Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ПОЛИЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК СОСТОЯЩИЙ НА УЧЕТЕ / ИНСПЕКТОР / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕТОД «ЭКСПРЕСС-СМАРТФОН-КОНТРОЛЬ» / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скляренко Инна Сергеевна, Чечикова Ирина Владимировна

Цель статьи - обоснование целесообразности педагогического сопровождение подростков состоящих на учете в полиции, осуществляемого инспектором по делам несовершеннолетних, представление результатов апробации. Педагогическое сопровождение подростков состоящих на учете в полиции понимается как процесс оказания своевременной социально-педагогической помощи инспектором в виде корректирующего, профилактического влияния, способствующего формированию у подростка ценностных установок на труд, учебу, самореализацию, семью, дружбу и снижению уровня отклоняющегося поведения. Корректирующее и профилактическое влияние осуществляется на основе диагностики личности подростка, использования педагогического инструментария, организации взаимодействия органов системы профилактики. Дизайн исследования предполагал выявление влияния педагогического сопровождения на формирование у подростков ценностных установок, и как следствие, снижение уровня отклоняющегося поведения. Выборка исследования: подростки, состоящие на учете в полиции Смоленской и Костромской областей в количестве 41 человек (11-13 лет), из них 32 мальчика и 9 девочек. Для проведения исследования использовались метод наблюдения, биографический метод, методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Оценки социальных установок и ценностных ориентаций» У П. Терстона (адаптированная С. А. Беличевой). Результаты исследования свидетельствуют о влияния педагогического сопровождения на формирование у подростков ценностных установок. Ранговые значения последних изменились в сторону повышения значимости. Так, например, по шкале «труд приносит радость» среднее ранговое значение в экспериментальной группе (2.89) ниже, аналогичного показателя в контрольной (4.154) (U = 1834.5, p < 0,001). Следствием формирования ценностных установок у подростков стало снижение их уровня отклоняющегося поведения и позволило снять с учета в полиции 87 % подростков экспериментальной группы. Эмпирические данные способствуют пониманию необходимости педагогического сопровождения подростков состоящих на учете в полиции позволяющего сформировать у них ценностные установки и, тем самым, снизить уровень отклоняющегося поведения, что служит поводом для снятия с учета в полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скляренко Инна Сергеевна, Чечикова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF TEENAGERS REGISTERED WITH THE POLICE

The purpose of the article is to substantiate the expediency of pedagogical support of teenagers registered with the police, carried out by an inspector for minors, presentation of the results of approbation. Pedagogical support of teenagers registered with the police is understood as the process of providing timely socio-pedagogical assistance by an inspector in the form of a corrective, preventive influence that contributes to the formation of a teenager's values for work, study, self-realization, family, friendship and reducing the level of deviant behavior. Corrective and preventive influence is carried out on the basis of the diagnosis of the personality of a teenager, the use of pedagogical tools, the organization of interaction of the organs of the prevention system. The design of the study assumed the identification of the influence of pedagogical support on the formation of value attitudes in adolescents, and as a result, a decrease in the level of deviant behavior. The sample of the study: adolescents registered with the police of the Smolensk and Kostroma regions in the number of 41 people (11-13 years old), 32 of them boys and 9 girls. To conduct the study, the observation method, the biographical method, the methods of «Value orientations» by M. Rokich and «Evaluation of social attitudes and value orientations» by W. P. Thurston (adapted by S. A. Belicheva) were used. The results of the study indicate the influence of pedagogical support on the formation of value attitudes in adolescents. The rank values of the latter have changed in the direction of increasing significance. For example, according to the scale «work brings joy», the average rank value in the experimental group (2.89) is lower than the same indicator in the control group (4.154) (U = 1834.5, p < 0.001). The consequence of the formation of value attitudes among adolescents was a decrease in their level of deviant behavior and allowed 87 % of adolescents in the experimental group to be removed from the police register. Empirical data contribute to the understanding of the need for pedagogical support of adolescents registered with the police, which allows them to form value attitudes and, thereby, reduce the level of deviant behavior, which serves as a reason for de-registration with the police.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ПОЛИЦИИ»

№ 2 / 2022 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Научная статья

УДК 376.58; ББК 74

NIION: NIION: 2018-0077-2/22-156

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-156-164 MOSURED: 77/27-024-2022-02-355

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Педагогическое сопровождении подростков состоящих на учете в полиции

