Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе'

Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3340
1169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ПРИНЦИПЫ / УСЛОВИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / PEDAGOGICAL PROJECTING / PROJECT OF EDUCATIONAL PROCESS / LOGICAL STRUCTURE / PRINCIPLES / CONDITIONS / PATTERNS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьев Владимир Васильевич, Ермолаева Светлана Сергеевна

В статье представлено педагогическое проектирование как вид профессиональной деятельности педагога по созданию проекта образовательного процесса в вузе: определены его логическая структура, компоненты, принципы, условия и закономерности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PROJECTING OF EDUCATIONAL PROCESS AS A TYPE OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHER IN HIGH SCHOOL

In the article the pedagogical projecting as type of professional activity of teacher on creation of project of educational process in the Institutes of higher education is represented: his logical structure, components, principles, conditions and conformities to law are defined.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе»

УДК 378.14

Афанасьев Владимир Васильевич

доктор педагогических наук,

профессор кафедры теории и истории педагогики

Московского городского

педагогического университета

тел.: (903) 574-31-30

Ермолаева Светлана Сергеевна

старший преподаватель кафедры философии филиала Московского государственного открытого университета им. В.С. Черномырдина в г. Александрове Владимирской области тел.: (903) 201-27-36

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ВУЗЕ

Afanasyev Vladimir Vasilyevich

Doctor of Pedagogics, professor of the chair of theory and history of pedagogics, Moscow City Pedagogical University tel.: (903) 574-31-30

Ermolaeva Svetlana Sergeevna

senior teacher of the chair of philosophy, branch of Moscow State Open University named after V.S. Chernomyrdin in Aleksandrov, Vladimir region tel.: (903) 201-27-36

PEDAGOGICAL PROJECTING OF EDUCATIONAL PROCESS AS A TYPE OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHER IN HIGH SCHOOL

Аннотация:

В статье представлено педагогическое проектирование как вид профессиональной деятельности педагога по созданию проекта образовательного процесса в вузе: определены его логическая структура, компоненты, принципы, условия и закономерности.

Ключевые слова:

педагогическое проектирование, проект образовательного процесса, логическая структура, принципы, условия, закономерности.

The summary:

In the article the pedagogical projecting as type of professional activity of teacher on creation of project of educational process in the Institutes of higher education is represented: his logical structure, components, principles, conditions and conformities to law are defined.

Keywords:

pedagogical projecting, project of educational process, logical structure, principles, conditions, patterns.

Важнейшая задача, стоящая в настоящее время перед системой высшего образования, - повышение его качества. Для педагогов становится особенно важным проектирование педагогической деятельности, предвидение последствий ее преобразований. Необходимость освоения основ проектировочной деятельности, по мнению И.А. Колесниковой, связана также с особенностями современного образования. Быстрое устаревание научных сведений заставляет искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Таким источником способно быть проектирование [1].

Несмотря на достаточно продолжительную историю развития представлений о педагогическом проектировании, до сих пор нет его единой трактовки. Исследователи по-разному определяют педагогическое проектирование [2-6], однако общим для всех проектов в образовании является их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации.

В вузовской практике педагогического проектирования образовательного процесса можно выделить два уровня проектирования: уровень профессиональной деятельности педагога (проектирование конкретного процесса обучения) и уровень менеджеров (администрации) (проектирование образовательного процесса вуза в целом). В нашем исследовании проектирование рассматривается на уровне деятельности педагога. С этой точки зрения под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность субъекта педагогической практики по созданию проекта образовательного процесса. В понятие «проект образовательного процесса» вкладывается следующее содержание: это замысел будущего процесса обучения, воплощенный в виде модели и реализующей ее технологии, раскрывающие сущность замысла. Модель состоит из содержательного компонента: цель, задачи, содержание обучения, содержание учебной дисциплины и процессуального компонента: организация деятельности субъектов образовательного процесса, управление деятельностью, контроль, коррекция. Технология представляет собой систему действий преподавателя по организации и управлению учебно-познавательной деятельностью студентов. Основными характеристиками проекта образовательного процесса являются законосообразность, системность, алгоритмичность, оптимальность. Законосообразность предполагает, что проект должен быть научно обоснован, выстроен в соответствии с зако-

нами и закономерностями образовательного процесса. Системность предполагает системное упорядочение структуры проекта, то есть в нем должны быть представлены все компоненты образовательного процесса и связи между ними. В процессуальном плане проект характеризуется алгорит-мичностью, то есть представляет собой совокупность операций (действий) деятельности субъектов образовательного процесса. С точки зрения соответствия конкретным условиям реализации образовательного процесса, проект должен быть оптимальным (наилучшим) для данных условий в отношении затрат времени и сил участников проекта.

Логическая структура педагогического проектирования по разработке такого проекта образовательного процесса в нашем исследовании сводится к четырехэтапному алгоритму:

1. Мотивационный этап:

- формирование личностной мотивации выполнения проекта;

- вычленение важных проблем;

- осуществление профессионального анализа собственных возможностей;

- поиск необходимой информации.

