Научная статья на тему 'Педагогическое осмысление особенностей процесса формирования правосознания подростков в практической деятельности классного руководителя современной школы'

Педагогическое осмысление особенностей процесса формирования правосознания подростков в практической деятельности классного руководителя современной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
372
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ПОДРОСТОК / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CONSCIOUSNESS / PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROCESSES / TEENAGER / FORM MASTER / LAW CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тишина Ирина Викторовна

Данная работа предоставляет возможность всестороннего рассмотрения наиболее важных вопросов, связанных с особенностями развития правосознания в подростковом возрасте. Одним из достижений этого исследования стало определение потенциальной готовности классного руководителя к педагогическому влиянию на процесс формирования правосознания подростков на основе теоретических знаний и представлений об исследуемом явлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conceptualisation of the features of teenagers' legal consciousness forming in a form master's practical activity at modern school

The work gives the opportunity to explore the most important questions connected with the special features of legal consciousness development in the teen age. One of the achievements described is the definition of a form master's potential readiness for pedagogical influence on the process of teenagers' legal consciousness forming on the basis of the theory and conceptions about the phenomenon under investigation.

Текст научной работы на тему «Педагогическое осмысление особенностей процесса формирования правосознания подростков в практической деятельности классного руководителя современной школы»

И. В. Тишина

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. Д. Демакова

Данная работа предоставляет возможность всестороннего рассмотрения наиболее важных вопросов, связанных с особенностями развития правосознания в подростковом возрасте. Одним из достижений этого исследования стало определение потенциальной готовности классного руководителя к педагогическому влиянию на процесс формирования правосознания подростков на основе теоретических знаний и представлений об исследуемом явлении.

Ключевые слова: правосознание, психофизиологические процессы, подросток, классный руководитель, правовая культура.

I. ЛяЫпа

PEDAGOGICAL CONCEPTUALISATION OF THE FEATURES OF TEENAGERS’ LEGAL CONSCIOUSNESS FORMING IN A FORM MASTER’S PRACTICAL

ACTIVITY AT MODERN SCHOOL

The work gives the opportunity to explore the most important questions connected with the special features of legal consciousness development in the teen age. One of the achievements described is the definition of a form master’s potential readiness for pedagogical influence on the process of teenagers’ legal consciousness forming on the basis of the theory and conceptions about the phenomenon under investigation.

Key words: legal consciousness, psychophysiological processes, teenager, form master, law culture.

Реформа современной системы образования в России направлена на решение многих вопросов, один из которых связан с повышением правовой культуры учащихся и уровня их правовой информированности. Современный выпускник школы должен обладать базовыми знаниями и представлениями в области права, иметь навыки правовой оценки действительности, уметь правильно и адекватно использовать правовую теорию на практике. Задача по формированию правовой идеологии и психологии учащихся может быть возложена на широкий круг субъектов: учителей-предметников, администрацию учебного заведения, родителей, общественность. Однако наиболее приоритетной в этой связи представляется роль классного руководителя,

что определяется его исключительной ролью и возможностями в образовательном процессе. Классный руководитель информирован об индивидуальных особенностях классного коллектива и каждого учащегося, имеет возможность проводить исследования ближайшего социума подростков (семьи, друзей, знакомых) и степени влияния на развитие учеников различных явлений цивилизации, ее культурной, экономической, политической и информационной составляющих. Все эти предпосылки могут быть достаточным основанием для создания и реализации особой системы воспитательной работы, направленной на формирование правосознания подростков. При этом эффективность и жизнеспособность подобной системы напрямую зави-

сят от степени информированности классного руководителя об особенностях правового сознания подростков и тех психофизиологических процессов, протекание которых в большей или меньшей степени оказывает влияние на становление правосознания.

Все исследователи, анализирующие специфику данного возрастного этапа развития человека, выявляют сложность и многообразие изменений ведущих компонентов личности и физиологических преобразований, сопровождающих его протекание. Л. С. Выготский отмечал, что в основе подросткового возраста лежит несовпадение трех точек созревания - полового, общеорганического и социального. Среди типичных черт подросткового возраста он выделял следующие: неудовлетворенность внешним миром; появление чувства исключительности; стремление к самоутверждению; противопоставление себя окружающим; конфликтность; интроспекция, ведущая к самоанализу; особый интерес к своим переживаниям [1].

