И. В. Тишина
ПОНЯТИЕ «ПРАВОСОЗНАНИЕ» В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
И СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. Д. Демакова
Развитие нашей страны требует высокого уровня правосознания. В статье описывается структура, основные свойства и история процесса развития понятия «правосознание».
Ключевые слова: правосознание ;подросток, классный руководитель, структура, общество.
As our state develops, the importance of legal consciousness becomes increasingly evident. The article provides a careful study of the structure, defining characteristics and history of this concept. It may be useful in practice.
Key words: sense of self justice, teenager, form master, structure, society.
Изменения, происходящие в социальной, политической и экономической сферах жизнедеятельности социума, направлены на построение правового государства, основой которого являются приоритет прав и свобод человека, формирование гражданского общества, совершенствование демократических институтов власти, отработка системы взаимодействия власти и общества. Жизнеспособность подобных реформ зависит не только от предпосылок материального характера, но и от того, насколько общество готово к преобразованиям. В своем выступлении на II Общероссийском гражданском форуме Д. А. Медведев отметил, что «...правовым, а стало быть, и справедливым государством может быть только такое, где и власть и общество хорошо знают и уважают законы своей страны» . При этом возможность формирования правового государства напрямую зависит от уровня правосознания и правовой культуры граждан. В связи с этим, несомненно актуальными становятся исследования, направленные на поиск современных
инструментов влияния на процесс формирования правосознания человека на разных возрастных этапах его развития, прежде всего подростковом и юношеском, как обладающих всеми необходимыми качественными предпосылками для осуществления педагогического воздействия. Наряду с этим необходимо определить особенности объекта исследования такого рода, а именно, рассмотреть понятие «правосознание» в исторической ретроспективе и современной науке.
До 1917 г. не существовало не только однозначного определения «правосознания», но и те явления, которые в современной науке относятся к области этого понятия, имели в основном прикладное значение. В качестве синонима выступали такие термины как «правоубеждение», «правопо-нимание», «правопринятие». Первые общие подходы к проблеме понимания правосознания, его структуры и сущности были
2
сформулированы в трудах Н. А. Алексеева ,
3 4
Б. А. Кистяковского , Л. И. Петражицкого ,
В. С. Соловьева5, Б. Н. Чичерина6 и др. Мно-
7
гие дореволюционные ученые определяли правосознание как некую осознанную мотивацию поведения отдельным участником или участниками правоотношений. При этом ряд исследователей отрицали рациональность правосознания и рассматривали его на уровне инстинктов и подсознательных рефлексов.
Представители послереволюционной науки, в основном юридической, уделили более пристальное внимание разработке теории правосознания и ее отдельных элементов. Развитие понимания этого понятия было неразрывно связано с изменением политических и экономических реалий социалистического общества. В 1920-1930-х гг. появляются работы представителей ново го государственного строя (П. И. Стучка и др.), в которых правосознание «нового» поколения определяется как революционное и неразрывно связанное с деятельностью Советского государства. Исследователи эпохи становления советского права высказывали разные оценки норм социалистического права и практики их применения, определяли классовость понятия «правосознание». Однако, при этом абсолютно не исследовался процесс формирования правосознания отдельных групп общества и его специфика. Практически единственным, кто обратился к вопросу становления
правосознания подростков в тот период
8
времени, стал А. С. Макаренко , разработавший теорию «слияния обычного права и обыденной педагогики», в которой он обосновывал «необходимость воспитания специальной природы человека посредством правового воздействия».
Пе риод 1930-1950-х гг. характеризуется изменением научных приоритетов и обращением науки к более актуальным для того времени вопросам. В это время было опубликовано лишь несколько работ, связанных с понятием «правосознание». Ученые-исследователи, определив «правосознание» как воззрение людей на право, предприняли попытку обосновать это понятие
с точки зрения противопоставления двух разных миров - социализма и капитализма. Так же как право социализма было признано прогрессивным, так и правосознание социалистического общества было провозглашено позитивным. Несмотря на излишнюю идеологизацию вопроса, именно в этот период времени ученые обратились к вычленению особенностей восприятия права группами, объединяемыми по возрастному или половому признаку, но и социальной однородности. В этот же период возник интерес к правомерности поведения подростков и зависимости степени правомерности от восприятия правовых явлений.
9
В работах М. П. Каревой впервые прозвучал тезис о взаимозависимости правосознания и поведения людей, при этом первому была отведена регулятивная функция по отношению ко второму.
Во второй половине 1950-х гг. появляются работы по правовой психологии, в которых были предприняты первые попытки поиска в сложной структуре правосознания человека эмоционального, чувственного базиса.
