Научная статья на тему 'Педагогическое планирование как инструмент интегрирования профессиональной подготовки студентов физкультурных вузов'

Педагогическое планирование как инструмент интегрирования профессиональной подготовки студентов физкультурных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практическое интегрирование профессиональной подготовки / интегративный потенциал педагогического планирования / интегративный конструкт / деятельностный подход в обучении / интегративный продукт / физкультурное образование. / practical integration of vocational training / integrative potential of pedagogical planning / integrative construct / activity approach in training / integrated product / physical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копаев Валерий Павлович

Статья посвящена актуальной и архисложной проблеме – практическому интегрированию профессиональной подготовки студентов физкультурных вузов. Предлагаемый подход к ее решению основывается на неординарном интегративном потенциале планирования, как преддверия собственно педагогической деятельности. Приводятся основания для использования планирования в целях интегрирования образовательного процесса, описываются организационно-педагогические условия реализации его интегративных возможностей. Педагогическое планирование, как логически формализованное и материализованное проектирование процессов образования, воспитания и развития, предстает в виде конструкта, позволяющего с первых шагов обучения целенаправленно в сквозном непрерывном формате последовательно и одновременно осуществлять горизонтальное и вертикальное интегрирование образовательного процесса, переводить изученный материал разных предметных циклов в актуальное состояние, соотносить достижения в конструктивно-проектировочной деятельности студентов с результатами обучения, заявленными в ФГОС по избранному профилю подготовки. Общий эффект применения данного интегративного конструкта выражается в усилении деятельностных начал в обучении, расширении, взаимопроникновении и уплотнении связей между составляющими подготовки, формировании целостного профессионального мышления обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копаев Валерий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PLANNING AS A TOOL FOR INTEGRATING THE PROFESSIONAL TRAINING OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

The article is devoted to actual and archcomplex problem – practical integration of professional training of students of physical education universities. The proposed approach to its solution is based on an extraordinary integrative potential of planning, as a prelude to the actual pedagogical activity. The reasons for the use of planning for the integration of the educational process are given, organizational and pedagogical conditions for the implementation of its integrative capabilities are described. Pedagogical planning, as logically formalized and materialized design of processes of education, upbringing and development, appears in the form of a construct, allowing from the first steps of the training purposefully in a cross-cutting continuous format to consistently and simultaneously carry out horizontal and vertical integration of the educational process, to translate the studied material of various subject cycles into the current state, to correlate the achievements in constructive and design activity of students with the results of training, declared in the GEF on the chosen profile of training. The general effect of the application of this integrative construct is expressed in the strengthening of activity-oriented beginnings in training, expansion, mutual penetration of the bonds between the components of training, the formation of holistic professional thinking of students.

Текст научной работы на тему «Педагогическое планирование как инструмент интегрирования профессиональной подготовки студентов физкультурных вузов»

Педагогическое планирование как инструмент интегрирования профессиональной подготовки студентов физкультурных вузов

Копаев Валерий Павлович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры, педагогики и психологии, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта E-mail: kopaev.valerij@yandex.ru

Статья посвящена актуальной и архисложной проблеме -практическому интегрированию профессиональной подготовки студентов физкультурных вузов. Предлагаемый подход к ее решению основывается на неординарном интегративном потенциале планирования, как преддверия собственно педагогической деятельности. Приводятся основания для использования планирования в целях интегрирования образовательного процесса, описываются организационно-педагогические условия реализации его интегративных возможностей. Педагогическое планирование, как логически формализованное и материализованное проектирование процессов образования, воспитания и развития, предстает в виде конструкта, позволяющего с первых шагов обучения целенаправленно в сквозном непрерывном формате последовательно и одновременно осуществлять горизонтальное и вертикальное интегрирование образовательного процесса, переводить изученный материал разных предметных циклов в актуальное состояние, соотносить достижения в конструктивно-проектировочной деятельности студентов с результатами обучения, заявленными в ФГОС по избранному профилю подготовки. Общий эффект применения данного интегративного конструкта выражается в усилении деятельностных начал в обучении, расширении, взаимопроникновении и уплотнении связей между составляющими подготовки, формировании целостного профессионального мышления обучающихся.

Ключевые слова: практическое интегрирование профессиональной подготовки, интегративный потенциал педагогического планирования, интегративный конструкт, деятельностный подход в обучении, интегративный продукт, физкультурное образование.

