УДК 069.6:622.33
Л. А. Кравцова
Федеральный исследовательский центр угля и углехимии Сибирского отделения Российской академии наук,
Кемерово, Россия
АКТУАЛИЗАЦИЯ И ОСВОЕНИЕ НАСЛЕДИЯ УГЛЕПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ
В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Статья посвящена актуальной проблеме сохранения наследия и культурной идентичности углепромышленных регионов. В конце XX века угроза утраты историко-культурного наследия угольной отрасли встала наиболее остро вследствие массового закрытия градообразующих предприятий. Одним из оптимальных и перспективных путей сохранения материальной и духовной культуры, социально-экономического развития шахтерских территорий стала актуализация наследия угольной отрасли.
Ключевые слова: актуализация наследия, историко-культурное наследие угольной отрасли, шахтерские регионы, музеефикация наследия, культурная идентичность.
L. A. Kravtsova
The Federal Research Center of Coal and Coal Chemistry of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences,
Kemerovo, Russia
ACTUALIZATION AND USE OF HERITAGE OF COAL INDUSTRIAL STATES AT POST-INDUSTRIAL PERIOD
This article is about actual task how to save heritage and cultural identity of coal-industrial states. At the end of 20th century after majority of important factories have been closed, problem of losing historical-cultural heritage of coal direction increased. One of the most optimal and perspective way how to save material and inner culture, social-economic development of coal area is coal direction heritage actualization.
Keywords: heritage actualization, historical-cultural heritage of coal direction, coal-miners states, heritage at museums, cultural identity.
В перечне проблем современного стремительно развивающегося информационного общества сохранение наследия индустриальной эпохи относится к наиболее актуальным. Лучшие образцы инженерной мысли, воплощенные в материальной культуре конца второго тысячелетия, сегодня рассматриваются как исторические ресурсы, по отношению к которым в последние десятилетия сформировалась устойчивая музейная потребность их сохранения и актуализации. Наиболее интенсивно и масштабно эта тенденция начала реализовываться в зарубежной музейной практике во второй половине XX века, представив обществу музеефицированные заводы, фабрики, электростанции, шахты и другие промышленные сооружения.
Изучение и сохранение многокомпонентного индустриального наследия является предметом специализации деятельности значительного количества зарубежных организаций, среди которых отечественные исследователи выделяют наиболее известные и значимые: Международный комитет по сохранению промышленного наследия «TICCIH», имеющий филиалы в Германии, Испании, Австралии, Мексике и являющийся экспертом-консультантом «IC0M0S» (Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест) по памятникам промышленного наследия; Ассоциация индустриальной археологии (Великобритания) «AIA»; Общество индустриальной археологии (США) «SIA»; Всеевропейская федерация «Europa Nostra», объединяющая 230 неправительственных организаций в 40 странах Европы [5, с. 4].
Рассматриваемое нами историко-культурное наследие угольной отрасли является весомой составляющей индустриального наследия. Оперируя термином «историко-культурное наследие угольной отрасли» («наследие угольной отрасли») как культурологическим понятием подчеркнем, что под ним понимается вся совокупность уникальных особенностей научно-технических достижений угольной отрасли, истории развития всех составляющих ее инфраструктуру практических видов деятельности, мемориальной и гуманитарной сфер, представляющих значимый социокультурный опыт угледобывающих регионов [4, c. 131-132].
На современном этапе музеефикация наследия угольной отрасли сыграла заметную роль в динамике социокультурных процессов в угледобывающих регионах зарубежья, претерпевших в конце XX века мировой процесс реструктуризации, связанный с массовым закрытием угольных шахт. Созданные там
музеи и экспозиции, документируя историю угольной промышленности, реализовали культурный потенциал данного наследия и определили новый социально-экономический курс развития бывших бесперспективными горнопромышленных территорий на создание туристических центров международного уровня. Особенностями данных ансамблевых музеев являются:
а) организация на базе исторически градообразующих предприятий, которыми были угольные шахты, рудники;
б) комплексность актуализации, включающая музеефикацию сложных технологических процессов добычи угля;
в) использование партисипативных технологий, основанных на активном вовлечении посетителей в деятельность музея и способствующих получению наиболее ярких впечатлений от их посещения [10, с. 8];
г) широкий хронологический период документирования, выходящий за рамки существования музе-ефицированного промышленного объекта - от первых угольных копей до современных механизированных шахт.