Начиная с 1960 г., исследователи обращаются к анализу отдельных элементов правосознания, его функциям, а также причинам деформации правосознания. Последняя тематика была связана с ростом криминогенное™ ситуации в стране, когда на фоне мирной и спокойной жизни в рамках социалистической законности и порядка стали появляться преступные группировки, зачастую состоящие из добропорядочных на первый взгляд граждан.
Правосознание несовершеннолетних становится отдельным объектом исследований, но пока только в форме группового сознания. Была создана мощная методическая база, обеспечившая деятельность партийных, комсомольских и пионерских организаций по правовому воспитанию.
Были разработаны основные подходы к структуре различных форм правосознания, выявлена степень соотношения права
и правосознания и то влияние,которое социальная среда оказывает на процесс правового становления личности.
тт ^ т-т -10 ^
И. Ф. Покровский в своих работах исследовал источники активности сознания и механизмы их формирования, степень влияния внешних факторов на процесс формирования правосознания. И. Е. Фарбер" анализировал структуру правосознания с позиции определения взаимосвязи и взаимодействия правовой психологии и правовой идеологии. В это же время ряд исследователей предпринимает попытку отрицать возможность существования правовых чувств и вновь сводит правосознание исключительно к идеям.
Существенную роль в развитии теории правосознания сыграли труды философско-правовой направленности, в которых определена регулирующая роль правосознания и представлен ряд разработок общенаучного характера.
В 1970-х гг. органами МВД были проведены крупные исследования, связанные с анализом уровня сформированное™ правосознания у отдельных групп и категорий людей. С этой целью проводились анкетирования, анализ прессы, правовой литературы, опросы. Большинство материалов было опубликовано для служебного пользования, однако результаты этих исследований сыграли немалую роль в дальнейшей разработке вопроса.
В это же время были проведены социологические исследования, данные которых
12
позволили А. И. Долговой разработать подходы к исследованию правосознания и определить причину его дефектов у несовершеннолетних правонарушителей. Этим исследователем было доказано, что недостаточный уровень правового воспитания или его полное отсутствие создают основу для деформации правосознания подростков и только зрелость законодательства и целостность воспитательного процесса могут стать основой формирования позитивно заряженного правосознания.
В 1980-1990-е гг. интерес к проблеме правосознания постепенно угасает, что было определено новыми кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности государства. Изменение политического строя, территориальной целостности, стиля экономического управления государством выдвинуло на первый план необходимость решения иных вопросов. Вновь была предпринята попытка отрицания достижений науки предыдущей исторической эпохи и рождения новых идеалов. Большинство исследователей отрицают какую-либо историческую связь правовой культуры разных времен и перестают рассматривать ее в пространственно-правовом контексте. Лишь в отдельных работах прослеживается такая связь, право российское признается преемником права советского.
В середине 1990-х гг. начинаются одновременные теоретические и практические исследования, направленные на переосмысление понятия «правосознания» в условиях нового мирового и внутригосударственного пространства. В России появляются первые курсы правоведения, граждановедения, прав человека, главной целью применения которых становится формирование нового вида правосознания - демократического. За последние годы интерес исследователей к процессу формирования правосознания постоянно возрастает, при этом практики осознают бессмысленность исключительно прикладных разработок в этой области и испытывают необходимость в прочной теоретической базе.
В современной научной теории и практике понятие «правосознание» по-прежнему используется в различных отраслях науки: юриспруденции, философии, педагогике, каждая из которых интерпретирует его по-своему. В философии правосознание рассматривается как одна из форм общественного сознания, в юриспруденции - это совокупность идей, чувств, эмоций людей по отношению к праву существующему и прошлому, в педагогике - это основа пра-
вового воспитания. В нашем исследовании мы опираемся на данные всех этих наук, так как только целостная картина явления может помочь проникнуть в его сущность, понять его закономерности и структуру.
Современная философия рассматривает процесс формирования правосознания в контексте общественного развития, при этом общество определяется как «совокупность деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни». Любое общество является многоуровневой, сложной системой, внутри которой можно выделить четыре основные подсистемы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Экономическая подсистема общества - это экономика, которая является способом производства материальной жизни. Социальная подсистема связана с проявлением разновидностей социума - семейно-родственных, территориальных, национально-этнических, делением общества на группы по социальным признакам. Духовную подсистему общества можно вычленить, исходя из понимания того, что человек по своей природе существо не только биологическое, но и духовное. Политическая подсистема охватывает очень большую группу политических отношений. Субъектами этой подсистемы являются государство, политические институты и организации. Политика, которую можно определить как сознательно проводимую линию поведения одного субъекта общества по отношению к другим субъектам или объектам отношений, невозможна без политической идеологии и политического сознания. Категории политического сознания широко используется сторонниками различных психологических школ (Д. Истон 3, Г.Лассвелл 4, А. Вейл 5, Р. Инглхарт ) при анализе уровня политической социализации. В данной подсистеме выделяется еще один вид общественного сознания - правосознание, связанное с определением сущности государства. Право является неотъемлемой частью системы
политических отношений общества и заключается в совокупности социальных норм и отношений, гарантией которых является само государство и правоохранительные органы. В его основе лежит не только принуждение и запрет на совершение определенных действий, но и отношение людей к существующей системе, их представления, взгляды, которые и образуют собой правосознание. Правосознанию присущ аксиологический аспект-реальная оценка того, что является правомерным, соответствующим закону, и того, что ему противоречит. Одним из элементов структуры правосознания является правовая идеология. Современная философия рассматривает идеологию как систему теорий, взглядов, идей, суждений, которые отражают сопутствующую действительность с позиции определенного класса.
