Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения'

Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1760
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / SUPPORT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ADAPTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ADAPTIVE EDUCATIONAL PROGRAM / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вакуленко Ольга Владимировна, Яковлева Наталья Ивановна

В статье рассматриваются вопросы педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, показана необходимость создания адаптивной образовательной среды и проектирования адаптивной образовательной программы для их успешной социализации, а также модель социального партнерства семьи и дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вакуленко Ольга Владимировна, Яковлева Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Support of Children with Disabilities in a Pre-School Educational Institution

The article discusses the issues of pedagogical support of children with disabilities, represents the need to create an adaptive educational environment for their successful socialization, reveals the need for designing an adaptive educational program, a model of social partnership between family and preschool educational institution.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»

20/Я/2

8. Шварцман П. Я. Педология / П. Я. Шварцман, И. В. Кузнецова // Репрессированная наука. - СПб.: Наука, 1994. - Выпуск 2. -С. 121-139.

О. В. Вакуленко, Н. И. Яковлева

УДК 376

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Инклюзивное образование в нашей стране продиктовано социальной необходимостью и отражено на законодательном уровне в Законе РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Организация инклюзивного образования в рамках дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) предполагает систему специальных мер, создание специальных условий индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

На сегодняшний день проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ находится на стадии становления и требует пристального внимания со стороны педагогического сообщества. Развитие интеграционных процессов в дошкольном образовании: деятельность консультационных центров, служб психолого-педа-

гогического сопровождения, социально-педагогическая деятельность в ДОУ обеспечивают возможность развития и понимания инклюзивного образования для детей с ОВЗ как реальной образовательной среды в системе дошкольного образования.

Анализ социально-педагогической ситуации, сложившейся в настоящее время в системе дошкольного образования, показывает, что количество детей с ОВЗ, посещающих обычные дошкольные образовательные учреждения, возрастает. Необходимым условием успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОУ является создание адаптивной образовательной среды, которая предполагает, что ребенок с особенностями в развитии при оказании ему помощи со стороны специалистов и родителей становится обычным ребенком. Организация адаптивной образовательной среды позволяет обеспечить особым детям успешную социализацию и включение в сообщество сверстников, а также подразумевает психолого-педагогическую диагностику проблем развития ребенка, организацию процесса обучения, консультирование, оказание квалифицированной педагогической помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей в условиях инклюзии [7]. В связи с этим особое значение приобретает технология сопровождения.

«Сопровождение» - сравнительно новое для отечественной системы образования понятие, которое в последние десятилетия все активнее входит в педагогику, психологию и социологию. В ситуации сопровождения можно выделить три основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они проходят вместе. По В. Далю, путник - путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта. Сопровождающий - это человек, который лишь временно находится рядом с путником. Путь - это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, срок, нужный для прохода, способ или средство достижения цели, направление [3]. Следовательно, термин используется для обозначения совместного действия субъектов в определенный времен-

ной период человеческой жизни. Применительно к педагогике главное - это выделение сопутствующего характера сопровождения при протекании других процессов, например обучения, воспитания или социализации (И. А. Кондратьева) [5].

В педагогической науке понятие «сопровождение» появилось в 90-е гг. XX века. Оно активно использовалось для обозначения зарубежных психолого-педагогических практик, представляющих собой недирективные способы работы с индивидуальностью, самостью, субъектностью человека, таких как фасилита-ция, супервизия, тьюторство, коучинг (О. С. Газ-ман, С. В. Гринь, А. Р. Мурасова, С. Ф. Шля-пина и др.).

В эти же годы появились педагогика поддержки (О. С. Газман) и теория педагогического сопровождения (Е. И. Казакова), в которых обосновывалась необходимость сопровождения (поддержки, помощи, содействия, создания условий) самоопределения, саморазвития, становления субъектности воспитанников.

Н. Б. Крылова и Е. А. Александрова [2] под педагогическим сопровождением понимают умение быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в учении. По мнению В. А. Айра-петовой [1], педагогическое сопровождение -это форма партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений.

Педагогическое сопровождение понимается как процесс оказания помощи в личностном развитии. Необходимость такой помощи обусловлена возникновением проблем личностного развития (задержка в личностном развитии, развитие негативных личностных качеств, несформированность социально значимых качеств), которые не могут быть решены в рамках определенного педагогического процесса. В этом случае смысл сопровождения как процесса заключается в способствовании личностному развитию (ценностно-смысловой ориентации, определения системы отноше-

ний к себе, людям, миру) и межличностному взаимодействию в соответствии с социальными и педагогическими требованиями.

И. А. Липский [6] определяет социально-педагогическое сопровождение и рассматривает его как циклическое непосредственное и опосредованное воздействие друг на друга в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии с этим социумом в определенном пространстве и во времени, в процессе которого происходит развитие ребенка. Другими словами, педагогическое сопровождение есть сопровождение социальной адаптации индивида и самостоятельного выполнения им социальных норм и требований.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы.