Правосознание человека представляет собой целостную систему, включающую в себя две составляющих: правовую идеологию и правовую психологию. Под правовой культурой личности понимается субъективно выработанный индивидом уровень овладения правом в своей деятельности [7, с. 198]. Вместе с тем В. И. Каминской и А. Р. Рати-новым была определена необходимость выделения тех элементов в структуре правосознания, которые непосредственно доступны для изучения и интерпретации на эмпирическом уровне [3, с. 56]. Такими показателями могут выступать юридические знания и умения, оценочные суждения и поведенческие позиции.

Данный метод структурализации правосознания и правовой культуры в сочетании с анализом психофизиологических особенностей развития подростков позволяют охарактеризовать следующие особенности правосознания и правовой культуры подростков:

1. Рациональный уровень. Проблемы становления личности в подростковом возрасте изучаются многими учеными. Данные психологов говорят о ряде психических но-

вообразований, возникающих на этом этапе возрастного развития. Одним из таких новообразований является формирование в возрасте 12-15 лет формально-логического интеллекта.

В этот же период активно формируется мировоззрение человека, его система взглядов на окружающую действительность и самого себя. Ведущую роль в познании подростков начинает играть новый вербально логический способ мышления.

2. Эмоциональный уровень. Оценочные суждения подростков, в том числе правовые, отличаются противоречивостью. С одной стороны, этому возрасту свойственны проявления нонконформизма, проявляющиеся в излишнем самовыражении, стремлении выделиться из массы, показать себя. С другой стороны, подросткам свойственен конформизм, отсутствие самостоятельности и неуверенности в своих правовых суждениях. Привычка зависеть от решения взрослых побуждает учеников действовать так, как от него ожидают взрослые - педагоги, родители, знакомые.

Скачкообразные изменения в психике подростка зачастую приводят к нарушениям поведения: неадекватная реакция на окружающих, проявление немотивированной агрессии. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения приводит к тому, что подросток зачастую не может осознать тот момент, когда его действия перестают быть правомерными. В такой ситуации мы можем говорить о необходимости организации правовых практикумов и игр, которые позволили бы подростку подготовиться к реальным ситуациям и заранее «проиграть» возможные варианты действий, с тем чтобы четко осознать последствия каждого из них.

Физиологическая перестройка организма по-разному протекает у подростков. Зачастую педагоги сталкиваются с проблемами поведения учащихся, проявляющимися в виде резких смен настроения и отношения к тождественным ситуациям в повседневной школьной жизни, невозможности «достучаться» до ученика, необъяснимой полярно-

сти поступков. Все это объясняется процессами, которые психологи определяют как подростковый комплекс. В это время педагог должен быть готов к тому, что все те качества, черты характера, поступки, которые прежде были свойственны подростку как личности, могут приобрести проявления противоположной направленности.

В этой связи классный руководитель должен постараться избежать двух возможных педагогических ошибок: винить в происходящем подростка или признавать виновным себя. В первой ситуации действия педагог пытается исправить природу, во второй -признает свое профессиональное бессилие.

Развитию интересов подростков сопутствует феномен, получивший название «сенсорная жажда». Он проявляется в форме потребности получения новых ощущений -увидеть, услышать, понюхать, испытать, почувствовать что-то новое. Такое проявление подросткового возраста способствует развитию любознательности, помогает подвигнуть подростка на освоение нового. Однако «сенсорная жажда» может стать причиной излишне быстрого переключения подростка с одного дела на другое. Отсутствие педагогической помощи и поддержки в такой ситуации приводит к тому, что зачастую подросток начинает искать новые ощущения в противоправной деятельности.

В ряде случаев в этом возрасте возможны проявления реакции эмансипации. Подростки, осознавая свое взросление и стремясь быстрее стать взрослыми, конфликтуют с окружающими, отрицают власть родителей и учителей. Многие из них в собственных неудачах обвиняют взрослых и считают, что именно они предъявляют повышенные требования, которые трудновыполнимы. На самом деле в этот период подростки настолько чувствительно относятся ко всему, что затрагивает их интересы, самолюбие, внутреннюю свободу, что меняется их реакция на запросы старших, которые мало чем отличаются от того, что происходило 2-3 года назад. Они зачастую нетерпимы и неадекватны, если речь заходит об их внешнем виде, друзьях, успеваемости. Повышенная конфликтность в

ряде случаев приводит к деформации правовых представлений и эмоций и к тому, что подросток попадает в группу риска. В качестве противовеса в такой ситуации классный руководитель может оказать влияние на правовую психологию подростка путем проведения классных часов и коллективных внеклассных мероприятий, направленных на раскрытие и реализацию внутреннего потенциала каждого подростка. Через изменение чувственных компонентов правосознания происходит и изменение правовых поведенческих элементов.

