

К сожалению, сегодня происходит девальвация героизма шахтерского труда и идет процесс превращения индивида в жертву. Образ горняка виктимизируется, что несколько компенсирует утрату общественной значимости и ценности шахтерского труда. Поэтому актуализируется проблема «реэлитизации» профессии горняка и создания нового престижа, чтобы вернуть шахтерам чувство профессиональной гордости. А для этого необходимо возрождать и пропагандировать культурные ценности данной профессии.

Результат материальной и духовной деятельности человека может стать ценностью в том случае, если продукт «наделен положительными смыслами, выражает идею блага для субъекта» [5, с. 238].

О. Л. Палеева считает, что в культурологии ценность сравнивается «с идеей и воспринимается как всем известные представления и индивидуальные образы, имеющие фундаментальное значение для социума» [8, с. 78]. Но насколько ценность отождествляется с понятием «идея»? Если ценность формируется на основе определенных жизненных представлений, всегда ли она является индивидуальным и социальным ориентиром? Эта двойственность проявляется и на этапах формирования традиций, так как существование общности невозможно без осознания общих ценностей. Поэтому могут меняться традиции с изменением коллективных ценностей.

С целью повышения эффективности производств с одновременным решением социальных проблем сегодня в Кузбассе происходит реструктуризация экономики. Этот процесс, безусловно, затрагивает и угольную промышленность, в которой профессия шахтера является важным регио-нообразующим фактором. Сохранение и развитие культурных традиций шахтеров содействует мотивации труда и устойчивому развитию угольной отрасли Кузбасса.

К сожалению, в настоящее время существует разрыв между официальным позиционированием горняцкой профессии как престижной и основной

в Кузбассе и реальным социальным статусом шахтеров. Поэтому становится актуальной проблема формирования ценности шахтерской профессии, в том числе через сохранение и трансляцию молодому поколению культурных традиций.

Удерживать в обществе определенные ценности - в этом предназначение традиций и условие развития культуры. Насколько этот вопрос практически важен, показывает и опыт нашего шахтерского края.

Так, «визитной карточкой» не только Сибирской угольной энергетической компании, Ленин-ска-Кузнецкого, но и всего региона стал Музей шахтёрской истории. В нем сосредоточена вся история становления и развития угледобычи в Кузбассе. В 2019 году в рамках II Всероссийского конкурса «Корпоративный музей» он признан одним из лучших в России. Этот музей играет важную роль и в создании узнаваемого образа и положительного имиджа Кемеровской области.

Для более глубокого знакомства с профессий для посетителей в конференц-зале организуются показы на большом экране документальных фильмов, а на стенах регулярно размещаются фотовыставки. Особое место в музее занимает интерактивная экспозиция «Ветераны СУЭК», где транслируются сохраненные видео воспоминаний свыше 90 ветеранов труда.

Особое внимание посетителей приковано к стене высотой почти в десять метров, на которой размещены фотографии тех, кто создавал и создает славу рудника: герои войны и труда, бригадиры, руководители предприятий, передовики производства, династии.

Нельзя не согласиться с высказыванием Н. П. Копцевой о том, что культурная ценность как вид идеала, распространённого в обществе, и форма отношения к значимым образцам культуры имеет «характер проектной реальности и существует в ситуации жизненного выбора тех или иных практически значимых образцов» [4, с. 977].

Примером может служить открытие в Ленин-ске-Кузнецком Мемориала Шахтерской славы. Он включает в себя бронзовый памятник «Шахтерская гвардия», Доски почета с Героями Социалистического Труда, Героями Труда Российской Федерации и Героями Кузбасса, почти три десятка бронзовых звезд с российскими и мировыми шахтёрскими рекордами, а также парковую зону.

Таким образом, перечисленные примеры шахтерских традиций становятся культурным продуктом, чтобы ценность шахтерского труда была принята и переосмыслена последующими поколениями, которые ее будут не только сохранять, но и популяризировать.

Литература

1. Гринько Н. К. Недра духовной культуры горного дела. - М.: Имидж-Пресс, 2011. - 369 с.

2. Гринько Н. К. Культурные традиции и обычаи горняков // Горная промышленность. - 2015. - № 1. - С. 98-101.

3. Краткий словарь по эстетике / под ред. М. Ф. Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

4. Копцева Н. П. Проблема культурных ценностей и ее решение в философии Генриха Риккерта // Философия и культура. - 2013. - № 7(67). - С. 974-984.

5. Москвина И. К. Понятие «культурная ценность»: философско-культурологические аспекты // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - СПб.: СПБГИК, 2015. - Т. 210. - С. 237-245.

6. Мурзин А. А. Духовная культура горняков Европы и России: верования и празднично-обрядовые практики (сравнительный анализ). - М.: ИНФРА-М, 2017. - 98 с.

7. Найдорф М. И. К проблеме культурологической терминологии: о механизмах культурной мотивации // Вопросы культурологии. - 2008. - № 10. - С. 4-17.