Введение

Научные исследования в области педагогической интеграции, опыт преподавания свидетельствуют о том, что только выстроенное на интегративной основе образование в состоянии обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров. Это утверждение нашло отражение в современной ком-петентностной парадигме высшего образования, в которой интегративный подход к обучению предстает как необходимое условие формирования профессионально значимых компетенций выпускников - междисциплинарных по своей сути. Глубина интеграции, таким образом, становится важнейшим критерием эффективности организации образовательного процесса в вузе.

Вместе с тем, несмотря на очевидность постулата, развитую методологию и теорию педагогической интеграции практическая ее реализация остается проблемной. Это обусловлено многими причинами, в частности, такими, как: отсутствием в основных программно-нормативных документах, регламентирующих образовательный процесс в вузах, четких установок на необходимость применения интегративного подхода к обучению и указаний на механизмы его реализации, неполным соответствием учебной литературы направлениям и потребностям развития сегодняшнего российского образования, дефицитом педагогических кадров, способных к работе в таком формате. В вузах физической культуры, помимо общепедагогических проблем, есть проблемы специфические для физкультурного образования, связанные со сложностями объединения в единое целое спортивной и образовательной подготовки обучающихся [6, 8].

Но главный проблемный вопрос - на какой концептуальной базе должно осуществляться интегрирование профессиональной подготовки, чтобы предметы учебного плана и специфические квалификационные показатели обретали интегра-тивную целостность, формируя системное мышление обучающихся? Общие подходы и принципиальные положения интегрирования профессиональной подготовки в образовании хорошо раскрыты в научной литературе [3, 4, 12, 13]. Современную теоретическую и методологическую основу составляют согласующиеся друг с другом компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы, теории контекстного, проблемного обучения, концепция поэтапного формирования умственных действий [1, 5, 10, 11, 14]. Однако в практической интеграции

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

недостаточно опираться только на ее теоретико-методологическую базу. Нужны апробированные педагогические конструкты, обладающие большим интегративным потенциалом для связывания актуальных разнопредметных составляющих профессиональной подготовки в единую целостную систему и в то же время - относительно простые в реализационном отношении, позволяющие участникам образовательного процесса успешно решать задачи такого рода, отслеживать и управлять интегративными эффектами на всех этапах обучения.

В результате многолетних исследований в области формирования компетенции обучающихся в планировании физического воспитания (на примере школьной физической культуры), опыта преподавания общепрофессиональной дисциплины «Теория и методика физической культуры», руководства практиками установлено, что в роли действенного интегративного конструкта может выступать педагогическое планирование, как логически формализованное и материализованное проектирование процессов образования, воспитания и развития, базирующееся на достижениях науки и передовой практики.

Какие конкретные основания указывают на наличие у педагогического планирования потенциала для интегрирования профессиональной подготовки студентов в ходе обучения? Выделим наиболее существенные из них.

Основания к применению

1. Планирование является преддверием собственно педагогической деятельности интегративной по своей природе, характеризующейся такими свойствами, как полисистемность, полиструктурность, гетерогенность, указывающими на ее связь с множеством социальных систем, разнородных элементов и составляющих [9, 12, 13]. Это априори предполагает при планировании педагогического процесса опору на знания, умения и навыки из разных научных и предметных областей. При решении широкого спектра учебно-профессиональных задач в соответствии с трудовыми функциями и действиями, входящими в профессиональный стандарт педагога, востребованными оказываются прикладные данные, содержащиеся в большинстве дисциплин, включенных в учебный план по профилю подготовки. На уровне частной закономерности воспринимается утверждение того, что чем разностороннее знания специалиста, шире объем профессиональных умений и навыков, богаче опыт их применения, тем реалистичнее предвидение того как будет разворачиваться педагогический процесс во времени и выше вероятность его построения в оптимальных параметрах.

° 2. Анализ базовых учебников, учебных посо-" бий для студентов физкультурных вузов показы-е! вает, что большинство из них имеют примерно одну и ту же структуру. В нее в качестве основных составляющих, обеспечивающих предметную це-

лостность, входят целевые установки и задачи, методологические характеристики, закономерности и принципы обучения, воспитания и развития, средства, методы, технологии решения задач, формы организации учебного процесса, его диагностика и контроль. Аналогично в основе своей выглядит и структура документов планирования педагогического процесса, что указывает на их глубинное родство. Такое структурное сходство облегчает при разработке документов планирования тематический поиск информации, содержащейся в разных предметных областях, осуществление ее конгломерации, систематизации и объединение под решение конкретных педагогических задач.

