Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования индивидуального правосознания старшеклассников'

Теоретические основы формирования индивидуального правосознания старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
666
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Радченко Лидия Алексеевна

В статье обоснована актуальность проблемы формирования индивидуального правосознания современных старшеклассников. Описана теоретическая модель индивидуального правосознания старшеклассника, представляющая единство интеллектуального, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов. Выделены познавательная, оценочная и регулятивная функции, определяющие сущность правосознания.Описаны три уровня его сформированности: правосознание законопослушной направленности, правосознание преобладающе положительной направленности, противоречивое правосознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования индивидуального правосознания старшеклассников»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 373+371

Радченко Лидия Алексеевна

Старший преподаватель кафедры воспитания и дополнительного образования, Волгоградская государственная академия последипломного образования, [email protected], Волгоград

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы формирования индивидуального правосознания современных старшеклассников. Описана теоретическая модель индивидуального правосознания старшеклассника, представляющая единство интеллектуального, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов. Выделены познавательная, оценочная и регулятивная функции, определяющие сущность правосознания. Описаны три уровня его сформированности: правосознание законопослушной направленности, правосознание преобладающе положительной направленности, противоречивое правосознание.

Ключевые слова: индивидуальное правосознание, структурные компоненты правосознания, показатели и критерии сформированности, уровни развития индивидуального правосознания.

Процессы построения демократического правового государства остро актуализируют проблему формирования правосознания у подрастающего поколения. Такая задача поставлена перед современной системой образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где целевым ориентиром для среднего общего (полного) образования определено развитие и формирование личности обучающегося, подготовка его к жизни в обществе, жизненному самоопределению, способности защищать свои права, владение правовыми знаниями и применение их в юридически значимых ситуациях [8].

Целесообразность формирования правосознания у обучающихся старшей ступени общего образования обосновывается и тем, что в этом возрасте у школьников интенсивно формируется самосознание. Старший школьный возраст определяется исследователями как один из важнейших периодов в процессе становления личности, он характеризуется наиболее интенсивным включением учащихся в жизнь общества и их активной социализацией. В этот период для растущих людей типичен поиск общественно значимых дел, признаваемых обществом, оцениваемых обществом, так как участие в таких делах позволяет им утвердить себя в обществе. Вместе с тем следует отметить, что в этом возрасте у многих детей проявляется правовой нигилизм, выражающийся в игнорировании нравственных и правовых отношений к окружающим, нарушении

правовых норм ради удовлетворения своих потребностей, отсутствии ответственности за свои поступки, частом использовании гипертрофированных потребностей и выборе негативных средств с целью самоутверждения и самовыражения. С. Л. Сибиряков, анализируя факторы подростковых правонарушений, пишет: «...участились правонарушения из-за сверхудовлетворенных потребностей, т. е. негативные формы поведения подростков и молодежи из привилегированных слоев общества, из богатых семей» [7, с. 234].

Согласно официальной статистике МВД РФ на конец 2014 г., в Российской Федерации несовершеннолетними и при их участии совершено 99 тыс. уголовно наказуемых деяний. При этом удельный вес тяжких и особо тяжких составов подростковой преступности составил 20,1 %. Более 32 % подростков совершили преступления в группах по предварительному сговору, каждый третий подросток на момент совершения преступления находился в состоянии алкогольного опьянения, каждый второй несовершеннолетний правонарушитель уже нарушал закон ранее [6].

Одной из причин такой ситуации исследователи отмечают стихийный и бессистемный характер формирования индивидуального правосознания старшеклассников в образовательной практике современной школы. Результаты опроса, проведенного нами в 2014 г. в школах Волгограда и Волгоградской области (всего в опросе приняли

участие 670 обучающихся 9-11-х классов), свидетельствуют о том, что правосознание более половины старшеклассников находится на низком уровне сформированности. Подавляющее большинство старшеклассников (80 %) «законы уважают», 27 % школьников считают, что законы «не отражают реальную действительность», 30 % считают «законы несправедливыми», 24 % указали на то, что правовые знания нужны современному человеку для того, чтобы казаться культурным человеком, 20% - чтобы пользоваться авторитетом у окружающих, 23% - чтобы успешно заниматься бизнесом. И только 32 % из числа опрошенных считают, что правовые знания необходимы, чтобы не нарушать закон, вести себя правильно в юридически значимых ситуациях. Третья часть участников исследования считают для себя возможным решать спорные вопросы без обращения к правоохранительным органам, а с помощью влиятельных знакомых, а 10 % считают правильным восстановление справедливости через применение силы, 13 % респондентов выразили недоверие правоохранительным органам, 43 % школьников считают, что уголовная ответственность наступает лишь с 18 лет, 38 % респондентов полагают, что до 16 лет уголовная ответственность не может быть применима.

Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, обусловлена рядом выявленных противоречий, среди которых и противоречие между провозглашением приоритета формирования правосознания учащихся как одной из главных целей современного школьного образования и слабо развитой практикой средней школы в этом направлении в связи с недостаточной разработанностью научных основ этого процесса, в первую очередь, с неразработанностью понятия «правосознание» применительно к старшему школьному возрасту. В настоящей статье осуществлена попытка выявления сущностных характеристик правосознания старшеклассников как теоретической основы его формирования.

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что к настоящему времени в педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки исследования формирования индивидуального правосознания старшеклассников. К проблеме формирования правосознания

и правомерного поведения учащейся молодежи в России обращались С. В. Широ, Н. И. Элиасберг [9; 10] и др.; вопросам профилактической деятельности в процессе правового воспитания как средства формирования правосознания посвящены работы Л. И. Заморской, В. И. Кудрявцева, В. В. Оксамытного, С. Л. Сибирякова [2; 3; 5; 7] и др. Большинство исследователей рассматривают индивидуальное правосознание личности через соотнесение с основными составляющими психологического механизма поведения личности в юридически значимой ситуации и понимают его как неразрывное единство таких компонентов, как: знание права, признание права, прочувствование права, претворение права в жизнь. С опорой на эти позиции нами было конкретизировано понятие «правосознание личности старшего школьника» и выделены его структурные компоненты. Под правосознанием личности старшего школьника мы понимаем функционально целостную совокупность свойств личности, определяющих осознаваемое отражение правовой стороны социальной реальности и произвольную регуляцию правомерного поведения, обусловленную им.

Исследуя содержание правосознания личности, ученые выделяют две группы структурных компонентов. К первой группе относятся идеологические элементы: правовые знания, представления, понятия, убеждения, идеи о необходимости установления соответствующих норм права, о содержании права, правовая характеристика поведения людей. Ко второй группе отнесены такие психологические элементы, как: правовые чувства, эмоции, настроения. Психологические элементы в отличие от идеологических содержат эмоциональное восприятие правовых явлений. В психологических элементах общественное бытие отражается не обыденно, как в правовой идеологии, а конкретизировано: оно связано с конкретными правовыми реальностями, которые непосредственно проявляются в чувствах и настроениях людей. Следовательно, на уровне индивидуального правосознания, на наш взгляд, психологические элементы приобретают наибольшее значение.

В качестве основных структурных составляющих индивидуального правосозна-

ния старшеклассников нами выделены следующие компоненты: интеллектуальный, эмоционально-волевой и деятельностный.

Интеллектуальный компонент включает в себя результат процесса познания окружающей правовой действительности, адекватное отражение ее в сознании старшего школьника в виде представлений о правовых нормах, понятиях и суждениях. Они создают у старшеклассников общие представления о праве, государстве, окружающей правовой действительности и ориентируют на определение способов действий личности в разных юридически значимых ситуациях, закладывают основу для формирования правильного отношения личности к правовой действительности, к познанию права и правовой системы общества.

Знания о праве, полученные старшеклассником из различных источников информации и общения с другими людьми, становятся главным ресурсом формирования его индивидуального самосознания.

В исследовании С. В. Широ выделено несколько аспектов правового воздействия на человека. С одной стороны, оно обращено непосредственно к его сознанию. Так, правовое предписание, предназначенное личности, воспринятое ее правосознанием, реализуется впоследствии в его поведении в правовой ситуации. С другой стороны, регулируя социальные процессы, отражая отношение общества и характеризуясь форма-лизованностью требований и предписаний, санкционированностью государственных дозволений и запретов, правовые нормы стимулируют юридически правильное поведение личности, понуждают к совершению тех или иных действий. Таким образом, итогом отражения правовых явлений в сознании человека является индивидуальная система норм восприятия правовой действительности, ее оценок, правомерного поведения [9]. Рассматривая правовые нормы в качестве информации о внешней среде, исследователи выделяют три направления информации, содержащейся в правовых предписаниях. Во-первых, право в целом, как и каждая норма, так и группа норм, содержит определенные сведения о возможном поведении окружающих человека людей в разных областях жизни. Так человек получает представления о той «среде», в которой

