Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное становление / педагогическое проектирование / педагогическая модель / компетентностный подход / профессиональные компетенции / универсальные компетенции / инновационно-проектная деятельность / профессиональное творческое мышление / professional development / pedagogical design / pedagogical model / competency-based approach / professional competencies / universal competencies / innovative design activities / professional creative thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И А. Маврина, Д В. Попкова

В статье представлены результаты исследования процесса профессионального становления студентов экономического направления в условиях вуза. Одним из факторов, способствующих профессиональному становлению обучающихся современного вуза, по мнению авторов, является сформированность профессионального творческого мышления. В результате проведенного исследования, на основе анализа требований рынка труда, образовательных стандартов и запросов абитуриентов в отношении результатов обучения выявлены основные компоненты творческого мышления и предложен подход к оцениванию сформированности профессионального творческого мышления на основе факторного анализа. Также авторами представлена педагогическая модель формирования профессионального творческого мышления как компонент педагогического проектирования процесса профессионального становления студентов. Эффективность данной модели подтверждена результатами эмпирического исследования, проведенного на базе Сибирского государственного университета водного транспорта, что также отражено в статье. Результаты данного исследования показали, что предложенная авторами модель может быть использована в процессе профессиональной подготовки студентов современного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И А. Маврина, Д В. Попкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGN OF THE PROCESS OF FORMATION OF CREATIVE THINKING DURING THE PROFESSIONAL FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The article presents results of a study of the process of professional development of economic students in a university setting. One of the factors contributing to the professional development of students at a modern university, according to the authors, is formation of professional creative thinking. As a result of the study, based on an analysis of labor market requirements, educational standards and applicants’ requests regarding learning outcomes, the main components of creative thinking are identified and an approach to assessing the maturity of professional creative thinking based on factor analysis is proposed. The authors also present a pedagogical model for the formation of professional creative thinking as a component of the pedagogical design of the process of professional development of students. The effectiveness of this model is confirmed by the results of an empirical study conducted at the Siberian State University of Water Transport, which is also reflected in the article. The results of this study show that the model proposed by the authors can be used in the process of professional training of students at a modern university.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

16. Van Lankveld T., Shoonenboom J., Volman M., Crioset G., Beishuizen J. Developing a teacher identity in the university context: a systematic review of the literature. Higher Education Research & Development. 2017; Vol. 36 (2): 325-342.

17. Gredecka Z., Sukolova D. Professional identity of university teacher: an overview of the current research. GRANT Journal. 2023; Vol. 10 (02). Available at: https://www. researchgate.net/publication/370183891_Professional_identity_of_university_teachers_an_overview_of_the_current_research

18. Linquist S. Academic Development: A Space, But Is It an Identity? Professional and Support Staff in Higher Education. Singapore: Springer, 2018: 23-37.

19. Liu Q., Geertshuts S. Professional identity and the adoption of learning management systems. Studies in Higher Education. 2021; Vol. 46 (3): 624-637.

20. Jia J., Derakhshan A. Chinese English teachers' professional identity and commitment and their associations with their professional success. Porta Linguarum, 2023: 47-64.

21. Sun B., Zhu F., Lin S. How Is Professional Identity Associated with Teacher Career Satisfaction? A Cross-Sectional Design to Test the Multiple Mediating Roles of Psychological Empowerment and Work Engagement. International Journal of Environmental Research of Public Health. 2022; № 19 (15): 9009.

22. Beijaard D., Meijer P.C., Verloop N. Teachers' perceptions of professional identity: an exploratory study from a personal knowledge perspective. Teaching and Teacher Education. 2000; Vol. 16: 749-764. Available at: https://citeseerx.ist.psu.edu/document?repid=rep1&type=pdf&doi=c22576dae63

23. Hsiao H., Chen S., Chang J.C., Tu, Y.L. The Influence of Teachers' Self-efficacy on Innovative Work Behavior. International Conference on Social Science and Humanity. 2011; Vol. 5: 233-237.

24. Klaeijsen A., Vermeulen M., Martens R. Teachers' innovative behavior: The importance of basic psychological need satisfaction, intrinsic motivation, and occupational self-efficacy. Scandinavian Journal of Educational Research. 2018; № 62 (5): 769-782.