3. В физкультурных вузах планирование достаточно широко представлено на всех курсах обучения в ходе освоения базовых видов спорта и теории и методики избранного вида спорта, достигая кульминационных значений по объему и масштабу планировочной деятельности в период учебных и производственных практик. Обладая свойствами структурирования, разнообразием проявлений, оно открывает возможность в сквозном формате последовательно и одновременно в процессе формирования компетенции в планировании физического воспитания целенаправленно решать задачи интегрирования профессиональной подготовки, переводить изученный материал в актуальное состояние, соотносить достижения в конструктивно-проектировочной деятельности с результатами обучения, определенными ФГОС по избранному профилю подготовки. Особенность данного педагогического конструкта заключается в его универсальности - способности охватывать и интегрировать дисциплины, тематику разных предметных циклов.

4. Применение данного интегративного конструкта не имеет временной привязки непосредственно к разделу «Планирование педагогического процесса» (или иной его редакции с учетом специфики дисциплины), который, как правило, представляется в последних главах предметных курсов. Это позволяет осуществлять практическую междисциплинарную интеграцию с первых шагов освоения предметов, демонстрируя обучающимся прикладную значимость изучаемого материала, его связь с другими дисциплинами и составляющими профессиональной подготовки.

5. Выполнение системы практических заданий в области планирования педагогического процесса, адекватных требованиям компетентностно-го подхода, расширяет системно-деятельностный компонент обучения, усиливая его ориентацию на конечный результат. Высокая степень самостоятельности обучающихся в решении задач разной сложности - от типовых до инновационных и проблемных, от оперативных до стратегических, с максимальным приближением к реалиям профессиональной деятельности способствует переработке разноплановой информации в функциональные знания и умения, активно содействует

формированию интегративного мышления, развитию творческих способностей. При этом, безусловно, важно, чтобы совокупный объем заданий по планированию педагогического процесса и их трудоемкость не превышали реальный бюджет времени обучающихся.

6. Уникальность планирования как интегратив-ного конструкта состоит в том, что результаты интегрирования образовательного процесса всегда предстают в виде конкретных документов - педагогических продуктов. Это позволяет объективно оценивать их качество, оперативно диагностировать успешность обучения, подвергать внешней экспертной оценке, накапливать в соответствующем разделе портфолио обучающегося наиболее технологичные разработки (кейсы) и впоследствии использовать для резюме при устройстве на работу, а также в роли образцов при планировании педагогического процесса на старте профессиональной деятельности. Важно и другое -создаваемые продукты планирования могут служить основой для проведения деловых игр, организуемых с целью проверки эффективности избранных подходов к построению педагогического процесса, накопления первичного опыта профессиональной деятельности. Чем крупнее создаваемый педагогический продукт, тем масштабнее будут и деловые игры, используемые в образовательном процессе.

7. Существенной предпосылкой для применения данного интегративного конструкта в физкультурных вузах является и то обстоятельство, что обучающиеся, включенные в систематический тренировочный процесс, понимают ценность хорошо разработанных планов подготовки для достижения высоких спортивных результатов. Многие из них имеют опыт совместной разработки с тренерами планов собственной подготовки. Поэтому задания в области планирования обучающимися воспринимаются как полезная и необходимая часть обучения, что упрощает процесс создания мотивации на выполнение практических работ в интегративном ключе, способствует удержанию данного вектора в самостоятельной работе.

Из приведенного можно сделать вывод о том, что педагогическое планирование имеет достаточные основания для того чтобы использоваться в качестве инструмента интегрирования образовательного процесса. Однако для реализации имеющегося потенциала необходимо создание соответствующих организационно-педагогических условий. Укажем особо значимые.

Условия реализации

1. Определяющим условием является наличие апробированной технологической модели формирования компетенции обучающихся в планировании физического воспитания на базе которой должно осуществляться интегрирование педагогического процесса. По своим характеристикам их целевые, методологические, содержательные и операцион-

ные компоненты в основе своей должны совпадать. Педагогическое планирование и интегрирование профессиональной подготовки - взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. И хотя они не сводятся друг к другу, но лишь в единстве возможно их полноценное осуществление. Ранее представленная нами технологическая модель формирования компетенции в планировании физического воспитания [7], показала свою высокую результативность и может служить надежным ориентиром для практического интегрирования образовательного процесса.

