Современные педагогические технологии
49
8. Поздняк С.Н. Дифференциация на основе когнитивных стилей учащихся как способ повышения качества образования / С.Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 5. - С. 21-27.
9. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги / О. Андреев // Школьное планирование. - 2010. - № 2. - С. 107-114.
10. Белый В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения / В.И. Белый // Школьные технологии. - 2010. - № 2. -С. 105-153.
11. Гузеева В.В. Исследовательская работа в профильном обучении / В.В. Гузеева // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 192-196.
12. Рачевский Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего / Е.Л. Рачевский // Директор школы. - 2010. - № 1. - С. 55-58.
13. Григорьев Д.В. Технология социальной проблемно-ценностной дискуссии / Д.В. Григорьев // Классный руководитель. - 2010. - № 5. - С. 51-54.
14. Новикова А.М. Методология игровой деятельности А.М. Новикова // Школьные технологии. - 2009. - № 6. - С. 77-89.
15. Басынина Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе / Л.Н. Ба-сынина // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 11. - С. 66-67.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ВУЗЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ1
© Лучкина Т.В.*
Забайкальский государственный университет, г. Чита
Статья раскрывает понятие социального проектирования как результат творческой социально-значимой деятельности по преодолению социальных проблем. На основе анализа исследований, раскрывающих сущность социального проектирования, автором обосновывается, что педагогическое проектирование представляет одно из его направлений.
В работе рассматриваются этапы создания проекта, последовательность работы студента над социально-значимым проектом, подчеркивается идея значимости педагогического проектирования для себя, для другого, для группы и социума.
Ключевые слова Педагогическое проектирование, социальный проект, социальное проектирование, этапы проектирования.
Основной причиной широкой популярности социального проектирования в образовательном процессе современного вуза является введение ФГОС
1 Статья выполнена в рамках государственного задания вузу Минобразования РФ: 6.2266.2011.
* Доцент кафедры Педагогики, кандидат педагогических наук, доцент.
50
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ВПО, где требования к результатам образовательных программ представлены набором компетенций (общекультурными (ОК), общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными (ОП), освоение которых позволит будущему учителю быть готовым к выполнению профессиональной деятельности. Анализ представленных в стандарте компетенций позволил выделить группу компетенций, освоение которых бакалавром образования может быть продуктивным в процессе подготовки и реализации социально значимых проектов. На наш взгляд, такими компетенциями являются:
- ОПК-2 (способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач);
- ПК-2 (готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения);
- ПК-5 (готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса);
- ОК-7 готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (курсив наш).
Осмысление сущности выделенных компетенций позволяет предположить, что успешное овладение будущим учителем данной группой компетенций будет содействовать приращению профессиональной компетентности бакалавров образования в постановке проблемы, организации и реализации социально значимого проектирования.
Анализ работ [5, 9, 16, 17], раскрывающих сущность социального проектирования, показывает, что исследователи рассматривают его как многоаспектное понятие. С точки зрения ученых, социальное проектирование это:
- научно обоснованное конструирование системы параметров будущего социального объекта или качественно нового состояния существующего объекта; одна из форм социального управления [18];
- социально значимая деятельность, имеющая социальный эффект, результатом такой деятельности является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение [9];
- это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации [9];
- деятельность по преобразованию или созданию социальных систем, процессов, отношений в виде их моделей с целью оптимизации и развития реальной действительности, решения различных
Современные педагогические технологии
51
социальных задач, которая имеет свои методы, формы, средства и этапы реализации [5, с. 120];
- это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей [9, с. 9].
Значимыми для нас является то, что социальное проектирование можно представить в виде системы параметров будущего объекта, как результат творческой социально значимой деятельности по преодолению социальных проблем, сопровождающейся социальным эффектом. По мнению Л.Ф. Гара-никовой, социальный эффект представляет собой результат воздействия на человека, на изменение свойств его личности: здоровья, духовного и культурно-образовательного уровней [1, с. 7]. Следовательно, участие будущего учителя в разработке, организации и реализации социально значимых проектов должно содействовать изменению его личностных и профессиональных качеств.
Основная цель социального проектирования как специфической деятельности - создание социальных проектов. По мнению В.А. Лукова, социальный проект - сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению [10]. Важным является то, что в результате проектной деятельности проектируется создание ценности, ценностно-значимого продукта.