Инна Сергеевна Скляренко1, Ирина Владимировна Чечикова2

1 2 Академия Управления МВД России, Москва, Россия

1 ic-k@mail.ru

2 irisha_ch75@mail.ru

Аннотация. Цель статьи - обоснование целесообразности педагогического сопровождение подростков состоящих на учете в полиции, осуществляемого инспектором по делам несовершеннолетних, представление результатов апробации. Педагогическое сопровождение подростков состоящих на учете в полиции понимается как процесс оказания своевременной социально-педагогической помощи инспектором в виде корректирующего, профилактического влияния, способствующего формированию у подростка ценностных установок на труд, учебу, самореализацию, семью, дружбу и снижению уровня отклоняющегося поведения. Корректирующее и профилактическое влияние осуществляется на основе диагностики личности подростка, использования педагогического инструментария, организации взаимодействия органов системы профилактики. Дизайн исследования предполагал выявление влияния педагогического сопровождения на формирование у подростков ценностных установок, и как следствие, снижение уровня отклоняющегося поведения. Выборка исследования: подростки, состоящие на учете в полиции Смоленской и Костромской областей в количестве 41 человек (11-13 лет), из них 32 мальчика и 9 девочек. Для проведения исследования использовались метод наблюдения, биографический метод, методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Оценки социальных установок и ценностных ориентаций» У П. Тер-стона (адаптированная С. А. Беличевой). Результаты исследования свидетельствуют о влияния педагогического сопровождения на формирование у подростков ценностных установок. Ранговые значения последних изменились в сторону повышения значимости. Так, например, по шкале «труд приносит радость» среднее ранговое значение в экспериментальной группе (2.89) ниже, аналогичного показателя в контрольной (4.154) (U = 1834.5, p < 0,001). Следствием формирования ценностных установок у подростков стало снижение их уровня отклоняющегося поведения и позволило снять с учета в полиции 87 % подростков экспериментальной группы. Эмпирические данные способствуют пониманию необходимости педагогического сопровождения подростков состоящих на учете в полиции позволяющего сформировать у них ценностные установки и, тем самым, снизить уровень отклоняющегося поведения, что служит поводом для снятия с учета в полиции.

Ключевые слова: подросток состоящий на учете, инспектор, педагогическое сопровождение, метод «экспресс-смартфон-контроль», эксперимент

Для цитирования: Скляренко И. С., Чечикова И. В. Педагогическое сопровождение подростков состоящих на учете в полиции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 156-164. https://doi. org/10.24412/2658-63 8Х-2022-2-156-164.

Original article

Pedagogical support of teenagers registered with the pólice

Inna S. Sklyarenko1, Irina V. Chechikova2

1 2 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

1 ic-k@mail.ru

2 irisha_ch75@mail.ru

© Скляренко И. С., Чечикова И. В., 2022

Abstract. The purpose of the article is to substantiate the expediency of pedagogical support of teenagers registered with the police, carried out by an inspector for minors, presentation of the results of approbation. Pedagogical support of teenagers registered with the police is understood as the process of providing timely socio-pedagogical assistance by an inspector in the form of a corrective, preventive influence that contributes to the formation of a teenager's values for work, study, self-realization, family, friendship and reducing the level of deviant behavior. Corrective and preventive influence is carried out on the basis of the diagnosis of the personality of a teenager, the use of pedagogical tools, the organization of interaction of the organs of the prevention system. The design of the study assumed the identification of the influence of pedagogical support on the formation of value attitudes in adolescents, and as a result, a decrease in the level of deviant behavior. The sample of the study: adolescents registered with the police of the Smolensk and Kostroma regions in the number of 41 people (11-13 years old), 32 of them boys and 9 girls. To conduct the study, the observation method, the biographical method, the methods of «Value orientations» by M. Rokich and «Evaluation of social attitudes and value orientations» by W. P. Thurston (adapted by S. A. Belicheva) were used. The results of the study indicate the influence of pedagogical support on the formation of value attitudes in adolescents. The rank values of the latter have changed in the direction of increasing significance. For example, according to the scale «work brings joy», the average rank value in the experimental group (2.89) is lower than the same indicator in the control group (4.154) (U = 1834.5, p < 0.001). The consequence of the formation of value attitudes among adolescents was a decrease in their level of deviant behavior and allowed 87 % of adolescents in the experimental group to be removed from the police register. Empirical data contribute to the understanding of the need for pedagogical support of adolescents registered with the police, which allows them to form value attitudes and, thereby, reduce the level of deviant behavior, which serves as a reason for de-registration with the police.

Keywords: registered teenager, inspector, pedagogical support, «express smartphone control» method, experiment

For citation: Sklyarenko I. S., Chechikova I. V. Pedagogical support of teenagers registered with the police // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(2):156-164. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-156-164.

Введение. Постановка на профилактический учет подростков в инспекции по делам несовершеннолетних является мерой принудительной для тех, кто имеет отклоняющееся поведение. Средний ежегодный показатель по регионам Российской Федерации постановки на учет подростков в отделения ПДН более 1000. По статистическим данным МВД России в 2020 году из зарегистрированных 2044221 преступлений, несовершеннолетними совершено 37771 и поставлено на учет 129006 подростков.

Следует сказать, что в последнее время правонарушения, совершенные подростками отличаются особым цинизмом и безнравственностью. Об этом свидетельствуют представленные в СМИ, обсуждаемые общественностью факты, касающиеся проявления жестокого обращение подростков по отношению друг к другу, к младшим ребятам, к людям старшего поколения, к учителями и родителям. На страницах интернета, в прессе и научной литературе все чаще становятся предметом дискуссии буллинг, абьюз, экстремизм -явления, негативно характеризующие современную подростковую среду. Многие исследователи среди причин такого положения называют недооценку в работе инспекции по делам несовершеннолетних (ПДН) важнейших педагогических принципов. И, на первом месте стоят принципы своевременности и систематичности проведения соответствующей работы с подростком.