2. Отдельно важно указать и на необходимость отработанных в деталях форм документов планирования педагогического процесса. Как известно, форма и содержание находятся в диалектическом единстве, неотделимости и взаимосвязи. Формы документов планирования должны быть такими, чтобы при их разработке обучающиеся были вынуждены опираться на материал из разных предметов, охватывать, упорядочивать и структурировать все основные компоненты и элементы предстоящей педагогической деятельности. При этом каждый подготовленный документ планирования должен содержать пояснительную записку (текстовую преамбулу), в которой с междисциплинарных позиций дается обоснование избранным подходам к решению поставленных педагогических задач. Автором разработаны соответствующие формы документов планирования оперативного, этапного и перспективного назначения применительно к практике школьного физического воспитания (ссылки на них даны в вышеприведенном источнике). Здесь нужно лишь заметить, что чрезмерной схематизации в таком архисложном процессе, как интегрирование профессиональной подготовки, быть не должно. Но вместе с тем следует учитывать академическую неоднородность студентов по подготовленности и мотивации на учебную деятельность. На младших курсах методические рекомендации обучающимся по разработке документов планирования педагогического процесса следует составлять более развернутыми с приведением примеров по их заполнению.

3. Обязательным условием успешного интегрирования образовательного процесса является информирование и доведение в развернутом формате до преподавателей всех предметных циклов непосредственно самой технологической модели формирования компетенции обучающихся в планировании педагогического процесса, а также проистекающих из нее форм документов, рекомендаций и требований по их разработке и заполнению. Это дает возможность четко выделить в каждом предмете прикладной материал, а также сформировать в случае необходимости в рабочих программах дисциплин специальный раздел, посвященный интегрированию профессиональной подготовки. По существу определяется «дорожная карта», позволяющая оптимизировать взаимодействия профессорско-преподавательского состава, эффективно осуществлять модернизацию про-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

грамм обучения в данном направлении, определять адекватные решаемым задачам пути и способы повышения квалификации преподавательских кадров. При этом основным инструментом для оценки подготовленности педагога должны служить требования Федерального государственного образовательного стандарта [2].

4. И еще одно условие, определяющее продуктивность работы в данном направлении, - это создание системы сквозных практических заданий интегративного характера, связанных с проектированием и конструированием педагогического процесса. Каждый предмет учебного плана с учетом своей специфики должен иметь набор практических заданий, раскрывающих его значение для построения педагогического процесса, а также четко выделенный состав опорных знаний и умений, на которых они базируются. Основной вектор формирования заданий - возрастание от курса к курсу сложности решаемых задач и увеличение объема разнопредметных знаний и умений, вовлекаемых в процесс разработки документов планирования. При введении в учебный процесс практикумов по планированию или методических практик, предшествующих производственным, масштаб предлагаемых практических заданий может достигать максимальных параметров - вплоть до планирования педагогического процесса в многолетнем аспекте. Системное выполнение заданий интегративного содержания максимально связанных с реалиями педагогической действительности закономерно приводит к так называемому «ансамблевому эффекту» взаимодействия знаний и умений из различных областей [13], создает конкретно-предпосылочные данные для управления процессом интегрирования профессиональной подготовки обучающихся.

Заключение

Предложенный интегративный конструкт - результат разработки и успешной апробации технологической модели формирования компетенции обучающихся в области планирования физического воспитания. Его применение позволяет комплексно решать задачи повышения качества планирования педагогического процесса и одновременно - интегрирования профессиональной подготовки. При этом существенно расширяется деятельностный компонент обучения, выступающий необходимым условием формирования педагогической компетентности выпускников.

Литература

1. Блинов, В.И., Виненко, В.Г., Сергеев, И.С. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практич. пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев, - М.: Изд-во Юрайт, 2014. - 315 с.

2. Блинов, В. И., Сергеев И.С. Модернизация педагогического образования: диалектика ре-

зультатов / В.И. Блинов, И.С. Сергеев //Педагогика. - 2019. - № 11. - С. 5-24.

3. Безрукова, В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации /

B.С. Безрукова / Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. науч. трудов. Вып. 1 / Свердл. инж.-пед. ин-т; ред. В.С. Безрукова. - Свердловск: СИПИ, 1990. - С. 3-25.

4. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентност-ный подходы в образовании: проблемы интеграции: монография / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. -Москва: Логос, 2020. - 336 с.

5. Гальперин, Петр Яковлевич. Лекции по психологии: учеб. пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин. - 2-е изд. - М.: Ун-т: Моск. пси-хол.-социал. ин-т, 2005. - 399 с.

6. Интеграция учебного процесса со спортивной подготовкой в вузах физкультурного профиля / Ф.Р. Зотова, С.В. Садыкова, В.М. Газнанова и др. // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 6. - С. 6-8.

7. Копаев, В.П. Технологическая модель формирования компетенции в планировании физического воспитания школьников //Современное педагогическое образование. - № 10. - 2023. -

C. 282-287.

8. Матвеев, Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении / Л.П. Матвеев //Теория и практика физической культуры. -2003. - 5. - С. 5-11.

9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт: СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.

10. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 364 с.