Объектом социального проектирования является организация, предметом - непосредственно то, что проектируется - создание ценности (новая вещь, новые свойства старой вещи, услуга) [10]. Смысл самого термина «ценность» указывает на особое значение для человека или сообщества тех или иных объектов, отношений или явлений действительности. Мы придерживаемся точки зрения М.С. Когана и считаем, что ценность является значением, она фиксирует систему субъектно-объектных отношений [4, с. 51]; ценностное отношение - это отношение к..., а не отношение между— [4, с. 69]. Ценностное значение для бакалавра образования имеет широкий круг явлений: ценностно'-значимым, прежде всего, является он сам, вся его жизнедеятельность, социально-образовательная среда, в которой происходит его профессиональноличностное становление. Таким образом, социальные проекты, в которые включается бакалавр образования, приобретают значимый аспект.
Процесс социального проектирования представляет собой функционально связанную совокупность этапов создания проекта. Исследуя ряд
52
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
подходов к структурированию процесса социального проектирования [9, 10, 15], ученые обосновывают возможность формирования обобщенной модели данного процесса. Рассмотрим модель социального проектирования, предложенную И.В. Котляровым [5, с. 121].
1 этап. Уяснение проблемы.
2 этап. Определение потребностей, интересов, мотивов, ориентаций, социальных групп в развитии социальных проблем.
3 этап. Изучение исходных параметров социальной системы, влияющих на ее функционирование и развитие; анализ ее структуры и элементов. Формирование представления об исходном состоянии социального объекта.
4 этап. Определение цели как фиксирование контуров будущего состояния проектируемой системы и решения об осуществлении действий для достижения цели. Формулирование задач проектирования.
5 этап. Прогнозирование - предвидение тенденций и перспектив возможного развития проектируемой системы; моделирование ее состояний.
6 этап. Определение идей, замыслов развития объекта, оформление концептуальных положений.
7 этап. Моделирование будущего состояния объекта на основе выбранного замысла.
8 этап. Конструирование (конструкт - оптимальный вариант системы) -деятельная содержательная проработка системы.
9 этап. Оформление проекта социального объекта.
Анализ данной модели показывает, что процесс проектирования можно представить как функционально связанную друг с другом совокупность этапов создания проектов. Этап проектирования - это часть проектировочной деятельности, характеризующийся собственными задачами, механизмом и частными результатами. Каждый этап проектирования реализуется своими процедурами и методами. Наиболее значимыми методами работы над проектом, по мнению разработчиков теории социального проектирования, являются: мозговая атака, метод синектики, деловая игра, метод фокальных объектов, ТРИЗ, метод контрольных вопросов, метод создания сценариев.
Раскрывая сущность социального проектирования, В.А. Луков выделяет типы проектов по направлениям деятельности: образовательные, научнотехнические, культурные проекты [10]. В образовательных проектах, по его мнению, ставятся задачи, преимущественно связанные с предоставлением образовательных услуг. При этом необходимо отметить, что приобретение знаний, умений и навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности. Таким образом, проектирование в области педагогики и образования относится к социальной сфере, а его продукт можно отнести к разряду гуманитарных продуктов. В работах [5, 6, 11, 14] педагогическое проектирование рассматривается исследователями как направление социального про-
Современные педагогические технологии
53
ектирования. Поэтому оно вбирает в себя многие продуктивные идеи, подходы, процессуальные аспекты социального проектирования, но при этом оно имеет свои специфические объекты, цели и содержание.
Исследованию педагогического проектирования посвящены работы М.П. Горчаковой-Сибирской, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесниковой, В.Е. Радионова, О.Тарасюк, А.П. Тряпицыной и др. В указанных трудах педагогическое проектирование представлено как:
- системно организованная междисциплинарная деятельность по выработке проекта изменений объекта и условий его (проекта) реализации; органическая часть единого педагогического процесса, включающего в себя практическую реализацию проекта и его коррекцию на основе оценки реальных результатов изменения объекта [11, с. 69];
- одно из направлений деятельности в образовании, обеспечивающее решение конкретных педагогических задач на основе данных научных теорий [13, с. 9];
- прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах [3];
- деятельность по определению условий реализации определенной педагогической системы, которая рассматривается как совокупность знаний, описывающая конкретный педагогический объект, явление, процесс; как способ трактовки педагогической действительности, выявляющей ее качественное своеобразие» [12, с. 5].
