Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мунавирова Лейсан Ринатовна, Сивков Виталий Александрович, Хазиахметова Элина Руслановна

Актуальная проблема современной психологии и педагогики - мотивация учебной деятельности, которая является универсальным условием развития личности в период обучения в школе, фактором эффективного усвоения информации и умения использовать полученные знания на практике. В качестве задач при реализации этого условия рассматриваются положения о модернизации школьного образования, усовершенствовании форм и методов обучения детей. Ведущий критерий при выборе педагогического инструментария реализации учебной деятельности - потенциал методов и форм, способствующих повышению мотивации к посещению занятий, осуществлению обучения и учения. Проблема мотивации к посещению занятий особенно актуальна при проведении в школе уроков физической культуры. В связи с этим мы видим необходимость поиска путей создания условий для формирования и повышения мотивации школьников к занятиям физической культурой посредством интеграции учебных предметов. Цель исследования - теоретическое обоснование модели повышения мотивации школьников к занятиям физической культурой посредством интегративного подхода. В статье представлена модель реализации интегративного урока по физической культуре на основе межпредметных связей, способствующих повышению мотивации школьников, выявлены компонентные единицы, их содержание и взаимосвязь. Модель включает в себя последовательно взаимосвязанные блоки: целеориентированный, структурный, содержательный, оценочно-рефлексивный, результативный. Все блоки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. В рамках структурного блока представлены компоненты мотивационной составляющей занятия школьниками физической культурой. Отдельное внимание уделяется программе по реализации инструментария интеграции занятий по физической культуре с такими учебными предметами, как физика, биология, химия, которая является структурным элементом содержательного блока. Оценка сформированности мотивации у школьников осуществляется на этапе реализации оценочно-рефлексивного блока посредством диагностирующих методик, анкет и метода наблюдения. В статье описаны результаты диагностического исследования, ориентированного на определение степени применения на уроках физической культуры интегративных методик обучения и их потенциала в повышении мотивации обучающихся на уроках физической культуры. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования будут содействовать расширению знаний о специфике подготовки школьников на уроках физической культуры; расширят научные представления о способах использования интегративных подходов на уроках физической культуры и раскроют потенциал интеграции учебных занятий. Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на усовершенствование процесса повышения мотивации обучающихся к посещению уроков физической подготовки, эффективное включение в процесс освоения знаний в рамках данной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мунавирова Лейсан Ринатовна, Сивков Виталий Александрович, Хазиахметова Элина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF EDUCATIONAL DISCIPLINES AS A FACTOR OF INCREASING SCHOOLCHILDREN'S MOTIVATION TO PHYSICAL TRAINING

An urgent problem of modern psychology and pedagogy is the motivation of educational activity, which is a universal condition for the development of an individual during schooling, a factor in the effective assimilation of information and the ability to use the acquired knowledge in practice. The formation, development and retention of the acquired knowledge and skills is the leading goal in organizing the learning process, focused on the comprehensive development of children. This goal is noted in the priority areas of the Federal State Educational Standard., The provisions on the modernization of school education, the improvement of the forms and methods of teaching children are considered as tasks in the implementation of this condition. The leading criterion in the choice of pedagogical tools for the implementation of educational activities is the potential of methods and forms that contribute to increasing the motivation for attending classes, training and learning. The problem of motivation to attend classes is especially relevant for physical training lessons at school. In this regard, we see the need to find ways to create conditions for the formation and increase of schoolchildren's motivation for physical training through the integration of educational subjects. The purpose of the article: to theoretically substantiate the model of increasing the motivation of schoolchildren to physical training through an integrative approach, to reveal its structural and component composition, the content of the stages. To solve the set goal, a model for the implementation of an integrative lesson in physical training is presented on the basis of interdisciplinary connections that contribute to an increase in the level of motivation of schoolchildren, the essential characteristics and structural components of this model are identified; the requirements for the created model are determined; the content of the model of increasing the motivation of schoolchildren to physical training classes through an integrative approach is presented. Special attention is paid to the program for the implementation of tools for the integration of physical training classes with such subjects as physics, biology, chemistry, which is a structural element of the content block. The article describes the results of a diagnostic study aimed at determining the degree of application of integrative teaching methods to physical training lessons and their potential in increasing the motivation of students to physical training lessons. The theoretical significance of the study lies in the fact that the results of the study will help to deepen the understanding of the specifics of schoolchildren's training at physical training lessons; expand scientific understanding of the ways of using integrative approaches in physical training lessons. The practical significance of the study lies in the direction of its results to improve the process of increasing the motivation of schoolchildren to attend physical training classes, effective inclusion in the process of acquiring knowledge within the framework of this discipline.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 10 (октябрь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221070 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11070 УДК 371.322.3

Интегративный подход как фактор повышения мотивации школьников к занятиям физической культурой

Integration of educational disciplines as a factor of increasing schoolchildren's motivation to physical training

Авторы статьи

Мунавирова Лейсан Ринатовна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма», г. Казань, Россия akadem_omko@mail.ru ОРСЮ: 0000-0003-0616-771Х

Сивков Виталий Александрович,

преподаватель кафедры педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма», г. Казань, Россия vitaliy.sivkov@bk.ru ORCID: 0000-0001-5690-1551

Хазиахметова Элина Руслановна,

студентка ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма», г. Казань, Россия ellihats02@gmail.com ORCID: 0000-0002-9433-273Х

Authors of the article

Leysan R. Munavirova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology in the Field of Physical Culture and Sports, Volga State University of Physical Culture of Sports and Tourism, Kazan, Russia akadem_omko@mail.ru ORCID: 0000-0003-0616-771X

Vitaly A. Sivkov,

Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology in the Field of Physical Culture and Sports, Volga State University of Physical Culture of Sports and Tourism, Kazan, Russia

vitaliy.sivkov@bk.ru ORCID: 0000-0001-5690-1551

Elina R. Khaziakhmetova,

3rd year Student, Volga State University of Physical Culture of Sports and Tourism, Kazan, Russia ellihats02@gmail.com ORCID: 0000-0002-9433-273X

