Научная статья на тему 'Анализ исследований в области педагогического проектирования'

Анализ исследований в области педагогического проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1245
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИВНЫЕ УМЕНИЯ / PROJECTING / PEDAGOGICAL PROJECTING / PROJECT SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еныгин Дмитрий Викторович

В статье автор анализирует различные подходы к понятию педагогического проектирования в современных научных исследованиях, рассматривает структуру и алгоритмы данного процесса в работах ряда ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Researches in the Area of Pedagogical Projecting

The author of the article analyses different approaches to the notion of pedagogical projecting in modern researches and renders the structure and algorithms of this notion in the works of different scientists.

Текст научной работы на тему «Анализ исследований в области педагогического проектирования»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378.2 ББК 74.58

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ANALYSIS OF THE RESEARCHES IN THE AREA OF PEDAGOGICAL PROJECTING

Еныгин Дмитрий Викторович

Старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, кандидат педагогических наук E-mail: yenygen@gmail.com

Enygin Dmitrii V.

Senior lecturer at Foreign Languages Department # 1, Plekhanov Russian University of Economics, PhD in Education E-mail: yenygen@gmail.com

Аннотация. В статье автор анализирует различные подходы к понятию педагогического проектирования в современных научных исследованиях, рассматривает структуру и алгоритмы данного процесса в работах ряда ученых.

Abstract. The author of the article analyses different approaches to the notion of pedagogical projecting in modern researches and renders the structure and algorithms of this notion in the works of different scientists.

Ключевые слова: проектирование, педагогическое проектирование, проективные умения.

Keywords: projecting, pedagogical projecting, project skills.

Под проектированием В. А. Сластенин [1] понимал целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы. В «Большой современной энциклопедии педагогики» проектирование рассматривается с педагогических позиций: «процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает как один из активных методов обучения».

В педагогической литературе проектирование понимается так:

• «активная мыследеятельность по своей практической деятельности, направленная на ее преобразования» [2];

• «объектно-ориентированная деятельность, то есть деятельность исследования и познания» [3]. Но если исследование и познание рассматривают объекты для того,

чтобы описать и обнаружить, то проектирование - для того, чтобы трансформировать и превратить;

• «один из аспектов творчества человека, который допускает возможность полностью разработать систему деятельности, не обращаясь, в идеале, к экспериментальной апробации, основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании» [4];

• «специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого и от коллектива оригинальных новых решений. В режиме групповых занятий интенсивно развиваются проективные умения, предполагающие способность к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое» [5].

Во всем многообразии мнений о проектировании можно выделить два направления:

1) проектирование и создание проектов в интенсивных формах (организационно-деятельностные, инновационные, производительные игры, проективные сборы);

2) пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками.

Таким образом, терминологический анализ позволяет рассматривать проектирование как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования и, что наиболее важно для нашего исследования, как средство развития проективных умений.

Существует много исследований в сфере проектирования: исследуются условия проектирования, средства, сферы привлечения, интенсификация. Например, М. Коляда [6] в своем исследовании анализирует принципы проектирования вообще и педагогического проектирования в частности. Он определяет три базовых принципа:

1) принцип человеческих приоритетов, то есть ориентация на человека как на участника педагогического процесса или ситуации. При этом, как правило, для педагога могут служить следующие указания: подчиняйте проектируемые процессы и ситуации реальным потребностям и возможностям личности студента, не навязывайте твердое выполнение учебных целей;

2) принцип диагностического целеполагания, что позволяет в процессе проектирования организовать обучение как предполагаемую, достоверную и целенаправленную деятельность по взаимодействию субъектов обучения;

3) принцип саморазвития означает создание динамичных и гибких проектируемых систем, процессов, ситуаций. Здесь педагогу помогут следующие рекомендации: разрабатывайте легкозаменяемые модели, проекты процесса обучения, которые подвергаются модернизации и коррекции. Проекты обучения должны создаваться также для многократного использования.

