УДК 371.13
Н.А. Лупанова*
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
В статье дается анализ особенностей педагогического сопровождения профессионального саморазвития будущего педагог, обусловленного инновационным развитием системы образования и особенностями личности.
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, самореализация, педагогическое сопровождение.
Смена системы ценностей и в целом менталитета россиян произошла в последние два десятилетия и повлияла на процесс самоопределения и саморазвития личности, которые рассматриваются в педагогической науке как достижение самодостаточности социально-общественных структур на основе стремления отдельной личности к получению возможного результата в избранной сфере деятельности. Отмечается многозначность проявления основных компонентов саморазвития личности, базу которой составляет стремление к самодеятельному построению маршрута самореализации как процесса, обеспечивающего не только моральное одобрение индивидуального действия со стороны общества и социальной группы, но и достижение индивидуальнозначимого результата в социально-востребованном процессе. Примером этого может служить современное отношение к образованию как товару, вложения в который обеспечивают возможность проявить свои способности.
Значительная часть поколения, становление которого пришлось на конец XX века, не имела четкого последовательного побуждения со стороны государства и социальных институтов общества к реализации направленности на саморазвитие. В результате складывается социально-дифференцированная ситуация, характеризующаяся готовностью молодежи к саморазвитию в личностном, социальном и профессиональном аспектах. Если учитывать имеющееся позитивное влияние на процесс саморазвития молодежи со стороны семейно-бытовой культуры, этноконфессиональных объединений, педагогической среды, то можно отметить сохранение эволюционности и содержательно-регулятивных основ поведения большей части молодежи с учетом механизмов самореализации, существующих в отечественной культуре.
Однако возрастает влияние прагматических начал и проявляется стремление к построению инновационной морали общения и взаимной ответственности людей. Тем более, что это стремление совпадает по интенсивности и времени проявления с процессами информатизации жизнедеятельности человека, с внедрением нанотехнологий и перехода социально-бытовой культуры на качественно новый уровень проявления.
Все это позволяет большей части молодежи реализовать нравственные основы саморазвития как процесса динамичного поступательного эволюционного перехода к новому циклу самореализации в устоявшихся системах социально-коммуникативных взаимосвязей с поколениями. Таким образом, появляется необходимость социальнопедагогического и психологического сопровождения жизнедеятельности личности.
* © Лупанова Н.А., 2013
Лупанова Наталья Александровна ([email protected]), кафедра Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Вариативность саморазвития и возрастание личностной ответственности за него в случае недостаточной воспитанности части молодого поколения приводят к его деградации, что вызывает необходимость сопровождения субъективного опыта жизнедеятельности. Субъективность личности проявляется в избирательности к познанию мира (И.С. Якиманская). Следовательно, появляется потребность в уточнении современных требований к реализации официальной стратегии образования, которое должно быть сензитивным развитию личности в определенном возрастном периоде и интегрировать взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы: педагогически организованное обучение, воспитание и педагогическое сопровождение саморазвития личности в конкретном поле деятельности.
Саморазвитие молодежи выражается процессами реконструкции и воспроизводства сложившегося опыта жизнедеятельности в современной социальной среде, качество которой определяется двумя основными процессами: интенсивной информационной насыщенностью и формированием новых внутренних познавательных мотивов в ситуации нравственной свободы выбора.
Особую значимость приобретает социальная активность как источник саморазвития в процессе профессиональной подготовки будущего педагога, сопровождаемого преподавателем вуза, компетентность которого способна побуждать студентов к профессиональной самореализации. Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что большое значение имеет уровень общей культуры педагога, обеспечивающий условия взаимодействия участников педагогического процесса.
Наличие взаимосвязи компетентного действия преподавателя вуза в процессе побуждения будущих педагогов к профессиональному саморазвитию свидетельствует о процессуальности данного педагогического явления. В ходе проведения эксперимента по выявлению совокупности условий и сопутствующих факторов сделана опора на традиционное понимание сути понятий: «компетентность», «культура», «профессиональное саморазвитие». Учитывалось, что исследователями (Н.В. Кузьмина, А.П. Ли-феров, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына) изучались различные аспекты взаимосвязи условий обучения студентов в вузе с личными и профессиональными характеристиками, проявляемыми педагогами во взаимодействии со студентами. Так, Е.А. Мясо-едова указывает, что профессиональная активность будущего педагога основывается на его личностной активности [1]. В исследовании Е.Н. Румянцевой, посвященном теории информационного обмена, рассматривается взаимосвязь компетентного действия с эмоционально-ценностными основами жизнедеятельности личности [2].
Традиционное обоснование взаимосвязи знаний, умений и личностных характеристик преподавателя вуза с уровнем развития, воспитанности и обученности студентов, которые составляют основу их готовности к профессиональному саморазвитию, отражено в исследованиях Л.В. Байбародовой, М.И. Рожкова, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, ИЛ. Федотенко, Н.А. Шайденко. Отмечается, что продуктивность взаимодействия преподавателя и студентов основана на высоком уровне развития личностных характеристик. Однако в работах Л.Ф. Спирина подчеркивается необходимость специальных умений, позволяющих соотнести компетентность и достижения поставленных студентами профессиональных целей [3]. Ученые (В.В. Кан-Калик,
Н.Д. Никандров, В.Н. Харькин) отмечают значимость профессионального мастерства педагога для эффективного профессионального саморазвития студентов, считая это ведущим условием рассматриваемой взаимосвязи.