И. С. Кон выделяет еще одно проблемное новообразование, которое может сопутствовать развитию эмоциональной сферы подростка - синдром философской или метафизической интоксикации [4, с. 247]. Склонность человека к решению глобальных проблем, в целом положительная для этого возраста, иногда приобретает крайние формы проявления и может выражаться как в создании новых законов мироздания, так и в приверженности идеям ксенофобии и неофашизма.

3. Ценностно-нормативный уровень.

И. И. Кравченко в своем исследовании определяет, что правовые ценности становятся нормами и приобретают общепризнанный смысл только в результате их субъективиза-ции в актах восприятия, осмысления, оценивающего суждения и признания [5, с. 4]. Отношения подростков к правовым ценностям выражаются в правовых оценках, которым свойственна определенная степень декларативности [3, с. 58].

По данным исследования Гайнера, целью изучения права подростки считают: необходимость знания своих прав и умение их отстоять (79%); знание и уважение прав других людей (52%); лучшее понимание жизни общества и людей (47%).

В этом же исследовании определялись предпочтения учащихся в изучении правовых вопросов:

• права человека и их защита - 71%;

• уголовное право - 43%;

• Российская Конституция и государственное устройство - 32%

• история права и его роль в жизни людей - 31%.

Наименее ценной для подростков оказалась потребность в изучении вопросов гражданского права (13%) [7].

Л. М. Фридман определял, что психологической основой ценностных ориентаций подростков является круг его интересов [8, с. 31]. Эмпирические данные свидетельствуют, что половина информации, которой отдает предпочтение большинство подростков с девиантным поведением (75-80%), относится к криминальной тематике [6, с. 16].

Осознание подростком себя как новой личности, переоценка ценностей и жизненных приоритетов сопровождается тем, что учащийся начинает болезненно относиться к проявлению давления со стороны взрослых -он сам ощущает себя равным им и стремится доказать свою самостоятельность. Стремление утвердиться в новой роли приводит к тому, что подросток начинает более активно завоевывать уважение со стороны сверстников. На этом этапе он стремится подражать своим любимым киногероям, более взрослым друзьям. Последствием этого может стать появление у подростка вредных привычек - курение, алкоголизм, наркомания.

4. Волевой уровень. В. И. Каминская и А. Р. Ратинов в своем исследовании отводят волевому компоненту в структуре правовой культуры роль «пускового» механизма нормативно-ценностных установок. Проблемы воли подростков изучены в меньшей степени по сравнению с количеством исследований, связанных с анализом интеллекта, эмоций и самооценки подростков. В основном в центре рассмотрения находится развитие волевой регуляции.

5. Деятельностный уровень. Одной из наиболее актуальных и острых для многих стран мира по-прежнему остается проблема подростковой преступности. В настоящее время наработан значительный статистический материал о преступности несовершеннолетних, отработана методика его анализа.

До 1990 г. по Российской Федерации постоянно фиксировалась тенденция плавного роста преступности среди несовершеннолетних - в среднем прирост составлял 11-12% каждые 5 лет. Ситуация кардинально изменилась в 1991 г. С 1991 г. по 1995 г. прирост числа только зарегистрированных преступлений составил 43%.

В 1998 г. зарегистрировано 189. 293 преступления, совершенных с участием несовершеннолетних. В 1999 г. число зарегистрированных преступлений возросло на 10% и составило 208.313; 135.394 преступлений было совершено без участия взрослых.

Несовершеннолетние принимают активное участие в таких преступлениях, которые ранее относились к категории «взрослых»: захват заложников, разбойные нападения, вымогательство, торговля оружием, наркотиками, содержание притонов, сутенерство, валютное мошенничество, компьютерные преступления.

В 2005 г. несовершеннолетние совершили более 154,7 тыс. преступлений (в том числе свыше 1,2 тыс. убийств, 3,2 тыс. разбойных ограблений, 18 тыс. грабежей) [9].

Как отмечают исследователи, противоправное поведение не является преобладающим в подростковой среде, однако поведение подростков в правовой сфере отличается неустойчивостью, основной причиной которой являются деформации правосознания.

Под деформацией принято понимать искажение положительных идей, убеждений, чувств, установок, что и является одной из основных причин преступлений, особенно среди подростков, чья психика недостаточно устойчива и подвержена отрицательному воздействию со стороны. Можно выделить несколько видов деформации правосознания:

1. Правовой инфантилизм. Несформи-рованность, недостаточность правовых знаний при абсолютной уверенности в хорошей личной подготовке.

2. Правовой нигилизм. Отрицание социальной ценности права как такового; осоз-

нанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям уважения и соблюдения права.

