Научная статья на тему 'РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОТДЕЛЕНИЙ ПДН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ОТДЕЛЕНИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОТДЕЛЕНИЙ ПДН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ОТДЕЛЕНИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
руководитель отделения по делам несовершеннолетних / «социальные сироты» / структурно-функциональная модель / модель педагогического сопровождения подростка / состоящего на учете в отделении по делам несовершеннолетних / инспектор по делам несовершеннолетних / head of the department for minors / «social orphans» / structural and functional model / model of pedagogical support of a teenager registered in the department for minors / inspector for minors

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ирина Владимировна Чечикова

В статье для руководителя отделения по делам несовершеннолетних предложен вариант решения задачи организации проведения профилактических мероприятий с подростками асоциального поведения из категории «социальные сироты». Решение задачи предложено осуществить через овладение руководителем отделения по делам несовершеннолетних и реализацию структурно-функциональной модели. Представленная модель педагогического сопровождения подростка, состоящего на учете в отделении по делам несовершеннолетних, подлежит внедрению в систему занятий по специальной подготовке в деятельность инспекторов ПДН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ирина Владимировна Чечикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE HEADS OF THE PD DEPARTMENTS IN THE PEDAGOGICAL SUPPORT OF ADOLESCENTS REGISTERED IN THE JUVENILE AFFAIRS DEPARTMENTS

In the article for the head of the department of juvenile Affairs, a variant of solving the problem of organizing preventive measures with adolescents of antisocial behavior from the category of «social orphans» is proposed. The solution of the problem is proposed to be implemented through the mastery of the head of the department for juvenile affairs and the implementation of the structural and functional model. The presented model of pedagogical support of a teenager registered in the department of juvenile Affairs is subject to implementation in the system of special training classes in the activities of PD inspectors.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОТДЕЛЕНИЙ ПДН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ОТДЕЛЕНИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 37 ББК 74

DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-299-304

NIION: 2015-0066-4/21-058 MOSURED: 77/27-011-2021-04-257

© Чечикова И.В., 2021

Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОТДЕЛЕНИЙ ПДН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ОТДЕЛЕНИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ирина Владимировна Чечикова,

адъюнкт

Академия управления МВД России (125993, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8)

E-mail: irisha_ch75@mail.ru

Научный руководитель: И.С. Скляренко, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами

Академии управления МВД России, доктор педагогических наук, доцент

Аннотация. В статье для руководителя отделения по делам несовершеннолетних предложен вариант решения задачи организации проведения профилактических мероприятий с подростками асоциального поведения из категории «социальные сироты». Решение задачи предложено осуществить через овладение руководителем отделения по делам несовершеннолетних и реализацию структурно-функциональной модели. Представленная модель педагогического сопровождения подростка, состоящего на учете в отделении по делам несовершеннолетних, подлежит внедрению в систему занятий по специальной подготовке в деятельность инспекторов ПДН.

Ключевые слова: руководитель отделения по делам несовершеннолетних, «социальные сироты», структурно-функциональная модель, модель педагогического сопровождения подростка, состоящего на учете в отделении по делам несовершеннолетних, инспектор по делам несовершеннолетних

THE ROLE OF THE HEADS OF THE PD DEPARTMENTS IN THE PEDAGOGICAL SUPPORT OF ADOLESCENTS REGISTERED IN THE JUVENILE AFFAIRS DEPARTMENTS

Irina V. Chechikova,

Abstract. In the article for the head of the department of juvenile Affairs, a variant of solving the problem of organizing preventive measures with adolescents of antisocial behavior from the category of «social orphans» is proposed. The solution of the problem is proposed to be implemented through the mastery of the head of the department for juvenile affairs and the implementation of the structural and functional model. The presented model of pedagogical support of a teenager registered in the department of juvenile Affairs is subject to implementation in the system of special training classes in the activities of PD inspectors.

Keywords: head of the department for minors, «social orphans», structural and functional model, model of pedagogical support of a teenager registered in the department for minors, inspector for minors

Для цитирования: Чечикова И.В. Роль руководителей отделений ПДН в педагогическом сопровождении подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних. Вестник экономической безопасности. 2021;(4):299-304.