В этой связи, отметим, что сегодня отличительной чертой коррекционно-профилактической работы отделений ПДН является эпизодическое использование традиционных педагогических методов, без учета особенностей и создания условий эффективности. К таким методам относятся беседа с подростками, беседа с родителями или законными представителями, получение сведений о подростках у учителей, одноклассников и соседей, посещение подростков по месту жительства и в образовательной организации, оказание помощи в трудоустройстве и организации досуга.

Однако по результатам проведенного нами опроса инспекторов ПДН одной из основных проблем профессиональной деятельности является отсутствие у подростков мотивации вступать в коммуникацию с сотрудниками полиции. 93 % опрошенных респондентов из пяти областей указали, что в процессе взаимодействия подростки проявляют недоверие, грубость, агрессию, откровенную враждебность, злость по отношению у инспекторам - представителям закона. Это негативно сказывается на эффективности деятельности и, как следствие, снятии с учета.

Увеличению количества подростков, поставленных на учет и длительность их там пребывания свидетельствует о: недостаточной результативности традиционных мероприятий и недостаточной научной разработанности проблемы педагогического сопровождения подростков состоящих на учете в ПДН.

Исходя из сказанного, следует констатировать существование противоречия между запросом государства на эффективную организацию коррекцион-но-профилактической деятельности с подростками, состоящими на учете в отделениях ПДН и ограниченностью обоснования целесообразности педагогического сопровождения таких подростков.

Текст статьи. Прежде чем углубляться в вопросы профилактики отклоняющегося поведения в педагогическом сопровождении подростков состоящих на учете в отделениях ПДН следует выделить основные категории предмета исследования.

Анализ документов, научной социально-педагогической, психологической и юридической литературы, материалов административных и уголовных дел, где фигурантами выступали подростки, способствовало пониманию «подростка состоящего на учете в отделениях по делам несовершеннолетних». Приказом МВД России от 15 октября 2013 года № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», указанный подросток трактуется, как несовершеннолетний совершивший административное правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность (употребление алкогольной и наркотической продукции); освобожденный от уголовной ответственности; не подлежащий уголовной ответственности вследствие не достижения возраста; подозреваемый и обвиняемый в совершении преступлений, в отношении которого избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу; ранее судимый.

Для получения результативности в работе с таким подростком инспектору ПДН необходимо осуществить социально-педагогические функции и выступить в разных ролевых ипостасях. В роли педагога и психолога, адвоката (защитника) и правоведа, консультанта и посредника, координатора и контролера. С выполнением этого перечня ролей связаны и направления его деятельности: социально-педагогическая защита, консультирование, коррекция, профилактика, работа с родителями, а в целом социализация подростка.

В настоящее время в психолого-педагогической, в социально-педагогической науке и практике существует немало работ посвященных проблеме педагогического сопровождения вообще, и проблеме влияния на подростков, имеющих отклонения в поведении. Рассмотрим, с определенной долей обобщения понимание категории «педагогическое сопровождение».

С позиции А. В. Мудрика, педагогическое сопровождение представлено особой сферой деятельности

педагога, ориентированной на приобщение подростков к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для их самореализации [8, с. 157]. С. Н. Чистякова определяет педагогическое сопровождение как «оказание поддержки в становлении личностного роста подростка, социальной адаптации, принятии решений об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней» [13, с. 54].

Г. А. Воронина, П. А. Шептенко педагогическое сопровождение трактуют как «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом решений в различных ситуациях жизненного выбора» [15, с. 27]. А. Н. Галагузов, М. А. Галагузова под педагогическим сопровождением подразумевают «способ практического осуществления сопровождения, обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия» [5, с. 2-4].

С точки зрения Е.А. Александровой, педагогическое сопровождение является процессом «совместного с ребенком создания комфортной ситуации развития с целью максимально самостоятельного его выхода из проблемной ситуации» [1, с. 63-96]. И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, под термином педагогическое сопровождение рассматривают «процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия при максимальной самостоятельности ученика в проблемной ситуации и минимальной поддержке педагога» [11, с. 37]. Л. В. Байбородова рассматривает социально-педагогическое сопровождение как «процесс оказания своевременной социальной и педагогической помощи нуждающимся в ней детям и подросткам и системы корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка» [3, с. 84]. В. А. Шишкина в педагогическом сопровождении находит «созидательную деятельность педагога, которая разворачивается во взаимосвязанных процессах созидания себя и побуждения к этому студентов» [16, с. 248]. М. В. Шакурова в педагогическом сопровождении усматривает «один из механизмов длящегося, двустороннего, солидаристического педагогического взаимодействия» [14].