Естественно, что «родной» наукой понятия «правосознание» по-прежнему является юриспруденция. Его определение можно встретить в большинстве учебников по теории государства и права, его используют специалисты в области криминологии при анализе детерминированности преступлений: «Правосознание - категория теории государства и права и криминологии, означающая сферу группового, общественного и индивидуального сознания, отражающая правозначимые явления и обусловленная правозначимыми ценностями, представлением должного правопорядка. Правосознание определятся социально-экономическими условиями жизни общества, его
культурно-правовыми, демократическими
17
или авторитарными традициями» .
Многие исследователи отмечают, что правосознание - это явление идеальное, которое невозможно наблюдать практически. В этом прослеживается их согласие с представителями философии, психологии и педагогики. Однако, несмотря на это именно правоведы выделяют структуру, функции и виды правосознания, определяют его роль в механизме регулирования обще-
ственных отношений и обеспечении порядка и законности. При этом роль, отводимая правосознанию настолько велика, что зачастую теорию государства и права и теорию правосознания рассматривают обособленно. Во многих учебниках по психологии невозможно найти раздел, посвященный сознанию, так как в психологии эта тема оценивается как исключительно сложная вследствие отсутствия методик по определению уровня сформированное™ сознания, его положительного или отрицательного характера. Правоведы рассматривают этот вопрос иначе. Они исходят из постулата, сформулированного психологами, о том, что сознание реализуется в деятельности и, следовательно, об уровне правосознания человека можно судить по его действиям. Правомерное поведение человека, высокий уровень его правовой культуры может служить показателем положительного уровня его правосознания. Совершение преступления, вне зависимости от его мотивов, говорит о деформации правосознания.
Можно выделить несколько основных функций правосознания:
1. Познавательная - это некая сумма юридических знаний, которая является результатом мыслительной деятельности и определяется понятием «правовая подготовка».
2. Оценочная - выражается в определенном эмоциональном отношении личности к различным явлениям правовой жизни, исходя из своего опыта. Такое отношение проявляется в оценке субъектом тех знаний и опыта, который он накапливает, в контексте данной ситуации или с перспективой на будущее. Степень оценки зависит от ценности объекта желания, цели конкретной деятельности, что служит основанием для выбора предпочтительных элементов системы права. Такие отношения могут быть поделены на четыре основных группы:
• к праву и законодательству в целом;
• к правоохранительным органам;
• к правовому поведению окружающих;
• к правомерности своего собственного поведения.
В результате практической реализации ценностного отношения человека ко всем перечисленным выше объектам возникает правовая установка, которая в основе своей представляет особое интеллектуально-эмоционально-волевое образование. Такая установка выражается в степени готовности субъекта оценивать информацию, явления и процессы и адекватно реагировать на них своими действиями. Такие установки формируют жизненные ориентиры и приоритеты личности. Это своего рода стратегия деятельности в юридически значимых ситуациях, носящая внутренний характер.
3. Регулятивная - результат реализации внутреннего плана оценочных отношений, включающая в себя различные источники правовой активности. Ее показателем может служить правомерное поведение как результат положительного уровня правосознания и противоправное поведение как следствие деформации правосознания.
4. Прогностическая - заключается в возможности предвидеть будущее состояние правовой системы, исходя из комплекса явлений и процессов, оказывающих влияние на правовую сторону жизнедеятельности общества и государства.
5. Коммуникативная - служит базисом для социального взаимодействия людей, установления контактов, передачи информации и возможности управления другими.
6. Функция моделирования - возможность формирования различных моделей поведения в юридически значимых ситуациях.
Следует особо отметить, что правовая подготовка не означает овладение теоретическими знаниями. Только воссоздание реальных юридически значимых ситуаций, их анализ и поиск и оценка различных видов действия может стать основой для формирования умения пользоваться теоретическими знаниями и перевести их в плоскость практических навыков.
