Педагогическое сопровождение психологом развития креативности детей дошкольного возраста
Магомедова Зулейха Магомедовна,
кандидат педагогических наук, проф.кафедры педагогики и технологии дошкольного и дополнительного образования ДГПУ
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается деятельность психолога по развитию креативности детей дошкольного возраста. Неутолимая жажда получить новые впечатления, любопытство, стремление экспериментировать и находить новые знания о мире традиционно рассматриваются как важные черты детского поведения. Исследовательская и поисковая активность - является естественным состоянием ребёнка, который настроен на познание мира.
В дошкольном образовании в условиях введения ФГОС большое внимание отдается вопросам развития у личности творческого потенциала. Именно в этом возрасте закладываются основные характеристики, которые в будущем определят творческую направленность личности.
Развитие креативных способностей не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывался ребенок. Спад в развитии креативности, как пишут в своих работах психологи, можно снять в любом возрасте путем специального обучения.
Ключевые слова: креативность, творчество, ребенок, воспитание, развитие, творческий потенциал.
о с
CJ
см см
В многочисленных исследования, мы можем найти мнение, о том. что сензитивный период развития креативных способностей это дошкольный возраст (3-5 лет), с взрослением у детей замечено снижение креативности, вследствие поступления ребенка в школу. Однако это снижение, как считают исследователи, носит временный характер, так как после определенного периода («латентный»), у некоторых школьников резко происходит подъем креативности.
Про необходимость изучения вопросов развития творческих способностей детей посвящено много работ. Однако претерпев существенные изменения разработанные программы и технологии, уже не совсем актуальны. Нынешние дети дошкольного возраста отличаются от детей данного возраста, более раннего поколения. Различные исследования на эту тему показывают, что в настоящее время большое значение отводится психическим, психофизиологическим и личностным изменениям современного ребёнка. У современных детей, как отмечают исследователи, резко снижена фантазия, любознательность, творческое проявление.
Объект исследования - креативные способности детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования - деятельность психолога, направленная на формирование креативных способностей детей дошкольного возраста. Цель исследования: деятельность психолога по развитию креативности детей дошкольного возврата.
Не секрет, что взрослый человек творит лишь с определённой целью, чего не скажешь о маленьком ребёнке, у которого по природе присутствует желание придумывать что-то.
Однако, творческие способности со временем угасают, если не уделять им должное внимание. Еще в раннем возрасте (3-4 года) у ребёнка мы можем заметить художественные способности, которые побуждают ребёнка изучать окружающий мир, явления. К 6 годам у него начинает формироваться логическое мышление, которое помогает ему строить и решать трудные задачи, прогнозировать результат своих поступков.
Имаметдинова Р.Я. наблюдала рост креативных способностей у детей младшего школьного возраста. Она заметила развитие и увеличение у детей всех показателей креативных способностей 8 в 1-м и во 2-м классах [4].
Меерович М.И., Шрагина Л., анализируя креативность и креативные способности по тесту П.Э. Торренса выявили скачок в развитии креативных способностей в возрасте 6-8 лет; но в 8-9 лет
показатели уменьшаются, либо прекращается их рост. Однако сами же авторы ставят под сомнение показатель беглости 8 леток с 6-7-летками из -за развитой моторики у детей старшего возраста [8].
Линькова Н.П., Шумилина Е.А. идр. считают, что у детей до 6 лет проявляется высокая творческая активность, но к 11 годам она понижается, но изменяется при этом ее качественный характер [6].
Колебательный характер развития креативности у детей, по мнению П. Торренса наивысший пик приходятся на 5 летний возраст (дошкольный), далее 9 лет, 13 лет, 17 лет, т.е., по его мнению, примерно каждые четыре года происходит скачок в развитии креативных способностей [11].
По мнению Н.А. Ветлугиной, развитие творчества начинается от подражания его взрослому к применению полученного опыта в самостоятельной деятельности, а далее к творческой инициативе [2].
Главным условием развития творческой личности является право на самостоятельность. Педагог должен внести в естественный процесс жизни ребенка творчество, создавать ситуации художественного, познавательного поиска, требующего от ребенка активизации его творческих способностей. Другим важным условием проявления у ребенка творчества является организация его содержательной жизни детей в образовательном учреждении, создание и запечатлении у него впечатлений, эмоций, интеллектуальной практики, которая станет для него базой для появления идей (замыслов) и будет фундаментным материалом, необходимым для работы его воображения. Потому при развитии творческих способностей необходимо учитывать индивидуальные особенности человека: его темперамент, характер, иные психические процессы,настроение и т.д.