Подводя итог выше сказанному, отметим, в научной литературе педагогическое сопровождение рассматривалось как помощь (Л. В. Байбородова), приобщение подростков к ценностям (А. В. Му-дрик), педагогический инструмент (Г. А. Воронина, П. А. Шептенко, А. Н. Галагузов, М. А. Галагузова), ситуация развития (Е. А. Александрова), педагогическая деятельность (В. А. Шишкина), педагогиче-

ское взаимодействие (М. В. Шакурова) и поддержка (С. Н. Чистякова). Разнообразие представлений педагогического сопровождения имеет важное значение в теории педагогики для определения, касающегося содержания и направлений деятельности. Однако данная проблема в аспекте взаимодействия с подростком, состоящим на учете в полиции, перспективна, но изучена недостаточно и требует уточнение категорий.

Анализ должностных обязанностей инспектора ПДН, ведомственных документов, литературы по методологии и методике педагогики, психологии, социальной педагогики, где особо нам импонируют взгляды Л. В. Байбородовой и А. В. Мудрика, допустило возможность представления педагогического сопровождения подростка состоящего на учете в отделении ПДН процессом оказания своевременной социально-педагогической помощи со стороны инспектора ПДН в виде корректирующего, профилактического влияния на основе диагностики личностного развития путем использования специально отобранного педагогического инструментария и организации взаимодействия заинтересованных лиц. К последнему мы относим окружение подростка, его непосредственные или опосредованные контакты: родителей или законных представителей, других родственников; администрацию, учителей, социального педагога, и психолога образовательной организации; врачей, юриста, представителей федеральных, местных властей, общественных организаций, соответствующего функционала, центров занятости, детско-юношеских организаций и объединений. Корректирующее и профилактическое влияние способствует формированию у подростка ценностных установок на труд, учебу, самореализацию, семью, дружбу, что в свою очередь является фактором снижения уровня отклоняющегося поведения.

Как следует из понимания основной категории -педагогического сопровождения подростка, состоящего на учете в ПДН, - профилактика рецидивных проступков и правонарушений входит в педагогическое сопровождение инспектора ПДН. Здесь важнейшую роль играет педагогический инструментарий, который использует инспектор напрямую или косвенно в отношении курируемого подростка. Среди инструментов выделяются педагогические формы, методы, средства, техники и технологии.

Так, к наиболее распространенным методам относятся следующие: беседа (диагностическая, корректирующая, профилактическая), убеждение, пример, субъективно-прагматический метод, дискуссия, рефлексия, совет, предложение, рекомендация, поручение. Следует отметить, что перечисленные методы базируются на феномене интервенции - «вхождении»

в личностное пространство подростка для стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях [6, с. 35-37]. Педагогические средства касаются разных сфер жизнедеятельности: нормативно-правовой, социально-экономической, морально-нравственной, духовной, эстетической, научно-технической; спортивно-оздоровительной. Оправдывают себя, в отношении подростка состоящего на учете, и традиционные педагогические формы такие, как деятельность в кружках, секциях, членство в официальных общественных молодежных организациях, деятельность в летних оздоровительных, спортивных и трудовых лагерях, консультации. И, наконец, в работе с подростком инспектора ПДН применяют психолого-педагогические техники: установления контакта, выравнивания напряжения, активного слушания. Практический опыт показал результативность «сетевой технологии», представляющий собой социально-педагогическую технологию поддержки со стороны инспектора ПДН несовершеннолетнего и его семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, направленную на изучение проблем, восстановление социальных связей несовершеннолетнего и его семьи путем мобилизации собственных ресурсов [9, с. 194].

В дополнение к существующим инструментам нами был разработан профилактический метод «экспресс-смартфон-контроль» и далее скорректирован с учетом тенденций Стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 года № 3427-р. Указанный метод вошел в инструментальное ядро педагогического сопровождения подростков состоящих на учете в отделениях ПДН [10, с. 307]. Заметим, что педагогическое сопровождения в большей степени осуществляется путем встреч, непосредственных диалогов с подростком и лицами из его окружения. Однако сегодня жизнедеятельность невозможна без опосредованной коммуникации через телефонные мессендже-ры. Для подростка важно, чтобы в трудный момент он мог быстро обратиться за помощью к инспектору ПДН, видя в нем значимого искренне заинтересованного взрослого и получить эту помощь.

Разработанный нами метод «экспресс-смартфон-контроль» представляет собой метод профилактики в педагогическом сопровождении инспектором ПДН подростка, состоящего на учете в отделениях по делам несовершеннолетних, основанный на системной опосредованной коммуникации с использованием мобильного средства связи и путем аудио-, видео- беседы или переписки, способствующий кон-

тролю и недопущению проступков, правонарушений в его отклоняющемся поведении.

Метод «экспресс-смартфон-контроль» используется инспектором в трех режимах: в режиме ауди-освязи, в режиме видеосвязи и в режиме переписки. К положительным психолого-педагогическим отличительным признакам метода мы относим: быструю диагностику состояния подростка (оценка по внешнему виду, по голосу и текстовому сообщению); быструю обратную связь; получение информации о подростке «здесь и сейчас»: где, с кем, чем занят, настроение, какие планы. Характеристика «быстрый» определяет первое слово в названии метода - экспресс. Второе слово в названии указывает на техническое средство мобильной связи, с помощью которого осуществляется коммуникация. И, третье слово «контроль» говорит о приоритетном функциональном назначении метода.