Так, известным и крупным музеем Англии, дифференцированно документирующим наследие угольной отрасли, сегодня является Национальный музей угольной промышленности Англии «National Coal Mining Museum», расположенный в городе Wakefield (графство Западный Йоркшир). Его основу составляет музеефицированная старейшая британская шахта, имеющая подземную экспозицию на глубине 140 м.
Заявленный здесь широкий контекст документирования наследия шахтерского дела заслуживает более детального рассмотрения, поскольку включает целый комплекс социокультурных задач: создание «захватывающих впечатлений»[14], трансляция традиций бывших шахтерских поселений, формирование «подлинного понимания трудолюбивой жизни шахтеров на протяжении веков» [14]; сохранение истории всех угольных бассейнов Англии; комплектование архивных документов, вещественных предметов, книг, имеющих отношение к шахтерскому делу международного уровня; представление народного творчества шахтеров и искусства профессиональных художников, фотографов, скульпторов, посвящающих свои работы угольной теме; вовлечение научно-информационного потенциала фондового собрания в научные исследования разного уровня и направленности от исторических тем до современных проблем совершенствования систем безопасности горных работ, подготовки кадров горняков и другое. Важнейшим аспектом деятельности музея является развитие информационных on-line-ресурсов для дистанционного использования каталогов, картотек фондов и коллекций с образовательной и научной целью, а также для представления выставочных продуктов в виде страниц веб-сайтов. В 2017 году Национальный музей угольной промышленности Англии «National Coal Mining Museum» посвящает наиболее значимые мероприятия празднованию 70-летия национализации угольной промышленности, в рамках чего уже открыты фотовыставка в галерее Mining Lives «После угольной пыли» и выставка «К людям, для людей» [14].
Не менее известен созданный на базе закрытой в 1980 г. шахты в городе Blaenavon (Великобритания) музей «Big Pit: National Coal Museum» (Национальный музей угля «Большой шахтный ствол») [7]. Старейшая шахта страны, проработавшая 120 лет и имеющая богатую историю, получила «вторую жизнь» после закрытия, когда было принято решение о ее передаче в сеть музеев, организационно объединенных под структурой «Национальный музей Уэльса» («Amgueddfa Cymru / National Museum Wales» [11]) для музеефикации всего технологического комплекса сооружений. Ансамбль производственных зданий подробно представляет историю угольной промышленности и особенности шахтерского труда. Современные визуальные компьютерные технологии дополняют подземную экспозицию сведениями о природных и техногенных опасностях угледобычи, геологических особенностях залегания пластов угля, способах его отработки. В 2000 г. «Big Pit: National Coal Museum» был внесен в реестр уникального промышленного наследия, охраняемого ЮНЕСКО. В 2004 г. ему присвоена премия «Музей года». Международное признание уникального музейного комплекса способствовало его включению в Европейский маршрут промышленного наследия «Route of European Industrial Heritage». Таким образом, музеефикация исторически значимого промышленного объекта актуализировала значительный пласт углепромышленной истории [3, с. 14].
Следует рассмотреть серьезные социокультурные преобразования углепромышленных регионов в Германии, которым способствовал целый комплекс законотворческих решений и проектов в сфере туризма, охраны памятников и музейного дела. В 1980 г. в стране был принят Закон о защите и сохранении памятников индустриального наследия, который определил культурную политику государства в отношении промышленной истории страны. Не менее значимым проектом того периода стал «Стратегический план туризма Рурской области», осуществляемый при руководстве министра экономики земли Северный Рейн-Вестфалия. Кроме того, фактором развития промышленной культуры страны стал известный туристический Маршрут промышленного наследия - «Route Industriekultur», в котором в качестве музеефицированных объектов предстали бывшие шахты, металлургические заводы, тепловые стан-
ции и другие промышленные объекты [3, с. 15]. В контексте рассмотрения практики актуализации наследия угольной отрасли следует обратить внимание на следующие музеи Германии: «Zollverein Schacht XII» («Цольферайн Шахта XII») и «Deutsches Bergbau-Museum Bochum» («Немецкий музей горного дела в г. Бохум»).