он оказывается в силу своей принадлежности к обществу и где ему предстоит действовать. Во-вторых, правовые предписания содержат не известные ранее субъекту сведения о вариантах поведения. В таком случае право может предлагать новые цели, которые субъектом не могли быть поставлены или новые средства достижения ранее известных целей. Наконец, право прогнозирует возможные позитивные или негативные последствия различных действий. Особо следует подчеркнуть, что правовые нормы усваиваются не столько в форме информации о должном поведении, сколько в форме приобщения к правовым знаниям, которое не сводится только к акту понимания, а составляет практически духовное освоение предметного поля деятельности и затрагивает все побудительные, установочные стороны бытия человека [5]. Правовая информация распространяется и предоставляется личности целенаправленно, ее важнейшая цель - склонить человека к определенным действиям. Но для того чтобы этот процесс осуществлялся, информация, поступающая в сознание личности, должна быть ею опосредована, переработана и усвоена [7]. Развивая этот теоретический посыл, отметим, что, она должна не только поступить к человеку, но и быть им верно усвоена.

Эмоционально-волевой компонент правосознания старшеклассника характеризуется эмоциональным отношением к правовым явлениям, его непосредственной реакцией на взаимодействие с действительностью, поведением окружающих в правовой ситуации, способностью мотивировать свои поступки. Согласно психологической теории отношений В. Мясищева, психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, отношения отдельных людей определены обобщенными отношениями, которые выражаются и отражаются в отдельных поступках и во всей деятельности человека, т. е. человек является тем самым продуктом общественных отношений [4].

Деятельностный компонент правосознания старшеклассника отражает формирование ответственности, готовность

к самоограничению, проявляющемуся в выполнении правил, норм, выборе верного способа поведения, творческой активности, готовности к сознательным действиям. Приобретенные личностью правовые знания, оценочное отношение к правовым явлениям и событиям преобразуются в правовую установку, в готовность соотносить свои поступки в соответствии с принятыми в обществе правовыми нормами. Таким образом, правовая установка в данном случае выступает своеобразным связующим звеном между достигнутым уровнем правосознания и прогнозируемым личностью поведением. Право в данном случае выступает в своем идеальном и объективном измерении как элемент (цель и мотив) поведения, сознательной деятельности человека и общества в целом, что предполагает результат правовой деятельности и пути ее реализации с помощью определенных средств. Как отмечает Л. И. Заморская, исследуя ценностно-нормативную характеристику права, «право (идея права, принцип права) выступает в этом смысле как способ интеграции различных действий человека и общества в некоторую последовательность или систему» [2, с. 39]. Преломляясь в сознании индивида, права и обязанности опосредуются через объективную действительность и индивидуальный опыт личности, способствуя переводу социального в индивидуальное.

Значимую роль в данном случае играют установки личности старшеклассника, которые представляют собой результат единства двух условий: наличия потребности у него поведения и ситуации, в которой эта потребность может быть удовлетворена.

Как психологическое состояние, предшествующее поведению, правовая установка, согласно М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, характеризуется осознанием своих потребностей, требований общества; осознанием целей, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению требований; осмысливанием и оценкой условий, в которых будут протекать предстоящие действия; актуализацией предшествующего опыта; определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных способов исполнения требований; оценкой соотношения своих возможностей, уровня притязаний

и необходимости достижения определенного результата [1].

В отличие от инстинктивных действий поведение личности всегда отличается осознанным волевым проявлением. Подвергаясь целенаправленному воздействию со стороны права, человек соотносит свои поступки с ограничениями, исходящими от правовых норм. Соответственно, он может следовать правовым нормам либо нарушать их, в зависимости от направленности сформированного правосознания личности. Таким образом, правомерное поведение личности определяется как «ее деятельность в сфере социально-правового регулирования, основанная на сознательном выполнении требований норм права, которое выражается в их соблюдении, исполнении и использовании», «в отчете перед собой об этих событиях» [5; 11].

С точки зрения нашего исследования представляют интерес формы правомерного поведения личности, описанные С. В. Широ:

- соблюдение права (выражается через отказ в юридически значимых ситуациях от совершения каких-либо действий);

- исполнение правовых норм (выражается в совершении определенных действий, предписанных законом, и использовании правовых норм, т. е. предоставлении человеку возможности выбора того или иного способа действовать) [9].

