Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – ВАЖНАЯ СТУПЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ИОСО'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – ВАЖНАЯ СТУПЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ИОСО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИОСО / технология / новизна / мышление / тренинг / эксперимент / IOSO / technology / novelty / thinking / training / experiment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джават Саид-Бурханович Файзуллаев

В данной статье рассматриваеся ИОСО как образовательный аспект, приводится пример разработки урока литературы. В результате подключения продуктивного мышления к уроку возникает нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, IOSO is considered as an educational aspect, an example of the development of a literature lesson is given. As a result of connecting productive thinking to the lesson, something original, fundamentally new for the subject arises

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – ВАЖНАЯ СТУПЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ИОСО»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - ВАЖНАЯ СТУПЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ

ТЕХНОЛОГИИ ИОСО

Джават Саид-Бурханович Файзуллаев

Профессор кафедры русского языка и литературы факультета гуманитарных наук Чирчикского госудаственного педагогического института Ташкентской

области

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваеся ИОСО как образовательный аспект, приводится пример разработки урока литературы. В результате подключения продуктивного мышления к уроку возникает нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта

Ключевые слова: ИОСО, технология, новизна, мышление, тренинг, эксперимент

ABSTRACT

In this article, IOSO is considered as an educational aspect, an example of the development of a literature lesson is given. As a result of connecting productive thinking to the lesson, something original, fundamentally new for the subject arises Keywords: IOSO, technology, novelty, thinking, training, experiment

ВВЕДЕНИЕ

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы была и остаётся одной из самых актуальных. В течение долгого времени она стоит в центре внимания целого ряда научных педагогических коллективов. Методисты и учителя Узбекистана давно ведут поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы. Одним из таких путей является применение в учебном процессе образовательных учреждений технологии ИОСО. Данная технология способствует повышению активизации мыслительно-познавательной деятельности учащихся. ИОСО образовательный аспект, который предусматривает деятельность учащихся через организацию тренингов в формате диалогового взаимодействия, обучаемых в диаде «учитель -учащийся» и «учащийся - учащийся». Диалоговое взаимодействие способствует развитию мыслительно-познавательной деятельности обучаемых. В результате

June, 2022

799

подключения продуктивного мышления к уроку возникает нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта. Степень новизны

- наличие здесь высока. Условие возникновения такого мышления проблемной ситуации, способствующей осознанию потребности в открытии новых знаний и высокой активности субъекта, решающего намеченную проблему.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Для достижения учебной цели, мы разработали проект уроков литературы в формате технологии ИОСО, который представлен в системе и предусматривает методы и приёмы, используемые учителем на уроке, а также разнообразные формы деятельности обучаемых.

Наш экспериментальный план-проект (учитель предвидит результат обучения) предусматривает пять этапов работы. План урока: Первый этап

Приветствие группы. Обсуждение темы. Храбрость быть собой. Демонстрируется слайд №1 (цитата индийского философа ОШО) «свобода означает способность сказать «да», когда нужно да, сказать «нет», когда нужно нет, а иногда промолчать когда ничего не нужно, быть в молчании, ничего не говорить. Когда все эти составляющие доступны, это и есть свобода».

Учащиеся записывают цитату ОШО в тетрадь и осмысливают ее в формате приема критического мышления ИНСЕПТ, с использованием знаковой системы: «?» - я это знал, «+» - это для меня новое, «-» противоречит моим знаниям, «?» - об этом хочу узнать больше. Применение этого приёма нацелено на развитие систематичности мышления у обучаемых, умения классифицировать поступающую информацию и выделять в ней новое. Второй этап

Беседа: Притча. Что это такое?/Какие виды притчи вы знаете? (библейская, авторская)/ Назовите жанровые признаки притчи/Чем притча отличается от сказки? От легенды? Басни?

Упражнения: «Диагноз», «Точка зрения» (по современной притче «Несвятая троица»).

Несвятая Троица

Как-то раз радостное ЭГО повстречало грустное ЭГО, и спрашивает у него: «Послушай, а что это ты всё время грустишь? Посмотри — как много вокруг радостных событий и переживаний. Есть ведь чему порадоваться!».