Особая значимость первого заключается в истории становления музеефицированного предприятия и уникальности его промышленной архитектуры. Созданный ансамбль шахтных сооружений сегодня представляет собой музей-памятник. Учредители бывшей шахты в процессе ее строительства использовали наиболее передовые инженерные и промышленно-строительные достижения своего времени, благодаря чему запечатлели новации индустриальной моды первой половины XX века. Был создан образец архитектурного решения в области шахтостроения, на который впоследствии ориентировались, проектируя горнодобывающие объекты Области Рура. За «Zollverein Schacht XII» в 1930-х гг. утвердилось звание «красивейшей шахты мира». Названные факторы обусловили включение музея в реестр Всемирного культурного наследия ЮНСЕКО (2001 г). Являясь современным культурным центром региона, «Цольферайн» отличается специализацией по проведению международных мероприятий, посвященных проблемам культуры и экономики.
Одним из объектов документирования Немецкого музея горного дела («Deutsches Bergbau-Museum Bochum») в городе Бохум является история развития угольной промышленности страны. Основанный в 1930-е гг. XX века Вестфальским горным профсоюзом, в 1970-е гг. музей пережил новый этап своего развития в рамках реализации культурной политики страны, в результате чего стал рекреационным туристическим центром европейского значения. Его собрания пополнились новыми коллекциями, подземной экспозицией-шахтой протяженностью около 2 км, а ансамбль под открытым небом - перевезенным из Дортмунда копром высотой 71 м, который сегодня стал достопримечательностью и визитной карточкой музея.
Отличительными чертами данного музея являются его масштабная научная деятельность и особое место в сфере международного европейского туризма. С 1977 г. проводимые в музее исследования в области истории горной промышленности, металлургии, археометаллургии, палеонтологии финансируются федеральными и местными органами власти, а структура научных подразделений организована как научно-исследовательский институт, имеющий на своей базе докторантуру. В составе научных подразделений действует современная химико-аналитическая лаборатория, оборудованная под решение реставрационных и исследовательских задач. Важнейшей научной источниковой базой является «Горноисторический центр документации», включающий библиотеку и архив всех горнодобывающих отраслей промышленности. В настоящее время «Deutsches Bergbau-Museum Bochum» стал символом шахтерского города Бохума и одним из крупнейших музеев горного профиля в мировом культурном пространстве [3, c. 14].
Таким образом, Рурский регион, перестав в XX веке являться главным угледобывающим и горнометаллургическим районом страны, благодаря своевременному участию государственных властей и активной позиции общества актуализировал свою промышленную историю, традиции и социальный опыт шахтерского края. В Рурском угольном бассейне представлены, согласно опубликованным данным, «более 25 музеев, посвященных угольной промышленности и металлургии, шахтерам и металлургам» [1, c. 104].
Практика организации музеев-шахт с целью сохранения материальной культуры и истории горного промысла добычи угля нашла отражение и в Остравском угольном бассейне Чехии. На базе старейшей угольной шахты «Ансельм», построенной в XVIII веке, в начале 1990-х гг. после реструктуризации угольной промышленности был создан ансамблевый музей-парк «Landek Park». В его развитой рекреационной структуре с зонами для спортивного отдыха, питания, помимо аттрактивной подземной экспозиции-шахты, имеется большой природный парк, представляющий геологические особенности территории и достопримечательности местности [12].
Следует отметить уникальный опыт Бельгии, где благодаря общественной инициативе с целью ме-мориализации после крупной аварии была воссоздана шахта «Буа де Казье» в г. Шарлеруа [8]. Её музе-ефикация позволила не только увековечить имена погибших горняков, но и создать известный горноугольный музей-мемориал «Le Bois du Cazier». В нем музеефицирован комплекс сооружений: проходная, бытовые помещения, шахтовые бани, ламповая, клеть для спуска-подъема людей, скважина для обеспечения водой, здание подъемной машины, локомотивное депо. Портретная галерея погибших горняков представлена рядом с посвященным их подвигу памятником. Конференц-залы, специализированные библиотека и архив, рестораны и концертная площадка способствовали привлечению выходящей за рамки горняцкого сообщества широкой аудитории и в то же время сделали музей крупным центром культурного представительства шахтерского сообщества [13]. В 2012 году «Буа де Казье» и еще три закрытых шахты Валлонского региона Бельгии получили статус памятника ЮНЕСКО [8, 13].