Конфликт интересов

I

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Поступила в редакцию Received 13.08.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 20,09.22

Принята к публикации Accepted for publication 20.09.22 Опубликована Published 31.10.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Мунавирова Л. Р., Сивков В. А., Хазиахметова Э. Р., 2022

Для цитирования

Мунавирова Л. Р., Сивков В. А., Хазиахметова Э. Р. Ин-тегративный подход как фактор повышения мотивации школьников к занятиям физической культурой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 10. - С. 87-99. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221070.htm. DOI: 10.24412/2304-120X^022-11070

For citation

L. R. Munavirova, V. A. Sivkov, E. R. Khaziakhmetova, Integration of educational disciplines as a factor of increasing schoolchildren's motivation to physical training // Scientific-methodological electronic journal "Concept". -2022. - No. 10. - P. 87-99. - URL: http://e-kon-cept.ru/2022/211070.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11070

Аннотация

Актуальная проблема современной психологии и педагогики - мотивация учебной деятельности, которая является универсальным условием развития личности в период обучения в школе, фактором эффективного усвоения информации и умения использовать полученные знания на практике. В качестве задач при реализации этого условия рассматриваются положения о модернизации школьного образования, усовершенствовании форм и методов обучения детей. Ведущий критерий при выборе педагогического инструментария реализации учебной деятельности - потенциал методов и форм, способствующих повышению мотивации к посещению занятий, осуществлению обучения и учения. Проблема мотивации к посещению занятий особенно актуальна при проведении в школе уроков физической культуры. В связи с этим мы видим необходимость поиска путей создания условий для формирования и повышения мотивации школьников к занятиям физической культурой посредством интеграции учебных предметов. Цель исследования - теоретическое обоснование модели повышения мотивации школьников к занятиям физической культурой посредством интегративного подхода. В статье представлена модель реализации ин-тегративного урока по физической культуре на основе межпредметных связей, способствующих повышению мотивации школьников, выявлены компонентные единицы, их содержание и взаимосвязь. Модель включает в себя последовательно взаимосвязанные блоки: целе-ориентированный, структурный, содержательный, оценочно-рефлексивный, результативный. Все блоки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. В рамках структурного блока представлены компоненты мо-тивационной составляющей занятия школьниками физической культурой. Отдельное внимание уделяется программе по реализации инструментария интеграции занятий по физической культуре с такими учебными предметами, как физика, биология, химия, которая является структурным элементом содержательного блока. Оценка сформированности мотивации у школьников осуществляется на этапе реализации оценочно-рефлексивного блока посредством диагностирующих методик, анкет и метода наблюдения. В статье описаны результаты диагностического исследования, ориентированного на определение степени применения на уроках физической культуры интегративных методик обучения и их потенциала в повышении мотивации обучающихся на уроках физической культуры. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования будут содействовать расширению знаний о специфике подготовки школьников на уроках физической культуры; расширят научные представления о способах использования интегративных подходов на уроках физической культуры и раскроют потенциал интеграции учебных занятий. Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на усовершенствование процесса повышения мотивации обучающихся к посещению уроков физической подготовки, эффективное включение в процесс освоения знаний в рамках данной дисциплины.

Abstract

An urgent problem of modern psychology and pedagogy is the motivation of educational activity, which is a universal condition for the development of an individual during schooling, a factor in the effective assimilation of information and the ability to use the acquired knowledge in practice. The formation, development and retention of the acquired knowledge and skills is the leading goal in organizing the learning process, focused on the comprehensive development of children. This goal is noted in the priority areas of the Federal State Educational Standard., The provisions on the modernization of school education, the improvement of the forms and methods of teaching children are considered as tasks in the implementation of this condition. The leading criterion in the choice of pedagogical tools for the implementation of educational activities is the potential of methods and forms that contribute to increasing the motivation for attending classes, training and learning. The problem of motivation to attend classes is especially relevant for physical training lessons at school. In this regard, we see the need to find ways to create conditions for the formation and increase of schoolchildren's motivation for physical training through the integration of educational subjects. The purpose of the article: to theoretically substantiate the model of increasing the motivation of schoolchildren to physical training through an integrative approach, to reveal its structural and component composition, the content of the stages. To solve the set goal, a model for the implementation of an integrative lesson in physical training is presented on the basis of interdisciplinary connections that contribute to an increase in the level of motivation of schoolchildren, the essential characteristics and structural components of this model are identified; the requirements for the created model are determined; the content of the model of increasing the motivation of schoolchildren to physical training classes through an in-tegrative approach is presented. Special attention is paid to the program for the implementation of tools for the integration of physical training classes with such subjects as physics, biology, chemistry, which is a structural element of the content block. The article describes the results of a diagnostic study aimed at determining the degree of application of integrative teaching methods to physical training lessons and their potential in increasing the motivation of students to physical training lessons. The theoretical significance of the study lies in the fact that the results of the study will help to deepen the understanding of the specifics of schoolchildren's training at physical training lessons; expand scientific understanding of the ways of using integrative approaches in physical training lessons. The practical significance of the study lies in the direction of its results to improve the process of increasing the motivation of schoolchildren to attend physical training classes, effective inclusion in the process of acquiring knowledge within the framework of this discipline.

Ключевые слова Key words

интеграция, интегративный подход, интегрированный урок, урок физической культуры, межпредметные связи, мотивация integration, integrative approach, integrated lesson, physical training lesson, interdisciplinary connections, motivation

Благодарности Acknowledgements

Авторы выражают благодарность преподавателям физической культуры образовательных организаций г. Казани за участие в диагностическом исследовании в рамках подготовки данной научной статьи. The authors express their gratitude to the instructors in physical training of educational organizations in Kazan for participation in the diagnostic study during the work on this scientific article.

Введение / Introduction

Процесс постоянной модернизации и перестройки общества предъявляет новые требования к условиям организации педагогического процесса с целью всестороннего развития личности школьника.

Процесс самореализации обеспечивается ресурсами здоровья, физической подготовленности и развития и во многом связан с осуществлением здорового образа жизни.