МКДОУ «Детский сад № 26» г. Шадрин-ска Курганской области является учреждением общеразвивающей направленности. Данное дошкольное учреждение также посещают дети с ОВЗ. Среди них значительную часть составляют дети с различными видами речевых патологий, в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР) разного уровня. В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР), педагогами ДОУ разработана адаптированная образовательная программа (АОП), в которой формулируются цель и задачи в освоении детьми АОП, конкретизируются принципы и подходы к ее реализации, планируемые результаты (целевой раздел), а также система специальных условий освоения АОП обучающимися с конкретными видами ограничений в здоровье (организационный раздел).

Анализ научно-методических исследований и опыт практической деятельности показывает, что при своевременно принятых мерах: комплексной диагностике, адекватной методике, при интегрированном, дифференцированном подходе к проблемам речевых нарушений можно максимально скорректировать речевые нарушения в условиях обычного детского сада, что предоставит ребенку-

20/Я/2

дошкольнику возможность успешно развиваться, обучаться и адаптироваться в обществе сверстников и взрослых. На основе исследований речевого недоразвития детей для воспитанников с ОВЗ авторами программы разработаны основные направления и определены содержание и приемы работы с ними в рамках адаптированной образовательной программы для детей с ТНР, определено содержание образовательной деятельности по преодолению речевой недостаточности, спланированы мероприятия по оказанию психолого-педагогического сопровождения их родителям (законным представителям). Необходимость проектирования АОП программы ДОУ обеспечивается тем, что дети с ОВЗ, имеющие тяжелые речевые нарушения, нуждаются в определенной системе специально организованных логопедических занятий в соответствии с индивидуальными возрастными речевыми и психологическими особенностями развития, занятиях с педагогом-психологом и индивидуальной работе с педагогами, работающими на группах по индивидуальным образовательным маршрутам, которые реализуются как индивидуальные календарные планы для детей в образовательной деятельности в течение дня. Методологической основой для построения данной адаптированной программы являются положения, разработанные в отечественной науке Л. С. Выготским, Р. Е. Левиной Т. Б. Филичевой, Г. В. Чир-киной, Н. В. Нищевой и др. Методическое обеспечение программы составили примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга», «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Т. Б. Фи-личева, Г. В. Чиркина), «Программа коррек-ционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» под авторством Н. В. Нищевой.

Адаптированная образовательная программа (далее Программа) предназначена для осуществления образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (с ТНР 4-7 лет), посещающими группы общеразвивающей направленности.

Цель программы - проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития детей с ОВЗ разного уровня, их позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

В рамках педагогического сопровождения ДОУ осуществляет взаимодействие дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка. Среди проблем, стоящих перед ДОУ, выделяются вопросы изменения содержания образования и воспитания детей, изменения форм работы с главным институтом социализации ребенка - семьей. Для оказания помощи в вопросах воспитания и развития родителям, воспитывающим детей от 0 до 7 лет, проживающим в микрорайоне, чьи дети по каким-либо причинам не посещают дошкольные образовательные учреждения, в том числе семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, в ДОУ создан консультационный центр. Деятельность консультационного центра осуществляется на основе «Положения о консультационном центре». Работу консультационного центра обеспечивают узкие специалисты, работающие в ДОУ: учитель-логопед, педагог-психолог, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, воспитатели дошкольных групп и группы для детей раннего возраста. Специалисты консультационного центра осуществляют свою деятельность в соответствии с расписанием работы.

Основными задачами консультационного центра являются:

- помощь родителям (законным представителям) и детям, не посещающим ДОУ, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в общеобразовательное учреждение;

- консультативная помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

- содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

- своевременное диагностирование проблем в развитии у детей раннего и дошкольного возраста с целью оказания им коррек-ционной медицинской, психологической и педагогической помощи.

- разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детям возможной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, организация их специального обучения и воспитания в семье.

В условиях консультационного центра методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь осуществляется через следующие формы деятельности:

- обучение-информирование родителей (законных представителей), направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей (законных представителей) с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;

- консультирование-информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолений кризисных ситуаций.

С целью конструктивного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом МКДОУ «Детский сад № 26» разработана и внедрена модель социально-педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения. Социальное партнерство понимается как эффективный, необходимый вид социально-педагогического взаимодействия, расширение сферы участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения с целью гармоничного развития ребенка.

По мнению Н. А. Дорохиной, дошкольное учреждение не только должно воспитывать ребенка, но и создавать условия для пе-

дагогического просвещения родителей, их активного включения в деятельность учреждения как равноправных и равно ответственных партнеров. Социальное партнерство строится на четко определенных правилах. Автор отмечает, что социальное партнерство - это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему [4].

От профессиональной культуры педагогов ДОУ зависит успешность реализации модели социального партнерства. Особенностью этой модели является ее включенность в общую систему комплексного социально-педагогического сопровождения семей воспитанников. Содержание ее деятельности включает различные направления и формы работы с разными категориями семей и позволяет ее рассматривать как социально-педагогическую. Особую помощь согласно содержанию модели получают семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ. Сопровождение семьи такого ребенка на этапе его дошкольного детства является необходимой составляющей деятельности педагогов. В первую очередь по отношению к сопровождению ребенка с ОВЗ выступают такие особенности педагогического сопровождения, как процессуальность, недиректив-ность, погруженность в реальную ситуацию семьи, специфика отношений между участниками образовательных отношений и право субъектов самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.