Сохранение наследия угольной отрасли и идентичности углепромышленных регионов России как актуальные социокультурные задачи в последние годы находятся в поле зрения специалистов-горняков,
обеспокоенных масштабом отставания предпринятых мер. Обращаясь к зарубежному опыту, исследователи Н. К. Гринько, В. Д. Грунь, В. Г. Лунев приводят в качестве примеров конкретные музеи и называют страны (Германия, Великобритания, Бельгия, Франция, США), где музеефицируются горные выработки, архитектурные сооружения шахт и рудников, добывающее оборудование, промышленные ландшафты и исторические застройки шахтерских поселений [1, с. 104-105].
Следует отметить, что подобная практика актуализации наследия угольной отрасли, ставшая в странах зарубежья сложившейся тенденцией, не нашла распространения в России и странах постсоветского пространства. Однако, заинтересованность общества в использовании такого опыта подтверждается появляющимися сведениями о создании подземных экспозиций в шахтах, о проведении экскурсий на базе действующих, либо частично действующих предприятий. Имеющаяся в виртуальной коммуникативной среде информация представлена лишь в виде отзывов экскурсантов. Ввиду ее недостаточности, фрагментарности, непрофессиональности на данном этапе она не может стать достаточно содержательным источником для детального анализа дальнейшей возможности полноценной музейной актуализации историко-культурного потенциала наследия угольной отрасли. В то же время интерес к подземным экспозициям-шахтам подтверждает востребованность тематики истории горного дела и неизбежность становления нетрадиционного вида рекреационного досуга.
Так, например, в последнее время появились сведения о создании музея-шахты по добыче руды в г. Березовском Свердловской области, где проводимые экскурсии, по отзывам посетителей, дают представление о горнозаводском промысле добычи золота и полиметаллических руд на Урале, позволяют посетителям «познакомиться с породами уральских камней, узнать название всех инструментов и приспособлений этой каторжной профессии, все потрогать и примерить на себе» [6].
В 2010-2011 гг. Украинская Рада и Министерство угольной промышленности Украины утвердили общегосударственную программу создания Государственного политехнического музея «Украинский технолэнд» на территории Донецкого каменноугольного бассейна в шахтерском городе Енакиево на базе закрытых угольных шахт «Красный Профинтерн» и «Юный коммунар» [2]. Названный масштабный проект в свете политических событий последних лет не получил возможности своей реализации. Однако, согласно обнаруженным в Интернет-пространстве сведениям, в настоящее время на рудной шахте в г. Кривой Рог (Украина) проводятся экскурсии на глубине 1530 м, где велась добыча руды. Посетители, облаченные в специальное обмундирование шахтера, знакомятся с разными видами технических добычных устройств, подземной лабораторией, встречаются под землей с настоящими шахтерами и знакомятся с их традициями [9].
В отношении сохранения наследия угольной отрасли в 2008 году инициативу проявили научные сотрудники археологического музея-заповедника «Танаис», которые выступили с предложением создания в городе Шахты Ростовской области «Музея шахт» на базе закрывшихся угольных шахт с целью преобразования пришедшего в упадок шахтерского поселения в культурный центр, представляющий историю угольного промысла и в целом горного дела [2, с. 103].
До последнего времени последовательно предпринимались шаги по воплощению в жизнь масштабного проекта, направленного на актуализацию наследия угольной отрасли в Кемеровской области, являющейся крупнейшим угледобывающим центром России. Потребность сохранения угольной истории Кузбасса планируется реализовать в музейной форме через создание Музея кузнецкого угля, который, по замыслу его авторов, станет инновационным музейным ансамблевым комплексом всероссийского значения и объектом индустриального туризма мирового уровня [там же].
Таким образом, в постиндустриальный период развития общества на фоне масштабных социально-экономических трансформаций возникла угроза утраты наследия угледобывающих регионов и культурной идентичности шахтерского сообщества. Поиск путей решения проблемы сформировал тенденцию музеефикации историко-культурного наследия угольной отрасли в странах зарубежья, которая наиболее ярко реализовалась созданием ансамблевых музеев (музеев-шахт, музеев-заводов, музеев-памятников, музеев-парков). Данная практика стала весомым вкладом в развитие музейной сферы стран Европы и способствовала сохранению наследия индустриальной эпохи. В границах постсоветского пространства подобный опыт не получил распространения, однако, потребность в его реализации продолжает неуклонно формироваться. Вовлечение наследия угольной отрасли в процессы освоения наследия России, как показывает анализ, позволит удовлетворить возрастающий интерес информационного общества третьего тысячелетия к научно-техническому и промышленному наследию, сохранить историю шахтерских регионов и социальный опыт профессионального сообщества горняков, способствовать формированию экологической культуры и нравственного мировоззрения в области недропользования.