25. Singh M., Sarkar A. The relationship between psychological empowerment and innovative behavior: A dimensional analysis with job involvement as mediator. Journal of Personnel Psychology. 2012; № 11 (3): 127-137.

26. Thurlings M., Evers A.T., Vermeulen M. Toward a Model of Explaining Teachers' Innovative Behavior: A Literature Review. Review of Educational Research. 2015; № 85 (3), 430- 471. References

1. Bullough R.V. Practicing theory and theorizing practice. In J. Loughran, & T. Russell (Eds.) Purpose, passion and pedagogy in teacher education. London Falmer Press, 1997: 13-31.

2. Suarez V., McGrath. Teacher professional identity: How to develop and support it in times of change. OECD Education Working Paper. 2022; 267. Available at: https://ideas.repec. org/p/oec/eduaab/267-en.html

3. Identity. Personal Identity. APA Dictionary of Psychology. American Psychological Association of Psychology. Identity/Personal. 2018. Available at https://dictionary.apa.org/identity

4. Bahmet A.A., Razuvaeva T.N., Klochkova S.V. Struktura professional'noj identichnosti prepodavatelej vysshej shkoly. Kollekciya gumanitarnyh issledovanij. 'Elektronnyjnauchnyj zhurnal. 2017; № 2 (5): 42-49. Available at: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/29846/1/Razuvaeva_Struktura.pdf

5. Richter E., Brunner M. & Richter D. Teacher educational task perception and its relationship to professional identity and teaching practice. Teaching & Teacher Education. 2021; Vol. 10 (3): 101-132.

6. Kulyutkin S.G., Suhobskaya S.G. Lichnost': vnutrennijmir isamorealizaciya. Idei, koncepcii, vzglyady. Sankt-Peterburg: REJSMA, 2016.

7. Karpinskij K.V. Professional'naya deyatel'nost' i razvitie lichnosti kak sub'ekta zhizni: kollektivnaya monografiya. Lichnost'professionala v sovremennom mire. Moskva: izdatel'stvo Institut psihologii RAN, 2014: 25-58.

8. Holland J.L. Making vocational choices. A theory of vocational personalities and work environments. New Jersey: Prentice Hall, 1985.

9. Fraser-Arnott M.A. Evolving practices and professional identity: how the new ways we work can reshape us as professionals and a profession. IFLA Journal. 2019; Vol. 45 (2). Available at: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0340035218810960

10. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'stvo «Akademiya», 2010.

11. Yuan R., Lee I. 'I need to be strong and competent: A narrative inquiry of a student-teacher's emotions and identities in teaching practicum. Teachers and Teaching. 2016; № 2 2(7): 819-841.

12. Qui T., Liu C., Huang H., Tian F., Gu Z., Yang S. et al. The mediating role of psychological capital on the association between workplace violence and professional identity among Chinese doctors: a cross-sectional study. Psychology Research Behavior Management. 2019, № 12, 209-217.

13. Molina J. Identidad profesional docente en la neoliberalización{Tesis de Maestría, Universidad de Granada. 2022. Available at: https://hdl.handle.net/10481/79639

14. Beijaard D., Meijer P.C., Verloop N. Reconsidering research on teachers' professional identity. In Teaching and Teacher Education. 2004; Vol. 20 (4): 107-128.

15. Dewey J. My pedagogic creed. The school Journal. 1897; LIV (3): 77-80.

16. Van Lankveld T., Shoonenboom J., Volman M., Crioset G., Beishuizen J. Developing a teacher identity in the university context: a systematic review of the literature. Higher Education Research & Development. 2017; Vol. 36 (2): 325-342.

17. Gredecka Z., Sukolova D. Professional identity of university teacher: an overview of the current research. GRANT Journal. 2023; Vol. 10 (02). Available at: https://www. researchgate.net/publication/370183891_Professional_identity_of_university_teachers_an_overview_of_the_current_research

18. Linquist S. Academic Development: A Space, But Is It an Identity? Professional and Support Staff in Higher Education. Singapore: Springer, 2018: 23-37.

19. Liu Q., Geertshuts S. Professional identity and the adoption of learning management systems. Studies in Higher Education. 2021; Vol. 46 (3): 624-637.