Доказано влияние компетентного действия преподавателя на профессиональное саморазвитие студентов, что выражается способами их включения в процесс профессиональной подготовки. Результаты нашего исследования выявили обусловленность уровня готовности будущего педагога к профессиональному саморазвитию способностью преподавателя к проблемно-поисковому и развивающему обучению. Были оп-
ределены условия, обеспечивающие данную зависимость. Первую группу составили социально-педагогические условия: наличие в педагогическом процессе установки на компетентное и профессионально значимое действие; дифференцированное оценивание работ студентов; соотнесение средств профессиональной подготовки со средствами формирования готовности студентов к профессиональному саморазвитию; эмоционально-ценностные отношения в процессе взаимодействия; трансляция престижности профессии учителя в социальной среде и необходимости самовоспитания в социально-бытовой культуре; учет традиций, составляющих основу жизнедеятельности студентов; информационная насыщенность образовательной среды.
К факторам, подтверждающим данную зависимость, были отнесены: традиции жизнедеятельности студенческой группы; содержание педагогического процесса вуза; значимость компетентного действия в жизнедеятельности будущего педагога; уровень развития студентов; мотивационная основа овладения профессией; соотнесение индивидуально-личностных особенностей участников педагогического процесса.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что 54,7 % студентов обнаруживают установку на компетентное профессиональное самовыражение и готовность сознательно включаться в процесс профессионального саморазвития. Доказано, что успешность студентов в соотнесении своих действий с будущими профессиональными требованиями обусловлена квалификацией преподавателя, его способностями адаптировать студентов к содержанию педагогической деятельности.
В исследовании мы опирались на идеи построения профессионально ориентированных занятий (О.Е. Елканов, Н.Д. Никандров, Н.Ф. Радионова, Л.Ф. Спирин и др.), учитывая результаты проведенных нами экспериментов и используя накопленный опыт педагогической деятельности. Профессиональное саморазвитие является процессом активного отношения личности к себе, профессиональной деятельности, что предполагает наличие способностей к соотнесению своего «Я» с профессиограм-мой педагога. Нами разработана профессиограмма педагога вуза, побуждающего студентов к профессиональному саморазвитию средствами информационного насыщения образовательного процесса и внедрением авторской методики преподавания учебной дисциплины с доминированием ее профессиональной направленности.
Установлено, что наибольшее влияние на процесс формирования готовности студентов к профессиональному саморазвитию оказывают кураторы, которые осуществляют свои функции на основе личностно-ориентированного профессионального самовыражения, разрешая социально-бытовые и профессиональные конфликты, возникающие у студентов; преподаватели ведущих дисциплин, транслирующие свой опыт в качестве примера профессиональной самореализации.
Выявлена необходимость использования совокупности методов и форм профессиональной подготовки студентов, обусловленных их личностной типологией и особенностями восприятия учебного материала; личностной значимостью будущей профессиональной деятельности; уровнем соотнесения личностных потребностей студента с его профессиональной направленностью; особенностями социокультурной и профессиональной среды, в которой студент проходит производственную или педагогическую практику. Основным условием формирования готовности студентов к профессиональному саморазвитию является информационная насыщенность образовательного процесса, позволяющая принимать учебное знание с точки зрения представителей различных культур и осознавать его значимость, что значительно упрощает (56,8 %) или затрудняет (23,6 %) движение к профессиональному идеалу.
Было установлено, что прямое мотивационное побуждение студентов к педагогической деятельности способствует формированию готовности к профессиональной самореализации. Защитная мотивация формирует компетентность на уровне привычного воспроизведения профессионального алгоритма действия. Так, например, боль-
шая часть выпускников ощущает самодостаточность в профессиональном действии, основываясь на психолого-педагогическом и методическом алгоритмах, которые воспроизводятся в процессе их профессиональной подготовки.
Как показало проведенное исследование, эффективность педагогического сопровождения будущих педагогов в их профессиональном саморазвитии зависит от сфор-мированности готовности будущего педагога к деятельности с опорой на свой внутренний потенциал в режиме развития и саморазвития себя как профессионала; готовности преподавателя оказать помощь будущему педагогу, организуя информационное поле деятельности, дающее ориентир для саморазвития.
Педагогическое сопровождение, являясь комплексным методом, становится эффективным, если формируются умения будущего педагога принимать конструктивные решения в различных учебных ситуациях, интегрирующих профессиональные; развиваются критическое и творческое мышление, активность, ответственность; педагогическое взаимодействие осуществляется в режиме поддержки в процессе принятия решений; создается информационное поле деятельности, одной из функций которого является профилактика деструктивного развития профессионала и оказание помощи в преодолении барьеров развития; насыщение учебного процесса педагогическими задачами различной сложности.
Информационно-насыщенное взаимодействие преподавателя вуза и студентов, стиль взаимоотношений позволяет разрешать противоречие между социальными, дидактическими и профессиональными основами самоактуализации, обеспечивая готовность студентов к самокоррекции эмоциональных отношений. Таким образом, компетентное действие преподавателя вуза становится условием, обеспечивающим готовность будущего педагога к профессиональному саморазвитию, которое интегрируется с природной готовностью личности быть мобильной в ситуациях динамично меняющейся профессиональной среды.
Библиографический список
1. Мясоедова Е.А. Подготовка студентов педвуза к исследованию педагогического потенциала среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 1997. 21 с.
2. Румянцева Е.А. На пути к взаимопониманию: соционика — учителям и родителям. М.: Армада-пресс, 2002. 18 с.
3. Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Спецкурс. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1976. 83 с.
N.A. Lupanova*
PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHER
In the article the analysis of peculiarities of pedagogical support of professional self-development of future teacher, conditioned by the innovative development of educational system and personality features is given.
Key words: professional self-development, self-realization, pedagogical support.
* Lupanova Natalya Alexandrovna ([email protected]), the Dept. of Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.