8. Палеева О. Л. Культурные ценности в аксиосфере культуры // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. -2010. - № 5. - С. 77-80.

9. Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблема анализа знания // Теория социальных эстафет: История -Идеи - Перспективы. - Новосибирск: НГУ, 1997. - С. 9-67.

10. Рещикова И. П. Шахтёрская территория как региональный бренд // Вестник КемГУКИ: журнал теор. и приклад. исслед. - 2010. - Вып. 1 (41). - С. 119-125.

11. Четвертакова Ж. В. Культурологические подходы к методологии изучения традиций // Аналитика культурологии. - 2010. - № 1. - С. 59-68.

12. Чистов К. В. Традиция, «традиционное» общество и проблема варьирования // Советская этнография. -1981. - № 2. - С. 106-110.

References

1. Grinko N.K. Nedra dukhovnoy kul 'tury gornogo dela [Mineral resources of the spiritual culture of mining]. Moscow, Imidzh-Press Publ., 2011. 369 p. (In Russ.).

2. Grinko N.K. Kul'turnye traditsii i obychai gornyakov [Cultural traditions and customs of miners]. Gornaya promyshlennost'[Mining industry], 2015, no. 1, pp. 98-101. (In Russ.).

3. Kratkiy slovar' po estetike [Concise Dictionary of Aesthetics]. Ed. M.F. Ovsyannikova. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1983. 223 p. (In Russ.).

4. Koptseva N.P. Problema kul'turnykh tsennostey i ee reshenie v filosofii Genrikha Rikkerta [The problem of cultural values and its solution in the philosophy of Heinrich Rickert]. Filosofiya i kul'tura [Philosophy and Culture], 2013, no. 7(67), pp. 974-984. (In Russ.).

5. Moskvina I. K. Ponyatie "kul'turnaya tsennost'": filosofsko-kul'turologicheskie aspekty [The concept of "cultural value": philosophical and cultural aspects]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture]. St. Petersburg, SPBGIK Publ., 2015, vol. 210. pp. 237-245. (In Russ.).

6. Murzin A.A. Dukhovnaya kul'tura gornyakov Evropy i Rossii: verovaniya i prazdnichno-obryadovye praktiki (sravnitel'nyy analiz) [Spiritual culture of the mountaineers of Europe and Russia: beliefs and celebrations and rituals ki (comparative analysis)]. Moscow, INFRA-M Publ., 2017. 98 p. (In Russ.).

7. Naydorf M.I. K probleme kul'turologicheskoy terminologii: o mekhanizmakh kul'turnoy motivatsii [To the problem of cultural terminology: about the mechanisms of cultural motivation]. Voprosy kul'turologii [Questions of Cultural Studies], 2008, no. 10, pp. 4-17. (In Russ.).

8. Paleeva O.L. Kul'turnye tsennosti v aksiosfere kul'tury [Cultural values in the axiosphere of culture]. Vestn. Mosk. gos. un-ta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2010, no. 5, pp. 77-80. (In Russ.).

9. Rozov M.A. Teoriya sotsial'nykh estafet i problema analiza znaniya [The theory of social relay races and the problem of knowledge analysis]. Teoriya sotsial'nykh estafet: Istoriya - Idei - Perspektivy [Theory of social relay races: History - Ideas - Prospects]. Novosibirsk, NGU Publ., 1997, pp. 9-67. (In Russ.).

10. Reshchikova I.P. Shakhterskaya territoriya kak regional'nyy brend [Mining territory as a regional brand]. Vestnik Kemer. gos. un-ta [Bulletin ofthe Kemerovo State University], 2010, iss. 1 (41), pp. 119-125. (In Russ.).

11. Chetvertakova Zh.V. Kul'turologicheskie podkhody k metodologii izucheniya traditsiy [Culturological approaches to the methodology of studying traditions]. Analitika kul'turologii [Analytics of Culturology], 2010, no. 1, pp. 59-68. (In Russ.).

12. Chistov K.V. Traditsiya, "traditsionnoe" obshchestvo i problema var'irovaniya [Tradition, "traditional" society and the problem of variation]. Sovetskaya etnografiya [Soviet ethnography], 1981, no. 2, pp. 106-110. (In Russ.).

УДК 008

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-26-32

ТЕНДЕНЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ

Мартиросян Карен Минасович, доктор философских наук, профессор, декан факультета социально-культурной деятельности и туризма, Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, РФ). E-mail: karen_mm@rambler.ru

Юркова Евгения Михайловна, аспирант, 2-й курс, направление подготовки 51.06.01 «Культурология. Теория и история культуры», Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, РФ). E-mail: kijckova2010@yandex.ru

В современных условиях большинство сфер жизнедеятельности человека перетекает в киберпро-странство. Особенную актуальность киберформы приобрели в последние годы пандемии. Культура и творчество долгое время оставались традиционными реальными формами. Однако условия современ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.