20. Jia J., Derakhshan A. Chinese English teachers' professional identity and commitment and their associations with their professional success. Porta Linguarum, 2023: 47-64.

21. Sun B., Zhu F., Lin S. How Is Professional Identity Associated with Teacher Career Satisfaction? A Cross-Sectional Design to Test the Multiple Mediating Roles of Psychological Empowerment and Work Engagement. International Journal of Environmental Research of Public Health. 2022; № 19 (15): 9009.

22. Beijaard D., Meijer P.C., Verloop N. Teachers' perceptions of professional identity: an exploratory study from a personal knowledge perspective. Teaching and Teacher Education. 2000; Vol. 16: 749-764. Available at: https://citeseerx.ist.psu.edu/document?repid=rep1&type=pdf&doi=c22576dae63

23. Hsiao H., Chen S., Chang J.C., Tu, Y.L. The Influence of Teachers' Self-efficacy on Innovative Work Behavior. International Conference on Social Science and Humanity. 2011; Vol. 5: 233-237.

24. Klaeijsen A., Vermeulen M., Martens R. Teachers' innovative behavior: The importance of basic psychological need satisfaction, intrinsic motivation, and occupational self-efficacy. Scandinavian Journal of Educational Research. 2018; № 62 (5): 769-782.

25. Singh M., Sarkar A. The relationship between psychological empowerment and innovative behavior: A dimensional analysis with job involvement as mediator. Journal of Personnel Psychology. 2012; № 11 (3): 127-137.

26. Thurlings M., Evers A.T., Vermeulen M. Toward a Model of Explaining Teachers' Innovative Behavior: A Literature Review. Review of Educational Research. 2015; № 85 (3), 430- 471.

Статья поступила в редакцию 24.06.24

УДК 378.4

Mavrina I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia),

E-mail: irina-mavrina@yandex.ru

Popkova D.V., senior teacher, Department of Economics and Management, Siberian State University of Water Transport (Novosibirsk, Russia), E-mail: d.v.popkova@nsawt.ru

PEDAGOGICAL DESIGN OF THE PROCESS OF FORMATION OF CREATIVE THINKING DURING THE PROFESSIONAL FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS. The article presents results of a study of the process of professional development of economic students in a university setting. One of the factors contributing to the professional development of students at a modern university, according to the authors, is formation of professional creative thinking. As a result of the study, based on an analysis of labor market requirements, educational standards and applicants' requests regarding learning outcomes, the main components of creative thinking are identified and an approach to assessing the maturity of professional creative thinking based on factor analysis is proposed. The authors also present a pedagogical model for the formation of professional creative thinking as a component of the pedagogical design of the process of professional development of students. The effectiveness of this model is confirmed by the results of an empirical study conducted at the Siberian State University of Water Transport, which is also reflected in the article. The results of this study show that the model proposed by the authors can be used in the process of professional training of students at a modern university.

Key words: professional development, pedagogical design, pedagogical model, competency-based approach, professional competencies, universal competencies, innovative design activities, professional creative thinking

И.А. Маерина, д-р пед. наук, проф., Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: irina-mavrina@yandex.ru

Д.В. Попкоеа, ст. преп., Сибирский государственный университет водного транспорта», г. Новосибирск, E-mail: d.v.popkova@nsawt.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье представлены результаты исследования процесса профессионального становления студентов экономического направления в условиях вуза. Одним из факторов, способствующих профессиональному становлению обучающихся современного вуза, по мнению авторов, является сформированность профессионального творческого мышления. В результате проведенного исследования, на основе анализа требований рынка труда, образовательных стандартов и запросов абитуриентов в отношении результатов обучения выявлены основные компоненты творческого мышления и предложен подход к оцениванию сформированности профессионального творческого мышления на основе факторного анализа. Также авторами представлена педагогическая модель формирования профессионального творческого мышления как компонент педагогического проектирования процесса профессионального становления студентов. Эффективность данной модели подтверждена результатами эмпирического исследования, проведенного на базе Сибирского государственного университета водного транспорта, что также отражено в статье. Результаты данного исследования показали, что предложенная авторами модель может быть использована в процессе профессиональной подготовки студентов современного вуза.