Однако научные исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья подростков НЦЗД РАМН вследствие снижения уровня здоровья школьников за последние 10 лет, подтверждают ухудшение физической подготовленности учащихся. Многие имеют хронические заболевания, которые далее переходят в патологическую форму [1]. Основной причиной снижения уровня здоровья является малая двигательная активность, вызванная недостаточной мотивацией.

Учебно-воспитательный процесс должен рассматриваться как условие создания новой целостной системы организации учебных занятий, включающей интеграцию знаний и практических умений, повышающих уровень физкультурного образования и направленных на формирование физической культуры (далее - ФК) личности школьника, основу которой составляет повышение мотивационно-потребностной сферы учащихся [2].

Ведущей задачей современной системы образования, продиктованной ФГОС НОО [3], ФГОС ООО [4], ФГОС СОО [5], является реализация системного и деятельностного подходов, которые обеспечивают развитие готовности к самосовершенствованию, активную, самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся и организацию процесса образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников. Особую актуальность в реализации этих оснований приобретают интегра-тивные подходы в обучении детей. Также в ФГОС регламентированы метапредметные результаты освоения образовательной программы, включающие такие положения, как умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности [6]. В этом свете мотивационная составляющая является базовой при реализации образовательного процесса и должна быть учтена при выборе педагогических подходов.

Обзор литературы / Literature review

Понятие интеграции в педагогике сегодня употребляется широко и понимается как суммирование знаний по различным предметам. Интеграция отождествляется с межпредметными связями, которые представляют собой отражение объективно системного и единого взаимосвязанного процесса [7, 8].

Интегративный подход - это позиция исследования, в соответствии с которой образование рассматривается как процесс и результат педагогической интеграции (межпредметной, внутрипредметной, межличностной, внутриличностной) [9].

При этом нужно сказать о разных позициях исследователей в вопросах определения содержательной составляющей данного понятия. И. А. Зимняя, Е. В. Земцова определяют интегративный подход как единство «объектов, явлений, процессов» [10], имеющих общее основание, характеристику, что станет базой для создания нового показателя, явления, объекта. В основе данного понятия рассматривается целостность всех категорий, объединенных одной идеей, единством всех методов и инструментария.

В. М. Лопаткин же определяет интегративный подход как инструмент представления цельности, полноты «картины мира», которая способствует системному взгляду на компоненты при решении разного рода задач [11]. При этом важно отметить, что автор данное понятие рассматривает с позиции комплексности и сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации образовательной деятельности и определяет модели для каждого отдельного взятого компонента этого комплекса.

О. Б. Акимова, Н. К. Чапаев [12] характеризуют интегративный подход с позиции технологических и содержательных характеристик процесса обучения, а именно в качестве методологического средства обучения.

Раскрывая компонентный состав с учетом этих характеристик, Г. Я. Грев-цева, М. В. Циулина, Э. А. Болодурина, М. И. Банников [13] предложили такие составные единицы интегративного подхода, как организационно-методический, деятельностно-практический и теоретико-содержательный. При этом реализуются они на четырех разных уровнях с учетом единства целей, принципов и содержания. При изучении разных дисциплин в содержательной части отдельного курса прослеживается междисциплинарная связь - проявление интеграции в образовании.

Работы С. М. Арефьевой [14], С. Ю. Буриловой [15], О. Ю. Ужан [16], Б. Ж. Мухам-мадиева [17] посвящены вопросам практической интеграции в образовании. Данные исследователи акцентируют внимание на потенциале интегративного подхода при формировании мотивации к учебной деятельности, процессу, освоении основ научных знаний и умений. С. М. Арефьевой представлена программа, интегрирующая исторический и художественный блоки образования, основной функцией которой является формирование мыслительной функции, мировоззрения учащихся. С. Ю. Бурилова рассматривает способы интеграции фундаментальных и общеинженерных дисциплин. О. Ю. Ужан раскрывает потенциал процесса формирования опыта творческой деятельности старших школьников в ходе интегрированного обучения. Б. Ж. Мухаммадиевой выделяются аспекты, функции, принципы и цели, методы реализации интегративного подхода к обучению иностранного языка.

Понятийные аспекты педагогической интеграции рассматриваются и в работах зарубежных исследователей. При этом привлекающим внимание является факт выхода содержательной части этих работ за рамки учебно-процессной, содержательной областей: под интеграцией подразумеваются, например, по мнению Й. Рича, процессы объединения обучающихся с различными индивидуальными характеристиками или национальной принадлежностью [18].

В исследованиях Д. Абелло, Дж. Алонсо-Тапиа, Е. Панадеро [19] представлена взаимосвязь мотивации обучающихся и организации учебной среды. То, как построен процесс и в каких условиях этот процесс реализуется, будет напрямую влиять на уровень

мотивации детей и, как следствие, на его результативность. Если включить новые методы обучения в рамках нестандартных для учащихся интегрированных уроков, показатели усвоения информации будут более высокими.

Интерактивное обучение можно включить в категорию инновационных, нетрадиционных для школьников. В силу этого для детей оно является более увлекательным процессом. В исследованиях М. Ивановой, М. Михаэлидиса [20] акцентируется внимание на положительности результата при получении удовольствия не только от достижения конечных образовательных результатов, но и от процесса. Интеграция смежных дисциплин и использование при этом активных и интерактивных методов обучения позволяют привлечь и удержать внимание учеников.

Д. Мехия Авила, К. Санчес Агамес, В. Сото Баррера [21] считают процесс интеграции дисциплин в рамках одного профиля или смежных эффективным в процессе комплексного освоения знаний, умений и навыков при обучении в школе. Данными учеными было проведено исследование, ориентированное на включение процесса интеграции в обучение социальным наукам посредством цифровизации процесса. С учетом того что школьники заинтересованы в технологичности процесса обучения и данные способы предоставления информации отличаются от традиционных, мотивация учения при интеграции дисциплин будет высокой.