Список литературы
1. Гринько, Н. К. Историческая, образовательная и коммерческая ценность музеев истории горного дела / Н. К. Гринько, В. Д. Грунь, В. Г. Лунев // Горная Промышленность. - 2012. - № 3. - С. 103-105.
2. Кравцова, Л. А. Музеефикация историко-культурного наследия угольной отрасли как фактор социокультурного развития шахтерских регионов (на примере зарубежного опыта) / Л. А. Кравцова, Л. А. Дементьева // Внутренний туризм как основа устойчивого развития регионов России. - Кемерово, 2015. - С. 97-106.
3. Кравцова, Л. А. Музеефикация как форма актуализации наследия угольной отрасли в европейских странах / Л. А. Кравцова // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 4(35). - С. 13-16.
4. Кравцова Л. А. Теоретические аспекты исследования историко-культурного наследия угольной отрасли / Л. А. Кравцова // Вестник Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 2(23). - С. 127-133.
5. Мастеница, Е. Н. Музеефикация промышленного наследия: опыт и перспективы / Е. Н. Мастеница // Музей. - 2012. - № 5. - С. 4-11.
6. Музей-шахта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekaterinburg.flamp.ru/firm/muzejj_shakhta-70000001021220806#info (дата обращения: 21.03.2017).
7. Национальный музей угля «Биг Пит», Уэльс, Торвайн // LONDON Russian Guides. Достопримечательности Великобритании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://london-guides-transfers.ru/dostoprimechatelnosti-velikobritanii/natsionalniy-muzei-uglya-big-pit-uels/ (дата обращения:
20.03.2016).
8. Пожар в угольной шахте Буа-дю-Казье (Bois du Cazier) [Электронный ресурс] / Fireman.club. Клуб пожарных и спасателей 2016-2017. Режим доступа: https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozhar-v-ugolnoj-shaxte-bua-dyu-kaze-bois-du-cazier/ (дата обращения: 17.03.2017).
9. Промышленный туризм в Кривом Роге: шахтерское подземелье своими глазами [Электронный ресурс] / tochka.net. - Режим доступа: http://travel.tochka.net/9697-promyshlennyy-turizm-v-krivom-rogu-shakhterskoe-podzemele-svoimi-glazami/ (дата обращения: 21.03.2017).
10. Шелегина, О. Н. От актуализации наследия к освоению: формирование историографического ресурса / О. Н. Шелегина // Вестник Томск. гос. ун-та. Культурология. Искусствоведение. - 2015. - № 2(18). -С. 7-13.
11. AMGUEDDFA CYMRU - NATIONAL MUSEUM WALES [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://museum.wales/ (дата обращения: 20.03.2016).
12. Landek Park [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.landekpark.cz/domu (дата обращения:
22.03.2017).
13. Le Bois du Cazier [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.leboisducazier.be/histoire/ (дата обращения: 21.03.2017).
14. NATIONAL COAL MINING MUSEUM for England [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ncm.org.uk/ (дата обращения: 23.03.2017).
УДК [291.5::281.1]:281.93(271.15)
И. В. Куприянова Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
ИДЕАЛЫ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА В РЕЛИГИОЗНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СТАРООБРЯДЦЕВ АЛТАЯ
В данной статье рассматривается присущие старообрядцам Алтая тенденции выстраивания религиозно-общественной жизни на основе средневековых традиций местного самоуправления. Внутри организованных по этому принципу объединений они формировали религиозную жизнь, ориентируясь в качестве основополагающего примера на евангельские заветы, воплощенные в деятельности раннехристианских общин.
Ключевые слова: мирская церковь, раннехристианские идеалы, вожди старообрядчества, старообрядцы Алтая, религиозно-общественная жизнь старообрядческих сообществ, корпоративная благотворительность старообрядчества.
I. V. Kuprianova Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
THE IDEALS OF EARLY CHRISTIANITY IN THE RELIGIOUS AND SOCIAL LIFE OF THE OLD BELIEVERS OF ALTAI
This article discusses inherent in the old believers of Altai trend of building religious and public life based on medieval traditions of local government. Inside organized according to this principle, associations formed for religious life, focusing as a fundamental example of the gospel precepts, embodied in the activities of early Christian communities.