Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение профессионального саморазвития будущего педагога'

Педагогическое сопровождение профессионального саморазвития будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лупанова Н. А.

В статье дается анализ особенностей педагогического сопровождения профессионального саморазвития будущего педагог, обусловленного инновационным развитием системы образования и особенностями личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лупанова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHER

In the article the analysis of peculiarities of pedagogical support of professional self-development of future teacher, conditioned by the innovative development of educational system and personality features is given.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение профессионального саморазвития будущего педагога»

УДК 371.13

Н.А. Лупанова*

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В статье дается анализ особенностей педагогического сопровождения профессионального саморазвития будущего педагог, обусловленного инновационным развитием системы образования и особенностями личности.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, самореализация, педагогическое сопровождение.

Смена системы ценностей и в целом менталитета россиян произошла в последние два десятилетия и повлияла на процесс самоопределения и саморазвития личности, которые рассматриваются в педагогической науке как достижение самодостаточности социально-общественных структур на основе стремления отдельной личности к получению возможного результата в избранной сфере деятельности. Отмечается многозначность проявления основных компонентов саморазвития личности, базу которой составляет стремление к самодеятельному построению маршрута самореализации как процесса, обеспечивающего не только моральное одобрение индивидуального действия со стороны общества и социальной группы, но и достижение индивидуальнозначимого результата в социально-востребованном процессе. Примером этого может служить современное отношение к образованию как товару, вложения в который обеспечивают возможность проявить свои способности.

Значительная часть поколения, становление которого пришлось на конец XX века, не имела четкого последовательного побуждения со стороны государства и социальных институтов общества к реализации направленности на саморазвитие. В результате складывается социально-дифференцированная ситуация, характеризующаяся готовностью молодежи к саморазвитию в личностном, социальном и профессиональном аспектах. Если учитывать имеющееся позитивное влияние на процесс саморазвития молодежи со стороны семейно-бытовой культуры, этноконфессиональных объединений, педагогической среды, то можно отметить сохранение эволюционности и содержательно-регулятивных основ поведения большей части молодежи с учетом механизмов самореализации, существующих в отечественной культуре.

Однако возрастает влияние прагматических начал и проявляется стремление к построению инновационной морали общения и взаимной ответственности людей. Тем более, что это стремление совпадает по интенсивности и времени проявления с процессами информатизации жизнедеятельности человека, с внедрением нанотехнологий и перехода социально-бытовой культуры на качественно новый уровень проявления.

Все это позволяет большей части молодежи реализовать нравственные основы саморазвития как процесса динамичного поступательного эволюционного перехода к новому циклу самореализации в устоявшихся системах социально-коммуникативных взаимосвязей с поколениями. Таким образом, появляется необходимость социальнопедагогического и психологического сопровождения жизнедеятельности личности.

* © Лупанова Н.А., 2013

Лупанова Наталья Александровна (berezka.po@gmail.com), кафедра Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Вариативность саморазвития и возрастание личностной ответственности за него в случае недостаточной воспитанности части молодого поколения приводят к его деградации, что вызывает необходимость сопровождения субъективного опыта жизнедеятельности. Субъективность личности проявляется в избирательности к познанию мира (И.С. Якиманская). Следовательно, появляется потребность в уточнении современных требований к реализации официальной стратегии образования, которое должно быть сензитивным развитию личности в определенном возрастном периоде и интегрировать взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы: педагогически организованное обучение, воспитание и педагогическое сопровождение саморазвития личности в конкретном поле деятельности.

Саморазвитие молодежи выражается процессами реконструкции и воспроизводства сложившегося опыта жизнедеятельности в современной социальной среде, качество которой определяется двумя основными процессами: интенсивной информационной насыщенностью и формированием новых внутренних познавательных мотивов в ситуации нравственной свободы выбора.

