ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ PSYCHOLOGY OF CONSCIOUSNESS
УАК 159.922
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
© Н. Б. Осипова © Н. Н. Ярушкин
Осипова Наталья Борисовна магистр психологии e-mail: [email protected]
В статье рассмотрено понятие «правовое сознание», сущность и функции правового сознания, функциональные компоненты и роль правосознания. При-велены описания метолик по изучению правового сознания и результаты исслелований.
Ключевые слова: сознание, правовое сознание, сущность правового сознания, виды правосознания, структура правосознания.
Ярушкин
Николай Николаевич
доктор психологических наук,
профессор
профессор кафедры обшей и социальной психологии Самарский государственный социально-педагогический университет
e-mail: [email protected]
Отражая социальную действительность, люди познают и усваивают существующие нормы совместной жизни, определенным образом оценивают их, признавая или отвергая, и в той или иной мере руководствуются ими в реальном поведении. Являясь непосредственным источником активности и регулятором человеческого поведения, сознание само испытывает регулирующее воздействие объективных факторов, к числу которых, относится: действующее право, практика его применения и иные явления правовой действительности. Сферы индивидуального, группового и общественного сознания, которые отражают правовые явления, принято именовать правосознанием. Исследование проблем правосознания требуют рассмотрения вопросов о его сущности, специфике, структуре, соотношения с другими сферами сознания. Спецификой этой сферы сознания является правовое осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости и границах правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями [9, с. 55].
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2016. No 1 (19)
Разумеется, отражение социальной действительности в советующих видах сознания нельзя разделить механически на отдельные ячейки. В реальной жизни все стороны сознания (как общественного, так и индивидуального) едины и неделимы, как неделим сам индивид или общественный организм. Обладая своей спецификой, различные виды сознания — политическое, правовое, нравственное сознание и др. содержательно и функционально дополняют друг друга [1].
Основы разработки теории правосознания были заложены еще в рамках дореволюционной науке и философии: в трудах В. С. Соловьева, Г. Ф. Шер-шеневича, Н. М. Коркунова, С. А. Муромцева, П. И. Новгородцева, Е. Н. Тру-бецкова, А. Ф. Тарановского, И. А. Ильина, Б. А. Кистяковского, Н. Н. Алексеева и др. В советское время категория правосознания получила свою дальнейшую разработку на базе синтеза юридического позитивизма и марксизма. Данная проблематика анализировалась в исследованиях Г. X. Ефремова, А. Э. Жа-линского, Г. А. Злобина, Е. В. Назаренко, А. Р. Ратинова, Н. Я. Соколова,
A. М. Яковлева и др.
Современное российское правоведение характеризуется большим количеством публикаций, посвященным различным аспектам теории правосознания, среди которых работы таких авторов как А. А. Абдумаминов, П. П. Баранов, А. В. Грошев, О. Ю. Комарова, В. Б.Романовская, В. Е. Семенов, В. Н. Си-нюков, Т. В. Синюкова, Н. М. Тапчанян, Я. В. Турбова, Н. В. Щербаков и др. В этих работах правосознание рассматривается как отражение юридического бытия, одно из средств функционирования и воспроизводства системы права и правопорядка, вследствие чего остается недостаточно разработанной связанность права с сознанием, укорененность права в правовом субъекте как личности и деятеле, способном к признанию, принятию и утверждению определенных ценностей.
Понять психологические механизмы и закономерности правоприменительного поведения личности невозможно без глубокого анализа структуры и условий формирования ее правового сознания. Однако само понятие правового сознания может определятся неоднозначно, как с позиции правоведения, так и с позиции психологии сознания, которая сегодня представляет самостоятельную область исследований и знаний (А. Ю. Агафонов, Г. В. Акопов,
B. М. Аллахвердов, А. В. Карпов, В. Ф. Петренко и др.). Различные подходы и теории определяют различную трактовку и способы операционализации сознания для последующего прикладного и практического исследования. Существующие дефиниции правового сознания имплицитно основываются на традиционных определений сознания, либо других, явной отчетливо не оформляемых представлениях. Не затрагивая новейших концепций сознания, обратимся к классическим представлениям о сущности сознания для последующего сопоставления с некоторыми имплицитно представленными трактовками сознания, включенные в определения и структуры операционализированных (тесты, опросники, анкеты) средств изучения правового сознания (табл. 1) [2].