Исходя из вышеизложенного, ученый делает вывод о том, что сформированное правосознание, отражаясь в его конкретном внешнем проявлении - правомерном поведении - вырабатывает у человека потребность сознательно и добровольно соблюдать требования закона, чтобы юридические понятия и категории, право и законность органически вошли в систему ценностей личности, формировали правосознание, мировоззрение учащихся, их правомерное поведение [9].

В ходе исследования нами были выделены познавательная, оценочная и регулятивная функции правосознания старшеклассника.

Познавательная функция заключается в том, что приобретенные правовые знания и представления в области правовой деятельности служат одним из ресурсов для осмысления целостности общественной жизни. Кроме того, при необходимости выявляются события, действия и состояния

правовой реальности [2].

Оценочная функция заключается в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам, например, к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности; к самому правосознанию, использованию нравственных и других критериев при сопоставлении социальных ценностей.

Регулятивная функция правосознания заключается в том, что нормативные акты и другие правовые предписания, юридические знания выполняют функцию ориентиров в общественной жизни, обеспечивают регламент общественных отношений.

В качестве основных показателей правосознания старшеклассника выступают: его направленность (от правомерной до противоправной), гармоничность (либо противоречивость) и полнота (как сформирован-ность комплекса свойств правосознания, необходимых для произвольной правовой ориентации в поведении).

На основе сопоставления степени проявления основных показателей и критериев структурированности правосознания выявлено три уровня его развития:

- правосознание законопослушной направленности, характеризующейся высокой степенью сформированности правосознания, выражающей зрелую антикриминальную устойчивость личности;

- правосознание преобладающе положительной направленности, характеризующееся недостаточной зрелостью взглядов, убеждений, личностных принципов и норм поведения, что выражается в слабой антикриминальной устойчивости;

- противоречивое правосознание, в котором сочетаются нейтрально-положительные и отрицательные взгляды и представления на явления правовой действительности, соответствующие им отношения и ожидания.

Таким образом, определение понятия «правосознание старшеклассника» на основе соотнесения с основными составными ча-

стями психологического механизма юридически значимого поведения, выделение его основных компонентов, уровневая характеристика параметров их сформированное™ может послужить, на наш взгляд, основой для моделирования эффективного педагогического процесса его формирования и последующей ее проверки в образовательном процессе старшей школы.

Библиографический список

1. ДьяченкоМ. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. - Мн., 2006. - 176 с.

2. Заморская Л. И. Ценностно-нормативная характеристика права: концептуальный подход // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2013. - № 1 (22). -С. 38-41.

3. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. - М.: Наука, 1982. - 287 с.

4. Мясищев В. И. Психология отношений. Избр. психолог. труды. - М.: Наука, 1995. - 356 с.

5. Оксамытный В. В. Общая теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 511 с.

6. Статистика и аналитика: статистика за 2013 г [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/ reports (дата обращения: 15.02.2014).

7. Сибиряков С. Л., Тазабаев Р. Х. К вопросу о мерах предупреждения насилия в подростково-молодежной среде // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. -2012. - № 4 (21). - С. 234-238.

8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.05. 2014) // Российская газета. -2012. - № 303. - 21 декабря.

9. Широ С. В. Проблема вторичной правовой социализации человека в контексте теорий психоанализа // Право и образование. - 2011. -№ 10. - С. 57-67.

10. Элиасберг Н. И. Гражданское образование - педагогический, социальный и культурный феномен: монография. - СПб.: Союз, 2006. - 167 с.

11. Marc Hertogh. A. European Conception of Legal Consciousness: Rediscovering Eugen Ehrlich // Journal of Law and Society. - December 2004. - Vol. 31, № 4. - Р. 457-481.

_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ_

Radchenko Lidiya Alekseevna

Senior lecturer of the department of moral education and further education, Volgograd State Academy of Postgraduate Education, [email protected], Volgograd

THEORETICAL BASES OF FORMATION OF THE INDIVIDUAL CONSCIOUSNESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Abstract. The urgency of the formation of individual legal consciousness of modern senior pupils is proved in the article. A theoretical model of legal consciousness of a modern senior pupil, representing the unity of intellectual, emotional and volitional and behavioral components is described. Cognitive, evaluative and regulatory functions that define the essence of legal consciousness are marked. The following three levels of its establishment are described: legal consciousness of law-abiding direction, legal consciousness of predominantly positive direction, contradictory legal consciousness.

Keywords: individual legal consciousness; structural components of legal consciousness; criteria of its formation; the development levels of individual legal consciousness.

Поступила в редакцию 25.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.