Л. Гарофало, С. Сэндлер, Д. Сет [22] также предлагают разнообразить традиционные способы изучения отдельных тем, имеющих смежные основания из разных дисциплин. Наиболее результативным данный процесс будет при его практикоориентирован-ности и разработке и использовании технических программ обучающего характера - полезных образовательных информационных программ, интернет-приложений. Согласно мнению авторов, это также будет способствовать формированию интегративного мышления учащихся.

В исследованиях Дж. Ульмер, С. Брауна, Чи-Цзун Ченга с соавт. [23] предлагается не только использовать интеграцию и дополнить ее техническими информационными средствами, но и включить уровневую систему с переменной сложностью заданий, которая обязательно должна сочетаться с тщательно сбалансированными сообщениями положительной и отрицательной обратной связи. Таким образом достигаются лучшие результаты обучения школьников и улучшается самооценка школьников.

Вопросам междпредметной интеграции посвящены работы Н. Л. Стефановой, Н. Л. Шубиной [24], О. В. Гаврилина [25], Т. В. Карпачёвой, Э. Г. Сабетова [26]. Н. Л. Стефановой, Н. Л. Шубиной описываются возможности интеграции школьной математики и русского языка, создания нового учебного содержания, которое ориентировано на поддержку познавательного интереса детей с учетом их индивидуальных особенностей. О. В. Гаврилина исследовала способы интеграции математики и информатики при обучении в начальной школе, которые способствуют объединению предметного содержания этих дисциплин, при этом устанавливаются содержательные и другие понятийные связи между ними. Т. В. Карпачёва, Э. Г. Сабетов рассматривают возможности интеграции содержания предметов биологии и основ безопасности жизнедеятельности посредством проектной и игровой технологий, способствующих формированию у подростков мотивации к ведению здорового образа жизни. Таким образом, все вышеперечисленные авторы определяют возможные пути интеграции предметного содержания. При этом интеграция рассматривается как средство, обусловливающее возможность множественного выбора способов освоения информации на основе ассоциативных связей и в соответствии с индивидуальными особенностями школьников.

Также вопросы комплексного подхода к обучению с использованием интеграции и влияние этого подхода на мотивацию обучающихся на уроках ФК рассмотрены С. А. Бортниковой и С. Н. Монастыревым [27], Е. А. Андросовой, Ю. В. Яковлевой, Д. Е. Иващенко [28]. В частности, С. А. Бортниковой и С. Н. Монастыревым интеграция представляется средством комплексного подхода к обучению, которая осуществляется только посредством теоретических подходов, а дополняется практикоориентиро-ванностью за счет вариативности средств и методов, используемых учителем на уроке. Работа Е. А. Андросовой, Ю. В. Яковлевой, Д. Е. Иващенко ориентирована на раскрытие потенциала бинарных уроков в рамках изучения биологии и занятий ФК с целью совершенствования уровня междисциплинарных связей призывников в интересах повышения обороноспособности страны.

Таким образом, разные авторы рассматривают понятие интеграции в образовании с позиции разных уровней. Это может быть более глобальное объединение, включающее в себя комплексность учреждений, более узкое рассмотрение с позиции взаимодействия субъектов, технологий образовательной деятельности с целью реализации определенной идеи, концепции. Также можно выделить отдельное направление в исследованиях ряда авторов, рассматривающее данное понятие с локальной, процессной точки зрения, к примеру междисциплинарное или тематическое объединение, при реализации которых выделяются отдельные методы, приемы и формы обучения.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Интеграция не только дает возможность объединять знания и умения учащихся по разным предметам, но и усиливает практическую ориентацию обучения, повышает интерес к знаниям, стимулируя учащихся на поисковую деятельность. Посредством интегрированного урока можно повысить показатели сформированности знаний, умений, навыков, уточнить и обобщить материал, обобщить опыт учащихся, вовлекать личностный потенциал обучающихся [29]. Интеграция учебных предметов способствует росту вариативности, формированию целостных знаний у обучающихся, личностной ориентации, позволяет спроектировать учебную деятельность в ситуациях, максимально приближенных к реальным. Также данный подход имеет потенциал в формировании и повышении мотивации к занятиям ФК и посещении школьниками уроков спортивно-ориентированного характера [30].

Проявление мотивированного, ценностного отношения школьников к занятиям ФК - исходный импульс при формировании у детей культуры здоровья, позитивного отношения здоровому образу жизни, заинтересованности в получении как теоретических знаний, так и практико-ориентированных умений в данной сфере, эффективной реализации задач физического воспитания и в целом развитии спорта не только в рамках локальных показателей, но и в формате всей страны [31]. В свете этого важно определить компонентный состав мотивационной составляющей занятия школьниками ФК.

Основными факторами мотивации школьников к посещению уроков ФК являются удовлетворение потребностей школьников и наличие мотивов к этой деятельности. Необходимо учитывать фактор удовлетворения как «низших», к примеру таких как физиологические и защитные (в безопасности), так и «высших» потребностей школьников - познавательных потребностей. Рассматривая структурную целостность мотивации школьников к занятиям на уроках ФК, в рамках нашего исследования мы понимаем потребности как базовый элемент и ориентируемся при их классификации на пирамиду потребностей по А. Маслоу [32].

В качестве следующей структурной единицы рассматриваем мотивы посещения уроков ФК и занятия спортом. Определяя доминирующие мотивы, побуждающие к занятиям ФК, мы ориентировались на исследования С. К. Колосовой [33].

Также самостоятельной структурной единицей мотивационной составляющей занятий школьниками ФК является определение целей посещения школьных занятий физкультуры.

Результаты исследования / Research results

В рамках данного исследования было проведено анкетирование с целью определения степени применения на уроках ФК интегративных методик обучения и их потенциала в повышении мотивации обучающихся на уроках ФК.

Респондентами являлись 53 педагога ФК в возрасте от 28 до 46 лет, количество участников женского пола составило 18 человек, мужского - 35.

Сведения опроса показали, что в образовательной среде около 30% педагогов используют интегративные методы обучения и воспитания. Интеграция урока ФК проводится в основном со следующими предметами: физика, биология.