Особую значимость приобретает социальная активность как источник саморазвития в процессе профессиональной подготовки будущего педагога, сопровождаемого преподавателем вуза, компетентность которого способна побуждать студентов к профессиональной самореализации. Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что большое значение имеет уровень общей культуры педагога, обеспечивающий условия взаимодействия участников педагогического процесса.

Наличие взаимосвязи компетентного действия преподавателя вуза в процессе побуждения будущих педагогов к профессиональному саморазвитию свидетельствует о процессуальности данного педагогического явления. В ходе проведения эксперимента по выявлению совокупности условий и сопутствующих факторов сделана опора на традиционное понимание сути понятий: «компетентность», «культура», «профессиональное саморазвитие». Учитывалось, что исследователями (Н.В. Кузьмина, А.П. Ли-феров, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына) изучались различные аспекты взаимосвязи условий обучения студентов в вузе с личными и профессиональными характеристиками, проявляемыми педагогами во взаимодействии со студентами. Так, Е.А. Мясо-едова указывает, что профессиональная активность будущего педагога основывается на его личностной активности [1]. В исследовании Е.Н. Румянцевой, посвященном теории информационного обмена, рассматривается взаимосвязь компетентного действия с эмоционально-ценностными основами жизнедеятельности личности [2].

Традиционное обоснование взаимосвязи знаний, умений и личностных характеристик преподавателя вуза с уровнем развития, воспитанности и обученности студентов, которые составляют основу их готовности к профессиональному саморазвитию, отражено в исследованиях Л.В. Байбародовой, М.И. Рожкова, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, ИЛ. Федотенко, Н.А. Шайденко. Отмечается, что продуктивность взаимодействия преподавателя и студентов основана на высоком уровне развития личностных характеристик. Однако в работах Л.Ф. Спирина подчеркивается необходимость специальных умений, позволяющих соотнести компетентность и достижения поставленных студентами профессиональных целей [3]. Ученые (В.В. Кан-Калик,

Н.Д. Никандров, В.Н. Харькин) отмечают значимость профессионального мастерства педагога для эффективного профессионального саморазвития студентов, считая это ведущим условием рассматриваемой взаимосвязи.

Доказано влияние компетентного действия преподавателя на профессиональное саморазвитие студентов, что выражается способами их включения в процесс профессиональной подготовки. Результаты нашего исследования выявили обусловленность уровня готовности будущего педагога к профессиональному саморазвитию способностью преподавателя к проблемно-поисковому и развивающему обучению. Были оп-

ределены условия, обеспечивающие данную зависимость. Первую группу составили социально-педагогические условия: наличие в педагогическом процессе установки на компетентное и профессионально значимое действие; дифференцированное оценивание работ студентов; соотнесение средств профессиональной подготовки со средствами формирования готовности студентов к профессиональному саморазвитию; эмоционально-ценностные отношения в процессе взаимодействия; трансляция престижности профессии учителя в социальной среде и необходимости самовоспитания в социально-бытовой культуре; учет традиций, составляющих основу жизнедеятельности студентов; информационная насыщенность образовательной среды.

К факторам, подтверждающим данную зависимость, были отнесены: традиции жизнедеятельности студенческой группы; содержание педагогического процесса вуза; значимость компетентного действия в жизнедеятельности будущего педагога; уровень развития студентов; мотивационная основа овладения профессией; соотнесение индивидуально-личностных особенностей участников педагогического процесса.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что 54,7 % студентов обнаруживают установку на компетентное профессиональное самовыражение и готовность сознательно включаться в процесс профессионального саморазвития. Доказано, что успешность студентов в соотнесении своих действий с будущими профессиональными требованиями обусловлена квалификацией преподавателя, его способностями адаптировать студентов к содержанию педагогической деятельности.

В исследовании мы опирались на идеи построения профессионально ориентированных занятий (О.Е. Елканов, Н.Д. Никандров, Н.Ф. Радионова, Л.Ф. Спирин и др.), учитывая результаты проведенных нами экспериментов и используя накопленный опыт педагогической деятельности. Профессиональное саморазвитие является процессом активного отношения личности к себе, профессиональной деятельности, что предполагает наличие способностей к соотнесению своего «Я» с профессиограм-мой педагога. Нами разработана профессиограмма педагога вуза, побуждающего студентов к профессиональному саморазвитию средствами информационного насыщения образовательного процесса и внедрением авторской методики преподавания учебной дисциплины с доминированием ее профессиональной направленности.