Обязательным условием организованной педагогом деятельности должна быть атмосфера сотворчества, т.е. он обязан побуждать детей в такое состояние, когда их чувства и воображение «разбужены», когда ребенок увлекается делом, ощущая себя при этом комфортно, уютно, раскованно, свободно.
Это возможно лишь в том случае, если на занятиях будет атмосфера сотрудничества, доверия, сопереживания, поддержка при неудачах и радость его достижениям. Иначе в старшем дошкольном возрасте возникает «спад» творческой деятельности. Ребенок, оценивая свои несовершенные работы, по отношению к другим, постепенно начинает терять интерес к продуктивной деятельности, а это влияет на дальнейшее развитие творческих способностей у ребенка в целом.
На основе изложенного, представим в виде схемы особенности, которые, по нашему мнению, влияют на развитие творческих способностей дошкольников (рис. 1).
Современное общество даёт большие возможности каждому человеку для реализации творческого потенциала. Однако взрослые, встречаясь
с трудностями или основываясь на негативном опыте, часто не пользуются ими, когда ребенок наоборот, так как не способен реально оценить ситуацию.
А «взрослое» творчество, наоборот, производит отбор и анализ с позиций вкуса, принятых в обществе позиций, с точки зрения культуры, устоев, в котором это творчество рождается.
Рис. 1. Особенности, которые влияют на развитие творческих способностей
Ребёнок уверен, что взрослый любит и смотрит на сделанное им также, как и он сам. Отсутствие у ребёнка творческих проявлений свидетельствует о жёстком воспитании в семье, которое привело к подавлению «Я» ребенка.
Крайне важно научить ребенка бороться с плохим настроением, и иными отрицательными эмоциями. Даже малые неприятности и трудности могут негативно отразиться на нем, вызвать нервозность, несдержанность, печаль, уныние, депрессию. Кроме того, неумение ребенка выражать свои чувства, одновременно не причиняя вреда другим, будет способствовать возникновению конфликтных ситуации в жизни ребенка, что в свою очередь помешает творчеству и многому другому.
Мы считаем, что для полноценного развития креативности детей, необходимо:
1. развитие адекватного «Я» и самоуважения.
2. Чуткое отношение к людям.
3. Обучение и социальное взаимодействие.
Как известно, Я-концепция зарождается и формируется главным образом в контексте общения и межличностных отношений. Чувства и эмоции так же не развиваются сами по себе. Они эволюционируют внутри социального, вместе с межличностным «Я», с другими окружающими людьми и вещами. Многочисленная литература понятие «креативность» связывает с понятием «творчества» и рассматривается с позиции одной из характеристик личности, свойства личности, ее способности.
Под креативностью (от англ. creativity) - понимается некий уровень творческой одаренности,
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
способность к творчеству, составляющая характеристики личности.
В поведении человека, а также его деятельности, можно выделить 2 вида поступков:
1) воспроизводящие
2) репродуктивные.
Однако, в поведении человека кроме них присутствует и творческая деятельность, которая по-
могает ему создать нечто новое, не основываясь на неудачный опыт. Именно этот вид деятельности содержит в себе креативность и креативные способности.
В своих работах А.Н. Лук [7] приводит следующую классификацию креативных способностей (рис. 2).
• Видеть проблему
• Применять приобретённые ранее навыки
• Воспринимать действительность целиком
• Соединять новые знания с имеющимися
• Ясно воспринимать вещи
• Выбирать из множества одну важнейшую проблему
• Генерировать идеи
• Дорабатывать мелкие детали.
• Творчески воображать
^УМЕН
Я 1
• Сворачивать мыслительные операции
• Заменить несколько понятий одним
• Ассоциировать отдалённые понятия.
• Воспроизводить из своей памяти нужную информацию
• Гибко мыслить
• Выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
Рис. 2. Классификация креативных способностей по А.Н. Лук
о с
и
см см
В работах Комаровой Т.С. [5], можно найти следующие универсальные креативные способности:
1. Реализм воображения - образное понимание общей закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
2. Способность видеть окончательное (целое) раньше частей.
3. Над ситуативно - видоизмененный характер креативных решений - способность человека самостоятельно создавать альтернативу решения проблемы.
4. Экспериментирование - способность человека создавать такие условия, которые в ходе эксперимента обнаруживают свою скрытую сущность, а также умения человека проанализировать поведение предметов при создании таких условий.