Большая часть учителей, а именно 65%, считает, что применение интегративных уроков напрямую влияет на посещаемость учащимися учебных занятий.

При оценивании педагоги используют в своей деятельности как качественные, так и количественные критерии оценки.

По результатам нашего анкетирования можно сделать вывод, что уроки ФК с желанием посещают 52% учащихся и частично пропускают уроки 17% мальчиков и 31% девочек.

Факторы, понижающие уровень мотивации к урокам ФК, заключаются в специфике урока. Постоянное физическое соперничество, однообразные упражнения и задания, боязнь выглядеть нелепо при выполнении физических упражнений и т. д. -всё это понижает мотивацию учащихся.

Изучив теоретические основы мотивации, в рамках данного исследования мы разработали модель интеграции уроков по ФК с другими учебными дисциплинами, имеющими межпредметные связи, способствующими повышению мотивации школьников и, как следствие, активному вовлечению учащихся в образовательный процесс. Также межпредметные связи способствуют повышению вариативности средств и методов, используемых учителем на уроке, снимают напряжение [34].

Модель включает в себя инструментарий, способствующий повышению мотивации учащихся к урокам ФК. Структура модели основана на межпредметной связи урока ФК с предметами, имеющими единство между структурными содержательными категориями. К таким предметам относятся биология, физика, химия.

Модель повышения мотивации школьников к занятиям ФК посредством инте-гративного подхода представлена на рисунке ниже.

Модель содержит ряд блоков, ориентированных на последовательную реализацию процесса обучения при интеграции разных дисциплин. В частности, представлено пять блоков, которые имеют свое содержание: целеориентированный, структурный, содержательный, оценочно-рефлексивный, результативный. Характеристики и компоненты данных блоков представлены на рисунке.

Цель - повышение мотивации обучающихся к занятиям ФК на основе реализации межпредметных интеграционных связей

Задачи:

Повышение мотивации посещения урока ФК. Углубление знаний, полученных в процессе обучения

Принципы:

Дидактические (последовательности, системности). Психологические (детерминации, социальной целесообразности). Методические (активности, сознательности, интенсивности)

Потребности

Мотивы

*

Цели

в Ц е

а л

е

щ н о

р

ы и

й е

бл о нт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к иро о-

Компоненты мотивационной составляющей занятия школьниками ФК

у т рн тр

ы-

Программа реализации инструментария интеграции занятий ФК с физикой,

биологией, химией

Интеграция уроков ФК с биологией

Интеграция уроков ФК с химией

Интеграция уроков ФК с физикой

Методы: интерактивные (имитационные, игровые), дискуссии / беседы

Методы: эвристический, свободного воспитания

Методы: интерактивные, соревновательные, игровые

Средства:

устная речь педагога, упражнения

Средства: устная речь педагога, презентации

Средства: устная речь, фото, видео, >. аудио, графика

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная

Формы: индивидуальная, групповая

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная

Г) о

де р

т е

ло о

к

Оценка сформированности мотивации у школьников

Диагностика степени удовлетворенно-сти потребностей - тест А. Маслоу

Анкетная методика на выявление доминирующих мотивов к уроку ФК С. П. Колосовой

Анкета для оценки школьной мотивации

Н. Г. Лускановой (модифицир. Е. И. Даниловой)

Сформированность мотивации школьников при использовании интегративных

методов обучения

Удовлетворение потребностей школьников

Побуждение к деятельности в рамках ФК

Целеопределен-

ность и целеустремленность школьников в рамках ФК

Наблюдение, анкетирование

Наличие процессуальных познавательных мотивов и положительного отношения к познавательной деятельности

Модель повышения мотивации школьников к занятиям ФК посредством интегративного подхода

Важна последовательность в реализации данных блоков. Особый акцент необходимо сделать на структурном и содержательном блоках. Интегрируя разные уроки, необходимо учитывать потребности, мотивы и цели школьников, что позволит заинтересовать их не только результатом, но и процессом проведения занятий и усвоения новой информации. Данные компоненты рассматриваются в составе структурного блока.

Содержательный блок представлен программой реализации инструментария интеграции занятий ФК с физикой, биологией, химией. Программа предполагает реализацию системы способов педагогического воздействия на обучающихся при проведении интегрированных уроков ФК и физики, биологии, химии. Для каждой интеграции дисциплин показаны наиболее результативные методы, средства и формы, являющиеся базовыми при использовании данного подхода в формировании, поддержании мотивации школьников к занятиям ФК. Также для каждого этапа реализации программы разработаны разнообразные формы организации учебно-познавательной деятельности (индивидуальная, фронтальная, групповая), различные формы педагогического общения, преимущественно путем диалога, на уроках применяются эвристический и исследовательский методы.

Недостаточно внедрить только содержательный компонент - важно определить достижимость целей данной модели, что возможно сделать посредством использования ряда методик, в частности, для определения потребностей школьников с помощью диагностики степени удовлетворенности потребностей - теста А. Маслоу. Также компонентами оценочно-рефлексивного блока являются анкетная методика на выявление доминирующих мотивов к уроку ФК С. П. Колосовой [35] и анкета для оценки школьной мотивации Н. Г. Лускановой (модифицир. Е. И. Даниловой) [36]. Также в процессе реализации оценочно-рефлексивного блока в задачи педагога входит осуществление наблюдения за обучающимися, анализ их заинтересованности и результатов своей деятельности.

Заключение / Conclusion

В статье рассматривается проблема повышения мотивации школьников на уроках ФК. Предложено обоснование модели повышения мотивации школьников к занятиям ФК посредством интегративного подхода, предполагающей построение урока на основе интеграции межпредметных связей. Данное условие будет эффективнее влиять на мотивацию учащихся в силу того, что процесс интеграции предметов включает в себя:

- разнообразные формы организации учебно-познавательной деятельности, различные средства обучения, диалоговую форму взаимодействия, применения на уроках эвристического и исследовательского методов;

- методы, направленные на снятие перегрузки, переутомления и перенапряжения учащихся;

- самостоятельную поисковую деятельность, благодаря которой происходит углубление представления о предмете, расширение кругозора.