11. Психология и педагогика контекстного образования: Коллективная монография / под науч. ред. А.А. Вербицкого. - М.; СПб.: Нестор-История, 2018. - 416 с.

12. Чапаев, Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Уральский гос. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 1998. - 37 с.

13. Чапаев, Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: монография / Н.К. Чапаев. 3-е изд., доп. и перераб. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. - 372 с.

14. Хуторской, А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие / А.В. Хуторской; Ин-т образования человека, Центр дистанционного образования «Эй-дос». - М.: Эйдос: Ин-т образования человека, 2012. - 62 с.

PEDAGOGICAL PLANNING AS A TOOL FOR

INTEGRATING THE PROFESSIONAL TRAINING OF

PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

Kopaev V.P.

Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and Sports

The article is devoted to actual and archcomplex problem - practical integration of professional training of students of physical education universities. The proposed approach to its solution is based on an extraordinary integrative potential of planning, as a prelude to the actual pedagogical activity. The reasons for the use of planning for the integration of the educational process are given, organizational and pedagogical conditions for the implementation of its integrative capabilities are described. Pedagogical planning, as logically formalized and materialized design of processes of education, upbringing and development, appears in the form of a construct, allowing from the first steps of the training purposefully in a cross-cutting continuous format to consistently and simultaneously carry out horizontal and vertical integration of the educational process, to translate the studied material of various subject cycles into the current state, to correlate the achievements in constructive and design activity of students with the results of training, declared in the GEF on the chosen profile of training. The general effect of the application of this integrative construct is expressed in the strengthening of activity-oriented beginnings in training, expansion, mutual penetration of the bonds between the components of training, the formation of holistic professional thinking of students.

Keywords: practical integration of vocational training, integrative potential of pedagogical planning, integrative construct, activity approach in training, integrated product, physical education.

References

1. Blinov, V.I., Vinenko, V.G., Sergeev, I.S. Methods of teaching in higher school: learning. -practical. Manual/ V.I. Blinov, V.G. Vinenko, I.S. Sergeev, - M.: Izd-vo Yuriit, 2014. - 315 p.

2. Blinov, V. I., Sergeev I.S. Modernization of pedagogical education: dialectic of results/ V.I. Blinov, I.S. Sergeev//Pedagogics. -2019. - 11. - P. 5-24.

3. Bezrukova, V.S. Pedagogical integration: essence, composition, implementation mechanisms/ V.S. Bezrukova/ Integration

processes in pedagogical theory and practice: Sat. study. of labour. Ex. 1/Sverdlovsk, 1990. - C. 3-25.

4. Verbitsky, A.A. Personal and competence approaches in education: problems of integration: monograph/ A.A. Verbitsky, O.G. Larionova. - Moscow: Logos, 2020. - 336 p.

5. Galperin, Petr Yakovlevich. Lectures on psychology: study. manual for university students/ P.J. Halperin. - 2nd edition. -M.: Unt: Mosk. psychol. social. in 2005. - 399 p.

6. Integration of the educational process with sports training in physical education universities/ F.R. Zotova, S.V. Sadykova, V.M. Gaznanova, etc.// Theory and practice of physical culture. - 2018. - 6. - P. 6-8.

7. Kopaev, V.P. Technological model of competence formation in the planning of physical education of schoolchildren/ Modern pedagogical education. - 10. - 2023. - P. 282-287.

8. Matveev, L.P. Integrative trend in modern physical education/ L.P. Matveev/Theory and practice of physical culture. - 2003. -5. - P. 5-11.

9. Matveev, L.P. Theory and methodology of physical culture/ L.P. Matveev. - M.: Physical Education and Sports: Spor-tAkademPass, 2008. - 544 p.

10. Makhmutov, M.I. Problem training: Main questions of the theory/ M.I. Makhmutov. - M.: Pedagogy, 1975. - 364 p.

11. Psychology and pedagogy of contextual education: Collective monograph/ under the guidance of Ed. A.A. Verbitsky. - M.; SPb.: Nestor History, 2018. - 416 p.

12. Chapaev, N.K. Theoretical and methodological bases of pedagogical integration: autoabstract dissertation. ... Doctor of pedagogical sciences: 13.00.01/ Ekaterinburg, 1998. - 37 p.

13. Chapaev, N.K. Pedagogical integration: methodology, theory, technology: monograph/ N.K. Chapaev. 3rd d., dop. and reworked. Ekaterinburg, 2019. - 372 p.

14. Khutorskoye, A.V. System and activity approach in training: scientific and methodical manual/ A.V. Khutorskoy; In-t human education, Center of distance education "Aidos". -M.: Eidos: In-t human education, 2012. - 62 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.