Следовательно, проектирование может быть теоретическим или целенаправленной деятельностью, предполагающей воплощение проекта в педагогической действительности (практике).
Основными объектами педагогического проектирования выступают психолого-педагогическое проектирование развивающихся образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, педагогическое проектирование развивающейся образовательной практики и социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательных сред [7, с. 52].
Раскрывая логику педагогического проектирования, А.А. Кочетова отмечает, что педагогическое проектирование исходит из актуальных ценностей и смыслов образования, оно опирается на анализ состояния объекта, который подлежит изменению, и на определение тенденций развития образовательных систем. На этой основе происходит формулирование проблемы, которую предстоит решить. Далее следует определение конкретной цели проекта. Затем необходим подбор адекватных целям и задачам средств, методов и форм деятельности по достижению цели. Наконец, подлежат разработке параметры, критерии и показатели эффективности реализации проекта [7, с. 52].
54
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Анализ работ [3, 7, 6, 8, 14] показывает, что встречаются различные подходы к выделению этапов проектирования. Заир-Бек Е.С. связывает логику педагогического проектирования с такими этапами как: анализ ситуации, выявление противоречий, определение проблем для решения, выбор идей, их согласование; формулировка идей, системы ценностных установок для разработки проекта; разработка обобщенной модели действий; конкретизация задач, которые необходимо решить; реализация проекта; оценка, анализ и обобщение результатов; оформление процесса и результатов проектирования в конкретных продуктах педагогического творчества; одновременно экспертиза хода и результатов проектирования [3, с. 131]. Рассматривая педагогическое проектирование как нетрадиционное, В.Е. Радионов предполагает такую последовательность: предстартовый этап; этап декомпозиции (разделение общего замысла на частичные задачи) и подбор соответствующих средств; этап трансформации, на котором первоначальный замысел конкретизируется, обретает структуру и конкретное содержание; этап конвергенции, где происходит «сборка» частных проектных решений в программы [14].
Анализируя многоаспектность подходов, И.А. Колесникова «укрупняет» этапы проектирования, сводя к следующему перечню и сохранив при этом общую логику, отражающую сущность проектной деятельности [6, с. 62]: проектный этап (предварительный или стартовый); этап реализации проекта; рефлексивный этап; послепроектный этап. Внутри каждого этапа исследователем выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектной деятельности.
Опираясь на работы В.В. Гузеева, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесниковой, Г.Г. Кругликовой, нами выделены этапы определяющие последовательность работы студентов и преподавателя над социально значимым проектом.
В основе педагогического проектирования как особого способа познания и преобразования действительности, по мнению И.А. Колесниковой, лежат следующие идеи:
- Идея опережения, перспективы, заложенная в самом слове проект, (бросок в будущее);
- Идея «разности потенциалов» между потенциальным состоянием предмета проектирования (каково оно есть) и желаемым (каким оно должно быть);
- Идея пошаговости (постепенного, поэтапного приближения «потребного будущего»;
- Идея совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования;
- Идея «развлетвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий [6, с. 31].
Проектная деятельность носит ярко выраженный общественный характер. Это связано с социальной обусловленностью выбора проблематики про-
Современные педагогические технологии
55
ектов, использованием при проектировании сложных видов коммуникации, необходимостью самоопределиться в общем с другими людьми предметном или профессиональном поле, получением социально-значимого результата. Учитывая, что педагогическое проектирование представляет собой гуманитарную технологию, мы считаем, что важно выделить идею значимости педагогического проектирования (для себя, для другого, для группы, для социума).
Таблица 1
Последовательность работы студента над социально значимым проектом
Этапы Содержание работы Деятельность студента Деятельность преподавателя
Подготови- тельный Определение социально значимой проблемы, целей и темы проекта. Анализирует ситуацию, формулирует социально значимую проблему, высказывает гипотезы, оценивает их реальную значимость. Содействует выявлению и анализу социально значимых проблем, актуальных для образовательного учреждения, мотивирует студентов к самостоятельному решению.
Поисковый Сбор информации по проблеме. Определяет задачи исследования, выдвигает гипотезы их решения, обсуждает систему методов проектирования, работая в группах, предлагают свой вариант решения проблемы. Координирует деятельность творческих групп, включается в совместную деятельность со студентом, демонстрирует студентам различные способы решения задач.