Включение межпредметных связей в образовательный процесс позволяет более масштабно изучить предмет и выработать привычку к систематическим занятиям ФК. Использование интегративных уроков позволяет удерживать внимание учащихся в течение занятия, тем самым повышая эффективность урока, его общую и моторную плотность. Также данные связи значительно оживляют преподавание, стимулируют познавательную активность учащихся, обеспечивают формирование целостного представления учащихся о явлениях и закономерностях природы, развивают логическое и аналитическое мышление.

Ссылки на источники / References

1. Стешенко Е. В., Пилюгина Г. А. Изучение современных проблем ухудшения состояния здоровья учащихся и их решение средствами физического воспитания // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф. / редколл.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары, 2019. - С. 188-190.

2. Лукьяненко В. П. Проблемы, противоречия и парадоксы учебного предмета «Физическая культура» // Педагогика. - 2020. - № 3. - С. 10-16.

3. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100).

4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101).

5. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480).

6. Макусеева Т. Г., Яковлева Е. В. Использование наглядности как средства формирования понятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V5. - С. 19-25. - URL: http://e-koncept.ru/ 2019/196044.htm.

7. Петрова С. И. Потребность, интерес, мотив: об их взаимосвязи и взаимообусловленности // Образование и наука в России и за рубежом. - 2018. - № 7(42). - С. 19-25.

8. Хасанов А. А., Маматкаримов К. З. Межпредметные связи как дидактическое условие эффективности учебного процесса // Молодой ученый. - 2016. - № 20 (124). - С. 25.

9. Яковлев И. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - С. 44-45.

10. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально- профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5. - С. 14-19.

11. Лопаткин В. М. Интеграционные процессы в региональной системе педагогического образования: монография. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - 162 с.

12. Акимова О. Б., Чапаев Н. К. Интегративный подход к созданию акмеологически ориентированной системы общепедагогической подготовки педагога профессионального образования // Философия образования. Образовательная политика. - 2012. - Вып. 10. - С. 8-16.

13. Гревцева Г. Я., Циулина М. В., Болодурина Э. А., Банников М. И. Интегративный подход в учебном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26857.

14. Арефьева С. М. Интеграция общеобразовательной и допрофессиональной художественной подготовки учащихся учебного комплекса (на примере предметов исторического цикла): дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2002. - C. 38-39.

15. Бурилова С. Ю. Межпредметная интеграция в учебном процессе технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2001. - 23 с.

16. Ужан О. Ю. Формирование опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения: дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2018. - 194 с.

17. Мухаммадиев Б. Ж. Интегрированный подход в подготовке учителя высшей школы // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - Улан-Удэ, 2015. - С. 335-337.

18. Rich J. The potential contribution of school counseling to school integration // Journal of counseling and development. - 1987. - Vol. 65. - № 9. - Р. 495-498.

19. Abello D. M., Alonso-Tapia J., Panadero E. Influence of classroom motivational climate and teaching style on university students' self-regulation and performance | [Influencia del clima motivacional de clase y el estilo de enseñanza en la autorregulacion y el rendimiento de estudiantes universitarios] // Revista Complutense de Educacion. - 2022. -33(3). - P. 399-412.

20. Ivanova M., Michaelides M. P. Motivational components in TIMSS 2015 and their effects on engaging teaching practices and mathematics performance // Studies in Educational Evaluation. - 2022. - 74 (2). - 74 р.

21. Mejia Avila D., Sanchez Agamez C., Soto Barrera V. C. Developing digital lessons to integrate social science teaching in Colombia using Google Earth // International Research in Geographical and Environmental Education. - 2021. -30(2). - Р. 112-131.

22. Garofalo L., Sandler S., Seth D. Evaluation of a Snake Jaw Robot to Teach Integrated Biology, Mathematics, and Engineering // 9th IEEE Integrated STEM Education Conference. - ISEC. - 2020. - Р. 122-134.

23. Ulmer J., Braun S., Cheng C.-T. et al. Gamification of virtual reality assembly training: Effects of a combined point and level system on motivation and training results // International Journal of Human Computer Studies. - 2022. - P. 165-177.

24. Стефанова Н. Л., Шубина Н. Л. От межпредметной интеграции к метапредметной (опыт интеграции русского языка и математики) // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - 2018. - № 6. -С. 1138-1143.

25. Гаврилина О. В. Интеграция математики и информатики средствами геометрии в начальной школе // Наука и школа. - 2020. - № 5. - С. 142-156.

26. Карпачёва Т. В., Сабетов Э. Г. Обучение здоровому образу жизни на основе межпредметной интеграции // Наука и образование. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 97.

27. Бортникова С. А., Монастырев С. Н. Использование интеграции на уроках физической культуры в средних классах общеобразовательной школы // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: VII Международный научный конгресс. - Воронеж, 2022. - С. 126-130.

28. Андросова Е. А., Яковлев Ю. В., Иващенко Д. Е. [и др.] Интегрированные уроки Биология - Физическая культура // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 15-19.

29. Валиев С. К., Бортникова С. А., Пронин С. Б. Технология проектирования индивидуализации обучения на уроке физической культуры в условиях реализации ФГОС // Культура физическая и здоровье. - 2021. -№ 1(77). - С. 47-49.

30. Томаков В. И., Томаков М. В., Ларина О. Г., Брежнев А. В. Интегративный подход в педагогической практике формирования компетентностей. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - 140 с.

31. Помилуйко Ю. В. Ценностный потенциал физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни и развитии личностных качеств школьников // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. - 2020. - № 5. - С. 173-179.

32. Maslow A. H. Motivation and Personality. - N. Y.: Harpaer and Row, 1954. - Р. 399.

33. Колосова С. П. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников // Фестиваль педагогических идей «открытый урок». - 2010. - URL: https://urok.1sept.ru/articles/578365.

34. Андросова Е. А., Яковлев Ю. В., Иващенко Д. Е. [и др.] Интегрированные уроки Биология - Физическая культура.