Правосознание индивида, группы, общества является источником права, так как именно субъекты правоотношений, которыми мы все являемся, диктуют направление развития законодательства, формируют свои запросы и потребности. Только субъекты правоотношений могут претворить законы в жизнь, и только они могут дать оценку соответствия поведения существующим нормам права. Правовые нормы оказывают влияние на процесс формирования правосознания, выработки правильной оценки поведения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что правосознание и право существуют параллельно и зависят друг от друга. Чем выше уровень правосознания граждан, тем чаше люди делают выбор в пользу правомерного поведения и тем крепче законность и правопорядок.
Правосознание как особое образование обладает своей собственной структурой, представляющей собой единство трех элементов:
1. Правовая идеология - систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения. Она формируется в результате достижения компромисса, достигаемого в результате выявления интересов и приоритетов различных слоев населения. Правовое государство предполагает высокий уровень правовой идеологии и, как следствие этого, соблюдение принципа разделения властей, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, политический плюрализм, признание высокой роли правоохранительных органов. Правовая идеология в условиях авторитарных режимов формируется лицами, находящимися у власти и служит одним из способов манипулирования людьми. Частью современной правовой идеологии является общенациональная идея, которая представляет собой идею возрождения России,становления ее как правового, демократического государства, в котором будут обеспечиваться достойные условия
жизни. Реализация общенациональной идеи заключается и в определении достойной позиции России в мировом сообществе с целью отстаивания интересов своих граждан и защиты их прав и свобод.
2. Правовая психология - включает в себя те чувства, эмоции, переживания, настроения, которые характерны для общества в целом и социальной группы в частности. Именно правовая психология позволяет определить отношения различных наций и народностей государства, выявить различия в желаниях различных слоев населения. Она помогает реализовать все то, что вошло в привычку, культуру личности, ее самооценку. Уровень правовой психологии определяет степень умения человека контролировать себя в различных ситуациях, подавлять в себе отрицательные эмоции, которые могут стать причиной неправомерного поведения.
3. Поведенческие элементы - комплекс привычек, установок и ориентации субъектов правоотношений, степень их готовности к правомерным действиям.
Процесс формирования правосознания неразрывно связан с привитием человеку, группе, обществу правовой культуры. Эти понятия тесно связаны друг с другом, однако являются самостоятельными правовыми категориями. Если правосознание представляет совокупность теорий, чувств, привычек, в которых выражается отношение к праву в целом, то правовая культура включает в себя те ценности, которые были созданы человеком в правовой сфере. Правовая культура материализует идеи, мысли и чувства, определяет правовые убеждения, установки, которые ориентируют на правильное восприятие правовой системы общества.
Рассмотрение понятия «правосознание» в исторической ретроспективе с использованием междисциплинарного подхода создает предпосылки, необходимые не только для поиска отдельных инструментов педагогического влияния на процесс форми-
рования правосознания, но и создания целостной системы педагогического обеспе-
чения такого процесса на разных возрастных этапах развития человека.
ПРИМЕЧАНИЯ
' Медведев Д. А. Выступление на II Общероссийском гражданском форуме 22 января 2008 года. http://www.medvedev2008.ru/performance_2008_01_22.htm. (Accessed 5 June 2008).
Алексеев С. С. Философия права. М . : Норма, 1997.
Кистяковский Б. А. В защиту права//Вехи. М., 1991.
4
ПетражицкийЛ. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. 6 Соловьев В. С. Философские начала цельного знания//Собр. Соч. Т. 1. СПб, 1873-1877. С. 250-406. Чичерин Философия права / Чичерин Б. М.: Типо-литогр. Т-ва Кушнеров и К , 1900.
Стучка П. И. Революционная роль права и государства. Общее учение о праве. М., 1924. Макаренко Лекции о воспитании детей / Собр. соч.: в 7 т. М., 1957. Т. 4. С. 361-367.
Карева М. П. О соотношении права и нравственности в социалистическом обществе// Большевик, 1947, № 4. С. 47-53.
Покровский И .Ф. Формирование правового сознания личности (вопросы теории и практики). Л., 1972.
1Фарбер И. Е. Правовое сознание как форма общественного сознания. М., 1963.
Долгова А. И. Правовое воспитание молодежи как средство борьбы с преступностью // Правосознание и правовое воспитание молодежи: Сборник научных трудов. М., 1977. С. 31-36.
Easton D., Dennis J. Children and the political system. N.Y.: McGraw-Hill, 1969.
Lasswell H. Political socialization as a policy science // Handbook of Political socialization: Theory
and Research. N.Y.: Ed by D. Schwartz. 1977.
15
PiagetJ., Weil A. M. The development in children of the idea of homeland and of relations with other
countries// International social science bulletin. 1951. Vol. 3. P. 561-578.
Ingelhart R. The silent revolution: changing values and political styles among western publics. N.Y.:
Princeton, 1979.
17
Большой юридический словарь / Под ред. А. Я.Сухарева, В. Е.Крутских. М.: ИНФРА - М, 2000. С. 468.