Научная статья на тему 'Технология социального проектирования в деятельности детского общественного объединения'

Технология социального проектирования в деятельности детского общественного объединения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубякина Алина Егоровна

В статье рассматривается технология социального проектирования в деятельности детского общественного объединения. Делается попытка обосновать педагогические условия социального проектирования в деятельности детского общественного объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубякина Алина Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология социального проектирования в деятельности детского общественного объединения»

родителей; 27% считают, что ранняя профориентация не имеет смысла; 19% опрошенных затруднились с ответом.

При определении, кто, по мнению родителей, должен заниматься организацией профориентации у дошкольников, ответы распределились следующим образом: дошкольные образовательные организации - 34%; родители - 28%; специальные организации - 12%; нет ответа - 26%.

При этом 18% опрошенных указали, что в их детском саду профориентационная работа с детьми проводится, и они считают это очень важным; 17% отметили, что такая работа проводится, но считают ее ненужной, 38% отметили, что профориентационная работа не проводится, но она важна; 37% ответили, что профориентация не проводится, и они не считают ее важной.

Таким образом, на наш взгляд, проблема допрофессионального определения, действительно актуальна для родителей дошкольного возраста. При этом понятие «ранняя профессиональная ориентация», родителями также не сформулировано, каждый из родителей вкладывает в него свой смысл, однако, мы видим, что большинство родителей, понимают значимость ранней профориентации и более того, готовы активно сотрудничать с дошкольными образовательными организациями в данном направлении.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. Союз, 2006.

3. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1997.

4. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. Владос. М., 2003.

Технология социального проектирования в деятельности детского общественного объединения Бубякина А. Е.

Бубякина Алина Егоровна / Bubyakina Alina Egorovna - магистрант, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается технология социального проектирования в деятельности детского общественного объединения. Делается попытка обосновать педагогические условия социального проектирования в деятельности детского общественного объединения.

Ключевые слова: педагогические условия, социальное проектирование, детское общественное объединение.

Детское движение, являясь выражением общественно направленной организованной самодеятельности детей, обладает огромным социальным и воспитательным потенциалом. Детские общественные объединения являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания.

Существует довольно много подходов к организации воспитательной работы в подростковой школе. Наиболее актуальной деятельностью, на данном этапе времени, мы считаем социальное проектирование - это социально значимая,

самостоятельная и ориентированная на практический результат деятельность ученика. Именно такой вид деятельности и является тем средством, с помощью которого нравственные, мировоззренческие идеи могут стать личным достоянием, личным приобретением подростка в рамках дополнительных пространств самореализации личности в детских объединениях.

Работа над социальным проектом позволит почувствовать учащимся значимость своей деятельности, откроет новые возможности. Каждый учащийся сможет получить за время обучения в школе определенный социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.

Таким образом, мной выявлена следующая проблема: при каких условиях процесс социального проектирования в детском общественном объединении будет эффективным?

Анализ и обобщение научной литературы по теме исследования показали, что теоретические исследования проектирования опираются на три подхода: объектно-ориентированный, проблемно-ориентированный, субъектно-ориентированный. Объектно-ориентированный подход в основном разрабатывался Г. А. Антонюком, Н. А. Аитовой, Ж. Т. Тощенко. Проблемно-ориентированный подход изучали Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова, О. Е. Трущенко, В. И. Курбатова. А субъектно-ориентированный подход является сферой научных интересов В. А. Лукова [4].

Социальное проектирование непосредственно в сфере образования рассматривалось в работах В. М. Ананишнева, Е. А. Ганаевой, А. Н. Гостева, Т. С. Демченко и других социологов.

Анализ существующих исследований в области социального проектирования позволил опираться на следующее определение данного процесса: социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Учитывая все вышесказанное, нами определены следующие педагогические условия социального проектирования:

1. Определение социальной проблемы и направлений для ее решения.

2. Отбор оптимального содержания проектов.

3. Организация работы команды по составлению и реализации проекта.

4. Обеспечение творческо-преобразующей деятельности в процессе проектирования.

5. Учет индивидуальных особенностей подростков.

6. Умение распознавать риски проекта.

7. Интеграция результатов проекта в реальную жизнь [3].

Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Реализация педагогических условий социального проектирования осуществлялась в деятельности детского общественного объединения «Алые паруса» через создание и апробацию социальных проектов «Дорога добра» и «Наследники великой Победы». Участниками проекта стали учащиеся 8 -11 классов школы № 31 города Якутска, 5 педагогов.

Проект «Дорога добра» был направлен на оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, раскрыть свои способности, обрести друзей, развивать адекватную самооценку личности. Формирование системы нравственных ценностей участников проекта и оказание поддержки тем, кто нуждается в более пристальном внимании со стороны общества.