Таким образом, креативность - это некая характеристика личности, которая свидетельствует о способности личности к творчеству; способность или свойство личности.
Изучая креативность и ее проявления в личности, многие исследователи выделили основные критерии креативных способностей, к которым отнесли: оригинальность, вариативность, гибкость).
О.М. Дьяченко в своих исследованиях к критериям проявления творческого воображения относит: 1. оригинальность выполнения поставленных перед детьми задач (креативность). 2. реструкту-
рирование образов, т.е. использование деталей одного образа для построения других [3].
По мнению, Дж. Гилфорда существует четыре параметра креативных способностей:
1. оригинальность.
2. семантическая гибкость
3. образная адаптивная гибкость.
4. спонтанная гибкость [10].
По его мнению, такой ребенок чрезвычайно любознателен и ему свойственна высокая продуктивность, и интерес к разным вещам; часто он делает все по-своему, тем самым проявляет независимость, он изобретателен в различной деятельности, в играх, способен оригинально подойти к проблеме (гибкость); и найти оригинальный результат. Анализ литературы показал, что у детей креативные способности формируются постепенно, через прохождение несколько стадий развития.
Рассмотрим три основные стадии развития креативного мышления.
1. Наглядно-действенное мышление. У ребёнка в раннем возрасте мышление рождается из действий. Манипулируя разными предметами ребёнок методом проб и ошибок решает задачи (например, собирает пирамиду). К 6 годам его действия уже не спонтанны, он анализирует, сравнивает, находит различиям сходства т.е. подходит к ним с умом.
2. Причинное мышление. Данная стадия характерна детям в возрасте 8-12 лет. В этом возрасте
они пытаются осмыслить причинно-следственные связи, явления и законы.
3. Эвристическое мышление. По мере взросления детей причинное мышление не даёт четкого ответа на искомую проблему. Возникают ситуации, когда прогнозы приблизительные. Возникает необходимость трезво оценить ситуацию и выбрать один из многих вариантов решения. Такой избирательный поиск принято называть эврическим, как и мышление. Возникает оно ближе к 12 годам.
Тюник Е.Е. развитие творческих способностей связывает с возрастом 5 лет. По его мнению, главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослым [9]. Данный возраст 3-5 лет благоприятен для развития креативных способностей еще и потому, что ребенок в этом возрасте готов к социализации (сформирована речь), а с другой стороны еще и не социализирован.
Д.Б. Богоявленская в своем опыте сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет два пика: 1) отмечается в возрасте с 10 лет, а нижняя возрастная граница эвристического уровня приходится на старший дошкольный возраст; 2) юношеский возраст [1].
Следовательно, можно утверждать, что креативность поддается развитию и наиболее эффективным периодом воздействия на ее формирование приходится на сензитивный период, каким является дошкольный и подростковый возраст.
Целью эксперимента является показание того, что систематическая работа психолога дошкольного учреждения с детьми, совместно с воспитателем способна развить креативные качества личности практически в каждом ребенке.
Совместно с психологом и воспитателем были проведены групповые и индивидуальные занятий, направленные на развитие творчества, сплочения коллектива, создания благоприятного эмоционального фона у детей, снятия тревожности.
Например, творческий проект «В мире театра -подарим детям сказку» помог нам выявить и подготовить наиболее одаренных и способных детей. Благодаря данному проекту дети стали более раскрепощенные, открытыми, сплоченными, трудолюбивыми, ведь скольких трудов им пришлось вложить чтобы так искусство сыграть свою роль.
Проект «Под грибом» по мотивам творчеств В.Г. Сутеева, обогатил словарный запас детей, способствовал улучшению коммуникативных связей в группе, улучшил познавательные процессы.
Игра в клубок. Передавая клубок от одного к другому необходимо передающему назвать такую черту, которая нравится ему в соседе (глаза, одежда, прическа, поведение и т.д.). Игра в ассоциации. Педагог-психолог называет слово, а дети должны подобрать к этому слову ассоциацию. Например, дождь - капли; зеркало - стеклянное; море - лето и т.д.
Детям дается время подумать и ответить на вопросы: • Как птицы узнают дорогу на юг? • Почему
зимой идет снег, а летом только дождь? Принимаются все идеи, даже неправдоподобные.
Представьте, что все мы превращаемся в цветочки. Давайте расцветем как они. Дети выполняют выразительные движения: присесть на корточки, голову и руки опустить; затем поднять голову, встать, руки медленно поднять в стороны-цветок расцвел.
