УДК 378.14
Афанасьев Владимир Васильевич
доктор педагогических наук,
профессор кафедры теории и истории педагогики
Московского городского
педагогического университета
тел.: (903) 574-31-30
Ермолаева Светлана Сергеевна
старший преподаватель кафедры философии филиала Московского государственного открытого университета им. В.С. Черномырдина в г. Александрове Владимирской области тел.: (903) 201-27-36
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ВУЗЕ
Afanasyev Vladimir Vasilyevich
Doctor of Pedagogics, professor of the chair of theory and history of pedagogics, Moscow City Pedagogical University tel.: (903) 574-31-30
Ermolaeva Svetlana Sergeevna
senior teacher of the chair of philosophy, branch of Moscow State Open University named after V.S. Chernomyrdin in Aleksandrov, Vladimir region tel.: (903) 201-27-36
PEDAGOGICAL PROJECTING OF EDUCATIONAL PROCESS AS A TYPE OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHER IN HIGH SCHOOL
Аннотация:
В статье представлено педагогическое проектирование как вид профессиональной деятельности педагога по созданию проекта образовательного процесса в вузе: определены его логическая структура, компоненты, принципы, условия и закономерности.
Ключевые слова:
педагогическое проектирование, проект образовательного процесса, логическая структура, принципы, условия, закономерности.
The summary:
In the article the pedagogical projecting as type of professional activity of teacher on creation of project of educational process in the Institutes of higher education is represented: his logical structure, components, principles, conditions and conformities to law are defined.
Keywords:
pedagogical projecting, project of educational process, logical structure, principles, conditions, patterns.
Важнейшая задача, стоящая в настоящее время перед системой высшего образования, - повышение его качества. Для педагогов становится особенно важным проектирование педагогической деятельности, предвидение последствий ее преобразований. Необходимость освоения основ проектировочной деятельности, по мнению И.А. Колесниковой, связана также с особенностями современного образования. Быстрое устаревание научных сведений заставляет искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Таким источником способно быть проектирование [1].
Несмотря на достаточно продолжительную историю развития представлений о педагогическом проектировании, до сих пор нет его единой трактовки. Исследователи по-разному определяют педагогическое проектирование [2-6], однако общим для всех проектов в образовании является их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации.
В вузовской практике педагогического проектирования образовательного процесса можно выделить два уровня проектирования: уровень профессиональной деятельности педагога (проектирование конкретного процесса обучения) и уровень менеджеров (администрации) (проектирование образовательного процесса вуза в целом). В нашем исследовании проектирование рассматривается на уровне деятельности педагога. С этой точки зрения под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность субъекта педагогической практики по созданию проекта образовательного процесса. В понятие «проект образовательного процесса» вкладывается следующее содержание: это замысел будущего процесса обучения, воплощенный в виде модели и реализующей ее технологии, раскрывающие сущность замысла. Модель состоит из содержательного компонента: цель, задачи, содержание обучения, содержание учебной дисциплины и процессуального компонента: организация деятельности субъектов образовательного процесса, управление деятельностью, контроль, коррекция. Технология представляет собой систему действий преподавателя по организации и управлению учебно-познавательной деятельностью студентов. Основными характеристиками проекта образовательного процесса являются законосообразность, системность, алгоритмичность, оптимальность. Законосообразность предполагает, что проект должен быть научно обоснован, выстроен в соответствии с зако-
нами и закономерностями образовательного процесса. Системность предполагает системное упорядочение структуры проекта, то есть в нем должны быть представлены все компоненты образовательного процесса и связи между ними. В процессуальном плане проект характеризуется алгорит-мичностью, то есть представляет собой совокупность операций (действий) деятельности субъектов образовательного процесса. С точки зрения соответствия конкретным условиям реализации образовательного процесса, проект должен быть оптимальным (наилучшим) для данных условий в отношении затрат времени и сил участников проекта.
Логическая структура педагогического проектирования по разработке такого проекта образовательного процесса в нашем исследовании сводится к четырехэтапному алгоритму:
1. Мотивационный этап:
- формирование личностной мотивации выполнения проекта;
- вычленение важных проблем;
- осуществление профессионального анализа собственных возможностей;
- поиск необходимой информации.
2. Установочный этап:
- анализ и оценка педагогической ситуации;
- разработка цели;
- определение задач;
- выбор методов и средств для достижения цели;
- определение условий для достижения цели;
- прогнозирование трудностей в процессе проектной работы;
- выявление возможностей использования полученного проекта.