Участие в проекте открывает большие возможности для самореализации подростков. Это самая подходящая среда для того, чтобы стать выше собственных потребностей, увидеть проблемы другого, оказать посильную помощь и выразить душевное тепло.

Проект «Наследники великой Победы» направлен на создание условий для социальной поддержки ветеранов, воспитание внимательного отношения подростков к людям старшего поколения, желания заботиться о них.

В рамках работы над проектами «Дорога добра» и «Наследники великой Победы» решался ряд задач:

1) включение членов детского общественного объединения «Алые паруса» в социально значимую деятельность по созданию и реализации проектов «Дорога добра» и «Наследники великой победы»;

2) формирование компетентности участников и членов детского общественного объединения «Алые паруса» в сфере социально-значимой проектной деятельности;

3) организация социально-значимой деятельности в детском общественном объединении «Алые паруса» через социальное проектирование.

По первому проекту «Дорога добра» была выполнена адресная помощь детскому дому «Берегиня», школе-интернату для слабовидящих детей, учащимся школы № 31, находящимся в трудной жизненной ситуации. Участники проекта приобрели навыки бережного отношения, чуткости, внимания, сострадания. Испытали чувство удовлетворения от проделанной работы и самое главное поняли, что вокруг нас есть много людей, которые нуждаются в помощи и поддержке.

В результате реализации проекта в конце апреля вышли в свет буклеты «Войны священные страницы» и «Эхо войны» тиражом 70 экземпляров, которые были вручены ветеранам на праздновании Дня Победы. В мае школьная телестудия «31 кадр» выпустила диск с документальным фильмом «Чтобы помнили...» с воспоминаниями наших ветеранов о войне.

Свидетельством эффективности проведенной работы в экспериментальной группе мы считаем следующее:

- повышение уровня организации подростков в реализации социального проекта (дисциплина, порядок, четкая организация самообслуживания, обязательность выполнения определенных поручений детского общественного объединения);

- активность участия учащихся в социальных акциях, благотворительной ярмарке, театрализованных постановках, поисковой деятельности;

- повышение уровня развития коллектива (сплоченность его членов, поддержка друг друга, дружеские взаимоотношения, заинтересованность в делах класса, желание совместно проводить досуговое время, общаться с друзьями, организованность коллектива, развитость общественного мнения, характер связей в коллективе, активность и инициатива при участии в делах детского общественного объединения, воспитательное влияние коллектива на его членов);

- повышение уровня развития сотрудничества с подростками (уровень взаимного доверия, конструктивное взаимодействие с наставниками, взаимное проявление инициативы и творчества);

Так, результаты повторного анкетирования в экспериментальной группе свидетельствуют: во-первых, о росте активности подростков, занимающейся общественной работой - это отметили более 60 процентов респондентов; во-вторых, о постоянном желании подростков активнее участвовать в деятельности детских общественных объединений при наличии соответствующей интересной для них программы деятельности таких организаций - более 40 процентов респондентов; в-третьих, 38% подростков - подтвердили, что их ровесники и одноклассники готовы вступить в детское объединение.

Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:

- сконструирована совокупность педагогических условий социального проектирования в деятельности детского общественного объединения, реализация которых обеспечивает высокий уровень развития социальной компетентности подростков, рост знаний, умений и навыков проектной деятельности, социального проектирования, уровня сформированное™ социально-психологических установок личности, активности в общественной деятельности;

- выявлены особенности процесса реализации педагогических условий социального проектирования в деятельности детского общественного объединения в ходе внедрения проектов «Дорога добра» и «Наследники великой Победы»;

- экспериментально доказано, что включение испытуемых в социально-проектную деятельность способствует повышению уровня информированности подростков о деятельности детских общественных объединений, пониманию функций, повышению уровня мотивации к деятельности детского общественного объединения, а также сформированности социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, общественной активности;

- подтверждено, что включение членов детского общественного объединения в социально значимую проектную деятельность влияет на повышение эффективности деятельности этих объединений; способствует формированию социальной компетентности подростков.

Литература

1. Антонюк С. В. «Как разработать социальный проект», WEB-справочник для педагогов и старшеклассников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.zelenogorsk.ru/ (дата обращения: 17.11.2016).

2. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н.Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

3. Виды проектов и их классификация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.translationcenter.ru/projektklassifikation/ (дата обращения: 17.11.2016).

4. Луков В. А. Социальное проектирование: учеб. пособие. 7-е изд., М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007. 240 с.

5. Блохин А. Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология педагогическая технология: Автореф. Дис. канд. пед. наук: (13.00.01) / А. Л. Блохин. н/Д, 2013. С. 29-30.

6. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Селевко Г. К. М., 2006. Т. 1. 816 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.