В психолого-педагогических исследованиях [7] выделены типы психоэмоциональных состояний подростков, которые могут меняться в короткие промежутки времени: активность - пассивность, увлечение - равнодушие, возбужденность - заторможенность, напряженность - раскрепощенность, страх - радость, решительность - растерянность, надежда - обреченность, тревога - безмятежность, уверенность - неуверенность. И, как следствие, порождать различные поведенческие реакции. Задача педагогического сопровождения инспектора по отношению к курируемому подростку - суметь своевременно распознать негативное психоэмоциональное состояние подростка состоящего на учете, оказать корректирующее влияние и спрофилактировать его действия.

Метод «экспресс-смартфон-контроль»,

как и в целом педагогическое сопровождение подростка состоящего на учете в ПДН, осуществляемое инспектором, основан на педагогических и психологических принципах.

Прежде всего, принцип гуманности, рассматривает любого человека, в том числе подростка состоящего на учете в ПДН, как ценность, человека достойного уважения, нуждающегося в понимании, принятии, сострадании и помощи. Принцип гуманности заложен в целеполагание метода, суть которого можно выразить слоганом «контролирую помогая!».

Принцип систематичности предполагает всесторонний анализ проблемы социальной дезадаптации подростка, состоящего на учете в ПДН, регулярное применение разнообразного инструментария, адекватного выявленной проблеме. При использовании метода «экспресс-смартфон-контроль» коммуникация инспектора с подростком регламентирована.

Принцип сеттинга подразумевает определение и обсуждение правил взаимодействия с подростком поставленным на учет, в начале педагогического сопровождения, которые могут меняться на любом этапе. Такие правила касаются и метода «экспресс-смартфон-контроль». Следование правилам коммуникации составляют психотерапевтическую идею «сеттинга» - среды, в определенное время, с определенным местом, условиями и действиями.

Принцип доступности предполагает, что подопечный в случае необходимости может позвонить инспектору в любое время (обратиться за помощью, получить консультацию по волнующему вопросу). Равно как и инспектор, которому требуется срочная проверка подростка.

Принцип стимулирования социальной ответственности выражает осознание подростком моральных ценностей. Умение проявлять социальную ответственность помогает подростку реализовать потребность быть принятым в среде взрослых. Регулярность контактов с подростком при использовании метода «экспресс-смартфон-контроль», позволяет стимулировать социальную ответственность и сформировать в целях социализации ценностные установки.

Представим апробированный на практике регламент метода «экспресс-смартфон-контроль» по отношению к подростку, который подвергается корректировке с учетом индивидуальных особенностей подростка.

Первый месяц взаимодействия. Первая неделя после постановки на учет - ежедневная коммуникация - штурм звонков. Такая же ежедневная коммуникация необходима после каждого рецидива. Заметим, что половина контактов отводится на режим аудио- коммуникации и половина на видео-контакт, режим переписки используется как дополнительный. Следующие три недели - коммуникация пять раз в неделю. Общение в выходные дни обязательно, т.к. именно в выходные подростки настроены расслабляться. Понедельник - некое «начало», поэтому общение по понедельникам «растягивается» во времени. При благоприятных обстоятельствах количество контактов постепенно уменьшается. Но пропорциональность режимов связи остается прежней. Звонки осуществляет не только инспектор подростку, но и подросток инспектору. Подобный прием развивает самоконтроль подростка. Начиная со второго коммуникация уменьшается на один раз каждые три месяца, но обязательным остается общение в выходной день для подведения итогов и построение планов. При снятии с учета и коммуникация раз в месяц.

Применение метода «экспресс-смартфон-контроль» включает следующие технологические эта-

пы. Первый этап - приветствие. Здесь формируется «ситуативный» образ курируемого подростка «здесь и сейчас», посредством аудио-восприятия характеристики голоса или в совокупности с видео-оценкой внешнего вида. Второй этап - вопрос-ответ. Инспектор задает подростку вопрос о текущих делах, настроении, состоянии и выслушивает ответ. Необходимо сразу снять у подростка напряжение, чтобы получить не однословный, а более красноречивый ответ. Цель: создание дистанции меду подростком и его проблемой. Этому способствует проговарива-ние конфликта, услышав о котором как бы со стороны, у подростка возникает новое его видение. Третий этап - распознавание фрустрации. Если инспектор распознал у подростка наличие фрустрационного состояния, то его задача донести до подростка понимание надобности поиска пути выхода из проблемной ситуации. При этом необходимо сделать упор на осознание подростком мотивов собственного поведения. Если инспектор оценил состояние подростка как удовлетворительное, не требующее дополнительного влияния, то можно перейти к обсуждению нейтральных тем и к этапу завершения коммуникации. Четвертый этап - перспективы решения. Обсуждение с подростком перспектив принятия решения в ситуациях, требующих педагогической помощи. Пятый этап - завершение коммуникации. Не стоит прощаться с подростком, обрывая разговор. Необходимо дать отклик на реплику или дождаться отклика на свою реплику. Перед тем как произнести слова прощания важно оговорить перспективы дальнейшего взаимодействия.