Таблица 1
Классические представления о сущности сознания
Автор Понятие сознания
В.М. Бехтерев Под сознанием понимал «субъективную оценку», или субъективное, т.е. внутреннее непосредственно воспринимаемое состояние, которым сопровождаются многие психологические процессы. В. М. Бехтеровым было выделено шесть форм сознания, которые определяют также различные степени развития содержания сознания (от низшей к высшей): сознание своего существования; сознание своего тела; сознание окружающего пространства; сознание времени; сознание своей личности; сознание своего сознания.
С. Л. Рубинштейн Определяет сознание, как осознание объективной действительности, начинается там, где появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образовании, посредством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета.
Е. В. Шорохова Характеризует сознание «активным отношением человека к действительности, к самому себе, к своим поступкам и действиям, к действительности... »
Л. П. Буева Рассматривает сознание не только как отражение действительности в виде знаний, но и как «внутреннее субъективное отношение личности к объективным условиям и формам своей деятельности, к своим социальным функциям и ролям». В этом качестве сознание непосредственно выступает как механизм «внутреннего регулятора социальной деятельности и поведения личности».
А. Н. Леонтьев Раскрывает суть сознания с позиции теории деятельности, опровергает возможность отождествления сознания с объединением психических процессов (мышления, восприятия, памяти), умений и эмоциональных переживания. Сознание должно быть психологически раскрыто в его собственной характеристике. Оно должно быть понято не как знание только, но и как отношение, как направленность. Индивидуальное сознание, есть то, что персонифицирует деятельность.
Б. Г. Ананьев Считает, что благодаря накопленному жизненному опыту, т.е. опыта отражения и самой практической деятельности, усвоению через язык исторических сложившихся знаний сознание становится совокупностью субъективных отношений человека к природе, обществу, людям и самому себе.
В. Н. Мясищев Считал, что в понятие сознания входит как знание, «осознавание» объектов внешнего мира, так и отношение человека к осознаваемым объектам. [10, с. 24]
Представления о сознании таких общепризнанных психологов, как Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, В. Ф. Петренко и др. не включенные в таблицу 1, т. к. на наш взгляд работы этих авторов относятся к неклассической и постнеклассической психологии. Переходя к анализу правосознания, как сфере общественного, группового и индивидуального сознания, связанной с отражением правозначимых явлений, включающей правовые ориентации, отношения к правозначимым явлениям, охраняемым правом социальным ценно-
стям, отношение к праву, закону и правосудию, представления людей о правомерном и неправомерном, правопорядке в данном обществе.
Несмотря на длительное изучение проблемы правового сознания, определение этого понятия, осмысление его сущности, выявление особенностей его содержания остаются по прежнему актуальными, так как понятие правового сознания тесно связаны с определением права. Множественность воззрений на право, отсутствие в отечественной и зарубежной юридической науке единственного универсально понятия права, используемого теорией и практикой, приводит исследователей к постоянному переосмыслении понятия правосознания [6, с. 6].
Известный ученый в области юридической психологии В. Л. Васильев считает, что правосознание — это одна из форм общественного сознания, содержание и развитие его детерминированы материальными условиями существования общества. Оно отражает общественные отношения, которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права. Правосознание — психологическая основа реализации права. Оно зависит от функционирующего права и само влияет на его реализацию [3].
Правосознание — явление не только относительно самостоятельное по отношению к многочисленным внешним условиям, но во многом неизменное на протяжении значительных отрезков времени. Концептуально важно обратить внимание на то, что правосознание есть духовная основа правовой системы, обеспечивающая устойчивость последней даже при значительном динамизме развития. Правосознанию присуща некоторая константа, которая при всех изменениях экономики и политики воспроизводит некий тип отечественного правового мышления, выступающий основой российской традиции права [11].
И. А. Ильин рассматривал правосознание в качестве более значительного феномена, чем само право. Это понятие в работах ученого обозначает некий рационально-волевой акт, соединяющий как психологически-аффективный аспект, так и онтологически-правовой. Правосознание понимается Ильиным как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» — как некая универсалия, имеющая и формально-юридическое, и естественно-правовое измерение. Правосознание не тождественно «законосознанию» и не сводится к правильному усвоению гражданами норм позитивного права [5].