Проанализировав вышеуказанные принципы, необходимо добавить еще один, который является самым важным. Это принцип модернизации образования. То есть педагогическое проектирование позволяет отойти от устаревшей традиционной образовательной парадигмы и сориентироваться на использование новейших методов работы, современных эффективных средств развития личности ученика.

Также интересным среди исследований в области педагогического проектирования является его алгоритм, который приводит Н. Плахотнюк [7]. Поскольку проектирование является основным средством выражения инновационной деятельности, ее сущностью и содержанием, неотъемлемой частью педагогического творчества, то существенным является алгоритм проектирования инновационного процесса.

Процесс проектирования реализуется по ряду определенных последовательных этапов: моделирование инновации как целостной системы - постановка целей инновационного процесса - диагностика существующего положения учебного заведения как основа для инновационных изменений - обоснование логики проектируемых этапов инновационного процесса - конструирование алгоритма выполнения и мониторинга созданного проекта инновации на практике. Однако этот алгоритм не содержит этапа экспертной оценки и корреляции спроектированных действий, что, на наш взгляд, является важным для определения эффективности процесса проектирования.

Ключевыми являются идеи В. Афанасьева, который в своих работах отмечает, что, несмотря на длительный процесс развития педагогического процесса, до сих пор нет четких трактовок этого явления. В своем исследовании автор описывает четырехэтапный алгоритм педагогического проектирования, который состоит из мотивационного, установочного, деятельностного и коррекционного этапов [8].

Алгоритм проектирования образовательной среды В. Ясвина основан на системном методическом подходе к процессу его осуществления. Этот подход предполагает удовлетворение всего иерархического комплекса потребностей субъектов проектирования и предполагает следующие этапы:

• выбор образовательной идеологии и путей ее осуществления;

• формирование определенных содержательных целей и задач образовательного проекта для определенной среды;

• определение содержания образовательного процесса;

• создание проекта технологической организации образовательной среды;

• разработка проекта его пространственно-предметной организации;

• создание социальной программы образовательной среды;

• выполнение экспертизы созданного проекта [9].

Ряд ученых (В. Анисимова, В. Сериков) в своих работах обосновывают актуальность проектирования атрибутов педагогической деятельности. Авторы подтверждают проективную функцию современного учителя, который является главным субъектом проектирования современных педагогических систем [10].

В. Докучаева алгоритм процесса проектирования инновационных педагогических систем формулирует на основе важности определенного вида деятельности в конкретный момент, то есть задача решается педагогом-проектировщиком.

Ее модель включает следующие этапы педагогического проектирования:

1) аналитико-диагностический;

2) целетворческий;

3) стратегически прогнозируемый (формирование гипотез, моделирование вариантов достижения целей, прогнозирование результата);

4) концептуально-формировочный (создание концепции проекта, построение обобщенных моделей деятельности);

5) организационно-уточняющий (разъяснение задач, формирование условий и средств организации процесса проектирования, определение этапов реализации концепции);

6) экспериментально-технологический (осуществление проекта, мониторинг процесса реализации, оценка, корректировка);

7) рефлексивно-оценочный (оценка, анализ результатов, определение проблем проекта, формирование перспективных направлений дальнейшей деятельности);

8) оформление и описание процесса и результатов проектирования инновационной педагогической системы;

9) экспертно-оценочный.

Именно этот алгоритм педагогического проектирования инновационных образовательных систем кажется наиболее содержательным с учетом особенностей сущности и содержания инновационной педагогической деятельности [11].