35. Колосова С. П. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников.

36. Данилова Е. И. Схема психологического мониторинга учащихся в период обучения. - URL: http://school2100.com/upload/iblock/9d4/9d4b96fd21211196069ec0b1 62aef691.pdf.

1. Steshenko, E. V., & Pilyugina, G. A. (2019). "Izuchenie sovremennyh problem uhudsheniya sostoyaniya zdorov'ya uchashchihsya i ih reshenie sredstvami fizicheskogo vospitaniya" [The study of modern problems of deterioration in the health of students and their solution by means of physical training], in Shirokov, O. N. et al. (eds.). Pedagog-icheskoe masterstvo i sovremennye pedagogicheskie tekhnologii: sb. materialovX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Cheboksary, pp. 188-190 (in Russian).

2. Luk'yanenko, V. P. (2020). "Problemy, protivorechiya i paradoksy uchebnogo predmeta "Fizicheskaya kul'tura" [Problems, contradictions and paradoxes of the subject "Physical training"], Pedagogika, № 3, pp. 10-16 (in Russian).

3. Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 31.05.2021 № 286 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of Russia dated May 31, 2021 No. 286 "On approval of the federal state educational standard for primary general education"] (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 05.07.2021 № 64100) (in Russian).

4. Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 31.05.2021 № 287 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of Russia dated May 31, 2021 No. 287 "On approval of the federal state educational standard for basic general education"] (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 05.07.2021 № 64101) (in Russian).

5. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.05.2012 № 413 (red. ot 11.12.2020) "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated May 17,2012 No. 413 (as amended on December 11,2020) "On approval of the federal state educational standard of secondary general education "] (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 07.06.2012 № 24480) (in Russian).

6. Makuseeva, T. G., & Yakovleva, E. V. (2019). "Ispol'zovanie naglyadnosti kak sredstva formirovaniya ponyatij" [Using visualization as a means of forming concepts], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № V5, pp. 19-25. Available at: http://e-koncept.ru/ 2019/196044.htm (in Russian).

7. Petrova, S. I. (2018). "Potrebnost', interes, motiv: ob ih vzaimosvyazi i vzaimoobuslovlennosti" [Need, interest, motive: about their relationship and interdependence], Obrazovanie i nauka v Rossii i za rubezhom, № 7(42), pp. 19-25 (in Russian).

8. Hasanov, A. A., & Mamatkarimov, K. Z. (2016). "Mezhpredmetnye svyazi kak didakticheskoe uslovie effektivnosti uchebnogo processa" [Interdisciplinary connections as a didactic condition for the effectiveness of the educational process], Molodoj uchenye, № 20 (124), p. 25 (in Russian).

H. P. Mym6upo6a, B. A. CUBKOB, Э. P. Xa3uaxMemoBa

9. Yakovlev, I. P. (1987). Integraciya vysshej shkoly s naukoj i proizvodstvom [Integration of higher education with science and industry], Izd-vo LGU, Leningrad, pp. 44-45 (in Russian).

10. Zimnyaya, I. A., & Zemcova, E. V. (2008). "Integrativnyj podhod k ocenke edinoj social'no- professional'noj kompe-tentnosti vypusknikov vuzov" [An integrative approach to assessing the unified socio-professional competence of university graduates], Vysshee obrazovanie segodnya, № 5, pp. 14-19 (in Russian).

11. Lopatkin, V. M. (2000). Integracionnye processy v regional'noj sisteme pedagogicheskogo obrazovaniya [Integration processes in the regional system of teacher education]: monografiya, Izd-vo BGPU, Barnaul, 162 p. (in Russian).

12. Akimova, O. B., & Chapaev, N. K. (2012). "Integrativnyj podhod k sozdaniyu akmeologicheski orientirovannoj sis-temy obshchepedagogicheskoj podgotovki pedagoga professional'nogo obrazovaniya" [An integrative approach to the formation of an acmeologically oriented system of general pedagogical training of a vocational education teacher], Filosofiya obrazovaniya. Obrazovatel'naya politika, vyp. 10, pp. 8-16 (in Russian).

13. Grevceva, G. Ya., Ciulina, M. V., Bolodurina, E. A., & Bannikov, M. I. (2017). "Integrativnyj podhod v uchebnom processe vuza" [Integrative approach in the educational process of the university], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26857 (in Russian).

14. Aref'eva, S. M. (2002). Integraciya obshcheobrazovatel'noj i doprofessional'noj hudozhestvennoj podgotovki uchashchihsya uchebnogo kompleksa (na primere predmetov istoricheskogo cikla) [Integration of general educational and pre-professional artistic training of educational complex students (on the example of the historical cycle subjects)]: dis.... kand. ped. nauk, Kazan', pp. 38-39 (in Russian).

15. Burilova, S. Yu. (2001). Mezhpredmetnaya integraciya v uchebnom processe tekhnicheskogo vuza [Interdisciplinary integration in the educational process of an engineering university]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Novosibirsk, 23 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Uzhan, O. Yu. (2018). Formirovanie opyta tvorcheskoj deyatel'nosti starshih shkol'nikov v processe integrirovan-nogo obucheniya [Formation of creative activity experience among senior schoolchildren in the process of integrated learning]: dis.... kand. ped. nauk, Kemerovo, 194 p. (in Russian).

17. Muhammadiev, B. Zh. (2015). "Integrirovannyj podhod v podgotovke uchitelya vysshej shkoly" [An integrated approach in the preparation of a higher education teacher], Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya, Ulan-Ude, pp. 335-337 (in Russian).

18. Rich, J. (1987). "The potential contribution of school counseling to school integration", Journal of counseling and development, vol. 65, № 9, pp. 495-498 (in English).

19. Abello, D. M., Alonso-Tapia, J., & Panadero, E. (2022). Influence of classroom motivational climate and teaching style on university students' self-regulation and performance | [Influencia del clima motivacional de clase y el estilo de enseñanza en la autorregulacion y el rendimiento de estudiantes universitarios] , Revista Complutense de Educacion, 33(3), pp. 399-412 (in English).