Правосознание всегда проявляется через вторую сигнальную систему, поэтому речемыслительная деятельность выступает в качестве механизма правосознания и показывает правовые установки и знания у людей. Правовое сознание отражает социальную действительность и активно на нее воздействует, что является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей. Правовое сознание существует только у индивидов, так же проявляется по признаку общности осознания своих правовых норм в обществе, в результате происходит объединение людей в группы, возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей и исторических эпох.
Правосознание связано с процессом социализации: во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентации в правовой сфере; а во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение [12, с. 35].
Выделяют три вида правосознания: общественное, групповое и индивидуальное. Общественное правосознание отражает правозначимые явления общественного бытия; общественное правосознание взаимодействует правовой идеологией — системой господствующих правовых идей, взглядов и установок, определяет направленность правотворчества и механизмы праворегуля-ции. Групповое правосознание зависит от узкогрупповых интересов, которые нередко противостоят общественным интересам. Групповое сознание может быть и асоциальным. Индивидуальное правосознание определяется правосознанием малых социальных групп, в которых включена личность, условиями ее бытового формирования. Индивидуальное правосознание отличается различными уровнями развития. На его формирование воздействуют многочисленные факторы, как общественного порядка, так и той микросреды, которая непосредственно окружает данную личность. В процессе формирования индивидуального правосознания личности эти факторы преломляются через конкретные условия жизни и психологические особенности личности и реализуются в ее деятельности.
В юридической литературе высказывается мнение, что правосознание -это лишь «массовое явление», что индивидуального правосознания вообще не существует. С этим утверждением трудно согласиться. Общественное сознание не имеет отдельного от людей существования, оно существует в умах конкретно-исторических индивидов. Ф. Энгельс писал, что человеческое мышление «существует только как индивидуальное мышление многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей» [9, с. 70].
Правосознание разделяется на: познавательную; оценочную; регулятивную стороны. Познавательная сторона правосознания связана с адекватным отражением правовых ценностей в сознании индивида. Оценочная сторона проявляется в личном отношении человека к правовым явлениям (положительном, безразличном, негативном). Регулятивная сторона направлена на контролирование процесса конкретного правозначимого действия и оценкой результата, так же предполагает наличие установки на правоприменительное поведение и проявляется в самом этом поведении [12].
Социальное поведение редко бывает «чисто» юридическим, обычно оно предусмотрено разными видами социальных форм, направляется и оценивается разными сферами сознания одновременно. Так, появление и поведение человека в публичном месте в сильной степени опьянения во время проведения какого-либо общественно-политического мероприятия будет оцениваться, как политическая бестактность, и как аморальный поступок, и как нарушение правопорядка, т. е. с точки зрения политической, нравственной, юридической, эстетической.
Итак, правосознание нашего общества, вытекающие из условий общественной жизни, является в основном и главном единым у абсолютного боль-
шинства граждан. Однако это не исключает того, что наряду с господствующим социалистическим правосознанием еще существуют чуждые ему взгляды, оценки, установки и ориентации в правовой сфере.
В отечественной литературе структура правосознания представлена довольно упрощенно, выделяются лишь два главных компонента: правовая идеология и социально-правовая психология. В действительности, структура правосознания предстает в виде множества сложных образований, различаемых между собой только в данной плоскости анализа и лишь в строгом определенном отношении. Структура правосознания, изучаемого с точки зрения глубины отражения правовых явлений, подразделяется на два уровня: обыденное и теоретическое правосознание.
Обыденным правосознание носит эмпирический характер, порождается повседневными условиями жизни людей, ограничивается непосредственными нуждами и сводится преимущественно к обиходным представлениям, оценкам, навыкам, поведения, а теоретическое правосознание проникает в сущность явлений, для познания их закономерностей и выражение их в системе взглядов, концепций, теорий [8].
В структуру правосознания входит четыре основных типа оценочных отношений. Это, во-первых, отношение к праву (его принципам, институтам и нормам), во-вторых, оценочные отношения к правовому поведению людей, в-третьих, к правоохранительным органам и их деятельности, и в-четвертых, к собственному правовому поведению (правовая самооценка).
Структура правосознания может быть познана по результатам функционирования, конечным его продуктам. Соответственно трем уже упомянутым функциям правосознания — познавательной, оценочной и регулятивной — определяются основные функциональные компоненты правового сознания и правовой психологии [8].