Технология педагогического проектирования В. Безруковой основывается на общих принципах и правилах проектирования педагогических систем: принципе человеческих приоритетов (природосообразности, гуманизации педагогического процесса) и саморазвития проектируемых педагогических систем (создание динамичных, гибких систем, способных к преобразованиям и изменениям). Процесс проектирования проходит три основных этапа, каждый из которых имеет свои компоненты:

1) подготовительная работа, включающая: анализ объекта проектирования, выбор формы проектирования, теоретическое, методическое, пространственно-временное, материально-техническое и правовое обеспечение проекта;

2) разработка проекта: выбор системообразующего фактора, установление связей и зависимостей между компонентами, написание документа;

3) проверка проекта: мнимое экспериментальное применение проекта, экспертная оценка, внесение изменений и дополнений, принятие решения о реализации проекта [12].

Структурно-функциональная модель технологии проектирования И. Коновальчу-ка состоит из четырех уровней:

1) структурного (объединяет компоненты, характеризующие содержание педагогической системы и ее состояние в статике: информация, цели обучения и воспитания, объект, субъект, предмет, средства, результат);

2) функционального, на котором определяются задачи и функции этапов проектирования;

3) технологического, который предопределяет содержание и последовательность действий и операций проектирования (диагностика, целеполагание, моделирование, структурирование деятельности, операционно-инструментальная разработка форм, методов, приемов, способов педагогического взаимодействия, мысленное экспериментирование);

4) результативного, который отражает результат трансформации в процессе проектирования педагогической системы в проект технологии педагогического процесса [13].

Следует отметить и работы, интегрирующие педагогическое проектирование и инноватику. Так, в своем исследовании Н. Фоминых [14] говорит о педагогическом

проектировании компьютерно-ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки, которая состоит из технического, технологического, научного, методического, информационного, кадрового и социального блоков.

Исходя из проведенного анализа современных исследований в области педагогического проектирования, можно сделать вывод о том, что данный феномен сегодня имеет высокий уровень актуальности, несмотря на то что прошел уже достаточный длительный этап развития как за рубежом, так и в отечественной науке. На современном этапе развития педагогики явление проектирования все чаще используется не только как общеметодологическое понятие, но и как практико-ориентированный процесс, направленный на изменение узкоспецифичных образовательных отраслей.

Список литературы

1. Сластенин В. А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 4. - С. 4-9.

2. Марков С. М. Теоретические основы проектирования образовательных систем в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - СПб., 2002. - 276 с.

3. Генисаретский О. И. Лекция о месте проектирования в системе стратегической работы // Школа культурной политики. 09.07.2001. - URL: http://www.shkp.ru/ lib/archive/second/2001-1/1 (дата обращения: 15.03.2017).

4. Баженов В. М. Педагогические условия формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства проектировочных и конструктивных умений: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Кострома, 2000. - 228 с.

5. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования: учебник. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 545 с.

6. Коляда М. Г. Принципы педагогического проектирования в системе деятель-ностного подхода в обучении // Академические чтения: тематический сборник научных трудов по социально-гуманитарным проблемам: материалы регион. науч.-практ. заоч. конф., г . Макеевка, 22 апр. 2016 г. / редкол.: Т. А. Андреева и др. - Макеевка: ДонНАСА, 2016. - 238 с. - C. 148-154.

7. Плахотнюк Н. П. Структурно-функциональный анализ инновационной педагогической деятельности как целостной системы // Вестн. Житомирского гос. ун-та. - 2008. - № 42. - С. 78-82.

8. Афанасьев В. В., Ермолаева С. С. Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе // Теория и практика общественного развития. - Краснодар, 2012. - № 2. -128-130.

9. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

10. Анисимова В. В., Сериков В. В. Проектирование педагогической деятельности: объективные и субъективные основания // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. -2004. - № 2. - С. 63-69.

11. Докучаева В. В. Планирование как составляющая проектировочного этапа в технологии создания инновационной педагогической системы // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 7. - С. 49-53.

12. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие для инженерно-педагогических ин-тов и индустриально-педагогических техникумов. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 207 с.

13. Коновальчук И. Теоретические и технологические основы реализации инноваций в общеобразовательных учебных заведениях: дис. ... канд. пед. наук. - Житомир, 2015. - 306 с.