Ключевые слова: профессиональное становление, педагогическое проектирование, педагогическая модель, компетентностный подход, профессиональные компетенции, универсальные компетенции, инновационно-проектная деятельность, профессиональное творческое мышление

Актуальность статьи состоит в том, что на современном этапе развития высшего образования, требующего тесного взаимодействия работодателей и вузов, педагогическое проектирование становится именно той технологией, которая позволит максимально полно учесть требования рынка труда и возможности высшего учебного заведения в процессе подготовки будущего специалиста. В этом случае профессиональное становление, приходящееся на время обучения в вузе, позволит студенту сформировать навыки и личностные качества, востребованные экономическими агентами на рынке труда. Одним из требований современных работодателей, не имеющих отражение во ФГОС и формируемых вузами образовательных программах, является творческое мышление при выполнении профессиональных задач.

Цель проводимого исследования заключается в разработке программы развития творческого мышления обучающихся современного вуза в период профессионального становления. База исследования - Федеральное государствен-

ное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО СГУВТ). Объектом исследования является творческое мышление в процессе профессионального становления студентов. Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы профессионального становления и развития профессионального творческого мышления студентов современного вуза.

2. Обосновать диагностический инструментарий и провести опытно-экспериментальное исследование уровня сформированности профессионального творческого мышления студентов образовательной организации.

3. Эмпирически исследовать инновационно-проектную деятельность как средство формирования творческого мышления в процессе профессионального становления студентов.

Первый

этап

Второй этап

Образовательные (ФГОС ВО 3++) и профессиональные стандарты

1

Требования потенциальных работодателей

I

Отраслевая специфика вуза

Запросы абитуриентов

в отношении результатов обучения

1

Цель: развитие и формирование творческого мышления студентов в процессе профессионального становления, дающее возможность решения профессиональных задач, соответствующих требованиям рынка труда

Третий и _ четвертый

Пятый

этап

Образовательный процесс вуза

Диагностика уровня сформированности компонентов творческого мышления обучающихся

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Творческий подход к выполнению заданий Умение завершать работу Умение переносить известные характеристики на неизвестные процессы и объекты Многозадачность при выполнении учебных задач Умение использовать творческий подход при решении профессиональных задач

Развитие навыков гибкости мышления и профессионального воображения

Л

Формирование навыков творческого подхода к

поиску решения поставленной задачи

Имитация профессиональной деятельности в условиях асимметрии информации

I

Шестой этап

Инновационно-проектная деятельность 1

Результат: сформированность компонентов творческого мышления в процессе профессионального становления

студентов

I

Креативность

т

X

Навыки экстраполяции

Лабильность

I

Нацеленность на конкретный, достижимый результат

I

Сформированность профессиональных компетенций

Повторная диагностика уровня сформированности компонентов творческого мышления обучающихся и _локальная корректировка с учетом факторов внешней среды_

Рис 1. Модель формирования творческого мышления в процессе профессионального становления студентов на основе инновационно-проектной деятельности

4. Предложить программу развития профессионального творческого мышления обучающихся в рамках процесса формирования профессионально значимых качеств.

Научная новизна состоит в том, что на основе анализа требований рынка труда и образовательных стандартов выявлены основные компоненты творческого мышления и предложен подход к оцениванию сформированности профессионального творческого мышления на основе факторного анализа.

Теоретическая значимость заключается в том, что было расширено и дополнено понятие «профессиональное становление обучающихся вуза» с учетом современных условий функционирования рынка труда и требований потенциальных работодателей к уровню квалификации выпускников вузов.

Практическая значимость состоит в возможности применения предложенной авторами модели формирования творческого мышления как элемента профессионального становления студентов в образовательной деятельности высшей школы.

В качестве основных методологических подходов в исследовании были избраны личностно-деятельностный и проектно-целевой. Личностно-деятель-ностный подход позволяет раскрыть базовые характеристики учебной и квазипрофессиональной деятельности студентов в период их обучения в вузе. Проектно-целевой подход позволяет осуществить проектирование программы формирования творческого мышления студентов как будущих профессионалов в соответствии с требованиями рынка труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Термин «профессиональное становление личности» с точки зрения необходимости соответствия каждой профессии набору психофизических качеств личности, которые формируются в процессе профессионального роста, впервые рассмотрел в 1909 году Фрэнк Парсонс в своей книге «Choosing a vocation» [1]. В настоящее время понятие «профессиональное становление» представлено в работах Э.Ф. Зеера, А.Б. Качанова, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Ю.П. Пова-ренкова, В.П Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, А.К. Марковой, Е.Ю. Пряж-никовой, Н.С. Пряжникова и других.