В наступивший переходный период реформ XXI века вопрос подростковой преступности у руководства страны находится в числе приоритетных. Органы власти и правоохранительные органы заняты разрешением сложной задачи построения нового правового государства с гражданами максимально реализующими себя, в профессиональной, общественной и личной областях жизнедеятельности. В течение последних 30 лет взрослое население страны было активно занято финансовым обеспечением семьи, а потому подрастающее поколение воспитывалось в условиях дефицита внимания. В результате этого, в обществе возникло такое явление-феномен как «социальное сиротство», под которым

ученые исследователи Л. Волынец, И. Пеши, Н. Комарова, О. Антонова-Турченко, И. Иванова, М. Га-лагузова и др. подразумевают подростков, имеющих одного или двух родителей (независимо от их социального статуса), но не получающих должного внимания и заботы [3; 6]. Указанный фактор влияет на то, что, у подростка из-за низкого уровня эмоционально-волевого интеллекта создается искаженное мировоззрение и инфантильная позиция восприятия мира. В целом следствием этого процесса является сформированность у большой части молодежи искажений в ценностной сфере. Поэтому их поведение в обществе будет отличаться асоциальностью и различными девиациями.

Именно категория подростков, относящихся к группе «социальные сироты», хактеризую-щихся, прежде всего, отсутствием созидательных ценностных установок попадает на учет в органы внутренних дел. Потому, проводимая с ними профилактическая работа должна строиться с учетом их формирующегося мировоззрения, а также иметь направленность на формирование ценностных установок, связанных с уважительным отношением к выполнению домашних обязанностей, позитивному отношению к труду, созданию полноценной семьи, обучению и самообучению, дружбе со сверстниками.

В своем послании 3 марта 2021 года Президент России В.В. Путин подчеркнул, что каждое 4 преступление совершено несовершеннолетними. Поэтому граждане ждут от руководства МВД России значительных управленческих решений, касающихся профилактической работы с подростками. Соответственно глобальной стратегической целью руководителей отделений по делам несовершеннолетних является организация и планирование профилактической работы с подростками, состоящими на учете. Помимо этого, руководителю отделения ПДН важно организовать работу каждого инспектора так, чтобы присутствовала личная заинтересованность в динамическом снижении количественных показателей снятых с учета подростков по качественному критерию «исправление поведения». Также, не менее важно, добиться минимальной динамики рецидивной подростковой преступности.

В целях достижения обозначенных стратегических целей отделениями по делам несовершеннолетних руководитель ежедневно разрешает, макро-и микро- задачи. К таким задачам относятся: выявление и постановка на учет несовершеннолетних, совершивших преступления и правонарушения, а также выявление преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), охрана общественного порядка, профилактика преступлений несовершеннолетних, обучение подчиненного личного состава (специальная подготовка), воспитательная работа с личным составом.

Проведенное нами исследование позволяет представить результаты в виде одного из вариантов решения задач в области профилактики подростко-

вых правонарушений. Прежде всего, руководитель отделения по делам несовершеннолетних выстраивает стратегию управленческой деятельности на основе требований распорядительных документов: федеральными законодательными актами - Конституцией РФ, ФЗ от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и ведомственными приказами и инструкциями: «Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденной приказом МВД России от 15.10.2013 № 845 и Инструкции о порядке взаимодействия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних защите их прав и законных интересов», утвержденной приказом МВД России от 26.12.2017.

Указанные нормативно-правовые акты предписывают отделениям по делам несовершеннолетних обеспечение профилактических мероприятий по предупреждению совершения несовершеннолетними преступлений и правонарушений, а также предупреждению рецидивной преступности.

В целях совершенствования профилактической работы и достижения действенного успеха в разрешении задач предупреждения преступлений и правонарушений несовершеннолетними нами было организовано и проведено исследование в нескольких регионах Российской Федерации (Псковской, Смоленской, Забайкальской, Самарской, Амурской, Тамбовской, Тверской областях и Республики Северная Осетия-Алания). По результатам эмпирического исследования составлен портрет инспектора по делам несовершеннолетних и трудности испытываемые им при организации профилактической работы.

Как правило, должность инспектора ПДН занимают женщины в возрасте 35-50 лет, состоящие в браке, имеющие юридическое или педагогическое образование. В профессию инспектора ПДН пришедшие осознанно и по самостоятельному выбору. Реже неосознанно - заняв имевшуюся должность. В то же время, к подросткам имеющие уважительное отношение, и даже некоторое сочувствие. К дисциплинарной ответственности практически не

привлекаемые, за исключением фактов совершения подростками повторных преступлений, что позволяет сохранить положительную мотивацию для продолжения деятельности в обозначенной должности.