Таблица 2
Функциональная структура правосознания правовой психологии
Основные функции правосознания Психологические компоненты Результаты функционирования Эмпирические показатели Количественные характеристики
Познавательная Интеллектуальный Правовая подготовка Юридические знания и умения Степень осведомления
Оценочная Интеллектуально-эмоциональный Ценностные отношения к праву и практике его применения Оценочные суждения (мнения) Степень солидарности
Регулятивная Интеллектуально-эмоционально-волевой Правовые установки и ориентации Поведенческие позиции (решения) Степень устойчивости
Таким образом, правосознание характеризуется, как форма общественного, группового и индивидуального сознания. Правосознание людей определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, нравственным опытом, традициями общества, системой оценочных отношений к правозначимым явлениям. Право-
сознание формируется через речемыслительную деятельность и только у людей, и напрямую связано с процессом социализации. Правосознание является функцией возраста.
Сопоставление сущности сознания и правосознания выявило, что во всех представленных классических концепциях сознания в таблице № 1 прослеживается взаимосвязь с правосознанием в характеристиках знания и отношения.
Цель исследования — определить качественную специфику различных психодиагностических методик, оценки правового сознания студентов различных направлений обучения.
Объект исследования — теоретические и методические аспекты диагностики правового сознания в психологии.
Предмет исследования — сравнительное исследование результатов обследования студентов с использованием методик: «Измерение отношения к праву и правовых установок студентов» (Р. Р. Муслумов), опросник по правосознанию Дж. Тапп и Ф. Левина, анкета «Правосознание подростков» М. Л. Гайнера.
Гипотезы исследования:
1. Различные методики психодиагностики правового сознания позволяют выявить качественные и количественные особенности результатов;
2. Студенты различных направлений высшего образования (логопеды, дошкольные дефектологи и историки) характеризуются различными установками правового сознания.
Описание методик
Было проведено исследование методических аспектов правового сознания в психологии. В выборке участвовали молодые люди в возрасте от 17 до 23 лет. Исследование было проведено на 68 студентах первого курса СГСПУ историках, логопедов и дошкольных дефектологах. На студентах направления логопед и дошкольных дефектолог, исследование проводилось дважды с временным промежутком в 4 месяца, а студенты исторического факультета были выбраны, как группа с изучением «права», для того, чтобы определить существуют ли различия установок правового сознания у групп разных направлений.
Для практического изучения данной проблемы нами были взяты следующие диагностические процедуры:
1. Опросник по правосознанию Дж. Тапп и Ф. Левина.
2. Р. Р. Муслумов «Измерение отношения к праву и правовых установок студентов».
3. Анкета М.Л. Гайнер «Правосознание подростков».
В опроснике по правосознанию Дж. Тапп и Ф. Левина, содержится 15 вопросов, мы выбрали только те, которые соответствуют теме исследования, в итоге у нас получилось 8 вопросов изучающих знания правовых норм. Опросник по правосознанию Дж. Тапп и Ф. Левина содержит в себе открытые вопросы. С помощью данного опросника, мы сможем выявить, на сколько студенты осведомлены в правовых вопросах.
Методика Р. Р. Муслумова «Измерение отношения к праву и правовых установок студентов» состоит из 35 утверждений и предложенных вариантов ответа. Для большей дискриминативности ответов предложена следующая форма
ответов: «да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «нет». Целью данной методики является исследование эмоционально-оценочного отношения студентов к праву и их правовых установок. Основная (суммарная) шкала «Отношение студентов к праву и правовые установки» подразделяется на две субшкалы: шкала отношений студентов к праву (15 вопросов) и шкала правовых установок (20 вопросов) [7].
Анкета М. Л. Гайнер «Правосознание подростков» состоит из 78 вопросов, мы выбрали из общего количества 18 вопросов, которые подходят для диагностики студентов в изучении правовых норм, установок и взглядов. В анкете предложены варианты ответов, помогающие студентам в освещении данной темы. Данная анкета направлена на знание правовых норм у студентов и их отношение к различным правовым ситуациям [4].