Самоидентификация в качестве будущего специалиста также является частью профессионального развития студентов, на что указывают в своей работе ПФ. Плебова и Ю.В. Грачева, понимая под профессиональным становлением студентов возможность профессионального самоопределения через участие в учебной и практической деятельности во время обучения в вузе [2].

Таким образом, процесс профессионального становления в рамках профессиональной подготовки студентов основывается не столько на предоставлении определенных профессиональных знаний, сколько на развитии на основе этих знаний умения пользоваться и создавать самостоятельно алгоритмы решения профессиональных задач, а выбор профессии, самоопределение личности, профессиональная подготовка и ее профессиональная адаптация - это взаимосвязанные этапы указанного процесса.

С целью развития творческого мышления обучающихся современного вуза в период профессионального становления нами была разработана модель, представленная на рис. 1.

В предложенной модели, разработанной на примере профессиональной подготовки студентов ФПБОУ ВО СГУВТ (направления подготовки 38.03.01 Экономика и 38.03.02 Менеджмент), в качестве основных подходов, обеспечивающих развитие и формирование компонентов профессионального творческого мышления, рассмотрены следующие: «Развитие навыков гибкости мышления», «Формирование навыков творческого подхода к поиску решения поставленной задачи» и «Имитация профессиональной деятельности в условиях асимметрии информации», что полностью соответствует запросам рынка труда и студентов в отношении востребованных профессиональных качеств работников, обозначаемых потенциальными работодателями как «профессиональное творческое мышление».

Приведем программу формирования творческого мышления обучающихся на основе представленной модели.

На первом этапе осуществляется изучение требований работодателей, абитуриентов, образовательных стандартов к квалификационным качествам студентов данного направления подготовки.

На втором этапе выявляются требования, относящиеся непосредственно к запросам потенциальных работодателей в отношении творческого выполнения профессиональных обязанностей. Далее выявляется востребованность рынком каждого из компонентов творческого мышления профессионала с точки зрения предъявляемых к работнику требований.

На третьем этапе подбирается диагностический инструментарий для выявления степени сформированности каждого из компонентов творческого мышления у студентов в соответствии с особенностями будущей профессиональной деятельности. Так, для обучающихся обозначенных ранее направлений подготовки нами были использованы следующие методики оценки сформированности компонентов творческого мышления, представленные в табл. 1. Тестирование рекомендуется проводить в течение одного учебного занятия.

На четвертом этапе проводится диагностика сформированности компонентов творческого мышления и составляет график формирования отдельных компонентов в рамках учебного процесса.

Представленная модель предполагает следующее последовательное формирование творческого мышления в процессе профессионального становления

Таблица 1

Диагностический инструментарий для оценки сформированности творческого мышления

Компонент творческого мышления Методика для оценивания сформированности компонента Описание методики

«Креативность» Опросник креативности Джонсона, адаптированный Туник [3] оценка уровня творческого мышления методам наблюдения и самодиагностики

«Экстраполяция» «Сложные аналогии» (методика, предложенная Э.А. Коробковой) [4] дает возможность определить, насколько обследуемому доступно выделение сложных логических отношений и абстрактных связей

«Лабильность» Тест Мюнстерберга [5] позволяет оценить навыки помехоустойчивости, избирательности и концентрации внимания

Методика исследования быстроты мышления [6] позволяет оценить скорость выполнения поставленной задачи, вариативность подходов, теорий, гипотез

«Нацеленность на результат» Шкала оценки потребности в достижении (методика Ю.М. Орлова) [7] проводится оценка обследуемого в отношении мотивированности достижений, возможности достичь конкретного результата

студентов: 1 курс обучения - умение завершать работу и творческий подход к ее выполнению (компоненты «креативность» и «нацеленность на результат»); 2 курс - умение переносить известные характеристики на неизвестные процессы и объекты (компонент «экстраполяция»); 3 курс - многозадачность при выполнении учебных задач (компонент «лабильность» и «быстрота мышления»); 4 курс -все компоненты творческого мышления профессионала сформированы.