В использовании метода «экспресс-смартфон-контроль» мы выделяем общие и ситуативные правила. Общие правила - это правила «трех НЕ». 1. Не навреди! Если есть предположение неопределенной ситуации, угрожающей подростку со стороны кого бы то ни было или его самого, следует применять осторожные высказывания. 2. Не поддакивай! Необходимо, чтобы подросток смог увидеть свою проблему «чужими глазами», с некоторого расстояния. 3. Не навязывай! Навязывая свое мнение, инспектор лишь самоутверждается. Нужно убедить подростка путем представления доказательных аргументов, построения логических вопросов, которые позволят ему самостоятельно сделать правильные выводы и принять решение. К ситуативным правилам мы относим, правила, которых нужно придерживаться, если подросток сам позвонил инспектору: 1) Не отвечать мгновенно. Оптимальный интервала между сигналом и ответом - 2-3 секунды. Меньший может обескуражить подростка, больший - приведет к потере желания поговорить. 2) Начинать разговор спокойным, позитивным голосом. Подросток готов к от-

кровению, если поймет, что его рады слышать. 3) Не отключаться первым, даже если уже произнесены слова прощания. Разговор может иметь продолжение, и подросток не должен слышать короткие гудки.

Существуют особенности использования метода «экспресс-смартфон-контроль» в разных режимах. При этом способ получения информации о подростке связан с методами ее оценки и с выбором инструмента влияния.

Использование метода «экспресс-смартфон-контроль» в режиме аудиосвязи отличается тем, что оценка психологического состояния подростка происходит по характеристикам голоса. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал принятия, значение приобретают: тон, тембр, скорость речи, паузы. Инспектор, использующий метод «экспресс-смартфон-контроль» в аудиорежиме, развивает у себя эмоциональный слух — способность распознавания эмоций по речи. Множество исследований отечественной и зарубежной экспериментальной психологии [2] показали влияние мыслей и эмоций на дыхание, мимику, пантомимику, жестикуляцию, характеристики речи и голоса. Так, инспектору важно обратить внимание на неуверенный подбор подростком слов, исчезновение пауз, обрыв фраз, изменение слов, появление слов-паразитов, которых не было. Возрастающая или уменьшающая сила голоса, изменяющаяся высота и тембр указывает на то, что подросток находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения, настроен что-то скрыть и в беседе затронута не приятная для него тема.

Использование метода «экспресс-смартфон-контроль» в режиме видеосвязи позволяет оценить состояние подростка по визуальным характеристикам. Особое значение здесь придается оценке уровня правдивости подростка. При этом инспектора должны насторожить следующие внешние признаки лживости: мимолетная неловкая улыбка, частое моргание, постоянное прикосновение к лицу, потирание глаз, увеличенная частота глотания слюны, покашливание, метающийся взгляд. Намереваясь обмануть, подросток непроизвольно подносит руки ко рту, как бы закрывая его, переспрашивает или повторяет вопрос, долго чешет ухо или нос. Прямой вопрос на тему, которая ему неприятна отражается в растерянном, смущенном выражении лица.

Особенностью использования метода «экспресс-смартфон-контроль» в режиме переписки является то, что оценка психоэмоционального состоянии подростка осуществляется по анализу текста сообщений. Метод «экспресс-смартфон-контроль» в режиме переписки - метод дистанционной коммуникации с курируемым подростком, в целях осведомления

о его жизнедеятельности, состоянии, оказания консультации (информационной, психологической, педагогической), возможности получить жизненно важный совет и даже предотвратить беду. Применяется, если непосредственная, аудио- или видеосвязь невозможна. При этом инспектору необходимо владеть современной символикой текстовых сообщений. По утверждению Ю. П. Тена символ является чувственным знаком, имеющим условное значение [12]. Так, точка в конце предложения означает негативное настроение адресата. Сообщение, написанное большими буквами, говорит об ответе на повышенных тонах.

Результаты и методы исследования. В целях определения эффективности педагогического сопровождения нами проводился педагогический эксперимент (2018-2020 гг.) с подростками, состоящими на учете в отделениях ПДН Смоленской и Костромской областей. В констатирующем и формирующем этапах педагогического эксперимента приняли участие 41 подросток (распределенные в контрольную «К» и экспериментальную «Э» группы, 20 и 21 человек) и 1 8 инспекторов. Констатирующий этап показал, что традиционные подходы (мероприятия, реализуемые в рамках нормативных документов) в работе с подростками, состоящими на учете в полиции, не обеспечивают на требуемом уровне формирование у них ценностных установок на интересы, дружбу, семью, труд, учебу. А, поведенческие характеристики таких подростков относят к группе с высоким уровнем отклоняющегося поведения.

На формирующем этапе эксперимента проведена апробация педагогического сопровождения подростков, состоящих на учете и определено его влияние на формирование у подростков ценностных установок на интересы, дружбу, семью, труд и учебу [1 0, с. 312-314]. В группе «К» работа с подростками, состоящими на учете осуществлялась традиционно. В группе «Э» реализовывалось педагогическое сопровождение, в инструментальное ядро которого включен метод «экспресс-смартфон-контроль». Сформированность выделенных у подростков ценностных установок оценивалась на основе двух методик: «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Оценки социальных установок и ценностных ори-ентаций» У. П. Терстона (адаптированная С. А. Бели-чевой) [4].

По каждому из пяти критериев (ценностных установок) определены показатели, соответствующие различным уровням их реализации: игнорируемый, нейтральный, значимый. Математическая обработка результатов педагогического эксперимента, проводилась с помощью описательных статистик: расчет среднего арифметического, и-критерий Манна-Уит-

ни, дисперсный анализ. Результаты диагностики уровня сформированности выделенных ценностных установок на труд, учебу, интересы, дружбу и семью у подростков экспериментальной группы по каждому критерию показали положительную динамику, превышающую результаты подростков контрольной группы. Отсюда мы с уверенностью утверждаем о снижении уровня отклоняющегося поведения в экспериментальной группе подростков.

В качестве примера приведем результаты экспериментальной и контрольной групп по критерию сформированность ценностной установки на труд. Исследуя ее динамику в группах «Э» и «К», применяя для описания результатов и-критерий Манна-Уитни мы получили следующие значимые различия по шкалам (где и - эмпирическое значение критерия, р - вероятность ошибки): «труд приносит радость» между группой «Э» и группой «К» и = 1834.5, (р < 0,001). Среднее ранговое значение в группе «Э» (2.89) ниже, чем аналогичный показатель в группе «К» (4.154); «труд - залог счастья» между группой «Э» и группой «К» и = 2029.5, (р < 0,01). В группе «Э» среднее ранговое значение равно 3.370, это меньше среднего рангового значения группы «К» равного 3.936; «без труда жизнь человека невообразима» между группой «Э» и группой «К» и = 2385.5, (р < 0,01). В группе «Э» среднее ранговое значение равно 3.151, это меньше среднего рангового значения группы «К» (4.128); «труд надоедлив, но необходим» между группой «Э» и группой «К» и = 3688.5, (р < 0,01). Среднее ранговое значение в группе «Э» (4.89) больше среднего рангового значения группы «К» (3.885); «труд это мука» между группой «Э» и группой «К» и = 3807, (р < 0,001). В группе «Э» среднее значение равно 5.096, это больше среднего значения группы «К» равного 3.91.; «труд необязателен для счастья человека» между группой «Э» и группой «К» и = 3683.5, (р < 0,01). Среднее ранговое значение в группе «Э» (4.932) выше, чем в группе «К» (3.923).

Приведенные результаты позволяют утверждать, что ценностная установка на труд у подростков экспериментальной группы изменилась в сторону повышения ее значимости и по окончанию формирующего этапа эксперимента приобрела приоритетное значение в мировоззрении. В целом, по результатам эксперимента 18 подростков (87 %) группы «Э» были сняты с учета, они же отметили, что используемый метод «экспресс-смартфон-контроль» помог им улучшить свое поведение и конструктивно взаимодействовать с родителями. В то же время, 91 % родителей отметили эффективность метода, как в использовании инспектором, так и самими родителями.

Заключение. Не вызывает сомнение, что работа с подростками, состоящими на учете в полиции,

в отделении ПДН, в основе которой лежат нормативно-правовые документы, действенна. Однако составление протоколов на таких подростков, проведение бесед, разъясняющих правоприменительные нормы с ними и с их родителями, не являются в современных условиях оптимальными. Крайне важно деятельность инспектора ПДН в профилактической работе с подростками, состоящими на учете оснастить педагогической инноватикой, предполагающей комплекс инструментов. В этом смысле педагогическое сопровождении подростков, состоящих на учете, является именно таким средством профилактики отклоняющегося поведения. Касательно метода «экспресс-смартфон-контроль», отметим, что он не возводится в ранг абсолюта, но, безусловно, он является рабочим педагогическим инструментом инспектора ПДН.

Библиографический список

1. Александрова Е. А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы : монография. Саратов, 2003. 200 с.

2. Арина Г. А., Черкасенко Н. А., Факторы эмоциональной регуляции телесного опыта и физического самочувствия у подростков // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 44.

3. Байбородова Л. В., Лебедева Т. С., Тарханова И. Ю. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей : учебное пособие. М. : Владос, 2017. 199 с.

4. Беличева С. А., Белинская А. Б. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних : учебное пособие для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2019. 304 с.

5. Галагузов А. Н., Галагузова М. А. К вопросу о сущности понятия «Социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков» // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 1-5.

6. Зеликсон Д. И. Влияние позитивных психологических интервенций на субъективное благополучие подростков // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 3. С. 33-40.

7. Кленова М. А., Гоняева Л. Е. Личностные особенности эмоциональной сферы подростков // Психология, социология и педагогика. 2016. № 9. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/09/7110 (дата обращения: 27.10.2021).

8. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студентов ; под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2013. 240 с.

9. Скляренко И. С., Курипченко Ю. И., Демин Г. И. Сетевая технология как педагогический ин-

струмент // Интернет-журнал «Психология и право», 2018. Т. 8. № 4. С. 192-203. URL: https://psyjoumals. ru/psyandlaw/2018/n4/96407_full.shtml.

10. Скляренко И. С., Чечикова И. В. Модель педагогического сопровождения подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних // Неделя Российской психологии в Государственном социально-гуманитарном университете, 16-19 марта 2021 г. Коломна : ГСГУ, 2021. С. 303-314.

11. Сластенин, В. А, Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учебное пособие ; под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2015. 496 с.

12. Тен Ю. П. Место и роль символа в современной культуре // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2007. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-simvola-v-sovremennoy-kulture (дата обращения: 14.10.2021).

13. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников : методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М. : Академия, 2007. С. 128.

14. Шакурова М. В. Воспитание и педагогическое сопровождение: точки соприкосновения в контексте событийного подхода // Отечественная и зарубежная педагогика. № 5 (20). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/.

15. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2007. 208 с.

16. Шишкина В. А. Педагогическое сопровождение личностно-профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства : дис. ... доктора педагогических наук / В. А. Шишкина. М., 2006. 386 с.

Bibliographic list

1. Alexandrova E. A. Pedagogical support of cultural self-determination as a component of pedagogy of Freedom: monograph / E. A. Alexandrova. Saratov, Saratov University Press, 2003. 200 p.

2. Arina G. A., Cherkasenko N. A., Factors of emotional regulation of bodily experience and physical well-being in adolescents // Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy No. 44. 2021. https://alldef.ru/ru/

3. Bayborodova L. V., Lebedeva T. S., Tarkhano-va I. Yu. Socio-pedagogical support of problem families: textbook. M.: Vlados, 2017. 199 p.

4. Belicheva S. A. Belinskaya A. B. Socio-pedagog-ical diagnostics and support of the socialization of minors: a textbook for academic bachelor's degree - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. 304 P.

5. Galaguzov, A. N., Galaguzova, M. A. On the question of the essence of the concept of «Socio-pedagogical support of maladapted adolescents» // Pedagogical education in Russia, 2015. No. 4. pp. 1-5.

6. Zelikson D. I. The influence of positive psychological interventions on the subjective well-being of adolescents // Russian Psychological Journal 2015. Vol. 12, No. 3. pp.33-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Klenova M. A., Gonyaeva L. E. Personal characteristics of the emotional sphere of adolescents // Psychology, sociology and pedagogy. 2016. No. 9 [Electronic resource]. URL: https://psychology. snauka.ru/2016/09/7110 (date of reference: 10/27/2021).

8. Mudrik A. V. Social pedagogy // Textbook for students, edited by V.A.Slastenin, M.: publishing center «Academy», 2013. 240.

9. Sklyarenko I. S., Kuripchenko Yu. I., Demin G. I. Network technology as a pedagogical tool // Online Journal «Psychology and Law», 2018. volume 8. No. 4. pp.192-203. https://psyjournals.ru/psyandlaw/2018/ n4/96407_full.shtml

10. Sklyarenko I. S., Chechikova I. V. Model of pedagogical support of teenagers registered in juvenile affairs departments. /Week of Russian Psychology at the State Social and Humanitarian University, March 16-19, 2021 Kolomna: GSU, 2021. pp. 303-314.

11. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogy: a textbook / edited by V. A. Slastenin. M. :Acad-emy, 2015. 496 p.

12. Ten Yu. P. The place and role of the symbol in modern culture // Izvestiya vuzov. The North Caucasus region. Series: Social Sciences. 2007. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-simvola-v-sovremennoy-kulture (date of application: 14.10.2021).

13. Chistyakova, S. N. Pedagogical support of students' self-determination: methodical. help. for profile and professional orientation and profile training of schoolchildren. M.: Publishing House of the Center «Academy», 2007. p. 128.

14. Shakurova M. V. Education and pedagogical support: points of contact in the context of co-existential approach // the Domestic and foreign pedagogy. № 5 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

15. Shoptenko P. A., Voronina G. A., Methods and technology of social work educator / P. A. Shoptenko, G. A. Voronin; ed. by V. A. Slastenina. Moscow, Publishing Center «Academy» 2007. 208 p.

16. Shishkina V. A. Pedagogical support of personal and professional formation of future teachers of fine arts: dissertation of Doctor of Pedagogical Sciences / V. A. hishkina. Moscow, 2006. 386 p. https://search.rsl. ru/ru/record/01003271145

Информация об авторах

И. С. Скляренко - профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии Управления МВД России, доктор педагогических наук, доцент;

И. В. Чечикова - адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Академии Управления МВД России.

Information about the authors I. S. Sklyarenko - Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel of the Academy of Management of the Ministry of Internal, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

I. V. Chechikova - adjunct of the Faculty of Training of Scientific and scientific-pedagogical personnel of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.03.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 28.03.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.