Таблица 3
Сравнительная таблица методик по правовому сознанию
Методика Количество вопросов в изначальном и адаптирован -ном варианте Направлена на изучение Вариант (тип)ответа Сложность в обработке полученных результатов Общая оценка
Опросник по правосознанию Дж.Тапп и Ф. Левина 15(8) Знаний правовых норм Открытый Сложность в обработке результатов Данный опросник поможет изучить, насколько испытуемые освещены в вопросах правовых норм, установок и взглядов.
Р. Р. Муслумов «Измерение отношения к праву и правовых установок студентов» 35(35) Отношение к праву и правовых установок Предложены варианты ответов: «да», «пожалуй, да», «нет», «пожалуй, нет». Так как предложен ключ для обработки данных, сложностей Предложенная методика поможет при измерении отношения и правовых установок у студентов.
Анкета М. Л. Гайнер «Правосознание подростков» 78(18) Знаний и отношений к правовым нормам Представлены различные варианты ответов, по теме вопроса Сложность в обработке результатов Из-за предложенных, очень полных и различных вариантах ответа, данная анкета поможет выяснить, как студенты относятся к правовым установкам и понять их освещенность в вопросах правовых норм.
Таким образом, мы можем утверждать, что все эти три методики направлены на изучение правового сознания и каждая из представленных методик освещает его с разных сторон. Методика Р. Р. Муслумова «Измерение отношения к праву и правовых установок студентов», направлена на исследование эмоционально-оценочного отношения студентов к праву и их правовых уста-
новок. Анкета М. Л. Гайнер «правосознание подростков», поможет выяснить, как студенты относятся к правовым установкам и понять их освещенность в вопросах правовых норм. Опросник по правосознанию Дж. Тапп и Ф. Левина поможет изучить, насколько испытуемые освещены в вопросах правовых норм. Для более полного исследования правового сознания студентов необходимо провести все три диагностические процедуры, которые классифицируются как тест, опросник и анкета. Такая диагностика сможет дать наиболее информативный и точный результат.
Результаты исследования
Исследование эмоционально-оценочного отношения студентов к праву и их правовых установок позволило выявить основные показатели уровня правовой компетентности студентов, которые представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты исследования по методике Р. Р. Муслумова «Измерение отношения к праву и правовых установок студентов»
Результаты Группа ^^^^ Коэффициент солидарности Коэффициент интернализации
Дошкольные дефектологи (1 исследование) 0,72 0,72
Дошкольные дефектологи (2 исследование) 0,74 0,7
Логопеды (1 исследование) 0,7 0,71
Логопеды (2 исследование) 0,8 0,8
Историки 0,7 0,74
Результаты представленные в таблице 4 показывают, что коэффициент солидарности выражает степень одобрения студентами требований правовых норм, проявляется в отношении к правам других людей, характеризует их правовые эмоции и чувства. Коэффициент интернализации выражает соответствие правовых установок нормам права. Данное исследование показывает, что правовые эмоции и согласие с правовыми нормами (Кс), а так же готовность проявлять активность в области познания, применения и реализации права (Ки) у студентов всех групп высокий. Результаты в первом и во втором исследовании у групп дошкольных дефектологов и логопедов различаются, во втором исследовании результаты выше. Наиболее высокие результаты были выявлены у группы логопедов (0,8). В группе историков в сравнении с группами других направлений значительных изменений в результатах мы не выявили.
Таким образом, проведенное исследование по методики Р. Р. Муслумова показало, что у студентов всех групп коэффициент солидарности, согласие с правовыми нормами и отношение к праву, а так же коэффициент интернали-зации (усвоения) как внутренне присущих правовых предписаний в различных сферах отношений, т. е. степени включенности их правовых установок личности, высокий показатель.
Таблица 5
Результаты исследования опросника по правосознанию Дж. Тапп и Ф. Левина
Познавательный компонент (%)
Группа ———___
Дошкольные дефектологи (1 исследование) 94%
Дошкольные дефектологи (2 исследование) 94%
Логопеды (1 исследование) 95,2%
Логопеды (2 исследование) 95%
Историки 96,3%
В формировании правового сознания студентов особое значение имеют правовые нормы. Согласно полученным данным по опроснику Дж. Тапп и Ф. Левина познавательный компонент у групп всех направлений высокий. Наиболее высокий показатель выявлен у студентов исторического факультета, что можно объяснить тем, что группа данного направления изучает право и правовые нормы. Различий на временном промежутке не выявлено.