2. Установочный этап:

- анализ и оценка педагогической ситуации;

- разработка цели;

- определение задач;

- выбор методов и средств для достижения цели;

- определение условий для достижения цели;

- прогнозирование трудностей в процессе проектной работы;

- выявление возможностей использования полученного проекта.

3. Деятельностный этап:

- уточнение цели и задач с ориентацией на требуемый результат;

- разработка критериев оценки результатов;

- разработка модели процесса обучения;

- разработка технологии как процессуального компонента модели;

- мысленное экспериментирование (мысленная реализация будущего проекта);

- выполнение пробной верификации модели посредством реализации технологии.

4. Коррекционный этап:

- осуществление анализа достигнутого;

- рефлексия;

- коррекция деятельности;

- оценка результатов;

- документальное оформление проекта.

Создание проекта образовательного процесса требует разработки системы регулятивов. В качестве такой системы мы определили следующие принципы проектирования:

- принцип личностных приоритетов, то есть ориентация на всех участников процесса обучения;

- принцип диагностического целеполагания, позволяющий проектировать процесс обучения как предсказуемое, достоверное и целенаправленное взаимодействие субъектов образовательного процесса;

- принцип поэтапности, предполагающий последовательность действий;

- принцип саморазвития, означающий проектирование обучения как динамичного и гибкого процесса;

- принцип продуктивности, предполагающий получение значимого результата;

- принцип системности, означающий рассмотрение процесса обучения как целостной системы;

- принцип рефлексивности, предполагающий непрерывную корректировку создаваемого проекта на основе анализа потребностей и возможностей субъектов образовательного процесса;

- принцип многофакторности. Проектируя процесс обучения, педагог должен учитывать все факторы, влияющие на этот процесс.

Разработка проекта будет эффективной при выполнении следующих условий осуществления педагогического проектирования:

- наличие положительной мотивации педагога;

- наличие проектировочной компетенции педагога;

- создание среды для осуществления проектирования;

- учет особенностей проектного замысла и конкретность путей его реализации;

- педагогически обоснованный выбор и поэтапное выстраивание способов и форм учебного процесса;

- включенность основных субъектов образовательного процесса во все этапы создания и реализации педагогического проекта;

- мониторинг проектировочной деятельности.

Анализ литературы [2-5], передового педагогического опыта позволили также выявить следующие закономерности педагогического проектирования:

- качество проектирования определяется полнотой учтенных факторов;

- выбор стратегии проектирования определяется индивидуальным стилем педагога;

- проектирование дидактико-методической системы зависит от индивидуальных особенностей обучающихся;

- качество разработанного проекта, то есть его эффективность зависит от гармоничного отражения в проекте всех компонентов образовательного процесса: психологического, информационного, инструментального, технологического, управленческого.

Рассматривая педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога, мы смогли определить его (проектирования) структурные компоненты как деятельности:

- мотивационный компонент (комплекс мотивов, побуждающих к осуществлению проектирования: профессиональные мотивы, мотивы личностной самореализации, стремление к профессиональному самоопределению);

- деятельностный компонент (индивидуальный стиль деятельности педагога);

- рефлексивный компонент (постоянное критическое осмысление педагогом своей деятельности и ее коррекция).

Осуществление педагогического проектирования как вида профессиональной деятельности позволяет педагогу научно обоснованно подойти к организации образовательного процесса.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учебн. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М., 2008.

2. Беспалько В.П. Проектирование педагогических систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. М., 1994. С. 28-29.

3. Заир-Бек Е.С. Проектирование как педагогическая деятельность и содержание обучения педагогов // Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. СПб., 1995. С. 124-148.

4. Муравьева Г.Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе: монография / под ред. д-ра пед. наук, проф. М.М. Левиной. М., 2002.

5. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: учебно-методическое пособие. М., 2006.

6. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование: учебно-практическое пособие. Челябинск, 2001.

1. Kolesnikova I.A. Pedagogicheskoe proektirovanie: textbook for high schools / I.A. Kolesnikova, M.P. Gorchakova-Sibirskaya; ed. by V.A. Slastenin, I.A. Kolesnikova. M., 2008.

2. Bespal'ko V.P. Proektirovanie pedagogicheskikh sistem // Proektirovanie v obrazovanii: problemy, poiski, resheniya. M., 1994. P. 28-29.

3. Zair-Bek E.S. Proektirovanie kak pedagogicheskaya deyatel'nost' i soderzhanie obucheniya pedagogov // Pedagogicheskie osnovy proektirovaniya obra-zovatel'nykh sistem novogo vida. SPb., 1995. P. 124-148.

4. Murav'eva G.E. Teoreticheskie osnovy proektirovaniya obrazovatel'nykh protsessov v shkole: monografi-ya / ed. by d-r of pedagogical sci., prof. M.M. Levina. M., 2002.

5. Tatur Y.G. Vysshee obrazovanie: metodologiya i opyt

proektirovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie.

M., 2006.

6. Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe proektirovanie: uchebno-prakticheskoe posobie. Chelyabinsk, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.