3. « Перерождение» правосознания. Крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный замысел, некий антипод законности.

4. Правовой дилетантизм. Вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежности отношения к юридическим ценностям.

5. Правовой фетишизм. Гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач.

Психолого-педагогическое осмысление основных особенностей правосознания и правовой культуры подростков позволяет нам проанализировать проблему определения уровней правового сознания подростков.

С гносеологической точки зрения можно выделить два уровня глубины познания природы и общества - обыденный (эмпирический) и научный (теоретический). В ряде исследований признается необходимость определения еще одного уровня правосознания учащихся -практического. Таким образом, диалектически оправданным становится триединство следующих уровней сознания подростков: обыденное, как отражение отношения учащихся к окружающему; практическое, как потребность субъекта в переходе от живого созерцания через абстрактное мышление к практике; научное, как познание закономерностей и особенностей правовых явлений.

Формирование различных уровней правосознания учащихся неотделимо от процессов жизнедеятельности социума и специфики форм общественного сознания, которые находят отражение в правовых знаниях, ощущениях и поведении подростков. Становление личности подростка происходит в результате длительного взаимодействия с окружающей средой. Подобный процесс, опре-

деляемый как правовая социализация, включает в себя усвоение критериев оценок правовых ситуаций; изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; научение тому, как пользоваться этими правилами. Учащийся постепенно осознает, что в обществе действуют конкретные законы, и постепенно осознает, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав. Усвоение правовой культуры (норм права правовых ценностей) в процессе социализации возможно следующими тремя способами:

• предметный способ (учащийся в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения);

• традиционный способ (подросток, наблюдая действия окружающих в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения);

• рациональный способ (учащийся узнает о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с окружающими, из чтения книг, из каналов средств массовой информации).

Процесс формирования правосознания подростков, как мы уже отмечали ранее, необходимо рассматривать с учетом психофизиологических процессов, типичных для подросткового возраста. Такой подход позволяет педагогу учесть в своей практической деятельности степень взаимного влияния и детерминированности отдельных явлений и процессов и скорректировать работу, направленную на формирование правосознания подростков.

Нам представляется, что рассмотрение особенностей структуры правосознания подростков и психофизиологических проявлений этого возраста, детерминирующих процесс формирования правосознания учащихся, был бы неполным без учета тех факторов, которые оказывают несомненное влияние на

эффективность системной воспитательной работы классного руководителя.

Среди основных факторов необходимо определить следующие: экономические, идеологические, культурно-воспитательные, социально-психологические и демографические. Каждый из этих факторов лежит в основе процессов, определяющих условия жизни в обществе, а также своеобразие образовательной системы.

Такие процессы и явления социальной действительности могут способствовать как положительной динамике процесса формирования правосознания подростков, так и деформации правосознания, и как следствие, совершению преступлений. Негативными для жизни и воспитания подростков могут стать следующие процессы и явления:

• социальная дифференциация подростков по уровню материальной обеспеченности и социальному статусу;

• нарушение принципов потребления материальных благ;

• различия в характере и содержании обучения и воспитания отдельных групп подростков;

• процессы распада семейных отношений;

• отягощенность алкоголизмом, хроническими, нервно-психическими заболева-

ниями родителей, опекунов, родственников подростков;

• противоречия между духовными и материальными потребностями подростков и их родителей и реальными возможностями их удовлетворения;

• противоречия между стремлением подростков к самостоятельности и сужением ее границ институтами социализации;

• низкий уровень правовой культуры окружения подростков.

В связи с этим воспитательная деятельность классного руководителя должна основываться на четком анализе социальной среды разного уровня, т. е. конкретного своеобразия комплекса различных общественных отношений, а именно: метасреды, макросреды, среды среднего уровня (региональной и социально-групповой) и микросреды.

Обобщая все вышеизложенное, следует особо подчеркнуть, что правосознание подростков - это незрелая, находящаяся на стадии формирования система представлений и чувств. Для преодоления негативных явлений, связанных с процессом формирования правосознания подростков необходима целенаправленная система действий классных руководителей, выстроенная с учетом интеллектуальной, эмоциональной и духовной незрелости подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2005. 1136 с.

2. Смоленский М. Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведение. 2003. № 1.

3. Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. науч. тр. М., 1974.

4. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

5. Кравченко И. И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005.

№ 2.

6. ГайнерМ. Л. Правосознание подростков. М., 1989. 88 с.

7. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

8. Марков А. А. Влияние средств массовой коммуникации на правонарушения и преступления несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000.

9. Официальный сайт МВД. ИКЬ: // http://www.mvdinform.ru/news/8321/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.