На пятом этапе подбирается и используется соответствующий обозначенным целям инструментарий. На шестом этапе проводится повторная диагностика сформированности профессионального творческого мышления обучающихся четвертого курса методом тестирования на основе факторного анализа диагностики, что дает возможность при необходимости провести локальную корректировку результатов с учетом результатов производственной практики и желаемых мест трудоустройства.

Для проверки результативности предложенной программы по формированию творческого мышления студентов в процессе их профессионального становления было спланировано и проведено эмпирическое исследование. Базой эмпирического исследования выступил ФПБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» (г. Новосибирск). Эмпирическая выборка составила 117 испытуемых, обучающихся на 1-4 курсах бакалавриата в возрасте от 18 до 22 лет, контрольная группа студентов, не обучавшихся по предложенной программе на основе разработанной авторами модели, составила 26 человек. Результаты диагностики сформированности творческого мышления обучающихся экспериментальной и контрольной групп до и после реализации программы формирования творческого мышления обучающихся представлены на рис. 2 и 3.

35

КРЕАТИВНОСТЬ - КРЕАТИВНОСТЬ - ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ - ЛАБИЛЬНОСТЬ - НАЦЕЛЕННОСТЬ самооценка наблюдение - Сложные аналогии Тест Мюнстерберга Быстрота мышления НА РЕЗУЛЬТАТ

^■Контрольная группа - до ш Экспериментальная группа - до ^^Уровень сформированности

Рис. 2. Результаты диагностики до реализации программы

Уровень сформированности творческого мышления до проведения формирующего эксперимента можно оценить как недостаточный по следующим компонентам: навыки экстраполяции (10 баллов), лабильность (15 баллов) и нацеленность на конечный результат (11 баллов). В результате реализации программы формирования творческого мышления обучающихся можно констатировать сформированность всех компонентов творческого мышления у студентов экспериментальной группы.

Таким образом, необходимо отметить важность формирования профессионального творческого мышления обучающихся современного вуза как часть процесса профессионального становления, самоидентификации и вовлечения студентов вуза в будущую профессиональную деятельность. В отличие от креативности, помимо создания объекта новизны, творчество предполагает преобразование не только объекта, но и субъекта творческой деятельности. Поэтому мы полагаем, что в условиях современного вуза под творческим мышлением целесообразно понимать мышление, направленное на создание нового продукта и на новообразования в ходе собственно познавательной деятельности по его созданию, поэтому в качестве рекомендуемого подхода, позволяющего сформировать творческое мышление, необходимое для решения профессиональных задач, мы можем предложить привлечение студентов к участию в инновационно-проектной деятельности. Предложенная авторами программа может быть применена для профессиональной подготовки студентов экономического направления.

Библиографическийсписок

1. Parsons F. Choosing a vocation. Boston and New York Houghton Mifflin Company, 1909.

2. Глебова ГФ. Исследование проблем и условий оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов (из опыта Смоленского государственного университета). Непрерывное образование: XXI век, 2015; № 2 (10): 48-67.

3. ТуникЕ.Опросник креативностиДжонсона. Школьныйпсихолог.2000; № 47.

4. РубинштейнС.Я. Экспериментальныеметодикипатопсихологиииопыт применения их в клинике. (Практическое руководство). Москва: Апрель-Пресс. 2004.

5. Мюнстерберг Г Основы психотехники. Перевод под ред. Б.Н. Северного и В.М. Экземплярского. Хозяйство. Право: вторая специальная часть. 1924; Выпуск 2: 109-110.

6. Ратанова Т.А., Золотарева Л.И.,Шляхта Н.Ф. Методыизученияипсиходиагностика личности. Москва: МГОПУ, 1997: 52-53.

7. ОрловЮ.М. Мотивацияповедения.Москва:Импринт-Гольфстрим,1997.

References

1. Parsons F. Choosing a vocation. Boston and New York Houghton Mifflin Company, 1909.

2. Glebova G.F. Issledovanie problem i uslovij optimizacii processa professional'nogo samoopredeleniya studentov (iz opyta Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta). Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek, 2015; № 2 (10): 48-67.