3. Деятельностный этап:
- уточнение цели и задач с ориентацией на требуемый результат;
- разработка критериев оценки результатов;
- разработка модели процесса обучения;
- разработка технологии как процессуального компонента модели;
- мысленное экспериментирование (мысленная реализация будущего проекта);
- выполнение пробной верификации модели посредством реализации технологии.
4. Коррекционный этап:
- осуществление анализа достигнутого;
- рефлексия;
- коррекция деятельности;
- оценка результатов;
- документальное оформление проекта.
Создание проекта образовательного процесса требует разработки системы регулятивов. В качестве такой системы мы определили следующие принципы проектирования:
- принцип личностных приоритетов, то есть ориентация на всех участников процесса обучения;
- принцип диагностического целеполагания, позволяющий проектировать процесс обучения как предсказуемое, достоверное и целенаправленное взаимодействие субъектов образовательного процесса;
- принцип поэтапности, предполагающий последовательность действий;
- принцип саморазвития, означающий проектирование обучения как динамичного и гибкого процесса;
- принцип продуктивности, предполагающий получение значимого результата;
- принцип системности, означающий рассмотрение процесса обучения как целостной системы;
- принцип рефлексивности, предполагающий непрерывную корректировку создаваемого проекта на основе анализа потребностей и возможностей субъектов образовательного процесса;
- принцип многофакторности. Проектируя процесс обучения, педагог должен учитывать все факторы, влияющие на этот процесс.
Разработка проекта будет эффективной при выполнении следующих условий осуществления педагогического проектирования:
- наличие положительной мотивации педагога;
- наличие проектировочной компетенции педагога;
- создание среды для осуществления проектирования;
- учет особенностей проектного замысла и конкретность путей его реализации;
- педагогически обоснованный выбор и поэтапное выстраивание способов и форм учебного процесса;
- включенность основных субъектов образовательного процесса во все этапы создания и реализации педагогического проекта;
- мониторинг проектировочной деятельности.
Анализ литературы [2-5], передового педагогического опыта позволили также выявить следующие закономерности педагогического проектирования:
- качество проектирования определяется полнотой учтенных факторов;
- выбор стратегии проектирования определяется индивидуальным стилем педагога;
- проектирование дидактико-методической системы зависит от индивидуальных особенностей обучающихся;
- качество разработанного проекта, то есть его эффективность зависит от гармоничного отражения в проекте всех компонентов образовательного процесса: психологического, информационного, инструментального, технологического, управленческого.
Рассматривая педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога, мы смогли определить его (проектирования) структурные компоненты как деятельности:
- мотивационный компонент (комплекс мотивов, побуждающих к осуществлению проектирования: профессиональные мотивы, мотивы личностной самореализации, стремление к профессиональному самоопределению);
- деятельностный компонент (индивидуальный стиль деятельности педагога);
- рефлексивный компонент (постоянное критическое осмысление педагогом своей деятельности и ее коррекция).
Осуществление педагогического проектирования как вида профессиональной деятельности позволяет педагогу научно обоснованно подойти к организации образовательного процесса.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учебн. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М., 2008.
2. Беспалько В.П. Проектирование педагогических систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. М., 1994. С. 28-29.
3. Заир-Бек Е.С. Проектирование как педагогическая деятельность и содержание обучения педагогов // Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. СПб., 1995. С. 124-148.
4. Муравьева Г.Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе: монография / под ред. д-ра пед. наук, проф. М.М. Левиной. М., 2002.
5. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: учебно-методическое пособие. М., 2006.
6. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование: учебно-практическое пособие. Челябинск, 2001.
1. Kolesnikova I.A. Pedagogicheskoe proektirovanie: textbook for high schools / I.A. Kolesnikova, M.P. Gorchakova-Sibirskaya; ed. by V.A. Slastenin, I.A. Kolesnikova. M., 2008.
2. Bespal'ko V.P. Proektirovanie pedagogicheskikh sistem // Proektirovanie v obrazovanii: problemy, poiski, resheniya. M., 1994. P. 28-29.
3. Zair-Bek E.S. Proektirovanie kak pedagogicheskaya deyatel'nost' i soderzhanie obucheniya pedagogov // Pedagogicheskie osnovy proektirovaniya obra-zovatel'nykh sistem novogo vida. SPb., 1995. P. 124-148.
4. Murav'eva G.E. Teoreticheskie osnovy proektirovaniya obrazovatel'nykh protsessov v shkole: monografi-ya / ed. by d-r of pedagogical sci., prof. M.M. Levina. M., 2002.
5. Tatur Y.G. Vysshee obrazovanie: metodologiya i opyt
proektirovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie.
M., 2006.
6. Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe proektirovanie: uchebno-prakticheskoe posobie. Chelyabinsk, 2001.