20. Ivanova, M., & Michaelides, M. P. (2022). "Motivational components in TIMSS 2015 and their effects on engaging teaching practices and mathematics performance", Studies in Educational Evaluation, 74 (2), 74 p. (in English).

21. Mejia Avila, D., Sanchez Agamez, C., & Soto Barrera, V. C. (2021). "Developing digital lessons to integrate social science teaching in Colombia using Google Earth", International Research in Geographical and Environmental Education, 30(2), pp. 112-131 (in English).

22. Garofalo, L., Sandler, S., & Seth, D. (2020). "Evaluation of a Snake Jaw Robot to Teach Integrated Biology, Mathematics, and Engineering", 9th IEEE Integrated STEM Education Conference, ISEC, pp. 122-134 (in English).

23. Ulmer, J., Braun, S., Cheng, C.-T. et al. (2022). "Gamification of virtual reality assembly training: Effects of a combined point and level system on motivation and training results", International Journal of Human Computer Studies, pp. 165-177 (in English).

24. Stefanova, N. L., & Shubina, N. L. (2018). "Ot mezhpredmetnoj integracii k metapredmetnoj (opyt integracii russ-kogo yazyka i matematiki)" [From interdisciplinary integration to metasubject one (experience of integration of the Russian language and mathematics)], Dinamika yazykovyh i kul'turnyh processov v sovremennoj Rossii, № 6, pp. 1138-1143 (in Russian).

25. Gavrilina, O. V. (2020). "Integraciya matematiki i informatiki sredstvami geometrii v nachal'noj shkole" [Integration of mathematics and computer science by means of geometry in primary school], Nauka ishkola, № 5, pp. 142-156.

26. Karpachyova, T. V., & Sabetov, E. G. (2020). "Obuchenie zdorovomu obrazu zhizni na osnove mezhpredmetnoj integracii" [Teaching a healthy lifestyle based on interdisciplinary integration], Nauka i obrazovanie, t. 3, № 2, p. 97 (in Russian).

27. Bortnikova, S. A., & Monastyrev, S. N. (2022). "Ispol'zovanie integracii na urokah fizicheskoj kul'tury v srednih klassah obshcheobrazovatel'noj shkoly" [The use of integration in the lessons of physical training in the middle classes of a secondary school], Problemy fizkul'turnogo obrazovaniya: soderzhanie, napravlennost', metodika, or-ganizaciya: VII Mezhdunarodnyj nauchnyj kongress, Voronezh, pp. 126-130 (in Russian).

28. Androsova, E. A., Yakovlev, Yu. V., & Ivashchenko, D. E. [et al.] (2018). "Integrirovannye uroki Biologiya - Fizi-cheskaya kul'tura" [Integrated lessons Biology - Physical Training], Uchenye zapiski un-ta im. P. F. Lesgafta, № 11 (165), pp. 15-19 (in Russian).

29. Valiev, S. K., Bortnikova, S. A., & Pronin, S. B. (2021). "Tekhnologiya proektirovaniya individualizacii obucheniya na uroke fizicheskoj kul'tury v usloviyah realizacii FGOS" [Technology of designing the individualization of education at the lesson of physical training in the context of FSES implementation], Kul'turafizicheskayaizdorov'e, № 1(77), pp. 47-49 (in Russian).

30. Tomakov, V. I., Tomakov, M. V., Larina, O. G., & Brezhnev, A. V. (2019). Integrativnyj podhod v pedagogicheskoj praktike formirovaniya kompetentnostej [Integrative Approach in Pedagogical Practice of Competence Formation], Yugo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, Kursk, 140 p. (in Russian).

31. Pomilujko, Yu. V. (2020). "Cennostnyj potencial fizicheskoj kul'tury i sporta v formirovanii zdorovogo obraza zhizni i razvitii lichnostnyh kachestv shkol'nikov" [The value potential of physical training and sports in the formation of a healthy lifestyle and the development of personal qualities of schoolchildren], Novye impul'sy razvitiya: voprosy nauchnyh issledovanij, № 5, pp. 173-179 (in Russian).

32. Maslow, A. H. (1954). Motivation and Personality, Harpaer and Row, New York, p. 399 (in Russian).

33. Kolosova, S. P. (2010). "Formirovanie motivacii k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj u mladshih shkol'nikov" [Fostering motivation for physical training among junior schoolchildren], Festival'pedagogicheskih idej "otkrytyj urok". Available at: https://urok.1sept.ru/articles/578365 (in Russian).

34. Androsova, E. A., Yakovlev, Yu. V., & Ivashchenko, D. E. [et al.] (2018). Op. cit.

35. Kolosova, S. P. (2010). Op. cit.

36. Danilova, E. I. Skhema psihologicheskogo monitoringa uchashchihsya v period obucheniya [The scheme of psychological monitoring of students during the period of study]. Available at: http://school2100.com/up-load/iblock/9d4/9d4b96fd21211196069ec0b1 62aef691.pdf (in Russian).

Вклад авторов

Л. Р. Мунавирова - руководитель исследовательского коллектива, разработка модели реализации интегратив-ного урока по физической культуре на основе межпредметных связей, участие в составлении и коррекции содержания статьи, внесении принципиальных изменений в текст статьи, техническое редактирование рукописи.

В. А. Сивков - поиск источников и их анализ, сбор данных, разработка дизайна исследования.

Э. Р. Хазиахметова - подбор методов эмпирического исследования, проведение эмпирического исследования, получение данных, их анализ и интерпретация, подготовка текста статьи.

Contribution of the authors

L. R. Munavirova - head of the research team, development of a model for the implementation of an integrative lesson in physical training based on interdisciplinary connections, participation in the preparation and correction of the content of the article, making fundamental changes to the text of the article, technical editing of the manuscript.

V. A. Sivkov - selection of sources and their analysis, data collection, research design development.

E. R. Khaziakhmetova - selection of methods of empirical research, conducting empirical research, obtaining data, their analysis and interpretation, preparing the text of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.