3. Tunik E. Oprosnik kreativnosti Dzhonsona. Shkol'nyjpsiholog. 2000; № 47.

4. Rubinshtejn S.Ya. 'Eksperimental'nye metodiki patopsihologii i opyt primeneniya ih v klinike. (Prakticheskoe rukovodstvo). Moskva: Aprel'-Press. 2004.

5. Myunsterberg G. Osnovy psihotehniki. Perevod pod red. B.N. Severnogo i V.M. 'Ekzemplyarskogo. Hozyajstvo. Pravo: vtoraya special'naya chast'. 1924; Vypusk 2: 109-110.

6. Ratanova T.A., Zolotareva L.I., Shlyahta N.F. Metody izucheniya ipsihodiagnostika lichnosti. Moskva: MGOPU, 1997: 52-53.

7. Orlov Yu.M. Motivaciya povedeniya. Moskva: Imprint-Gol'fstrim, 1997.

Статья поступила в редакцию 23.05.24

КРЕАТИВНОСТЬ - КРЕАТИВНОСТЬ - Э КСТРАПОЛЯПЦИЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ- ЛАБИЛЬНОСТПн - НАЦЕЛЕННОСТЬ самооценка наблюдение - Сложн^ые аналогия Тест Июнстерберга Быстрота мышления НА РЕЗУЛЬТАТ

^■Контрольная группа - после Экспериментальная группа - после ^^Уровень сформированности

Рис. 3. Результаты диагностики после реализации программы

УДК 378

Ryumina Yu.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: ryumina_yulia76@mail.ru

Niyazova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: aniyazova@surgpu.ru

REFLECTIVE COMPETENCE AS A COMPONENT OF INCLUSIVE COMPETENCE OF A TEACHER. The article is dedicated to a problem of developing inclusive competence of a teacher. The authors define the role of the reflective component in the structure of the inclusive competence of a teacher in the modern education system. The paper presents an analysis of scientific approaches to determining the structural characteristics of a teacher's inclusive competence and understanding the place of the reflexive component of a teacher's inclusive competence. An analysis of the essence of the concept and component structure of reflexive competence is carried out. The components of the reflective competence of an inclusive education teacher are determined. During the pilot study, an analysis of working curricula is carried out. The need to include in the programs of academic disciplines and practice programs the corresponding tasks for the formation of components of the reflective competence of the future teacher has been determined.

Key words: competence, competency, inclusive education, inclusive competence, reflective competence

Ю.Н. Рюмина, канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, E-mail: ryumina_yulia76@mail.ru

А.А. Ниязова, д-р пед. наук, доц., Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, E-mail: aniyazova@surgpu.ru

РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Статья посвящена проблеме формирования инклюзивной компетентности педагога. Авторами определяются роль рефлексивного компонента в структуре инклюзивной компетентности педагога современной системы образования. В работе представлен анализ научных подходов к определению структурных характеристик инклюзивной компетентности педагога, пониманию места рефлексивного компонента инклюзивной компетентности педагога. Проведен анализ сущности понятия и компонентной структуры рефлексивной компетенции. Определены компоненты рефлексивной компетенции педагога инклюзивного образования. В ходе пилотного исследования проведен анализ рабочих учебных планов. Определена необходимость включения в программы учебных дисциплин и программ практик соответствующих задач по формированию компонентов рефлексивной компетенции будущего педагога.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, инклюзивное образование, инклюзивная компетентность, рефлексивная компетентность

Актуальность исследования связана с тем, что очевидной реальностью современного образования во всем мире является имплементация инклюзии как фактическая реализация международных обязательств реализации прав на образование, но в то же время довольно остро в отечественной практике стоит вопрос профессиональной подготовки кадров для инклюзивного образования.

Так, К. Форлина, Д. Чемберс (Chris Forlina, Dianne Chambersb, 2011 г) отмечают тревожный уровень отсева выпускников после получения профессионального образования в области инклюзии в Австралии. При выборе приоритетов в области инклюзии, на которых они хотели бы больше сосредоточиться, только 7,5% выпускников указали на обучение одаренных учащихся или учащихся с осо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.