June, 2022

800

Academic Research in Educational Sciences ISSN: 2181-1385

Volume 3 | Issue 6 | 2022 Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

А грустное ЭГО ему отвечает: "Чему же туг радоваться-то, братец? За что ни возьмёшься — всё ненастоящее, всё иллюзии одни, нет ничего реального в этом мире! "

В это же самое время проходило мимо них деловое ЭГО, которое сказал»: "Ну, что вы тут совсем без дела стоите?! Делом нужно заниматься, делом, работать нужно, не покладая рук!". И, гневно посмотрев на них, продолжило свой путь. "Видишь", — грустно сказало грустное ЭГО. «никому мы не мешали, стояли себе в стороне, и то огребли, чему же тут радоваться?". "Да хотя бы тому, что это нудное деловое ЭГО так быстро отстало от нас! " — радостно воскликнуло радостное ЭГО. Но грустное ЭГО, разочарованно махнув рукой, побрело дальше собирать от жизни и от неблагодарной, как ему казалось, судьбы, тумаки, да шишки. Радостное ЭГО почесало недоумённо в затылке, обрадовалось, что всё это недоразумение так быстро закончилось, и вприпрыжку побежало дальше собирать для себя впечатления.

А в то самое время, когда всё это происходило, Солнце успело три раза искупаться в облаках, птицы дрозды накормили своих детей, а Медведь сидел в зарослях малины и блаженно запускал одну ягоду за другой в свой необъятный для вкусностей рот.

Мир жил своей обычной жизнью — светило Солнце, летали птицы, Медведь наслаждался малиной, а радостное ЭГО, печальное ЭГО и деловое ЭГО спешили насладиться тем, что было лично для них правильно и хорошо... «Диагноз»: Группе предлагаются вопросы для обсуждения:

1. Почему сказка называется «Неснятая Троица»? (троица Святая: во Имя-Отца, Сына и Святаго духа!)

2. Почему имена героев унифицированы по «темпераменту» личности и по своим «действиям» возведены в ЭГО?

(фрейдовская концепция «Я - ЭГО — что это значит?)

3. В чем дидактичность содержания?

(притча-сказка: поучительность, своеобразная иносказательность, сказочные элементы).

4. Что значит «Мир жил своей обычной жизнью, (философия экклезиастов).

Каждому участнику группы следует высказаться по поводу размышлений участников других групп, отметить, чье высказывание более близко к собственной позиции участника. Так в аудитории реализовывается технология сотрудничества. После подсчета совпадений формируются

подгруппы из пяти человек для дальнейшей работы на уроке.

June, 2022

Academic Research in Educational Sciences ISSN: 2181-1385

Volume 3 | Issue 6 | 2022 Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

Упражнение «Точка зрения» нацелено на овладение приемами

убеждения, аргументации, используемыми в дискуссии. Выполнение данного упражнения осуществляется в такой последовательности:

Первая установка: Учащимся предлагаются «толстые» вопросы, требующие размышления.

Вторая установка: Учащимся предлагается выбрать для себя оппонента из другой команды и начать дискуссию по интересующей их теме (не более 15 минут). Тематика приблизительно такая: Что можно сказать о героях Лермонтова, Тургенева, Достоевского? Что значит для них установка «храбрость быть собой»?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В классе идет коллективное обсуждение темы (право начала диалога предоставляется самим участникам).

Третья установка: Проанализируйте полученный результат по вопросам:

• Какие аргументы или приемы убеждения явились для вас переломными?

• Что влияет на перемену точки зрения в пользу оппонента: его личное обаяние и умение найти подход к вам; его аргументы, сама постановка проблемы, которая не затрагивает ваших личных интересов, а потому не создает ситуации отстаивания собственной точки зрения любыми путями?

• Что предпочтительнее для вас в реальной ситуации: принятие точки зрения оппонента или отстаивание своей?

REFERENCES

1. Андриянова В.И. Интеллектуальное воспитание и обучение учащихся. Ж. «Халк таълими» 2005 №1.

2. Богданова О.Ю. Особенности изучения эпических произведений. В пособии «методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях». М.1987.

3. Магдеева С.С. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. Учебное пособие для студентов и магистров пед.вузов. Т.2009.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение на современном этапе. М.2006.

June, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.