Проектиро- вочный Осуществляется подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач. Планирует реализацию проекта, определяет критерии результативности проекта, представляет концептуально содержание проекта в виде схем, опорных конспектов раскрывающих сущность того, что будет проводиться при реализации проекта. Содействует осмыслению ценностей и смыслов преобразования действительности, консультирует в вопросах разработки стратегии проектирования.
Результа- тивный Оценка жизнеспособности проекта, которая устанавливает степень риска, определяет качество проекта и возможность его реализации. Проводит экспертизу разработанного проекта по разработанным ранее критериям. Проводит внешнюю экспертизу проекта.
Реализация проекта Самостоятельная реализация проекта в образовательном учреждении. Осуществляет воплощение проектных замыслов в жизнь, осуществляет презентацию готового проектного продукта. Организует непрерывную обратную связь, оказывает поддержку в решении возникающих затруднений, оценивает проектный продукт.
Итоговый Осуществление анализа результативности проекта и рефлексии собственной деятельности. Представляет анализ результатов, отчетную документацию, план перспектив развития проекта. Участвует в совместном анализе результатов, проверяет отчетную документацию, оценивает участие каждого.
56
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Анализ работ [3, 6, 14] показывает, что исследователями выделяются многообразие практических вариантов проектирования. В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования:
- социально-педагогическое (направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами);
- психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;
- образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов [6, с. 35-36].
Социально-педагогическое проектирование позволяет решать социальные проблемы педагогическими средствами. Данный вид проектирования выявляет все внешние факторы, влияющие на образовательную среду и таящиеся в них потенциалы для развертывания педагогического процесса. К сфере социально-педагогического проектирования относится и педагогиза-ция социокультурной среды, ее перспективы, методы и формы, способы взаимодействия различных образовательных систем со сферами культуры.
Социально-педагогическое проектирование - более масштабный подход в проектной парадигме. Этот вид проектирования педагогический по области применения (сфера образования) и социальный по своим последствиям (преобразование ситуации в социуме как результат изменений содержания и организации профессиональной педагогической деятельности) [2, с. 70].
Социальное проектирование нами рассматривается как метод обучения. Для нас значимой является идея Т.Л. Стениной о том, что перед социальным проектированием как методом обучения ставятся цели: способствовать самореализации и рефлексии участников проекта, развивать значимость командной работы, формировать коммуникативные навыки [16, с. 344].
В процессе совместного проектирования у бакалавров образования происходит освоение навыков:
1. делового общения: эффективного общения с другими участниками команды, а также с возможными партнерами и спонсорами, умение вести переговоры;
2. методов и приемов командной работы: умение работать в команде, поддерживать благоприятный психологический климат, групповую сплоченность, организовывать работу команды для достижения поставленных целей, разрешать конфликтные ситуации в группе;
3. ответственного и независимого поведения: реализация возможности самостоятельного представления воспитанниками собственных проектов на ярмарке проектов, возможность заявлять о себе как о проектной группе и поиска возможностей финансирования разработанных проектов;
Современные педагогические технологии
57
4. уверенного поведения в сложных ситуациях: развитие лидерских способностей, нахождение нестандартных решений в новых, необычных или критических ситуациях, овладение такими современными эффективными способами решения проблем, как групповые дискуссии, мозговой штурм и др. [9, с. 11].
Следовательно, включаясь в разработку и реализацию социально-значимых проектов, будущий учитель осваивает указанные ранее компетенции и тем самым «наращивает» свою профессиональную компетентность.
Рассматривая социальное проектирование как педагогическую технологию, Т.Л. Стенина указывает на требования, предъявляемые к социальному проектированию в вузе:
- наличие социально значимой проблемы, для решения которой требуются интегрированные знания;
- высокая значимость (практическая, теоретическая, познавательная) предполагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность субъектов проектирования (индивидуальная, парная, групповая) [16, с. 347].
Указанные требования подчеркивают значимость проблемы, значимость результатов и самостоятельность студентов, тем самым обосновывая социальную значимость педагогического проектирования. Раскрывая теоретические основы педагогического проектирования, В.Е. Родионов выделяет следующие результаты педагогического проектирования:
- продукт определенного вида деятельности, соотносимый с исходным проектным заданием и готовый к реализации в оговоренных в этом задании условиях;
- произведение автора или коллектива авторов, выражающее их педагогические воззрения применительно к объекту проектирования и требующее диалогического понимания;
- средство направляемого развития образовательной системы, в рамках которой реализуется проект;
- новое педагогическое знание, обретенное в процессе проектирования [14].