Однако, сотрудникам отделений по делам несовершеннолетних не удается в полном объеме выполнять стоящие перед ними профилактические задачи из-за:

- отсутствия достаточных знаний, умений, навыков и компетенций в области психологии и педагогики. Потому как по итогам проведенного исследования - диплом о педагогическом образовании имеют 47% опрошенных сотрудников по делам несовершеннолетних, диплом о психологическом образовании имеют 12%. Остальные опрошенные: имеют диплом о юридическом образовании - 59,5%, диплом об эконмическом образовании - 7,2%, диплом о техническом образовании - 1,8%, диплом о проектировочном, технологическом, инженерном, военном и логопедическом образовании имеют 0,9% опрошенных;

- наличия различных личностных психологических проблем: фобий, страхов, презрения, равнодушия и др.;

- отсутствия опыта по воспитанию несовершеннолетних, в том числе из категории «социальные сироты» ввиду того, что 31,5% опрошенных имеют возраст от 25 до 30 лет, а 22% не имеют семьи и собственных детей;

- недостатка времени по регламенту на деятельность, отпущенную на профилактику;

- наличия агрессии и негатива со стороны родителей несовершеннолетних или их законных представителей ввиду отсутствия доверия полиции, органам системы профилактики, недостатка знаний о цели и предназначении деятельности отделений по делам несовершеннолетних;

- низкого уровня доверия и уважения к деятельности сотрудников отделений по делам несовершеннолетних со стороны граждан и взаимодействующих социальных служб;

- выстраивания доверительных отношений с подростками;

- установления доверительных отношений и конструктивного взаимодействия с родителями подростка или его законными представителями;

- выстраивания конструктивного взаимодействия с представителями образовательных организаций, государственных органов, учреждений культуры и спорта [8].

Помимо этого, часто инспектор сталкивается с недобросовестным отношением к выполнению своих служебных обязанностей членами комиссий в части организации воспитания подростка с отклоняющимся поведением. Кроме этого, часто подросток без оказания ему должной воспитывающей помощи перенаправляется обратно в органы внутренних дел. Но ввиду отсутствия у инспектора достаточных знаний и полномочий в области воспитания и образования изменений в поведении подростка не происходит, что в последующем и приводит к рецидивному совершению повторных преступлений и правонарушений. Соответственно инспектор ПДН привлекается к дисциплинарной ответственности [8].

Деятельностно-практические затруднения инспектора ПДН заключаются в насыщенном графике служебной деятельности, связанной с заполнением значительного количества документов; недостатком времени для непосредственного общения с подростками, состоящими на учете. Помимо этого, инспектора ПДН испытывают затруднения при взаимодействии с членами комиссии по делам несовершеннолетних (далее комиссии). Федеральным законом от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» каждому члену комиссии определены обязанности, выполняя которые можно достичь значительного успеха.

По результатам проведенного анализа и полученных портретных характеристик инспектора ПДН руководитель проектирует стратегию и тактику управления в целях совершенствования деятельности подчиненных инспекторов ПДН. Одним из таких стратегических решений при планировании профессиональной подготовки подчиненного личного состава является применение технологического подхода.

Суть этого подхода состоит в выполнении инспектором ПДН четкого алгоритма действий с каждым подростком, состоящим на учете. Цель использования такой технологии - снятие с учета подростка из категории «социальное сиротство» по

исправлению в максимально короткие сроки (в течение 1-2 лет).

Для разработки технологии, а соответственно выявления организационного и содержательного аспектов каждого этапа алгоритма, проведен исто-рико-теоретический анализ оснований создания и деятельности подразделений по делам несовершеннолетних. По итогам которого установлено, что целью создания подразделений по делам несовершеннолетних была организация созидательной профилактической деятельности с подростками асоциального поведения психолого-педагогической направленности. Результатом такой деятельности должна быть смена деструктивных ценностных установок подростков, попавших на учет в отделения по делам несовершеннолетних на созидательные. Показателем правопослушного поведения подростков послужит снятие с учета по исправлению [5].

Сам алгоритм представляет собой четко спланированную технологию профилактической работы с каждым подростком. Технология состоит из четырех компонентов: целевого, содержательного, инструментального и критериального.

Для успешной реализации этой технологии инспектору ПДН нужно хорошо понимать личностные характеристики подростка, состоящего на учете. Поэтому в ходе своего исследования мы также установили социально-педагогический портрет подростка, состоящего на учете.

Экспериментальным путем выявлено, что чаще всего на учет в отделения по делам несовершеннолетних из-за девиантного поведения попадает подросток из категории «социальная сирота». По тендерному признаку это мальчик в возрасте 11-15 лет, с асоциальным поведением, но имеющим трудовую мотивацию, а также стремящийся к некоторой популярности среди сверстников (и не только) путем создания собственных контентов в сети Интернет. К снятию с учета в отделении по делам несовершеннолетних практически не стремящийся.

Поэтому большинство опрошенных инспекторов ПДН испытывают затруднения при достижении успеха в организуемой профилактической деятельности по изменению проблемного поведения подростка. Исходя из полученных результатов исследования специальная подготовка должна включать

в себя темы по психологическим, педагогическим и юридическим дисциплинам, разъясняющим способы и пути, как установления доверительных отношений с подростком, изменения ценностных установок, формирования нравственного выбора, достижения положительных результатов в поведении, так и различным формам и методам воздействия.

При организации управленческой деятельности особое внимание уделить поддержке молодых специалистов - сотрудников ПДН (стаж работы в должности менее 3 лет). Обязательным условием успешной управленческой деятельности будет сопровождение инспекторов и оказание им помощи при взаимодействии с органами системы профилактики.

Педагогический процесс оказания помощи рассмотрен в проведенных ранее исследованиях современных педагогов, психологов, социальных педагогов при работе с подростками асоциального поведения (Л.В. Байбородовой, С.А. Беличевой, А.Б. Белинской, Т.С. Лебедевой, И.Ю. Тархановой и др.). Ими предложено оказание подросткам с асоциальным поведением педагогической помощи в виде педагогического сопровождения или педагогической поддержки [1; 2].

Применительно к профилактической деятельности органов внутренних дел это «педагогическое сопровождение подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних».

Наиболее эффективной социально-педагогическая поддержка будет при наличии в ее составе четырех компонентов:

1. Компонент (анализа и целеполагания),

2. Компонент (координационной педагогической деятельности),

3. Компонент (педагогической помощи и поддержки),

4. Компонент (контроля).

Каждый компонент наполнен педагогическим инструментарием:

- формами, такими, как деятельности в кружках, секциях, членства в официальных общественных молодежных организациях, деятельность в летних оздоровительных, спортивных и трудовых лагерях и т.п.

- методами, такими как «убеждение» и «пример», а так же используемого редко и, порой, строго

критикуемого «субъективно-прагматического» метода.

- субъективно-прагматического метода, то есть метода стимулирования деятельности и поведения подростков на основе создания условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится для него невыгодно.

- педагогическими средствами, касающимися разных сфер жизнедеятельности: нормативные (кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, семейный и трудовой кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей (1986 г.)); средства искусства, науки, литературы, природы, спорта и труда.

- технологиями (н-р, «сетевая технология»), разработанная И.С. Скляренко, Ю.И. Курипчен-ко [4].

Помимо этого, педагогическое сопровождение подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних строится на основе четырех педагогических подходов: личностно-ори-ентированном, аксиологическом, деятельностном и ситуационно-средовом.

Каждый компонент отличается своими особенностями, поступенчато раскрывая которые инспектор ПДН в итоге получает совсем иную личность подростка, преобразовавшую свое мировоззрение.

В первом компоненте важной составляющей является как установление доверительных отношений с подростком, так и полная диагностика его личностных особенностей в целях планирования последующих мероприятий.

Во втором компоненте важно скоординировать деятельность всех заинтересованных в деле перевоспитания подростка членов комиссии и значимых лиц (классный руководитель, психолог, социальный педагог, педагоги-предметники, органы опеки, социальной защиты, центров дополнительных образовательных услуг и занятости).

В третьем компоненте обязательно проведение разъяснительных и образовательных бесед с родителями.

В четвертом компоненте главной составляющей будет контроль за поведением подростка (примерно

около года - полутора) до установления им устойчивого правопослушного поведения.

Одна из трудностей инспектора ПДН при осуществлении поддержки подобным образом - отсутствие достаточных знаний в области психологических и педагогических наук.

Разрешение этих трудностей руководитель ПДН осуществляет при решении одной из микро задач -организации качественной специальной подготовки и индивидуально-воспитательной работы с подчиненными сотрудниками.

В рамках предложенного четырехкомпонентно-го педагогического сопровождения подростков, состоящих на учете также предполагается наличие достаточных знаний у инспектора ПДН по психологии и педагогике. С этой целью, нами было предложено выстраивание индивидуальной траектории развития инспектора ПДН по трем модулям.

Во время первого модуля подготовки (допро-фессионального), то есть в момент стажировки будущего инспектора ПДН важно обеспечить теоретическую подготовку по трем областям: педагогике, психологии и юриспруденции. Не менее важно на этом этапе уделить внимание и совершенствованию его эмоционально-волевых качеств.

Во время второго модуля (профессионального) важно уделить внимание выполнению инспектором ПДН каждого компонента педагогического сопровождения под контролем наставника (руководителя ПДН либо старших инспекторов). Руководитель отделения по делам несовершеннолетних контролирует проведение диагностических бесед с подростками инспектором, состоящими на учете; организацию работы с ними и результат проведенной работы. Самому процессу педагогического сопровождения он также обучает старших инспекторов.

Во время третьего модуля (профессионального мастерства) необходимым является накопление профессионального опыта. Именно этот модуль является важным и необходимым в деле формирования навыков и получения компетенций. Инспектор ПДН совершенствует умение легко планировать и прогнозировать индивидуальную работу с каждым попавшим на учет подростком категории «социальная сирота». В дальнейшем оперативно организует выполнение профилактических мероприятий членами

комиссии и в максимально короткие сроки принимает меры к снятию подростка по исправлению [7].

Обучать инспекторов ПДН педагогическому сопровождению с учетом четырех компонентов руководителю отделений по делам несовершеннолетних целесообразнее, как на занятиях по специальной подготовке, так и во время специально организованных обучающих семинаров, в ходе обмена опытом на совещаниях по решению оперативных задач и вопросов.

Нередки случаи, когда инспекторам ПДН необходима не только помощь в обучении особенным знаниям в области педагогики и психологии, но и поддержка от руководителя в части налаживания продуктивного взаимодействия с руководителями органов образования, центра занятости, руководителями бизнеса, культуры, муниципального управления и др.

Таким образом, успех профессиональной деятельности руководителя ПДН зависит, как от уровня подготовленности личного состава, так и от управленческих навыков своевременной поддержки подчиненных инспекторов ПДН. Помимо этого, важна организация делового сотрудничества и взаимодействия всех членов комиссии по делам несовершеннолетних. Также, стратегически важной составляющей является внедрение структурно-функциональной модели, которая позволит в кратчайшие сроки достичь решения одной из микро задач - изменения разрушающих установок подростка на созидательные.

Литература

1. Байбородова Л.В., Лебедева Т.С., Тарханова И.Ю. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей: учебное пособие. М.: Владос, 2017. 199с.

2. Беличева С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несо-

вершеннолетних: учебное пособие для академического бакалавриата / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. М.: Издательство Юрайт, 201. 304 с.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций / Под общ. ред. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 416с.

4. Скляренко И.С., Курипченко Ю.И., Демин Г.И. Сетевая технология как педагогический инструмент [Электронный ресурс]: Психология и право, 2018. Том 8, № 4, С. 192-203, режим доступа psyjournals.ru (дата обращения: 12.06.2020).

5. Скляренко И.С., Чечикова И.В. Педагогические основания деятельности инспекции по делам несовершеннолетних в исторической ретроспективе первого десятилетия Советской власти // журнал: Прикладная психология и педагогика, 2020. № 2. С. 15-27. [Электронный ресурс], режим доступа: DOL: https: //doi.org/10.12737/2500-0543-2020-15-27 (дата обращения: 09.09.2020).

6. Социальная защита в зарубежных странах [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ы:ф:// www.pilga.in. (дата обращения: 27.03.2021).

7. Чечикова И.В. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста инспектора по делам несовершеннолетних Индивидуализация обучения и воспитания бакалавров и магистрантов: теория, методика и практика: сборник научных статей. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2020. 148 с.

8. Чечикова И.В. Трудности инспектора по делам несовершеннолетних в работе с подростками, состоящими на учете, и пути их преодоления. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2020. № 7 (160). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik-cspu.ru/ru/articles/2020/ (дата обращения: 06.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.