Детям предлагается назвать два предмета, обладающих одновременно тремя признаками: Желтые, красные, зеленые Гладкий, черный, тихий Темный, тяжелый, шумный Светлый, легкий, блестящий Белый, мягкий, съедобный
Детям предлагается нарисовать несуществующую птицу, а после по очереди рассказать о ней: где живет, чем питается, какая семья, есть ли у нее друзья, как зовут». Психолог предлагает воображаемую ситуацию: «Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимкой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь. Ребята, помогите коту поймать мышь».
В результате проведенной работы уровень креативности повысился. Это говорит о том, что реализация комплекса развивающих занятий оказывает положительное влияние на детей, тем самым способствует повышению уровня креативности
После реализации комплекса развивающих занятий повысился уровень активности, дети стали смелее высказывать свои нестандартные идеи, предлагали оригинальные решения.
В заключении, хотелось бы остановить внимание на немаловажном качестве, способствующем формированию креативных способностей, а именно воображению, которое является первостепенной и важной основой для любой творческой деятельности и которое помогает ребёнку мыслить и творить.
Литература
1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е., Жукова Е.С. К проблеме выявления одаренности у детей младшего возраста // «Воспитание и обучение детей младшего возраста». -М.— 2016. - № 5. -С. 78-79
2. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугиной - М.: Просвещение, 1978. - 240 с.
3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М., Мозаика-Синтез, 2008. - 129с.
4. Имамметдинова Р.Я. Развитие способностей как путь реализации личностно ориентированного подхода в подготовке будущего учителя. - Оренбург, 2005. - 175 с.
5. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: кн. для педагогов дошк. учреждений - М.: Мнемозина, 1995. -160 с.
6. Линкова Н.П,, Шумилин Е.А. Способности ваших детей. - М., 1969
7. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 127с.
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
8. Меерович М.И., Шрагина Л. Теории решения изобретательских задач. - М., 2003. - 432 с.
9. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности./ Е.Е. Туник. - СПб.: Иматон, 2004. -191 с.
10. Guilford Y.P. The nature of human intelligence. -N.Y.: Mc-Graw hill, 1967
11. Torrance E.P. Guiding creative talent- Englewood Cliffs, WJ.: Prentice-Holl, 1964
PEDAGOGICAL SUPPORT BY A PSYCHOLOGIST FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN
Magomedova Z.M.
DSPU
The article discusses the activities of a psychologist for the development of creativity of preschool children. An unquenchable thirst for new experiences, curiosity, the desire to experiment and find new knowledge about the world are traditionally considered as important features of children's behavior. Research and search activity is the natural state of a child who is attuned to the knowledge of the world. In preschool education, in the context of the introduction of the Federal State Educational Standard, much attention is paid to the development of a person's creative potential. It is at this age that the main characteristics are laid, which in the future will determine the creative orientation of the personality. The development of creative abilities is not determined genetically, but depends on the culture in which the child was brought up. The decline in the development of
creativity, as psychologists write in their works, can be removed at
any age by special training.
Keywords: creativity, creativity, child, upbringing, development,
creativity.
References
1. Bogoyavlenskaya D.B., Bogoyavlenskaya M.E., Zhuko-va E.S. On the problem of identifying giftedness in young children.// "Upbringing and education of young children". - M. -2016. - No. 5. -pp. 78-79
2. Vetlugina N.A. The system of aesthetic education in kindergarten / N.A. Vetlugina - M.: Enlightenment, 1978. - 240 p.
3. Dyachenko O.M. Development of the imagination of a preschooler. - M., Mosaic-Synthesis, 2008. - 129s.
4. Imammetdinova R. Ya. Development of abilities as a way to implement a personality-oriented approach in the preparation of a future teacher. - Orenburg, 2005. - 175 p.
5. Komarova T.S. Children in the world of creativity: book for preschool teachers. institutions - M.: Mnemosyne, 1995. - 160 p.
6. Linkova N.P., Shumilin E.A. The abilities of your children. - M., 1969
7. Luk A.N. Psychology of creativity. - M.: Nauka, 1978. - 127s.
8. Meerovich M.I., Shragina L. Theories of solving inventive problems. - M., 2003-432 p.
9. Tunik E.E. Torrens Test. Diagnostics of creativity./ E.E. Tunik. -SPb.
10. Guilford Y.P. The nature of human intelligence. - N.Y.: Mc-Graw hill, 1967
11. Torrance E.P. Guiding creative talent- Englewood Cliffs, WJ.: Prentice-Holl, 1964
о с
u
см
CM