Установлено, что наибольшее влияние на процесс формирования готовности студентов к профессиональному саморазвитию оказывают кураторы, которые осуществляют свои функции на основе личностно-ориентированного профессионального самовыражения, разрешая социально-бытовые и профессиональные конфликты, возникающие у студентов; преподаватели ведущих дисциплин, транслирующие свой опыт в качестве примера профессиональной самореализации.

Выявлена необходимость использования совокупности методов и форм профессиональной подготовки студентов, обусловленных их личностной типологией и особенностями восприятия учебного материала; личностной значимостью будущей профессиональной деятельности; уровнем соотнесения личностных потребностей студента с его профессиональной направленностью; особенностями социокультурной и профессиональной среды, в которой студент проходит производственную или педагогическую практику. Основным условием формирования готовности студентов к профессиональному саморазвитию является информационная насыщенность образовательного процесса, позволяющая принимать учебное знание с точки зрения представителей различных культур и осознавать его значимость, что значительно упрощает (56,8 %) или затрудняет (23,6 %) движение к профессиональному идеалу.

Было установлено, что прямое мотивационное побуждение студентов к педагогической деятельности способствует формированию готовности к профессиональной самореализации. Защитная мотивация формирует компетентность на уровне привычного воспроизведения профессионального алгоритма действия. Так, например, боль-

шая часть выпускников ощущает самодостаточность в профессиональном действии, основываясь на психолого-педагогическом и методическом алгоритмах, которые воспроизводятся в процессе их профессиональной подготовки.

Как показало проведенное исследование, эффективность педагогического сопровождения будущих педагогов в их профессиональном саморазвитии зависит от сфор-мированности готовности будущего педагога к деятельности с опорой на свой внутренний потенциал в режиме развития и саморазвития себя как профессионала; готовности преподавателя оказать помощь будущему педагогу, организуя информационное поле деятельности, дающее ориентир для саморазвития.

Педагогическое сопровождение, являясь комплексным методом, становится эффективным, если формируются умения будущего педагога принимать конструктивные решения в различных учебных ситуациях, интегрирующих профессиональные; развиваются критическое и творческое мышление, активность, ответственность; педагогическое взаимодействие осуществляется в режиме поддержки в процессе принятия решений; создается информационное поле деятельности, одной из функций которого является профилактика деструктивного развития профессионала и оказание помощи в преодолении барьеров развития; насыщение учебного процесса педагогическими задачами различной сложности.

Информационно-насыщенное взаимодействие преподавателя вуза и студентов, стиль взаимоотношений позволяет разрешать противоречие между социальными, дидактическими и профессиональными основами самоактуализации, обеспечивая готовность студентов к самокоррекции эмоциональных отношений. Таким образом, компетентное действие преподавателя вуза становится условием, обеспечивающим готовность будущего педагога к профессиональному саморазвитию, которое интегрируется с природной готовностью личности быть мобильной в ситуациях динамично меняющейся профессиональной среды.

Библиографический список

1. Мясоедова Е.А. Подготовка студентов педвуза к исследованию педагогического потенциала среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 1997. 21 с.

2. Румянцева Е.А. На пути к взаимопониманию: соционика — учителям и родителям. М.: Армада-пресс, 2002. 18 с.

3. Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Спецкурс. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1976. 83 с.

N.A. Lupanova*

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHER

In the article the analysis of peculiarities of pedagogical support of professional self-development of future teacher, conditioned by the innovative development of educational system and personality features is given.

Key words: professional self-development, self-realization, pedagogical support.

* Lupanova Natalya Alexandrovna (berezka.po@gmail.com), the Dept. of Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.