Анкету М. Л. Гайнера мы стуртуризировали и выделили шкалы: шкала правовых установок, поведенческая шкала и отношение к наказанию.
Студенты направления дошкольной дефектологии только в первом исследовании отметили, что люди не должны прибегать в своих делах к вмешательству к государству, а должны решать свои проблемы между собой, опираясь на традиции общества (6,3%). Преобладающее число студентов считает, что законы, это некоторый идеал, к которому нужно стремиться, но в реальной жизни можно соблюдать не всегда, так считают студенты группы дошкольной дефектологии в первом исследовании (24%). Значительное число студентов так же отметили, что законы устанавливаются государством и предназначены для управления людьми, которые должны их соблюдать, в группе дошкольной дефектологии первого исследования (42%). Законы устанавливаются государством на основе традиций, существующих в обществе, и люди обычно эти законы соблюдают (33%). Студенты считают, что нарушать законы не принято, даже если закон не нравится (19%), преимущественно был отмечено, что следовать законам необходимо, чтобы избежать наказания. (49,1%), так же было отмечено, что соблюдать законы нужно из за страха осуждения (10%) и если все будут нарушать, то жизнь станет опаснее (20,44%). Совершают преступления чаще те кто не отбывал заключение (26%), те кто отбывал (26%), и те и другие совершают преступления одинаково часто (38%). Соблюдать законы нужно, когда они согласуются с традициями общества (15%), когда они соответствуют представлениям семьи и круга друзей (6,2%), когда соответствуют личным убеждениям (17,2), когда за несоблюдение законов следует наказание (19%). Нарушение прав человека является ограничения по полу и возрасту при приеме на работу (22%). Студентами показалось наиболее привлекательным вариант, что государство гарантирует всем работу и заработную плату (61.4%). Право нужно изучать, чтобы знать и уважать права других людей (29%), чтобы знать свои права и уметь их отстоять (39,4%), необходимо знать
историю права и ситуацию в других странах, тогда люди будут понимать, что им нужно делать (50%), о праве и законах студены узнают в большей степени от учителей (38%) и телепередач (29%).
Изучение поведенческого компонента показал, что в ситуации, когда студенты видят начало драки, и к виновникам подходят полицейские и собираются их забрать, а вы все видели и знаете кто виноват, то пассивную позицию выбрали (5%), (29%) — станут участвовать в разъяснении ситуации правоохранительным органам, (27%) — станут все разъяснять только в случае, если рядом находились еще люди. В ситуации, когда вы пришли с другом в малознакомую компанию и вам предложили сигареты, которые возможно могут содержать наркотические вещества, большинство студентов ответили, что не станут пробовать и удержит товарища (78%). В ситуации, когда есть возможность украсть и остаться незамеченными, (71,6%) выбрали, что не станут этого делать.
Отношение к наказанию у студентов следующее, наказания перевоспитывают нарушителей закона (25,1%), наказание это защита от других преступников (32,3%), наказание служит предостережением других граждан (26,3%), если ужесточить наказание, то количество преступлений уменьшиться (62%), не измениться(24%), смертную казнь необходимо отменить и заменить другим наказанием (24,1%), сократить ее применение (17,4%), отставить все как есть (11%), расширить ее применение (23,5%),ограничение прав человека допустимо когда необходимо защищать права других людей (17%), для поддержания порядка и стабильности (18%), для улучшения экономичного состояния людей (2,3%), при расследовании преступлений (17,3%), при борьбе со стихийными бедствиями (14%) и при военных действиях (18%).
Выводы
Таким образом, правовое сознание является предметом изучения многих наук. В рамках различных дисциплин правосознание анализируется соответственно с разных ракурсов, под разными углами зрения. Каждая из научных дисциплин разрабатывает свой круг проблем правосознания, использует соответствующие теории, приемы и средства, методы анализа и объяснения. Однако и по сей день отсутствует достаточно четкое определение понятия «правового сознание». Нет единого мнения относительно его структуры, функционального анализа, высказывающего мнения относительно объекта и субъекта правосознания и его структуры.