14. Фоминых Н. Ю. Структурная модель КОС иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. -Ялта: РИО ГПА, 2015. - Вып 47 (2). Сер.: Педагогика и психология. - С. 228-233.

References

1. Slastenin V. A. Professionalizm pedagoga: akmeologicheskiy kontekst. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2002, No. 4, pp. 4-9.

2. Markov S. M. Teoreticheskie osnovy proektirovaniya obrazovatelnykh sistem v uslovi-yakh mnogourovnevogo nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya. ScD dissertation (Education). St. Petersburg, 2002. 276 p.

3. Genisaretskiy O. I. Lektsiya o meste proektirovaniya v sisteme strategicheskoy raboty. Shkola kulturnoy politiki. 09.07.2001. Available at: http://www.shkp.ru/lib/archive/sec-ond/2001-1/1 (accessed: 15.03.2017).

4. Bazhenov V. M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya u budushchikh uchiteley tekhnologii i predprinimatelstva proektirovochnykh i konstruktivnykh umeniy. PhD dissertation (Education). Kostroma, 2000. 228 p.

5. Gromyko Yu. V. Proektirovanie i programmirovanie razvitiya obrazovaniya: uchebnik. Moscow: VLADOS, 1996. 545 p.

6. Kolyada M. G. Printsipy pedagogicheskogo proektirovaniya v sisteme deyatelnostnogo podkhoda v obuchenii. In: Akademicheskie chteniya: tematicheskiy sbornik nauchnykh trudov po sotsialno-gumanitarnym problemam. Proceedings of regional scientific-practical correspondence conference. Makeevka, 22 Apr. 2016. Makeevka: DonNASA, 2016. 238 p. Pp. 148-154.

7. Plakhotnyuk N. P. Strukturno-funktsionalnyy analiz innovatsionnoy pedagogicheskoy deyatelnosti kak tselostnoy sistemy. Vestn. Zhitomirskogo gos. un-ta. 2008, No. 42, pp. 78-82.

8. Afanasyev V. V., Ermolaeva S. S. Pedagogicheskoe proektirovanie obrazovatelnogo protsessa kak vid professionalnoy deyatelnosti pedagoga v vuze. Teoriya i praktika ob-shchestvennogo razvitiya. Krasnodar, 2012, No. 2, pp. 128-130.

9. Yasvin V. A. Obrazovatelnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. Moscow: Smysl, 2001. 365 p.

10. Anisimova V. V., Serikov V. V. Proektirovanie pedagogicheskoy deyatelnosti: obyek-tivnye i subyektivnye osnovaniya. Vestn. Orenburgskogo gos. un-ta. 2004, No. 2, pp. 63-69.

11. Dokuchaeva V. V. Planirovanie kak sostavlyayushchaya proektirovochnogo etapa v tekhnologii sozdaniya innovatsionnoy pedagogicheskoy sistemy. Pedagogika, psikhologi-ya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. 2007, No. 7, pp. 49-53.

12. Bezrukova V. S. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika: ucheb. posobie dlya inzhenerno-ped-agogicheskikh in-tov i industrialno-pedagogicheskikh tekhnikumov. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 1999. 207 p.

13. Konovalchuk I. Teoreticheskie i tekhnologicheskie osnovy realizatsii innovatsiy v obsh-cheobrazovatelnykh uchebnykh zavedeniyakh. PhD Dissertation (Education). Zhitomir, 2015. 306 p.

14. Fominykh N. Yu. Strukturnaya model KOS inoyazychnoy professionalnoy podgotovki budushchikh spetsialistov v oblasti informatiki i vychislitelnoy tekhniki. In: Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: coll. of scientific papers. Yalta: RIO GPA, 2015. Iss. 47 (2). Ser.: Pedagogika i psikhologiya. Pp. 228-233.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.