Модель социального партнерства включает традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями и охватывает семьи неорганизованных детей, проживающих в микрорайоне ДОУ и семьи воспитанников с ОВЗ. Руководство моделью осуществляет администрация ДОУ. Модель содержит 6 основных блоков, которые включают направления, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДО.

В реализации модели поставлены следующие задачи:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

2. Объединить усилия семьи и ДОУ для развития и воспитания детей.

20/S/2

3. Создать атмосферу взаимопонимания родителей воспитанников и педагогов ДОУ, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

5. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Один из блоков модели касается взаимодействия с родителями детей с ОВЗ, которое осуществляется через работу консультационного центра, участие в работе ПМПК, в реализации адаптированной образовательной программы, а также в индивидуальной образовательной деятельности с детьми по индивидуальным образовательным маршрутам с учетом проблем ребенка и потребностей семьи на образовательные услуги. Взаимодействие предполагает и консультирование родителей специалистами ДОУ.

Таким образом, разработанная система социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ с целью их социализации и всестороннего развития обеспечивает индивидуальный маршрут развития каждого ребенка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка. Инклюзивное образование в ДОУ способствует подготовке детей к школе, адаптации в социуме, развитию речевых, коммуникативных навыков, учит взаимодействию и толерантности. Все это возможно при правильном сопровождении ребенка педагогами и психологами.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, показана необходимость создания адаптивной образовательной среды и проектирования адаптивной образовательной программы для их успешной социализации, а также модель социального партнерства семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: сопровождение, педагогическое сопровождение, адаптивная обра-

зовательная среда, адаптивная образовательная программа, социально-педагогическое партнерство.

SUMMARY

The article discusses the issues of pedagogical support of children with disabilities, represents the need to create an adaptive educational environment for their successful socialization, reveals the need for designing an adaptive educational program, a model of social partnership between family and preschool educational institution.

Key words: support, pedagogical support, adaptive educational environment, adaptive educational program, social and pedagogical partnership.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айрапетова В. А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005. - 184 с.

2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. - М.: НИИ школьных технологий, 2010. - 336 с.

3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. - М.: Аст-рель, 2004. - 983 с.

4. Дорохина Н. А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 6. -С. 26-32.

5. Кондратьева И. А. Педагогическое сопровождение в контексте высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Начальная школа. - 2012. - №10. -URL: http://school2100.com/upload/iblock/a47/ a47aafcc49c3fc01cdd574e660ec394d.pdf.

6. Липский И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2004. - С. 280287.

7. Ситаров В. А., Глаголев С. Н., Шутен-ко А. И. Адаптивная образовательная среда как педагогическое пространство обучения детей с ограниченными возможностями раз-

вития // Знание. Понимание. Умение. - 2011. -№ 3. - С. 222-230.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М.: Просвещение, 2008. - С. 72-117.

И. В. Смолярчук

УДК 376

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ождение детей с проблемами в развитии является сложнейшим испытанием для каждой семьи. Социализация для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) играет важную роль, так как помогает корректировать и компенсировать нарушенные функции, обеспечивая возможность приобщиться ко всему, что доступно нормально развивающимся сверстникам. Однако исследования отечественных психологов и педагогов свидетельствуют о том, что дети с ОВЗ испытывают существенные трудности при вхождении в общество.

У детей с ОВЗ потребности в контактах со взрослыми и сверстниками носят специфический характер. Дошкольники зависимы

от мнения взрослых, ориентируются во всем на них, подражают их поступкам. Это свидетельствует о незрелости межличностных контактов, о своеобразной форме компенсации личностных переживаний детей, о стремлении получать одобрение, поощрение, которые задерживают процесс развития более зрелых форм общения, в первую очередь, со сверстниками.

Мы считаем, что социальное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ характеризуется своеобразием, оказывающим неблагоприятное влияние на взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Для успешной социализации детей с ОВЗ необходимо определить специальные условия и разработать содержание коррекционной помощи, которая будет направленна на усвоение социального опыта и развитие системы социальных связей. Семья нуждается в квалифицированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в психологической поддержке.

Отечественные исследователи (С. Е. Ине-ваткина, Э. К. Ботова) выявили прямую зависимость влияния стиля семейного воспитания на особенности развития ребенка: ярче выражены нарушения развития у детей в семьях с дисгармоничными стилями воспитания [2]. Многие родители либо не принимают недостатки детей, либо не ищут путей их компенсации; искажают представления о возможностях и особенностях развития детей; демонстрируют комплексы родительской вины; неспособны рассказывать о своих чувствах и переживаниях специалистам и другим людям; демонстрируют гиперопеку, занижают предъявляемые к детям требования, ограничивают реализацию личностного потенциала. Большинство родителей осознанно или неосознанно ограничивает свободу общения детей с социумом.

Таким образом, главной задачей является подготовка родителей к активному участию в образовании и развитии детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы интегрированного и инклюзивного образования.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ № 5 «Звоночек» г. Тамбова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.