В результате полученных данных проведенного исследования первая гипотеза, что различные методики психодиагностики правового сознания позволяет выявить качественные и количественные особенности результатов, получила свое обоснование. Вторая гипотеза, что студенты различных направлений высшего образования (логопеды, дошкольные дефектологи и историки) характеризуются различными установками правового сознания не получила своего обоснования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акопов Г. В. Психология сознания: Вопросы методологии. Теории и прикладных исследований. Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Москва : АСТ Москва, 2009.
3. Васильев В. Л. Юридическая психология. Санкт-Петербург : Питер, 2005.
4. Гайнер М. Л. Правосознание подростков. Москва : Магистр, 1998.
5. Ильин И. Л. О правосознании // Русская философия права: философия веры и нравственности / сост. Л. П. Альбов. Санкт-Петербург, 1997.
6. Минияров В. М. Правовое сознание учащихся в зависимости от их характера : монография. Самара : СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2013.
7. Муслумов Р. Р. Правовое сознание личности : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013.
8. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. Москва : Наука, 1977.
9. Ратинов А. Р. Правовая психология и преступное поведение, Теория и методология исследования / А. Р. Ратинов, Г. X. Ефремова. Красноярск : Изд-во Краснояр, ун-та, 1988.
10. Сознание в актуальных измерениях: академический проект / отв. ред. Г. В. Акопов, Т. В. Семенова. Самара : ПГСГА, 2010.
11. Сорокин В. В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2001. № 10. С. 59-70.
12. Ярушкин Н. Н. Правовая психология : учеб. пособие. Самара : Самар. гуманит. акад., 2003.
REFERENCES
1. Akopov G. V. Psihologija soznanija: Voprosy metodologii. Teorii i prikladnyh issledovanij [Psychology of consciousness: problems of methodology. Theory and applied research]. Moscow: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2010.
2. Bol'shoj psihologicheskij slovar' / Sost. i obshh. red. B. G. Meshherjakov, V. P. Zin-chenko [Great psychological dictionary: Sost. and the General ed. by B. G. Meshcheryakov, V. P. Zinchenko]. Moscow: AST Moskva, 2009.
3. Vasil'ev V. L. Juridicheskaja psihologija [Legal psychology]. St.Peterburg: Piter, 2005.
4. Gajner M. L. Pravosoznanie podrostkov [The legal Consciousness of teenagers]. Moscow: IChP «Izd-vo» Magistr, 1998.
5. Il'in I. L. Russkaja filosofija prava: filosofija very i nravstvennosti / sost. L. P. Al'bov [Russian philosophy of law: philosophy of faith and morality / sost. L. P. Albou]. St.Peterburg, 1997.
6. Minijarov V. M. Pravovoe soznanie uchashhihsja v zavisimosti ot ih haraktera: monografija [Legal consciousness of students, depending on their nature: monograph]. Samara: SF GBOU VPO MGPU, 2013.
7. Muslumov R. R. Pravovoe soznanie lichnosti: uchebnoe posobie [Legal consciousness of the person: textbook]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. Un-ta, 2013.
8. Ratinov A. R. Metodologija i metody social'nojpsihologii [Methodology and methods of social psychology]. Moscow: Nauka, 1977.
9. Ratinov A. R. Pravovaja psihologija i prestupnoe povedenie, Teorija i metodologija issledovanija [Legal psychology and criminal behaviour, the Theory and methodology of research]. Krasnojarsk: Izd-vo Krasnojar, un-ta, 1988.
10. Soznanie v aktual'nyh izmerenijah: akademicheskij proekt / Otv. Red. G.V. Akopov, T.V. Semenova [Consciousness in the relevant dimensions: academic project]. Samara: PGSGA, 2010.
11. Sorokin V. V. Pravosoznanie v perechodnyj period obchestvennogo razvitija // Zhurnal rossijskogo prava [Russian law journal]. 2001. No. 10. Pp. 59-70.
12. Jarushkin N. N. Pravovajapsihologija: uchebnoeposobie [Legal psychology]. Samara: Samarskaja guman. akademija, 2003.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE STUDY OF LEGAL CONSCIOUSNESS IN PSYCHOLOGY
N. Osipova, N. Yarochkin
The article considers the notion «legal consciousness», the nature and function of legal consciousness, functional components and the role of justice. Descriptions of methods for the study of legal consciousness and the results of the research.
Key words: conscience, legal conscience, the essence of legal consciousness, types of consciousness, the structure of justice.