Таким образом, педагогическое проектирование представляет собой:
- один из видов социального проектирования;
- гуманитарную технологию, определяющую значимость проекта для себя, для другого, для группы, для социума;
- функционально связанную совокупность этапов деятельности на каждом из которых происходит взаимодействие студента и преподавателя;
- метод обучения, содействующий «приращению» профессиональной компетентности бакалавра образования;
- органическое единство с социальным проектированием, реализуемое в социуме и ориентированное на решение задач образования.
58
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Список литературы:
1. Гараникова Л.Ф. Социальный эффект новой техники и его количественная оценка: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - М.: 1993. - 15 с.
2. Жумагазина Ж.А. Характеристика процесса социально-педагогического проектирования учебной деятельности бакалавра экономики // Вестник СамГУ - 2010. - № 1 (75). - С. 212-215.
3. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1995. -234 с.
4. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997. - 205 с.
5. Кирикова З.З., Тарасюк О.В. Педагогическое проектирование в контексте социального проектирования // Образование и наука. - 2003. - № 3 (21). - С. 116-130.
6. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. - М.: «Академия», 2005. - 288 с.
7. Кочетова А.А. Модульное проектирование культурно-образовательной среды как совместная инновационная деятельность субъектов образования: монография / Под ред. З.И. Васильевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 257 с.
8. Кругликова Г.Г. Формы и методы организации самостоятельной работы студентов при обучении педагогическому и социальному проектированию // Вестник НГГУ - 2010. - № 1. - С. 66-71.
9. Кручинин В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте: монография / В.А. Кручинин, Е.А. Булатова; Нижего-род. гос. архит. строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ 2010. - 155 с.
10. Луков В.А. Социальное проектирование. - М.: Изд-во Флинта, 2003. -240 с.
11. Методология и методика социально-педагогического исследования: книга для соц. педагогов и соц. работников / В.И. Загвязинский. - М.: Изд-во АСОПиР, 1995. - 156 с.
12. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: монография / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб., 1995.
13. Проектирование современных образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования: Методические рекомендации. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 187 с.
14. Родионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - СПб., 1996. - 22 с.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование. - 1998.
16. Стенина Т.Л. педагогические цели социального проектирования как метода обучения // Вестник ОГУК. - февраль, 2011. - № 2 (121). - С. 344-349.
Современные педагогические технологии
59
17. Технология социального проектирования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vsmsinfo.ru/files/1_27_04_09.doc.
18. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://onlineslovari.com/entsiklopediya_sotsiologii/.
РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО МЕРОПРИЯТИЯ
© Понамарева Е.В.* *, Долженко М.Л.*
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, г. Кемерово
Представлен опыт центра профориентации и постинтернатного сопровождения по повышению квалификации педагогов в области профориентации обучающихся, рассматривается алгоритм организации и проведения профориентационного мероприятия в образовательной организации.
Ключевые слова профориентация обучающихся, профориентационные технологии, алгоритм профориентационного мероприятия.
Во всех регионах России в конце августа проходят традиционные августовские конференции для педагогических работников. Главной задачей конференции «Основные направления развития системы профессионального образования Кузбасса в современных условиях», которая состоялась 2729 августа 2013 г. в Кемерово, являлось рассмотрение основных направлений развития профессионального образования Кемеровской области в условиях введения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и закона Кемеровской области «Об образовании в Кемеровской области».
На конференции наряду с другими были затронуты вопросы, связанные учебно-методическим обеспечением образовательного и воспитательного процесса в образовательных организациях. Так, в рамках работы секции «Психолого-педагогическое сопровождение профориентации обучающихся и процесса адаптации выпускников учреждений интернатного типа в учреждениях среднего профессионального образования» сотрудниками центра профориентации и постинтернатного сопровождения (ЦПиПС) ГОУ «КРИРПО» был проведен мастер-класс «Разработка алгоритма профориентационного мероприятия для образовательных организаций разного типа».
Выбор темы мастер-класса обусловлен рядом причин. Согласно проекту профессионального стандарта преподавателя (введение которого планируется в 2014 г.), одной из основных трудовых функций преподавателя про-
* Методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения.
* Методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения.